Театр ищущий: история БДТ. Большой драматический театр История рождения театра

В пятницу в Каменноостровском театре Санкт-Петербурга прошел сбор труппы Большого драматического театра имени , на котором было объявлено имя нового руководителя БДТ. Им стал режиссер Андрей .

«Кандидатура Андрея Могучего согласована с художественным советом театра», — буднично представил нового руководителя министр культуры .

«Есть ощущение, что начинается новый этап. Новый режиссер приходит — дай бог, чтобы это было на пользу людям, чтобы зрителю нравилось, для этого мы и делаем спектакли», — сказал артист «Газете.Ru». Штиль считает, что единая сцена для БДТ и Александринки станет «соревнованием двух школ в хорошем смысле», но менять что-либо в БДТ надо осторожно, с оглядкой на традиции.

Могучий — петербуржец, ему 51 год, неоднократный лауреат премии «Золотая маска», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Об Андрее Могучем заговорили в начале 90-х, когда появился созданный им Формальный театр, объединивший вокруг себя молодых актеров, музыкантов, художников, ищущих новые формы искусства.

Первой известной работой Могучего стала постановка пьесы «Лысая певица» . С Формальным театром режиссер объездил всю Европу, участвовал в фестивалях десятка стран, после чего поставил несколько спектаклей в «Балтийском доме», синтезируя современное и традиционное искусство. За «Школу дураков» Могучий получил главную театральную премию Петербурга «Золотой софит» и Гран-при Эдинбургского фестиваля. В 2004 году стал режиссером-постановщиком Александринского театра. Здесь Могучий прославился пьесой «Петербург» по произведению . Этот спектакль играли в белые ночи во дворе и в музейных залах Михайловского замка: Могучему свойственны эксперименты, пространственно расширяющие театральную сцену («Лысую певицу» он показал зрителям в спальном районе Ленинграда, на фоне реальных новостроек, а « » — на Соборной площади Кремля). На большой сцене Александринки режиссер поставил спектакли «Иваны», «Изотов», «Счастье». Молодежь и артисты старшего поколения играли в них бок о бок.

«Могучий делает технологически и визуально сложные постановки, близкие к направлению, называемому «театр художника», — говорит театральный критик , — в его последних вещах он работает с видеопроекцией на невиданном прежде уровне».

Андрею Могучему предстоит подготовить театр к возвращению в капитально отреставрированное здание БДТ на набережной Фонтанки (планируется, что реконструкция завершится осенью).

Сейчас коллектив Большого драматического выступает на сценах Каменноостровского театра и ДК им. Горького.

Отметим, что, по слухам, Могучий согласился возглавить БДТ только при условии, что Минкульт предоставит ему абсолютную административную и творческую власть, в частности право самолично формировать труппу.

Последний раз таким полновластным хозяином БДТ был Георгий Товстоногов.

«Когда самого Товстоногова назначали в БДТ, а Любимова — на Таганку, это, видимо, выглядело не менее революционно», — сказал Берман, добавив, что считает Могучего сильным лидером, который наверняка завоюет уважение артистов театра и будет способен противостоять консерваторам внутри труппы, считающим себя хранителями «наследия великого Товстоногова».

Примечательно, что в нынешней труппе БДТ много актеров, работавших с Товстоноговым. Это народные артисты СССР Олег Басилашвили и , народные артисты России , Георгий Штиль, заслуженный артист России . Как они примут нового худрука — пока неясно. Например, в кулуарах театра корреспондент «Газеты.Ru» случайно подслушал и такое мнение:

«Могучий — это же театр абсурда, у него по сцене будут вверх ногами ходить голые люди, а в публику будут стрелять бумажными шариками из резиновых пулеметов. Вы в таком спектакле Басилашвили или Крючкову видите?»

Им. Г. А. Товстоногова в 2019 году будет отмечать свой столетний юбилей. В его сегодняшнем репертуаре классические пьесы и произведения современных авторов. Театр входит в число знаменитейших и популярнейших в России.

О театре

БДТ Товстоногова существует с 1919 года. Изначально он назывался Особой драматической труппой. Первые спектакли демонстрировались в зале Консерватории. Через некоторое время театр обрёл свое здание. Набережная реки Фонтанки стала местом расположения легендарного БДТ. Художественное руководство новым храмом искусства было поручено знаменитому поэту А. А. Блоку. Идейным вдохновителем стал Максим Горький. В репертуар того времени входили произведения Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго. Главной своей задачей БДТ считал противопоставление благородства, достоинства и чести царившим в мире жестокости и хаосу.

Двадцатые годы XX века стали для нового театра непростыми. Сначала М. Горький уехал в другую страну, затем скончался А. Блок. Покинул БДТ художник А. Бенуа. Ушёл из театра главный режиссёр А. Лаврентьев. В труппу приходили новые постановщики. Но надолго никто не задерживался. Так продолжалось вплоть до 1956 года. Основу репертуара в то нелёгкое время составляли произведения советских драматургов.

В 1956 г. у театра началась новая жизнь. Произошло это благодаря приходу на должность главного режиссёра и художественного руководителя Г. А. Товстоногова. Он прослужил в БДТ тридцать лет. Георгий Александрович создавал спектакли, которые становились настоящими событиями. Постановки его отличались оригинальностью, свежестью, новизной и собственным взглядом на произведения. Этот человек превратил театр, находившийся в числе аутсайдеров, в одного из лидеров страны. Георгий Александрович пригласил в труппу таких выдающихся актёров, как Т. Доронина, И. Смоктуновский, В. Стржельчик, С. Юрский, К. Лавров и т.д. Это был лучший коллектив в СССР. В 1964 году театр был удостоен почётного звания "Академический". В 1970 г. открылась ещё одна сцена БДТ - Малая.

В мае 1989 г. Георгий Александрович возвращался домой с репетиции нового спектакля на своём автомобиле. С ним случился сердечный приступ. Великий режиссёр умер прямо за рулём. Кончина гения стала большой утратой для театра. Труппа не могла оправиться от шока. Вскоре артисты выбрали нового худрука. Им стал К. Ю. Лавров. Актёр старался продолжать традиции, заложенные Георгием Александровичем. В 1992 г. театру было присвоено имя Г. А. Товстоногова. Кирилл Юрьевич Лавров занимал пост худрука до 2007 года. Затем его сменил Т. Чхеидзе. С 2013 года художественным руководителем БДТ является А. А. Могучий.

Репертуар

БДТ Товстоногова предлагает своим зрителям драмы, комедии, классические произведения и пьесы современных авторов.

В 2017 году на его сцене можно увидеть следующие спектакли:

  • "Гроза".
  • "Лето одного года".
  • "Алиса".
  • "Солдат и чёрт".
  • "Язык птиц".
  • "Губернатор".
  • "Человек".
  • "Видимая сторона жизни".
  • "Дом Бернарды Альбы".
  • "Война и мир Толстого".
  • "Мария Стюарт" и другие.

Труппа

Своими артистами издавна славится БДТ Товстоногова. Актёры здесь служат талантливые и профессиональные. Многие из них имеют звания и награды. Коллектив состоит из подающей надежды молодёжи и прославленных знаменитостей, имеющих большой опыт и известных широкой аудитории по многочисленным работам в кино.

Труппа театра:

  • Максим Бравцов.
  • Виктор Княжев.
  • Леонид Неведомский.
  • Светлана Крючкова.
  • Елена Шварёва.
  • Олег Басилашвили.
  • Нина Усатова.
  • Сергей Стукалов.
  • Алиса Фрейндлих.
  • Георгий Штиль.
  • Ируте Венгалите и многие другие артисты.

Режиссёры

В БДТ работает несколько постановщиков спектаклей.

Режиссёрская группа:

  • Людмила Шувалова.
  • Андрей Максимов.
  • Александр Никаноров.
  • Полина Неведомская.
  • Александр Артёмов.

Л. Шувалова и А. Максимов работают в БДТ дольше других.

Андрей Николаевич родился в 1955 году. В 30 лет окончил ЛГИТМиК. Карьеру он начал в городе Кемерово. Затем были Новосибирск, Красноярск, Омск, Вильнюс. С 1993 года А. Максимов служит в БДТ Товстоногова. За годы творческой деятельности он поставил более тридцати спектаклей.

Л. П. Шувалова окончила театральное училище в Нижнем Новгороде. В БДТ пришла работать в 1951 году. Свой творческий путь Людмила Павловна начинала как актриса. Через 20 лет артистической деятельности стала ассистентом режиссёра. А в 1980 году - постановщиком. Л. П. Шувалова за большой вклад в театральное искусство награждена орденами II и I степеней «За заслуги перед Отечеством».

Г. А. Товстоногов

Г. А. Товстоногов родился в 1915 году. С детских лет Георгий Александрович очень любил театр. Но после окончания школы он по настоянию отца поступил в железнодорожный институт. Проучившись там недолгое время, юноша понял, что у него другое призвание, и бросил этот вуз. В 1931 году Г. А. Товстоногов начал работать в русском ТЮЗе города Тбилиси в качестве актёра. Через два года поступил учиться в ГИТИС на режиссёрский факультет. В 1946 году переехал в Москву, а в 1949-м - в Санкт-Петербург.

С 1956 года Георгий Александрович - режиссёр БДТ. Товстоногов возглавил этот театр в период, когда он находился на грани закрытия. Коллектив был ужасный. Худруки постоянно менялись. Посещаемость - низкая, а финансовые долги - высокие. Благодаря Георгию Александровичу БДТ в кратчайшие сроки поднялся на ноги. Г. Товстоногов возглавлял театр тридцать лет - до самой смерти. Кроме того, этот гениальный режиссёр вёл преподавательскую деятельность, был профессором, написал две книги, работал на телевидении и радио.

Покупка билетов

БДТ Товстоногова, как и многие другие театры, предлагает два способа покупки билетов. Первый - в кассе, второй - через интернет. На официальном сайте театра в разделе "Афиша" необходимо выбрать интересующий вас спектакль и удобную дату. Затем нужно определиться с рядом и местом, в этом вам поможет схема зрительного зала, которая представлена в данном разделе статьи.

При помощи банковской карты или электронного кошелька производится оплата заказа. Приобретённые билеты отправляются на имейл покупателя. Их необходимо будет самостоятельно распечатать и в бумажном варианте предъявить при входе в зал. Если вы желаете приобрести билеты в одной из касс, то запомните их режимы работы: с 10:00 до 21:00 - Главная сцена, и с 10:00 до 19:00 часов - Малая. Перерыв - с 15:00 до 16:00. Студенты творческих вузов могут приобрести билеты со скидкой за один час до начала спектакля и при предъявлении документа, подтверждающего право на льготу.

Уважаемые зрители, обращаем ваше внимание:
раздел «О театре» на сайте БДТ в настоящее время обновляется и дополняется.

История Большого драматического театра

Большой драматический театр открылся 15 февраля 1919 года трагедией Ф. Шиллера «Дон Карлос», начав свои выступления в Оперной студии Консерватории.

В 1964 году присвоено звание Академического, в 1970 году открыта Малая сцена, с 1992 года носит имя Г.А. Товстоногова.

Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы - так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством

Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев.

На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам - и все мы - издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею... человека честного деяния, великого подвига...» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу - героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ.

На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ.

Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М. Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев. В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, П.К. Вейсбрем, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников - Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский.

В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа,

в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 - А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 - Н.В. Петров; 1929-1934 - К.К. Тверской; 1934-1936 - В.Ф. Федоров; 1936-1937 - А.Д. Дикий; 1938-1940 - Б.А. Бабочкин; 1940-1946 -
Л.С. Рудник; 1946-1949 - Н.С. Рашевская; 1950-1952 - И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 - К.Л. Хохлов.

Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал.

Из книги «Зеркало сцены»

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения.

В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер.

Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов.

Г.А. Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» М. Горького, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, «На дне» М. Горького… становились событиями

в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.

По крупицам, личность к личности, Г.А. Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П. Панкова, Э.А. Поповой,

В.И. Стржельчика, З.М. Шарко, В.П. Ковель, В.А. Медведева, Л.В. Неведомского, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н.Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной.

В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

23 мая 1989 года возвращаясь из театра, Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался за рулем своего автомобиля.

В дни, когда театр еще не оправился от шока, тайным голосованием коллектива, художественным руководителем БДТ единогласно был выбран народный артист СССР, лауреат Государственных премий К.Ю. Лавров.

27 апреля 2007 года театр простился с К.Ю. Лавровым. В июне единогласным решением труппы художественным руководителем Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова был выбран народный артист России и Грузии Т.Н. Чхеидзе, который прослужил на этом посту до марта 2013 года.

Вы никогда не были в БДТ? Нет? К сожалению, мне тоже не довелось побывать на живых спектаклях Большого Драматического Театра им. Товстоногова. Как ни говори "халва" - во рту слаще не станет, но стоит произнести "Ханума!" Этот спектакль по праву стал визитной карточкой театра, который сегодня отмечает свою 93-ю годовщину.

