Захаров, адриан дмитриевич. Андреян Захаров: французская мегаломания на русской почве Андриан захаров

Талантливый русский архитектор Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров родился 8 (19) августа 1761 года в Петербурге в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. И хотя семья была небогата, Захаров-отец все же сумел дать двум своим сыновьям хорошее образование. Оба они стали впоследствии профессорами и академиками. При этом Яков Захаров прославился как крупный ученый в области химии и механики, а его младший брат Андреян - как гениальный архитектор.

21 апреля 1767 года, когда Андреяну еще не исполнилось 6 лет, отец определил его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора тесным образом связана с Академией. Окончив подготовительное училище, Андреян Захаров перешел в Академию и занимался там у выдающихся русских зодчих того времени: профессоров А.Ф. Кокоринова, А.А. Иванова и И.Е. Старова. 13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". В ноябре 1781, Захарову была задана выпускная программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии.

В 1782 году, окончив Петербургскую Академию художеств, Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж.Ф. Шальгрену. Вот как писал Шальгрен о своем ученике в отзыве, направленном им в Академию художеств: "В настоящее время под моим руководством работает... Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться. Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитала, и позволяют высоко ценить учреждение, которое оказывает такое блестящее содействие искусствам. ...Мое намерение было заставить его упражняться над большими заданиями, которые требуют все напряжение таланта, чтобы развить прекрасное дарование, которое получил этот молодой человек от природы". После четырех лет работы во Франции летом 1786 года А.Д. Захаров возвращается в Петербург, а со следующего, 1787 года он уже сам преподает архитектуру в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.

К 1792 г. относится первая по времени из известных графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д. Захаров становится академиком Петербургской Академии художеств. Тогда же он был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет (1794-1799) Захаров проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.

В конце 1799 г. по повелению Павла I А.Д. Захаров, сохраняя должность профессора Академии художеств, становится архитектором города Гатчины, где находилась загородная резиденция императора. Известно, что первоначально на должность гатчинского архитектора планировали взять Винченцо Бренну, но в 1799 он был занят на строительстве Михайловского замка в Петербурге, поэтому в Гатчину был направлен Захаров. Фактически он становится придворным архитектором, принимая деятельное участие в работах по перестройке Гатчинского дворца, проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений. В качестве помощника с 1800 года у него работал А.Н. Воронихин, создавший впоследствии такие выдающиеся произведения русской архитектуры, как Казанский собор и здание Горного института. Почти два года проработал Захаров в Гатчине. Довел до конца надстройку Кухонного каре, разработал проект новой дворцовой церкви на месте старой и построил ее. Под его руководством заканчивалось строительство Дворцовых конюшен по проекту В. Бренны. Целый ряд сооружений спроектировал Захаров для парка. Самым значительным являлся монастырь святого Харлампия. Осенью 1800 года начались работы по его возведению, но после смерти Павла I работы были прекращены. Захарову было разрешено закончить только те сооружения, которые близились к окончанию. Он успел создать самый лучший мост в парке - Горбатый мост, напоминающий венецианские мосты, а также Львиный мост, павильоны "Ферма" и "Птичник".

В 1801-1802 годах по указанию Александра I А.Д. Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, составления проектов и смет для их строительства. Эта поездка сыграла большую роль в формировании собственного архитектурного почерка Захарова. В 1803 году, после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов. В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест, тюрем, винных и соляных складов для губернских городов. В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске, Архангельске и многих других городах России.

С 1797 года он являлся профессором, а с 1803 года - ведущим (старшим) профессором архитектурного класса Академии художеств. Тогда же Захаров выполняет проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии Наук (1803-1804), выполненный в традициях французской градостроительной школы. В это же самое время Захаров подготавливает проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки. А.Д. Захаров усиленно занимался составлением проектов, но, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался к строительным работам, уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из этих работ относится осуществленный проект Литейной мастерской при Академии художеств (1805, не сохр.).

В том же 1805 году Захарова назначают главным архитектором Главного Адмиралтейства в Петербурге вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г. В середине июля 1805 Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу. Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую высокой квалификации работу.

Здание Адмиралтейства (1806-1823) в Петербурге - величайший памятник, шедевр русской архитектуры. Старое здание Адмиралтейства было построено в 1727-1728 годах архитектором И.К. Коробовым. Через сто лет было решено начать работы по его реконструкции. Подготовить проект и претворить его в жизнь поручили А.Д. Захарову, "Главных Адмиралтейств Архитектору". Получив задание капитально перестроить коробовское Адмиралтейство, Захаров с большим подъемом и энергией взялся за дело. Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы. Задача, вставшая перед Захаровым, была чрезвычайно сложна. Ему предстояло не только переделать фасады, но и произвести перепланировку сотни помещений. Дело в том, что сама верфь нуждалась в коренной реконструкции. А кроме того, требовались новые помещения для только что учрежденного Министерства морских сил, в состав которого вошли и Адмиралтейств-коллегия, и вновь созданный Адмиралтейский департамент. Адмиралтейство по-прежнему должно было оставаться не только резиденцией морского ведомства "с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями", но и производственным предприятием с кладовыми и кузницами. Совмещение действующей верфи со зданием, играющим главную роль в архитектурном ансамбле, было задачей весьма необычной, почти не имевшей прецедентов в истории мировой архитектуры. Кроме того, Захаров был стеснен планом старого Адмиралтейства, которое он изучил самым тщательным образом и которое решил по мере возможности не разрушать. Архитектор исключительно бережно отнесся к творению своего предшественника.

Захаров сам установил очередность предстоящих работ, разбив их на несколько этапов. Первый - сооружение корпуса перед Зимним дворцом; второй - крыла главного корпуса до башни; третий - башня и т. д. Однако строительство продвигалось вперед медленнее, чем это предусматривалось планами и сметой. Кстати, по смете, составленной Захаровым, стоимость строительства была определена в 654 232 рубля ("...если же сделать колонны, карнизы и прочие украшения из пудожского камня, то еще нужно прибавить 110 000 рублей"). А фактически было израсходовано 2,5 миллиона рублей. Причин тому было несколько. Во-первых, иногда на стройке ощущалась нехватка рабочей силы. Во-вторых, тормозило дело и личное вмешательство императора, далеко не всегда разумное и своевременное. Строительство первоочередного, восточного корпуса началось в 1806 году. К осени того же года была возведена часть стен. На следующий год здание подвели под крышу, а еще год спустя Александр I потребовал сократить его длину (чтобы корпус не подходил вплотную к Неве), в связи с чем пришлось сломать часть уже воздвигнутого здания, переделать проект и начать строительство сначала. В 1811 году в основном завершились работы по отделке восточной части Адмиралтейства, включая и Невский павильон, но здание в целом было еще далеко не окончено. Борьба за каждую деталь Адмиралтейства, борьба с бюрократической рутиной и сопротивлением чиновников бесконечно изматывала силы. Зодчий остро нуждался в хорошей мастерской, способной избавить его от черновой работы, в увеличении числа помощников. В одном из рапортов Захаров писал, что его сотрудники загружены не по силам и "от непомерных трудов до того изнурены, что беспрестанно впадают в болезни очевидные".

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Предшественникам зодчего не приходилось создавать таких протяженных фасадов, какие имеет Адмиралтейство (главный фасад - 407 м, а каждый из боковых - около 172 м). В центре здания - монументальная ступенчатая башня со шпилем - знаменитая Адмиралтейская игла (высотой 72,5 м), ставшая символом города. Для создания скульптурного убранства были привлечены лучшие русские ваятели того времени (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др.). Строительство Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества.

Архитектор трудился не жалея себя, не зная отдыха. Он буквально сгорел на работе. Андреян Захаров умер в Петербурге 27 августа (8 сентября) 1811 года, так и не успев завершить свое великое творение, которому суждено было стать выдающимся произведением не только в творчестве самого зодчего, но и во всей мировой архитектуре. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, рядом со своими родителями - Д.В. Захаровым (1732-1810) и Е.В. Захаровой (1740-1830). В 1936 году их прах и памятник был перенесен в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Осталась на Смоленском кладбище только могила его брата - Якова Дмитриевича (1765-1836), химика, академика, основоположника научного воздухоплавания.

Андреян Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией. В год кончины ему только что исполнилось 50 лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. В начале XIX в. Захаров стал первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

"Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря, по сведениям и дарованиям его, весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строении достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотой".

(Из протокола заседания Академия художеств в 1811 году)


Дата рождения Дата смерти

27 августа (8 сентября) (1811-09-08 ) (50 лет)

Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Градостроительные проекты

Проект застройки Васильевского острова

Андреян Дмитриевич Захаров на Викискладе

Андрея́н (Адриа́н ) Дми́триевич Заха́ров (8() августа - 27 августа (8 сентября) , Санкт-Петербург) - русский архитектор , представитель стиля ампир . Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте (ему ещё не исполнилось и шесть лет) был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил серебрянную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебрянную медаль за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". . При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии художеств.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

Александровский сад и Адмиралтейство

1805-1823 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И.К.Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья: Провиантский остров

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

Литература

  • Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество / Г. Г. Гримм. - М.: Гос. Архит. Изд-во Акад. Архит. СССР, 1940. - 68 с. + 106 илл. - (Мастера архитектуры русского классицизма).
  • Аркин Д. Захаров и Воронихин. - М.: Госиздат по строительству и архитектуре, 1953. - 78 с.,ил. (Цикл лекций «Мастера русского зодчества»).
  • Пилявский В. И. Зодчий Захаров / В. И. Пилявский, Н. Я. Лейбошиц. - Л.: Знание, 1963. - 60 с., ил.
  • Шуйский В. К. Андреян Захаров / В. К. Шуйский. - СПб.: Стройиздат, 1995. - 220 с
  • Михалова М. Б. Неизвестный автограф А. Д. Захарова // Архитектурное наследство. - № 49 / Под ред. URSS, 2008. - ISBN 978-5-484-01055-4 - С.219-222.
  • Родионова Т. Ф. Гатчина: Страницы истории. - 2-е изд., испр. и доп. - Гатчина: Изд. СЦДБ, 2006. - 240 с. - 3000 экз. - ISBN 5-943-31111-4

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 19 августа
  • Родившиеся в 1761 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 8 сентября
  • Умершие в 1811 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Архитекторы Гатчины
  • Архитекторы Российской империи
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств
  • Архитекторы Нижнего Новгорода

Wikimedia Foundation . 2010 .

Андреян Дмитриевич Захаров, годы жизни отдавший формированию облика Санкт-Петербурга, известен всему миру, как автор Его значимость для русской архитектуры трудно переоценить, он определил направление развития отечественного зодчества на долгий период.

Педагогическая деятельность

Андреян Дмитриевич Захаров, биография которого неразрывно связана с Санкт-Петербургом, сразу по возвращении на Родину приходит в родную Академию в поисках работы. В 1787 году его зачислили на должность адъюнкт-профессора, в 1792 году он защищает проект и становится профессором Академии. Свою педагогическую деятельность Захаров не оставлял до конца жизни. Он оказался талантливым учителем, за годы работы он смог сделать хорошую карьеру, а также выпустить немало достойных учеников. В частности, под его началом работал А.Н. Воронихин, его учеником был выдающийся русский архитектор А.И. Мельников.

Архитектор Гатчины

В 1799 году Андреян Дмитриевич Захаров, работы и проекты которого были замечены самым высшим руководством страны. Павел Первый назначает его главным архитектором Гатчины, с сохранением должности профессора в Академии. Здесь он создает проекты нескольких зданий и сооружений. Сначала он начал работать над проектом монастыря, но смерть Павла не позволила воплотить этот проект. В нем Захаров хотел воплотить новгородско-псковские традиции храмового зодчества. Под его руководством в Гатчине возводится Лютеранская церковь, до сегодняшнего дня не сохранилась. Также он проектирует два моста: Горбатый и Львиный, успевает закончить два павильона: «Птичник» и «Ферма». Первый был построен, а возведение второго остановила кончина Павла.

В это же время Захаров принимает участие в создании научного труда «Российская архитектура», что дает ему возможность детально рассмотреть особенности национальных традиций и поездить по стране. За это время он глубоко проник в основы отечественного зодчества, осознал специфику и мощь российского ландшафта и был готов к созданию крупных проектов.

Работа над обликом Васильевского острова

А. Д. Захаров развивался в своем мастерстве, он гармонично сочетал в себе талантливого архитектора и отличного практика-строителя. Его приглашают экспертом во все крупные проекты, осуществляемые в Петербурге. Так он вносит существенный вклад в создание проекта Биржи. В 1804 году архитектор создает проект застройки набережной Васильевского острова с перестройкой здания Академии художеств. В нем зодчий хотел воплотить лучшие традиции французской архитектуры с арками и колоннадами. Проект получил очень высокую оценку экспертов и коллег, но осуществить план не довелось, документы и схемы не сохранились. В это же время Андреян Дмитриевич работает над планом застройки Нижегородской ярмарки, создает проект Литейной мастерской для Академии художеств.

Дело жизни - Адмиралтейство

А. Д. Захаров, российский архитектор, который вошел в историю, как создатель одного из важнейших зданий Санкт-Петербурга - Адмиралтейства. В 1805 году его назначают главным архитектором адмиралтейского ведомства, которое в те времена было огромным и требовало множество построек. Захаров создал немало проектов, не все из них были осуществлены, некоторые сооружения не сохранились, но масштаб работ был впечатляющим. Он проектировал для многих городов России: Кронштадт, Санкт-Петербург, Херсон, Ревель, Архангельск, работы было очень много. Захаров очень трепетно относился к каждому проекту и не оставлял без доработки, иногда очень существенной, ни одного здания, от небольших служебных сооружений до главных корпусов Адмиралтейства в Архангельске и Астрахани. В этих проектах проявился талант Захарова-градостроителя, он определил облик набережных многих городов России. Самыми значительными работами стали здания Черноморского госпиталя в Херсоне, Кадетского корпуса в Николаеве, проект Канатного завода в Архангельске.

И все-таки главным делом жизни Захарова стал проект главного здания Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Он создал эффектное, масштабное сооружение, длина его фасада составляет 400 метров. Ритм и симметрия фасада украшенного скульптурами выглядит величественно и парадно. А башня со шпилем и золотым корабликом задает вертикаль, которая стала доминантой городского ландшафта. Здание стало вершиной творчества Захарова, в этом сооружении все идеально: от продуманной функциональности до величественного и гармоничного внешнего вида.

Работы архитектора

Андреян Дмитриевич Захаров, фото зданий которого сегодня украшают все учебники по российской архитектуре, создал немало проектов разного масштаба по многим городам страны. Наиболее заметными работами стали:

  • собор Андрея Первозванного в Кронштадте;
  • план застройки «Провиантского острова» в Адмиралтействе Санкт-Петербурга;
  • собор Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе;
  • Морской госпиталь на Выборгской стороне Петербурга;
  • собор Александра Невского в Ижевске;
  • перепланировка Главного Гребного порта в Санкт-Петербурге.

Многие сооружения Захарова не сохранились до наших дней, но его наследие по достоинству оценено потомками.

Частная жизнь

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров всю свою жизнь посвятил любимой работе. Он много преподавал, трудился над проектами, и личное счастье устроить не успел. Свободное время он посвящал изучению книг по механике, искусству, технике, интересовался плотничьим ремеслом. Захаров страдал сердечными приступами, но не придавал этому значения. Летом 1811 года он сильно заболел и 8 сентября скончался. Академия художеств выразила глубочайшую скорбь по поводу его безвременного ухода. К сожалению, великий архитектор так и не успел увидеть завершенным ни один из своих больших проектов, многие его работы опережали время и не были реализованы.

В истории мировой архитектуры Захаров Андреян Дмитриевич оставил заметный след. Его период творчества совпал с расцветом русского зодчества. Дата рождения Захарова А.Д. - 8 августа 1761 года. Одаренный от природы ребенок родился в Санкт-Петербурге. Его отец состоял на службе в Адмиралтейской коллегии. В шестилетнем возрасте он становится учеником художественного училища, что состояло при Академии художеств. Закончив его, Андреян Дмитриевич переходит на архитектурное отделение и здесь показывает свои способности.

Ни одна его работа не осталась незамеченной. Ему вручают серебряные медали за проекты загородного дома и дома принцев. Захаров блестяще заканчивает Академию художеств, унося с собой золотую медаль. Ею он был удостоен за дипломный проект «Увеселительный дом». Отличившись на выпускных экзаменах, он оказывается в числе других учеников, которые отправляются во Францию. Там молодой архитектор собирает новые знания, учась у Беликара, Шальгрэна. Но его мечтой была поездка в Италию, где бы он мог воочию познакомиться со знаменитыми архитектурными памятниками. На поездку за границу не были отпущены средства, а личных у молодого человека не было.

Захаров возвращается в Санкт-Петербург и начинает заниматься архитектурной деятельностью и одновременно успевает обучать юных дарований. В 1800 году получив должность архитектора Гатчины , он приступает к проектированию ряда новых сооружений. Так появилась «Ферма», «Птичник», Львиный мост , монастырь святого Харлампия.

После кончины императора Павла работы в Гатчине отошли на задний план. Захаров в должности главного архитектора Адмиралтейства стал заниматься разработкой проекта нового дома. К тому времени старое здание Адмиралтейства не отвечало требованиям. Оно ветхо смотрелось на фоне красивых мастерски созданных сооружений. Поэтому перед Андреяном Дмитриевичем стояла задача выстроить прекрасное здание - символ города. Он с ней блестяще справился, чем и увековечил о себе память.

Новое здание Адмиралтейства имеет главный фасад протяженностью в 407 метров. За основу был взят прежний план строения. По центру удалось сохранить башню со шпилем, созданную Коробовым. Пришлось ее лишь облагородить. Прекрасное сооружение, выполненное в стиле ампир, заключило в себе декоративные рельефы и лепнину, барельефы, многочисленные скульптуры, архитектурные выпуклости.

Жаль, что самому автору не удалось увидеть плод своего труда во всей красе. Все работы по Адмиралтейству были закончены уже после его кончины. Андреян Дмитриевич тяжело заболел. Так и не оправившись от недуга, Захаров умирает 8 сентября 1811 года в пятидесятилетнем возрасте.

27 августа (8 сентября) , Санкт-Петербург) - русский архитектор , представитель стиля ампир . Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена .

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

1805-1811 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах


В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

А. Д. Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1936 году прах и надгробие А.Д. Захарова и его родителей были перенесены на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры

Напишите отзыв о статье "Захаров, Андреян Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество / Г. Г. Гримм. - М.: Гос. Архит. Изд-во Акад. Архит. СССР, 1940. - 68 с. + 106 илл. - (Мастера архитектуры русского классицизма).
  • Аркин Д. Захаров и Воронихин. - М.: Госиздат по строительству и архитектуре, 1953. - 78 с.,ил. (Цикл лекций «Мастера русского зодчества»).
  • Пилявский В. И. Зодчий Захаров / В. И. Пилявский, Н. Я. Лейбошиц. - Л.: Знание, 1963. - 60 с., ил.
  • Шуйский В. К. Андреян Захаров / В. К. Шуйский. - СПб.: Стройиздат, 1995. - 220 с
  • Михалова М. Б. Неизвестный автограф А. Д. Захарова // Архитектурное наследство. - № 49 / Под ред. И. А. Бондаренко . - М.: URSS , 2008. - ISBN 978-5-484-01055-4 - С.219-222.
  • Родионова Т. Ф. Гатчина: Страницы истории. - 2-е изд., испр. и доп. - Гатчина: Изд. СЦДБ, 2006. - 240 с. - 3000 экз. - ISBN 5-943-31111-4 .

Отрывок, характеризующий Захаров, Андреян Дмитриевич

– Я! я!.. – как бы неприятно пробуждаясь, сказал князь, не спуская глаз с плана постройки.
– Весьма может быть, что театр войны так приблизится к нам…
– Ха ха ха! Театр войны! – сказал князь. – Я говорил и говорю, что театр войны есть Польша, и дальше Немана никогда не проникнет неприятель.
Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.
Два раза покормив дорогой, к вечеру 4 го августа Алпатыч приехал в город.
По дороге Алпатыч встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы, но звуки эти не поразили его. Сильнее всего поразило его то, что, приближаясь к Смоленску, он видел прекрасное поле овса, которое какие то солдаты косили, очевидно, на корм и по которому стояли лагерем; это обстоятельство поразило Алпатыча, но он скоро забыл его, думая о своем деле.
Все интересы жизни Алпатыча уже более тридцати лет были ограничены одной волей князя, и он никогда не выходил из этого круга. Все, что не касалось до исполнения приказаний князя, не только не интересовало его, но не существовало для Алпатыча.