Айседора Дункан. Краткая биография и фотогафии

14 мая 1877 умерла всемирно известная танцовщица и возлюбленная великого российского поэта Сергея Есенина Айседора Дункан. Американская деятельница искусства скончалась в возрасте 50 лет в Ницце.

Дора родилась 27 мая 1877 в Сан-Франциско. С детских лет своенравную Айседору обучали грамоте и счету, однако девочка при первой же возможности сбегала с занятий и уже в 11 лет окончательно бросила школу. В это время ее отец оставляет семью, и у многодетной матери не хватает времени заниматься образованием Доры. Будущая звезда начинает серьезно увлекаться танцами и проводит все свободное время за этим занятием. Как только Айседоре исполнилось 18 лет, она переезжает в Чикаго, где начинает выступать с экзотической программой в ночных клубах. Не только движения танцовщицы, но и ее наряды вызывали бурю эмоций у публики. Кто-то считал ее сумасшедшей, кто-то гениальной, но все без исключения приходили к выводу о том, что она неповторима. И, действительно, Дункан стала основательницей свободного танца, доселе несуществующего стиля.

Айседора Дункан стала быстро завоевывать популярность и совсем скоро толпы фанатов по всему миру ожидали ее приезда. Во время очередных гастролей танцовщица познакомилась с режиссером Эдвардом Крэгом, от которого родила своего первенца, дочку Дердри. Их роман был бурным, но недолгим, и вскоре очаровательная Дункан отправилась на поиски нового возлюбленного. Им оказался влиятельный бизнесмен Парис Зингер, от которого Дора родила своего второго ребенка, сына Патрика. Отдельную страницу в истории всемирно известной танцовщицы занимает ее брак с великим русским Поэтом Сергеем Есениным. Молодые люди познакомились в Москве и моментально влюбились друг в друга. Все, кто знали эту пару, отзывались о них, как о двух противоположностях, которые находятся в постоянном противостоянии. Двум творческим людям было сложно уживаться вместе, и вскоре этот непостоянный союз распался.

Айседора Дункан была одной из самых известных женщин 20-го века. Она будоражила умы и приковывала к себе взгляды. Ее жизнь была полна удивительных моментов и ярких событий. Всеобщее одобрение и восхищение сопутствовали ей, куда бы она ни держала путь. Однако смерть настигла эту великую женщину в самый неожиданный момент. 14 мая 1877 года Дора прогуливалась по улочкам Ниццы в приятной компании. На ней было надето легкое модное платье и длинный шелковый шарф. Дункан выглядела ослепительно. Вдруг мимо промчался автомобиль, и резкий порыв ветра подхватил край шарфика и отправил его прямо в спицы одного из колес. Водитель не успел вовремя отреагировать и остановить машину, и модный аксессуар плотно затянулся на шее танцовщицы. В тот же миг Дора умела от удушения. Похоронена Айседора Дункан в Париже на кладбище Пер-Лашез.

659 Просмотров

Айседора Дункан, Исидора Дункан (Isadora Duncan), урождённая Дора Энджела Дункан (Dora Angela Duncan). Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско (США) - умерла 14 сентября 1927 года в Ницце (Франция). Американская танцовщица-новатор и основоположница свободного танца.

Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Жена в 1922-1924 годах.

Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Данкана, который, вскоре обанкротившись, оставил жену с четырьмя детьми.

Айседору, скрыв её возраст, в 5 лет отдали в школу. В 13 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику.

В 1903 году Дункан вместе с семьей совершает артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий (сейчас - Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан). Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине.

В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссёром-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь. В конце 1904 - начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве, где, в частности, познакомилась со . В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у неё нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца.

В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Она говорила: "Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!"

Но она поверила в обещания большевиков, а выступив на московский перрон, она поняла, что советская действительность мало похожа на Эльдорадо. И, разумеется, обещания не выполнили: большую часть денег для школы Дункан пришлось добывать самостоятельно. Но опять же, как многие интеллигенты, она сочтёт это временными трудностями, платой за вход в рай.

В октябре 1921 года Дункан знакомится с Сергеем Есениным. В 1922 году они официально оформляют брак, расторгнутый в 1924 году. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества.

Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссёра Г. Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки-«изадорабли» стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистами творчества Дункан.

Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!); по другим источникам, однако, Дункан сказала «Я иду к любви» (Je vais à l’amour), подразумевая красавца-водителя, а версию со славой выдумала из стыдливости приятельница Дункан Мэри Дести, к которой были обращены эти слова. Её прах покоится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез.

А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Многие любители поэзии связывают ее имя исключительно с Сергеем Есениным, полагая, что она была лишь спутницей и вдохновительницей великого русского поэта. Западный мир видит ситуацию под другим углом, воспринимая Есенина как мужа прославленной танцовщицы, настоящей революционерки от искусства.

Об их бурном романе, громких ссорах и примирениях сплетничали современники, а биографы и по сей день продолжают смаковать подробности. Но нельзя забывать, что это были не только страсти и одурманивающее влечение – это был союз двух сильных творческих личностей, одаренных и самоотверженных.

Сегодня биография Айседоры Дункан интересна не только профессиональным танцовщикам и исследователям творчества Сергея Есенина. Для многих она стала символом свободы и независимости женщины, а в какой-то степени даже символом феминизма и эмансипации.

Наша статья расскажет о непростой судьбе Айседоры Дункан, биографии, личной жизни, творчестве и той роли, которую она сыграла в искусстве танца.

Детство Доры

Дора Энджела Дункан родилась в Сан-Франциско, в обеспеченной семье 26 мая 1877 года. Она была четвертым ребенком родителей. Ее отец Джозеф Чарльз был банкиром и горным инженером, славился как знаток и ценитель искусства. Но вскоре после рождения Доры семья обанкротилась и некоторое время жила в настоящей нужде.

Когда Доре не было и годика, родители развелись. Мать вместе с четырьмя детьми перебралась в Окленд и какое-то время зарабатывала на хлеб шитьем и уроками игры на фортепиано.

Танец чувств

С детства не только Айседора, но также ее брат и сестры были увлечены танцами. Но в отличие от других детей, маленькая Дора всегда пыталась найти свой путь. Она танцевала то, что чувствовала.

Бросить учебу в танцевальном кружке ей пришлось довольно рано, поскольку на оплату просто не хватало средств. Но танцы Айседора не бросила, наоборот, начала обучать этому искусству других. Именно такими уроками она и заработала свои первые деньги.

В 18 лет девушка перебралась в Чикаго, куда привела ее мечта о большой сцене. Но город не принял ее: пробы завершались отказом. Безуспешность вовсе не остановила Айседору, она не начала сомневаться в себе, а лишь осознала, что мир не совсем готов к ее творчеству.

Следующей попыткой стал Нью-Йорк. На этот раз девушке улыбнулась удача, и она устроилась в известный в те времена театр Джона Дэйли.

Какое-то время Айседора брала уроки балета у знаменитой Мари Бонфанти, но вскоре поняла, что это не то, чего она хочет. Она разочаровалась не только в балете, но и в Америке, которая, по ее мнению, не смогла оценить ее талант.

Айседора в Европе

В 1898 году танцовщица приехала в Лондон. Это решение принесло хорошие плоды: Айседора начала получать приглашения выступить, ее доходы значительно возросли.

В биографии Айседоры Дункан интересный факт, связанный с деньгами, заслуживает особого внимания. Она не умела копить и львиную долю заработанного всегда тратила на то, чтобы открыть очередную школу, арендовать студию, профинансировать гастроли. Дело, которое давало ей доход, было и основным источником трат. Вот и в этот раз она первым делом сняла танцевальную студию, как только уровень дохода начал это позволять.

В 1902 году она отправилась в Париж, где произошло ее судьбоносное знакомство с Лои Фуллер, основательницей танцевального жанра модерн. Девушки имели сходные взгляды на искусство, что их и сроднило. Они обе полагали, что танец должен быть не строгой системой движений (как балет), а естественным выражением чувств и мыслей. Вскоре после знакомства девушки отправились в тур по Европе.

Затем были и другие туры и гастроли. Айседору наконец признали, ее ждали и восхищались ею в Европе и родной Америке.