Удивительно, каких больших актеров в разное время на своей сцене собрал этот театр: Георгий Товстоногов , Кирилл Лавров , Ефим Копелян , Олег Борисов, Павел Луспекаев , Олег Басилашвили , Татьяна Доронина , Светлана Крючкова ,Нина Усатова , Ольга Волкова

К счастью мы можем их вспомнить по ролям в кинофильмах и телеспектаклях.

Я не буду рассказывать об актерах подробно, просто хочу, чтобы вы их сегодня вспомнили, хотя бы некоторых….

Борис Бабочкин - не воспринимается как актер, а как живая легенда, герой гражданской войны и любимый персонаж советского кино 1930-х годов Василий Иванович Чапаев. Для нас он так и остался героем одной роли.

Людмила Макарова - совсем недавно отметила свой 90-й юбилей на сцене театра, она до сих пор играет на сцене БДТ и, хотя у нее было огромное количество ролей, но для нас она навсегда Главная Ханума нашей страны. Сколько раз этот спектакль шел на телеэкране? Я не знаю, но откладываются все дела, когда слышу "Гре-ех одному быть.... Гре-ех холостым быть...!"




Людмила Макарова вчера, сегодня и всегда

Ефим Копелян - даже если вы не смотрели "Неуловимых мстителей", "Вечный зов" или "Соломенную шляпку", то голос "Семнадцати мгновений весны" знает вся страна. После выхода на экран этого фильма артист в шутку стал называть себя "Ефим Закадрович". В БДТ актер пришел еще до Товстоногова и работал в театре до конца своих дней вмсете с женой - Людмилой Макаровой.


Евгений Лебедев - его первая роль на сцене БДТ - мадемуазель Куку в спектакле "Безымянная звезда". Да что там "мамзель"! Этот актер блестяще играл "врагов" (как я в детстве ненавидела его Ромашова в "Двух капитанах"!) и героев (фильмы "Поезд милосердия" и "Блокада"), умильного пьяницу ("Энергичные люди") и даже... лошадь! Холстомер - одна из лучших его ролей в спектакле "История лошади" по Л. Толстому.


Сцена "со стаканом" из спектакля "Энергичные люди"

Недавно в БДТ прошел вечер памяти актера в честь его 95-летия, а 2000 году была учреждена Премия имени Евгения Лебедева - бронзовая фигурка актера в роли Холстомера…

Нина Усатова - настоящая русская Женщина: уверенная, сильная, решительная и такая добрая, домашняя, уютная. В любой роли хороша: от деревенской тетки (фильм "Остров") до влюбленной помещицы (спектакль А. Островского "Блажь!") и от тетушки из Next, а до матушки в фильме "Поп". Действительно всенародно любимая актриса: в день своего 60-летия она получила удивительный подарок - сделать выстрел из пушки Нарышкиного бастиона Петропавловской крепости.



"Супница или Кипящие страсти"

Как в разговоре об этом театре не вспомнить ее, актрису, без которой он для зрителей просто немыслим! На сцене БДТ играл ее отец Бруно Фрейндлих, а перечислять роли самой Алисы Бруновны бессмысленно, все они известны и любимы нами безмерно!



Алиса Фрейндлих - королева сцены, королева кино, королева всегда и во всем.

Гастроли Большого Драматического Театра им. Товстоногова в любом городе всегда заканчиваются аншлагом, на его сцене играли и играют большие мастера. Хочется от всего сердца поздравить труппу театра с Днем рождения и пожелать не только творческих успехов, но и новых достойных этой сцены актеров.

Какие спектакли этого театра вы снова хотели бы увидеть? Какие роли актеров БДТ вам полюбились?

О сенью 1918 года в Петрограде по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой был основан Большой драматический театр. Репертуарную политику театра определил его первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии». Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева – первых сценографов театра.

15 февраля 1919 года состоялась премьера: трагедию Ф. Шиллера «Дон Карлос» поставил режиссер Андрей Лаврентьев. Среди режиссеров БДТ следующих лет: ученик Мейерхольда Константин Тверской, ученик Немировича-Данченко Николай Петров, художник-мирискусник Александр Бенуа, знаменитый Чапаев из одноименного фильма – актер Борис Бабочкин. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького.

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР. В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал. В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него – режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны. В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра».

Творческое кредо БДТ – открытый диалог на темы, актуальные для современного общества. Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы – от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

С 2013 года в БДТ имени Г. А. Товстоногова существует масштабная образовательная программа «Эпоха просвещения». Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ. Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» – режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу. В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина. Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее пяти премьер и более 350 спектаклей.