Государственный русский музей адрес. Государственный Русский музей

Сдержанное и элегантное здание Михайловского дворца, созданное неистощимым на фантазии Росси, музеем стало не сразу. Изначально дворец был призван стать резиденцией младшего сына Павла I, для чего из казны ежегодно "откладывались" четыреста тысяч рублей. К совершеннолетию царевича набралась приличная сумма, позволившая построить роскошную резиденцию с обширным садом.

Все смертны, даже царские дети. Дворец переходил в руки наследников, потом детей наследников, потом внуков... Внуки уже все были гражданами Германии, что никак не могло понравиться императору Александру III, отличавшемуся сильными патриотическими чувствами. Дворец был куплен в казну.

Тот же Александр III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие образцы русского искусства за тысячу лет. Идея русского музея витала в обществе уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898 году Русский музей был открыт для публики .

Современный Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века. Вся экспозиция расположена на двух этажах Михайловского дворца и корпуса Бенуа, построенного специально для нужд нового музея. Кроме основного здания, Русский музей приглашает посетителей в Строгановский, Мраморный и Инженерный дворцы. Но главные свои сокровища музей хранит в бывшей резиденции царевича Михаила Павловича.

На первом этаже музея расположены:

Экспозиции русского народного искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века. Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись. От яркости и разнообразия коллекции голова идет кругом;
- обширная и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.

Второй этаж музея приглашает осмотреть:

Продолжение экспозиции шедевров 19 века;
- коллекцию русского искусства 18 века.

В двухэтажном корпусе Бенуа, в основном, проходят временные выставки музея, а также располагаются залы, где размещены произведения современных и скульпторов.

Музей располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.

Трудно назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими мастерами за 800 лет.

Расположен музей недалеко от Невского проспекта, что делает его непременным объектом для посещения многочисленных туристов. Сами петербуржцы, к слову сказать, больше любят бывать именно в русском музее, предпочитая его пышному и огромному .

В музее действует лекторий, программа которого разнообразна и интересна.

Временные выставки музея давно уже снискали себе славу самых посещаемых в городе на Неве. Чаще всего это собрание шедевров из запасников музея, объединенных общей темой или временем создания. Частыми гостями музея становятся лучшие произведения, хранящиеся в других , а также и в частных коллекциях.

Посещение Русского музея стоит недешево: 350 рублей (для жителей России и Беларуси - 250 рублей).

Можно приобрести билет, дающий право на посещение всех филиалов Русского музея, который действителен три дня. Такой билет обойдется в 600 и 400 рублей соответственно. Комплексный билет позволяет несколько сэкономить.

Открыт Русский музей с 10 утра до 6 вечера. В четверг экспозицию можно осмотреть с часа дня до 9 ч. вечера. Выходной день только один - вторник.

Ориентир для тех, кто незнаком с Петербургом - метро "Невский проспект".


Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге обладает крупнейшей в мире коллекцией национальной живописи, по широте и глубине охвата не имеющей равных, относится к особо ценным объектам культурного наследия России. Художественный комплекс собрал более 400 000 экспонатов произведений русских мастеров с XII до XX века: картины, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного мастерства, нумизматика.

На уютной тенистой площади вблизи нас встречает бронзовый Александр Сергеевич Пушкин. Изящным жестом, направленным к величественному зданию, приглашает войти и окунуться в завораживающую атмосферу искусства прошлых веков и нынешнего столетия…

Русский музей: историческая справка

Датой основания первого в стране музея русского искусства считается 25 апреля 1895 года, когда вышел в свет указ Николая II о его учреждении и размещении в Михайловском дворце. Идея создания национального музея принадлежала Александру III, что и было отражено в названии. 37 залов «Русского Музея Императора Александра III» распахнули двери для посетителей 7 марта 1898 года, представив зрителям первую коллекцию, сформированную из запасников , картин императорской , частных собраний и произведений, вывезенных из дворца в .

Выбор здания для музея не был случайным. Михайловский дворец выкуплен казной у внуков Великого князя Михаила, проживавших за границей. Великолепное творение архитектора Карла Росси, построенное в 1825 году, стало украшением Петербурга, его внутреннее убранство по красоте и роскоши не уступало лучшим дворцам Европы. Свидетельством тому — Белый зал, единственное помещение, сохранившееся в первоначальном виде после перестройки дворца под музей. Продуманный до мелочей от расположения колонн и росписи стен до расстановки мебели и парадного сервиза, шедевр интерьера был настолько хорош, что английский монарх Георг заказал для себя уменьшенную копию.

В этом зале проходили знаменитые музыкальные вечера, на которых блистали лучшие исполнители эпохи: Гектор Берлиоз, Михаил Глинка, Ференц Лист, состоялся дирижерский дебют Петра Ильича Чайковского. Здесь бывали Василий Жуковский и Иван Крылов. Первый участник концертов, пианист и композитор Антон Рубинштейн в своих воспоминаниях отмечал, что здесь собирались лучшие артисты, посещавшие Петербург. Первая в России консерватория обязана своим открытием деятельности Русского музыкального общества, которое зародилось в популярном музыкальном салоне Михайловского дворца.

В дальнейшем собрание культурных ценностей пополняется за счет бюджета и пожертвований, а после революции 1917 года – путем «экспроприации» частных коллекций. В военные годы экспонаты эвакуируют в Пермь, а в 1946 году экспозиция восстанавливается и вновь открыта для посещений.

С 1954 года усилиями Экспертно-закупочной комиссии, созданной при музее, формируются принципы его развития и целенаправленного пополнения фондов, разрабатываются программы культурного обмена и международного сотрудничества.

Экспозиция Русского музея

Трудно назвать знаменитого русского художника, творение которого не было бы представлено в Русском музее. Все лучшее, созданное отечественными живописцами за 800 лет, представлено в картинной галерее, которая насчитывает более 15 тысяч экземпляров.

В четырех залах первого этажа Михайловского дворца размещена постоянная экспозиция древнерусских икон. Представлены произведения XII–XVII веков из художественных центров Древней Руси, созданные в Пскове, Новгороде, Суздале, Ярославле. Это ценнейшая часть обширной коллекции общей численностью более пяти тысяч экземпляров. Великолепное собрание — одно из самых значительных в России, благодаря разнообразию и численности дает возможность проследить развитие русской иконописной школы за истекшие столетия ее истории.

Икона «Ангел Златые власы» — самая древняя в коллекции. К шедеврам относится иконостас Владимирского Успенского собора, работа знаменитого Андрея Рублева, серия икон из Ферапонтова монастыря, творение замечательного мастера начала XVI века Дионисия. Огромный интерес представляют произведения Симона Ушакова, главного иконописца Оружейной палаты в XVII веке.

Коллекция произведений русского изобразительного искусства XVIII – начала XIX веков признана наиболее полной. Среди живописных работ музея находятся картины известных художников этого периода: Ивана Никитина, Федора Рокотова, Алексея Венецианова, малый холст «Явление Христа народу» Алексея Иванова и многочисленные этюды к нему, ставшие программными для многих поколений живописцев. По первоначальному замыслу размеры картины соответствовали экземпляру Русского музея. Монументальное полотно, задуманное автором много позже (произведение создавалось 40 лет), находится в Третьяковке.

Невозможно равнодушно пройти мимо камерных женских портретов Владимира Боровиковского. Их отличает чуткость в передаче характера, прекрасно проработанная атмосфера, объединяет поэтическая прелесть образов. Творчество Дмитрия Левицкого – это история России в лицах. Среди работ Ореста Кипренского особенное внимание привлекает парадный портрет гусара. По официальной версии — это портрет Е. В. Давыдова, родственника известного поэта и героя-партизана Дениса Давыдова. Интрига картины состоит в том, что время от времени встает вопрос, кто же из них, героев 1812 года: поэт-партизан или прославленный генерал, — действительно изображен на портрете. Совершенно иными предстают персонажи жанровых сценок Павла Федотова, которого недаром величают «Гоголем живописи», сумевшего своими картинами повседневного быта разрушить броню академизма и проложить дорогу новому направлению.

Неизменно вызывает интерес полотно Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Тема была подсказана художнику, долгое время искавшему достойный сюжет, старшим братом-архитектором. Достоверность изображения достигнута путем тщательного изучения материалов раскопок, исторических документов, копирования музейных экспонатов.

Картина была написана в Риме и обеспечила молодому живописцу громкий успех в Европе, но настоящий триумф ожидал на родине. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь восторженно приветствовали произведение, оно стала предметом национальной гордости, поэт Евгений Баратынский посвятил автору такие строки:

«…Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день».

В том же зале экспонируются картины одного из самых известных российских художников-маринистов, академика и живописца Главного морского штаба – Ивана Айвазовского. Одна из наиболее популярных его работ «Девятый вал» посвящена теме противостояния людей и стихии, наполнена оптимизмом и отражает события биографии автора. Она написана через несколько лет после пережитой им бури в Бискайском заливе, судно посчитали погибшим в сокрушительном шторме и в прессе появились ошибочные сообщения о гибели молодого, но уже известного русского художника.

Поднявшись на второй этаж, можно увидеть русское искусство второй половины XIX. Экспозиция знакомит с произведениями «передвижников»: Григория Мясоедова, Ивана Крамского, Николая Ге, Василия Перова, Алексея Саврасова…

В мае 1870 года художники Илья Репин, Евгений Макаров и 20-летний Федор Васильев отправились в путешествие по Волге. Этюды, выполненные за время 4-х месячной поездки, послужили основой для создания знаменитых картин, которые можно увидеть в залах музея: «Бурлаки на Волге» Репина и пейзаж, сделавший Васильева известным, — «Вид на Волге. Барки». Подобно падающей звезде, сверкнувшей и стремительно угасшей, он рано ушел из жизни. Знаменитое полотно «Оттепель», одновременно прославившее художника и ставшее роковым (во время работы над ним заболел туберкулезом), украшает экспозицию Третьяковки. В Русском музее висит авторская копия, выполненная по заказу царского двора в другой цветовой гамме. Именно этот холст был отправлен в числе прочих на Лондонскую выставку в 1872 году и получил восторженные рецензии.

Самая загадочная и мистическая картина Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре» также находится в Русском музее. Ее владелец Великий князь Константин, не желавший расстаться с приобретением, поместил полотно на своей яхте и отправился в плавание. К сожалению, краски не выдержали испытаний временем, сыростью и морским воздухом и потемнели. Очевидно, первые зрители получали иные впечатления от увиденного изображения, хотя и в наши дни картина завораживает и поражает.

Русская живопись на рубеже XIX — XX столетий представлена произведениями Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина Серова, а также художников «Мира искусства»: Александра Бенуа, Константина Коровина, мастеров «Голубой розы» и «Бубнового валета».

Современное искусство экспонируется в . На полотнах художников конца XIX — начала XX веков — фантастический «Летящий Демон» Михаила Врубеля, портреты Валентина Серова, жанровые композиции Бориса Кустодиева, работы Николая Рериха.

Здесь можно увидеть ведущих мастеров раннего русского авангарда. Гордостью собрания является крупнейшая в мире серия произведений (100 картин и 20 рисунков) Казимира Малевича и работы Павла Филонова (порядка 200 картин и столько же рисунков).