В 1912 году кутюрье Пол Пуаре пригласил Айседору выступить на частной вечеринке, лейтмотивом которой были версальские «вакханалии» Людовика XIV. Пуаре лично изготовил наряд для гостьи. Она, босая и наряженная лишь в греческую тунику, плясала на столах меж гостей. Выступление произвело настоящий фурор, а образ так и остался с Айседорой на долгие годы: она и до этого выходила на сцену босой, а вот подобрать идеальный наряд никак не могла. Им и стала легкая туника, не сковывающая движений и позволяющая любоваться великолепной пластикой.

В 1915 году произошла еще одна удивительная история. Краткие биографии Айседоры Дункан не всегда уделяют внимание этому событию, но оно было поистине судьбоносным. Из-за долгов она не смогла вовремя покинуть Великобританию и уплыть в США на великолепном лайнере «Лузитания». Тяжба с кредиторами затянулась, в итоге Айседоре спешно пришлось менять билеты. «Лузитания» же пошла ко дну неподалеку от побережья Ирландии, торпедированная германской подводной лодкой. Эта катастрофа унесла 1198 жизней.

Айседоре доводилось танцевать и в СССР, и во многих странах Европы, и на родине в США. Но сама она не была в восторге от подобной деятельности, считая своей настоящей миссией вовсе не увеселение публики, а преподавание.

Школы танцев

Первая школа Айседоры начала работать в 1904 году в Германии, вскоре появилась еще одна, на этот раз в Париже. Первая мировая война внесла свои коррективы: школа во Франции вскоре была закрыта.


На личном фронте

При рассмотрении биографии Айседоры Дункан личной жизни обычно выделяется отдельная глава.

Она не стремилась афишировать подробности, но и особой тайны из них не делала, поэтому некоторые сведения разнятся.

Известно, что Айседора была атеисткой и противницей стереотипов. Она не была в браке ни с одним из отцов ее детей, считая бумажную волокиту бесполезной. Ее не интересовало мнение общества, и она не боялась осуждения того, что стала матерью вне брака.

Существуют данные о бисексуальности танцовщицы, но их подтверждают не все источники. Однако сохранились письма Айседоры к Мерседес де Коста, которой она писала о нежных чувствах и готовности отправиться хоть на край света ради любви. Мерседес отвечала так же нежно и проникновенно.

О романтическом союзе с Линой Полетти сведения еще более скудны. Известно, что женщины познакомились на острове Корфу и очень подружились, но, похоже, информация о любовном романе сильно преувеличена.

Трагедия матери

Рассматривая краткую биографию Айседоры Дункан, можно получить представление о том, что танцовщица пережила огромное горе – гибель собственных детей.

Дочь Дердри Беатрис она родила в 1906 году от режиссера театра Гордона Крейга. Четырьмя годами позже от союза с наследником швейцарского магната Парисом Зингером родился сын Патрик Август.

В 1913 году автомобиль, на котором ехали дети с шофером и няней, заглох в дороге. Шофер вышел проверить двигатель, в это время авто скатилось в Сену. Поразительно, но в пораженном горем сердце танцовщицы осталось место для великодушия: она не стала обвинять шофера, поскольку знала, что у него тоже есть дети, и не пожелала обездолить их, лишив отца.

Страшная трагедия привела к глубокой депрессии. Пытаясь спасти израненную душу, Айседора решилась на отчаянный шаг. В своей автобиографической книге она позже писала о том, как умоляла малознакомого мужчину об одной ночи ради зачатия ребенка. Этим мужчиной был молодой итальянский скульптор Романо Романелли, и их связь подарила Айседоре желанную беременность. Однако такому долгожданному малышу не суждено было утешить материнское сердце: он умер через несколько дней после рождения.

Isadorables

Ее отрадой стали приемные дети. Первыми она удочерила шестерых танцовщиц, которых обучала еще в Германии: Марию-Терезу, Анну, Ирму, Гретель, Лизель, Эрику. Под опекой приемной матери и наставницы девушки продолжали занятия танцами. Коллектив был знаком зрителям из разных стран под названием Isadorables (игра слов от Isadora и adorables – «очаровательные»). Девушки пользовались огромным успехом, гастролировали, собирая полные залы.

Переезд в СССР

В 1921 году Айседора Дункан получила предложение от А. В. Луначарского открыть школу танцев в СССР. Правительство обещало поддержку, в том числе финансовую, но по факту Айседора финансировала деятельность школы сама.

Однако если это и печалило ее, то не настолько, чтоб закрыть заведение. Она была счастлива, обучая других. Популярность школы росла, и в том же году состоялось первое выступление учеников, которое вошло в историю.

Оно было посвящено годовщине Октябрьской революции и происходило на сцене Большого театра. В танцевальную программу, придуманную лично Айседорой, кроме прочего вошел танец «Варшавянка», во время которого знамя, выпавшее из рук павших бойцов, подхватывали другие сильные руки. Происходило действо под звуки польского революционного марша. Это выступление принесло танцовщице оглушительный успех, хотя злые языки и сетовали на то, что она уже далеко не так легка и изящна в своей тунике, какой была в молодости.


Танцовщица прожила в СССР 3 года, все это время отдавая себя преподавательской работе. Айседора не жила богато, она, как обычно, тратила деньги в основном на школу и коллектив, порой испытывая нужду и мирясь с нехваткой самого необходимого. Различные неурядицы послужили поводом к возвращению в США. После отъезда Айседоры школу в СССР возглавила ее приемная дочь Ирма.

Знакомство с Есениным

1921 год был богат для американской танцовщицы Айседоры Дункан на события. В том же году состоялось знакомство с Есениным, который был младше нее на 18 лет.

Она почти не знала русского, а он знал английский и того хуже. Но между ними вспыхнули настоящие чувства. В мае 1922 года влюбленные связали себя узами брака.

Айседора получила советское гражданство, но Россия так и не стала для нее родной. Есенин же, сопровождая ее в поездках по миру, мучился от тоски по родине. Он покинул жену уже в 1923-м и вернулся домой.

Исследователи творчества русского поэта отмечают, что он не оставил стихов, посвященных Айседоре, и лишь в поэме «Черный человек» прослеживаются намеки на нее.

Супружеская жизнь двух творческих людей, разделенных языковым барьером и разницей в возрасте, да еще и не являющихся соотечественниками, просто не могла быть простой. Пара ссорилась, а потом так же бурно мирилась. Есенин изнывал от тоски и скуки на чужбине, ища утешения в увеселениях и мотовстве. Его угнетали ее чувства, в которых явно просматривалась материнское желание контролировать и опекать. Но когда в 1925 году Айседора получила письмо от Ирмы с вестью о смерти поэта, это стало для нее настоящим потрясением. Она написала полный отчаяния и скорби некролог и заявила, что искренне оплакивает возлюбленного, с которым всегда жила в согласии и взаимопонимании. Позже танцовщица опубликовала мемуары о Есенине, а весь гонорар (более 300 тысяч франков) передала его семье в СССР.

Последние годы жизни

После смерти поэта Айседора мало выступала. Пресса писала о ее беспорядочных связях и проблемах с алкоголем. Вдохновение покинуло ее, сцена больше не была главной отрадой жизни. Копились долги, терялись в круговороте событий былые друзья, увядала красота…

Алый шарф

Сложно представить, что такую яркую, полную побед и свершений, потерь и тягот жизнь завершила бы тривиальная тихая смерть… В биографии Айседоры Дункан, тесно связанной со сценой, по-своему ярким был и финал.

14 сентября 1927 года, выйдя из дома друзей в Ницце, она села в открытый спортивный автомобиль «Амилкар» и сказала, что отправляется навстречу славе (по другим источникам, навстречу любви).

Водитель завел мотор, машина стартовала, воздушные потоки подхватили концы великолепного расшитого вручную шелкового шарфа. Его полы запутались в спицах колеса, Айседору выбросило за борт. Она погибла мгновенно от перелома шейных позвонков.

Биография личная, жизнь и смерть Айседоры Дункан, а в особенности ее творчество, и сегодня вдохновляют поэтов и художников, режиссеров и артистов. О ней снято несколько биографических фильмов, написано множество книг. Основанный ею стиль танца до сих пор преподается во многих школах мира.

Айседора Дункан - выдающая американская танцовщица, создавшая новую концепцию танца, предложившая уникальный стиль танца. Это не только великий теоретик, но и непревзойденный практик танцевального искусства. Родилась Айседора 26 мая 1878 года.

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создаласобственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, иавтомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез.