Восстановление картин написанных маслом. Промывка и расчистка картин

Таким рецептом пользовался ещё мой дедушка, а он узнал от своего отца.

Если масляная картина не очень сильно загрязнена, то её, примерно 2-3 раза обмывают мыльной (не сильной концентрации), а затем чистой водой. Если же Ваша масляная картина нуждается в основательной чистке, поступаем следующим образом.

Сквозь чистое волосяное (неметаллическое) сито просеиваем на картину печную золу (берём её у знакомых в частном доме), потом льём на картину теплую мыльную воду и отмываем чистой водой. Подсушив картину с помощью хорошо промокаемого полотенца, можно покрыть её лаком, только внимательно подбирайте лак, что-бы он не разъел и не смыл краски. А то будет нам а-та-та))).

Существуют и другие средства и способы чистить картины и холсты . Приведу некоторые из них.

Масляную картину протираем губкой, смоченной в слабом уксусе, потом промываем чистой водой. Вместо уксуса можно пользоваться разведенной водкой. Не перепутайте, куда водку применять.

Можно ещё испеченную луковицу разрезать надвое и и протереть картину . Затем холст промыть чистой водой и, дав высохнуть, покрыть взбитым яичным белком или белым лаком, это придает полотнам блестящий обновленный вид.

Масляную картину кладём на гладкий стол или доску, мочим ее водой и посыпаем солью, потом берём кусок полотна и трём им холст, пока грязь не сойдет. Сильно не увлекайтесь, а то грязь после схода будет сильно цветная)) И кстати, был случай, с моим дядькой. У него в квартире была репродукция картины « » , так он её так старался очистить внизу, что протёр почти до холста . Долго он не горевал, взял зелёнку и внизу позеленил болотце))) Получилось весьма атмосферно, и вдобавок, картина приобрела дико жуткий штрих. Издали смотрелось так, что хотелось пристрелить беглецов на месте, чтобы не мучались. Извините уж за кровожадность. Но картина реально давила на психику. Вот и не верь после этого в магию ауры вещей.

Но вернёмся к нашим баранам. Совершенно очистив картину , вытираем её, снова промываем чистой водой и даём до конца высохнуть, после чего также покрываем лаком, совместимым с масляными красками.

Потом возвращаемся на блог и смотрим, что ещё можно сотворить с нашей бедной масляной картиной .

Живописная картина , вышедшая из-под кисти мастера, с годами становится все ценнее. Она, одетая в багет , – настоящее украшение гостиной, офиса, галереи. Сохранение живописи – вот задача, которую предстоит решать на протяжении всей «жизни» картины.

Условия для масляной живописи

Чтобы даже спустя десятилетия творение художника радовало глаза и грела душу, нужно соблюдать требования к его хранению.

Масляная живопись – это картина написанная масляными красками. Написана она может быть на холсте (либо на другой, схожей по свойствам ткани), на плотном картоне, на твёрдых поверхностях (оргалите, дереве и т.п.).

Картины младше года нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе, поскольку затвердевание масляно-красочного слоя происходит только на втором году жизни картины. Чтобы этот процесс проходил равномерно, необходимо разместить картину в хорошо освещенном, часто проветриваемом теплом помещении, избегая прямых солнечных лучей, от которых масло темнеет.

Масляная живопись второго года жизни и старше согласно технологии покрывается лаком (пихтовым, даммарным или аналогичным – специальным лаком для масляной живописи) – благодаря ему картина становиться устойчивее к солнечному свету, воде и механическим повреждениям. Лаки различаются по матовости, составу и ценой. Для выбора лакового покрытия и его нанесения лучше обратиться к специалистам. Лаку так же требуется некоторое время для высыхания и свежий воздух.

Как правило, под стекло такую картину помещать не нужно. Достаточно аккуратно за ней ухаживать.

Но никто не запрещает защитить стеклом особо ценные творения. Важно, чтобы к этому моменту краски и лаки уже полностью высохли, а стекло не касалось красочной поверхности.

