Вредные условия труда характеризуются.

Получить информацию о том, имеются ли на рабочих местах предприятия (компании) оптимальные, допустимые, вредные, опасные условия труда, можно только путем организации комплекса мероприятий, осуществляемых последовательно. Ради этих целей с недавнего времени всех работодателей законодательно обязали проводить определенную процедуру. Она получила название СОУТ - специальной оценки условий в которых проходит трудовая деятельность - и заменила знакомую всем аттестацию рабочих мест (АРМ).

Впрочем, из всех правил есть исключения. СОУТ не проводят относительно условий труда дистанционных и надомных сотрудников, работников, которые вступили с работодателем в трудовые отношения (физические лица). Проведение процедуры строго регламентировано, стороны обязаны знать свои права и обязанности.

Права работодателя

Для того чтобы определить, присутствуют ли вредные и опасные условия труда на местах, работодатель обязан организовать проведение СОУТ, при этом он обладает определенными правами:

  1. От организации, которая проводит спецоценку, требовать обоснования полученных результатов.
  2. Запрашивать у компании, проводящей СОУТ, документацию, которая подтверждает ее соответствие нормативным требованиям.
  3. В соответствии с законодательством, организовывать внеплановую СОУТ.
  4. В соответствии с установленным порядком, обжаловать бездействие (действия) компании, занимающейся проведением оценки условий труда.

Обязанности работодателя

Чтобы получить объективные и достоверные данные о том, какие тяжелые, вредные, опасные условия труда присутствуют на рабочем месте, работодатель обязан выполнить определенные требования. В частности, необходимо предоставить организации, занимающейся проведением СОУТ, конкретный пакет документов, который оговаривается в гражданско-правовом договоре между сторонами. Кроме того, работодатель не должен каким-либо образом препятствовать проведению мероприятий, преднамеренно сужать круг вопросов, которые подлежат рассмотрению. В завершающей стадии СОУТ на него ложится обязанность по ознакомлению всех сотрудников с ее результатами прямо на рабочих местах, предоставляя при этом необходимые разъяснения.

После того как вредные и опасные условия труда будут идентифицированы, также следует обязательно составить план мероприятий, нацеленных на их улучшение.

Факторы производственной среды

Для того чтобы определить, представляют ли конкретные условия труда опасность или вред для человека, специалистам необходимо оценить ряд факторов, которые служат основанием для последующих заключительных выводов:

  1. Физические факторы. К ним относится вибрация (локальная и общая), шум, воздушный ультразвук и инфразвук, аэрозоли, в основном фиброгенного действия, неионизирующие излучения (постоянное магнитное и электростатическое поля) и ионизирующие, переменное электромагнитное поле, показатели микроклимата помещения (влажность, температура воздуха и скорость его движения), параметры световой среды (степень освещенности рабочего места искусственным светом).
  2. Химические факторы. Вредные и опасные условия труда могут быть установлены после измерения на коже сотрудников и в воздухе рабочего пространства концентрации и состава химических веществ, в том числе биологической природы (ферменты, гормоны, антибиотики, витамины), синтезируемых искусственно.
  3. Биологические факторы. Оцениваются наличием или отсутствием контакта с микроорганизмами-продуцентами, спорами и живыми клетками, находящимися в бактериальных препаратах, возбудителями инфекционных болезней (в соответствии с группами патогенности).

Факторы трудового процесса

Как уже было сказано выше, вредные и опасные условия труда могут касаться не только производственной среды, но и самой работы. В процессе проведения СОУТ учитываются следующие моменты, касающиеся трудовой деятельности:

  • Напряженность . Производится оценка сенсорной нагрузки на ЦНС и системы органов чувств сотрудника.
  • Тяжесть . Оценивается физическая нагрузка на системы организма и опорно-двигательный аппарат. Например, характер поднятия тяжестей и их максимальный вес.

Согласно статье 14 Федерального закона о СОУТ от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ, принято выделять оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (4 класса).

Об оптимальных условиях: 1 класс

Под оптимальными принято понимать такие условия трудового процесса, при которых полностью отсутствует воздействие на сотрудника каких-либо вредных или (и) опасных факторов, либо уровень их влияния не превышает установленных для данного производства нормативов. Здоровье работника при этом сохраняется и присутствуют предпосылки для последующего поддержания его высокого уровня трудоспособности.

Допустимые условия: 2 класс

В данном случае подразумевается, что в результате проведенной СОУТ на рабочем месте были выявлены определенные вредные или (и) опасные факторы производства. Однако уровень их воздействия на сотрудника не превышает установленных нормативов (гигиенических), организм при этом успевает восстановиться к началу следующей смены (рабочему дню).

Вредные условия: 3 класс

Таковыми признаются такие условия труда, при коих степень влияния вредных и (или) опасных факторов превышает установленные законодательством нормативы. Речь идет об уже упомянутом ПДК, тяжести, напряженности и т. д. Классификация вредных (опасных) условий труда далее подразумевает деление на четыре подкласса:

  1. При их воздействии для восстановления измененного функционального состояния организма сотрудника требуется больше времени, чем до начала следующей смены или рабочего дня. Риск повреждения здоровья значительно увеличивается.
  2. При подобном уровне воздействия возникают стойкие изменения в организме сотрудника. Они влекут за собой появление и последующее развитие начальной стадии либо, без потери трудоспособности, легкой степени тяжести профессионального заболевания. Возникают после продолжительного периода воздействия подобных производственных факторов – 15 и свыше лет.
  3. В данном случае уровень воздействия производственных факторов таков, что вызывает стойкие изменения в организме сотрудника, которые провоцируют развитие профессиональных болезней средней либо легкой степени тяжести непосредственно в период ведения трудовой деятельности на производстве.
  4. При их существовании воздействие на сотрудника во время работы настолько велико, что способно привести к тяжелой форме профессионального заболевания с последующей потерей работоспособности, непосредственно в период, когда человек осуществляет трудовую деятельность.

