Театр крымова официальный. Дмитрий Крымов, театральный режиссёр: биография, личная жизнь, творчество

Художник, сценограф, режиссер и театральный педагог. Дмитрий Анатольевич Крымов является членом Союза художников России и Союза театральных деятелей.

Дмитрий Крымов - сын знаменитых родителей Анатолия Эфроса и Натальи Крымовой . Отец был известным режиссером-постановщиком, а мать - театральным критиком и искусствоведом. Дмитрию дали фамилию матери, так как в советское время Анатолию Эфросу чинили препятствия в карьере из-за еврейского происхождения.

В 1976 году он окончила Школу-студию МХАТ и сразу начал работать в Театре на Малой Бронной. Дипломная работа Крымова была по постановке его отца «Отелло».

Творческая деятельность Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

В 1985 году Дмитрий Крымов устроился художником-постановщиком в Театр на Таганке, где были поставлены его спектакли «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп» .

В начале 90-х в связи с кризисом Крымов был вынужден уйти из театра и заняться живописью, графикой. Картины Дмитрия Анатольевича были представлены в Русском музее, в музеях Франции, Германии, Англии. Сейчас же его работы можно увидеть в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств имени Пушкина.

Дмитрий Крымов работал во многих российских театрах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Волгограде, ездил в Ригу, Таллин, Болгарию и Японию. Его талант художника-постановщика и режиссера оценен по достоинству во всем мире. Особенно желанный гость Крымов в Европе.

— Спектакль делает один человек, главный, и это — режиссер, — говорит о своей работе Дмитрий Крымов. — Вокруг должны собраться люди, которые это понимают. Меня интересуют мнения, и я готов разговаривать. Но только нужно вовремя остановиться. Ведь часто у актеров это способ не работать, а потрепаться или потрепать нервы.

В Российской академии театрального искусства Дмитрий Крымов преподает курс театральных художников и работает в своей творческой лаборатории «Школа драматического искусства». Лаборатория находится в Москве. Вместе с молодыми актерами, выпускниками ГИТИСа и Щукинского училища Крымов ставит свои спектакли, которые показывает затем на международных фестивалях.

— Режиссер отвечает за спектакль, — рассказывает о профессии Дмитрий Крымов. — Я несу ответственность за происходящее на сцене. Если не будет так, как мне кажется, тогда спектакль будет не мой. Зачем я тогда провожу время, а не пишу картины или занимаюсь чем-то по дому? У меня ручка на двери отваливается уже год, и я ее не прикручиваю, мне же нужно чем-то компенсировать. А компенсируется максимально хорошим спектаклем.

Идеи для своих фантасмагорических спектаклей Дмитрий Крымов он берет из своего воображения, у других художников и своих студентов. Спектакли Крымова - это синтез пластических образов, рисунков, прозы и стихов. Не во всех из них есть сюжетная линия, или интригующие переплетения судеб, но всегда есть яркий визуальный образ, который вызывает отклик у каждого смотрящего и характерные чувства. Это заставляет театрального зрителя все чаще приходить на постановки режиссера Дмитрия Крымова.

"Первый спектакль нашей группы назывался «Недосказки» и был поставлен со студентами моего, тогда еще первого курса художественного факультета РАТИ. Основой спектакля стали русские народные сказки под редакцией Афанасьева, то есть, самые, что ни на есть «реальные» русские сказки. Этот спектакль был без слов. Артистами выступали те же студенты-художники, создававшие на глазах зрителей серию зрительных образов, объединенных одним сюжетом и идеей.

Театральная лаборатория Дмитрия Крымова ставила такие спектакли, как «Три сестры», «Сэр Вантес. Донкий Хот», «Торги» и ряд других. Известность в широких кругах постановки Крымова получили после интерпретации поэмы Лермонтова «Демон. Вид сверху» . Спектакль получил награды театральных критиков «Хрустальная Турандот» и Союза театральных деятелей «Золотая маска».

В 2010 вместе с Михаилом Барышниковым Дмитрий Крымов поставил спектакль «В Париже» , который увидели европейские зрители. Спектакль был на русском языке, но в России не был показан.

Спектакли Дмитрия Крымова/Dmitrii Krymov

  • 1987 — Костюмер (фильм-спектакль) — художник
  • 1988 — У войны не женское лицо (фильм-спектакль) — художник
  • 1989 — Тартюф (фильм-спектакль) — художник
  • 2001 — Наполеон Первый (фильм-спектакль) — художник
  • 2005 — Анатолий Эфрос
  • 2005 — Острова (документальный)
  • 2012 — Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня… (фильм-спектакль) — режиссер
  • Тарарабумбия
  • Смерть Жирафа
  • Горки 10
  • Сны Катерины
  • Opus №7
  • Корова

Имя: Дмитрий Крымов (Dmitriy Krymov)

Возраст: 64 года

Деятельность: режиссёр, художник, сценограф

Семейное положение: женат

Дмитрий Крымов: биография

В широком смысле любого деятеля искусства называют художником. А в случае с театральным режиссером Дмитрием Крымовым это слово используется и в прямом значении, ведь поначалу он трудился сценографом, за что даже получил отдельную премию, а также стал членом Союза художников и Академии художеств.

Детство и юность

10 октября 1954 года в театральной семье режиссера и критика Натальи Крымовой родился единственный сын Дима. Еще в детстве они решили дать ребенку фамилию матери, чтобы уберечь от будущих трудностей, ярлыков и даже табу, сопровождаемых носителей еврейского родового имени.


Однажды в интервью Дмитрий признался, что самым дальним родственником, которого он знает, являлся прадед Аким Фурсов, ялтинский сапожник. Вообще все, что связано с семейной биографией, для мужчины ценно и оберегаемо. Например, у него есть любимая легенда, связанная с моментом знакомства его родителей, когда отец произнес оригинальное:

«Мы сейчас поженимся или подождем, пока Вы закончите институт?».

Яркое воспоминание ранних лет жизни – первый поход в театр.

«Первым спектаклем, который я в своей жизни увидел, была легендарная мхатовская постановка «Синей птицы». Меня в 5 лет отвела на него мама. Лучшие воспоминания детства!», – поделился талантливый режиссер.

А вот репетиции, проводившиеся главой семейства, посещал нечасто, но запомнил главное:

«Он очень сосредоточенно искал в присутствии большого количества народа. И пробовал, и все были заворожены ходом мысли, которую он им предлагал. Это была его работа, его поиски».

И именно запах отца неразрывно связан с детством.

Способности к рисованию с каждым годом у мальчика увеличивались, и он мечтал учиться в Строгановском училище. Однако в положенный срок все изменили решение матери и нависшая угроза армии. Так Крымов попал в Школу-студию МХАТ, при поступлении в которую пригодились рукодельные таланты Натальи Анатольевны: от студентов требовалось обязательно умение что-то делать своими руками.

Театр и творчество

После окончания студии зачислен в состав театра на Малой Бронной, где создавал декорации и костюмы к спектаклям. Среди них нашлось место как классическим авторам – («Отелло), («Месяц в деревне»), так и советским – Алексею Арбузову («Воспоминание»), Игнатию Дворецкому («Директор театра») и другим. Также оформил мхатовские постановки отца – мольеровского «Тартюфа» и толстовского «Живого трупа».

Через 9 лет творческая биография пополнилась театром на Таганке, где благодаря ему свое художественное воплощение получили 3 постановки, среди них числилась и работа по произведению будущего нобелевского лауреата . Многие главные московские «храмы Мельпомены» приглашали Крымова для оформления собственных постановок, а к сотрудничеству – известные деятели искусства: , Евгений Арье, и т.д.

Начало 90-х выдалось непростым: сначала не стало страны, затем и отца. В этот период Дмитрий решил покинуть театр, как ему казалось, насовсем, и заняться живописью и графикой. Дело спорилось в руках мастера: проведены множество российских и зарубежных выставок.


Картины Крымова ранее были представлены на суд зрителям в Русском музее, в галереях Англии, Германии и Франции, а сейчас их можно найти в Третьяковке и Пушкинском музее. Далее являлся преподавателем ГИТИСа, где вел курс, в 2017-м получил звание почетного профессора, руководил Лабораторией в «Школе драматического искусства».

В этом же году здесь свет увидела «Безприданница» – с орфографической ошибкой в названии, «звонкой, как пощечина», отсылающей к высказыванию обожаемого режиссером Александра Сергеевича. Впрочем, это не первое гротескное и гиперболизированное авторское переложение : в 2016-м «О-й. Поздняя любовь» получила заветную «Золотую маску», как и его ведущая актриса .

Личная жизнь

В личной жизни Дмитрий Анатольевич – однолюб: как выбрал в себе в спутницы единственную женщину, так и остается ей верен до сих пор. Его жена Инна родилась 29 июня в Магадане, является автором проектов, продюсером документальных фильмов, а также организатором художественных выставок, ярмарок, аукционов. О себе говорит сдержанно:

«Жена. Родила сына. Построила дом. В свободное время помогаю Диме».

В семье родился единственный ребенок Михаил, освоивший профессию архитектора и ныне проживающий в США. Других детей у творческой пары нет.

На вопросы журналистов, на что Дмитрию ежедневно не хватает время, ответил, что на признание супруге в любви. И помывку автомобиля. Кстати, интервью с талантливым режиссером – отдельный вид интеллектуального удовольствия. Его глубокие и искрометные ответы корреспондентам поражают масштабом размышлений и мудрости.

Дмитрий Крымов сейчас

В 2018 году впервые на сцене Театра наций Дмитрий Крымов представил на суд зрителя далекую от школьного классического произведения комедию масок «Му-Му», где главная героиня – не жалеемая всеми утопленная собачонка, а девочка Маша.

В том же году в чеховском МХТ родился «Сережа» – сын погибшей от любви . Спектакль только отчасти напоминает знаменитый роман . Здесь же нашлось место и гроссмановской «Жизни и судьбе».


В последний летний день 31 августа 2018 года на официальном сайте Лаборатории появилась трогательная и емкая запись режиссера об уходе из «Школы драматического искусства». Если верить комментариям директора театра, то разногласий «на работе» не было.

«Вероятно, это какие-то личные мотивы и, возможно, планы, о которых может рассказать только сам Дмитрий Анатольевич», – подчеркнула Ольга Соколова, добавившая, что он пробудет на своем посту до ноября.

Кстати, отдельного внимания заслуживает уже упомянутый сайт. Здесь удивительно стильно и оригинально преподнесены, казалось бы, привычные (фото, видео, аудио) и непривычные (лица, учителя) разделы.

Дмитрий Крымов, биография которого описана в данной статье, - российский художник, театральный педагог, режиссер и сценограф. Его спектакли популярны не только в России, но и за границей. В качестве сценографа Крымов работал не только со столичными, но и со многими провинциальными театрами. Дмитрий Анатольевич привнес в искусство новую эстетику, необычный жанровый микс.

Детство

Дмитрий Крымов родился 10.10.1954 в Москве в творческой семье. Его отец, Анатолий Эфрос, был известным режиссером. Мать, Наталья Крымова, - театральным критиком и литератором. При рождении Дмитрий был записан на фамилию матери по совету дедушки. Дело в том, что отец, Анатолий Эфрос, имел еврейские корни. В те времена это могло отрицательно сказаться на судьбе Дмитрия.

Он рос в атмосфере родительской любви. Отец и мать придавали большое значение творческому воспитанию сына, поэтому Анатолий никак не мог смириться, что Дмитрий иногда долго решал какую-либо творческую задачу. В результате мать выступала примирителем между мужем и сыном. Но все это только помогло Дмитрию стать выдающейся и самодостаточной личностью.

Образование

После окончания средней школы Крымов решил связать свою судьбу с театром. Поэтому поступил в школу-студию МХАТ и начал постигать основы сценографического искусства. Учился на постановочном факультете. Окончил вуз в 1976 г.

Работа сценографом

Устроился работать по специальности в театр, находившийся на Малой Бронной. Там Анатолием Эфросом была поставлена целая серия постановок, оформлением которых занялся Дмитрий Крымов. Спектакли, которые он обслуживал, были показаны во многих театрах столицы и во многих городах Советского Союза.

Трагический перерыв

Талант Крымова был замечен многими деятелями искусства, карьера молодого сценографа складывалась очень успешно. Но жизнь внесла свои коррективы - скончались родители: сначала отец, а потом и мать. Дмитрию Анатольевичу пришлось временно уйти из театра. Тогда Крымову казалось, что насовсем, так как все напоминало о родителях, било по живому, а выполненная работа казалась никому не нужной.

