Выставка "весь бакст". Выставка бакста откроется в русском музее Картины бакста в корпусе бенуа

Из собрания Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства хранит крупнейшую коллекцию театральных эскизов Леона (Льва Самойловича) Бакста — знаменитого художника, одного из основателей объединения «Мир искусства» и «Русских сезонов» Сергея Дягилева. В год 150-летия со дня рождения Бакста (2016) его работы из музейного собрания участвовали в больших выставочных проектах по всему миру, а теперь вернулись домой. Театральный музей, наконец-то, может представить свое собрание шедевров Бакста во всей полноте: более 50 рисунков художника подкреплены сценическими костюмами по его эскизам, раритетными фотографиями, открытками и фарфоровой пластикой.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства хранит настоящую энциклопедию театральных работ Леона Бакста, от самых ранних его опытов в Императорских театрах до эскизов к одной из последних его постановок «Спящая принцесса». Проект «Весь Бакст» погружает широко известные работы художника из музейной коллекции в его собственный творческий контекст. Так выявляется глубокое сродство между восточной экзотикой его вакханок и строгими, аполлоническими образами античности в других работах, между устремленностью Бакста в будущее театрально-декорационной моды и его ностальгией по европейской классике XVII-XIX веков.

Музейной «премьерой» станут эскизы костюмов к балету-пантомиме «Сердце маркизы». Это самая первая театральная работа Бакста, выполненная для Эрмитажного театра в 1902 году. Несколько листов с эскизами костюмов хранились в фондах Музея театрального и музыкального искусства с 1934 года, но в Петербурге выставляются впервые.

Удачное начало в 1902 году способствовало привлечению Бакста и к другим постановкам Петербургских императорских театров. Настоящим триумфом стало оформление балета «Фея кукол» на музыку И. Байера (1903). Была выпущена даже серия открыток с этими рисунками. На выставке можно увидеть легендарные открытки, а также подлинный сценический костюм одной из кукол — куклы-японки. Удивительно сохранился тончайший шелк, расписанный рукой Бакста.

Популярность спектаклей, оформленных Бакстом, была настолько велика, что побуждала других художников воплощать его образы в своем творчестве. Такова, например, серия фарфоровых статуэток, выпущенных в 1912 году Мейсенской мануфактурой после премьеры балета «Карнавал» на музыку Р. Шумана. Сейчас они стали настоящей антикварной редкостью. Музей показывает на выставке несколько предметов из этого цикла, а также фигурку Тамары Карсавиной работы Д. Иванова, созданную на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде на заре советской власти.

Отдельного внимания заслуживают знаменитые эскизы костюмов к балету «Нарцисс» (1911). Ни одна выставка, посвященная дягилевским «Русским сезонам», не обходится без этих изысканных рисунков, демонстрирующих костюмы в вихревом движении танца. На выставке представлено самое полное их собрание, которое хранится в фондах Театрального музея.

Несколько лет назад музейные фонды пополнились целым рядом шедевров Бакста из знаменитой коллекции Лобановых-Ростовских. На выставке экспонируется изысканный эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн (1908), так называемая «Баядерка с павлином» из балета Михаила Фокина «Синий бог» (1912), а также изумительная серия рисунков к последней работе для Сергея Дягилева (и одна из последних работ Бакста в театре) «Спящая принцесса» по мотивам балета П. И. Чайковского «Спящая красавица» (1921-1922).

Более пятидесяти рисунков художника выставлены вместе с подлинными сценическими костюмами, которые были сшиты в самом начале XX века и являются настоящими раритетами. Выставку дополняют старые фотографии, выполненные как в России, так и за рубежом во время существования труппы С. П. Дягилева.

Стоимость : взрослые - 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры - 50 руб., дошкольники - бесплатно

РЕЖИМ РАБОТЫ

четверг-понедельник 11.00-19.00

среда 13.00-21.00

Касса закрывается на час раньше

Выходные: вторник и последняя пятница месяца

КОНТАКТЫ

Адрес: площадь Островского, 6

Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный живописец и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций.