Общие положения об условиях хранения и экспозиции масляной живописи следующие:

  • Никогда не вешайте картину вблизи плиты, духовки, печки – отмыть картину от копоти будет очень трудно. Табачный дым также приводит к оседанию копоти.
  • Не вешайте картину под прямыми солнечными лучами. Лак, конечно, защищает краску, но под прямым солнцем она всё равно начнёт выгорать.
  • Лучше вешать картину под углом к стене – так основная пыль будет оседать на раму и задник, а не на холст.
  • Следите, чтобы гвоздь, на котором висит картина, не касался сзади холста.
  • Не вешайте картину близко к отопительному прибору или кондиционеру. От постоянного воздействия высокой температуры и сквозняка краска может начать трескаться.
  • Не трогать голыми руками слои краски.
  • Не размещать ближе метра от картины лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше и люминесцентные – от 20 Вт.

Уход за живописью

Картины, написанные маслом, требуют специального ухода.

Основные приемы ухода состоят в следующем.

  • Чистить живопись можно только после стабилизации верхнего слоя.
  • Удалять легкую пыль с лицевой стороны картин чистой подушечкой или рукавичкой из бархата или фланели – материала, вбирающего в себя пыль. Живописную поверхность обметают в одном направлении, нажим на поверхность картины должен быть самым минимальным. Не следует применять для этой цели щетки, перовки, флейцы, так как ими можно поцарапать красочную поверхность, а кроме того, эти предметы не собирают пыль, а рассеивают ее в воздухе. Можно вызвать тяжелые повреждения живописи, если допустить протирание красочного слоя чрезмерно влажной тряпкой или удалять пыль пылесосом.
  • С оборотной стороны картины пыль удаляют теми же подушечками и рукавичками из бархата и фланели, флейцем с короткой щетиной или пылесосом. Картине при этом придают небольшой наклон в сторону подрамника. Движения по холсту должны быть легкими, а щетка пылесоса совсем не должна касаться холста. Можно дополнительно хорошо защитить живопись от пыли, полностью закрыв обратную сторону холста картоном или крафт-бумагой. Если Вы не хотите закрывать надписи на обратной стороне холста (например, подпись художника) задник можно сделать из прозрачного пластика.
  • Для удаления более сильных загрязнений, необходимо протирать картину слегка влажной тряпочкой или ватными дисками. Этот способ нельзя применять при наличии трещин в красочном слое. Если просто вода не помогла, то применяют слегка мыльный раствор (мыло должно быть не щелочным, например – детским).
  • При сильном загрязнении не чистите картину самостоятельно – это должен делать специалист.
  • Удаление сажи и копоти требует работы реставратора, и никакие попытки удаления их на месте недопустимы.
  • Если холст картины провис (появились складки или неровности), никогда не мочите холст с обратной стороны водой – это, возможно, и временно натянет холст, но в дальнейшем приведет к отслоению грунта картины с последующим его осыпанием. Если подрамник у картины раздвижной с клинками (так называемый – модульный) – осторожно подбейте клинья (если, конечно, умеете это делать правильно; не уверены – обратитесь к профессионалам). Если подрамник глухой конструкции (в виде жестко скрепленной рамы), не старайтесь подтянуть холст, а сразу обратитесь в багетную мастерскую – потребуется перетяжка картины или замена старого подрамника на модульный.

Полотна, написанные маслом, темнеют со временем, и актуальной является задача осветления картины.

Если необходимо восстановить дорогую картину, лучше всего посетить профессионального реставратора.

Когда же картина менее ценная, можно попробовать осветлить ее самостоятельно.

