Функциональные особенности правого и левого полушарий. Функциональная асимметрия больших полушарий


Функциональная асимметрия полушарий головного мозга – это морфофизиологические особенности церебральных структур, которые определяют доминантность гемисферы при обработке информации определенного типа. Проявляется она отличием функциональных нагрузок, выполняемых симметричными отделами полушарий.

Она представила рисунки общих предметов в одностороннем порядке для глухих и слышащих детей, которые должны были их распознать. Ни одна из групп не давала надежных ответов на изображения, представленные в одном или другом из полей зрения, Однако среди результатов, полученных с детьми-слухами, очевидны надежные различия в вызванном потенциале, которые, по-видимому, указывают на превосходство правого полушария для этой задачи. В целом различия в вызванном потенциале в глухих не указывают на боковую асимметрию и обнаружили значительное взаимодействие между превосходством полушария и характером группы для вызванных потенциалов. в то время как глухие, которые подписались дома, показали небольшое превосходство в левом полушарии.


Каждое полушарие получает информацию преимущественно с противоположной половины тела (ч астичное исключение представляет слуховая система). Функциональная межполушарная асимметрия мозга обеспечивает ответственность левой гемисферы за анализ вербальной информации, правой за переработку пространственных и образных закономерностей. Доминантной считается та часть, которая обеспечивает функцию фазиса (речи), владения наиболее часто используемой рукой. Для большинства людей (правшей) доминантно левое полушарие. У левшей ведущим является правая гемисфера. Существует немногочисленная группа людей с одинаковой способностью ловко владеть правой, левой рукой. Такая особенность называется амбидекстрия. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Субъекты, которые не использовали язык жестов со своими родителями, не проявляли никакой разницы в латерализации. Глухим пришлось идентифицировать знак, сделанный соответствующим значком; они должны были выбрать матрицу из 20 точек, расположенную в месте, соответствующем местоположению презентации. Никаких различий в полевых полях не было отмечено для двусторонних знаковых и точечных презентаций.

Более того, они выдвигают гипотезу о том, что правое полушарие глухих подписчиков рождения будет специализироваться на определенных функциях, связанных с преобладанием левого полушария в слухе, таких как восприятие временных последовательностей. Однако в ранее упомянутых исследованиях использовались статические представления знаков, поскольку они обычно включают движение, поэтому невозможно предсказать, какое полушарие будет преобладать в процессе восстановления движения. Правое полушарие комиссуротомизированных субъектов показало превосходство в восстановлении полного раздражителя от фрагментарной информации.


Функциональное различие полушарий (асимметрия) находит свое отражение в макроструктурах мозга человека. Установлено, что область Вернике левого полушария (у правшей) по своей площади достоверно больше, чем симметричная область правого полушария. Эти различия имеются уже у новорожденных, что указывает на генетическую предопределенность морфологической и функциональной асимметрии головного мозга человека.

Однако реконструкция лингвистического стимула может включать в себя аналитические процессы, которые считаются левыми полусферическими. Действительно, представляя знаки, которые не требуют движения или движущихся знаков, избегает путаницы между полусферическим превосходством восприятия знака и превосходством полушария в процессах восстановления. Глухие предметы и язык жестов на слух игнорируют четыре типа стимулов: числа в признаках, которые не включают никакие движения, ручные конфигурации никогда не использовались в американском языке жестов, арабские цифры, соответствующие американским номерам знаков жестов и геометрическим фигурам, принятым наугад.


Для каждого человека выраженность доминантности полушария и особенности расположение специфических функций между ними очень индивидуальны.


У правшей левое полушарие становится доминантным по речевой функции, тогда как правое остается субдоминантным. В коре левого полушария у правшей выделяют две зоны, имеющие отношение к речи: зона Брока и зона Вернике. Области доминантного (левого у правшей) полушария человека, в котором локализованы центры речи. 1 - область лицевой мускулатуры; 2 - дугообразный пучок; 3 - зрительная кора; 4 - угловая извилина; 5 - область Вернике; 6 - сильвиева щель; 7 - область Брока.

Стимулы были представлены тахистоскопом на визуальные полушарики, и испытуемым приходилось как можно быстрее реагировать на ранее указанные предметы. Режим ответа был одинаковым для обеих групп независимо от задачи. Движение рук, рук и пальцев является неотъемлемой частью знака и должно быть включено для окончательной оценки латерализации языка жестов. Продолжительность стимулов была меньше продолжительности окулярной саккады, так что стимул может первоначально стимулировать только одно или другое из полушарий; это было сделано, представив лишь несколько изображений фильма.


В 1861 г. французский врач П. Брока установил, что задняя треть нижней лобной извилины левого полушария (у правшей) имеет отношение к речевой функции. Ее повреждение сопровождается нарушением экспрессивной речи (моторная афазия). Это было первое указание на неравнозначность (асимметрию) полушарий головного мозга человека. Предполагают, что у левшей функция речи менее латерализована. Зона Брока

Простые движения могут быть определены простыми прямыми линиями, в то время как сложные движения - это те, которые используются для лексической дифференциации. Эти результаты также указывают на то, что языки знаков будут представлены на двухсторонней основе, чем устные языки.

Что мы можем сделать из этих экспериментальных исследований асимметрии головного мозга у глухих? Хотя методологические трудности ограничивают интерпретацию нескольких исследований, возникают некоторые моменты. Во-первых, глухие люди демонстрируют асимметрию головного мозга. Значительное превосходство одного из визуальных полей было продемонстрировано в нескольких экспериментах, которые показали знаки статическим образом, от английского до печатных букв и некоторые неязыковые формы. Таким образом, слуховой опыт не является необходимым условием для развития специализации мозга, хотя у глухих есть менее выраженная асимметрия, чем у слушателей для печатного английского языка во всех исследованиях.


В 1874 г. немецкий психиатр К. Вернике описал случай повреждения задней трети верхней височной извилины, при котором страдало восприятие речи (сенсорная афазия). Зона Вернике


Человек, у которого было «отключено» правое полушарие, а «работало» левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда «отключали» левое полушарие, а «работало» одно правое, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо. Основные отличия в работе полушарий головного мозга человека обнаружил американский ученый Р. Сперри (1981). разбирался в произведениях живописи, в мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные речевые конструкции и совершенно не мог сколько-нибудь связно говорить. В соответствии с этим основная деятельность левого полушария получила название логико-вербального мышления, а правого пространственно-образного.

Мы еще не можем высказать мнение о происхождении этой слабой асимметрии по отношению к английскому в глухом: это из-за более низкого уровня владения английским языком, Английский язык или факт изучения английского языка как второго языка? В общем, есть также более четкое участие правого полушария в восприятии знаков, представленных статически, несмотря на большую изменчивость результатов. По-видимому, обработка сложных пространственных свойств этих знаков включает в качестве приоритета правое полушарие.

Поэтому ясно, что необходимы дальнейшие исследования для более четкого определения характера асимметрии головного мозга у глухих при восприятии лингвистических и неязыковых стимулов. Некоторые исследователи уже идентифицировали идентичные результаты асимметрии церебральные для глухих и слуха, другие обнаружили менее выраженную асимметрию среди глухих, в то время как другие отметили обратную асимметрию для глухих и слуха. Один эксперимент на сегодняшний день использовал знаки, представленные с их движением, и выявил картину асимметрии мозга.


При этом отличительной особенностью «правополушарного» — образного мышления считают способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления, с одновременной и моментальной обработкой многих параметров. «Левополушарное» же мышление наделяют способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит постадийно и, в связи с этим, носит аналитический характер. Данное отличие было установлено еще И. Павловым, который писал, что «художников» захватывает действительность целиком, сполна, без всякого дробления и разъединения, а «мыслители» дробят ее, и тем как бы умертвляют, делая из нее скелет, и затем только постепенно собирают ее части и стараются таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается.

Того, который был получен для знаков, представленных статически. И поскольку движение является существенной характеристикой языков знаков на всех лингвистических уровнях, и теперь временные переменные играют решающую роль в демонстрации церебральной асимметрии, любые последующие исследования должны фокусироваться на эффектах различные лингвистические движения на асимметрии мозга, и это как в глухом рождении, так и в слухе, которые не знают языка знаков.

Лингвистические аспекты афазии у глухих подписчиков. Рукопись, Северо-Восточный университет. Язык жестов Афазия: пример. Документ, представленный на 49-м ежегодном собрании Лингвистического общества Америки, Нью-Йорк. Лексическое заимствование на американском языке жестов. Тахистоскопическое распознавание, рудообразование и церебральное доминирование. Левосторонние различия в тахистоскопическом распознавании: направленное сканирование или церебральное доминирование? Левосторонние различия в тахистоскопическом распознавании как функция познания и ориентации рисунка.


Распределение функциональных обязанностей между полушариями заложено генетически. Однако под воздействием социальных факторов изменениям подвергается, функциональная асимметрия мозга; кратко описывая работу полушарий относительно простых функций (работы органов чувств и исчерченной скелетной мускулатуры), ученые рассматривают ее как условно эквипотенциальную. Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Визуальная информация и вызванные ответы из левого и правого полушарий. Потеря языка жестов при глухом отключении от мозговой опухоли и смягчения. Полусферические различия в классификации букв. Афазия в неполном глухом безмолвии. Афазия в врожденной глухонемой. Специализация в первом полушарии для восприятия глубины, отраженная в различиях визуального поля. Восприятие направления в правом и левом визуальных полях. Язык после раздела мозговых комиссаров. Асимметрия в полушарии: вербальное и пространственное кодирование визуальных стимулов.


Люди с преобладающим влиянием правого полушария склонны к созерцательности, воспоминаниям и тонкой глубокой чувствительности. Мыслительные процессы правого полушария осуществляются первоначальным механизмом синтеза с последующим анализом. Правое полушарие преобладает при необходимости конкретно-образного мышления и исполнении эмоциональной деятельности. Правое полушарие обеспечивает: Музыкальный слух, Эмоциональную окраску речи; Целостное восприятие образов; Пространственно-интуитивную обработку информации; Конкретное мышление; Зрительное восприятие и узнавание.

Межполушарные эффекты на время реакции на вербальные и невербальные визуальные стимулы. Организация языка и мозга. Человеческий мозг: лево-правые асимметрии в области временной речи. Афазия правой руки глухонемой. Изучение сроков в руководстве и наговоренном языке; Американский язык жестов и английский язык. Специализация по полушарии для обработки визуально представленных словесных и пространственных стимулов.

Смена превосходства уха в дихотопии, слушая временные шаблонные невербальные стимулы. Афазия в языке знаков пантомимического языка. Институт фонетических наук, Университет Киото. Признание японского кандзи в левом и правом визуальных полях. Эффекты параллельной вербальной памяти при распознавании стимулов из левого и правого визуальных полей. Функциональная асимметрия при чтении шрифта Брайля. Признание глаголов, абстрактных существительных и конкретных существительных из левого и правого визуальных полуполей.


Левое полушарие специализируется на механизмах индуктивной интеллектуальной деятельности (первоначален процесс анализа с последующим синтезом информации). Оно является доминантным для абстрактного, символического мышления. Левое полушарие обуславливает: Оперирование логическими и абстрактными понятиями; Последовательную мыслительную деятельность; Локальное восприятие образов; Вербально-символические функции; Установление сходства и идентичности.

О влиянии речи на болезнь мозга. Диссоциация времени реакции Хемифилда Отличие от вербальной направленности стимулов. Влево-вправо Различия в восприятии мелодий. Двойная функция асимметрии мозга в визуальном восприятии. Функциональная асимметрия мозга при дихотическом прослушивании. Ручная работа во время разговора - я, правша. Асимметрия человеческого мозга. Нейронная основа жестов языка. А. Исследования по нейролингвистике, т. 2, Нью-Йоркская академическая пресса. Моторные функции левого полушария.

Обесценение нелингвистических движений рук у глухой асфазии. Специализация по полушарии для лингвистического и нелингвистического тактического восприятия у лиц, страдающих врожденным угрем. Специализация языкового полушария. Боковые церебральные различия у глухих в ответ на лингвистические и нелингвистические стимулы. Язык производства: электроэнцефалографическая локализация в нормальном человеческом бразильце.



Интересно! Считается, что у мужчин по сравнению с женщинами большая функциональная нагрузка приходится на зоны, ответственные за моторику, логическое мышление, и меньшая – на участки, обеспечивающие эмоционально-волевые поступки. E=mc

Доказательства минимальной асимметрии мозгового кровообращения для обработки английских слов и стимулов американского жестового языка в прискорбно глухом. Язык жестов Афазия в безмолвии. Визуальное распознавание и повторение после правого эпизоотического удаления в человеке. Межполушарные различия в локализации психологических процессов у человека. Латеральное подавление дихотомических цифр. Изменение комиссарской секции в человеке. Превосходство Малой полусферы в комиссиротомизированном человеке для восприятия частично-целостных отношений.


