Мастер класс на тему:"Панно "Мордовские узоры". Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

Конспект занятия по рисованию "Мордовская радуга" для детей подготовительной к школе группы.

Цель: познакомить детей с историей возникновения мордовского женского костюма; углубить представления о мордовском прикладном искусстве.

Задачи: Учить выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. Учить передавать колорит мордовского орнамента: элементы, цветовую гамму; рисовать узор из геометрических фигур, линий, растительных элементов по мотивам мордовской народной вышивки. Закрепить знания названий элементов одежды на мордовском языке. Закрепить умение работать кистью и красками (гуашью). Развивать связную речь, умение говорить правильно, формировать словарный запас. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре, стремление научиться самим создавать изделия, радующие окружающих. Воспитывать у детей эстетический вкус; умение видеть красоту предметов, которые их окружают.

Образовательные области:

Художественно-эстетическая – развивать творческое восприятие и способности.

Познавательная – пополнить знания детей о мордовском костюме.

Речевая – пополнить словарный запас.

Методические приёмы: рассказ воспитателя на тему «История возникновения мордовского костюма»; дидактические игры «Назови элементы мордовского орнамента», «Сравни эрзяночку и мокшаночку»; речевая деятельность детей (использование в речи мордовских слов); самостоятельная деятельность детей (роспись передников); индивидуальная работа; объяснение, показ; сюрпризный момент; итог занятия.

Материал: демонстрационный материал (элементы мордовского орнамента; нарисованные куклы: эрзянка, мокшанка); заготовки передников для росписи (картон); гуашь; кисти; салфетки; мордовская выпечка – сюкоры.

Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, иллюстраций мордовской народной одежды, орнамента. Разучивание названий элементов одежды (на мордовском языке). Рисование орнаментов. Обговаривание процесса работы. Пополнение словарного запаса.

Словарная работа: С-образный элемент, полувосьмиконечная звезда, квадрат с продлёнными сторонами и углами, завиток.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель и дети, одетые в мордовские костюмы входят в группу.

В.: Шумбратадо, вечкевикс инжить!

Д.: Здравствуйте, дорогие гости! Шумбратадо!

Игра «Назови элементы мордовского орнамента».







В.: Дети, подойдите к столу, выберите карточку и расскажите из каких элементов состоит этот орнамент.

Дети по очереди выставляют карточки на доске и называют элементы: крест, квадрат с продлёнными сторонами и углами, с-образнай элемент, треугольник, ромб, круги, полу восьмиконечная звезда, растительный орнамент (завиток).

В.: Да, вы правы. Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, глиняных игрушках, скатертях, салфетках, дорожках, одежде. Но сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме. Мордовский н
ародный костюм появился в глубокой древности. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм для них был очень важен. Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. В мордовском узоре встречаются все цвета радуги, но чаще всего какой?

Д.: Красный.

В.: Да, правильно. Скажите, пожалуйста, на какие национальности делится мордовский народ?

Д.: Эрзя, мокша, шокша.

В.: Верно. А сейчас я хочу поиграть с вами в игру «Сравни эрзяночку и мокшаночку».

Воспитатель выставляет на доску нарисованных кукол в костюмах эрзяночки и мокшаночки.

В.: Чем схожи костюмы эрзянки и мокшанки?

Д.: Рубахи шьют из холста; вышивают одинаковыми шерстяными нитями; одинаковый край рубахи.

В.: А чем различны?

Д.: Разница в расположении вышивки на костюме, её размере и количестве. Вышивка на мокшанском костюме выполнена мелким узором, а на эрзянской рубахе орнамент крупнее. На голове у мокшанки повязан платок, а у эрзянки – кокошник.

В.: Дети, а кто из вас знает, как на мордовском языке называются элементы одежды мордовочек?

Д.: Рубаха – панар , передник – игельга паця , пояс – пулай , нагрудное украшение – сюлгамо , головной убор – паця коня .

В.: Молодцы. А теперь давайте пройдём в нашу мастерскую. Сегодня вы будете украшать орнаментом передники для эрзяночки. Вспомните, как надо работать с гуашью и кисточками?

Д.: Работать надо аккуратно; не набирать много воды; краску брать на концике кисти; пользоваться салфеткой.

В.: Дети, приступайте к работе.


Дети под звуки мордовской народной музыки приступают к работе. Если это необходимо, воспитатель индивидуально помогает детям.


В.: Заканчивайте работу.

В.: Вы, знаете, что мордовские мастера не только умели рисовать и вышивать, но и петь, танцевать. Я предлагаю вам станцевать мордовский танец «Луганяса келуня».

Дети танцуют под аккомпанемент музыкального руководителя. После танца дети выставляют свои работы на выставку.

В.: Подойдите поближе, полюбуйтесь на передники. Какие цвета вы использовали?

Д.: Красный цвет, черный, синий, желтый, зелёный. Практически все цвета радуги.

В.: Чей передник вам понравился больше? Почему?

В.: А мне понравились все ваши передники: они очень красивые, яркие, нарядные и похожи на радугу. Вы все очень старались, выполняли работу аккуратно. Вы настоящие мордовские мастера. И заслужили угощения.

Воспитатель угощает детей мордовскими пряниками – сюкорами .

Литература:

  1. 1. Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. – Саранск, 1983.
  2. 2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации. – Саранск, 2001.
  3. 3. Колмыков В. И. Коняшки-глиняшки. Саранск, 1993.
  4. 4. Мордовская народная вышивка / Сост. В.Н. Мартьянов. Саранск, 1991.
  5. 5. Мордовский народный костюм: Альбом. Саранск, 1990.

Светлана Петрова
Конспект занятия «Мордовский орнамент»

Мордовский орнамент

Цель : воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Привить любовь к родному краю

Задачи : продолжать знакомить детей с искусством мордовского народа ; учить детей вырезать элементы мордовского узора : крестик, уголок, квадрат; закрепить умение располагать узор на листе (полотенце) ; закрепить навыки пользования кистью и клеем; воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства мордовских умельцев .

Оборудование : предметы национальной одежды мордовского народа ; силуэты полотенец, украшенных мордовскими узорами ; цветная бумага, кисти, клей, салфетки, ножницы по количеству детей.

Предварительная работа : беседа : «Мордовия – мой край родной » , рассматривание альбома «Мордовский народный костюм » , настольно- печатная игра «Щак-каряк някать» , д/игры : «Подбери одежду» , «Укрась платье» .

Ход занятия:

Звучит мордовская музыка . На столе разложены предметы национальной одежды мордовского народа . На доске силуэты 2-3 полотенец, украшенных элементами мордовских узоров .

Воспитатель : Ребята, в какой республике мы живём Мордовии ) У мордовского народа , как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент , который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте ? (Красный и черный)

Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете ? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

Где мы встречали мордовский орнамент ? (На национальной одежде и предметах украшения : полотенцах, фартуках, наволочках, платках)

Панар (рубаха, пулай (шерстяной пояс, панго (эрзянский головной убор)

Что это такое? (Это предметы национальной одежды мордовского народа .)

Панар на мордовском языке означает - рубаха.

А кто мне скажет, что такое пулай? (Пулай – это шерстяной пояс, которым обвязывают рубаху.)

Что такое панго? (Панго- это эрзянский женский головной убор.)

Сегодня у нас в гостях девочка Настенька. Она мордовочка . У неё в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве. На подносе красиво вышитое полотенце.

Кто скажет, узор какого народа вышит на её полотенце? (мордовского )

Перед вами полотенца с элементами мордовского узора . Давайте рассмотрим их.

Дети рассматривают образцы мордовских узоров на полотенцах.

Дети, назовите элементы мордовских узоров . (Крест, уголок, квадрат.)

Здесь на краю подноса какие-то заготовки. Что бы могло это значить? Это заготовки полотенец, которые нужно разукрасить мордовским орнаментом . Хотите попробовать это сделать? Но сначала, давайте поупражняем пальцы.

Дети выполняют упражнение для пальцев. Бельевой прищепкой (нужно проверить на свих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха :

«Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе : «Кыш!» .

Воспитатель :

Итак, сегодня мы с вами будем украшать край полотенца.

Посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас квадраты, сложенные пополам. На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети выполняют элемент «крест» .

Какой элемент у вас получился? (крест)

Перед вами на столе прямоугольники. Согните их пополам так, чтобы получились квадраты. Разверните и разрежьте прямоугольники по линии сгиба.

Какие элементы у вас получились? (квадраты)

Составьте узор из полученных элементов.

Дети под музыку раскладывают узор на заготовке. Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дошкольники приступают к заклеиванию элементов.

Воспитатель :

Посмотрите, как радостно смотрит Катя. Ей очень понравились ваши работы. Миша, а тебе, чья работа понравилась больше всех? Почему?

Ребята, узор какого народы мы сегодня выполняли? (мордовского )

Кто по национальности Настенька? (мордовочка )

Настеньке пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!

С давних пор в Мордовии живут дружно люди разных национальностей : мордва , татары, русские. Они вместе работают, празднуют праздники, ходят, друг к другу, в гости. Пойдёмте и мы в гости к игрушкам (Дети идут в детский уголок.)

Художественное шитье на плечевой одежде мордвы производилось вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам полотнищ. Количество, колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения одежды. Наиболее богатой смотрится праздничная обрядовая одежда.

Вышивка нательных рубах и верхней распашной одежды.

Стержневую декоративную нагрузку выполняли декоры наплечные и по подолу. Наплечная с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками. На праздничных рубахах наплечные вышивки переходили в нарукавные, достигавшие обшлагов. От плечевых по спине и груди вдоль швов центрального полотнища спускались вниз симметричные неширокие кромки. На подоле они заканчивались полурозетками, имеющими сзади форму ступенчатых пирамид, а спереди - веерообразную. Полурозетки сзади смещены к центру полотнища, а передние полурозетки сшивными швами делились на две симметричные фигуры. По обшлагам рукавов и краю подола располагались бордюры. Однако спереди в нижней части центрального полотнища орнамент резко менялся, образуя композиционный центр.

Рис. 6. Композиция вышивок на подоле (1 - спереди, 3 - сзади) и на плечах (2) рубахи мордвы-мокши.

Рис. 7. Орнаментация на плечах женских рубах зубова-полянской мордвы-мокши.

Рис. 8. Композиции орнаментов на подолах рубах мордвы-мокши.

Рис. 9. Вышивки по подалам спереди и сзади соответственно.

В верхней секции вышитых продольных полос располагались полурозетки или розетки. Когда продольные полосы спереди отсутствовали, исчезали и полурозетки. Подобная компоновка узоров присуще для мордвы-мокши. В Старошайговском и прилегающих районах продольные узорные полосы спереди отсутствовали, значительно уменьшилась вышивка спереди на подоле по окружности имитации разреза, зато на спине вертикальные полосы вышивок соединялись горизонтальной, образующей основание треугольника, обращенного вершиной вниз.

На рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и Пензенской области имитация разреза и продольные узорные полосы сзади отсутствуют. Зато в точках соединения рукавов с полотнищем имеются прямоугольной формы вышивки наляз, отсутствующие у других групп мордвы. Вдобавок, наплечные композиционные сюжеты, переходящие на праздничных рубахах в нарукавные, у зубово-полянской мордвы-мокши опускаются на спину и соединяются сзади шейного выреза.

Отсутствие продольных полос, розеток на подоле характерно для рубах мордвы-эрзи сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района: по бокам вышивались треугольные и прямоугольные розетки. На архаичных экземплярах рубах мордвы-мокши также встречаются вышитые розетки на подолах по бокам.

Рис. 10. Композиции вышивок на рубахах (вверху слева), наплечниках (вверху справа) и на подоле (внизу) обрядовой одежды мордвы-эрзи.

На эрзянских рубахах орнаментация располагалась широкой полосой с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое сюжеты по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовых уборах занимала большую площадь, порою закрывала холст целиком. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде одинаково. Основу наплечного узора составлял ромб, обращенный одной вершиной к декольте. От противоположной вершины шла наплечная композиция, переходящая в нарукавную. Последняя заканчивалась шитьем по обшлагу, широком на обрядовом облачении. Нагрудная сюжетная линия, иногда занимавшая на покаях всю верхнюю часть рубахи, опускалась до конца шейного выреза и состояла из продольных примыкающих друг к другу полос. Композиция орнамента отличается от мокшанского: отсутствуют передние парные полурозетки; центральная имитация разреза, сильно вытянута по вертикали и примыкает к нагрудной. Позади имеются крупные полурозетки, соединяющиеся с наплечной продольными полосами. На будничном одеянии 19 - начала 20 вв. орнаментация по подолу превратилась в узкую полосу бордюра, полурозетки исчезли.

У мордвы-терюхан отмечается наличие узких полос вышивок вокруг шейного выреза, узоров вокруг имитирования переднего разреза. Сопоставление орнамента на рубахах мордвы-мокши Зубово-Полянского района и мордвы-терюхан, локализует общие черты: наблюдается сходство в покрое рубах, едва выражены декорации по швам полотна, отсутствует или слабо выражена имитация разреза на подоле, имеются усовершенствованные наплечные вышивки.

Расположение на рубахах вышивок в виде полос, идущих вдоль швов на спине и груди, или окаймляющих подол, концы рукавов, предопределило и композицию узора. В подавляющем большинстве случаев эти декоры представлены бордюрами.

Рис. 11. Народный орнамент вышивок по подолу и обшлагам рукавов женских рубах.

Особенность орнамента мордвы - однотипность состава декоративного рисунка по подолу, исключая моделирование разреза спереди. Основной элемент - ромб, ромб с диагоналями, ромб с продленными, продленными и загнутыми сторонами. Вариативность орнаментальных мотивов достигается за счет различных расстояний между ромбами, усложнения соединяющих их перемычек. Неизменным элементом является фигура из двух слитных ромбов или отдельных частей ромбов. В ромбовидных бордюрах активное участие в образовании новых элементов принимает фон. Исходный элемент - ромб с продленными сторонами и ромб с тремя ответвлениями на ребрах. Более проработанный орнамент характерен для мордвы-мокши Зубово-Полянекого района и мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка Торбеевского района. Окаймляющие бордюры выполнялась темного цвета шерстью с редкими вкраплениями вышивок зеленого, желтого и красного цветов.

Рис. 12. Народный орнамент вышивок на рукавах верхней женской одежды мордвы-терюхан.

Рис. 13. Народный орнамент вышивок на спине женских рубах зубова-полянской мордвы-терюхан.

Орнаментальные мотивы указанных бордюров свойственны еще нескольким группам украшений: рукава и наплечники мордвы-терюхан, наспинные и наплечные мордвы-мокши Зубово-Полянского района и боковые розетки на подоле мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка и прилегающих мокша-мордовских сел.

Нарукавные украшения представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав шушпана. Наплечники оформлялась шестиугольной розеткой. Наспинные вышивки наля имеют прямоугольную форму, нарушенную контурами ромбов. Вышивки лафтушкат по композиции встречаются двух видов: первый имеет вид розетки трапециевидной формы, большее основание обращено в сторону шеи; второй - узкая полоска на плече заканчивается 3-5 розетками-ромбами. Розеткам на подолах рубах из села Дракина характерна треугольная или прямоугольная с треугольным наверху завершением форма. Все перечисленные образцы (исключая лафтушкат второго типа и терюханских рукавов) имеют одну особенность: полностью вышит фон, а контуры различных вариантов ромбов или производных от них фигур вышиты черной или темно-синей шерстью. Розетки налхз дракинской мордвы композиционно, по колориту и составу орнаментальных мотивов являются приближенной копией наспинных вышивок наляг зубовополянекой мордвы-мокши.

Вышивание на рукавах шушпана мордвы-терюхан состоит из нескольких горизонтальных зон. По краю обшлага размещается вышивка кояксы, орнамент которой разительно отличается от остальных рядов вожапри и характеризуется асимметричностью построения, представляет собой бордюр из треугольников, заполненных различными вариантами фрагментов ромбов. Орнамент других горизонтальных зон повторялся. Обычно орнамент первой зоны совпадал с орнаментом третьей, второй - с орнаментом четвертой.

Подмечая особенности разнобразия декорирования, следует указать, что орнамент ее строго прямолинейный, геометрический. Скругление углов, типичное для орнамента мордвы-мокши, здесь отсутствует. Исключение составляет Т-образная фигура в шитье наляг и налхз. Негатив узора (фон) в равной степени, что и позитив, выступает в качестве формообразующего элемента, зависящего от равенства контуров узоров и оставленного между ними фона. Октагон и бордюры, характерные для других видов вышивок, здесь отсутствует.