  • Для начала надо удалить гвозди, с помощью которых фиксируют подрамник на раме, и вынуть картину.
  • На следующем этапе надо смести губкой с полотна пыль и мыльной пеной промыть картину, затем обмыть чистой водой и оставить картину подсыхать.
  • Подобная обработка картины приводит к тому, что картина теряет исходный блеск, из-за того, что покрывающий ее лаковый слой становиться матовым. Восстановить блеск можно, если распылить кроющий лак над полотном, а затем поместить подрамник в раму.
  • Для освежения цвета, после чистки на поверхность картины можно нанести каплю льняного или макового масла. Масло следует аккуратно и тщательно растереть чистой мягкой тряпочкой, излишки масла необходимо протереть.

Масляная живопись – одна из самых долговечных техник. Покрытая лаком картина, оформленная в надежную багетную раму, при правильном хранении и уходе может сохраняться в неизменном виде десятилетиями, что делает ее выгодным вложением средств.

Обращайтесь в салоны мастерской «Багетное дело». Наши мастера помогут сохранить Ваши шедевры на долгие годы.

Если вы хотите , я дам вам несколько профессиональных советов о хранении и уходе за ними.

Картины на холсте , написанные маслом, требуют от своего хозяина не только хорошего вкуса, но и заботы, благодаря которой они смогут радовать глаз долгие годы.

Поговорим о правилах хранения картин.

Картины на холсте нередко удивляют своих владельцев тем, что перестают висеть ровно без видимой причины. Для того чтобы полотно оставалось на нужном месте, я советую закрепить проволоку или веревку в двух местах на подрамнике. Проволока все же предпочтительнее, она обеспечивает самую надежную фиксацию.

Также, стоит применять не одно крепления, а два. Если к картине маслом на холсте приклеить по краям изнанки полоски резины, то трение со стеной будет сильнее, благодаря чему, она не будет менять свое положение.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте , я расскажу вам пару хитростей, касающихся размещения полотен. С их помощью ваше новое приобретение будет смотреться гораздо красивее и эффектнее.

Так, верхнюю часть картины на холсте можно немного наклонить вперед. Также, не стоит забывать об освещении. Впечатление, производимое картиной, сильно зависит от того, как на нее падает свет.

Кроме того, размещая полотно на стене, постарайтесь сделать так, чтобы центр композиции находился на уровне глаз человека. Картины маслом на холсте нельзя помещать под стекло, иначе долго они не проживут.

Если вы решили купить картину маслом на холсте, параметры ухода за ней будут варьироваться в зависимости от возраста.

Картины младше полугода, как дети, нуждаются в солнечном свете и свежем воздухе. При регулярном проветривании помещения, в котором висит картина, масляные краски быстрее высохнут.

Окончательное засыхание и затвердевание красок происходит только на втором году жизни картины. В этот период ее нужно оберегать от влажности и перепадов температуры. Прямое попадание солнечных лучей уже нежелательно, от этого краски могут потемнеть.

Картины на холсте маслом нельзя вешать на кухне рядом с плитой, а также размещать в непосредственной близости от нагревательных приборов. В противном случае на полотне начнут появляться микротрещины.

Чистка картин на холсте

Картины маслом на холсте нуждаются в периодической чистке, которая не ограничивается банальным протиранием пыли.

Специальная процедура чистки позволяет не только эффективно удалить осевшую пыль и грязь, но и, при этом, не испортить краски.

Прежде чем приступать к чистке, стоит убедиться, что чистящее средство безвредно, для этого необходимо нанести его на краешек холста и подождать реакции.

Если все в порядке – тогда нужно подложить пачку старых газет или журналов под картину, сняв раму. Затем, аккуратно протираем картину маслом на холсте ватным диском, смоченным чистящим средством.

Здесь нужно быть осторожным и следить, чтобы на вате не появились следы краски, фиолетовая и черная особенно склонна стираться. Если вы заметили следы – прекращайте процедуру и промойте картину водой.

Для того чтобы очистить картину от пыли достаточно будет обычной, слегка подогретой воды. В этом случае, чистку надо производить быстро, а после завершения протереть полотно тканью. Если картина маслом на холсте имеет трещины – воду использовать нельзя.

А теперь пару слов о чистящих средствах.

Если вы хотите купить картину маслом на холсте, вам следует знать, что лучшим средством для очистки является терпентиновое масло. Им можно удалить почти все возможные загрязнения.

Но, терпентин это растворитель, поэтому сначала протестируйте краски, как я писал выше.

Второе по популярности средство – обычный мыльный раствор, он лучше всего удаляет жирные пятна с картин на холсте.

Промывка и расчистка картин связана с выявлением самой живописи, с освобождением ее от всевозможных наслоений, портящих впечатление и мешающих видеть настоящий тон ее. Эти процессы относятся к области реставрации живописной (в отличие от технической) и являются делом крайне ответственным.

Известно немало случаев порчи картин, попадавших в руки неопытных людей, всякого рода любителей, начинающих реставраторов, работающих без присмотра опытного глаза. Для того, чтобы промывать картины, нужно хорошо знать приемы работы старых мастеров — создателей этих картин.

Старые мастера фламандской и итальянской школ, чтобы добиться свечения и прозрачности красок, делали специальные подмалевки на белых и тонированных грунтах красками чрезвычайно ограниченной палитры, часто даже «гризайлью» (1 , накладывали слои краски в светах пастозно, в тенях — тонкослойно (с расчетом на просвечивание грунта) и заканчивали свои вещи цветными лессировками (2 . Лессировки делались красками на маслах или лаках. Иногда уже по лессировкам художники делали последние удары густыми мазками. Известно, например, что Тициан наносил до 30—40 лессировок. Рубенс поверх коричневой подготовки писал локально в повышенных тонах, затем лессировал и по лессировкам в светах делал корпусные удары. Рембрандт свою пастозную живопись также завершал лессировками (3 .

Традициям старых мастеров следовали многочисленные их ученики и подражатели, а также, несколько видоизменяя их, наши большие художники — Рокотов, Левицкий, Брюллов, Куинджи, Репин, Суриков и др. Поэтому реставратор постоянно может встретиться с образцом сложной комбинированной техники. Положение усложняется еще и тем, что старые картины несут на себе многочисленные, изменившиеся в цвете лаковые слои, начиная от авторского, по своей давности почти равняющегося лессировочным покрытиям, и кончая самым поздним. Слои лака как бы срослись с лессировками, и подчас даже опытному глазу бывает трудно разобрать, где кончается лессировка и начинается лаковый слой. Кроме того, между слоями лака и поверх его часто бывают налеты грязи. Поэтому промывка и расчистка живописи путем растворения и снятия этих наслоений является делом чрезвычайно ответственным. Сильно действующими веществами — растворителями - при операциях над лаками можно легко повредить и самую живопись, поэтому от работающего требуется, во-первых, понимание техники реставрируемого произведения, умелый подбор состава, растворяющего загрязненные лаки, осторожность, соединенная с ловкостью и вкусом, опыт, любовь к своему делу и чувство величайшей ответственности.

В руководствах по реставрации имеются указания на некоторые вещества, применявшиеся при чистках картин. В частности, Гупиль (4 , профессор рисования, изучивший ряд трактатов по этому вопросу и испытавший многие средства, указывает способы чистки картин. Приведем выдержку из его сочинения, касающуюся промывок картин:

«Чистая вода, как средство для чистки картин, есть одно из невиннейших, в особенности при смывании с них грязи. Воды одной достаточно для освобождения их от всех тел липких, каковы гуммиарабик, рыбий клей, крепкий клей, мед, сахар, леденец и все прочее, растворимое водою.

Яичный белок с течением времени приобретает все более и более способностей сопротивляться воде и действиям кислот, что происходит вследствие несчастной привычки некоторых художников покрывать картины белком чистым без добавления к нему спирта и сахара-леденца.

