Деятельность К. Ушинского как детского писателя

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 160 комбинированного вида

Педагогический проект

Тема: «Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского»

Выполнил:

воспитатель Третьякова Н.А.

Нижний Тагил 2014

Введение

Формирование связной речи - одна из сложных задач, стоящих перед педагогами и их воспитанниками в старшем дошкольном возрасте. Родная природа - это могущественный источник, из которого дети черпают знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: быструю птичку, трудолюбивого муравья, крохотного паучка, яркую бабочку на лепестках цветка. Поддерживая интерес ребёнка к окружающему миру, я опираюсь на художественные произведения Константина Дмитриевича Ушинского. Замечательный педагог и писатель, он жил почти сто лет назад, его рассказы удивительно яркие и близкие детям, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, который они только начинают познавать. Произведения писателя интересно пересказывать и драматизировать, именно они стали базой для реализации цели и задач проекта.

Цель проекта : Формировать связную речь и совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей, вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательное отношение к ней через знакомство с произведениями Ушинского.

Задачи проекта:

Познакомить детей с творчеством К.Д. Ушинского;

Формировать связную речь детей, способствовать развитию творческих способностей, развивать мелкую моторику;

Воспитывать гуманное отношение к природе.

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатели, руководитель изобразительной деятельности, родители.

Продолжительность проекта: 1 месяц.

Основные формы реализации проекта:

Чтение художественной литературы;

Пересказ произведения;

Пальчиковые игры;

Подвижные игры;

Продуктивная деятельность.

Принципы реализации проекта:

Учёт возрастных особенностей воспитанников ДОУ;

Интеграция;

Координация деятельности воспитанников;

Преемственность взаимодействия ДОУ и семьи.

Предполагаемый результат:

Улучшение связной речи детей, развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики;

Повышение педагогической культуры родителей;

Повторение в игровых ситуациях знаний, полученных в процессе реализации проекта

Формирование реалистических представлений о природе, воспитание гуманного отношения к ней.

Продукт проектной деятельности:

Выставка работ детского творчества по рассказам К. Д. Ушинского;

Картотека подвижных, дидактических, пальчиковых игр;

Иллюстрации к рассказам писателя;

Консультация для родителей «Книга и ребёнок».

Фото отчето проведении проекта.

Этапы работы над проектом:

1. Целеполагание.

2. Формулирование проблемы, объяснение актуальности темы проекта.

3. Разработка проекта:

Доведение до участников проекта важности данной проблемы;

Составление перспективного плана мероприятий;

Материально-техническое оснащение проекта;

Организация работы по созданию условий для реализации проекта;

Организация методической работы;

4. Выполнение проекта.

Работа, направленная на решение задач, способствующих реализации цели проекта.

5. Презентация проекта (фото отчет).

Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского

творчество Ушинский сказка рассказ

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку рябу, про колобок, про братца Иванушку с сестрицей Алёнушкой, не читал бы рассказа "Четыре желания", не повторял бы лукавую прибаутку про лентяя Тита: "Тит, иди молотить".-"Брюхо болит".-"Тит, иди кисель есть".-"А где моя большая ложка?"

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский.

Константин Дмитриевич Ушинский родился более ста пятидесяти лет назад, в 1824 году.

Детство он провёл на Украине, в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии.

Гимназия, вспоминал Ушинский, помещалась в старом, ветхом здании, похожем больше на сарай, чем на школу: "Окна в старых рамах дрожали, подгнившие полы, залитые чернилами и стоптанные гвоздями каблуков, скрипели и прыгали; расколовшиеся двери притворялись плохо, длинные старые скамьи, совершенно утратившие свою первоначальную окраску, юыли изрезаны и исписаны многими поколениями гимназистов. Чего-чего только не было на этих скамьях! И ящики самой замысловатой работы, и прехитрые, многосложные каналы для спуска чернил, и угловатые человеческие фигурки - солдатики, генералы на лошадях, портреты учителей; и бесчисленные изречения, бесчисленные обрывки уроков, записанных учеником, не понадеявшимся на свою память, клеточки для игры в скубки, состоящей в том, что гимназист, успевший поставить три креста сряду, драл немилосердно своего партнёра за чуб... В низших классах бывало до того душно, что какой-нибудь новенький учитель, ещё не привыкший к нашей гимназической атмосфере, долго морщился и отплёвывался, прежде чем начинал свой урок".

Но директор гимназии И.Ф.Тимковский - писатель и историк, добрый и образованный человек, сумел воспитать в гимназистах уважение к знанию, к науке, и те гимназисты, которые хорошо учились, пользовались среди товарищей большим уважением.

После гимназии Ушинский учился в Московском университете. А окончив университет, сам стал учителем.

Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность - так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы - в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты.

Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки юыли уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение "Восход солнца", они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием.

И так во всех школах.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось затверживать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее.

И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались "Родное слово" и "Детский мир".

"Родное слово" и "Детский мир" были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было всё понятно и очень интересно. Уж их-то начнёшь читать и не оторвёшься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки - некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам.

Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни: о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях - об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, - всё это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе - труженик: крестьянин, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом - молодым учителем Модзалевским Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок было и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное - они открывали самую большую тайну: в чём радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" были напечатаны более ста лет тому назад. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят рассказы и сказки Константина Дмитриевича Ушинского.

И можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить ещё много-много новых поколений, потому что всегда у людей будет в почёте труд, знание, честность и доброта.

Сказки и рассказы К.Д. Ушинского

Пчелы и мухи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Медведь и бревно. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Пчелки на разведках. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Лес и ручей. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

В лесу летом. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Орел и кошка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Бодливая корова. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Дятел. Ушинский Константин Дмитриевич

Ворон и сорока. Ушинский Константин Дмитриевич

Гусь и журавль. Ушинский Константин Дмитриевич

Два козлика. Ушинский Константин Дмитриевич

Козел. Ушинский Константин Дмитриевич

Васька. Ушинский Константин Дмитриевич

Петушок с семьей. Ушинский Константин Дмитриевич

Лошадка. Ушинский Константин Дмитриевич

Бишка. Ушинский Константин Дмитриевич

Уточки. Ушинский Константин Дмитриевич

Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Ушинский Константин Дмитриевич

Жалобы зайки. Ушинский Константин Дмитриевич

Слепая лошадь. Ушинский Константин Дмитриевич

Два плуга. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

Ветер и солнце. Ушинский Константин Дмитриевич. Притча

Дети в роще. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Чужое яичко. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Четыре желания. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Утренние лучи. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Проказы старухи-зимы. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

История одной яблоньки. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Гадюка. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Как рубашка в поле выросла. Ушинский Константин Дмитриевич. Рассказ

Перспективный план реализации педагогического проекта

1.Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».

2. Работа над содержанием рассказа и с иллюстрацией.

3.Этюд импровизация.

4.Пересказ текста детьми.

5. Дидактическая игра «Подбери признак».

6.Дидактическая игра «Составь предложение».

7.Физкультминутка «Русская песенка».

8. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

9. Пересказ рассказа детьми.

10. Продуктивная деятельность: рисование «Времена года».

11. Поисковая работа (совместно с родителями) - найти пословицы и поговорки о временах года.

1.Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Умей обождать».

2.Работа над содержанием рассказа.

3.Физкультминутка «Вышла курочка гулять».

4. Дидактическая игра «Какой, какая, какие?».

5. Этюд «Петушок и курочка».

6. Пальчиковая игра «Птицы».

7. Работа с иллюстрацией.

8.Упражнение «Переделываем сказку».

9. Беседа по русским народным сказкам «Кот, Петушок и Лиса», «Зайкина избушка», «Курочка Ряба».

8. Продуктивная деятельность: отрывная аппликация «Птицы».

1.Чтение рассказа «Спор животных К.Д. Ушинского.

2. Работа над содержанием рассказа.

3. Работа с иллюстрацией.

4. Дидактическая игра «Чья, чей, чьё?».

5. Этюд - импровизация.

7. Повторное чтение рассказа.

8. Выстраивание графического плана рассказа.

9. Пересказ текста детьми по графическому плану.

10. Наблюдение за домашними животными.

11. Продуктивная деятельность: дети рисуют своё любимое домашнее животное.

1.Чтение сказки К.Д.Ушинско-го «Как аукнется, так и откликнется».

2.Пояснение детям незнакомых слов.

3.Работа над содержанием сказки.

4. Этюд «Лиса и журавль».

5. Повторное чтение рассказа с подсказками детей.

6. Пересказ текста с опорой на схемы.

7. Работа с пословицами и поговорками.

8. Упражнение «Мы -сказочники».

9. Пальчиковая гимнастика «Звери».

10. Продуктивная деятельность: лепка посуды для журавля и лисы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Даты жизни и деятельности великого педагога, основоположника русской педагогической науки. Его вклад в развитие мировой педагогики. Условия для выполнения образовательных и воспитательных задач. Работы Ушинского, содержание центральных идей его теории.

    презентация , добавлен 21.10.2016

    Краткая характеристика культуры XIX века в России. Достижения в воспитании и образовании. Дидактическая установка великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского - учителя русских учителей. Принцип научности обучения, его содержание.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2015

    Становление лексико-грамматической системы у детей в норме и с общим недоразвитием речи. Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР. Выявление нарушений лексико-грамматического строя речи у детей, разработка методов коррекции.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2010

    Антропологическое обоснование педагогического знания. Закон детской природы. Народность в воспитании. Общественный характер образования. Оригинальность и новаторство подхода К.Д. Ушинского. Физиологическая, психологическая и социальная природа человека.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Психолого-педагогические аспекты речевого развития ребенка. Сказка как жанр художественной литературы. Основные функции и виды речи. Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста. Исследование влияния сказки на особенности связной речи детей 4-5 лет.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2009

    Лингвистические и психологические аспекты изучения связной речи у детей. Развитие связной речи у детей с недоразвитием речи. Разработка рекомендаций по формированию связного речевого высказывания у детей школьного возраста с недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Научно-методическое обоснование лингводидактической проблемы развития связной речи у младших школьников. Роль педагогического подхода к привитию навыков связной речи. Работа над словом, словосочетанием и предложением. Методы развития связной речи.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2013

    Анализ теоретических подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении. Выявление уровня сформированности ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Первые этапы жизни К.Д. Ушинского. Складывание педагогических взглядов в ходе преподавания в Ярославском Демидовском лицее и Гатчинском сиротском институте. Педагогические принципы К.Д. Ушинского, его взгляды и идеи на образование и воспитание личности.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2015

    Психолого-педагогически основы развития связной речи дошкольников, проблема в трудах педагогов. Русские народные сказки как средство развития связной речи детей. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи.

И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.

К. Д. Ушинский

Из детских воспоминаний

23 декабря. Завтра рождественский сочельник, и сегодня распустили нашу школу. Насилу-то мы досидели последний урок! Я так бежал домой, что потерял было книгу. До 8-го января мы свободны. Эта первая треть учебного года -- самая длинная. Надо поправить нашу ледяную гору: она совсем развалилась; надобно бы устроить кукольный театр маленьким братьям и сестрам: я об этом позабочусь. 24 декабря. " Кутья стоит на покути, а узвар пошёл на базар", - сказала нам сегодня няня. Кутья, точно, стояла в переднем углу, под образами, на сене; да и узвар с базару воротился и оказался очень вкусным. Мамаша рассказала мне, зачем кутью ставят на сено. Вечером была страшная метель; но это не помешало мальчикам и девочкам прийти колядовать. Ох, как воет в трубе! Как жутко должно быть теперь в открытом поле! Так ли вы провели рождественский сочельник? 25 декабря. Рождество Христово .

Когда мы проснулись сегодня, метель уже утихла, и солнце светило ярко. У наших кроваток лежали подарки: я получил книгу с картинками и краски; Вера и Надя -- новые куклы, Костя -- лошадку, а Воля -- барабанщика, и барабанил Воля до тех пор, пока у барабанщика руки перестали подыматься... После обедни, куда нас не взяли по случаю холода, приходил к нам священник с причтом: они пели, как родился Спаситель, как появилась на небе новая звезда, как пели ангелы и как мудрецы с востока приходили поклониться Божественному Младенцу. Видно, там, где родился Спаситель, не было так холодно, как у нас, если пастухи ночевали в поле. Вечером нам приносили звезду и вертеп. Красивую звезду сделал дьячок! Вертеп тоже очень удался: страшная смерть ловко срубила голову злому Ироду. И поделом ему -- не преследуй Христа, не убивай младенцев.


1-го января Вчера вечером у нас были гости: встречали новый год. Но я не дождался двенадцати часов и заснул, не раздевшись. Сегодня все поздравляют друг друга с новым годом и желают друг другу счастья. Мамаша надела на меня новенькую рубашку. Приходили крестьянские дети и обсыпали всех ячменем и пшеницей: желали хорошего урожая в новом году. Сегодня мы едем в гости к тётушке. Я знаю, что там будут играть в фанты, гадать и петь подблюдные песни. -- "Какой начался сегодня год,-- спросили меня: простой или високосный", а я и не знал. 6-го января. Вчера мы обедали очень поздно, при свечах: дожидались святой воды. Ночью был страшный мороз; я сам слышал, как трещало. Говорят, что в саду нашли двух замёрзших ворон. Даже и меня не взяли сегодня на Иордань--так холодно!.... Сердце сжимается, как подумаешь, что завтра классы. Но мамаша говорит, что если бы я всё гулял, то и праздники не были бы для меня такие весёлые. Как бы рассчитать, далёко ли до масленицы? 2-ого февраля. Сретение. Сегодня большой праздник - Сретение Господне. Отец прочёл нам из Евангелия, как Симеон Богоприимец встретил Спасителя в храме. Бабушка при этом заплакала и всех перецеловала, я долго потом думал: " От чего это заплакала бабушка"? Зима начинает надоедать. Дни заметно стали длиннее, но солнышко всё ещё плохо греет. Масленица близёхонько. В прошлом году она была раньше. Ах, если б весна приходила поскорее!

Чистый понедельник .

На масленице мы славно повеселились: и с гор покатались, и блинов поели. Было шумно и весело: зато сегодня какая тишина и в доме, и на улицах! Только слышен печальный и протяжный благовест. Мамаша и бабушка надели тёмные платья и собираются говеть. Приходил священник: прочёл молитву и поздравил всех с Великим постом. В воздухе уже пахнет весною. В полдень солнышко заметно пригревает; с крыш свесились брильянтовые сосульки; снег рыхлеет; в саду показываются проталинки. Как бы мне хотелось знать: будет ли пасха на снегу, или на зелёной травке? Ученья всего шесть недель; на седьмую нас распустят. Надя и Вера уже начали собирать цветные тряпочки для писанок. Раненько, мои милые!

Вербное Воскресение.

Вот и пролетело шесть недель поста! Вчера нашу школу распустили. Когда я пришёл домой, отец спросил меня: "Когда воскресенье бывает в субботу?" Я не знал; а выходит, что на Вербной неделе в субботу празднуется Воскресение Лазаря. Сегодня все наши, кроме детей, ходили очень рано к заутрене. Когда мамаша и бабушка воротились домой с вербами, то нашли нас ещё в постелях; стали, шутя, вербами бить и приговаривать: "Не я бью, верба бьёт - вставайте, дети, и будьте здоровы!" Вскочили мы, а у нас, у каждого, за кроваткой заткнуто по вербочке с румяным восковым херувимчиком! Херувимчики были похожи на Надю - такие же толстушки! Но вот что хорошо! На вербочках уже есть пушистые барашки, а сегодня у нас выставили первую раму! " Выставляется первая рама - И в комнату шум ворвался, И благовест ближнего храма, И говор народа, и стук колеса"!

Страстной понедельник.

Сегодня начали мы с папашей говеть: ходим к заутрене, к часам и к вечерне. Священник в чёрных ризах. Когда он читает молитву " Господи, Владыко живота моего"! - все кладут земные поклоны. Солнышко каждый день работает прилежно. Дороги испортились; снег проваливается; везде лужи; лёд на реке почернел; у берегов полыньи; на припёке, как будто, зеленеет травка; на деревьях почки вздулись, в водостоках шумят ручейки

Страстной четверг .

Вчера я исповедовался во второй раз в моей жизни. Со страхом пошёл я за ширмочки, где сидел священник в чёрной епитрахили. Перед ним, на аналое, лежали Крест и Евангелие. Сегодня я приобщался и целый день не бегал, а всё сидел возле бабушки и читал ей Евангелие. Вечером мы ходили на Страсти. Священник посреди церкви читал, как страшно мучили Спасителя. Недаром после каждого Евангелия на клиросе славили: " Долготерпение Твое, Господи"! Все мы стояли с зажжёнными свечами. Кончил священник тем, что похоронили Спасителя и приставили стражу к Его гробу.


Трудно было выстоять все двенадцать Евангелий, но я выстоял. Вечер был тихий, и мне удалось без фонаря донести домой зажженную свечу. Бабушка взяла у меня свечу и выжгла на дверях кресты.

Страстная пятница .

Сегодня я был на выносе плащаницы и ходил со свечою вокруг церкви. День был ясный: солнышко сильно грело, птички носились у церковной крыши и весело щебетали. Свечи наши тихо теплились, и мне было как-то грустно, но приятно слушать, как сострадательный Иосиф обвил чистою плащаницею тело Спасителя. Мы не прикладывались сегодня к плащанице, потому что не вытерпели - и утром напились чаю. Снег ещё белеет кое-где в тени, но на дворе у нас совсем сухо; и весело идти по сухой земле. На реке только чернеет бывшая дорога. Вот бы теперь по ней проехаться! Переправы уже два дня нет. Милое солнышко! Работай прилежнее: помни, что послезавтра праздник.

Страстная суббота .

Рано утром, до чая, ходили мы приложиться к плащанице. Утро было ясное, но маленький мороз затянул лужицы льдом. Я всякий раз пробью ледок ногою: хочу помочь солнышку. Плащаница лежит посреди церкви; кругом горят большие свечи. Кто это положил на плащаницу душистый венок? По углам плащаницы вышиты золотом терновый венок, трость и копье. Я знаю, зачем они здесь. Я видел уже сегодня кулич и пасху. Бабушка приготовила по пасочке каждому из нас, и все под рост: моя, конечно, больше всех. Ах, какая радость! Лёд на реке тронулся. Весело смотреть, как плывут громадные льдины: шумят, сталкиваются, теснятся, взбираются одна на другую. Прощайте, льдинки, до будущего года!

Светлое Воскресение .


Я решился не спать эту ночь; но когда стемнело, братья и сестры заснули, то и я, сидя в креслах, задремал, хоть и знал, что в зале накрывали большой стол чистою скатертью и расставляли пасхи, куличи, крашенки и много-много хороших вещей. Ровно в полночь ударили в соборе в большой колокол; в других церквах ответили, и звон разлился по всему городу. На улицах послышалась езда экипажей и людской говор. Сон мигом соскочил с меня, и мы все отправились в церковь. На улицах темно; но церковь наша горит тысячами огней и внутри и снаружи. Народу валит столько, что мы едва протеснились. Мамаша не пустила меня с крестным ходом вокруг церкви. Но как обрадовался я, когда, наконец, за стеклянными дверьми священники появились в блестящих ризах и запели: " Христос воскресе из мертвых!" Вот уж именно из праздников праздник! После ранней обедни пошли святить пасхи, и чего только не было наставлено вокруг церкви! Мы воротились домой, когда уже рассветало. Я похристосовался с нашею нянею: она, бедняжка, больна и в церковь не ходила. Потом все стали разговляться, но меня одолел сон. Когда я проснулся, яркое солнышко светило с неба и по всему городу гудели колокола.


Радуница.

Бабушка и мамаша взяли меня и двух моих сестёр на кладбище. Там, под крестами, много спит наших родных: там и моя сестрёнка - Лиза. Как обросла травою её маленькая могилка! Повсюду проглянули жёлтые одуванчики, а длинные космы плакучих берёз будто осыпаны зелёным пухом. Пташки носятся и щебечут: та тащит соломинку, та пёрышко - видно, принялись они вить гнёзда. За кладбищем крестьяне уже пашут яровое поле.

Троицын день.

Рано мы проснулись сегодня. Мы знали, что у нас на дворе целый воз молоденьких берёзок и что надобно расставлять их и по двору, на воротах и на крыльце, и в комнатах по углам, и за образами, где ещё торчат высохшие вербочки. Чуть-чуть накрапывает весенний тёплый дождик, отчего липкие листочки на берёзе ещё ярче и душистей. Правду говорят, что Троицын день - зелёный праздник. Мне и двум старшим сёстрам поручили нарвать букеты в церковь, я наломал душистой сирени и нашёл одно счастье о девяти листочках. В церкви на полу набросана трава, свежие ветки нависли на образа. У всех в руках цветы или хоть какая-нибудь веточка. У одной бедной девочки не было ничего. Я отдал ей свой букет " Какой он добрый, наш маленький Костя"! - говорили вокруг. Завтра Духов день, а сегодня гремел первый гром. 29-ого июня. Сегодня у меня не один праздник, а много: я именинник, вчера в нашей школе был публичный акт и мне подарили книгу, сегодня начались каникулы, завтра мы едем в деревню - а в деревне-то зелень, цветы, поля рощи, птички, ягоды! Я знаю, что как мы приедем в деревню, так и отправимся с папашей на сенокос. Вот где повеселюсь-то я вволю! Не забыть бы купить удочек. На лугу летом. " Сегодня, дети, мы все едем на сенокос", - сказал нам недавно отец, - и мы так раскричались и разбегались, что нас насилу уняли. Я приготовил удочки для рыбы и сачки для раков, девочки - корзинки для ягод, и после обеда вся наша семья отправилась на двух телегах. Часа через два езды по узким просёлкам, а под конец и вовсе без дороги, добрались мы до своего заливного сенокоса на берегу Десны. Когда мы приехали, солнце уже садилось за меловые горы, но работа ещё кипела по всему лугу; а луг-то луг, -- и глазом не окинешь! Косари в белых рубахах дружно наступали на высокую траву, и за каждым быстро вытягивалась позади зелёная грядка. Подальше, крестьянки с песнями сгребали в копны сено, а у ольховой рощи уже складывался стог: два работника стояли наверху растущего стога и искусно складывали сено, а двое других подавали им его на вилах. Мальчики на лошадках подтаскивали к стогу новые копны, зацепив их верёвкою; две собачонки барахтались в сене. Весело разносились в воздухе песни, смех, говор, лай собак и звон косы под ударами точильной лопатки, набитой песком. Но вот солнце село; стало темнеть, на западе разгорелась заря: журавли с криком пронеслись в вышине; пролетела вереница диких уток на ночлег; в ближнем озере, что осталось после разлива, хором заквакали лягушки; ночные кузнечики затрещали. Работы прекратились. На берегу запылали костры, отражаясь в воде; чёрные котлы повисли над огнями, а вокруг их задвигались люди, точно громадные тени. Молодые ребята отправились с огнём щупать раков; один удалец взял в руки две горящие головни и прокатился с ними огненным колесом по скошенному лугу. Палатки наши разбили, и мы, набегавшись вволю, уснули на душистом сене. Я попросил разбудить себя пораньше: утром рыба лучше клюёт. 6 августа. Давно я не писал ничего в своём дневнике: не до того мне было целое лето! Теперь уж мы не так много бегаем: перепадают дождики и пахнет осенью. С торжеством понесли мы сегодня в церковь полное блюдо румяных яблок, жёлтых груш и синих слив. Мамаша и бабушка только сегодня начали есть плоды, но мы давным-давно разрешили. На полях уже стоят ряды высоких копён; скоро к нам принесут последний сноп и поставят его под образами. Мухи начинают больно кусаться, -- видно, лету конец. 1 октября. Покров -- наш храмовой праздник. Сколько народу было в церкви, и как все веселы! В нынешнем году большой урожай. У нас в саду вчера сняли последние яблоки: только на одной рябине ещё краснеют ягоды и дожидаются первого мороза. Зелёные рощи превратились в разноцветные; осинка дрожит, вся золотая и пурпуровая; ветер обрывает последние листья; крылья мельниц не перестают вертеться; мой новый змей летает высоко; а в сенях у нас уже стоят приготовленные зимние рамы. В ноябре. Проснулись мы сегодня и видим, что в комнате уж очень светло, хоть солнышка и не видно. Бросились мы к окну и вскрикнули от радости. Блестящий пушистый снег толстым слоем покрыл и двор наш, и забор, и конуру Жучки, и крышу сарая. Дядя Кондратий проехал уже на дровнях, а Васька бежит из кухни и отряхивает лапки. " Зима, зима"! - кричали мы и хлопали в ладоши; проворно оделись, проворно позавтракали,-- и скорее на двор. Я стал ладить свои салазки и, не подумав хорошенько, схватил коньки -- и к реке, а она, тёмная и синяя, течёт среди белых берегов.

Конец.

1864 г. Источник текста: "Родное слово" для детей младшего возраста. Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения, с картинками в тексте Э. Якобсона. Составил К. Ушинский, Санкт-Петербург, Типография Главного артиллерийского управления, 1864 г.

Ушинский Константин Дмитриевич прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. В 1867 году он вернулся на Родину из Европы и через несколько лет, в 1871 году (по новому стилю), умер, ему было всего 47 лет.

Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.

Константин Ушинский: краткая биография

Костя появился на свет в Туле 19 февраля в 1823 году в семье мелкого дворянина - отставного офицера, ветерана войны 1812 года. Биография Ушинского Константина Дмитриевича указывает на то, что свое детство он провел в городке Новгороде-Северском, расположенном в Черниговской губернии, в небольшом родительском имении, куда отец был направлен работать судьей. Его мать умерла очень рано, в то время ему исполнилось 12 лет.

После окончания местной гимназии Константин стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончил его с отличием. Через два года он стал исполняющим обязанности профессора камеральных наук в юридическом лицее Ярославля.

Однако его блестящая карьера очень быстро прервалась - в 1849 году. Ушинского уволили за «беспорядки» среди студенческой молодежи, этому поспособствовали его прогрессивные взгляды.

Начало педагогической деятельности

Константин Ушинский вынужден был работать на мелкой чиновнической должности в Министерстве внутренних дел. Такая деятельность его не удовлетворяла и даже вызывала отвращение (об этом он сам писал в своих дневниках).

Самое большое удовольствие писатель получал от литературной работы в журналах «Библиотека для чтения» и «Современник», куда помещал свои статьи, переводы с английского и обозрения материалов, изданных в иностранных печатных СМИ.

В 1854 году Константин Ушинский начинает работать учителем, потом инспектором Гатчинского сиротского института, где он проявляет себя как прекрасный педагог, знаток основ воспитания и образования.

Труды

Под влиянием развития общественно-педагогического движения в 1857-1858 гг. Ушинский пишет в «Журнале для воспитания» несколько своих статей, которые стали поворотными в его судьбе, к нему сразу пришли авторитет и слава.

В 1859 году он получает должность инспектора Смольного В этом известном заведении, тесно связанном с царской семьей, в то время процветала атмосфера заискивания и угодничества. Все обучение проводилось в духе христианкой морали, что в итоге сводилось к привитию светских манер, преклонению перед царизмом и минимуму реальных знаний.

Реформы

Ушинский сразу провел реформирование института: несмотря на сопротивление реакционных педагогов, он ввел новый план обучения. Теперь главным предметом стал русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. В это время были приглашены лучшие педагоги - методисты по литературе, географии, истории и т. д., а это Водовозов В. И., Семенов Д. Д., Семевский М. И.

Интересным решением было введение им двухлетнего педагогического класса сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также вводит в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получают право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей.

Всем этим событиям был очень рад Константин Ушинский. Биография для детей будет интересна еще и тем, что именно для них он написал очень много удивительных сказок и рассказов.

Детская хрестоматия

В это же время, в 1861 году, Ушинским была создана хрестоматия «Детский мир» по русскому языку для младших классов в двух частях, куда вместился и материал по естествознанию.

В 1860-1861 гг. он занимается редактированием «Журнала министерства народного просвещения», полностью меняет там малоинтересную и сухую программу и превращает его в научно-педагогический журнал.

Все свое время посвящает этому делу господин Ушинский Константин Дмитриевич. Краткая биография указывает на то, что его труды принесли много пользы обществу. Он пишет и помещает в журналы достаточно реакционные статьи. За такое своеволие автор не мог не поплатиться. На него началась травля, коллеги обвинили его в политической неблагонадежности и свободомыслии.

Опыт в Европе

В 1862 году его увольняют из Смольного института. А потом Царское правительство отправляет его за границу в длительную командировку для изучения европейского женского образования. Ушинский воспринимает эту поездку как ссылку.

Однако он принимается за дело, изучает все с большим интересом и посещает ряд европейских стран. В Швейцарии он особенно скрупулезно изучает постановку начального образования. Свои выводы и обобщения Константин Ушинский представляет в учебнике для классного чтения «Родное слово» и методичке к нему. Потом он готовит два тома «Человек как предмет воспитания» и собирает все материалы к третьему.

Болезнь и несчастье

В последние свои годы он выступал как У него вышло много статей о воскресных школах и о школах детей ремесленников, он также был участником педагогического съезда в Крыму. В 1870 году в Симферополе он побывал в нескольких учебных заведениях и с охотой встречался с учителями и их воспитанниками.

Один из учителей И. П. Деркачев вспоминал, что летом 1870 года Ушинский по возвращению домой из Крыма в хутор Богданка Глуховского уезда (Черниговская область) хотел было заехать к своему другу Н. А. Корфу на Екатеринославщину, но не смог этого сделать. Одной из причин стала его простуда, а потом и трагическая гибель его старшего сына Павла. После этого Ушинский вместе с семьей переехал жить в Киев и купил дом на Тарасовской. И сразу же с сыновьями он отправляется лечиться в Крым. По дороге Ушинский Константин Дмитриевич сильно простывает и останавливается в Одессе для лечения, но скоро умирает, это было в январе 1871 года (по новому стилю). Его похоронили в Киеве в

Любимые женщины Ушинского

Женой К. Д. Ушинского стала Надежда Семеновна Дорошенко. Он познакомился с ней еще в Новгороде-Северском. Она была из древнего казачьего рода. Ушинский женился на ней летом 1851 года во время служебной командировки в этом городе. У них родилось пятеро детей.

Дочь Вера (по мужу Пото) в Киеве на свои средства открыла мужское Городское училище, названное в честь отца. Вторая дочь Надежда на вырученные деньги от трудов отца создала начальную школу в селе Богданка, где жил в свое время Ушинский.