Дмитрий решил сменить профессию и серьезно изучить станковое искусство. Крымов окунулся в живопись, графику и инсталляцию. Оказалось, что здесь раскрылся еще один талант Дмитрия. Его работы начали выставляться во многих музеях, в том числе и заграничных. Некоторые картины попали в частные коллекции.

Возвращение в театральный мир

Через некоторое время боль от потери притупилась, и Дмитрий Крымов вновь вернулся в театр. Для многих стало неожиданностью, когда он поставил в театре Станиславского «Гамлета». После этого устроился работать в ГИТИС. Дмитрий оказался прекрасным учителем и воспитал много молодых актеров. В 2002 г. Крымов начал вести свой курс в театральной Российской академии. В 2008 г. набрал экспериментальную группу, в которой одновременно обучались начинающие режиссеры, актеры и сценаристы. Такой смешанный курс сотворчества оказался уникальным, так как организован был впервые.

Собственная творческая лаборатория

В 2004 г. постановка на основе русских народных сказок покорила режиссера А. Васильева. Он включил ее в репертуар «Театра Европы» и предложил Крымову создать творческую лабораторию. Она стала отдельным подразделением с неповторимой художественной эстетикой.

В 2006 г. Васильев ушел из театра, и это стало переломным моментом в жизни Дмитрия Анатольевича. Сначала он хотел последовать за режиссером, но после раздумий все же остался работать на прежнем месте. Творческая лаборатория Дмитрия Крымова продолжила свою работу.

Все постановки были награждены театральными критиками яркими эпитетами. Отмечалась выразительность постановок, их уникальная художественная структура и ассоциативные ряды. Спектакли в лаборатории создаются в два этапа: активное обсуждение пьес, а уже потом отработка образов. Немаловажную роль в постановках имеет музыка. Для спектакля редко берутся готовые произведения, в большинстве случаев пишутся новые, оригинальные. Дмитрий Крымов уже долгое время сотрудничает с композитором Бодровым, который пишет музыку для постановок.

Для Дмитрия Анатольевича не существует первооснов, он может «кроить» музыку в соответствии со своими представлениями, убирая ненужные фрагменты либо добавляя новые. Поэтому лаборатория приобрела статус авторской. За время ее существования уже поставлены десятки спектаклей. Постановка «Сон в летнюю ночь» стала лауреатом Эдинбургского фестиваля.

Все спектакли в исполнении Крымова являются настоящими шедеврами искусства. Произведения заставляют задуматься о насущных проблемах, меняя восприятие и сложившиеся мнения. Дмитрий Анатольевич опытный специалист и в оперном жанре. Он поставил несколько одноактовых произведений.

В 2007 г. Дмитрий Анатольевич получил знаменитую премию «Хрустальная Турандот». В 2010 г. сценаристом создан незабываемый спектакль «В Париже». Это была совместная работа Крымова с Барышниковым. Многим запомнился спектакль «Смешанная техника», поставленный в 2011 г.

Дмитрий Крымов - режиссер от бога. Он очень ответственно относится к своей работе и считает, что несет ответственность за происходящее на сцене. Поэтому бывает удовлетворен своей работой только тогда, когда поставленный им спектакль полностью отвечает его требованиям.

Впереди в планах Крымова - новые творческие работы. В 2016 г. Дмитрий Анатольевич задумался о снятии художественного фильма. Сюжет пока обрисовывается в общих чертах. Режиссер объявил, что в съемках будут принимать участие студенты и ученики Крымова. Образная канва картины идентична одному из фильмов Анатолия Эфроса, который был отснят в 1961 г.

Личная жизнь

Дмитрий Крымов женат. Его супругу зовут Инна. У Крымовых есть взрослый сын. Инна работала в сфере социальной психологии и экономики. В последнее время во многом помогает мужу в режиссуре. В 2009 г. еврейскими общинами РФ Дмитрий Анатольевич был назван «Человеком года». Свой день рождения Крымов не празднует уже очень давно. В этот день он ежегодно ездит на могилки к своим родителям. Дмитрий Анатольевич до сих пор благодарит отца с матерью за свое появление на свет и творческое воспитание.

Получив в 1976 году диплом художника-постановщика в Школе-студии МХАТ, Дмитрий Крымов поступил на работу в Театр на Малой Бронной, где в то время работал великий режиссер Анатолий Эфрос, отец Крымова. Фамилия художнику досталась от матери - знаменитого театрального критика Натальи Крымовой. В 1990-е Крымов перестал оформлять спектакли, переключившись на станковую живопись и графику. А с началом нового века Крымов становится педагогом ГИТИСа и одним из самых популярных театральных режиссеров. В его бесконечно обаятельных сюрреалистических иллюзионах, играющихся, как правило, в «Школе драматического искусства», участвуют в основном его воспитанники - молодые театральные художники; иногда и вовсе без слов, как, например, главный хит «Творческой лаборатории Дмитрия Крымова» - «Демон. Вид сверху». Больше всех спектакли «Лаборатории» любят гуманитарии и иностранцы. Первые, потому что в абсурдные красочно-картонные представления Крымова упакованы сотни цитат из мировой классики - от Ван Гога и Сервантеса до Пушкина и Чехова. Вторые, потому что, как правило, не нужен перевод и весело.

Одним из столпов современной отечественной культуры сегодня является, конечно же, режиссер-постановщик Дмитрий Крымов, гений которого в настоящее время признается всем театральным сообществом. Он является членом Союза театральных деятелей России и Союза художников и обладает множеством тематических наград, включая и премии международных фестивалей.

Биография Дмитрия Крымова

10 октября 1954 года в творческой столичной семье (отец – знаменитый режиссер Анатолий Эфрос, а мать – театральный критик и искусствовед Наталья Крымова) появился на свет будущий театральный постановщик. Из-за волны антисемитизма в нашей стране во время рождения и взросления Дмитрия на семейном совете было принято решение, что мальчик возьмет фамилию именно матери. И, как показала сама жизнь, это решение было оправдано.

После окончания общеобразовательного учебного заведения Крымов поступил в Школу-студию МХАТ (постановочный факультет), пойдя по стопам знаменитого родителя. В 1976 году он с дипломом о высшем образовании пошел развивать свою профессиональную карьеру в Театр на Малой Бронной. А его первыми режиссерскими проектами стали постановки «Воспоминание», «Лето и дым», «Живой труп», «Месяц в деревне» и другие.

В период времени, начиная с 1985 года и до начала «девяностых», когда из жизни ушел отец, Дмитрий в основном сотрудничал с Театром на Таганке. Здесь театралы могли насладиться его режиссерским талантом в спектаклях: «У войны не женское лицо», «Полтора квадратных метра» и «Мизантроп». Однако кроме родных театральных подмостков известный сценарист участвовал в постановках театров, расположенных во многих городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград и другие), а также в Японии и Болгарии. А его коллегами по творческому цеху стали такие знаменитости как Портнова, Товстоногова, Арье и Шапиро.

После смерти отца Дмитрий Крымов принял решение отказаться от работы сценографа и полностью сосредоточился на изобразительном искусстве. Именно живопись и графика сделали его знаменитым во Франции, Англии и Германии, где он выставлялся на тематических выставках. А в Москве его художественное творчество было широко представлено в Русском музее.

А в настоящее время «Третьяковка» и «Пушкинский» музей содержат среди своих экспонатов и полотна Дмитрия Крымова. С 2002 года и по сей день он стал заниматься преподавательской деятельностью в Российской академии театрального искусства. Также под его руководством находятся Лаборатория «Школы драматического искусства» и курс театральных художников.

Интересно, что основной авторской идей любого театрального проекта режиссер считает именно постулат о «непонимании зрителем замысла постановщика». Это позволит театралам размышлять и делать выводы только после долгих умозаключений. То есть, успех современного театра лежит именно в философской и психологической плоскости, которая исключает банальные сюжеты.

Личная жизнь режиссера

В семейной жизни знаменитого режиссера все достаточно стабильно и спокойно. Единственный брак с супругой Инной стал причиной появления на свет сына. Его жена является профессионалом в сфере экономики и психологии и в последние годы очень серьезно помогает мужу в его постановочной деятельности. Интересно, что в 2009 году еврейскими общинами России Дмитрий Крымов был признан «Человеком года», а свой день рождения он уже очень давно не отмечает, предпочитая в это время посетить могилы своих почитаемых родителей, которые смогли дать ему достойное творческое воспитание.