Музею принадлежит самое крупное в стране собрание скульптуры XVII - начала XX веков. До революции этот вид представляли всего лишь 184 экспоната, настоящая коллекция насчитывает более 2 тысяч экземпляров. Лучшие произведения самобытных дарований новаторов прошлого столетия Анны Голубкиной, Сергея Коненкова, Александра Матвеева нашли свое место в музее.

Фонды нумизматики музея насчитывают более 70 тысяч единиц хранения. Монеты, медали, ценные бумаги и денежные купюры, значки, жетоны и печати дают полное представление об истории российских денег и медальерного мастерства.

Собрание гравюры прослеживает этапы развития этого искусства в России, содержит одну из наиболее полных коллекций печатной графики, присутствуют образцы всех печатных техник: от классической на дереве и металле до компьютерной печати. Мастера XVIII века Алексей Зубов, Евграф Чемесов, Иван Берсенев представлены не только в оттисках, но и авторскими формами — медными досками.

Русскому музею принадлежит значительное собрание декоративно-прикладного искусства, оно насчитывает более 35 тысяч предметов, куда входят коллекции из стекла, фаянса, фарфора, ювелирные изделия из драгоценных металлов, керамика, художественная роспись, текстиль, мебель, одежда. Жемчужиной древней части коллекции считается «Киевский клад», который нашли в Михайло – Златоверхом монастыре. Наибольшее число реликвий представлено предметами прикладного искусства Москвы периода XIV-XVII веков, среди которых можно выделить коллекцию изделий из серебра и замечательное шитье – цельные шитые иконостасы и отдельные иконы, украшенные орнаментом.

Русский музей: наши дни

Русский музей – это всемирно известный музейно-парковый комплекс, в составе которого — научно-исследовательский институт и реставрационный центр. Достояние составляют не только предметы искусства, здесь хранятся исторические архивные материалы. Обширная библиотека музея (170 тысяч единиц хранения), существующая с 1897 года, насчитывает около 14,5 тысяч раритетов. Размещаются культурные ценности в шести зданиях, на территории трех изумительных парков – Летнего сада, одноименных садов Михайловского дворца и Инженерного замка:

Главные сокровища, в том числе библиотеку, музей хранит в бывшей княжеской резиденции.

Построенное по проекту архитекторов В. Баженова и Винченцо Бренна для Павла I, через 20 лет после гибели императора здание перешло во владение Инженерного училища, а в 1994 году полностью отошло к Русскому музею. Здесь находятся постоянные экспозиции скульптуры, портретная галерея, проходят временные выставки.

Михайловский замок со стороны реки Мойки.

Созданный по проекту великого Антонио Ринальди, замок предназначался графу Григорию Орлову в подарок от императрицы. Решением Мэрии Санкт-Петербурга здание передано Русскому музею в 1991 году. Подаренное в 1994 году немецкими коллекционерами собрание живописи второй половины XX века, под названием «Музей Людвига в Русском музее», составляет основную экспозицию дворца.

Мраморный дворец.

Бывший дворец баронов (графов) Строгановых, творение нескольких архитекторов, в том числе Франческо Бартоломео Растрелли, – филиал музея с 1988 года. В постоянной экспозиции находится минералогический кабинет, шедевр архитектуры, где размещена коллекция минералов.

Вид Строгановского дворца со стороны реки Мойки.

Домик Петра I. «Красные хоромы» — самое старое городское строение по типу шведского деревянного дома, первый в стране мемориальный памятник-музей, включен в состав Русского музея в 2004 году. Находится на Петровской набережной.

Летний дворец Петра I. Постройка относится к периоду 1710-1712 годов, архитектор Доменико Трезини, находится в Летнем саду.

В музее действует лекторий с разнообразной и интересной программой, проводятся научные конференции и семинары, посвященные знаменательным датам. Посетителей привлекают тематические вернисажи картин из запасников, а также показы шедевров искусства из других музеев и частных коллекций. Проводится подготовка и издание каталогов постоянной экспозиции и выставок. Действует система организованных экскурсий, проводятся занятия со школьниками в изостудиях.

Интерактивный тур по Русскому музею

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Русский музей: здание Михайловского дворца (со стороны главного фасада).

2. Русский музей: Садовый фасад Михайловского дворца и Михайловский сад.

3. Экспозиция Русского музея в Михайловском дворце:

Русский музей: где находится и как добраться

Все здания музея находятся в центре и расположены по адресам:

Главная экспозиция представлена в Михайловском дворце на улице Инженерной, 4 и в корпусе Бенуа на набережной Канала Грибоедова, 2.
Михайловский замок – улица Садовая, 2;
Строгановский дворец – Невский проспект, 17;
Мраморный дворец – улица Миллионная, 5/1.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» добираться пешком.


Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея - в Исторический, оттуда - в Третьяковскую галерею.


Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.


Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта - самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого - беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.


Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись - он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю - он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога - Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.


«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» - именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану. Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин. Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова. А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе - это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.


Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.


Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее). Художник - как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью - создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени. Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними - бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.


Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.


Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.


Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

Фото: Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Продолжая наше знакомство с культурным достоянием Северной столицы мы решили направиться в Государственный Русский музей....

Сразу отметим, что этот бренд объединяет пять зданий - Михайловский дворец с корпусом Бенуа, Мраморный дворец, Михайловский (Инженерный) замок, Летний дворец Петра I, Строгановский дворец и несколько парковых территорий, в том числе Летний сад и Михайловский сад....

В данном случае речь пойдет о главном здании этого музейного комплекса - Михайловском дворце с выставочным корпусом Бенуа, который расположен по адресу Инженерная ул. д.4...

История крупнейшего в мире музея русского искусства берет свое начало от Именного высочайшего Указа Николая II "Об учреждении особого установления под названием Русский музей императора Александра III" и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом" подписанного в апреле 1895 года...

