Кто Я? – Вопросы, чтобы осознать своё предназначение. Кто я

Осознание своего «Я» - чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». Осознание «Я» означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать состоянием самосознания, хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» - гораздо более глубокое и обширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» - это то, что принадлежит сущности человека, «мы» - это то, что не принадлежит ей. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно, его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по–гречески «просопон», означает «театральная маска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность - это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по–новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь осознания своего «Я», этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание - это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» - чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист - это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из–за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна - в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон - необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон - это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», - это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что–то интересное, наблюдая какое–то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

Восприятие внешнего мира должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее - там. В этом и заключается осознание «Я».

Приведенный ниже рисунок (рис.10) поможет вам добиться осознания «Я». Следует ежедневно смотреть на рисунок в течение некоторого времени. Это упражнение позволяет достичь состояния расслабленности, собранности и спокойствия и со временем произвольно добиваться осознания «Я» в любой момент дня.

Упражнение 11. Осознание «Я»

Установите рисунок 10 на столе на расстоянии 50-80 см перед собой так, чтобы было удобно на него смотреть. Затем соедините кончик среднего и большого пальцев левой руки и сохраняйте это положение в течение всего упражнения. Сделайте несколько глубоких вдохов через нос, медленно и плавно выдыхая воздух через чуть приоткрытый рот. После этого сосредоточьте все свое внимание на центре рисунка с надписью «Я», удерживая на нем взгляд приблизительно в течение 3–5 минут. Если возникает сонливость, это не должно вас беспокоить. Данное упражнение можно повторять любое количество раз в день.

После выполнения этого упражнения на протяжении некоторого времени (минимум 30 дней), вы сможете произвольно в течение дня вызывать состояние осознания «Я» уже без рисунка, просто соединяя пальцы, как было указано ранее. Это можно делать в любой момент, независимо от выполняемой вами деятельности. Единственным требованием является иметь свободную левую руку.

Это упражнение вызывает расслабление, отдых, спокойствие, равновесие и повышение уровня сознания.



(Смотрите последнюю страницу книги)


Тест «осознание себя, своего «Я», своей жизни» - покажет Вам, насколько Вы пробудились, проснулись и видите мир ясно . Человек основную часть своей жизни «спит». Эго человека, его привычки, желания, подсознательные установки руководят его поведением. Делая какой-то выбор в жизни, человек руководствуется не своей интуицией, т.е. не спрашивает своё Высшее «Я» , а следует общепринятым нормам или начинает делать рациональный выбор, призывая логику. И такой выбор сводит человека с его истинного пути. Шаг за шагом человек всё дальше уходит от самого себя, следуя чуждым ему путём. Высшее «Я» человека скрыто под покрывалом потребностей его Эго. Каждодневные дела, материальные нужды отвлекают человека, заполняя его жизнь. Человек думает, что когда-нибудь он изменит свою жизнь. А сейчас он пускает свои дела на самотёк, следуя поговорке «Куда кривая вывезет», вот она и «вывозит» его не туда, куда бы он хотел. Как же проснуться? Как увидеть всё ясно? Как осознать себя и стать собой, прийти к себе? Чтобы пришло осознание своей жизни, чтобы было возможно пробуждение от сна Высшего «Я», чтобы можно было увидеть всё ясно , человеку всегда нужно следовать своим истинным желаниям, которые идут от души, а не навязаны кем-то. Чтобы проснуться нужно намерение - сильное, устойчивое и спокойное желание. Говорите себе каждый день - я хочу проснуться, я хочу видеть истинную реальность, я осознаю себя сейчас. И рано или поздно количество перейдёт в качество, т.е. накопившись в Вашем подсознании Ваше намерение, станет реальностью - Вы проснётесь .

А теперь ответьте на все вопросы теста «осознание себя, своего «Я», своей жизни - насколько Вы пробудились, проснулись и видите мир ясно», и Вы узнаете насколько Вы пробудившийся, проснувшийся, осознанный человек.

Тест представлен в виде шкалы, как это описывает Дарио Салас Соммер, вот цитата из его книги «Практика повышения уровня сознания»:

«Выделим два основных известных нам состояния сознания: сон и бодрствование. Давайте сравним сознание со шкалой термометра. Введем 20-градусную шкалу: 10 градусов выше ноля и 10 градусов ниже. Деления выше ноля обозначают степень бодрствования, а ниже - степень сна. Мы знаем, что существуют различные степени глубины сна. Никогда не принимается во внимание то обстоятельство, что наряду с существованием различных степеней глубины сна существуют также различные степени бодрствования. Человек в процессе своей обычной деятельности может быть более бодрствующим или менее бодрствующим». В данном тесте температура осознанности может колебаться от - 58 до 58 баллов.

Результаты ответов на вопросы теста разделены на 8 групп. Набрав определённое количество баллов, Вы можете оказаться в одной из этих групп: 1.Вы в глубокой спячке, 2.Крепкий сон, 3.Дремота, 4.Вы на грани пробуждения, 5.Вы начали пробуждаться, 6.Вы проснулись, 7.Вы осознанный человек, 8.Ваша воля в Ваших руках. . Расшифровка каждой группы даётся после прохождения теста. Для объективной оценки Вашей осознанности, Вам нужно ответить на все вопросы теста. Отвечайте на вопросы обдуманно и честно.

1. Имеете ли Вы вредную привычку курение:

курю ежедневно

никогда не курил

курю редко, но могу обойтись и без сигарет

бросил

2. Имеете ли Вы пристрастие к алкоголю:

Выпиваю по выходным или каждую пятницу

Вообще не пью

Могу выпить на праздник, но могу и не пить

Если начинаю выпивать, то не могу себя контролировать, бывают запои

Выпиваю каждый день

бросил пить

3. Довольны ли Вы своим весом:

Люблю вкусно поесть, но не переедаю, вес в норме

Имею лишний вес (недостаточный вес) (2-6 кг.)

Имею большой лишний вес или большой недостаточный вес (больше 6-10 кг.)

Имел ранее лишний вес (недостаточный вес), сейчас вес в норме.

4. Имеете ли Вы пристрастие к наркотикам:

Нет

Да

бросил

5. Имеете ли Вы вредную привычку игроманию:

Да

Нет

бросил

6. В каком состоянии Ваше здоровье:

отличное

удовлетворительное

плохое

7. Если Вы чувствуете недомогание, как Вы поступаете:

сразу обращаюсь к врачу

я веду здоровый образ жизни и редко болею

пробую лечиться сам, если нет результата, с неохотой иду к врачу

не хожу к врачам, даже если чувствую недомогание, пойду только в самом крайнем случае

никогда не пойду к врачу

8. Вы довольны своей внешностью:

Абсолютно доволен

Доволен, но не всем

Вообще не доволен

Моя внешность для меня не имеет особого значения

9. Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями (спортом):

Да, регулярно

Нет, мне некогда

Время от времени

10. Ваша личная жизнь:

У меня есть любимый человек (муж/жена, друг/подруга), и я счастлив

Я в браке (в отношениях) и несчастлив

Я один и мне от этого плохо

Я один и доволен своей жизнью

11. Ваша работа:

Я занимаюсь любимым делом и полностью доволен (даже если бы не нуждался в деньгах, то всё равно бы занимался этим делом)

Я ненавижу свою работу, работаю только из-за денег

К своей работе отношусь лояльно, но если бы не нуждался в деньгах, там бы не работал

Работа не приносит радости, работаю по привычке (не знаю, чем буду заниматься, если уйду с работы)

У меня престижная работа, работаю из-за статуса и/или денег

12. Есть ли у Вас увлечения, хобби:

Да, у меня много увлечений

Есть одно хобби

Нет

13. Как Вы ведёте себя в споре:

Всегда яростно отстаиваю свою точку зрения, чтобы последнее слово было за мной

Спокойно выслушиваю чужую точку зрения, но остаюсь при своём мнении, не люблю спорить

Люблю поспорить, провоцирую окружающих к спорам, но сам спор воспринимаю, как развлечение

Всегда даю оппоненту возможность высказаться. Мне интересно выслушать точку зрения, отличную от моей - возможно, что-то пригодится.

Чаще отстаиваю свою точку зрения, но иногда могу и уступить

Боюсь спорить, избегаю споров

14. Как Вы отстаиваете свои права:

Могу устроить скандал, если мои права ущемлены

Буду искать компромиссы или пойду на уступки, чтобы не было конфликта

Не позволю ущемлять свои права, но буду вести себя спокойно и уверенно

Чаще отстаиваю свои права, но иногда пасую

15. Как Вы относитесь к общественному мнению (нужно быть замужем, иметь детей, престижную работу, высокий доход и т.д.):

Меня беспокоит мой статус, но я всегда поступаю так, как я хочу

Меня сильно тревожит, что говорят или думают обо мне другие люди

Я стараюсь всегда следовать социальным нормам

Мне всё равно кто и что обо мне думает

16. Когда Вы в компании знакомых оказались в ситуации, где выглядите глупо, смешно, как себя ведёте:

Смеюсь над собой от души, признаю свои промахи

Чаще мне стыдно, неприятно, но я делаю вид, что мне смешно или безразлично

Я сержусь, не люблю, когда надо мной смеются

Чувствую себя очень неловко, теряюсь

17. Авторитетный для Вас человек (или человек от которого Вы зависите) поступил по отношению к Вам некрасиво, что Вы сделаете:

18. Человек, который зависит от Вас, поступил по отношению к Вам некрасиво, что Вы сделаете:

Промолчу, чтобы не портить отношения

Спокойно скажу, что мне это неприятно

Выскажу всё, что думаю о нём, в резкой форме

19. Умеете ли Вы контролировать свои эмоции (обидчивость, вспыльчивость, гнев)

Мне очень трудно контролировать свои эмоции

Часто мне бывает сложно контролировать свои эмоции

Я спокойный человек

Иногда мои эмоции выходят из под контроля, но это бывает крайне редко

20. Как Вы относитесь к неожиданным переменам (в работе, в личной жизни):

Я боюсь перемен, сопротивляюсь им, долго переживаю

Воспринимаю перемены, как новые возможности

Если перемены произошли - переживаю недолго, стараюсь быстрее к ним приспособиться

21. Планируете ли Вы свои дела:

Планирую всегда, даже повседневные дела

У меня не получается жить по плану, постоянно откладываю дела на потом

Планирую важные дела

У меня редко получается придерживаться намеченного плана

22. Если ли в Вашем близком окружении есть люди, поведением которых Вы недовольны, что Вы будете делать:

Пытаюсь изменить их (силой или настойчивыми уговорами)

Осуждаю их

Закрываю глаза на их поведение, чтобы не портить отношения

Перестану общаться с ними

Принимаю людей такими, какие они есть

23. Как Вы выполняете данные обещания:

Я рассеянный человек, могу забыть о данном обещании

Я всегда выполняю данные обещания, даже в ущерб себе

Если по каким-то веским причинам, я не могу выполнить обещание, то скажу об этом

Если по каким-то причинам, я не могу выполнить обещание, буду избегать человека, которому дал обещание

24. Вспомните самое неприятное событие в своей жизни, когда Ваши планы сорвались, цели не были достигнуты. Кто, по Вашему мнению, был причиной этого:

Другие люди и обстоятельства

Я сам был виноват

Никто не был виноват, так сложилась судьба

25. Есть ли в Вашем окружении люди, которые раздражают Вас, злят или те, которых Вы боитесь:

Да

Нет

26. Как долго Вы можете быть без общения:

Неограниченно долго

Недолго

Вообще не могу, мне необходимо общение постоянно

27. Как часто Вы употребляете в своей речи нецензурные выражения:

Среди близких людей или друзей

Никогда не употребляю

Часто, даже в общественных местах

Очень редко

28. Сможете ли Вы высказать своё мнение без подготовки перед большой аудиторией:

Испытываю стеснение, но смогу

Не смогу

Смогу легко



Онлайн-сервис:
Венера в знаках зодиака

Онлайн-сервис:
Марс в знаках зодиака

Онлайн-сервис:
Луна в знаках зодиака

На днях на глаза мне попалась притча, можно сказать случайно, но теперь я точно знаю, что случайностей не бывает.

Давайте прочитаем притчу вместе:

Жил один великий мастер, буддийский мастер, Нагарджуна. И к нему пришёл вор. Вор был восхищён мастером, так как он никогда не видел такой сияющей личности, не ощущал такого безграничного благословения. Вор спросил Нагарджуну: «Есть ли какая-то возможность и мне вырасти? Но я должен тебе сказать правдиво, чтобы ты знал: я вор. И ещё одно: я не могу отказаться от этого — так что не ставь такого условия. Я сделаю всё, что ты скажешь, но я не могу перестать воровать. Я много раз пытался — но никогда у меня не получалось, так что я оставил все попытки. Я принял это как свою судьбу, так что я буду оставаться вором, я буду воровать и не собираюсь говорить об этом. Я хочу, чтобы это было ясно с самого начала». Нагарджуна сказал: «Это не проблема. Я и не собирался говорить с тобой о твоём воровстве». Вор сказал: «Но когда бы я ни пришёл к монаху или к святому — первое, что они говорят: ″сначала прекрати воровать″».

Нагарджуна рассмеялся и сказал: «Должно быть, ты ходил к ворам — иначе из-за чего они волнуются? Я ничуть не волнуюсь из-за этого».

Вор был очень счастлив. Он сказал: «Тогда всё хорошо. Я могу стать учеником и коснуться твоих ног. Ты — правильный мастер».

Нагарджуна принял его. Он сказал: «Теперь ты можешь идти и делать что тебе нравиться. Но только одно условие от меня: будь осознан! Иди, взламывай замки, проникай в дома, бери вещи, кради… Делай, что хочешь, это меня не заботит, потому что я сам не вор, — но делай это с полной осознанностью!»

И вор даже не подозревал, что он попал в ловушку. Он сказал: «Что ж, всё в порядке. Я пойду и попробую».

Через три недели он пришёл и сказал: «Ты хитрец — ведь когда я был осознан, я не мог воровать! Когда же я воровал, осознанность испарялась. Я в затруднении». Нагарджуна сказал: «Не будем больше говорить о тебе как о воре. Меня это не волнует, потому что я не вор. Теперь тебе выбирать! И если ты не хочешь этого, это тоже твой выбор». Человек ответил: «Но это сложно теперь. Я попробовал немного, и это так прекрасно — и что-то всё равно останется, что бы ты ни говорил». Вор сказал: «Одной. ночью я проник во дворец короля. Я открыл сокровищницу… — я мог бы стать богатейшим человеком! Но ты следовал за мной по пятам, и я должен был оставаться осознанным. И когда я стал осознавать, внезапно — никакой мотивации, никакого желания! Когда я осознавал, бриллианты виделись мне как простые камни. Когда я оставлял осознанность, сокровище снова было передо мной. И я ждал и делал это много раз. Когда я становился осознанным, я выглядел, как будда, — и я даже не касался сокровищ, так как это выглядело глупым: обычные камни! Терять себя из-за камней? Но потом я упускал бдительность, и камни вновь становились бриллиантами, возвращалась иллюзия. В конце концов, я решил отказаться от кражи — сокровища того не стоят».

Перечитала её несколько раз, что-то внутри зацепило, что-то откликнулось на слово осознанность, и я решилась на эксперимент - провести один день осознанно.

Утром, проснувшись и умываясь, я ощутила вкус зубной пасты (чего раньше не замечала, делая это ежедневно механически), а какие ощущения прочувствовала, умываясь водой. Её мягкость, нежность, заботу, я чувствовала, что эти её свойства помогают проснуться моему телу, наполняют его невидимой энергией. Никогда ещё привычная процедура не была столь приятной и трогательной. Я с каждой секундой наблюдала это внутреннее преображение себя. Изменения пришли и за завтраком. Вкушая пищу, я осознавала каждое своё движение, ощущение, не витала в облаках своих мыслей и планов, а была в этом моменте здесь и сейчас. И этот процесс тоже принёс свои феноменальные результаты: пищи, которая мне была необходима в данный момент оказалось гораздо меньше, чем принимала обычно, и осознавая её вкус, гамму красок, теплоту, я смогла прочувствовать, что в этом процессе, обычном и шаблонном, тоже есть таинство, забота природы, Вселенной и помощи мне. Внутри возникла искренняя благодарность Вселенной за наполнение меня новой энергией для нового дня. Появилось всё больше любопытства, как у маленького ребёнка, в этом волшебном процессе осознанности.

По дороге на работу (ведь шаблоны жизни не спят и не очень-то хотят моих изменений) меня начали атаковать мысли, но осознанное утро, которое я прожила сегодня, настолько вдохновило, что я не уделила им своё внимание, для меня процесс здесь и сейчас стал настолько волшебным. Что я не хотела упускать это ни на мгновенье. И вот новое открытие. Я заметила, что почки на кустах начали наполняться, сразу почувствовалось дыхание весны, а на клумбе, мимо которой проходила ежедневно расцвели первые цветочки. Они такие маленькие, только немножко пробились сквозь холодную землю, свои нежные, ещё не до конца раскрытые лепесточки тянули к свету, солнцу. Это пробуждение природы, можно сказать через моё осознанное наблюдение пробуждали меня. Внутри было столько красок, наполненность и необычный свет.
И люди, сколько их встречаешь на пути, они тоже изменились сегодня. Этот первый весенний цветок, включил во мне желание нести эту тихую радость в наш удивительный мир. Я улыбнулась случайному прохожему, так чисто и нежно, как мне первый цветочек и увидела улыбку в глазах человека и услышала - Доброе утро!

А ведь оно действительно Дооооооброе!

На работе шаблоны моего сознания решили взяться за меня серьёзно и восстановить утраченные позиции, мысли летели, как стрелы, сотрудники ругались, а этот первый весенний цветочек, он как бы поселился внутри меня и помог мне справиться с этими атаками. Я каждое мгновенье чувствовала эту нежность, тепло и тихую-тихую радость. И волшебство. Осознанность и здесь принесла изменения. С кем-то из сотрудников я переговорила, но именно осознанно, не думая в этот момент о чём-то другом или оценивая его, и мы нашли очень интересный план разрешения ситуации, некоторым просто на каком-то внутреннем уровне передалось моё состояние и они успокоились и начали проявлять внимание и заботу друг к другу. Вопросов и задач, которые удалось порешать в этот день можно сравнить с недельным планом. И столько легкости, простоты было в осознанном участии в каждом процессе.

По дороге домой я остановилась возле этого первого цветочка. Его листики уже свернулись, и приготовились к ночи, но один, как бы случайно слегка отвернулся, он ждал меня. Я наклонилась и искренне прошептала: “БЛАГОДАРЮ!” И поделилась мысленно таинством этого волшебного дня и внутренними открытиями. Цветок моей Души ещё больше раскрылся и затрепетал, моя связь с ним не прерывалась ни на мгновенье.

Мой внутренний цветочек нежно “щекотал” меня изнутри, как мамины руки в детстве, когда укладывали спать.
Этот эксперимент меня настолько вдохновил, что я решила разобраться с этим понятием более глубоко и изменить свою жизнь осознанно. Чтобы жить осознанно, важно ещё и наполнить своё сознание максимально объёмно информацией по данному вопросу.

Итак, что такое Осознанность? Давайте попытаемся с этим определиться


Осознанность — понятие в современной психологии; определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем.


Чтобы более глубоко разобраться в исследуемом понятии, давайте попробуем проследить этимологию слова “осознанность”: осознанность — осознание — сознание — знание. Как мы видим, в основе слова “осознанность”, так же как и слова “сознание”, лежит слово “знание”. А как мы получаем знания? Есть два пути: первый - это изучение различных аспектов этого понятия с помощью книг, умственных рассуждений, анализа и сопоставление информации. И второй путь - путь прямого опыта, когда на практике происходит глубинное исследование сути.

Нам необходимо чётко понимать следующее: сознание и ум - это инструменты в познании различных понятий и аспектов, а Личность - это тот, кто это всё реально осознаёт и делает свой выбор. Исходя из этого разделения, мы понимаем, чтоОсознанность — это непосредственное знание о самом себе (как о Личности), полученное напрямую из первоисточника — приобретённого опыта — и не подвергнутое умственным интерпретациям и искажениям сознанием и умом. Из этого уточнения можно сделать предварительный вывод, что рост нашей осознанности происходит при постепенном более чётком и ясном понимании себя, своей истинной сути, а также всех происходящих внутренних явлений и процессов. Осознанность повышается, когда слабеет наше эго. Осознанность, как и способность чувствовать, присущи каждой Личности изначально, только отождествление себя со своим умом и сознанием приводит к тому, что эта способность теряется, и тогда вместо Личности все решения принимают Ум и Сознание, вот здесь и начинаются настоящие проблемы.

К чему приводит отсутствие осознанности в жизни?


  • Беспокойство, волнение, нервозность.

  • Неконтролируемые эмоции.

  • Раздражительность, злость.

  • Зависть.

  • Страх.

  • Депрессия.

  • Вредные привычки и т.д.

Этот далеко не полный перечень, с которым сталкивался, наверное, каждый. Но когда мы привносим в нашу жизнь осознанность, как непрерывный процесс текущего момента, то есть всего, что происходит с нами в настоящий момент, мы не отвлекаемся на мысли о прошлом и будущем. В таком состоянии каждый из нас становится способен максимально глубоко проживать настоящий момент, а самое главное, видеть связь между всеми произошедшими и происходящими событиями, это даёт нам возможность совершать осознанный выбор в любой ситуации, а значит, совершать меньше ошибок и не привносить страданий в собственную жизнь.

При этом очень важно понять, что Осознанность — процесс беспрерывный и бесконечный , он должен длиться всю нашу жизнь, его можно сравнить с дыханием.

Осознанность условно можно разделить на три уровня:


  • низкий уровень;

  • базовый уровень;

  • высокий уровень;

На низком уровне человек в основном осознаёт только свои сиюминутные желания и потребности, и то не постоянно. Когда человек достигает базового уровня, достижению которого способствует ежедневный духовный труд внутри себя, он уже способен владеть своими эмоциями и находиться в состоянии присутствия здесь и сейчас, умеет достаточно хорошо расслабляться и погружаться в медитативное состояние.

Высокий уровень осознанности проявляется в человеке тогда, когда он отходит от грубых инстинктов своего “Я”, а в своей жизни всегда учитывает интересы окружающих его людей, осознанно контролирует свои мысли и эмоции ещё на этапе их зарождения, такой человек постоянно расширяет границы своего восприятия, можно сказать, что он звучит на одной частоте с окружающим миром.

Из всего выше сказанного можно чётко понять, что осознанность - это процесс движения всей нашей жизни, и новые её грани открываются лишь только тогда, когда пройден определённый этап познания. На самом деле познание - это очень интересно, потому что чем чаще каждый из нас старается быть осознанным и чем больше мы стремимся осознать себя и свою природу, тем больше приходит понимание, что настоящая работа над осознанностью ещё только предстоит и впереди много новых открытий.

Становясь всё более осознанными, мы замечаем это в каждом мгновении своей жизни и замечаем это в других. Ведь каждый человек, что встречается нам на пути - это наше зеркало. Он помогает нам увидеть прогресс в нашем развитии и увидеть те стороны, которые требуют шлифовки, как новые грани алмаза. Если осознанность становится нашим, можно сказать, вторым дыханием, то это будет выражаться и внешне - больше концентрации и внимательности во взгляде, размеренные движения, собранность, умение контролировать эмоции, обдуманная размеренная речь, немеханические реакции, участливое общение с другими людьми, контроль своего поведения. Осознанный человек стремится найти ответы на фундаментальные вопросы: «Кто я?», «Каков мой путь?», «Куда я направляюсь?», «Что я делаю?» Всё это позволяет по-новому увидеть свои привычные поведенческие шаблоны, мотивацию своих действий, причины возникновения проблем и разглядеть новые возможности. Каждый, кто начинает жить осознанно, сможет привести ещё не один десяток таких преимуществ, имеющихся в арсенале осознанного человека. Давайте сформулируем основные на данном этапе.

Преимущества осознанной жизни

Итак, человек, который выбрал идти по жизни осознанно, становится способным:


  • постоянно находиться в моменте “здесь и сейчас”;

  • разорвать круг повторяющихся проблем и ошибок, которые постоянно приводили к одному и тому же результату;

  • не тратить драгоценное время на повторяющиеся ошибки, как хождение по кругу;

  • ясно и лаконично мыслить и принимать правильные решения, контролировать свои эмоции, чётко и взвешенно действовать;

  • понять, что страхи и неприятности, которые оказывают на жизнь деструктивное влияние, являются результатом шаблонного поведения. И при осознанном выборе они исчезают;

  • изменить убеждение, что жить по-другому нельзя, потому что так живут все;

  • понять пагубное влияние вредных привычек и избавиться от них;

  • стать целостной Личностью и уйти от управления сознанием, при этом сознание и ум используются как хорошие инструменты на пути развития;

  • помогает научиться управлять своим сознанием;

  • приводит к глубокому пониманию своего истинного предназначения;

  • привносит в жизнь гармонию с самим собой и окружающим миром.

Очень важно, что чем больше каждый из нас становится осознанным, тем больше приобретается уверенности в себе и своих силах, что в свою очередь повышает силу воли и веру в успех в любом начинании. Прочувствовав все эти преимущества, можно прийти к утвердительному выводу, что развитие осознанности в повседневной жизни является исключительно полезным и эффективным навыком, которое имеет благоприятное воздействие не только на изменении качества внешней жизни, но и на развитии и обогащении нашего внутреннего мира. Но что же нужно делать, чтобы начать вести более осознанную жизнь? Для этого существует несколько эффективных стратегий.

Как развивать свою осознанность?

Каждый человек, который принял решение жить осознанно, должен сначала точно определить, с чего следует начинать эту интересную работу над собой. Не стоит распыляться и стараться сразу постичь все основы этого процесса, ведь чрезмерная нагрузка скорее отобьёт желание действовать (это как съесть весь пирог целиком). Нужно подходить к этому процессу постепенно. Можно даже сравнить процесс развития осознанности с процессом развития ребёнка: есть основное направление - общее физическое развитие, а есть отдельные составляющие - развитие специальных физических навыков, например, умение сидеть, стоять, говорить и т.д. Основным направлением в развитии осознанности будет постоянность этого процесса и любознательность в познании себя.
Итак, с чего же лучше начинать свой путь в осознанную жизнь?

Этапы развития осознанности

Первый этап - это осознанное дыхание

Дыхание - это основа нашей жизни, поэтому мы начинаем отслеживать этот процесс постоянно, где бы мы не находились: в любом месте, в любое время, с любыми людьми, - во время выполнения любого действия мы осознаём наше дыхание. И здесь пойдут большие открытия, потому что мы будем замечать, что происходит, когда дыхание учащается. Какие мысли или эмоции появляются уже на первых этапах, приводя дыхание в размеренный ритм, осознавать все наши действия.

Второй этап - это осознание ощущений

Ощущения, как и дыхание, сопровождают нас каждое мгновенье. Поэтому берём себе за правило на протяжении всего дня чувствовать их: осознаем состояние каждой группы мышц своего тела, когда наше тело чувствует себя комфортно, а когда - нет. Что привносит дискомфорт? И какая взаимосвязь этих ощущений с происходящими событиями в течении дня. Таким образом мы сможем пронаблюдать, что любая ситуация, любое настроение, негативные или позитивные эмоции - всё это отражается на теле в виде ощущений. В осознании своих ощущений очень может помочь на первых этапах вопрос: «Какие ощущения сейчас в моём теле и чем они вызваны?»

Третий этап - это осознание эмоций

Эмоции, как и ощущения, можно назвать вторым крылом нашей жизни. Осознанность эмоций подразумевает не проживание их, а наблюдение. Каждый раз, когда у нас появляется эмоция, просто необходимо наблюдать её. Очень важно не давать ей никаких оценок, образно наблюдение можно сравнить с взглядом со стороны. И здесь есть один секрет: чем глубже мы становимся сторонними наблюдателями, тем более стабильным становится наше состояние, а самое главное, тем быстрее мы научимся нейтрализовывать негатив в случае его появления. При наблюдении за эмоциями будет уместен вопрос: “Какие эмоции сейчас во мне и почему?”

Четвёртый этап - это осознание мыслей

Чем дальше мы двигаемся по пути осознания (это можно сравнить, как поднятие на вершину горы), тем задачи становятся интересней, потому что мысли сложнее всего наблюдать, однако это самая эффективная часть нашего развития осознанности. Наблюдая мысли, мы сможем понять, что внутри у нас идёт постоянный внутренний диалог и мысли атакуют нас непрерывно. Но чем чаще мы будем наблюдать мысли в нашем сознании, тем легче они будут поддаваться осознанию и правильному выбору: а стоит ли данной мысли отдавать своё драгоценное внимание. На этом этапе можно задавать себе вопрос: “О чём я сейчас думаю?”

Пятый этап - медитация

Медитацию можно назвать практикой осознанности. Мы осознанно переходим в такое состояние и стараемся пребывать в нём максимально долго. В этом состоянии достигается концентрация внимания, происходит глубокое расслабление, расширяется восприятие. Мы начинаем видеть все наши внутренние процессы и начинаем чувствовать.
На первых этапах во время медитации могут отвлекать мысли, воспоминания текущего дня, но наша задача - стараться максимально расслабиться, дистанцироваться от них, направить своё внимание на чувства.

Из своего опыта я могу рекомендовать практику медитации "Цветок Лотоса" , которая описана в книге А. Новых "Сэнсэй" . В книге “АллатРа” имеется описание эффективного инструмента для понимания механизма возникновения мыслей и эмоций. Это древняя духовная практика на осознанное восприятие своих четырёх Сущностей - “Четверик” (читать подробнееонлайн) . Также безгранична в своём познании духовная практика “Пирамида” (читать подробнее онлайн) .

Эти этапы можно назвать фундаментом развития осознанности. Нужно понимать, что наблюдение своего дыхания, ощущений, эмоций и мыслей, освоение медитаций - это процесс довольно кропотливый,поскольку наработанные привычки будут постоянно отвлекать, а сознание будет заставлять забыть о выбранном пути. Уж больно не хочется Сознанию терять контроль и управление над человеком, как Личностью. Но со временем, усердие, любознательность, искреннее наблюдение за своим состоянием и изменениями станут такими же необходимым, как дыхание.

Наработав в каждодневной практике пять основных этапов, можно перейти к более глубокому осознанию своей жизни, а именно:


  • Осознать ценности своей жизни - определиться или подкорректировать свои идеалы, ценности и убеждения в результате приобретенного опыта. И в последующих своих действиях руководствоваться духовными ценностями.

  • Постоянно осознавать действительность - всегда и везде стремиться к полноценному восприятию и пониманию того, что происходит вокруг и внутри нас.

  • Осознавать свою речь - в нашей речи каждое слово звучит осознанно, мы внимательны к тому, что и как говорим, и внимательны как слушатели в беседе с окружающими.

  • Осознанность движений - любое своё движение мы осознаём, следим за ощущениями в теле, наши действия становятся плавными и неторопливыми. Если была привычка выполнять действия быстро или машинально, делаем наоборот - медленно и осознавая любое мышечное сокращение.

  • Осознанность поступков - прежде чем совершить какой-либо поступок, необходимо глубоко осознать его результат с разных точек зрения и, что самое главное, не только свои желания и потребности, но и обязательно учитывать мнение окружающих нас людей.

  • Осознанность деятельности - это внутренняя потребность к безупречному выполнению всего, за что бы мы ни взялись. Действовать на высшем уровне, даже выполняя самую мелочь.

  • Осознанность жизни - в начале каждого дня осознаём свою цель жизни, ценности и приоритеты, в процессе — сверяемся с ними, а в конце каждого дня анализируем и делаем соответствующие выводы и при необходимости вносим необходимые корректировки.

И в заключение хочется сказать, что Осознанность - это постоянное наблюдение за собой. Приняв решение жить осознанно, мы наблюдаем постоянно за собой, за всеми своими шаблонами, привычками, реакциями поведения, эмоциями, мыслями, желаниями, речью, чувствами - за всем, что связано непосредственно с каждым из нас. Развивать и тренировать своего внутреннего наблюдателя - это интересно и увлекательно.

Ещё один из ключевых моментов - осознанность привносит в нашу жизнь глубокое понимание, что желание, эмоции, страсти и страхи просто навязаны. Это все есть часть нашего сознания, но не является частью нашей личности, и поэтому мы это можем легко контролировать и осознанно делать выбор. Мы начинаем понимать, что эти шаблонные установки могут воздействовать на нас и иметь власть над нами только тогда, когда мы их не осознаём. В этом великая сила осознанности! Поэтому растождествление себя как Личности с сознанием и умом - это великая победа и очень полезное умение, которое мы сможем приобрести, если приложим свои усилия и реально достигнем состояния осознанности.

Главное, не дать себе остановится или вернуться к прежней жизни. Пусть маленький, но шаг вперёд. И изменения не заставят себя долго ждать, и как говорится, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, приняв решение жить осознанно, каждый из нас сможет со временем сказать: "Я - ЖИВУ. Живу по-настоящему - ОСОЗНАННО и всегда нахожусь в моменте здесь и сейчас".

Искренне желаю всем нам успехов на пути к осознанной жизни!

Осознание своего «Я» — чрезвычайно сложное явление. Его можно добиться при помощи упражнений, описанных ранее, или же непосредственно создав ощущение «Я». означает чувствовать собственную сущностную индивидуальность (то, чем человек действительно является и что отличает его от всех остальных людей). Эта сущностная индивидуальность не имеет ничего общего ни с личностью, ни с телом, ни с интеллектом, ни с эмоциями. Ее также нельзя назвать , хотя она и основывается на нем. Осознание своего «Я» — гораздо более глубокое и обширное понятие.

Известно, что в течение дня у нас иногда бывают моменты самоосознания (но они редки) и периоды «самонеосознания». Например, когда начальник внезапно делает выговор на виду у всех сослуживцев одному из своих подчиненных, тот внезапно пробуждается, осознает себя, одновременно с этим чувствуя стыд, страх, разочарование и неловкость.

Давайте вспомним, что мы говорили о «Я» в прошлых главах: «Я» — это то, что принадлежит сущности человека, «мы» — это то, что не принадлежит ей.. У всех людей есть свое «Я», но обычно оно не участвует в работе интеллекта. К тому же это «Я» неразвитое, незрелое, маленькое, хрупкое и астеничное»

Что произошло со служащим, которому начальник сделал выговор? Почему он почувствовал себя так неудобно, глупо и беззащитно? Проанализируем эту ситуацию более подробно. Человек работал как обычно’ его «Я» спало, а его «мы» бодрствовало. Внезапно он оказывается в центре всеобщего внимания, вынужден пассивно выслушивать начальника и испытывает эмоциональный шок. Его спавшее «Я» вдруг просыпается (любой эмоциональный шок «стряхивает» с человека обычное состояние сна) и вытесняет «мы» из сознания. В этот момент человек ясно видит себя, то есть свою подсознательную структуру «мы», и отождествляет себя с ней. Он чувствует себя бессильным ребенком, обнаженным и сгорающим от стыда. Маска его личности спала, и он сам, как и окружающие, видит себя таким, какой он есть на самом деле, а не каким хочет казаться. (Слово «личность», по-гречески «просопон», означает «театральная маска»).

«Я» скрыто под густой вуалью личности, не позволяющей человеку познать самого себя (познать свое «Я»). Известно, что в толпе человек ведет себя гораздо более спонтанно и демонстративно, чем когда он один. Нам нравится знакомиться и общаться с людьми, ведущими себя спонтанно, поскольку они кажутся более человечными и приятными. Однако спонтанность — это результат хорошо отлаженного автоматизма. Человек способен на спонтанную реакцию в обществе лишь если его социальные автоматизмы отлично функционируют. Когда человек оказывается в ситуации, на которую он не готов отреагировать «автоматически», спонтанность поведения пропадает. По сравнению с животными человек наименее спонтанен, и от них его отличает именно способность к глубокому сознательному размышлению. Так, животные и дети абсолютно спонтанны, но это не означает, что у детей больше человеческих качеств.

То, что мы обычно считаем «спонтанностью», на самом деле является ее противоположностью, поскольку в действительности это компульсивная реакция, являющаяся лишь результатом преобладающих автоматизмов. Истинные общение и эмоции не бывают спонтанными, им нужно учиться. При первых попытках тренировки сознания своего «Я» неизбежна некоторая неестественность. Это происходит потому, что человек учится по-новому себя вести, думать и реагировать. Таким образом, самоосознание лишает человека естественности до тех пор, пока он не привыкнет осознавать себя и действовать от имени «Я», а не от имени личности. Не каждый может достичь , этого добиваются лишь те, кто действительно хочет быть настоящей индивидуальностью.