Центральная декорация на подоле, розетки по подолу, наплечники и нарукавники мокшанских панаров по представленности орнаментальных мотивов, композиции, и технике выполнения представляют собой другую группу украшений. Если в орнаменталистике первой группы основную нагрузку несли контуры узора, то в отделке по плечам, рукавам, подоле, груди и спине этого уже не наблюдается. Правда, сохраняются четкие контуры орнаментальных мотивов, но они обязательно заполняются сплошной вышивкой. Нарушается равенство фона и узора (негатива и позитива), налицо стремление полностью заполнить фон различными декоративными элементами. Для этой группы орнаментальных мотивов характерно скругление прямоугольных контуров, довольно широкое использование кругов и овалов. По композиции сюжеты делятся на три группы. К первой относятся наплечные и нарукавные (по рукавам и обшлагам) и представлены они бордюрами, заключенными в пространство между двумя параллельными полосами. Мотивы орнамента разнообразны: зигзаг, ромб, круг, восьмиконечная звезда и ее элементы, рогообразные фигуры, прямые и косые кресты, Т-образные фигуры. Встречаются и более сложные мотивы, состоящие из развитых розеток и построенных на основе круга, ромба и крестов. Среди них - вписанная в круг восьмиконечная звезда, круг с рогообразными аппендиксами, кресты с раздвоенными и рогообразнозагнутыми концами, прямые кресты с тюльпанообразными фигурами на концах, косые кресты с Т-образными фигурами на концах и т. п.

Рис. 14. Окаймляющие бордюры в лобной части и народный орнамент лопастей бабань панга.


Рогообразные элементы орнаменталистики этой группы располагаются в два-три яруса и объединяются вертикальным элементом. Получается древовидная фигура, широко распространенная в сюжетах других частей одежды. Специфичным мотивом является и восьмилепестковая розетка, часто заключенная в круг или четырехугольник, реже - в ромб.

На некоторых праздничных панарах мотивы наплечных и нарукавных вышивок одинаковы, на других - различны. На нарукавных неоднократно обнаруживается сплошное заполнение холста, без выделения черным контуром. Сплошная вышивка представляет собой мозаичную полосу, состоящую из небольших ромбов. Вышиты эти ромбы завертывающимся по спирали стежком. Естественно, что базисный орнаментальный мотив этих нарукавных украшений - ромб, образующий 1-3 бордюра. Общий вид этих нарукавных украшений явственно отличается от других вышивок на мокшанских панарах.

Розетки на подоле по композиции подразделяются на два типа. Задние имеют форму ступенчатых пирамид. Практически основу всех розеток подобного рода составляет фигура ромба в разных его вариантах или восьмиугольник, нередко вписывающийся в ромб. Чаще розетки построены следующим образом: в центре - малый четырех- восьмиугольник, а по макушкам ромба - ромбические вариации, восьмиугольных розеток, прямых крестов. Пространство среди основных мотивов заполнено мелкими фигурами, декоративными швами, а вся розетка по внешнему контуру оформлялась рогообразными, П-образными элементами, крючками и другими простыми элементами. По концепции орнаментальных мотивов задние розетки на подоле отличаются от бордюров вышивки по подолу, наплечных и розеток спереди.

Рассуждая о ромбе как основе орнаментальных мотивов розетки сзади на подоле, имея в виду поставленный на одну из вершин тетрагон, то основу орнаментальных мотивов розеток спереди на подоле составляет лежащий горизонтально прямоугольник и построенные на его основе мотивы: квадрат с продленными сторонами, с отростками на гранях, с продленными и загнутыми сторонами. Особенностью построения розеток является построение по прямой сетке. Розетка позади на подоле представляет из себя верхнюю долю ромба, а спереди - верхнюю половину косого креста и напоминает своим внешним видом древовидную фигуру с двумя или четырьмя ветвями, заключенными в общий, контур.

Ансамбль орнаментальных мотивов у розеток одинаков спереди и сзади, но не встречаются круг, полуовал, восьмиконечная и восьмилепестковая розетка.

Наиболее развитой в этой группе является отделка, имитирующая разрез, симметричная относительно оси тела и занимающая все полотнище. Совокупность орнаментики и техника вышивания не отлична от наплечных и нарукавных, однако центральная шире, исполнена в виде нескольких полос бордюра, располагающихся одна над другой. Композиция видоизменяется в центре, когда полосы бордюра меняют направление на 90 градусов и поднимаются вверх, огибая "разрез". Там появляются новые элементы, меняется ритм узора, не разрушающего целостного восприятия. В мотивах центрального декора заметнее просматривается квадрат в качестве структурного элемента. Квадрат возникает как обрамление бордюра из ромбов, заключенных между горизонтальными полосами. Он инициирует самостоятельное функционирование, образует новые элементы; крестообразные мотивы начинают связываться с квадратом, а не с ромбом. Более завершенный вид получают восьмиконечные и восьмилепестковые розетки, розетки на основе круга, прямого и косого креста.

К описываемой группе узорного вышивания относятся нагрудные и наспинные украшательства. Состав орнаментальных мотивов подобен розеткам позади на подоле. Треугольные розетки большим основанием примыкают к вертикально расположенным вышивкам. Значительная их часть формируется вокруг Т-образной фигуры, положенной горизонтально, или состоят они из 3-4 элементов в виде буквы Т горизонтально.

Рис. 15. Варианты простейших орнаменталов (верх) и наплечников мордвы-эрзи из с. Дракино (низ).

Продольные каймы вышивок сзади выполнялись подобно технике росписи, внешним видом резко отличались от всех других. Орнаментика небогата: фрагменты ромбоидов и квадратов, рогообразные мотивы, Г- и Т-образные фигуры. Но ажурность достигается использованием техники росписи, а геометрические контуры делают ее уникальной. Нечто подобное встречается в наплечных вышивках мордвы-эрзи из сел Дракино и Кажлодка, в отделке головных уборов мордвы-мокши, обрядовых рубахах мордвы-эрзи. Но в продольных украшательствах на панарах мордвы-мокши она получила наибольшее распространение.

Общность декоративного оформления, расположение его основных масс, построение вышитых сюжетов на мокшанских и эрзянских рубахах не предполагает абсолютной тождественности. Есть несколько особенностей, позволяющих выделить вышивку на эрзянских панарах: большая площадь особенно в области плеч и груди, на рукавах; частичное отсутствие обозначения специальным швом контуров орнаментальных фигур. Они выделяются цветом, техникой вышивания. Орнаментальные фигуры с ясно обозначенным контуром сосредотачиваются в области плеч, на обшлагах рукавов, отчасти спереди в области стилизации разреза и на подоле треугольные розетки, которыми завершаются полосы вышивок сзади.

А. М. Маслова. Ковёр-покрывало с мокшанским орнаментом. 1963 год

Орнамент - комплекс узоров из ритмически упорядоченных элементов, характерных для традиционной материальной культуры народов. Предназначен для украшения предметов быта, посуды, утвари, орудий труда, текстовых изделий, архитектурных сооружений; связан с поверхностью, которую зрительно организует. Рисунок подчинён свойствам материала и технике нанесения узора на предмет. Орнамент мордовский восходит к культуре древних племён мордвы. Наиболее разнообразны его формы в народном искусстве 18 -19 вв. На гончарных изделиях Орнамент прочерчен прямыми линиями, отпечатан витым жгутом, рогожкой, наколот в виде точечных углублений. Набор рисунков из ромбов, крестов, рядов косых и прямых линий, выполненных насечкой, служил отделкой пластинчатых и литых элементов бронзовых украшений (см. Ювелирное искусство). Особенности колорита Орнамента мордовского на текстиле сохранились во фрагментах археологических тканей, украшенных нашивкой рядов красных пастовых и стеклянных бус, оловянного бисера, бронзовых пластинчатых подвесок либо вышитым узором из прямолинейных строчек, мелких косых крестов, окружностей (красная или чёрная шерсть). С древности Орнамент мордовский выполнял обрядовую магическую роль; символика его элементов отражала фолькорно-поэтическое восприятие народом окружающего мира. Со временем древние мотивы Орнамента мордовского утратили первоначальный смысл, уступив место декоративной выразительности, информационному началу. В процессе развития Орнамента мордовского сформировались устойчивые принципы и формы техничесикх, композиционных, колористических решений, которыми во многом определяются художественные национальные традиции. Самобытны черты Орнамента мордовского, украшавшего предметы из дерева (см. Резьба по дереву).

А. М. Маслова. Скатерть с эрзянским орнаментом. 1960 год

Его наносили контурной линейной и желобчатой, трёхгранно-выемчатой, ногтевидной резьбой, последовательно выстраивая ленты простых и усложненных геометрических узоров. Набор орнаментных приёмов невелик: зигзаги, косые полосы, кресты, круги с вариациями солярных знаков, из которых выполнялось множество комбинаций, нередко дополнявшихся пиктографичесикми изображениями людей, орудий труда (см. Пиктографическое письмо и идеограммы). Композиционно Орнамент мордовский в деревянной резьбе включён в ленточные, окаймленные бордюры. Богатством орнаментных форм отличается вышивка мокши и эрзи, доминирующая в отделке женского народного костюма и определяла его локальное своеобразие. Преобладает геометрический орнамент в кайме одежды, элементах раскроя. Усложненной композицией отличается центрический орнамент розеток на плечах, груди и подоле рубах. Основой Орнамента мордовского являются точки, ромбы, треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, гребёнки, решётки, 8-конечные звёзды, крючки и т. п., составленное симметричное построение узора. В зависимости от техники исполнения Орнамент мордовский может быть прямолинейным либо приобретает округлость линий. Выделяется монохромный орнамент в один цвет (красный или чёрный) и полихромный, выполненный в 2 основных цвета (красный и чёрный) с дополнением зелёного, оранжевого. Орнаментное ткачество в отделке мужских рубах, женской распашной одежды, полотенец выполнялось способом браного тканья. Набор узоров в узких поперечных полосах красными нитями по белому фону холста основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур - ромбов, треугольников, косых линий, столбиков. Линейность присуща орнаментике бисерного шитья и низания. Ромб с гребенчатыми сторонами или отростками по углам - один из наиболее сложных элементов в низании бисерных гайтанов, шейных воротников. В 20 веке сплетенные полосатые шерстяные наколенники вытеснены вязаными на спицах, сохранившими в цветовой основе чёрно-белый колорит, обогащенный введением орнаментных полос в виде мелких чёрных и белых квадратов (в шахматном порядке), косых линий, столбиков, крестов и цветочных розеток. Народному прикладному иск-ву мордвы этого периода свойственно введение форм орнамента, заимствованных из печатных источников; он пополнился растительными, зооморфными элементами, многоцветным колоритом. Орнамент мордовский перенимает элементы орнамента соседних народов - русских и мишарей . Орнамент русский а территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры, сохраняя традиции мест, откуда пришло русское население.

Пропильная резьба. Ковылкинский район. 2000 г.

Украшает изделия из глины, тканей, дерева, кожи, металла. Наносится способами росписи, резьбы, ткачества, вышивки, плетения, набойки и т. п. Одно- и многоцветный; выполняется выпукло, рельефно или заглубленно. В поволжской высокорельефной долблёной резьбе формировался растительный орнамент, украшавший жилище. Он строился по принципу гирлянд из веток, листьев, с гроздьями винограда, хмеля. На фронтоны и ставни наносился узор в виде вазонов с цветами. Нередко растительные мотивы дополнялись фигурами птиц, животных, цифрами, обозначавшими год постройки дома, инициалами хозяина или мастера. Иногда так оформлялись орудия труда, мебель. В начале 20 века долблёная резьба была вытеснена пропильной. Эти традиции распространялись и на архитектуру мордовских сёл. Русские мастера-резчики достигали виртуозной техники в оформлении досок для печатания узоров на ткани (набойки). Набивной орнамент (от геометричесикх мотивов до сложных цветочных, зооморфных и прочих композиций) печатали масляными или кубовыми красителями, сочетая контраст белого и цветного (красного, синего или чёрного) фонов. В узорах вышивок использовали как геометричесикй орнамент из ромбов, крестов, звёзд, гребёнок, решёток (обусловлен счётной техникой шитья крестом, набором, перевитью, настилом), так и растительный, антропо- и зооморфный (тамбур, гладь). Бытовали мотивы в красно-белом колорите, в 4 цвета, рельефом белых нитей по белому фону, золотной гладью по рельефной подкладке.

Татарские украшения для косы. 19 век

Вышивка перевитью с настилом по разреженные ткани, когда плотный мотив геометрического узора выделяется на ажурном сетчатом фоне, стала основной в начале 20 века в кружевном промысле в городе Темникове . Орнаментное ткачество, находившее применение в отделке полотенец, подзоров, скатертей, выполнялось способом браного тканья. Набор узоров нарядных концов, выполненные красными нитями по белому фону холста, основан на вариациях из прямолинейных геометрических фигур, привязан к фону, заполненные в шахматном порядке мелкой красно-белой клеткой. У русских было распространено узорное многоцветное вязание на спицах. В начале 20 века в северных районах современной Мордовии чулки, рукавицы, верх для кожаных ботинок вязали рядами растительного и геометрического орнамента (в 7 цветов). В декоре изделий из керамики утвердилась традиция простых форм орнаментации: ряды волнистых и прямых линий, углубленных точек по краю бортика и окату стенок горшка. Орнамент татарский на территории Мордовии развивается в русле крестьянской культуры мишарей. Связан с древней культурой кочевых племён (земледельческих, отчасти скотоводческих). Отражает связи с культурами соседних народов. Встречается на предметах быта, одежде, обуви, ювелирных украшениях. Архаичные формы содержатся в старых образцах самотканой одежды темниковских мишарей, оформленных счётной вышивкой геометрического и стилизованного растительного орнамента. На одежде узор располагается в окаймленной ленточной композиции, в 2 – 3 ряда по подолу, краям рукавов, разрезу ворота. Растительный орнамент из волнистых ветвей, цветов, листьев, букетов выполнялся тамбуром на ковриках, покрывалах, головных полотенцах, позже на рубахах, безрукавках.

Татарские украшения: браслеты. 19 век

Вышивка гладью золотыми нитями или разноцветным шёлком растительных узоров украшала головные уборы, женские нагрудники, накосники. Узор Орнамента татарского динамичный, включает асимметричные элементы спиралей, вихревых розеток. В ткачестве Орнамента татарского отличается мелкой проработкой геометричности узора. В технике браного ткачества он строился симметрично красными нитями на бело-красном фоне; при закладном ткачестве использовался многоцветный колорит, выстраивались радужные мозаичные ряды ломаных уступчатых линий, зигзагов, крючков, S-образных фигур; орнамент дополнялся усложненными геометрическими элементами, которые вышивались на ленточных бордюрах перевитью, набором, счётной гладью. Предпочтительное сочетание цветов в Орнаменте татарском - зелёный, жёлтый, оранжевый, красный; с появлением анилиновых красителей добавились розовые, сиреневые, голубые тона. Наиболее богатые варианты татарского народного костюма включали комплекс ювелирных украшений (шейные, чресплечные, серьги, заколки, браслеты, подвески и накладки из серебра, выполненные в технике бугорчатой скани, гравировки, литья, штамповки, с вставками полудрагоценных камней). Форма украшений полностью покрывалась орнаментной отделкой, которая повторяла контур изделия, группировалась вокруг вставки из камня, образуя розетку. Преобладали цветочно-растительные узоры, которые перемежались рядами ромбов, квадратов, кругов, зигзагов, витых линий; отдельные композиции включали зооморфные мотивы. Украшения изготовлялись на территории Казанской губернии, распространялись в ареалах проживания татарского населения, влияли на орнамент дргих видов татарского прикладного искусства. Национальная кожаная обувь с мозаичной отделкой, производимая вблизи города Казани, находила сбыт у тюркских народов России. Художественное оформление татарской обуви нашло отражение в народном мордовском костюме (женские сапоги, украшенные по верху голенищ растительным орнаментом, строчкой по сафьяну или лаковой отделке).



Задачи: Воспитание любви и уважения к декоративно - прикладному искусству Мордовии, развивать творческие способности учащихся, развивать творчество, фантазию, воображение. Оборудование: 1) учебная таблица с орнаментом; репродукции с изображением мордовского костюма; детские рисунки с орнаментом; методические разработки элементов; бумага, клей, ножницы; книга «ДПИ Мордовии».


Ход урока. Одной из величайших ценностей человека является – память. А.С. Пушкин говорил: « что уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».Отношение к памятникам культуры есть показатель воспитанного образованного человека. Такой человек не безразличен к своей Родине, к своему городу, знакомым улицам, деревьям, к дому, где ты живешь, тем более к прошлому. А прошлое – это мордовский костюм с его разнообразной вышивкой и украшениями.



–Орнамент – (лат. слово) – украшение. Это украшение, построенное на ритмичном чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Что такое чередование? (повторение) Расскажите об истории возникновения орнамента? Орнамент появился в глубокой древности – несколько тысяч лет тому назад. Древние люди украшали свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом делались первые украшения на предметах.


Что является источником возникновения орнамента? Любуясь узорами на крыльях бабочек, птиц, рисунками листьев, плодами. Итак, природа стала источников возникновения орнамента. Различными штрихами впечатления изображали на камне, кости, дереве. Впоследствии украшали одежду, утварь дома. Что является содержанием /мотивом/ орнамента? сказок, легенд и т.д. Назовите виды орнамента? /Ленточный, замкнутый, сетчатый/ К какому виду орнамента относится мордовский? /Геометрический/ Какой орнамент называется геометрическим? Геометрическим называется орнамент, состоящий из простейших геометрических фигур: треугольников, квадратов, прямоугольников.