Светлана алексиевич из белоруссии стала лауреатом нобелевской премии по литературе. Шесть лауреатов нобелевской премии с белорусскими корнями Нобелевский лауреат по литературе алексиевич

Белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии по литературе Светлана Александровна Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию.

В 1972 году окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета.

В 1960-х годах Алексиевич работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей, а также в редакции газеты в городе Наровле Гомельской области.

После окончания университета с 1972 по 1973 год трудилась в газете "Маяк коммунизма" в городе Береза Брестской области.

В 1976-1984 годах — корреспондент, заведующая отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала "Неман" — органа Союза писателей Белоруссии. Литературную деятельность начала в 1975 году. Первой книгой Алексиевич стал сборник очерков "Я уехал из деревни", в который вошли монологи людей, покинувших родные места.

В 1983 году она написала книгу "У войны — не женское лицо", которая пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. В 1985 году произведение почти одновременно вышло в журнале "Октябрь", "Роман-газете", в издательствах "Мастацкая літаратура" и "Советский писатель", общий тираж составил два миллиона экземпляров.

В 1985 году была опубликована вторая книга Алексиевич "Последние свидетели (сто недетских рассказов)". В 1989 году напечатана ее книга "Цинковые мальчики" — о советских солдатах на Афганской войне, в 1993 году — книга "Зачарованные смертью". В 1997 году была опубликована книга "Чернобыльская молитва".

С начала 2000-х годов Алексиевич жила в Италии, Франции, Германии .

В 2013 году была издана книга писательницы "Время second-hand (Конец красного человека)", которая стала завершающей в художественно-документальном цикле "Голоса Утопии". В цикл вошли ее произведения "У войны не женское лицо", "Последние свидетели", "Цинковые мальчики" и "Чернобыльская молитва".

Книги Алексиевич издавались в Болгарии, Великобритании, Вьетнаме, Германии, Индии, США, Франции, Швеции, Японии и других странах.

В апреле 2018 года завершился краудфандинговый проект "Голоса Утопии" , посвященный изданию цикла книг Светланы Алексиевич на белорусском языке.

По произведениям Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге "У войны — не женское лицо" отмечен Государственной премией СССР (1985).

Светлана Алексиевич является лауреатом премии Ленинского комсомола (1986), удостоена Литературной премии имени Николая Островского (1985), Литературной премии имени Константина Федина (1985), а также премии "Триумф" и премии имени Андрея Синявского (1998).

Среди ее иностранных наград — премия Курта Тухольского (Шведский ПЭН, 1996), немецкая премия "За лучшую политическую книгу" (1998), австрийская премия имени Гердера (1999), Премия мира Союза немецкой книготорговли (2013), польская премия "Перо Свободы" (2013), польские премии Рышарда Капустинского (2011, 2015), американская Книжная премия Артура Росса (2017).

Почти неизвестная в России белорусская писательница Светлана Алексиевич в четверг, 8 октября, получила Нобелевскую премию по литературе, став первым за 28 лет русскоязычным писателем, удостоившимся столь почетной награды. Таким образом Алексиевич встала на один ряд с Иосифом Бродским, Александром Солженицыным, Михаилом Шолоховым, Борисом Пастернаком и Иваном Буниным.

Отбор претендентов как всегда проходил в строжайшей тайне, однако предполагается, что среди возможных кандидатов на награду значились японский писатель Харуки Мураками — он не покидает верхних строчек в букмекерских списках уже много лет, а также кенийский драматург Нгуги Ва Тхионго.

« Мы приветствуем решение Нобелевского комитета о присуждении премии по литературе за 2015 год нашей соотечественнице, белорусской писательнице Светлане Алексиевич. Эта первая премия, полученная гражданином нашей суверенной страны, войдет в историю становления белорусской нации, общества и государства», — говорится в официальном сообщении МИДа Белоруссии.

Вручая премию, Нобелевский комитет назвал книги Алексиевич« памятником храбрости и страданию нашего времени». «Это выдающийся писатель, большой литератор, который создал новый литературный жанр, выйдя за рамки обычной журналистики», — прокомментировала решение Нобелевского комитета секретарь Шведской королевской академии наук Сара Даниус. Сама Алексиевич формулирует главную идею своих книг так: «Я всегда хочу понять, сколько человека в человеке. И как этого человека в человеке защитить».

Она считает, что премия присуждена ей не за какую-то конкретную книгу, а в целом за всю творческую деятельность. Алексиевич заявила на пресс-конференции в Минске, что полученная премия позволит ей продолжить работу над книгами, не отвлекаясь на повседневные проблемы. «Я за премии всегда покупаю свободу. Я пишу книги подолгу — 5−10 лет».

Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в украинском Ивано-Франковске, откуда ее семья затем переехала в Белоруссию, где ее родители преподавали в сельской школе. Там будущая писательница поступила на факультет журналистики Белорусского государственного университета в Минске. После его окончания она работала в местных газетах и в литературном журнале« Неман».

В это же время Алексиевич занималась подготовкой своей первой книги — «У войны не женское лицо» о женщинах-фронтовиках Великой Отечественной войны. Эта книга, как и все последующие произведения белорусской писательницы, собрана из многочисленных интервью очевидцев с минимальным количеством авторских комментариев. Два года книгу отказывались издавать из-за нелицеприятных подробностей того, каким образом добывалась победа в войне. Автора обвиняли в пацифизме и развенчании героического образа советской женщины. «Эта книга создана из того, про что они мне говорили: „Света, это не надо печатать“», — рассказывает писательница. Сейчас общий тираж книги достиг 2 млн экземпляров.

В том же году вышла вторая книга Алексиевич — «Последние свидетели», посвященная женщинам и детям на войне. Критики называли оба произведения« новым открытием военной прозы». Спустя четыре года были опубликованы« Цинковые мальчики» — документальная книга об Афганской войне, в которой собраны воспоминания подруг, матерей и жен советских солдат, погибших во время конфликта.

В 2000-х годах писательница переехала в Европу и жила в Италии, Франции, Германии. Два года назад Алексиевич вернулась в Белоруссию для подготовки своей новой книги« Время сэконд хэнд» о перестройке и 90-х годах. «Опыт тех книг, которые я написала, опыт моих разговоров с людьми показывает, что слой культуры — очень тонкий, он очень быстро слетает. И если бы это встречалось только на войне, в лагере. Для этого не обязательна экстремальная ситуация, даже в мирной жизни, раз — и происходит некое расчеловечивание», — говорит Алексиевич.

Творчество Светланы Алексиевич вызывает неоднозначные отзывы. Одни по ее книгам снимают фильмы и ставят спектакли, другие считают писательницу рупором постсоветской чернухи. Ей приписывают изобретение нового жанра в литературе – романа-исповеди от лица конкретного человека. Сама Алексиевич в интервью сказала, что мечтает собрать сотню историй, рассказанных 50 женщинами и 50 мужчинами, чтобы получился рассказ о душевных переживаниях свидетелей жизни и падения советской империи.

«Самое интересное сейчас - не политика, не передел мира, а вот это пространство маленького человека. Но в то же время через это пространство высвечивается и наша культура, и наша история».

Детство и юность

Светлана Александровна Алексиевич родилась в украинском городе Ивано-Франковске (тогда Станислав) 31 мая 1948 года. Семья писательницы интернациональная. Отец родился в Беларуси, мама в Украине. После демобилизации глава семьи перевёз родных в Беларусь, в Гомельскую область. Там Светлана Алексиевич в 1965 году окончила школу и поступила в университет, выбрав факультет журналистики. В 1972 году будущая писательница получила диплом Белорусского государственного университета.

View this post on Instagram

Светлана Алексиевич

Трудовая биография Светланы Алексиевич началась с работы в школе. Сначала она работала воспитателем в школе-интернате, потом преподавала детям историю и немецкий язык в Мозырском районе. Писательство давно влекло Алексиевич, и она устроилась корреспондентом в районную газету «Припятская правда». Затем перешла в другое издание – «Маяк коммунизма» в одном из райцентров Брестской области.

С 1973-го по 1976-й Светлана Алексиевич работала в областной «Сельской газете». В 1976-м ей предложили место руководителя отдела очерка и публицистики в журнале «Неман». Там Алексиевич трудилась до 1984 года. В 1983-м принята в Союз писателей СССР.

С начала 2000-х Светлана Алексиевич жила за границей, сначала в Италии, потом во Франции и Германии, в итоге вернулась в Беларусь.

Книги

Светлана Александровна Алексиевич говорит, что на каждую книгу уходило от 4 до 7 лет жизни. В период написания она встречалась и разговаривала с сотнями людей, свидетелями событий, о которых рассказывается в произведениях. Эти люди, как правило, имели за спиной очень сложную судьбу: прошли сталинские лагеря, революции, воевали на разных войнах или выжили в чернобыльской катастрофе.

View this post on Instagram

Писательница Светлана Алексиевич

Первая книга, которой начинается творческая биография Светланы Алексиевич - «Я уехал из деревни», разоблачающая отношение государства к сельским жителям. Издание подготовили к печати еще в середине 70-х, но до читателя книга так и не дошла. Типографский набор запретило партийное руководство, а позже и сама автор отказалась от публикации.

«У войны – не женское лицo» - это книга о женщинах, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Они были снайперами, лётчицами, танкистами, подпольщицами. Их видение и восприятие войны – совсем иное, чем у мужчин. Они тяжелее переживали чужие смерти, кровь, убийства. А по окончании войны у женщин-ветеранов начался второй фронт: им нужно было адаптироваться в мирной жизни, забыть об ужасах войны и снова стать женщинами: носить платья, туфли на каблуке, рожать детей.

View this post on Instagram

Светлана Алексиевич - «У войны – не женское лицo»

Книга «У войны – не женское лицo» не издавалась 2 года, пролежав в издательстве. Алексиевич обвинили в искажении героического образа советских женщин, в пацифизме и излишнем натурализме. Произведение увидело свет в годы перестройки и было напечатано в нескольких «толстых» журналах.

Сложной оказалась и судьба последующих произведений. Вторая книга называлась «Последние свидетели». Она состояла из 100 рассказов детей об ужасах войны. Здесь ещё больше натурализма и страшных подробностей, увиденных глазами детей от 7 до 12 лет.

В третьем произведении Светлана Алексиевич поведала о преступлениях Афганской войны. Книга «Цинковые мальчики» была напечатана в 1989 году. Её выход сопровождался волной негативных рецензий и критики. А ещё – судебным разбирательством, остановленным после того, когда на защиту опального литератора встали западные правозащитники и общественность.

View this post on Instagram

Светлана Алексиевич подписывает книги поклонникам

Война занимает в произведениях Светланы Алексиевич центральное место. Сама писательница объясняет это тем, что вся советская история связана с войной и пропитана ею. Она утверждает, что все герои и большинство идеалов советского человека – военные.

Четвёртая книга, названная «Зачарованные смертью», вышла в 1993 году и также вызвала неоднозначные отклики. Это произведение о самоубийствах, зарегистрированных в первые 5 лет после исчезновения СССР. В ней автор пытается понять причины и «очарование» смерти, уносящей жизни тысяч людей – простых коммунистов, маршалов, поэтов, чиновников, покончивших с собой после развала гигантской империи. Как утверждает сама Алексиевич, это размышление о том, как страна выходила из-под «наркоза прошлого» и «гипноза великого Обмана».

View this post on Instagram

Светлана Алексиевич - «Чернобыльская молитва»

Пятое произведение под названием «Чернобыльская молитва» о мире и жизни после чернобыльской катастрофы. Светлана Александровна считает, что после аварии на ЧАЭС не только изменился генный код и формула крови населения большой страны, но и скрылся под водой весь социалистический материк.

Через все книги Алексиевич проходит развенчание коммунистической идеи или, как утверждает писательница, «великой и страшной Утопии – коммунизма, идея которого не умерла окончательно не только в России, но и во всём мире».

«Чудный олень вечной охоты» - произведение о любви, но снова под специфическим углом зрения Алексиевич. Прежде в сочинениях Светланы герой попадал в экстремальные ситуации. В новой повести любовь становится таким окружением, в котором человеческие качества проявляются с не меньшим рвением и глубиной.

View this post on Instagram

Светлана Алексиевич - «Время секонд хэнд»

«Время секонд хэнд» («Конец красного человека») посвящена воспоминаниям 20 человек о времени с начала перестройки и до начала 21 века. Эти люди рассказывают о надеждах, которые связывали со сменой политической системы в стране, о том, как выживали в «лихие 90-е», когда на продажу шло все, что стоило хоть каких-то денег, о том, как гибли близкие в никому не нужных чеченских конфликтах.

Светлана Алексиевич – претендентка на Нобелевскую премию в категории «Литература» с 2013 года. Но тогда премию вручили канадской писательнице Элис Манро. В 2014-м её получил французский писатель Патрик Модиано.

Вручение Нобелевской премии Светлане Алексиевич

В 2015-м Алексиевич снова попала в число кандидатов, которые, помимо премии, могли бы стать обладателем денежного вознаграждения в 8 млн шведских крон ($953 тыс.). Кроме неё, рассматривались кандидатуры японского писателя Харуки Мураками , кенийского Нгуи Ва Тхионго, норвежского Юна Фоссе и американца Филиппа Рота.

8 октября в Стокгольме Нобелевская премия все же была вручена Светлане Алексиевич. Известие о присуждении премии белорусской писательнице было встречено неоднозначно как в России, так и в Беларуси.

Многие говорят о политическом выборе претендента. Алексиевич – ярая антисоветчица, известная своей критикой внутренней и внешней политики президентов и . Писательницу обвиняют в спекулятивно-тенденциозной журналистике и антироссийской позиции.

Личная жизнь

На вопросы о личной жизни Алексиевич отвечает, что не получается быть счастливой. Мужа, как разузнали СМИ, у Светланы нет, как и собственных детей. Писательница воспитала племянницу Наталью, дочь преждевременно умершей сестры. У девушки своя семья, названной матери она подарила внучку Яну. В прессе фото близких практически не появляются, публикуются в основном снимки Алексиевич.

Светлана Алексиевич сейчас

В 2018 году Светлана Алексиевич стала лауреатом премии имени за то, что «смело говорила о несправедливости», существующей в странах бывшего СССР, «критиковала российскую аннексию Крыма и нарушения прав человека в конфликте на востоке Украины, а также растущий национализм и олигархию в Украине». Награду вручила правозащитная организация Reach All Women in War.

В За что писательница Алексеевич получила нобелевскую премию

Обвинять Россию в оккупации Крыма и оправдывать киевские власти продолжает Нобелевский лауреат по литературе Светлана Алексиевич. Свою позицию она высказала 19 июня в интервью корреспонденту ИА REGNUM.

Относительно событий, приведших к смене власти на Украине, Алексиевич заявила: «Нет, это был не государственный переворот. Это чепуха. Вы много смотрите телевизор».
О профашистской ориентации сторонников майдана и репрессиях со стороны властей Алексиевич заявила следующее: «Порошенко и другие — не фашисты. Вы понимаете, они хотят отделиться от России, пойти в Европу. Это есть и в Прибалтике. Сопротивление принимает ожесточенные формы. Потом, когда они действительно станут независимым и сильным государством, этого не будет. А сейчас они валят коммунистические памятники, которые и нам бы стоило повалить».
Убийство украинского писателя Олеся Бузины Алексиевич прокомментировала так: «Но то, что он говорил, тоже вызывало ожесточение».
Правда, Алексиевич вовремя поправилась: «Это не оправдания. Я просто представляю, что Украина хочет строить свое государство».
В ходе интервью корреспондент указал на исследование агентства Gallup, в ходе которого выяснилось, что 83% украинцев думают на русском языке. На вопрос можно ли с учетом этого отменять русский язык, Алексиевич ответила: «Нет. Но, может быть, на какое-то время и да, чтобы сцементировать нацию».
В конце интервью, комментируя право жителей Донбасса на протест против отмены русского языка и их нежелании восхвалять Бандеру, писательница «напомнила» о русских танках, русском оружии, русских контрактниках и сбитом боинге: «Если бы не было вашего оружия, там бы не было войны. Так что не морочьте мне голову этой ерундой, которой забита ваша голова. Вы так легко поддаетесь всякой пропаганде. Да, там боль, там страх. Но это на вашей совести, на совести Путина. Вы вторглись в чужую страну, на каком основании? В интернете миллион снимков, как ходит туда русская техника. Все знают, кто сбил [боинг] и все прочее. Давайте уже заканчивать ваше идиотское интервью. У меня уже нет сил на него. Вы просто набор пропаганды, а не разумный человек».
Напомним, Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2015 году с формулировкой «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время».

P . S . Корреспондент РЕГНУМа задавал вопросы, на которые самой Алексеевич говорить было неудобно, потому что у неё остались ещё остатки советской совести, и это вызывало у неё раздражение.
Понятно, что ей дали премию за антикоммунистические взгляды. Памятники страданию вместо коммунистических - это её идеал? Вы кайтесь, страдайте, но при этом не возмущайтесь, получается в этом суть мировоззрения Алексеевич. Конечно, такой позиции Запад будет рукоплескать.
Простите, но в своё время это была передовые взгляды, естественное развитие философской мысли. Во главу угла ставилось всё лучшее, что есть в человеке и это провозглашалось. Что Алексеевич или кто другой может предложить сейчас - жалость к себе и к другим или свободу культа прихотям своего тела. Конечно, это направление можно бесконечно мусолить и показывать, что это и есть познание истины. Но практика, как критерий истины показывает, что мир скатывается к глобальной агрессии под лозунгом все, против всех. Её мировоззренческая позиция, по сути, не сопротивлению нарастающему злу ведёт к мировой катастрофе, и эта «курица» Алексеевич дальше своих литературных воззрений и русофобии ничего не видит.

Совсем недавно Нобелевский комитет вынес решение о присуждении премии по литературе. Лауреатом ее стала писательница Светлана Алексиевич, биография которой мало известна современным читателям.

Поговорим сегодня более подробно о жизни и творческой судьбе этой подвижницы на литературной ниве.

Краткие биографические сведения о рождении и детстве

Будущая писательница родилась на Западной Украине (город Ивано-Франковск) в 1948 году. Отец ее был белорусом, а мать - украинкой. Жизнь ее семьи опалила война. Семьи и матери, и отца сильно пострадали во время оккупации украинских и белорусских земель. Отец прошел войну и демобилизовался только после победы. Тогда же он перевез свою жену и маленькую дочь в белорусское село в Гомелевской области. Отец и мать писательницы работали учителями.

Много повидала на своем веку Светлана Алексиевич, биография ее тому подтверждение.

Успешно окончив школу, Светлана поступила на факультет журналистики в престижный по советским меркам Белорусский государственный университет. По окончании университета перепробовала массу профессий: работала воспитателем, учителем и журналисткой. Первыми ее газетами стали издания «Припятская правда» и «Маяк коммунизма».

Зрелые годы

Писательским трудом Светлана увлеклась еще в молодости, ее очерки и небольшие рассказы стали печатать в советской прессе, тогда же она была удостоена чести быть принятой в Союз советских писателей (состоялось это событие в 1983 году). До сих пор ее причисляют к творцам белорусской литературы, что отразилось и в формулировке Нобелевской премии: «Белорусская писательница Светлана Алексиевич». Биография, личная жизнь ее состоялась именно в Белоруссии, отсюда и истинность подобных формулировок.

В годы перестройки писательница выпустила несколько книг, которые наделали много шума и причислили ее к разряду диссидентов (об этих изданиях мы поговорим несколько позже). В 2000-е гг. Алексиевич переехала в Европу, жила и работала во Франции, Германии и Италии. Недавно вернулась в Белоруссию.

Светлана Алексиевич: личная жизнь

Вопрос о женской судьбе писательницы всегда интересовал поклонников ее творчества, однако в данной области известно очень мало.

В своих работах Светлана Александровна рассказала очень много сугубо женских историй, но для всех журналистов, которые брали у нее интервью, тема «Светлана Алексиевич: личная жизнь» являлась закрытой. Писательница посвятила себя литературе как главному призванию всей жизни, во всех анкетах она указывает, что является незамужней женщиной. Известно, что долгое время она воспитывала свою племянницу - дочь рано умершей сестры.

Хотя нельзя сказать, что обделенным человеком является Алексиевич Светлана. Семья ее состоит из ее книг, сценариев к фильмам и журналистских работ.

Первые литературные опыты

Писательница Светлана Алексиевич всегда интересовалась полемическими темами в истории нашей страны.

Первая ее книга «Я уехал из деревни», подготовленная к печати в 1976 году, была посвящена теме постепенного угасания русской деревни. Автор справедливо указывала, что подобный массовый исход крестьянства из деревень был спровоцирован властями с их неразумной и антигуманной политикой всеобщей коллективизации. Естественно, что подобные интервью (а сама книга построена на этих интервью) не вызвали восторга в среде тогдашних советских чиновников, поэтому книга не была издана в СССР.

Вторая книга писательницы была выпущена в свет в 1983 году и наделала много шума. Называлась она «У войны не женское лицо». В этой работе писательница собрала воспоминания множества советских женщин, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Часть воспоминаний была вырезано цензурой (позже автор вставила их в постсоветские издания). Алексиевич фактически развенчала тот образ, который был создан до нее в книгах о войне. В ее работе женщины рассказывают не о подвигах и победах, а о страхе, страданиях, погубленной молодости и о жестокости войны.

Такой же полемичной стала работа «Последние свидетели: книга недетских рассказов» (1985 г.). Она была посвящена воспоминаниям детей о страшных событиях Великой Отечественной войны. Печальные детские истории поведала читателям Алексиевич Светлана, семья которой сама оказалась в оккупации во время войны.

Известные работы писательницы

Много шума наделала работа «Цинковые мальчики» (1989), посвященная печальным для нашей страны событиям афганской войны. Здесь Алексиевич рассказывает об огромном горе матерей, потерявших своих сыновей и не понимающих, за что погибли их дети.

Следующая книга - «Зачарованные смертью» (1993) - рассказывала о практике массовых самоубийств людей, которые потеряли веру в прежние идеалы после крушения СССР.

Широкую известность приобрела работа писательницы «Чернобыльская молитва» (1997), которая рассказывала о печальных событиях катастрофы. Автор собрала в своей книге интервью с еще живыми участниками ликвидации последствий данной катастрофы.

Как мы видим, за свою долгую писательскую жизнь много книг создала Светлана Алексиевич, отзывы об этих книгах самые разные. Кто-то из читателей чтит талант автора, а кто-то проклинает Алексиевич, обвиняя в популизме и спекулятивной журналистике.

Жанровое своеобразие и идейное содержание книг писательницы

Писательница сама определяет жанр своей прозы как художественно-документальный. Ее привлекает как художественный вымысел, так и журналистская документалистика.

Так как темы ее книг волнуют очень многих людей, творчество писательницы является объектом пристального внимания со стороны критиков. И они расходятся в своих оценках.

Так, часть современных западных деятелей литературы считает, что Светлана Алексиевич, биография и творчество которой напрямую связаны с Советским Союзом, как никто другой может рассказать правду о том, чем был СССР для его граждан. Получается, что СССР был настоящей империей зла, которая не жалела свой народ ради достижения призрачных политических целей. Людей массово уничтожали в ГУЛАГе, гнали на убой на полях Второй мировой войны, не жалея ни детей, ни женщин, советское правительство ввергло страну в пучину афганской войны, допустило Чернобыльскую катастрофу и прочее.

Другие критики, относящие себя к традиционному «русскому миру», наоборот, упрекают писательницу в том, что она умеет видеть лишь негативные стороны советской и русской действительности, не замечая ее положительных сторон. Эти критики обвиняют автора в фактическом предательстве интересов своей Родины. Они говорят о том, что Светлана Алексиевич, биография которой напрямую связана с Белоруссией, Россией и Украиной, за всю свою жизнь ни сказала ничего доброго о важности единства этих трех стран. Эти критики считают, что автор сознательно искажает в своих работах реальные факты, создавая для западного и русского читателя образ «злой и коварной России».

Политические взгляды писательницы

Тема «Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь» привлекает внимание журналистов, однако больший их интерес прикован к политическим взглядам писательницы.

Дело в том, что Светлана является последовательной сторонницей западнических взглядов, она неоднократно выступала с критикой политической позиции как президента Белоруссии А. Лукашенко, так и президента России В. Путина. Того и другого автор обвиняет в создании империи секонд-хенда (последняя книга писательницы так и называется - «Время секонд хенд» (2013 г.)). Алексиевич полагает, что Путин и Лукашенко хотят воскресить страшный и античеловечный советский проект, поэтому в своих публичных выступлениях писательница осуждает все действия нынешнего белорусского и российского лидеров. Она осуждает возрождение военной мощи Российской Федерации, считает Путина виновником гибели людей на Донбассе и т. д.

Нобелевская премия: история присуждения

Писательницу выдвигали на Нобелевскую премию дважды: в 2013 и в 2015 гг. В 2013 году премия была присуждена другому автору из Канады.

В 2015 году Нобелевский комитет принял решение выдать эту премию Светлане Алексиевич. Сразу же после оглашения этого решения многие стали интересоваться такой личностью, как Светлана Алексиевич. Нобелевская премия была ей присуждена не просто так, и это вызывает еще больший интерес.

Данная премия уже достаточно давно не присуждалась русскоязычным писателям. Более того, ее часто использовали как инструмент в политической борьбе между Россией и Западом: за всю свою историю премия присуждалась, как правило, тем, у кого были явные расхождения во взглядах с официальными властями Советской России (например, Александру Солженицыну, Борису Пастернаку, Ивану Бунину).

Краткий обзор нобелевской речи писательницы

По традиции лауреат Нобелевской премии по литературе выступает с благодарственной речью, в которой подводит своеобразные итоги своего творчества.

Выступила с такой речью и Светлана Алексиевич. Нобелевская премия по литературе дается один раз в жизни, поэтому писательница создала один из своих лучших текстов.

Темой выступления Алексиевич стал образ «красного человека», то есть человека с советской психикой, который до сих пор живет в сознании русских людей и заставляет их принимать те или иные решения. Этого человека Алексиевич осуждает как продукт тоталитарной эпохи.

Русских людей автор называет «рабами Утопии», возомнивших, что у них есть «особый русский путь», особая духовность, отличающаяся от духовности западных стран. Спасение нашей страны писательница видит в отрицании этого вечного рабства и обращении русских людей к ценностям западной цивилизации.