С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890-1900-х годов – живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

Генеральный спонсор выставки - Банк ВТБ (ПАО)

С 24 февраля по май 2016 года в четырех залах корпуса Бенуа можно будет увидеть самую масштабную выставку произведений Льва Бакста.

В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения Льва Самойловича Бакста, более трех десятилетий на родине и за границей творившего во славу русского искусства. Его жизни и творчеству посвящено множество исследований и воспоминаний на разных языках мира.

Между тем, наследие этого самого известного в мире члена содружества «Мир искусства» до сих пор досконально не изучено: не существует полного каталога его работ, не выявлена и не воспроизведена большая часть заказных портретов, декоративных панно и жилых интерьеров, над которыми он работал во Франции, Англии и США в 1910–1920-х годах.

В 1930–1960-е годы в СССР Бакст разделил судьбу коллег по «Миру искусства»: его творчество или замалчивалось, или подвергалось социологической критике. Когда в 1964 году издавались «Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века», в них еще не нашлось места для работ этого известного портретиста. В конце 1960-х восторжествовала объективная оценка наследия «Мира искусства» и Бакста сперва в общих трудах об искусстве рубежа XIX–XX столетий и отдельных его видах, а с середины 1970-х - в начавших издаваться монографиях, альбомах и статьях, посвященных мастеру. В 2012 году, благодаря публикации книги «Моя душа открыта», россияне узнали еще одну грань таланта Бакста - литератора и мыслителя. Устроенная в московской галерее «Наши художники» выставка «Лев Бакст. Открытие материи» (2013) дала представление о ранее скрытой от российских любителей искусства сфере творчества мастера - об эскизах рисунков тканей, над которыми он работал в последние годы жизни.

Подобно коллегам по «Миру искусства», Бакст был многообразно одарен. Начитанный, искренне увлеченный художеством, добрый, умевший дружить, он органично вошел в кружок «невских пиквикианцев», членам которого было суждено стать ядром объединения «Мир искусства».

Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный живописец и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций.

С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890 – 1900-х годов – в живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

Генеральный спонсор выставки - ПАО Банк ВТБ

Темы дня

    Выставка одного из важнейших русских художников и дизайнеров эпохи ар-деко - Льва Бакста, приуроченная к 150-летию мастера, открылась в корпусе Бенуа Русского музея. Генеральным спонсором экспозиции выступил банк ВТБ.

    Льва Бакста больше знают за рубежом, чем в России. Видный деятель группы «Мир искусства», соратник и друг Сергея Дягилева, Александра Бенуа и Владимира Серова, Бакст много работал за границей после революции. В частности, будучи в 1920-е годы в Америке, он получил огромный заказ на разработку дизайна текстиля по мотивам индейских рисунков: перуанских, мексиканских и других. В начале 2010-х выставки его графики, театральных и текстильных эскизов открывались в разных точках Европы и Америки. Однако такая объемная и разносторонняя экспозиция Бакста, собранная кураторами Русского музея, открывается впервые в мире. В корпусе Бенуа представлены пейзажная, историческая, портретная живопись, графика, театральные эскизы, образцы текстиля, костюмы — все жанры и техники, в которых работал Бакст.

    «Мы показываем Бакста не только как театрального художника, но как большого художника разных стилей, эпох и жанров, — рассказывает Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея по научной работе. — Почему мы позволяем себе такую роскошь? В Русском музее находятся все основные произведения Бакста-станковиста. Это и «Портрет Дягилева с няней», и «Ужин», и «Античный ужас», и другие произведения. Даже в этих трех работах Бакст очень разный, это художник огромного потенциала, который, как нам кажется, не до конца раскрылся. В свое время он уехал, переключился на театральный костюм и текстиль и уже мало работал как станковист. Мы хотим показать Бакста богаче, чем просто театрального художника».