В 1898 году музей уже официально открывается. Основу коллекции музея на тот период составили переданные произведения искусства из Зимнего дворца, Эрмитажа, некоторых частных коллекций....

Как это не странно, но основной прирост коллекция музея имела после 1917 года... Это связано прежде всего с национализацией частной собственности, которая в полной мере затронула многочисленных коллекционеров...

В настоящее время, если верить официальным источникам, коллекция музея состоит из 408 тысяч экспонатов, с которыми нам и предстоит сегодня познакомиться...

Наше знакомство начинается с вестибюля главного корпуса.... По широкой парадной лестнице мы поднимаемся на второй этаж....

Перед нами памятник Александру III....

Галерею второго этажа украшают 18 грандиозных колонн коринфского ордера

и многочисленные скульптуры....

В углу расположена модель памятника известному историографу Н.М. Карамзину, выполненного С.И. Гальбергом для Симбирска...

Чтобы не потеряться в многочисленных залах музея внимательно изучаем его план

и направляемся в первый зал, в котором представлены иконы 12-13 веков...

Здесь мы можем познакомиться с работами различных иконописных школ: московской, новгородской, псковской и др...

Вот, например, перед нами фреска "Пророк Самуил" (1112 г.) из Михайловского Златоверхнего монастыря в Киеве....

В следующем выставочном зале мы имеем возможность ознакомиться с иконами русского Севера....

"Святой Николай Чудотворец, с житием" (14 в.) - попал сюда из Никольской церкви в с. Озерово Ленинградской области....

Икона из Варваринской церкви во Пскове "Св. Дмитрий Солунский" (15 век)....

Царские врата с изображением Благовещения и святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста из Никольской церкви в далеком селе Гостинополье на р. Волхов (15 в.).....

Еще один экспонат новгородской школы иконописи - "Св. Николай Чудотворец с избранными святыми" (13 век)...

В следующем зале представлены иконы 15-16 вв. Среди них выделяются работы Андрея Рублева "Апостол Павел" и "Апостол Петр", которые расположены в центре зала....

Зал №4....Здесь уже размещены иконы 16-17 вв. ....

"Верую..." (1668 г.) из церкви Св. Григория Неокессарийского на Полянке в Москве....

"Пророк Даниил"....(из иконостаса Спасо-Преображенского собора в Твери)

Иконы заканчиваются и мы переходим в следующий зал, который связан с новым периодом в истории России...

Это конец 17- начало 18 вв. Время правления Петра I... Время больших перемен не только в политике, но и в искусстве.... На второй план уходит иконопись, а предпочтение отдается портретному жанру.... Петр I отправляет на учебу в Италию ряд художников, среди которых был и Иван Никитич Никитин....

Именно его работы и представлены в этом зале...

Перед нами одна из известных его работ - портрет царевны Натальи Алексеевны. (1716 г.)...

Также в этот период начинает бурно развиваться искусство скульптуры.... Наиболее крупным мастером этого периода является Б.К. Растрелли. Поэтому неслучайно в этом зале находится чугунный бюст Петра I, отлитый по авторской форме в 1810 году...

Продолжение петровской эпохи мы видим и в следующем зале музея....

Это прежде всего работы Ивана Вишнякова - портреты брата и сестры Фермор...

Картина Б.В. Суходольского "Живопись" (1754 г.)....

Среди работ, выставленных в этом зале выделяется "Голова старика" (мастер Матвей Васильев 1769 г.)....

В центре следующего зала мы встречаем монументальную скульптурную группу "Анна Иоановна с арапчонком" - работа Б.К. Растрелли...

Стены зала украшают великолепные гобелены (шпалеры) Петербургской шпалерной мануфактуры, основанной по инициативе Петра I в 1716 году...

Портретный жанр на протяжении многих веков пользовался особой популярностью в России. Ярким представителем этого направления в конце 18- начале 19 вв. был Федор Рокотов, работы которого представлены в следующем зале...

На смену портретного жанра приходит исторический... Именно его главенство установила Российская академия художеств с середины 18 века...

Одним из первых представителей этого жанра в России был А.П. Лосенко со своим знаменитым полотном "Владимир и Рогнеда", на котором отражен вполне исторический факт: князь Владимир пытается взять себе в жены дочь полоцкого князя Рогнеду...

А вот и другая его работа - "Чудесный улов", которая была им выполнена в Париже во время стажировки.... За основу была взята одноименная картина Ж. Жувене (хранится в Лувре).... Сюжет картины напрямую связан с библией и отражает процесс участия Христа в небывалой рыбной ловле на лодке Симона Петра....

Экспозиция следующего зала посвящена творчеству Дмитрия Левицкого - по мнению специалистов - самого яркого русского портретиста эпохи просветительского классицизма....

Но прежде, чем мы познакомимся с его работами, давайте бросим беглый взгляд на потолок этого зала

и на скульптуру, расположенную в его центре....

Русский музей обладает уникальной коллекцией произведений Федота Ивановича Шубина - выдающегося мастера скульптурного портрета 2-ой половины 18 века. В 1789 году, по заказу князя Г.А. Потемкина-Таврического скульптор выполнил парадный портрет-статую Екатерины II для Таврического дворца...

Вот она перед нами - "Екатерина II - законодательница"....

Ну а теперь можно вернуться и к Левицкому....

Портрет Екатерины Ивановны Молчановой (1776 год)...

Портрет Александры Петровны Левицкой.....

Дальнейший наш путь проходит через Белый (Белоколонный) зал....

Когда-то здесь был музыкальный салон, в котором Великая княгиня Елена Павловна (принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) устраивала музыкально-поэтические вечера....

Сегодня же в этом зале представлен уникальный дворцовый интерьер начала 19 века, к которому "приложили руку" К.И. Росси, А. Виги, Дж.Б. Скотти и другие известные скульпторы и живописцы...

Белый зал - одно из немногих помещений дворца, которое сохранило свое первоначальное убранство до наших дней...

Из Белого зала мы попадаем на выставку работ В. Л. Боровиковского - признанного мастера портрета....

Однако предпочтение художник отдает камерным портретам, в которых по его мнению можно передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемой личности...

В этом же зале представлены кресла из гарнитура мебели для Карамзинной гостиной Михайловского дворца, выполненные по проекту К.И. Росси......

Ну а теперь мы с вами попадаем в зал №14.... Запомните эти цифры. На наш взгляд это один из лучших залов музея в плане представленных в нем картин.

Здесь выставлены знаменитые работы Айвазовского и Брюллова...

Начнем с работ И.К. Айвазовского - всемирно известного русского художника-мариниста...

Перед нами одна из его известных его картин "Девятый вал".... Люди потерпели кораблекрушение после сильнейшего шторма и пытаются спастись на обломках мачты, но на них готова обрушиться самая большая волна - девятый вал...

Размер картины 221х332 см и поэтому ее лучше смотреть удобно расположившись на мягком диванчике, стоящем в центре зала....

Но чтобы посмотреть насколько четко прорисованы все детали - приходится воспользоваться оптикой фотоаппарата...

Следующее полотно Айвазовского, которое мы видим в этом зале - "Волна" (1889 г.)...

В последние годы жизни Айвазовский был полностью поглощен созданием образа морской стихии. Многие его картины этого периода являются по сути вариантом одного и того же сюжета, но тем не менее в каждой из них есть что-то особенное, индивидуальное...

Детали картины....

Здесь же мы можем встретить и более ранние работы мастера, например "Русская эскадра на Севастопольском рейде" (1846 г.)..

или "Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой" (1848 г.)....

Вторая половина зала посвящена работам другого знаменитого художника - Карла Павловича Брюллова - представителя академизма в искусстве...

Центральное место в экспозиции по праву принадлежит полотну "Последний день Помпеи" - сюжету из античной истории (извержение вулкана Везувий и гибель города Помпеи) (1833 г.)....

Картина "Распятие" (1838 г.)... Образ был написан для лютеранской церкви Св. Петра и Павла, которая возводилась по проекту брата художника - Александра Павловича...

Портрет Ю.П. Самойловой с приемной дочерью Амалией (1842 г.)...

Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью (1830 г.).....

Портрет У.М. Смирновой (1837 г.)....

Портрет княгини Е.П. Салтыковой (1841 г.)....

"Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" (1821 г.) .... Эта картина была написана Брюлловым по заданию Академии Художеств и была удостоена золотой медали...

В общем, в зале №14 можно уютно присев на диванчике, часами наслаждаться работами великих наших мастеров....

Сидеть, конечно хорошо, но музей на этом зале не заканчивается.... Так что продолжаем осмотр дальше...

В следующем зале нашему вниманию предлагаются работы профессоров Академии художеств первой половины 19 века...

Среди представленных экспонатов, выделяется работа А.А. Иванова " Явление Христа народу"...

Это своего рода отчетное произведение автора за государственный пенсион в Италии...

В основу сюжета картины - события из 3-ей главы Евангелия от Матфея... Мы видим толпу иудеев, которые пришли на берег Иордана вслед за пророком Иоанном Крестителем чтобы креститься....Указывая на показавшуюся вдали фигуру Христа Иоанн разъясняет собравшимся, что этот человек несет им новую истину, новое вероучение...

Во время подготовки к своему шедевру, о котором мы говорили выше, Иванов пишет серию этюдов обнаженных мальчиков на фоне разнообразного пейзажа... Картина "Три нагих мальчика", которая приведена ниже - одна из них...

Еще одна полная тонкой гармонии работа А.А. Иванова - "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831 г.)...

Впечатляет и картина Ф.А. Бруни "Медный змий" (1841 г.), на которой также представлен библейский сюжет, связанный с 40-летним странствием народа Израиля по пустыни.... Люди усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни, тогда Бог послал на них дождь из ядовитых змей.... После того, как погибло много людей Господь приказал Моисею выставить медного змия и те, кто смотрел на него с верой оставались жить...

Перед нами его творение "Сократ в битве при Потидее защищает Алквиада" (1828 г.)....

"Дмитрий Донской на Куликовом поле" (1824 г.) - автор бывший крепостной графа Н.П. Румянцева - В.К. Сазонов...

Кстати, в этом зале, как и в предыдущем вы можете ознакомиться с закрытой (в прямом смысле этого слова) экспозицией... Если вы обратили внимание - вдоль стен зала стоят небольшие столы, покрытые бархатом... Так вот, если приподнять эту тряпочку, то под ней вы увидите различные наброски, рисунки известных мастеров из частных коллекций... Многие посетители об этом не знают и проходят мимо... А закрывают все это от посторонних глаз только с одной целью - чтобы не фотографировали... Стоит вам только приподнять шторку - смотритель зала в позе нападающей кобры неотступно будет следить за вашими телодвижениями...

Следуя мимо картин С. Щедрина и М. Лебедева

мы попадаем "в руки" О. Кипренского и коллекцию его портретов...

Портрет О.А. Рюминой (1826 г.)...

В этом же зале выставлена модель статуи для фонтана в Екатерининском парке Царского села "Молочница с разбитым кувшином" работы П.П. Соколова (1807-1810 гг.)....

В следующем зале мы становимся свидетелями творчества А.Г. Венецианова... Если до этого героями полотен были знаменитые или знатные люди, то у Венецианова на первый план выходят образы крестьян, их быт и повседневная жизнь...

Картины "Очищение свеклы" (1820 г.),

"Жница" (1826 г.) и

"Гадание на картах" (1842 г.) - яркое подтверждение вышесказанному....

У окна мы видим проект надгробия памятника М.И. Козловскому работы С.С. Пименова (1802 г.)...

С творчеством Василия Григорьевича Перова мы знакомимся уже в следующем зале....

Актуальный для настоящего времени сюжет мы видим в его работе "Охотники на привале" (1877 г.)...

Процедура монастырского обеда во всех деталях отражена Перовым в его работе "Трапеза" (1865 г.)...

Чаяния одинокого человека, его думы, проблемы и способы их решения нашли свое отражение в картине "Гитрарист-бобыль" (1865 г.)...

Перед нами работы известного жудожника-пейзажиста - И.И. Шишкина...

"Сосновый лес" (1883 г.),

"Лес (Шмецк близ Нарвы)" (1888 г.)...,

"Корабельная роща"....

По-соседству с Шишкиным мы видим работы М.К. Клодта - мастера реалистических пейзажей русской деревни.....

Вот одна из его работ - "Стадо у реки в полдень" (1869 г.)....

"Пробелы" между картинами заполнены работами Е.А. Лансере - русского скульптора-анималиста...

Всю свою жизнь он был увлечен лошадьми, поэтому неслучайно во многих его творениях присутствуют эти животные....

Перед нами отлив из бронзы "Араб со львятами" (1879 г.)....

Во второй половине 19 века в живописи становится популярным стиль "неогрек", который выражается в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и т.п.

Именно с этим нам и пришлось столкнуться в следующем зале музея...

Картина Г.И. Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевсине" (1889 г.) - яркий пример этого направления в искусстве...

Из этой же "серии" и полная драматической экспрессии картина К.Д. Флавицкого "Христианские мученики в Колизее" (1862 г.)....

По пути в следующий зал нам снова попадается работа уже известного нам Е.А. Лансере - "Киргизский косяк на отдыхе" (1880 г.)...

Через некоторое время мы оказываемся в "плену" русского народного эпоса.... И все это благодаря сказачно-батальным произведениям В.М. Васнецова:

- "Бой скифов со славянами" (1882 г.)

и "Витязь на распутье" (1882 г.)...

Идем знакомиться с творчеством очередного нашего знаменитого художника - В.И. Сурикова...

Не спеша проходим мимо "Степана Разина"....

Немного задерживаемся у картины "Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде" (1872 г.) (не так уж часто приходится видеть голову на подносе...)

и останавливаемся у полотна "Вид на памятник Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870 г.)

Переходим в следующий зал - здесь продолжение экспозиции Сурикова....

Удобно устраиваемся на диванчике, чтобы не спеша, в тишине полюбоваться "Переходом Суворова через Альпы" и "Покорением Сибири Ермаком"

но тут откуда-то появилась ватага нахимовцев....

Нам пришлось спешно ретироваться в другой зал и детали этих картин мы уже рассматривали в отеле через фотоаппарат....

Сделали мы это своевременно, т.к. в следующем, небольшом по размерам зале было выставлено монументальное полотно И.Е. Репина с "коротким" названием "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901, в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1903 г.).

Чтобы выполнить этот правительственный заказ художник сначала по отдельности написал 60 портретов государственных деятелей, а затем с помощью своих учеников (Б.М. Кустодиева и И.С. Куликова) перенес их на большое полотно...

Наше знакомство с творчеством Репина продолжается и в следующих залах....

Картина "Проводы новобранца",

"Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных " (1888 г.),

"Бурлаки на Волге" (1870 г.),

"На дерновой скамье" (1876 г.),

"Запорожцы" (1880 г.) - все это лишь небольшая часть работ выдающегося художника своей эпохи Ильи Ефимовича Репина...

Следующий зал и перед нами работы не только уникального живописца, но и путешественника, человека, который неотступно сопровождал русскую армию в военных действиях в Японии, Средней Азии и др. "горячих точках" - В.В. Верещагина...

Картина "У дверей мечети" (1873 г.) - одна из многочисленных работ Туркестанской серии, отражающая нравы среднеазиатских государств...

Во время одного из своих последних путешествий, а это была Япония, Верещагин был поражен ее памятниками классической культуры, самобытностью, своеобразием костюмов...

Полотно "Япония. Шинтоистский храм в Никко" (1904 г.) как раз и было написано исходя из полученных впечатлений....

Кстати, когда началась русско-японская война, художник устремился в гущу событий и трагически погиб 31 марта 1904 г. вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском корабле "Петропавловск" (корабль подорвался на мине на рейде Порт-Артура)...

Продолжая наше дальнейшее путешествие по Русскому музею мы попадаем в зал с работами И.И. Левитана - мастера "пейзажа настроения"...

"Золотая осень. Слободка" (1889 г.),

"Хмурый день" (1895 г.),

"Озеро. Русь" (главное произведение позднего Левитана: художник умер, оставив его незаконченным...),

"Ранняя весна" (1898 г.)....

Это конечно не такие его шедевры, как "Март" , "Золотая осень" или серия работ о Плесе, но все же....

В этом же зале мы видим и работы К.А. Коровина "Сирень" (1915 г.),

и К.Ф. Богаевского "Корабли. Вечернее солнце"....

Следующий зал музея....

И.И. Бродский "Портрет жены художника" (1908 г.),

А.Н. Бенуа "Бассейн Флоры" ....

К.А.Сомов и его самая известная картина "Зим. Каток" (1915 г.)... (По мнению специалистов от живописи, в этой картине совершенно великолепно исполнен пейзаж, который действительно можно увидеть в Петербурге зимой...)

Экспозиция работ Андрея Петровича Рябушкина - представителя историко-бытового жанра...

Одни из лучших его работ: "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 г.),

"Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)"

Каким-то образом, очевидно сильно задумавшись и глубоко погрузившись в искусство, мы не заметили, как оказались в каком-то коридоре...

Но и здесь стены не пустовали...

Помимо всяких рекламных плакатов здесь оказались и исторические фотографии (например, эта называется "Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли "Анна Иоановна с арапчонком" из укрытия в Михайловском саду, 1945 г."),

и даже скульптуры, которым не нашлось места в основных залах музея ("Александр III" работа М.М. Антокольского 1897 г.)

Поняв, что в коридоре смотреть больше нечего, мы вернулись в основные залы музея и попали на выставку работ А.И. Куинджи, одного из известных русских пейзажистов, ученика Айвазовского...

"Море. Крым" (1898 г.),

"Лунная ночь на Днепре",

"Закат"....

Насколько все это великолепно??? Как говорится, на вкус и цвет - товарищей нет... У специалистов свое мнение, ну а у нас, как людей далеких от высоких материй - мнение несколько другое: если картина нравится - значит она хорошая, а выискивать в полотне мазки, нюансы настроения художника, его видение происходящего - это не для нас.... Извините, если кого-то обидели...

Если верить плану - мы находимся в зале под номером 32...

Здесь задумчиво восседает "Спиноза" работы М.М. Антокольского...

Ну а мы попадаем "в плен" к В.Д. Поленову - одному из выдающихся художников-передвижников....

Центральное место в его экспозиции занимает картина "Христос и грешница" (1888 г.), в которой он отобразил сюжет из Евангелия....

Для того, чтобы все вышло реалистично Поленову пришлось посетить Сирию, Египет, Палестину...

Менее масштабные работы художника: "Больная" (1879 г.),

" И возвратился в Галилею в силе духа"...

В следующем зале представлены работы Г.Г. Мясоедова - "яркого представителя русского реализма второй половины 19 века, основателя "Товарищества передвижных художественных выставок"" (цитата из Википедии)

Все верно. Чем не реалистична его картина "Страдная пора. Косцы" ?

Здесь же мы можем увидеть и работы К.А. Савицкого (картина "На войну" - отражает события, связанные с началом русско-турецкой войны 1877 г.),

и И.М. Прянишникова ("Крестный ход"),

и К.Е. Маковского: (" Ночлежный дом" 1889 г.),

"Семейный портрет",

"Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" (1869 г.);

и Х.П. Платонова "Наймичка", и Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы" (1897 г.)...

При переходе в другой корпус мы встречаем работы уже знакомого нам М.М. Антокольского "Ермак",

и "Тигр и Синай" А.Л. Обера....

Из Михайловского дворца мы переходим в корпус Бенуа...

В первом зале этого корпуса нас "поджидает" М.А. Врубель - " ... один из гениальных творцов русского модерна, творчество которого отмечено высоким художественным мастерством и стремлением к созданию произведений большого стиля. По словам мастера, искусство должно "будить душу от мелочей будничного величавыми образами" (цитата из аннотации к его творчеству, размещенной в выставочном зале) ....

После такого "инструктажа" самое время посмотреть и картины мастера...

Работа "Богатырь" (1898 г.)....

Ценители искусства называют Врубеля таинственным гением живописи...

Его шедевр - "Утро"....

"Атмосферой таинственности пропитана и его картина "Демон летящий"..." (мнение специалистов...)

Повторюсь, мы не специалисты. Может быть в работах Врубеля все и таинственно, но нашу "душу от будничных мелочей" они почему-то не разбудили....

В следующем зале музея выставлены полотна М.В. Нестерова...

Прежде, чем приступить к их осмотру - знакомимся с мнением профессионалов...

"Михаил Нестеров создает образы большой духовной силы и значительности. Они насыщены тонким лиризмом, отрешены от земных забот, полны созерцательности и религиозного размышления. Художник показывает сложную духовную жизнь своих героев, богатство их интеллектуальных и нравственных возможностей, гармоничное взаимосуществование человека и природы. Определение "нестеровский пейзаж" - умиротворенный, тихий, нежно-зеленый - вошло в современный отечественный лексикон".

Посмотрим на все это взглядом обывателя....

Картина "Великий постриг" (1898 г.)...,

"Святая Русь" (1905 г.),

"Преподобный Сергий Радонежский" (1899 г.)...,

"Думы" (1900 г.)...

В данном случае, как ни странно, но наше мнение по-поводу творчества Нестерова почти что совпало со мнениями специалистов...

Зал №.... Уже сбились со счета....

В общем в этом зале разместились произведения В.А. Серова...

"Крупнейший русский портретист В.А. Серов создал блистательную живописную галерею своих современников разнообразную по характерам и общественному положению. Во 2-ой половине 1880-х - 1890-х годов он пишет лирические созерцательные портреты с использованием приемов импрессионистического письма. Художник объективен и правдив в изображении, тщателен в выборе позы, жеста, поворота головы модели...."

Самое время во всем этом разобраться на практике...

"Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой" (1902 г.),

"Портрет С.М. Боткиной, жены П.Д. Боткина" (1899 г.),

"Портрет княгини О.К. Орловой" (1911 г.)

А это уже работа из "другой оперы"....

" Купание лошадей"...

На наш взгляд, все-таки портреты у Серова выглядят более привлекательнее, чем работы другого жанра (по крайней мере если сравнивать с теми картинами, которые выставлены в Русском музее)...

В следующем зале нам предоставляется возможность познакомиться с творчеством Бориса Кустодиева...

"Портрет Ф.И. Шаляпина" (1922 г.) (Эту работу художник делал уже будучи парализованным. Рисовал по частям, при этом холст ему наклоняли над креслом)

"Купчиха за чаем" (1918 г.)...