Условия труда, опасные для человека: 4 класс

Здесь работодатель имеет дело с наиболее критической ситуацией. Воздействующие на сотрудника в течение всей смены опасные и вредные производственные факторы настолько сильны, что создают угрозу не только для здоровья, но и в целом для человеческой жизни. Последствия их влияния являются причиной развития профессиональных заболеваний в острой форме в период непосредственной трудовой деятельности.

Вредные (опасные) условия труда, определение которым дано выше, могут быть понижены на одну степень, в соответствии с определенной законодателем методикой и на основании экспертного заключения. Условием для подобных мер является использование работниками на местах средств индивидуальной защиты, которые в установленном порядке прошли сертификацию.

Льготы и компенсации

Проведение СОУТ на рабочих местах позволяет выявить присутствие опасных и (либо) вредных производственных факторов и на основании ее результатов разработать план эффективных мероприятий по их устранению. Более того, в соответствии с законодательством, это прямая обязанность каждого работодателя. Кроме того, вредные, опасные условия труда, характеристика которым дана выше, являются основанием для назначения сотруднику льгот и компенсаций. При оптимальном и допустимом классе они отсутствуют.

В случаях, когда на рабочем месте выставляется третий класс вредных условий, характер льгот будет завысить от их степени. Так, в соответствии с трудовым законодательством, при степени 3.1 работнику полагается денежная компенсация не менее 4%, при 3.2 – добавляется 7 дней дополнительного отпуска, при 3.3 – к тому же уменьшается продолжительность рабочей недели до 36 часов. В случаях, когда льготы устанавливаются в минимальном обязательном размере, их увеличение допускается по усмотрению работодателя и согласованию с профсоюзными органами.

Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность работника, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. (Заметим, что в новом Руководстве Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», введенном в действие с 1 ноября 2005г. термин «производственная среда» заменен термином «рабочая среда», не меняя его смысла – содержание понятия).

Под факторами трудового процесса (безотносительно окружающей среды) понимают основные его характеристики: тяжесть труда и напряженность труда .

Тяжесть труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.
Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – один из основных факторов трудового процесса, отражающий нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, определяющим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень их монотонности, режим работы.

Под факторами рабочей (производственной) среды, в которой осуществляется деятельность человека, понимают самые различные факторы этой среды – от физических до социально-психологических. Все они, так или иначе, влияют на организм человека.

Среди их многообразия выделяют такие производственные факторы, которые при определенных условиях представляют собой опасность (угрозу) для человека.

Вредный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызывать профессиональные заболевание. Временное или стойкое снижение работоспособности. Повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Разные люди могут иметь разную чувствительность к тем или иным вредным факторам.

Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной травмы, острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности, связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы: физического, химического, биологического и психофизиологического типа.

К физическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

§ движущиеся машины и механизмы;

§ подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия (материалы, заготовки);

§ разрушающиеся конструкции;

§ обрушивающиеся горные породы;

§ повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

§ повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

§ повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

§ повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;

§ повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

§ повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;

§ повышенный уровень ионизирующих излучений;

§ повышенное значение напряжения в электрической цепи;

§ повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

§ повышенная напряженность электрического, магнитного полей;

§ отсутствие или недостаток естественного света;

§ недостаточная освещенность рабочей зоны;

§ повышенная яркость света;

§ пониженная контрастность;

§ прямая и отраженная блесткость;

§ повышенная пульсация светового потока;

§ повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

§ острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

§ расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола);

§ невесомость.

Кхимическим опасным и вредным производственным факторам относятся химические вещества, которые по характеру воздействия на организмчеловека подразделяются на:

§ токсические,

§ раздражающие,

§ сенсибилизирующие,

§ канцерогенные,

§ мутагенные,

§ влияющие на репродуктивную функцию.

По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм через:

§ органы дыхания,

§ желудочно-кишечный тракт,

§ кожные покровы ислизистые оболочки.

К биологическим опасным и вредным производственным факторам относятся: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

К психофизиологическим опасным и вредным производственным факторам относятся:

§ физические (статические и динамические)

§ нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).ё

Заметим, что один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным типам.

Чаще всего работающий человек подвергается действию вредных веществ, называемых еще ксенобиотиками . Классическим примером ксенобиотиков являются промышленные яды.

Случаи воздействия одного ксенобиотика на организм человека встречаются довольно редко. В реальных условиях современного производства организм человека, в основном, подвергается одновременному воздействию различных ксенобиотиков. Еще чаще на работника действует целый комплекс вредных производственных факторов. При этом изменяется и результат воздействия на организм человека.

Комплексным принято называть такое воздействие, когда ксенобиотики поступают в организм одновременно, но разными путями (через дыхательные пути с вдыхаемым воздухом, в желудок с пищей и водой, через кожные покровы).

Комбинированным принято называть такое воздействие ксенобиотиков, когда они одновременно или последовательно поступают в организм одним и тем же путем. Различают несколько видов комбинированного действия (воздействия):

1. Независимое действие. Результирующий эффект не связан с комбинированным воздействием и не отличается от изолированного действия каждого компонента смеси, а потому обусловлен преобладанием действия наиболее токсичного компонента и равен ему.
2. Аддитивное действие. Результирующий эффект смеси равен сумме эффектов каждого компонента комбинированного воздействия.
3. Потенцированное действие (синергизм). Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии больше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.
4. Антагонистическое действие. Результирующий эффект смеси при комбинированном воздействии меньше суммы эффектов раздельного действия всех компонентов смеси.

Комбинации веществ с независимым действием встречаются достаточно часто, но, как и комбинации с антагонистическим действием, несущественны для практики, поскольку аддитивное и потенцированное действия более опасны.

Примером аддитивного действия является наркотическое действие смеси углеводородов. Потенцированное действие отмечено при совместном действии сернистого ангидрида и хлора, алкоголя и ряда производственных ядов.

Часто встречается воздействие ксенобиотиков в сочетании с другими неблагоприятными факторами, например такими, как высокая и низкая температура, повышенная, а иногда и пониженная влажность, вибрация и шум, различного рода излучения и др. При таком воздействии эффект может оказаться более значительным, чем при изолированном воздействии того или иного фактора.

На практике часто встречается ситуация, когда воздействие ксенобиотика имеет «перемежающийся» или «прерывистый» характер. Из физиологии известно, что максимальный эффект любого воздействия наблюдается в начале и в конце воздействия раздражителя. Переход от одного состояния к другому требует приспособления, а потому частые и резкие колебания уровня раздражителя ведут к более сильному воздействию его на организм.

Работник соприкасается с ксенобиотиками, как правило, при выполнении физической работы. Физическая нагрузка, оказывающая мощное и разностороннее влияние на все органы и системы организма, отражается на условиях всасывания, распределения, превращения и выделения ксенобиотиков, а в конечном итоге – на течении интоксикации.

Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника (в том числе не выявленные при медицинских осмотрах). Низкие значения этих факторов не приводят к таким заболеваниям, а значит, с определенной долей условности их можно принять за «безвредные». Разделение значений факторов производственной среды на «опасно вредные» и «практически безвредные» производится на основе аппарата концепции так называемого «порогового воздействия факторов производственной среды» .

В рамках этой концепции считается, что ниже некоторого порога – предельно допустимого для сохранения здоровья значения вредного производственного фактора – его вредное воздействие практически отсутствует и им можно полностью (для практических нужд) пренебречь.
Классическим примером реализации концепции порогового воздействия химических веществ на живой организм является понятие ПДК – предельно допустимой концентрации, впервые предложенное в начале 20-х годов ХХ века.

Официальное определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны выглядит так: «Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни вредных факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч и не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью».

Введение ПДК, а затем и ПДУ (предельно допустимого уровня) позволяет на практике разграничить безопасные условия труда, где концентрации ниже ПДК (уровни ниже ПДУ), и значит, профессиональные заболевания практически невозможны, от неблагоприятных условий труда, где концентрации (уровни) выше ПДК (ПДУ), и возникновение профессиональных заболеваний гораздо более вероятно.
На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.
Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1 класс) – условия, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы факторов рабочей среды установлены для микроклиматических параметров и факторов трудовой нагрузки. Для других факторов за оптимальные условно принимают такие условия труда, при которых вредные факторы отсутствуют либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников условно разделяют на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3.1) – условия труда характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;
2 степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности), в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающихпосле продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет);
3 степень 3 класса (3.3) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии;
4 степень 3 класса (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Опасные (экстремальные) условия труда (4 класс) характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т.ч. и тяжелых форм.
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. При этом работа должна осуществляться в соответствующих средствах индивидуальной защиты и при строгом соблюдении временных режимов, регламентированных для таких работ.

Безопасность труда есть часть более общих явлений нашей жизни – безопасности трудовой деятельности, безопасности производственной деятельности, наконец, безопасности деятельности человека. Но поскольку в русском языке термин «безопасность» образовался от термина опасность, то рассмотрим эти два понятия в паре.

Понятие опасность – очень общее и многогранное и дать строгое, общее и правильное определение очень сложно. Чаще всего опасность подразумевает угрозу причинения (нанесения) какого-либо вреда, того или иного ущерба. Эта угроза всегда носит вероятностный (возможный, потенциальный) характер. Опасность – свойство, внутренне присущее нашему непрерывно меняющемуся миру, но свойство изначально потенциальное. Можно сказать, что мы живем в мире опасностей. Но сам факт нашего успешного существования говорит о том, что от опасностей можно уберечься, что угрозы можно предотвратить. С понятием опасность тесно связано понятие опасная ситуация – ситуация, в которой возможна реализация опасности. При этом, если в этой ситуации опасность смогла подействовать на свою «жертву», то с последней происходит какое-то неблагоприятное событие: авария, травма, отравление и т.д. Данное определение опасности описывает ее как безусловную, на все 100% реализующую способность, которая угрожает тому или иному состоянию объекта, изменяя его своим воздействием в худшую сторону.

Вопрос о том, какое состояние считать безопасным (т.е. дословно состоянием без опасностей) в реальном мире, где всегда существуют определенные опасности, давно занимал, занимает, и будет занимать умы человечества. Однако простого, однозначного ответа не было, нет, и не будет, ибо обеспечение безопасности (в том числе и безопасности труда) – сложная организационная, техническая и научная проблема.
Многовековой практикой доказано, что абсолютной безопасности , т.е состояния, в котором исключены воздействия всех мыслимых опасностей, просто не существуют. Это означает, что практически все состояния объектов лишь относительно защищены от опасностей, а разговоры о безопасности / опасности без количественной меры являются некорректными или неконструктивными.

Такой мерой является риск – относительно новое для нашей страны, но широко используемое за рубежом понятие, которое позволяет количественно оценить меру опасности (меру безопасности) в каждом конкретном случае.

В широком смысле слова обыденной речи риск – возможность появления обстоятельств, обуславливающих неоднозначность или невозможность получения ожидаемых результатов. Риск – в узком смысле термина научной мысли и практики – поддающаяся оценке, расчету или измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду.

Рассматривая результаты воздействия той или иной конкретной опасности на тот или иной объект, легко выделить две основные количественных характеристики этого воздействия. Первая – вероятность самого воздействия. Без этой характеристики говорить о риске нельзя. Это основная количественная характеристика случайной природы реального воздействия опасности. Вторая характеристика – масштаб причиненного вреда (ущерба) состоянию пострадавшего объекта.

На практике часто о второй характеристике ничего не говорят, уделяя основное (если не подавляющее) внимание первой. Это связано с тем, что для предотвращения опасности желательно знать (сначала) самые вероятные риски, а тогда при ранжировании рисков по величине мы интересуемся только вероятностями.

В силу этого существует два основных подхода к определению и исчислению риска, и это затрудняет использование данного понятия на практике.

Наиболее часто под риском понимают вероятность наступления того или иного неблагоприятного события в течение некоторого времени (обычно берется календарный год). При этом нулевой риск будет соответствовать абсолютной безопасности.

Следовательно, важным является не только и не столько то, велик или мал риск, сколько то, является ли он приемлемым – допустимым или неприемлемым – недопустимым риском!

Вот теперь-то можно легко определить понятие «безопасность», под которым понимают отсутствие недопустимого риска.
Количественно определив, что есть из себя безопасность, мы для защиты от всевозможных опасностей должны противопоставить им соответствующие безопасности.

Так возникают понятия «транспортная безопасность» (безопасность на транспорте), «производственная безопасность » (безопасность производства), «радиационная безопасность» (безопасность при обращении с радиоактивными материалами), «экологическая безопасность» (безопасностьокружающей среды) и другие виды безопасности.

Но в практике использования этих понятий и обеспечения всех этих и других видов безопасности возникают свои терминологические сложности.

Первая терминологическая сложность состоит в том, что прилагательное перед существительным безопасность и само слово «безопасность» образуют новый термин из двух неразрывно связанных слов. Смена порядка слов меняет и «уничтожает» смысл термина. Например, новый термин и понятие «физическая безопасность » не означает безопасность в физике, а означает обеспечение безопасности при физическом доступе других лиц и физическом изъятии (кражи) оборудования или информации. Еще один пример с более известным термином. Например, понятие «промышленная безопасность» не означает безопасность в промышленности, а является специальным термином, означающим «безопасность опасных производственных объектов» .

Вторая терминологическая сложность связана с тем, что один и тот же термин начинают использовать для обозначения двух (а то и больше) понятий. Например, слово «безопасность» означает состояние, слова «безопасность на транспорте» также означают состояние, а термин «транспортная безопасность» используют не только для обозначения состояния, но и для обозначения некоторого вида человеческой деятельности – обеспечения транспортной безопасности. В условиях своеобразного многозначного использования термина дать ему однозначную формулировку зачастую не удается. В итоге в учебной, справочной литературе и в нормативных документах (где вообще все термины и понятия используют только в контексте потребности данного документа, например, Федерального закона) кочуют самые разные определения, что создает путаницу на практике.

Вот и термин «безопасность труда» используется в самых разных смыслах. Чаще всего его используют для обозначения вида деятельности по обеспечению безопасности работающих, что ведет к неявной частичной подмене термина «охрана труда». Реже его используют в том же смысле, в котором использовался хороший (но якобы устаревший и давно уже тщательно изгоняющийся из официальных документов) термин «техника безопасности».

Раньше вместе с термином «техника безопасности» использовали термин «производственная санитария» , но сейчас и им редко пользуются – из официального языка нормативной документации он как-то незаметно был вытеснен.

Подчеркнем, что понятие «безопасность труда» относится к любому конкретному простому процессу труда любого работающего, работника или учащегося. Обеспечение безопасности труда является важнейшей составной частью охраны труда работников.

Безопасность труда – это такое состояние условий труда на рабочем месте, при котором воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено, либо отсутствует недопустимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью работников. Тем самым термин «безопасность труда» увязывается с безопасным состоянием условий труда, а деятельность по созданию или поддержанию этого состояния продолжаем называть «техникой безопасности».

Дисциплина труда – это обязательное для всех работников подчинение установленным работодателем правилам поведения во время выполнения ими трудовых обязанностей. Эти правила устанавливаются общими требованиями Трудового кодекса РФ, иными федеральными законами, а также коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, индивидуальным трудовым договором.
Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Дисциплина труда важнейший элемент трудовых отношений работника с работодателем и его святая обязанность соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

Значение дисциплины труда заключается в том, что она:

§ способствует достижению высокого качества результатов труда каждого работника и организации;

§ позволяет работнику трудиться с наивысшей производительностью;

§ способствует охране здоровья и жизни во время трудовой деятельности, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

§ способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.

Методы обеспечения трудовой дисциплины необходимы для создания организационных и экономических условий для высокопроизводительной работы. Следующие три метода взаимосвязаны: сознательное отношение к труду; методы убеждения и воспитания; поощрение за добросовестный труд, а для нерадивых, недобросовестных работников – применение в необходимых случаях мер дисциплинарного и общественного воздействия.

Внутренний трудовой распорядок – это установленный законодательством и на его основе локальными актами порядок поведения работников на работе, как в процессе самого труда, так и во время перерывов в работе во время пребывания работников на территории организации.
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт работодателя, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений.

Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка осуществляется на основе гл. 29 и 30 ТК РФ.

Правила внутреннего трудового распорядка должны иметь все организации. Эти правила включают обязанности не только работников, но и руководителей, и не только по исполнению самих Правил, но и соответствующих должностных инструкций, инструкций по охране труда, других правил безопасности производственной деятельности, производственной санитарии, противопожарной, противорадиационной безопасности и др.

Правила внутреннего распорядка обычно состоят из следующих семи разделов:
1) общие положения, предусматривающие действие этих правил, на кого они распространяются, их цель, задачи;
2) порядок приема и увольнения (приводятся кратко положения Трудового кодекса РФ с их уточнением для данного учреждения);
3) основные обязанности работника;
4) основные обязанности работодателя (администрации);
5) рабочее время и его использование;
6) меры поощрения за успехи в труде;
7) дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27

Производственными факторами, характеризующими условия труда, могут быть физические факторы - температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное и др.), статические, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация, ультразвук и т.п.; химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты); биологические факторы - патогенные микроорганизмы, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты; факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда (интеллектуальные, сенсорные и эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы); факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда (физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве).

Наличие факторов трудового процесса, характеризующих тяжесть физического труда в объеме, превышающем допустимые физические нагрузки, позволяет говорить о тяжелом физическом труде. Например, вынужденные наклоны корпуса более 50-100 раз за смену считаются допустимой (средней по тяжести) физической нагрузкой. Те же самые наклоны корпуса свыше 300 раз за смену позволяют считать выполняемый труд физически тяжелым, могущим вызвать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, к повышению частоты общей заболеваемости и появлению начальных признаков профессиональной патологии.

Условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм профессиональных поражений, считаются опасными (экстремальными). Возможность негативного воздействия на работников вредных производственных факторов в процессе трудовой деятельности обусловила необходимость разработки и утверждения предельно допустимых уровней воздействия указанных факторов. Например, установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны; санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах; санитарные нормы вибрации рабочих мест и др. Наряду с этим законодательством запрещено применение труда лиц моложе 18 лет, а также женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, указанных в специальных списках таких работ; на подземных работах предусмотрено предоставление компенсаций и льгот работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Вредные производственные факторы - это факторы среды и трудового процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства /30/.

Условия труда - это совокупность элементов (факторов)

производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на

функциональное состояние организма человека - здоровье, работоспособность,

удовлетворенность трудом и его эффективность.

Можно выделить следующие группы факторов условий труда:

1. Санитарно-гигиенические, характеризующие микроклимат (температуру,

влажность и скорость движения воздуха), освещение, шум, вибрацию и

сопряженную с освещением окраску служебных помещений и оборудования;

2. Эстетические, включающие цветовую отделку интерьеров, озеленение

служебных помещений, использование в интерьерах помещений произведений

живописи и произведений прикладного искусства;

3. Психофизиологические, связанные с осуществлением мер

психофизиологического характера, обеспечивающих условия высокоэффективной

деятельности и сохранения здоровья служащих (постепенное вхождение в

труд, ритмизация труда, нормальное чередование труда и отдыха, смена форм

деятельности, активные формы труда и отдыха и ряд других факторов);

4. Социально-психологические, связанные с осуществлением мер, направленных

на формирование психологической готовности человека к работе с новой

техникой, к различного рода нововведениям (снятия психологических

барьеров), с созданием нормального психологического климата в коллективе,

установлением нормальных взаимоотношений руководителя и подчиненных и, в

частности, с использованием выработанных наукой и практикой принципов

общения руководителей с подчиненными.

Условия труда – совокупность факторов трудового процесса и рабочей среды, в которой осуществляется деятельность человека.

Оптимальные условия труда – предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов исключено или их уровни не превышают установленные нормативы.

Вредные условия труда – условия труда, характеризующиеся наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство.

Гигиенические нормативы условий труда (ПДК, ПДУ) – уровни факторов рабочей среды, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч, но не более 40 ч в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение здоровья у лиц с повышенной чувствительностью”.

В гигиене труда выделяются опасный и вредный факторы рабочей среды. Опасный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

Вредный фактор рабочей среды – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работника может вызывать профессиональное заболевание или другое нарушение состояния здоровья, повреждение здоровья потомства.

Вредные факторы рабочей среды делятся на следующие группы:

физические факторы – температура, влажность, скорость движения воздуха, все виды излучений (тепловое, электромагнитное, лазерное,ультрафиолетовое, ионизирующее и др.), производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, инфразвук, аэрозоли (пыли) преимущественно фиброгенного действия, отсутствие или недостаточность освещенности, наличие в воздухе аэроионов;

химические факторы – химические вещества, смеси, в т. ч. вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);

биологические факторы – патогенные микроорганизмы, живые клетки и споры;

факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда;

факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса.

1-й класс – оптимальные условия труда, при которых сохраняется здоровье работника и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

2-й класс – допустимые условия труда, характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

3-й класс – вредные условия труда, характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомства.

Третий класс подразделяется на 4 степени вредности:

1-я степень (3.1) – условия труда с такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами, и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень (3.2) – условия труда с уровнем вредных факторов, вызывающим стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально-обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением заболеваемости с временной утратой трудоспособности и, в первую очередь, теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных вредных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 и более лет работы);

3-я степень (3.3) – условия труда с такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, легких и средней степени тяжести профессиональных болезней (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально-обусловленной) патологии;

4-я степень (3.4) – условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваний с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда, характеризуются уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития тяжелых форм острых профессиональных поражений, в т. ч. и тяжелых форм.

Тяжесть и напряженность трудового процесса

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Тяжесть труда определяется энергетическим (силовым) компонентом и характеризуется определенными показателями: физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, характером рабочей позы, глубиной и частотой наклонов корпуса, перемещениями в пространстве.

По показателям тяжести все физические работы делят (на основе общих энерготрат организма) на три класса условий труда:

оптимальные (легкая физическая нагрузка);

допустимые (средняя физическая нагрузка);

вредные (тяжелый труд) – в градациях 1-й и 2-й степеней.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. Факторы, характеризующие напряженность труда: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, степень монотонности нагрузок, режим работы (по специальным шкалам).

По показателям напряженности трудового процесса все работы делят на три класса условий труда:

1-й класс – оптимальные (напряженность труда легкой степени);

2-й класс – допустимые (напряженность труда средней степени);

3-й класс – вредные (напряженный труд).

Критерии оптимального труда (1-й класс напряженности) – отсутствие необходимости принятия решений, односменная работа (без ночной смены), работа по индивидуальному плану, степень риска для собственной жизни исключена, фактическая продолжительность рабочего дня 6–7 ч, степень ответственности за безопасность других лиц исключена и др.

К категории этих работ (раньше их определяли как связанные с незначительным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые характеризуются малой изменчивостью ситуации, сосредоточением внимания чаще на одном объекте, небольшим объемом производственной деятельности (счетно-канцелярская, административно-хозяйственная работа малого объема, работа табельщицы, секретаря, машинистки и т. п.).

К категории работ 2-го класса напряженности (связанных с умеренным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые связаны с выполнением заданий средней сложности, ответственностью только за определенные производственные операции, свойственные этой профессии (бухгалтер, экономист, рядовой инженер, юрисконсульт, врач, библиотекарь и т. д.). Эти работы доступны большинству больных с умеренными функциональными нарушениями, медленно прогрессирующим течением заболевания.

К категории работ 3-го класса напряженности (связанных со значительным нервно-психическим напряжением) относятся такие, которые требуют выполнения большого объема производственной деятельности, длительного напряжения внимания, быстрой ориентировки и переработки большого потока

информации (руководители крупных предприятий и учреждений, административно-хозяйственные работники с работой большого объема – главный бухгалтер, главный технолог, конструктор), а также работы, требующие восприятия большого и непрерывного потока информации, немедленной и точной реакции на нее (операторы пульта управления сложными процессами, диспетчеры аэродромов, поездные, узловые, локомотивные, маневровые диспетчеры и дежурные железнодорожных станций, операторы и дежурные метрополитена, режиссеры и ассистенты телевидения, телеграфистки и телефонистки междугородных и международных линий, лица, связанные с вождением транспорта, врачи скорой помощи, реанимационных отделений, палат интенсивной терапии и т. п.).

Критериями 3-го класса напряженности труда являются: работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат (авиадиспетчер), продолжительность рабочего дня более 12 ч, отсутствие перерывов, нерегулярная сменность с работой в ночное время, степень риска для собственной жизни – вероятна, степень ответственности за безопасность других лиц – возможна, и ряд других критериев.

Эти виды работ противопоказаны больным, у которых чрезмерное нервно-эмоциональное напряжение может привести к прогрессированию или обострению заболевания, а в ряде случаев – к возникновению в связи с этим аварийной рабочей ситуации, а также больным, у которых основное заболевание протекает с частыми и длительными обострениями или явлениями декомпенсации сердечно-сосудистой, легочной систем и др.

Виды умственного труда

К умственному труду относят работы, связанные с приемом и переработкой информации, при выполнении которых требуется значительное напряжение сенсорного аппарата, внимания, памяти, активация мышления и эмоциональной сферы.

Все виды умственного труда в гигиене труда предложено делить на пять основных групп.

1. Операторский труд (профессии операторов, связанные с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами). Труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением.

2. Управленческий труд (руководители предприятий и учреждений, учителя, преподаватели). Труд связан с чрезмерным ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социальной значимости и личной ответственности за принятие решений, нерегулярностью нагрузки, нестандартностью принимаемых решений, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

3. Творческий труд (научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, архитекторы, конструкторы). Труд предполагает создание новых алгоритмов на основе многолетней подготовки и высокой квалификации. Работники должны иметь хорошую память, инициативность, способность к длительному сосредоточению внимания, что приводит к повышенному нервно-эмоциональному напряжению.

4. Труд медицинских работников. Универсальные черты профессии – контакт с больными людьми, дефицит информации, высокая ответственность при принятии решений.

5. Труд учащихся и студентов, требующий напряжения памяти, внимания, восприятия, с возникновением стрессовых ситуаций во время контрольных работ, зачетов, экзаменов.

Нервно-эмоциональная напряженность труда оценивается по степени загрузки или уплотненности рабочего дня, числу выполняемых операций, времени, затраченному на операцию, сложности и количеству принимаемой информации, изменениям анализаторных систем и психических функций.

Организация решения вопроса о рациональном трудовом устройстве

Те условия, в которых находится работник, могут оказывать воздействие на его здоровье. Важно знать, влияет ли определенная профессия на жизнь и здоровье работника. Если вредность не превышает допустимую норму негативного влияния на организм сотрудника, то такие условия можно считать безвредными

Многие факторы могут оказать негативное влияние на здоровье работника. Если окружающая среда или рабочий процесс имеют вредный и неблагоприятный характер, это может вызвать ряд негативных последствий для работника.

К таким последствиям относятся: обострение хронических заболеваний, возникновение новых заболеваний, негативные изменения в психике, полная или частичная потеря трудоспособности. Для того, чтобы работник четко представлял, с какими условиями труда ему предстоит иметь дело, и какие могут быть последствия, ввели специальную классификацию условий трудящихся по степени ее вредности.

Что такое вредные условия труда?

Существуют такие степени вредности труда:

  • первая степень вредности.

Неблагоприятные факторы рабочей среды могут вызвать ряд негативных изменений здоровья, которые проходят, если сотрудник прерывает контакт с ними на длительное время;

  • вторая степень.

В работе организма сотрудника происходят существенные изменения из-за влияния различных факторов во время работы. Они касаются, в основном, тех органов, которые больше всего страдают от данного вида деятельности. Работник может временно потерять трудоспособность. Она восстанавливается через какое-то время после прекращения трудовой деятельности;

  • третья степень.

Сотрудник получает болезни профессионального характера. Их степень тяжести может быть легкой или средней. Сотрудник теряет профессиональную трудоспособность во время выполнения своей работы;

  • четвертая степень.

Трудовая деятельность в таких условиях предполагает возникновение серьезных заболеваний. Они могут быть хронического характера. Работник теряет способность трудиться в любой сфере.

Факторы вредности, влияющие на здоровье работника:

  • физические факторы;
  • химические факторы;
  • биологические факторы;
  • трудовые факторы.

Все эти факторы могут значительно влиять на здоровье и самочувствие работника.

К примеру, если на производстве очень низкие температуры, у работника могут возникать острые респираторные заболевания. А если работнику приходится трудиться в ночное время, или рабочий день превышает допустимые нормы, могут возникать трудности с концентрацией внимания и самочувствием в целом.

При длительном соблюдении такого режима труда происходит нарушение сна. Степень влияния данных факторов на жизнь и здоровье работника будет напрямую зависеть от силы их влияния.

Вредные условия труда по классам

Перечень классов вредности.

  • Первый класс. Условия оптимальны. В эту категорию входят рабочие места, где нет факторов, угрожающих жизни и здоровью сотрудников. Это совершенно безопасная работа;
  • второй класс. Возможность нанесения вреда здоровью сотрудников незначительна. Восстановление организма должно происходить к началу следующего рабочего дня;
  • третий класс. Условия труда вредны для здоровья сотрудников. Действие неблагоприятных факторов на здоровье сотрудника существенно. Третий класс вредности производства подразделяется на четыре подгруппы:
  1. Первая подгруппа вредных условий труда третьего класса. Организм сотрудника подвержен вредоносному воздействию факторов рабочей среды. Нормализация всех систем организма не успевает происходить до начала следующей рабочей смены. Риск для здоровья существенный.
  2. Вторая подгруппа. Начинаются стойкие изменения состояния здоровья работника. Они несут вред средней степени тяжести, могут вызывать различные заболевания. Работник полностью или частично теряет свою трудоспособность после пятнадцати и более лет работы в таких условиях.
  3. Третья подгруппа. Во время выполнения рабочих обязанностей могут возникать заболевания легкой и средней степени тяжести. Действие негативных факторов на организм имеет стойкий и разрушительный характер.
  4. Четвертая подгруппа. Предполагает угрозу жизни и здоровью работника, утрату трудоспособности в данной профессиональной сфере;
  • четвертый класс. Опасные условия труда. Рабочая деятельность сотрудника представляет опасность для жизни и здоровья.

В таких условиях могут обостряться болезни хронического характера. Появляются тяжелые профессиональные недуги.

Оценка вредных условий труда

СОУТ заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ - специальная оценка условий труда. Это совокупность мероприятий, которые проводятся для того, чтобы оценить в каких условиях работают сотрудники на определенном предприятии.

Когда происходит оценка условий труда, члены специальной комиссии проверяют все возможные факторы, под воздействием которых оказывается работник. Проверке подлежат все до одного параметры производственной среды.

После их детального изучения комиссия присваивает предприятию один из классов вредности. В зависимости от присвоенного класса вредности сотрудникам выплачиваются льготы, создаются специальные условия труда.

Уровень вредности может быть понижен, если сотрудники применяют средства индивидуальной защиты.

Эти средства защиты проходят обязательную сертификацию.

Льготы за вредные условия труда

Работникам полагаются льготы.

Те факторы, которые влияют на сотрудников предприятия во время работы, часто оказывают неблагоприятное воздействие на организм, нарушая его правильное функционирование. Иногда неблагоприятные условия на рабочем месте могут угрожать не только здоровью, но и жизни работника.

Поэтому каждому работнику, выполняющему свои трудовые обязанности в условиях вредности, полагаются льготы. Их начислением занимается бухгалтерия. Размер и форма льгот определяются в зависимости от класса и степени вредности условий труда.

Льготы, которые полагаются за работу во вредных условиях: своевременная пенсия на особенных условиях, предоставление работникам молока и других продуктов, изменения рабочих часов, денежные компенсации.

К примеру, обычная рабочая неделя составляет 40 часов. Если имеют место вредные условия труда, рабочую неделю сокращают до 36 часов.

Трудовое законодательство позволяет значительное сокращение часов при наличии воздействия вредных факторов.

Если длина рабочей недели составляет 36 часов, одна смена может длиться не более 8 часов. Если рабочая неделя составляет 30 часов, то смена может длиться не более 6 часов.

Отпуск за вредные условия труда

Предоставляется дополнительный отпуск.

Сотрудник любого предприятия обязательно получает заслуженный оплачиваемый отпуск. Те работники, чья деятельность связана с вредностью на производстве, имеют право на получение дополнительного отпуска. Такой отпуск дают работнику помимо основного.

Дополнительный отпуск имеют право получить те, кто:

  • работает в неблагоприятных условиях, например, в условиях пониженной температуры воздуха;
  • занят на предприятии, где имеет место вредное воздействие во время выполнения трудовой деятельности;
  • выполняет работы особого характера;
  • имеет ненормированный график работы.

Справка об отсутствии вредных условий труда

Работник может затребовать справку.

Каждый сотрудник может получить справку, в которой будут прописаны условия его труда. Получить ее можно, обратившись в бухгалтерию. Справка пишется в свободной форме.

В ней обязательно должны быть четко прописаны все нюансы работы на конкретном предприятии: насколько вредны условия труда; сколько должна длиться смена; какие льготы и компенсации полагаются за конкретные условия труда.

Такая справка может содержать информацию о том, что сотрудник, в силу каких-либо факторов трудовой деятельности, имеет право на специальный стаж и преждевременный уход на пенсию. Справка такого характера должна содержать полную информацию о предприятии и сотруднике.

В обязательном порядке должны быть приложены данные оценок рабочих мест и личная карта сотрудника. Иногда сотрудникам требуется справка о том, что их работа не оказывает негативного воздействия на их здоровье. Если условия труда отвечают этим требованиям, бухгалтерия выдаст такую справку.

Из этого видео вы узнаете о компенсационных выплатах за вредные условия труда.

Форма для приема вопроса, напишите свой

Содержуние:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Формы деятельности человека………………………………………………...4

2. Классификация условий трудовой деятельности…………………………….6

3. Особенности трудовой деятельности женщин и подростков……………….8

4. Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности

трудового процесса…………………………………………………………….9

5. Общие принципы гигиенической классификации условий труда…………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы……………………………………….......16

Введение

Труд – целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. Характер и организация трудовой деятельности человека оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

В условиях современного мира с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге, приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также к различного рода заболеваниям. Сегодня чисто физический труд не играет существенной роли, его заменяет умственный.

В процессе физического и умственного труда у человека возникает определенный комплекс эмоций. Эмоции - это реакция человека на определенные условия. А производственная обстановка - комплекс факторов, которые положительно или отрицательно влияют на самочувствие и работоспособность нормального человека.

Целью контрольной работы является изучение классификации условий труда, обеспечивающий целостность человека в трудовой среде. Необходимо установить, как современные условия производства и совокупность общественных отношений, которые устанавливаются и развиваются в современном обществе, влияют на здоровье работника.

Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновременно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

Формы деятельности человека

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижно­сти нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональ­ной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инже­нерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изу­чению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомен­даций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Физический труд требует большой мышечной активности и имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т.д.). Он развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в то же время социально неэффективен, обладает низкой производительностью, требует длительного отдыха.

Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическимпроизводством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.

Конвейерныйтруд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.

Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:

1) операторский - подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;

2) управленческий - характеризуется большим ростом объема информации при нехватке времени для ее переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями;

3) творческий труд - требует большого объема памяти, напряжения, внимания; он приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций;

4) труд преподавателей и медицинских работников - это постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению;

5) труд учащихся и студентов - подразумевает концентрацию памяти, внимания; присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачеты).

Классификация условий трудовой деятельности

Условия труда - это совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье в процессе труда.

Условия труда подразделяются на 4 класса:

1. Оптимальные условия труда обеспечивают максимальную производительность труда и минимальную напряженность организма человека. Оптимальные нормативы установлены для параметров микроклимата и факторов трудового процесса. Для других факторов условно применяют такие условия труда, при которых уровни неблагоприятных факторов не превышают принятых в качестве безопасных для населения.

Сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокой производительности труда. При этом за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровней, принятых в качестве безопасных для населения.

2. Допустимые условия труда. При них вредные воздействия не превышают уровней, установленных для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются при отдыхе, и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.

1 и 2 классы соответствуют безопасным условиям труда.

3. Вредные условия труда, при которых наличие вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормы, оказывает неблагоприятное влияние на организм работающего и его потомство.

4. Опасные условия труда. Воздействие вредных факторов в течение смены создает угрозу для жизни, и существует высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

Условия труда могут быть также:

Физические;

Бытовые;

Социальные;

Производственные.

К физическим условиям труда относятся: температура, давление, загрязненность воздуха, влажность, сухость, освещенность, шум и вибрация, скорость движения воздуха.

В результате воздействия на человека физических условий труда могут возникать:

Переутомление;

Переохлаждение;

Перегрев;

Загрязненность и сквозняк.

Комфортные условия включают: бытовые удобства, благоустроенность, уют. В соответствии с действующими нормативами, к комфортным относятся следующие условия:

T = 18-20 С°;

Давление 760 мм рт. ст.;

Минимальная скорость движения воздуха - 0,1 м/сек.,

Относительная влажность - 45 - 50% летом, 50 - 55% - зимой.

Особенности трудовой деятельности женщин и подростков

При использовании на производстве труда женщин и подростков необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности их организма.

В подростковом возрасте наблюдается ускоренный рост костей скелета и мускулатуры, особенно конечностей, и вместе с тем - слабость связочного аппарата, более быстрая утомляемость мышц, нередки отклонения в развитии органов дыхания и желудочно-кишечного тракта.

Для лиц в возрасте 16-18 лет установлена сокращенная - 36-часовая - рабочая неделя. Ограничено применение труда подростков при переносе тяжестей, а если работа связана именно с переносом тяжестей, то масса груза не должна превышать 4,1 кг.

Анатомо-физиологические особенности женщин в некоторых случаях, при неудовлетворительной производственной обстановке, могут способствовать возникновению гинекологических заболеваний и повлиять на состояние репродуктивной функции женщин. Для работающих женщин регламентируют предельные величины переноски и перемещения грузов, вводят более благоприятные режимы труда и отдыха, ограничивают использование труда женщин в ночное время, устанавливают для них режим работы с неполным рабочим днем или с неполной рабочей неделей.

Максимальная масса поднимаемого и перемещаемого женщинами груза, при условии чередования этого труда с другими видами работ до 2-х раз в час, составляет 10 кг, а при постоянном подъеме и перемещении тяжестей в течение рабочей смены - 7 кг.

Поскольку организм женщины особенно уязвим во время беременности, существует необходимость перевода женщин на определенное время на работы, не связанные с опасностью воздействия тяжелых и вредных условий труда.

Классификация условий труда по степени тяжесть и напряженности трудового процесса