    Выставку Бакста кураторы формировали из произведений собственной коллекции музея, а также собраний десятка других институций. Русский музей сотрудничает с банком ВТБ уже с 2002 года, и все это время банк поддерживает популяризацию русского искусства. Петр Кончаловский, Исаак Левитан, Константин Коровин, Михаил Нестеров, Филипп Малявин , Николай Рерих , Павел Федотов — это неполный список художников, чьи выставки поддержал банк ВТБ. Без его помощи не обошлось и в этот раз.

    «Банк ВТБ и Русский музей связывают долгие и теплые дружеские отношения, — отметил на вернисаже Юрий Левченко, заместитель руководителя Северо-Западного регионального центра — старший вице-президент банка ВТБ, — Сегодняшняя выставка — яркий пример, когда сотрудникам музея удалось собрать неожиданную, разностороннюю экспозицию. Мы видим не просто художника, мы видим личность Бакста. Я уверен, экспозиция не оставит посетителей равнодушными».

    Выставка начинается с реалистических акварелей, мирискуснических графических портретов Александра Головина, матери Набокова и других интересных персонажей. В экспозицию включили даже исторические пейзажи, которые вообще несвойственны для творчества Бакста. Самое раннее произведение художника, показанное на выставке, — «Портрет Л.Н. Толстого» (1886), исполненный по фотографии писателя. Наряду с Валентином Серовым и Константином Сомовым Бакст — самый значительный портретист общества «Мир искусства». В пленэрном портрете своей невесты Любови Гриценко и падчерицы Марины Гриценко сочетаются черты импрессионизма и модерна.

    Экспозиция также представляет акварельные портреты, самые знаковые из которых запечатлели лица мирискусников. Секреты акварели Бакст перенял у брата Александра Бенуа, Альберта. Он часто писал акварелью «головки», в которых портретное начало сочеталось с акцентом на типических этнических чертах модели («Бедуин», «Малороссиянка» и «Боярыня»).

    С приходом нового века произошел качественный рывок в творчестве художника. От портрета Бакст переходит к другим жанрам и видам искусства, обращается к гравюре, журнально-книжной графике и плакату. Эскиз первого плаката Бакста — «Большой Благотворительный базар кукол» — характерный образец зрелого модерна. Тогда же Бакст становится художественным редактором журнала «Мир искусства». Благодаря его безупречному вкусу и неисчерпаемой фантазии каждый выпуск журнала становился произведением искусства. Он ретушировал снимки, придумывал каллиграфию надписей, новые мотивы виньеток, был автором обложек и шмуцтитулов.

    С началом Русских балетных сезонов Бакст посвящает себя искусству театрального костюма, разработке текстиля. В оформлении спектаклей раскрылся его талант колориста, автора цветомузыкальных феерий, мастера театрального костюма. Представление об этом дают эскизы костюмов к балетам «Пери» П. Дюка на тему Востока и «Нарцисс и Эхо» Н. Черепнина, либретто к которому, навеянное «Метаморфозами» Овидия, написал сам Бакст.

    Работы Бакста в книжной графике, театре и дизайне текстиля стали важной вехой стиля ар-нуво. Особенно это чувствуется в дизайне текстиля Бакста. В США художник создает серию рисунков для шелковых тканей по индейским, мексиканским, перуанским, индокитайским и русским мотивам. Они реализовывались за океаном в промышленных масштабах.

    Начало XX века — время становления национального самосознания. На Всемирной выставке 1900 года в Париже стало очевидно, что технический прогресс и развитие коммуникаций начали объединять мир. На этом фоне каждая страна, в том числе Россия, осознала свою национальную идентичность и стремилась подчеркнуть свои особенности. Отсюда растительные и фольклорные мотивы, присущие модерну и ар-деко во всех его вариациях — от национального романтизма в Скандинавии до Сецессиона в Вене. Бакст и мирискусники почувствовали эту тенденцию и постарались транслировать ее в русский контекст. Если бы их замыслам не помешала революция, можно предположить, что русский дизайн, которого нынче нет, все же существовал бы и имел более надежную основу.

    Выставка открыта до мая 2016 года.

    Все новости рубрики

    предыдущая

Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие