Межполушарная асимметрия. Медицинская психология. Полный курс. Функциональная асимметрия мозга: что это такое, причины.

Медицинская психология. Полный курс Полин А. В.

Межполушарная асимметрия

Межполушарная асимметрия

Сенсорные асимметрии

Зрение. У зрительного анализатора асимметрия отмечается в среднем в 90 % случаев. У большей части испытуемых (60 %) выявляется преобладание правого глаза, который называется ведущим. Цвет воспринимается сразу ведущим глазом, а неведущим – чуть позже. У правого глаза шире поле зрения, им же лучше осуществляется прицеливание. На явление асимметрии зрения рассчитаны некоторые эффекты живописи.

Разделите мозг, чтобы лучше его занять

Короче говоря, этого преимущества недостаточно, чтобы объяснить, почему возникла специализация полушария или почему это стало настолько важным для наших видов. Это расширение было впервые сделано складками коры. Тогда, по-прежнему не хватает места, решение заключалось в размещении новых когнитивных функций в одном полушарии.

Помимо экономии места, этот раздел имеет преимущество в оптимизации функции мозга. Действительно, некоторые развитые познавательные способности, основанные на интеграции нескольких специализированных схем мозга: расположено в том же полушарии оптимизируют нервные сигналы трафика, которые имеют более короткое расстояние, чтобы путешествовать, чем если бы они были двигаться От одного полушария к другому, тем самым уменьшая время обработки. Отметим, в частности, что схемы, посвященные временному анализу звуков и тем, кто отвечает за фонологический анализ слуховых восприятий, которые вместе позволяют понять речь, сгруппированы в левом полушарии.

Слух. Явление сенсорной асимметрии касается остроты слуха и способности более точно определить местонахождение источника звука. Так, большинство здоровых людей лучше слышат левым ухом, а с задачей выявления местонахождения источника звука лучше справляется правое ухо. Такое явление получило название эффекта правого уха. Различия в восприятии правым и левым ухом появляется в возрасте 4 лет, у девочек это явление проявляется раньше, чем у мальчиков. Наибольшая интенсивность выраженности этого феномена сохраняется между 5 и 12 годами.

Левые левши

Также отмечается, что эта латерализация справа более заметна у левшей, особенно у тех, у кого доминирующий правый глаз. Этот результат дает объяснение вопросу о преимуществах неловкости в дуэлях, требующих очень короткого анализа и времени реакции, таких как фехтование, бокс, настольный теннис и т.д. он пояснил, в частности, сохранение 10% левшей в целом населении. Целью этих исследований является выяснение режима передачи этой полусферический специализации, инвентарь всех когнитивный и эволюционные преимуществ, которые она дает, и понять, как он отличает человеческий мозг от этого других видов.

Осязание. В процессе осязания около 80 % испытуемых считают, что для левой руки этот процесс несколько сложнее, чем для правой. Если рассматривать адекватность оценки предметнопространственных свойств исследуемых предметов, то правая рука характеризуется большей успешностью, а если речь идет о возможно более полной оценке за короткий промежуток времени одной рукой, то более успешной является левая рука. Если рассматривать по отдельности каждый вариант чувствительности, то выясняется, что болевая, вибрационная и температурная чувствительность выше на левой руке, а кинестетическая выше на правой. Интересно распределение чувствительности у детей глухих от рождения в отличие от слышащих. Глухие дети в возрасте 10–11 лет правой рукой лучше узнают фигуры, а левой – буквы, слышащие – наоборот.

В этом обзоре литературы основное внимание уделяется работе над восприятием человеческого лица в более общих нейропсихологических дискуссиях о межполушарных функциональных асимметриях и о неврологических фактах в начале современных работ, посвященных восприятию лиц, Затем мы описываем исследование, в котором нормальные взрослые субъекты подвергаются задачам восприятия лица, представленным в визуальной гемичемпе: дискриминация и сравнение неизвестных лиц, проблемная лицевая асимметрия, восприятие известных лиц. обсуждаются полусферические различия в восприятии лиц, и большинство этих исследований подтверждают правильное господство в полушарии предложенные клиниками и исследованиями у пациентов с головным мозгом, но особый акцент делается на чувствительности этого доминирования ко многим методологическим или предметным переменным.