Самосознание — это отождествление человека со своим «Я», являющимся точкой соединения прошлого и будущего. Сознание «Я» означает также отказ от отождествления со своим восприятием, эмоциями и мыслями, не связанными с истинным «Я». Это не имеет ничего общего с эгоизмом, поскольку представляет собой явление ментального характера, не связанное ни с эмоциями, ни с инстинктами. Мы имеем в виду не то «Я», которое говорит: «я хочу эту машину», «я хочу фруктов» или «я хочу сигарету», «я в отчаянии» или «я счастлив». Наше «Я» — чистый и абстрактный разум, который наблюдает, познает, анализирует и делает выводы.

Человек не может быть эгоистом, если его разумом управляют действительно сознательные и разумные элементы, без собственнических инстинктов, которые обычно определяют поведение людей. С точки зрения истинного значения «Я», мы неверно употребляем слово «эгоизм». Настоящий эгоист — это человек, который существует не как индивид, а как «антииндивид», поскольку все его желания направлены на удовлетворение компульсивных потребностей и питание его ложного «я», которое, как ненасытный идол, требует слепого поклонения и приношения в жертву духовного «Я».

Обычно человек отождествляется со всем, что попадает в поле его внимания, особенно когда это производит на него сильное впечатление. Логично, что такое отождествление приводит к потере самоосознания. У человека, отождествляющегося с происходящим, или, другими словами, проецирующего свое «Я» на происходящее, любое неприятное происшествие вызывает потрясение. Зритель невольно превращается в актера, хотя физически он не участвует в событии. Истинное «Я» является мыслителем и всегда должно им оставаться, в противном случае оно перестает быть «Я» и превращается в «мы».

Рассмотрим интересный факт, который может значительно прояснить явление отождествления. С точки зрения психики, главнейшее отличие состояния сна от состояния бодрствования заключается в том, что бодрствующий человек сохраняет в определенной степени способность отделять себя от своего воображения для того, чтобы наблюдать за ним и анализировать его. Если же человек спит, он полностью теряет способность наблюдать за калейдоскопом своего воображения и превращается в актера, втянутого в действие. Это полностью совпадает с нашей теорией уровней сознания, так как если бы человек был полностью пробужден, он смог бы наблюдать, контролировать и управлять деятельностью своего воображения, чего на практике не происходит. Именно днем, когда человек, казалось бы, находится в состоянии бодрствования, он постоянно теряет способность быть наблюдателем и эмоционально отождествляется с событиями, непосредственно его не затрагивающими. Превращение зрителя в актера всегда происходит из-за проекции его «Я» на происходящее. Таким образом, сон можно определить как проекцию «Я» на подсознание. Периоды сна и бодрствования характеризуются чередованием проекций «Я», которое в течение дня проявляется (хотя и слабо) в сознании, а во время сна — в подсознании. В действительности наше «Я» почти не видит реальный мир, поскольку оно обычно находится в подсознании. Чередование проекций «Я» обеспечивает необходимый гомеостатический баланс организма при переходе от состояния возбуждения (бодрствования) к стабилизации (сну).

Некоторые психиатры утверждают, что ночной сон — необходимое бегство от реальности. Точнее сказать, сон — это временное исчезновение «Я», которое в этот момент проецируется на подсознание, чтобы поддержать и укрепить вегетативные функции организма. Без этих функций жизненный тонус значительно бы снизился. Но что происходит с ребенком, у которого еще нет «Я»? Движущая сила «Я», или динамическая энергия, которая является основой формирования «Я», — это порождающая сексуальная энергия (энергия, а не секс). Таким образом, ребенок имеет исключительно либидинальное «Я» (сформированное из либидо), которое проецируется на подсознание, или на бессознательное, чтобы укрепить слабый организм. Ребенок спит намного больше, чем пожилой человек, организм которого уже изношен. Либидо обеспечивает строительный материал для построения «Я», но когда «Я» достигает своей зрелости, оно оказывается связанным с инстинктивной энергией не более, чем дерево связано с семенем.

Как достичь осознания «Я»? Оно приобретается постепенно в результате отказа от некоторых вредных привычек. Среди них на первое место можно поставить привычку делать несколько дел одновременно и особенно привычку проецировать «Я» на прошлое или будущее, позволяя воображению блуждать. Необходимо все делать по порядку, одно дело за другим, полностью сосредоточивая свое внимание на настоящем моменте. В то же время необходимо отделять восприятие внешнего мира от своего «Я». Например, при просмотре фильма попытайтесь сохранять мысль: «Я» смотрю этот фильм». Обсуждая что-то интересное, наблюдая какое-то особенно впечатляющее событие, читая книгу, принимая пищу, человек должен всегда осознавать: «Я это делаю». Необходимо стараться не терять «Я», то есть не терять осознания своей сущности.

должно происходить одновременно с «самовосприятием», человеку следует воспринимать себя как некую ментальную сущность, отделенную от окружающего. «Я» должно быть здесь, а все внешнее — там. В этом и заключается .

по материалам из книги: Джон Бейнс — «Гипсосознание»

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер