Описание картины петрова-водкина "утренний натюрморт " и интересные факты о ней. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова- Водкина: радость утра

Большинство образованных людей, которые считают себя интеллигентами, неплохо разбираются в искусстве. Но многие из них знают только самые известные картины художников. Это и не удивительно, ведь нельзя быть подкованным во всех областях знаний, если вы, конечно, не Анатолий Вассерман. Именно поэтому мы подготовили описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, чтобы восполнить этот пробел в познаниях общественности в области искусства.

Биография

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин прожил довольно интересную жизнь.

Он яркий пример того, как человек из низших слоев общества, почти безграмотный, смог стать профессором Академии Художеств и возглавить Ленинградский союз художников. Родом он из маленького городка Хвалынска. Именно там прошло его детство, где он и получил первые уроки рисования у местных мастеров-иконописцев. Дальше Кузьма поступил в Самарский живописный класс Ф. Бурова. Именно здесь началось формирование неповторимого стиля художника. Свое дальнейшее художественное образование продолжил в Петербурге. Художественное училище дало ему ту базу, которая отразилась в переосмысленной форме во всех работах Петрова-Водкина. Одной из первых работ художника стало полотно «В кафе».

«Купание красного коня» стала следующей большой картиной художника.

Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова - Водкина, которое будет дано ниже, вызывает любопытство. Это не самое знаменитое полотно художника, но оно является одним из тех, которые были написаны уже в собственном, неповторимом стиле.

История создания «Утреннего натюрморта»

Шел 1918 год. Только закончилась Октябрьская революция, но ее последствия все еще видны в городе. К Петрову-Водкину, который абсолютно не разбирался в политике, да и не пытался это сделать, новая власть оказалась благосклонна. Именно в 1918 году Кузьма Сергеевич становится преподавателем Академии художеств. Творчество этого периода направлено на осмысление революции и ее последствий.

История создания картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина довольно интересна. В период вечной нехватки продуктов и, как следствие, голода, художник не отчаивается. Он пытается донести до народа путем своих натюрмортов, что нужно ценить каждое мгновение своей жизни. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина будет дано ниже, а пока рассмотрим стилистические особенности полотна. Оно выполнено в реалистичной манере, что не совсем характерно для художника. Но вот своим любимым цветам Кузьма не изменяет. Полотно написано в трех любимых цветах художника: желтом, синем и красном.

Замысел художника

Основная мысль картины «Утренний натюрморт» (Петров-Водкин) заключается в передаче волнующего момента раннего утра. Закат солнца, который ежедневно наблюдал любой деревенский человек, сейчас становится чем-то чудесным. Немногие согласны променять 2 часа сна на 15-минутное любование первыми лучами солнца. Петров-Водкин вырос в деревне, и ему доводилось видеть много рассветов и закатов. Именно поэтому в 1918 году, в момент рождения новой системы власти, Кузьма Сергеевич решает написать восход солнца. Эта тонкая аллегория едва прослеживается, но если присмотреться, то она видна во многих деталях картины. Художник пытался показать, что любое утро счастливого человека должно начинаться с солнечных лучей и крепкого чая. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина можно дать совсем кратко: завтрак деревенского человека, который испытывает нужду, но при этом не падает духом и умеет находить радость в каждом жизненном моменте.

Описание

Картина художника Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» - не самое выдающееся полотно, но одно из самых уютных. Тут видна нежность в каждой детали. На картине изображены кот и собака. Кот сидит на коленях у хозяина, а собака напротив них. Понятно, что художник любит животных, и даже несмотря на бытовые трудности, он находит время и желание ухаживать за своими питомцами. На столе стоит букет полевых цветов. По тому, что в букете присутствуют колокольчики и одуванчики, понятно что цветы были только что собраны, ведь на картине они изображены свежими, а как известно, в срезанном виде эти разновидности растений быстро вянут. Понятно, что вряд ли художник собирал цветы для себя. Скорее всего, он собрал их для любимой жены или дочки. На столе лежит скудный завтрак - 2 яйца и коробок спичек. В коробке, скорее всего, соль - ее после революции было достать очень тяжело. От натюрморта веет добротой и свежестью. Художнику удалось остановить одно мгновение и удалось это сделать великолепно.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - мощный, самобытный, необычный живописец со своим оригинальным видением цвета, перспективы, формы, композиции. Его полотна выразительны до предела, в них всегда немного деталей, но много чувства и глубокого смысла. В творчестве Петрова-Водкина отразилась переломная эпоха, свидетелем которой он был: первая мировая война, революция, гражданская война. В трудный 1918 год он жил в Петербурге и работал преподавателем художественного училища. Именно тогда он создал несколько выдающихся натюрмортов и мы постараемся повнимательнее рассмотреть два из них - "Утренний натюрморт" и "Селедка". Всем известно, что время было довольно голодным, питание - скудным и однообразным и, видимо, неслучайно, на обеих картинах присутствует еда. Эта примитивная обычная пища тем не менее изображена с долей торжественности, радостным и светлым чувством.

Натюрморт "Селёдка".
Перед нами поверхность стола, застеленная мятой розовой бумагой. Под бумагой виднеется полотно, в котором узнается более ранняя картина художника и в перевернутом углу ее различается подпись самого Петрова-Водкина. Скорее всего, это даже не стол, а готовая картина, которую положили на пару табуреток - подобие стола. И, чтобы не испортить поверхность, - накрыли бумагой.

Перспектива нарочито-несуразная, как будто бы горизонтальная поверхность стола наклонена в сторону зрителя - того и гляди с нее скатятся предметы, которые на ней лежат. Предметов этих немного: две картофелины, краюха ржаного хлеба и немного порыжевшая селедка на темной бумаге. На блестящем боку селедки играют блики. Скорее всего, это какой-то паек, который автор получил как профессор и с радостью принес в свою мастерскую, где собирается разделить нехитрый обед с парой друзей.

Многие свидетели тех лет рассказывают, что селедка была тогда единственным доступным лакомством и очень всем надоела. А все же, когда подкатывало чувство голода, то люди радовались и селедке. Так с помощью всего лишь нескольких предметов художник изобразил то суровое время - правдиво, честно и оптимистично.

Натюрморт "Утренний натюрморт".
В "Утреннем натюрморте" радости и оптимизма еще больше, хотя по обилию пищи он уступает "Селедке" - из еды там два куриных яйца да неполный стакан чая. Зато не уступает по экспрессивности и внутреннему драматизму.

Скорее всего, дело происходит на террасе в светлое, но не слишком солнечное летнее утро. Деревянный стол изображен в той же "неправильной" наклонной перспективе. На нем всего лишь несколько предметов, из которых большая часть наделена стеклянным, металлическим или глянцевым блеском, что дает художнику по-разному "играть" со световыми бликами на всех поверхностях - рыжей столешнице, начищенном чайнике, блюдце, стакане с чаем, вазе, преломившейся чайной ложке. Предметы отражаются друг в друге: в маленьком чайнике яйцо отражается как в зеркале и накладывается на другое отражение - рыжего кота. Из-за стола выглядывает смышленая морда собаки.

Только человека не видно, но его присутствие угадывается во всем. Это он собрал на утренней прогулке сине-желтый букет полевых цветов. Это на него поглядывает коричневая собака. Это его кот отражается в чайнике. Это ему принадлежит коробок спичек и ему предназначен нехитрый завтрак. Маленькая зарисовка дачной жизни того времени. И опять, как и в "Селедке", мы видим в картине подкупающую честность, оптимизм, какой-то особенно умный, мудрый и добрый взгляд художника на жизнь.

Эту небольшую картину известного художника начала ХХ века Кузьмы Петрова-Водкина сегодня можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. В «Утреннем натюрморте» сразу привлекает внимание позитивный настрой, который художник сумел передать при помощи радостной игры цвета.

Казалось бы, ничего особенного в этой картине нет. Утреннее солнце освещает первыми теплыми лучами деревянный стол на веранде. Видны перила и зеленая трава. Очевидно, это дачный дом. Однако художник изображает на полотне плоскость стола под наклоном, так, что зрителю хорошо виден каждый находящийся там предмет.

Видимо, человек, отдыхающий на даче, только что вернулся с утренней прогулки со своей собакой. В прозрачной баночке стоит букет недавно собранных полевых цветов – чудесных синих колокольчиков и ярких желтых одуванчиков, на которых застыли капельки росы. Вероятно, собрал букет тот, кто обладает романтичной душой. Это явно интеллигентный и хорошо воспитанный человек.
На столе сияет начищенный никелированный самовар, видимо, он недавно закипел.

Рядом лежит крышечка от самовара, ее хозяин дачного дома еще не успел вернуть на место. Рядом с букетом можно увидеть никелированную трубку от самовара, она создает тягу, и коробок спичек, которым воспользовался дачник для растопки, а щепочки и шишки для этого он мог собрать во время прогулки.

Несмотря на то, что стол без скатерти, чувствуется, что сидящий за ним человек очень аккуратен и даже в условиях дачной жизни не отступает от правил хорошего тона. Граненый стакан с только что заваренным чаем он вместо блюдца поставил в небольшую металлическую мисочку. Наверное, размешал сахар и рядом положил чайную ложку, которая необычно преломляется сквозь грани стакана. Завтрак дачного жителя очень скромный, к стакану чая есть всего два яйца. Это не удивляет, ведь картина написана в 1918 году, когда в стране происходят тревожные события, люди не могут позволить себе ничего лишнего.

Но как удивительно Петров-Водкин написал этот скудный завтрак! Яйца жемчужного цвета, они, как и самовар, чайная ложечка, стеклянная баночка и металлические предметы на столе отражают солнечный свет. Даже розоватые от солнечных лучей доски стола выглядят нарядно.

И хотя художник не показал зрителю главного героя этой картины, зато передал отношение к нему его четвероногого друга. Рыжий пес явно смотрит на своего хозяина умными и добрыми карими глазами, он терпеливо ждет, что после прогулки хозяин угостит его чем-то вкусным. Выражение собачьей мордочки говорит о преданности и любви к человеку. Пес не единственное животное, изображенное в натюрморте. В блестящем самоваре отражается яйцо, а за ним можно рассмотреть силуэт рыжего кота, который уютно примостился напротив.

«Утренний натюрморт» вызывает чувство покоя и радости от того, что начался новый день. Художник тонко передает гармонию единения человека с природой. А это делает мир добрее и прекраснее.

2, 4, 5, 6 класс

Сейчас читают:

  • Образ Якима Нагого в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Яким Нагой, является одним из героев произведения знаменитого русского писателя, по сути - это один из мужиков, с кем сталкиваются странники, отправляясь в свое путешествие в данном произведении. Стоит отметить, что самые первые строки произведения,

  • Нужен ли России Базаров? - сочинение по роману Отцы и дети

    Неоднократно в истории русской литературы писателями поднимался вопрос «лишнего человека». Среди «лишних людей» мы может наблюдать таких героев как Безухов, Обломов, Онегин, Чацкий и многие другие.

  • Не буду скрывать, выходные я очень сильно люблю и с нетерпением их всегда жду. Я расскажу вам, как я провожу выходные со своей семьей. В пятницу я быстро и радостно бегу домой, кушаю, переодеваюсь и могу сразу пойти погулять с друзьями в футбол.

  • Сочинение Портрет друга (описание)

    У меня много подруг и друзей, но самая близкая подруга одна. Её имя Ирина. У нее короткие до плеч темно-каштановые волосы, они немного вьются, лоб наполовину закрывает маленькая чёлка. У Иры красивые тонкие брови, карие глаза и прямой нос,

  • Мода меняется с каждым годом. Не успеешь опомниться, как наступит 2200 год, когда мода изменит внешний вид костюма до неузнаваемости. Правда, не всем суждено будет дожить до этого счастливого момента.

  • История создания романа Война и мир сочинение

Петров-Водкин - Утренний натюрморт

1 вариант сочинения-описания

"Утренний натюрморт" Петрова-Водкина довольно красочная и насыщенная картина, произведение искусства. Она сразу привлекает внимание использованными тёплыми тонами и светлыми оттенками. Живость и яркость сполна присутствуют на этом полотне.

Блестящий чайник и яйца

Теперь стоит перейти к сюжету картины, к тому, что на ней изображено. Используя вид сверху, художник разместил на переднем плане стол оранжевого цвета. Однако поверхность стола не пуста, на ней находится блестящий чайник на ножках(а рядом лежит крышка от него), два яйца, сиротливо лежащих посредине, прозрачный стакан с чаем, стоящий на блюде. Там же лежит и ложка.

Букет

Стоит обратить внимание на бросающийся в глаза букет полевых цветов, которые стоят в небольшой прозрачной вазе. Рядом с ними небрежно валяется закрытый коробок спичек. Подле стола, с левой стороны картины видно голову сидящей собаки, которая завситливо посматривает на два яйца.

Какие же выводы по изображённому на картине мы можем сделать? Кто хозяин этой собаки и этого дома? Во-первых, можно предположить, что это жилище находится в сельской местности, поскольку букет цветов совершенно не похож на купленный в магазине. Скорее всего он собран собственноручно для украшения стола. Простая посуда и грубый стол только подтверждают это предположение.

Исходя из увиденного, можно догадаться, что хозяином дома является мужчина. Об этом свидетельствует минимум декора и аксессуаров, простота в посуде и в еде. Также вполне вероятно, что этот мужчина одинок и живёт вместе с собакой. Этот факт подтверждают два яйца. Скорее всего, одно из них предназначено хозяину, а другое - его любимому питомцу. Посуды для других жильцов на столе также не имеется.

Лёгкий завтрак хозяина свидетельствует о том, что, скорее всего, он отправляется на работу, возможно, связанную с физическим трудом, ведь с полным желудком работать физически довольно непросто. Соответственно, его возраст составляет 25-40 лет. Не исключено, что он работает в поле, где и нарвал цветов по пути домой, чтобы порадовать свой взор и взор своего любимца.

Конечно, смотря на эту картину, можно сделать множество далеко идущих выводов, не каждый из которых будет правилен, но основной вывод таков: "Утренний натюрморт" изображает типичный завтрак мужчины(каа молодого, так и старого), который проживает в деревне со своим верным другой - собакой, и, возможно, работает в поле.

2 вариант сочинения для 6 и 5 класса

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - известный русский художник. Он написал множество замечательных картин, интересны и выразительны его натюрморты. Один из выдающихся - "Утренний натюрморт", написанный в тяжелое голодное время, в 1918 году.

Художник изобразил простой деревенский завтрак. На улице раннее утро, комната залита солнечным светом. В центре картины стол. Он далеко не новый, его рыжеватого цвета поверхность покрыта царапинами. На обычном деревянном столе, даже не застеленном скатертью, стоит чудесный букет. Нежно-голубые и желтые полевые цветы в прозрачной стеклянной вазе очаровывают своей красотой. Кажется, что стоит наклониться и почувствуешь их тонкий аромат. Стебли и листья светло-зеленого цвета прописаны с особой тщательностью. Из съестного только пара неочищенных вареных яиц и стакан свежезаваренного чая.

Стакан стоит в блюдце, в нем же чайная ложка, она видна сквозь чай. Художник четко прорисовал граненый стакан, в трех гранях виднеется ложка. Рядом находится никелированный чайник, который идеально начищен и блестит на солнце. В нем, как в зеркале, отражается все, что находится на столе, и даже рыжий кот, которого нет на полотне. С чайника снята маленькая крышка, она находится неподалеку. И это неслучайно, автор подчеркивает реальность происходящего, чай заварили совсем недавно, забыли накрыть крышкой. Слева изображен спичечный коробок, он имеет четкую форму. Никелированная трубка, находящаяся рядом, источник блеска. Вообще, художник играет бликами, они на большинстве поверхностей.

На заднем плане изображена собака. Она ярко-коричневого цвета. Глаза собаки грустные, усталые, ее взгляд устремлен на хозяина. На картине нет человека, но он находится рядом, его окружают домашние любимцы. Когда смотришь на полотно, кажется, что находишься на месте хозяина стола. Полотно наполнено светом, чистотой. Художник использовал только светлые и яркие краски, от картины веет свежестью. Петров-Водкин создал очень приятную картину. Она проста, но оставляет очень радостное впечатление.

покойствие и покой овладевают зрителем во время просмотра этого натюрморта. В голодное время такой завтрак был желанным, художник запечатлел прекрасное утро и реальную жизнь, без прикрас. Возможно, что автор выразил в ней свой взгляд на жизнь, веру в лучшее будущее.

6, 7, 5 класс

  • Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс (описание)

    На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей.

    Красивая картина с красивым названием. Почему весна голубая, а не зеленая? Это ведь цвет зелени. Обычно весна всегда ассоциируется с молодой зеленью. Думаю, что просто зелень-то ведь появляется не сразу. А вот небо такое голубое-голубое только весной.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин стоит как бы особняком среди тех художников, которые творили с ним в одно и то же время. Увлекаясь и символизмом, и модернизмом, интересуясь живописью раннего Возрождения, иконописью, он смог разработать особую сферическую перспективу.

Краткая биография

Он родился в семье сапожника. Но талант не спрячешь. Он трудно, безденежно учился некоторое время живописи в Самаре. Позже его наставником в Москве стал В.А. Серов. В начале XX века Петров-Водкин много путешествовал. Он бывал не только в Германии, Италии, Франции, Турции, Греции, но и в Африке, познакомившись с Н. Гумилевым. Обогащенный впечатлениями и раздумьями, он пришел к собственным концепциям, например, относительно того, что означает пространство картины. Он нашел собственную тематику и способ ее выражения. К 1912 году почти закончились поиски художником собственного стиля. Описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, созданной в это время, будет дано ниже. Свои работы он выставлял на выставке «Мир искусства». Революцию художник принял и написал «Смерть комиссара», «Портрет Ленина». Он жил жизнью страны, которая должна была открыть путь к совершенству. К.С. Петров-Водкин много и успешно работал на поприще литературы.

Он пробовал себя в произведениях для детей, в автобиографическом жанре, что получило высокую оценку таких его современников, как К. Федин, О. Форш, М. Пришвин, Ю. Тынянов и другие.

Натюрморт

Художник всегда ставит перед собой задачу через предметный мир отобразить духовный мир человека. Поэтому вещи на картинах иногда получают души и тем самым языческое восприятие. Почти всегда существует желание художника в натюрморте выразить предметную красоту мира самыми минимальными средствами. Этот натюрморт Петрова-Водкина - камерное, если так можно выразиться, произведение. В нем важен каждый мазок кисти, поскольку он отражает видение мира художником. Это отчасти и есть описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, сделанное через общие концепции жанра.

Солнечное утро

Как и положено, в натюрморте взгляд художника упал на привычные предметы, которыми мы просто пользуемся и не замечаем их уникальности, их красоты или незамысловатой обыденности. Он предлагает взглянуть на них по-новому. Итак, описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина приводим для читателя.

На дощатом хорошо обструганном столе чудесного розовато-коричневого оттенка стоят, расположенные по кругу, обычные предметы. Центр стола пуст, он ничем не захламлен. Каждая вещь и существует сама по себе, и замкнута в круг контактирующих друг с другом предметов. Кузьма Петров-Водкин («Утренний натюрморт» - предмет нашего рассмотрения) ничего резко не выделяет, ни ярко начищенный чайник, ни разных оттенков яйца, одно из которых отражается в грани чайника. В ней же отражен рыжий кот, которого на картине не видно. Граненый чайник и на блюдце художник подобрал не случайно. Именно эти грани несут дополнительную нагрузку. Они расширяют пространство. В гранях стакана троекратно отражена серебряная ложечка. В стеклянной вазе стоит букет только что собранных голубых колокольчиков и желтых одуванчиков. В прозрачной свежей воде вазы отражается легкая желтизна цветов. Их жизнь коротка, но прекрасна. Совсем рядом с вазой лежит синий коробок со спичками. Его цвет перекликается с оттенками букета, а серебристый фонарик блестит так же ярко, как и чайник, создавая законченность композиции. К столу подошел не только кот, чье отражение зритель уже видел в чайнике, но и рыжий шкодливый с грустными глазами. Он посматривает, что бы можно было стащить со стола и съесть, но, похоже, ничего достойного не находит и смирно ждет, когда на завтрак придет хозяин. Что показал на своем полотне Петров-Водкин («Утренний натюрморт») Что изображено на нем? Это мир бытовых предметов и душа художника, смотрящего на них любящим взглядом.

Общее впечатление

Яркое солнечное утро сразу создает радостный настрой на весь день. Чистота и блеск предметов, таких сверкающих, будто их только что омыла свежая роса, придает им особое языческое одухотворение. Они как будто все подсвечены изнутри. Каждый предмет сияет по-своему особенно. Художник разглядел суть каждой вещи, соединил их высшей гармонией и перенес на полотно. На натуру художник смотрит одновременно и сверху, и сбоку. Это так называемая сферическая перспектива. Создавая композицию именно такой, художник, видимо, основывался на высказываниях В.И. Вернадского, считавшего, что человек не должен забывать, что он житель не просто государства, но планеты.

Читателю было дано описание картины «Утренний натюрморт» Петрова-Водкина, а составить собственное мнение о произведении каждый сможет, полюбовавшись им.