Обоняние. 70 % взрослых людей отмечают, что левая сторона носа более чувствительна к запахам, а у детей никакой разницы между половинами выявить не удается.

Вкус. Подавляющее большинство людей замечают, что на левой половине языка вкусовые ощущения острее.

Любые виды активности сопровождаются межполушарной асимметрией. Электроэнцефалографические исследования свидетельствуют, что при интеллектуальной деятельности отмечается значительно большая активность левого полушария. Обработка полученной информации осуществляется разными полушариями по-разному.

В этом обзоре мы представляем сначала нейропсихологический контекст о функциональных асимметриях полушария и клиническом или клинико-экспериментальном происхождении этих исследований. Затем мы анализируем полушарие; автор представляет публикации, в которых сравниваются выступления на лицах и словесных материалах; Последняя часть, касающаяся исследований в области развития. Эти исследования подтверждают превосходство правого полушария в восприятии лиц.

Университет Лувена, медицинский факультет, отделение физиопатологии нервной системы1. За последние тридцать лет большое количество клинических и экспериментальных нейропсихологических данных было сосредоточено на функциональной асимметрии между левой и правой ассоциативной корой головного мозга.

При исследовании деятельности зрительного анализатора было установлено, что правым полушарием сначала осуществляется описание деталей изображения, после чего происходит их обобщение. В левом полушарии процесс имеет противоположную направленность – от общего к частностям. Результатом таких особенностей является тот факт, что при сравнении двух предметов или изображений элементы сходства быстрее устанавливаются левым полушарием, а элементы различия – правым. Показательны опыты, проведенные в психиатрической клинике на больных, получавших лечение, приводящее к угнетению функций одного из полушарий и активизации функций другого. Правое полушарие, действующее изолированно, воспринимает метафоры и идиомы значительно лучше, чем левое, но, кроме этого, и лучше, чем оба полушария, действующие вместе. Как выяснилось, правое полушарие лучше сохраняет отдельные куски текста – фразеологизмы, ругательства, которые можно рассматривать как штампы. Идиомы являются такими же штампами, не подлежащими дешифрованию, но которые можно запомнить и знать.

Доминированные, авторы сегодня склонны описывать различные специализации полушария, соответственно для левых и правых ассоциативных областей коры, и способ, которым эти функциональные различия задумываются, является объектом теоретической эволюции. Полусферические различия представлены как зависящие от стимула: левое полушарие специализируется на лечении словесных стимулов, тогда как правое полушарие более склонно лечить визуоскопический материал. Однако на втором этапе нейропсихологи ставят под сомнение эту периферическую интерпретацию и предполагают, что эта асимметрия может возникнуть в результате дифференциального лечения информации независимо от природы стимулов: левая кора будет выполнять аналитическое и последовательное лечение и закон скорее будет глобальным восприятием событий.

Правое полушарие более приспособлено для узнавания пространственных характеристик зрительных и звуковых раздражителей, а также словесных стимулов, характеризующихся высокой конкретностью. В качестве рабочей гипотезы нейропсихология использует утверждение, что правое полушарие живет и действует в настоящем времени с опорой на прошлое, а левое – в настоящем с опорой на будущее время. Полушарная асимметрия характеризуется и разницей в эмоциональном реагировании. За положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные – правое. Различные экспериментальные данные свидетельствуют, что в решении любой задачи принимают участие оба полушария. Это не зависит от способа обработки информации и способа решения проблемы.

Обзор исследований пациентов с поражением головного мозга

В этом общем теоретическом контексте восприятие человеческого лица является одним из показателей среди межполушарной функциональной асимметрии. Как это принято в клинической нейропсихологии, именно патология лежит в основе исследования. Просопагнозия относится к расстройству визуального распознавания лиц, ранее известных субъекту; этот дефицит является вторичным по отношению к неврологическому кортикальному поражению и не может быть объяснен расстройством лингвистических, интеллектуальных или перцептивных регистров.

Характерно, что именно тип предлагаемой задачи является основным фактором, активизирующим конкретные мозговые структуры одного из полушарий. К типу задачи можно отнести обнаружение, узнавание, идентификацию, сравнение и другие процессы. Для лучшего понимания вопроса используются понятия «индивидуальный латеральный профиль человека» или «профилелатеральная организация», рассматривающие в качестве индикатора асимметрии несколько конкретных ведущих систем (например, зрительный и слуховой анализаторы).

Хотя количество просопагенотических субъектов, описанных в литературе, не очень высокое, клиническое, радиологическое и Анатомопатологические показания последовательно указывают на то, что двусторонняя задняя вовлеченность обычно отвечает за этот клинический знак. Как правило, поражение более заметно справа и чаще всего включает в себя внутреннюю височно-затылочную область полушария. Были предложены различные интерпретирующие гипотезы: были предприняты попытки объяснить прозопагноз с помощью лежащего в основе восприятия расстройства, нарушения режима организма, дефицита в восприятии множеств, ухудшения памяти и т.д. однако ни одна из этих гипотез не способна предложить последовательную интерпретацию прозопагноза: с одной стороны, рассмотренных случаев слишком мало, а с другой стороны, качество наблюдений значительно варьируется от одного исследования к другому. другой.

Латеральные функциональные различия при патологии мозга

При очаговых односторонних поражениях мозга справа или слева выделяют два наиболее существенных клинических факта.

1. Отмечается значительная разница в психических нарушениях у правшей при локализации патологического процесса в правом или левом полушарии. При поражении правого полушария происходят нарушения со стороны психосенсорной сферы, нарушаются процессы восприятия и чувственного познания окружающего мира и себя самого в нем. При локализации патологического процесса в левом полушарии происходит нарушение двигательного поведения, речевой функции, а также процессов познания и мышления, связанных с ними.

Тем не менее верно, что человеческое лицо обладает характеристиками сложного визуального стимула, трудно релятивизируемого и моноориентированного. Таким образом, легко понять тот интерес, который он представляет для изучения полусферических функциональных асимметрий. Действительно, из-за его структурных свойств.

Восприятие граней и различий в полушарии 633. Наличие этого клинического признака, продемонстрированного более века назад, привело к более систематическим исследованиям, в которых субъекты с односторонними кортикальными поражениями, но не отобранные на основании наличия просопагноза, идентификация, сопоставление или дискриминация или тесты запоминания неизвестных лиц. В целом, эти исследования показывают более низкие показатели в случае правого поражения, не обязательно заднего, и Хэмшер и др. С тестом Бентона и Ван Аллена, наблюдают в дополнение к слабости субъектов с правым поражением, Дефицит у пациентов с нарушением понимания языка левым, передним или задним поражением.

Отмечаются и менее отчетливо различимые отличия. Например, депрессия бывает как при право-, так и при левополушарной локализации патологического процесса, но при правополушарной патологии депрессия имеет тоскливый характер, сопровождается двигательной и общепсихической заторможенностью; при левополушарной патологии депрессия тревожная, сопровождается двигательным беспокойством. Слуховые галлюцинации при локализации очага поражения в правом полушарии носят невербальный характер, больной слышит мнимую музыку или какие-либо другие звуки, а при локализации очага поражения в левом полушарии галлюцинации имеют характер мнимых речевых высказываний.

Однако у них есть только далекие отношения с просопагнозом: с одной стороны, в этих исследованиях они - неизвестные лица; Нет явного влияния внутриполушарного очага поражения, и введение этих тестов в просопагостические субъекты приводит к непостоянным результатам, и значительная корреляция не наблюдается при тестах на известных лицах.

Исследования, посвященные нормальному предмету и которые приводятся здесь, занимают период семидесятых. Большая часть этой работы состоит из представления лиц в визуальной гемичемпе; Можно будет сравнить соответствующие характеристики двух полушарий головного мозга. Как мы увидим, правомерность полушария в целом подтверждается визуальным анализом лиц. Совсем недавно некоторые авторы рассматривают эти вопросы с точки зрения развития.

2. Вышеописанные закономерности не соблюдаются у левшей. В редких случаях нарушения, выявляемые у левшей, будут такими же, как у правшей, но не встречались такие левши, у которых картина патологического процесса по своим закономерностям была бы противоположна таковой у правшей. В большинстве случаев патологическая симптоматика у левшей меньше зависит от того, какое полушарие поражено. Наиболее отчетлива зависимость патологии эмоциональной сферы от пораженного полушария. При левостороннем поражении отмечаются приступы отчаяния, агрессивности, нетерпимости и другие явления дисфории, а при правополушарном поражении характерны эйфорические реакции.

Дискриминация и сравнение лиц

Исследование, в котором представленные раздражители являются исключительно лицами, можно разделить на три категории в зависимости от того, связана ли проблема с самим лицом, выражением лица или словесной идентификацией лиц. Здесь можно выделить три основные методологии. С одной стороны, авторы представляют темы для сравнения двух лиц, чтобы судить о сходстве - несходстве.

Восприятие граней и различий в полушарии 635. Представлены одновременно или последовательно, и ответ состоит из словесного высказывания или нажатия кнопки. Вторая процедура заключается в том, чтобы просить субъекта нажать кнопку, только если это ранее изученный стимул, который представлен или первая кнопка Для некоторых стимулов и для других. Наконец, третья процедура заключается в идентификации в большом наборе стимулов тех, которые были ранее исследованы; Вариант этой процедуры используется Рапачинским и Эрлихманом.

По способу обработки информации при нарушениях со стороны левого полушария у правшей наблюдаются следующие нарушения:

1) неспособность вычленить наиболее значимые признаки из получаемой информации и обобщить их;

2) неспособность выделять значимые признаки для выбора способа классификации элементов получаемой информации и проводить сам процесс классификации;

Поэтому необходимо проявлять осторожность при интерпретации фактов: в случае различий или противоречивых результатов методологические варианты могут быть инкриминированы. Неизвестное лицо можно рассматривать аналитически или глобалистически, в зависимости от характера задачи или параметров стимуляции. Паттерсон и Брэдшоу формулируют следующие прогнозы: правое полушарие будет более эффективным, чем левое, для суждений о сходстве между двумя лицами, но меньше для суждений о различии, а левое полушарие станет доминирующим, если между двумя гранями или интервалом Если мы увеличим сложность, уменьшив количество общих черт между двумя стимулами.

3) неспособность к обучению и приобретению любого нового опыта;

4) неспособность запоминать обобщенные категории.

При нарушениях со стороны правого полушария у правшей наблюдаются следующие нарушения:

1) неспособность оценивать специфические особенности чего-либо при сохраненной способности к обобщению;

2) неспособность запоминать индивидуальные признаки и особенности чего-либо или кого-либо;

Таким образом, проводятся три эксперимента, в которых субъект должен оценивать сходство между двумя гранями: эксперимент 1 показывает более быстрый ответ в случае сходства, если две грани представлены слева, эксперимент 2 показывает общее превосходство для стимулов левого поля, а эксперимент 3 показывает превосходную производительность для разностных суждений или стимулов, представленных в правильном поле. Для авторов легкое условие позволяет проводить гештальт-анализ, который способствует правильному полусферному лечению и Быстрое сходство, тогда как сложная ситуация требует аналитической процедуры, которая прекращается, как только обнаруживается различие.

3) неспособность оценивать пространственные свойства предметов и признаков.

Эмоциональные нарушения более ярко выражены при патологии правого полушария, чем левого. При правостороннем поражении наблюдаются лабильность эмоциональных реакций, а также неспособность к самоконтролю своего эмоционального состояния. Такие больные отличаются веселостью, благодушием, а также безразличием к окружающему и беспечностью во всем, в том числе в отношении собственной болезни (анозогнозия). При левостороннем поражении отмечаются заторможенность, вялость, отрицательные эмоциональные переживания в виде тревожной депрессии с приступами беспокойства и страха. Условно принято считать, что у правшей положительные эмоции формируются в левом полушарии, а отрицательные – в правом.

Первые четыре эксперимента Московича и др. Касаются различий в полушарии, связанных с временной эволюцией следа памяти граней: согласно данным авторов, данные экспериментальной психологии показывают, что стимул сначала кодируется в соответствии с его элементарными признаками И что он потерян в течение 200 мс, если более общая кодировка не возникает, тогда возникает вопрос, когда.

Процесс устанавливает правильное полусферическое преимущество для лиц. Результаты показывают полусферическую равноценность интервалов до 50 мс или одновременность двух раздражителей, которые сравниваются с, в последнем случае, превосходством характеристик для ипсилатеральной руки в стимулированном поле; С другой стороны, пустой интервал более 50 мс оставляет преимущество левого поля. Таким образом, правое полушарие доминирует после 50 мс обработки информации; Это происходит раньше, если задача осложняется представлением раздражителя в течение интервала.

Проблема «левшества». «Левшеством» является преобладание функциональной значимости леворасположенных парных органов над правыми при совместном осуществлении функций и является особенностью межполушарной асимметрии. «Левшество» не идентично понятию леворукости. Нередко бывает, что при нормальном психическом развитии большинство парных органов относится к «правшеству», а один или два – к «левшеству», и наоборот. Полные правши встречаются в 38–54 % обследований, а полные левши бывают не более чем в 2 % случаев. В настоящий момент существуют три теории возникновения «левшества». Согласно первой из них «левшество» является наследственной характеристикой и обусловлено хромосомными особенностями. Вторая теория называется социокультурной и связывает «левшество» с постоянной преимущественной тренировкой и использованием левой руки. Патологическая теория объясняет явление «левшества» как результат черепно-мозговой травмы, чаще всего родовой. В каждой конкретной ситуации «левшество» рассматривается как результат одной из указанных причин, так и их комбинацией.

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Функциональная асимметрия головного мозга и способности Открытие функциональной асимметрии коры больших полушарий породило тысячи исследований, в которых изучалась связь доминирования одного из полушарий с выраженностью у человека тех или иных познавательных

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Межполушарная асимметрия Сенсорные асимметрииЗрение. У зрительного анализатора асимметрия отмечается в среднем в 90 % случаев. У большей части испытуемых (60 %) выявляется преобладание правого глаза, который называется ведущим. Цвет воспринимается сразу ведущим глазом, а

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Асимметрия характеров Если на плоскости характеров поместить пару (например, супружескую), то окажется, что она образует (рис. 7.2) два вектора. Угол, образованный одним из векторов и продолжением (продолжением!) другого, называется углом асимметрии. При асимметрии 0°

автора Ротенберг Вадим Семенович

II. Межполушарная асимметрия и особенности вербально-логического и образного

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур Обычный день, обычный лес, И в отдаленьи – гор громада. Каких здесь ожидать чудес? Во что здесь вглядываться надо? Но – обособлен каждый ствол И каждая из голых веток. Скажи, чье злое торжество Разъединило все

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Стратегия мышления и функциональная асимметрия мозга После первых исследований Р. Сперри и его коллег, проведенных на лицах с расщепленным мозгом, стало общепризнанным, что логико-знаковое мышление тесно связано с механизмами левого полушария, а образное – с

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Межполушарная асимметрия и сновидения Сны распадаются утром, Как серебро под лучом. Это устроено мудро, И солнечный свет не причем. Смутных чудес очевидцы. Были бы мы смущены, Если б могли проявиться Все наши сны. Проблема межполушарных отношений в стадии быстрого сна

Из книги Сновидения, гипноз и деятельность мозга автора Ротенберг Вадим Семенович

Функциональная асимметрия мозга и речь Слова скучны, как дождь за окнами. Я чувствую их холод гладкий. И чудится – червями мокрыми Сползают капли вдоль лопатки. Зануда – дождь, хоть горло режь ему, Он льет и будет лить всегда. В ушах звучит: «С тебя по-прежнему как с

Каждый человек индивидуален, отличаясь по характеру, темпераменту, специфической памяти и мышлению, манерам и умениям от другой личности. Несомненно, серьезный след оставляют воспитательный процесс и социум, однако основной причиной считается функционирование центральной нервной системы. Функциональная асимметрия мозга определяет особенность полушарий касательно эмоциональных проявлений, высокой психической деятельности.

Функциональная асимметрия головного мозга характеризуется размещением функций психики относительно правой и левой гемисферы. Доказано, что деятельность левого полушария заключается в оперировании значимыми сведениями, чтении и счете. Работа правого состоит из оперирования образами, ориентировки на местности, различения звуков в музыке; опознавания объектов, внешности людей; а также воспроизведения снов. Полушария работают взаимосвязано, представляя свою индивидуальность на функциональность мозга.

По рассуждениям ученых, асимметрия гемисфер является прорывом эволюции, указывающим на большой показатель деятельности разума человека. В своей сущности асимметрия владеет генетическими корнями, то есть ей свойственна родовая передача.

Ее формирование происходит в близкой связи с обществом при публичном развитии личности. Полушарие, которое несет ответственность за работу речевого аппарата, положено рассматривать как доминантное. Большинство людей, согласно данной теории, владеет доминантой в качестве левой гемисферы и считаются правшами. У левши, наоборот, имеется зеркальное отражение в действии их мышления.

Исходя из доминирующих полушарий, всех людей разделяют на 3 категории:

  1. Левополушарные – составляют 42 % от общей численности.
  2. Правополушарные – 10 – 20 % населения.
  3. Равнополушарные – владеют равным формированием двух полушарий мозга, составляя 40 %.

Левши (правополушарные) всегда порождали интерес у общественности по причине своей индивидуальности. Раньше таких людей опасались, внося в это нелестное значение. При этом никакого заболевания, чтобы быть левшой, не существует. Психологические нарушения у людей не наблюдаются, считаясь индивидуальной чертой человека.

По статистике, левши зачастую становятся литераторами, журналистами, деятелями искусства, организаторами. А вот среди правшей часто появляются инженеры, математики, философы, лингвисты.

Самым простым методом определить принцип асимметрии мозга считается сравнение формирования левой и правой верхних конечностей. Люди, которые пишут правой рукой, относятся к правшам и, разумеется, к левополушарной категории. У левшей все наоборот. Есть небольшое количество людей, которые имеют умение одинаково проворно владеть обеими конечностями. Данную особенность называют амбидекстрией с врожденным и приобретенным проявлением.

У каждого человека определенность доминантности полушария и принципы размещения своеобразных функций посреди них достаточно индивидуальны.

Разделение функциональных обязательств посредине полушарий заложено генетически. При этом из-за влияния социальных причин происходит изменение функциональной асимметрии мозга. Функция полушарий относительно несложной работы (органов чувств, мускулатуры скелета) рассмотрена учеными как условно эквипотенциальная. Отделы симметрии гемисфер равноценно способствуют движению и определенной ощутимости. Вместе с тем данное усреднение не обходится без высшей корковой работы, эмоциональных проявлений, активационных процессов и привыкания.

Межполушарная асимметрия бывает:

  • анатомической – проявляется в морфологической смешанности гемисфер;
  • биохимической – выражается в различии реакции клеток, наличии нейромедиаторов;
  • психологической – моторная, сенсорная, когнитивно-эмоциональная.

Функциональная асимметрия между полушариями обуславливает ответственность левого полушария за результат вербального информирования, правого – за изменение зрительных и образных правомерностей.



Разделение функциональных нагрузок

У каждого из полушарий имеется своя тенденция работоспособности, производящая при общем действии единственное и своеобразное сочетание личности. Преимущество в работоспособности мозга одного из полушарий приводит к увеличению личностных характеристик в одну из сторон.

Людям с правополушарной асимметрией свойственна созерцательность, тонкая чувствительность, расположение бросаться в дебри воспоминаний. У человека с преимущественной работой правого полушария нередко проявляется медлительность, неразговорчивость. Для левополушарных людей характерно проявление к аналитическому мышлению, железной логике. Теоретические знания им даются легко, у них развит немалый словарный запас, они активные и целеустремленные.

Главные признаки левого полушария:

  • логические и важные аналитические способности мозга;
  • соображение по абстрактному виду;
  • возможность усваивать события, даты, имена;
  • функция речи с проверкой устного диалекта и способностью к изучению иностранных языков;
  • способность определять схожесть среди объектов;
  • возможность проделывать нелегкие двигательные акты;
  • способность вспоминать прошлые моменты, согласно абстрактного, обобщенного и инвариантного типа;
  • возможность давать оценку временным соотношениям;
  • умение определять схожесть по названиям.

Признаки правого полушария следующие:

  • соображение по типу конкретики;
  • музыкальный дар;
  • умение замечать эмоциональный тон и принадлежность речи другого человека;
  • способность давать правильную оценку характеру неречевых звуков;
  • умение воспринимать конкретный зрительный объект;
  • возможность распознавать определенные происшествия;
  • одновременное целостное и общее восприятие;
  • умение давать оценку пространственным отношениям;
  • возможность устанавливать отличительные особенности среди объектов;
  • умение обозначать сходство относительно физических стимулов;
  • предположения, мечты.

И то, и другое полушария взаимосвязаны в воздействии, предоставляя человеку целостный ряд качеств. Однако каждое из них придает собственную долю неповторимости.

На этапе формирования первого года жизни происходит доминирование правой гемисферы над левой гемисферой относительно ее работы. На 2-м году жизни левое полушарие его догоняет. Когда проходит некоторое время, возникает чередование превосходств друг перед другом в формировании. Гемисферы объединены мозолистой плотью, служащей переправой посреди них и доходящей до остаточного формирования в 25-летнем возрасте. У женского пола она большого размера.


Суждения симметричности в человеческом организме не существует. Асимметрия гемисфер близко взаимосвязана с симметричностью лица. Человеческое лицо является несимметричным, что считается нормой. Заметна связь между лицом и асимметрией гемисферы.

Зачастую у правшей нос отклонен на правый бок, когда у левшей – на левую сторону. Если поднята одна бровь, это свойственно узкой части лицевой области, а искривленная улыбка говорит о более широком участке лица.

Совершенствовать каждую гемисферу нужно, и это возможно. Более действенно это возникает, когда человек сам понимает, какова его форма взаимосвязи гемисфер, присутствует ли главенство, в какой мере оно проявлено.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга способствует выполнению гармоничной работы церебральных систем, чаще всего благодаря реципрокным отношениям. При этом возможно расположение функционального давления между 2 гемисфер, совмещение информации и наблюдение за 1 из полушарий.

Асимметрическая связь с полами

Существует близкий контакт асимметрии с полом. Среди заикающихся, леворуких, косоглазых, невротиков и детей с дислексией на 1 девочку доводится 5 мальчишек. Доказано, что имеется отчетливая связанность между данными проявлениями, и все они непосредственно соединены с мозговой асимметрией.
К примеру, если принудительно переучивать леворукого ребенка писать правой рукой, у него нередко проявляются представленные отклонения, а также они становятся умственно отсталыми, у них возникают психозы, нарушения в речи.

Понимание об отличиях полов, функции мозга первоначально построены на итогах клинических и бихевиористических экспериментов. Если повреждена левая гемисфера по причине кровопотери, злокачественного образования либо хирургического вмешательства элемента височной доли относительно эпилептических припадков, нехватка вербальной работы у мужского пола случается часто.

Подобные нарушения правой гемисферы тоже ведут к сильной нехватке работы невербального течения у мужчин относительно женского пола. Заболевание по причине повреждения левой гемисферы происходит у мужчин в 3 раза больше с тяжелым течением. Отсюда было представлено заключение, что языковые и пространственные женские умения представлены симметричнее, по сравнению с мужским полом.

С отличиями полов в мозговой латерализации сопряжен психологический диморфизм:

  1. Различные умения и расположенности у полов.
  2. Разнообразная профпригодность, преференция.
  3. Неодинаковая обучаемость, находчивость.

К примеру, относительно вербальных умений (речевой аппарат, быстрота речи, орфография, непродолжительное запоминание, комфортность мысли во всех классах) – большой показатель у женского пола. У них хорошо развито обоняние, которое с годами не так атрофируется.

У мужского пола хорошо развернута зрительная возможность. В учебном заведении они больше девочек разбираются в геометрических концепциях. Также гораздо значительнее мужчины добиваются успехов в шахматах, музыке, творчестве. Немного женщин, которые становятся сатириками, юмористками, комиками.

Вследствие асимметрии происходит согласованная работа конституции мозга. Из-за того, что отдельная из деятельностей мозга разделена касательно 2 гемисфер, клиническое течение при нарушении одного из гемисфер будет различаться. Это дает возможность выделить функциональную асимметрию как результативное положение, чтобы выявить большое количество неврологических недугов. Только единая функция 2 гемисфер, их асимметричная работа, позволит дать гарантию жизни и деятельности человека.