"Балаганы" (1917 г.)...

В работах Б.М. Кустодиева в большей части отображается своеобразие провинциальной жизни с ее знаменательными моментами: базарами, народными гуляниями, ярмарками и т.п.

Следующую пару залов (выставка работ Б.Д. Григорьева, И.И. Машкова) мы осмотрели достаточно быстро и бегло...

Конечно, когда количество осмотренных залов переваливает за седьмой десяток чувствуется некая усталость, утомленность, желание побыстрее все это закончить...

На наш взгляд и организаторы экспозиций, очевидно предусмотрев все эти человеческие факторы, тоже пошли навстречу посетителям музея: чем ближе к выходу, тем как бы это помягче и культурнее сказать.... В общем картины становятся попроще в плане традиционного восприятия окружающей действительности...

Особенно из последних экспозиций нас от души порадовало направление в искусстве под названием "примитивизм"...

Работники музея описывают это направление так: " вовлечение русского крестьянского искусства, городского фольклора в круг актуальных художественных традиций, глубокий интерес к искусству художников-самоучек было едва ли не повсеместным в 1910-е годы. Сознательное упрощение художественной формы не имело характера подражания, но было попыткой придать образам преображенной художником реальности ту ясность, простоту и одновременно смысловую емкость, которыми по природе своей было наделено народное искусство..."

А теперь посмотрим, как все это выглядит....

Например, серия картин М.Ф. Ларионова (так он рисовал в молодости)....

А вот его более поздний шедевр - "Венера"....(Вы нас конечно извините, но при виде этого полотна из нас почему-то синхронно вырвался неприлично громкий смех. Хорошо, что посетителей было немного...) Наверное специалисты от живописи при виде этой работы примут задумчивый вид, сделают умное выражение лица, после чего на протяжении нескольких десятков минут, используя профессиональный сленг, с упоением расскажут вам о том, что перед вами истинный шедевр...

На наш непросвещенный взгляд - в детском садике ребятишки нарисуют более красиво...

"Велосипедист" от Н.С. Гончаровой...(весь запутался в шелках, нитках и мыслях художника...)

Очередной шедевр.... Неужели вы не догадались кто перед вами? Да это же "Портрет философа" работы Л.С. Попова. Чем-то напоминает "клетчатого" из фильма "Приключения принца Флоризеля".

Кажется "восторгаемся" в этом зале не только мы....

Ну а теперь нам предстоит с вами оценить самые грандиозные шедевры примитивизма... Хотя нет, это уже называется по другому - супрематизм (что означает в переводе на простой русский язык "раннее проявление абстрактного искусства новейшего времени")

Мы стоим перед работами классика этого жанра К.С. Малевича... Картины "Черный круг" (1923 г.) , "Черный крест" (1923 г.) и "Белый радиатор" ... (Извините, радиатор оказался настоящим. - смутила табличка, расположенная на нем, где указано, что его нельзя фотографировать со вспышкой)...

Жаль, что здесь не представлен "Черный квадрат".... Ведь как сказал Малевич: "Квадрат - зародыш всех возможностей..."

Спустя некоторое время в арсенале Малевича очевидно появились и цветные краски. В 1928 году он их уже начинает применять....

По крайней мере в картине "На жатву (Марфа и Ванька)" это уже проглядывается...

Кстати, в арсенале Малевича есть еще одна фраза: " Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное..." Так что относительно его "крутых" работ все элементарно - видишь предмет (например, квадрат, круг), а вот живописью и не "пахнет"...

И наконец, великий теоретик нового искусства как-то заявил: "Искусство должно отрешаться от вчерашнего". Вот он (Малевич) и отрешился от настоящего искусства...

В этом же зале представлены и полотна в 3 D изображении....

В картинах, выставленных в этом зале уже можно отыскать зачатки реализма....

"Трое за столом" П.Н. Филонов (1914 г.)...

Следующий зал....

Здесь мы можем познакомится с работами К.С. Петрова-Водкина....

"Селедка" (1918 г.),...

"Фантазия" (1925 г.),

Далее мы попадаем в искусство 1920-х - 1930-х годов, которое "отразило политические и социальные перемены в обществе. Доминирующими становятся темы труда, спорта. Столь же актуален портрет, в котором образ современника приобретает собирательный характер. В своем стремлении воплотить в живописных полотнах идеалы нового времени художники широко обращаются к традициям монументального искусства - панно и фреске...."

Собирательный характер русской женщины того времени просматривается в картине "Женщина с ведрами" (В.В. Пакулин 1928 г.)

А вот и картина про спорт

и его поклонниц (А.Н. Самохвалов "Девушка в футболке" 1932 г.)...

Весьма актуальное для той эпохи полотно "Военизированный комсомол" (А.Н. Самохвалов 1932 г.) (Теперь понятно откуда подобные вещи мы видим у китайских или корейских коллег)

Следующие залы - и новая временная эпоха в искусстве...

Известная картина А.А. Дейнека "Оборона Севастополя" (1942 г.)

Более "мирные" полотна:

"Полдень" А.А. Пластов 1961 г.,

"Утро" А.А. Мыльников 1972 г.,

"Фигляры" О.В. Булгаковой 1979 г....

"Сборщики" Я.И. Крестовского 1975 г.,

Весьма актуальная тема для конца 80-х, начала 90-х годов прошлого века нашла свое отражение в картине А.А. Сундукова "Очередь" (1986 г.)

И снова попытка вернуться к примитивным вещам....

В.Н. Немухин "Интерьер №3. Диптих" (1997 г.)

"Точка в своем пространстве" Ф. Инфанте-Арана (1964 г.)

Ну и мы кажется дошли до нужной точки пространства Русского музея, которая называется выход...

Глоток свежего воздуха нам не помешает....