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУШАРИЙ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ Асимметрия полушарий головного мозга позволяет выполнять слаженную работу церебральных структур в основном за счет реципрокных (взаимно тормозящих) отношений. Однако возможны распределение функциональной нагрузки между обоими полушариями, объединение информации и контроль одной из гемисфер за процессами анализа и синтеза. Особенности распределения функций в полушариях, их взаимодействие дают различную клиническую картину при возникновении патологических состояний. Это является основой топической диагностики ряда неврологических заболеваний. При этом невозможно рассматривать межполушарную асимметрию как работу изолированных структур. Только единство обоих полушарий, их слаженная работа гарантируют полноценную жизнедеятельность организма.

Доминирование несовершеннолетнего полушария в комиссуротизированном человеке в тесте объединения фигурок. Восприятие точечных шаблонов в отключенном правом и левом полушарии в человеке. Специализация полушария в комиксротомизированном человеке. Психологический бюллетень, 81, 1 Электроэнцефалографическое тестирование специализации мозга у нормальных и врожденных глухих детей: предварительный отчет. Развитие языка и неврологическая теория. Академическая пресса, Нью-Йорк, 121 Образцы мозговой специализации у лиц с глубоким вздохом: предварительный отчет.


Процесс формирования межполушарной асимметрии носит название латерализации и длится примерно 10– 15 лет. Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных). У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария. В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации. Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи. Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Церебральная асимметрия Американский язык жестов: влияние движущихся стимулов. Дискриминация местонахождения на американском языке жестов. Противоположные Превосходства правого и левого мозговых полушарий в дискриминантном времени реакции на физиономический и алфавитный материал. Ритм обрабатывается речевым полушарием. Тахистоскопическое распознавание слов Кана и Кандзи. Тахистоскопическое распознавание линейной ориентации. Словарь американского языка жестов. Интракаротидная инъекция амитата натрия для латеральности доминантности церебральной речи.


По современным данным, механизмы ассиметрии мозга оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления. Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы. Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.


Можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий: Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс). Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.


Современные представления также позволяют выделить: стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни; динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.


Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария. В условиях эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности. Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания сказывается на мозговой асимметрии и на продолжительности жизни человека. Мозолистое тело


Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают развиваться и в настоящее время.


Полнотекстовый поиск:

Где искать:

везде
только в названии
только в тексте

Выводить:

описание
слова в тексте
только заголовок

Главная > Реферат >История

Введение 3

1. Функциональная асимметрия головного мозга 4

1.1. Понятие и содержание функциональной асимметрии 4

1.2. Связь асимметрии мозга с полом 8

2. Анатомическая асимметрия головного мозга 11

Рис 1. Ассиметрия развития полушарий головного мозга человека 13

Заключение 14

Список литературы 15

Введение

Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы, обеспечивающий регуляцию жизненных функций организма, матери-альный субстрат высшей нервной деятельности (поведения). Он регулирует дыхание, кровяное давление и температуру, положение тела, движения, рефлексы, еду и питье, гормональный статус - почти все вегетативные функции организма.

С помощью сенсорных систем головной мозг обеспечивает взаимодействие организма с внешним миром и осуществляет контроль внутренней среды.

Вы-сшие функции мозга свя-заны с умственной деятельностью человека - это сенсорное вос-приятие и целенаправленное движение, обучение и память, эмоции, речь и мышление, бодрствование и сон, и, наконец, сознание, как осознание умственной и (или) физической деятельности.

Известное свойство организма человека и животных - билатеральная асимметрия, выражающаяся в дублировании анатомических структур организма в виде двухсторонней асимметрии, характеризующаяся тем, что серединная плоскость делит тело организма (или орган) на одинаковые правую и левую половины, характерна и для головного мозга.

Межполушарная асимметрия (греч. а- - «без» и symmetria - «соразмерность») - одна из фундаментальных закономерностей организации мозга. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках этих исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

Асимметрия головного мозга представлена взаимосвязанными между собой анатомической и функциональной асимметриями, раскрытие сущности которых и является основной целью данной работы.

1. Функциональная асимметрия головного мозга

1.1. Понятие и содержание функциональной асимметрии

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга была открыта в ХIХ в.

Функциональная асимметрия головного мозга (от греч. asymmetria - несоразмерность) - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое - на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями.

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами.

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны.

В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

    правое полушарие формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов.

    формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммации разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое - на слова-концепты.

Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки к ее становлению передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с ней речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование лево- или правополушарного мышления, что во многом определяет психологические особенности субъекта.

Подробную картину функционирования полушарий показали эксперименты с выключением одного из полушарий под воздействием электросудорожного шока. Эти эксперименты проводились Л. Я. Балоновым и его группой в Ленинграде в 1970-е гг. Создавая искусственную однополушарную афазию, при помощи простого опроса (человек с отключенным полушарием может разговаривать) ученые установили следующие различия в том, что касается производства речи.

При угнетении доминантного левого полушария речь претерпевает такие изменения: количество слов уменьшается; высказывание в целом укорачивается; синтаксис упрощается; уменьшается количество формально-грамматических слов и увеличивается количество полнозначных слов; при этом существительные и прилагательные доминируют над глаголами и местоимениями - то есть лексика правого полушария более предметна, менее концептуальна; обострено восприятие конкретных явлений и предметов внешнего мира.

Когда же угнетено правое полушарие, то происходит нечто противоположное: количество слов и длина высказывания увеличиваются (человек становится разговорчив); при этом абстрактная лексика превалирует над конкретной, а грамматические формальные слова - над полнозначными; усиливается тенденция к рубрификации, к наложению абстрактных классификационных схем на внешний мир.

Иными словами, если правое недоминантное полушарие воспринимает внешний мир со всеми его красками и звуками, то левое полушарие одевает это восприятие в грамматические и логические формы. Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит.

Интересно, что человек с угнетенным доминантным левым полушарием ведет себя как реалист-сангвиник, а человек с угнетенным правым - как аутист-шизоид.

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется - происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции (Аршавский В.). Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие - в образных.

Таким образом, межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций. Нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга», проявляющегося в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается, прежде всего, как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной Лурия А. Р. (1969,1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

1.2. Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей леворуких, заик, косоглазых, дислектиков, невротиков, на каждую девочку приходится около пяти мальчиков. Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли, по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин, по сравнению с женщинами. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжелый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин.

С половыми различиями в латерализации мозга связан психологический половой диморфизм: разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления во всех возрастных группах выше уровень у женщин. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. Мальчики в школе значительно лучше девочек понимают геометрические концепции, эти различия меньше по алгебре, и еще меньше по арифметике. В технических ВУЗах максимальные преимущества мужчин также по начертательной геометрии. Они лучше ориентируются в визуальных и тактильных лабиринтах, лучше читают географические карты, легче определяют левое правое. В шахматах, в музыкальной композиции, изобретательстве и другой творческой деятельности мужчины достигают успеха существенно чаще, чем женщины. Мала доля женщин среди сатириков, юмористов, карикатуристов, комиков и клоунов. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий. В настоящее время, подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга четче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, т.е. отличается пониженной асимметрией полушарий. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что “существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма”.Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, – о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нем без акцента. Другие – что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается еще раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого. Последнюю точку зрения можно отбросить, т.к. нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет еще самих функций, а только потенции.

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом, как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что и привело к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требует словесного общения.

2. Анатомическая асимметрия головного мозга

Исследование анатомии полушарий показывает структурные различия между ними. Сильвиева борозда в левом полушарии длиннее и заходит выше к верхушке мозга, чем в правом. Если сравнивать верхнюю поверхность височных долей, то в 65% случаев левая planum temporale намного больше, чем правая (рис. 1а) (в 11% случаев - справа больше чем слева, и в 24% - существенная разница отсутствует). Тот факт, что такого рода разница может быть обнаружена и у плода, указывает на но, что человеческий мозг заранее настроен на асимметричное развитие полушарий.

Рассмотрим анатомическую ассиметрию головного мозга на примере расположения речевых структур.

Хотя основные анатомические структуры, связанные с речью, располагаются в доминирующем полушарии, в процесс вовлекаются и многие другие структуры. Как и можно было ожидать в случае столь важной функции, это касается обоих полушарий (рис. 1в). В последнее время получены свидетельства участия в процессе также подкорковых структур, таких как таламус и хвостатое ядро. Тем не менее, удобным и широко распространенным остается, в первом приближении, описание речевой системы, предложенное Дамасио и Гешвиндом (Damasio and Geschwind) и показанное на рис. 1б. Оно исходит, главным образом, из наблюдениями за последствиями инсультов и других нарушений речи, вызванных повреждениями, с последующим посмертным исследованием нейрогистологии. Наиболее важным речевым областям присвоены названия поля Брока и поля Вернике - в честь исследователей, которыми были получены данные о связи между нарушениями речи и повреждениями нервной ткани. Как показано на рис. 9.16б, с речью связано поле Вернике. Оно расположено сзади от первичной слуховой коры. По цитоархитектонической классификации Бродмана первичная слуховая кора обозначается как поле 41, а поле Вернике как поле 22. Именно в поле Вернике сигналы, вызванные речью, направляются из первичной слуховой коры. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые. Аналогично, зрительные стимулы от написанных слов также направляются в поле Вернике - из первичной зрительной коры (поле Бродмана 17) во вторичную зрительную кору (поле Бродмана 18), затем через ангулярную извилину (поле Бродмана 39) в поле Вернике. Повреждение в любой из этих областей затрудняют понимание письменной речи и способность именовать визуальные объекты. Поле Вернике соединено с полем Брока трактом, именующимся аркуатным пучком. Перерезка его делает невозможным повторение прочитанного или услышанного слова. Поле Брока само по себе занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается, как это видно из рис. 1б, непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, в которой картирована мускулатура лица и гортани. Как уже говорилось, схема, описанная выше, представляет собой по необходимости упрощение всей нейроанатомии, касающейся рассматриваемого процесса. Она, тем не менее, дает основу для понимания многих нарушений речи (афазий), поскольку позволяет проследить нарушения в различных элементах системы.

Рис 1. Ассиметрия развития полушарий головного мозга человека

(а) Горизонтальный срез через мозг человека на уровне Сильвиевой борозды показывает, что planum temporale (РТ) слева больше, чем справа. Задний край РТ наклонен кзади более круто в левом полушарии, чем в правом, а извилина Гершля (ИГ) склоняется вперед более круто. РТ слева простирается от точки, обозначенной <х>, до точки, обозначенной <у>. Слева располагается поперечная извилина Гершля (ПГ) и две - справа (ПГ1, ПГ2). ЗП - затылочный полюс, ВП - височный полюс.

(б) Речевые области мозга. Левое полушарие мозга показано сбоку. Дальнейшие объяснения в тексте.

(в) Хотя основные речевые центры показаны на (а) и (б), многие другие части коры вовлечены в речевую функцию человека.

Заключение

Итак, функциональная асимметрия головного мозга (от греч. asymmetria - несоразмерность) - характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга.

Межполушарная асимметрия психических процессов - функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое.

Межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается, прежде всего, как проблема функциональной специфичности полушарий, т. е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.

Исследование анатомии полушарий показывает структурные различия между ними. Сущность анатомической асимметрии рассмотрена в данной работе.

Список литературы

Реферат >> Биология

... мозга . Головной мозг подразделяется на ствол мозга и передний мозг . Ствол мозга состоит из продолговатого мозга и среднего мозга ... свою специфику в работу мозга в целом. Функциональная ассиметрия головного мозга свойственна только человеку, предпосылки...

  • Особенности проявления в обучении левшества

    Курсовая работа >> Психология

    Особой организацией деятельности мозга . 1.3 Функциональная ассиметрия левого и правого... у людей с разной ассиметрией мозга протекают по-разному. По... . - 106с. Березин, Ф.Б. Функциональные моторные ассиметрии и психомоторные отношения [Текст] / Ф.Б. Березин...

  • Исследование межполушарной ассиметрии

    Курсовая работа >> Психология

    ... мозга , но и в межполушарной асимметрии психических процессов. Краткая история изучения проблемы межполушарной ассиметрии ... . Одним из первооткрывателей функциональной симметрии мозга является французский...

  • Шпаргалка по Психологии (10)

    Шпаргалка >> Психология

    Человека - это сложнейшая функция мозга , заключающаяся в психическом отражении... доказано, что существует функциональная ассиметрия мозга , ответственная за существование 2-х... невозможным. Однако право-левая ассиметрия возникает не на нейрофизиологической, ...