Из всех допускаемых при чистке картин щелочных солей, каковы древесная зола и жемчужная, поташ и винный камень, должен быть употребляем один последний, растворенный в воде, потому что все другие, действуя вредно на масла и краски, суть настоящие протравы в применении к излагаемому нами делу. Итак, можно пользоваться только винным камнем, начиная сперва растворением слабым и потом усиливая его.

Если, однако, все вышеуказанные средства останутся без результатов для чистки, то можно прибегнуть к буре; действуя медленно, бура, растворенная в воде, дает одну из наиболее безвредных щелочных солей. Рассыпая по картине тонко просеянные древесные золы, смачивая их тепловатой водою и притом легонько смывая губкой, достигают тех же результатов.

Но этому выщелачиванию не должно позволять действовать на краску долго; тотчас же, едва заметится очищение, следует прибегать к помощи сочно смоченной губки. Чистая известковая вода или раствор извести в воде могут оказать те же услуги.

Мыла, получаемые из соединения жира или масла со щелочами благодаря последнему элементу приобретают растворяющую способность, которой не должно, однако, слишком доверяться. В некоторых случаях употребление черного мыла может сделаться опасным; но если уже встретится необходимость пользоваться им, то следует сначала испробовать его на какой-нибудь наименее важной части картины.

Мыло, взбитое на чистой воде, куда добавлено немного обыкновенной поваренной соли, дает пену, которую можно употреблять для очистки сильно закопченных картин. Накладывая эту пену на те части, которые предстоит чистить, ее снимают пропитанной чистой водою губкой в то время, когда она начнет оседать и исчезать.

Обычный состав для чистки приготовляют, соединяя две части очищенного винного спирта с одной частью терпентинного масла; прочие масла: лавандовое, розмариновое, смешанные каждое порознь в той же пропорции со спиртом, дают те же результаты.

При чистке картин, еще не крытых лаком, можно пользоваться более нежным способом; здесь можно употреблять кислоту, растворенную в воде, муку, разведенную в известковой воде, водку или уксус.

Для очень маленьких холстов, некоторые пускают иногда в дело слюну, которая, однако, по причине заключающейся в ней фосфорной кислоты, может действовать на краски вредно.

Один из несчастнейших способов, допускающий употребление урины (мочи) и не пренебрегаемый некоторыми реставраторами, никогда не должен находить себе последователей.

Есть еще господа, пользующиеся хлористою ртутью, сулемой, это яд ужасный, однако, вредный, как для тех, кто прибегает к нему, так и для картины, по тем последствиям, которые может он повлечь своим прикосновением к ней».

П.Я. Агеев в своей статье «Возобновление масляных картин» приводит мнение профессора А. Эргардта.

А. Эргардт, по словам П.Я. Агеева, допускает для чистки картин только воду, мыло, льняное, маковое и ореховое масла, а также терпентин и спирт (отдельно или в смеси), как средства, имеющие научное обоснование.

Далее П.Я.Агеев, основываясь на трактате Паильо де Монтабера, говорит: «Для чистки картин советуют употреблять протертый щавель, кислые яблоки-ранет, лук, перец, поташ, золу, наконец, смесь жира с глиной и белилами, стертыми на ореховом масле. Этот последний состав надо будто бы прикладывать теплым на оборотную сторону картины». П.Я.Агеев, допуская сок лука и чеснока, не оправдывает других, указываемых Монтабером, средств.

Из приведенных выдержек явствует, что вопрос промывки и чистки картин давно волновал ученых и толкал их на поиски пригодных для этого веществ и способов их использования. Средств, как мы видим, рекомендуется не мало, но применять их все мы не можем уже по одному тому, что в данный момент они не все проверены лабораторно и на практике. Со своей стороны мы рекомендуем отнестись к ним критически и не проводить без соответствующей обстановки рискованных экспериментов, твердо помня, что ничто не может принести столько вреда картинам, сколько могут принести его реставраторы мало испытанными методами.

Среди указанных растворителей есть прочно вошедшие в нашу повседневную практику, они не противоречат требованиям технологии, но и их нужно применять умеючи, в каждом отдельном случае по-разному. В данное время у нас в СССР и за границей применяются многие из веществ, здесь указанных; способы их использования мы постараемся изложить ниже.

Промывку и расчистку картин следует подразделить на четыре, вида 1) промывка картин от поверхностных загрязнений; 2) промывка с частичным удалением лака; 3) снятие лака; 4) расчистка живописи от записей.

1) «Гризайль» — одноцветная (монохромная) живопись, при которой применяются черные, белые и коричневые краски. Общий колорит вещи, исполненной техникой «гризайль», обычно серый.

2) Лессировками называются прозрачные сквозные красочные покрытия, протирки.

3) Подробное описание приемов старых мастеров дано в труде Д.И.Киплика «Техника живописи», т. IV.

4) «Руководство к живописи масляными красками с прибавлением небольшого трактата реставрировании картин». 1898.

Картина на холсте – традиционное украшение интерьера. Правда, свою функцию она выполняет только в том случае, если находится в идеальном состоянии. Увы, с живописными полотнами случаются разные неприятности. Они темнеют, меняют цвет, рвутся. Реставрация картин на холсте своими руками – возможно ли это? В некоторых случаях – вполне. О том, когда и как это сделать, пойдет речь в нашей статье.

Важно! К сожалению, с течением времени в реставрации нуждаются не только предметы искусства, но и другие любимые сердцу части интерьера. Как это сделать правильно, читайте в других наших материалах:

Дома или в мастерской?

Реставрация картины в домашних условиях – процесс довольно сложный, требующий знания технологии живописи, свойств материалов, а также аккуратности и внимания. Поэтому возможна она не всегда. Если поврежденным оказывается полотно, имеющее художественную или историческую ценность, лучше обратиться в мастерскую, особенно, если повреждена не только тыльная, но и лицевая сторона.

Удовольствие это — недешевое, но вы можете быть абсолютно уверены, что специалисты все сделают так, как надо. А вот репродукцию на холсте или дешевую копию, которая хорошо смотрится на стене, но сама по себе особой ценности не имеет, можно попробовать отреставрировать и самостоятельно.

Самые частые повреждения

С чем чаще всего приходится иметь дело реставратору-любителю? Со следующими проблемами:

  1. Порвался холст, и на картине появилась дыра.
  2. Лак потемнел.
  3. Краски изменили свой цвет.
  4. На картину попало агрессивное химическое вещество, и часть изображения растворилась.

Разрывы

Повреждения холста очень сильно отличаются друг от друга по размеру и форме. Самый простой вариант – дырка от гвоздя. Она имеет более или менее правильные очертания и небольшую длину. Не слишком много хлопот доставит и длинный прямой разрез. Но гораздо чаще приходится сталкиваться с большими дырами самого причудливого вида:

  • угловатые;
  • в виде ступенек;
  • в виде дыры с лучами.

Как правило, холст, если только его не резали специально, рвется по направлению нитей. Очень многое зависит от качества материала. Холст бывает:

  • тонким;
  • средней толщины;
  • плотным и толстым.

С чем бороться?

Разумеется, тонкий материал рвется чаще, но и реставрировать его проще. Если же ткань толстая, то она, перед тем, как порваться, сильно истирается и вытягивается. Самыми распространенными причинами являются:

  • плесень;
  • сильный удар.

Важно! Вид такого разрыва чаще всего не внушает надежд на благоприятный исход дела, потому что вокруг дыры вы обнаружите, что когда-то гладкая поверхность стала кривой. Выпуклости образуются не только на самом холсте. Они повреждают и грунтовый слой, а в самых тяжелых случаях переходят и на красочный, который начинает осыпаться. Подход к реставрации картин на холсте своими руками в каждом из этих случаев будет разным.

Вариант 1

Если причиной стало механическое воздействие, холст достаточно будет просто выпрямить, заделать отверстие, а уже потом восстанавливать слой грунта, краски и лак.

Вариант 2

Когда причиной серьезного разрыва и появление выпуклостей становится плесень, для начала придется избавиться от грибка, а уже потом выполнять все остальные реставрационные работы, иначе — толку от них не будет.

Когда реставрировать?

Если вам предстоит реставрация картины своими руками, сразу встает вопрос: а когда же нужно это делать? Ответ несложен. Сразу, как только вы заметили, что полотно повреждено.

Дело в том, что прямой прорыв легко заделать, что называется, по горячим следам. В тот момент, когда он образовался, с холстом ничего другого не успело случиться, края дыр, которые реставраторы называют бортами, легко сходятся. Поэтому соединить их нетрудно. Но с течением времени края соединяться перестают. На холст действует сила натяжения, под ее воздействием картина постепенно изгибается и принимает форму лодки.

Важно! Особенно тяжело состыковать борта, если дыра находится в середине. Поэтому откладывать дело в долгий ящик определенно не стоит.

Срочная консервация

Итак, если при переезде на вашу несчастную картину случайно уронили утюг или проткнули ее ножкой стула, меры нужно принять немедленно. Это, конечно, не реставрация, но нужно предотвратить деформацию холста и осыпание краски. Вам понадобятся:

  • бумага;
  • ножницы;
  • клей ПВА или рыбный. .

Дальнейшие действия элементарны.

  1. Прикиньте на глаз, какой формы заплата вам понадобится – она должна со всех сторон выступать за края разрыва минимум на 0,5 см, но лучше — больше.
  2. Вырежьте соответствующую заготовку из бумаги – плотной, но не особенно толстой. Обычная офисная вполне подойдет.
  3. Смажьте ее клеем.
  4. Хорошо совместите края дыры.
  5. Приклейте с лицевой стороны картины заплату.

Важно! Эта мера не поможет восстановить красочный слой, но позволит картине подождать, пока у вас появится на это время и возможность. На несколько дней и даже недель этого вполне хватит.

От чего надо отказаться?

Реставраторам нередко приходится сталкиваться с последствиями самодеятельного восстановления картин. Например, довольно часто попадаются полотна, у которых на лицевой части отлично заметна выпуклость. Опытный мастер сразу определит, что с обратной стороны на этом самом месте находится заплата, причем ставил ее не очень квалифицированный человек.

Такая заплатка ставится предельно просто – с тыльной стороны к полотну приклеивается кусок холста, иногда накладывается еще слой шпаклевки. Если вы собрались реставрировать картину таким способом – сразу откажитесь от этой идеи. Даже если вы выдернете из краев заплатки нескольких нитей, чтобы как-то нивелировать разницу в толщине холста, латка будет прекрасно видна со стороны изображения.

Не следует применять и некоторые другие методы:

  • сшивать края и шпаклевать место разрыва:
  • накладывать на изнаночную сторону масляную шпаклевку;
  • использовать для постоянных заплат марлю и бумагу – их можно ставить только как временные, чтобы края не расползались.

Какие меры можно применять?

Несмотря на нелюбовь реставраторов к заплатам, ставить их приходится довольно часто. Но есть и другие способы ремонта:

  • переплетение и заклеивание;
  • дублированием холста.

Важно! Первый способ реставрации картины на холсте применяется, если разрыв небольшой. Например, таким способом можно заделать дырку от гвоздя. Второй вариант – для серьезных повреждений (например, если картина небольшая, а длина разрыва больше 40 см).

Маленькие прорывы

Чтобы заделать дырку от гвоздя, вам понадобятся:

  • шило или толстая иголка;
  • рыбный клей;
  • папиросная бумага;
  • плотная бумага;
  • утюг.

Важно! Чтобы не решать потом проблемы с прорванными, испорченными или просто выглядящими «никак» предметами искусства, стоит усвоить несколько правил, которые помогут развесить картины правильно:

Прием не самый простой, но обычно дает хорошие результаты. Если вы занимаетесь реставрацией впервые, придется приложить максимум терпения и аккуратности:

  1. Положите картину на стол красочным слоем вверх.
  2. Иголкой или шилом раскрутите концы ниток по краям разрыва – нужно как можно сильнее их растрепать.
  3. Волокна нитей, находящихся с противоположных сторон разрыва, скрутите между собой как можно плотнее и чаще.
  4. Смажьте место разрыва и находящиеся рядом участки краски рыбным клеем.
  5. Заклейте разрыв кусочком папиросной бумаги.
  6. Дождитесь, пока клей начнет подсыхать.
  7. Прогладьте место разрыва через кусок плотной бумаги.
  8. Дайте утюгу остыть.
  9. Поставьте его снова на место разрыва (или положите туда другой тяжелый предмет в качестве пресса).
  10. Подождите сутки, затем переверните картину.
  11. Если осталась небольшая вмятина, зашпаклюйте ее.
  12. Дайте шпаклевке высохнуть.
  13. Разровняйте ее кончиком ножа.
  14. Удалите папиросную бумагу.
  15. Аккуратно удалите клей, стараясь не размочить его на месте прорыва.

Важно! Проследите, чтобы картина не приклеилась к столу – когда клей начнет подсыхать, ее нужно просто сдвинуть с места.

Изготовление шпаклевки

Не следует использовать строительную и вообще магазинную шпаклевку. Лучше всего сделать ее самим. Вам нужны:

  • пигмент – мел или охра;
  • рыбный клей.

Смешайте ингредиенты так, чтобы получился состав с консистенцией густой сметаны, и замажьте вмятину ровным слоем.

Важно! Впрочем, такой материал подходит не только для реставрации, из него можно сотворить и что-то новенькое. Подробно о стройматериалах, подходящих для творчества, читайте в наших блогах:

Реставрация смолкой

В качестве клеящего вещества можно применять не только рыбный клей, но и специальную смолку:

  • даммаровую мастику;
  • канифоль.

Технология будет немного другой. Как и в предыдущем случае, нужно максимально растрепать нитки и переплести волокна. Затем действовать необходимо так:

  1. Наложите на место прорыва, закройте бумагой.
  2. Прогладьте его и сгладьте неровности.
  3. Наложите на волокна кусочек канифоли или мастики.
  4. Расплавьте смолку кончиком теплого утюга.
  5. Если вы все сделаете аккуратно, грунтовать участок для восстановления красок не потребуется.

Важно! Старайтесь не задеть утюгом участков, покрытых краской.

Заплаты

Реставрация картин на холсте своими руками с помощью заплат требует определенной подготовки, о которой начинающие реставраторы обычно даже не задумываются. Например, для заплат не следует использовать новый холст – он непременно стянет место, на которое будет наклеен, со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. Поэтому нужно снять подклеенный второй холст и использовать для заплаток именно его. Он долгие годы находился на этой же картине, на него действовали те же самые условия, так что он уже успел приобрести нужные в данном случае свойства.

Если же старый подклеенный холст по каким-то причинам использовать невозможно – что ж, придется довольствоваться другим. При этом он должен максимально соответствовать толщине материала, на котором написана картина. И его надо предварительно простирать, а также сделать с ним еще несколько действий:

  • прокипятить;
  • обезжирить;
  • выварить проклейки;
  • высушить;
  • хорошо прогладить.

Клеим заплату

Если у вас дома несколько картины, должно быть и несколько видов материала для заплат. Отреставрировать полотно, написанное на толстом холсте, с помощью тонкой латки невозможно, равно как и наоборот. Поэтому дома должны быть лоскутки как минимум трех видов:

  • тонкие;
  • средние;
  • толстые.

Если вы уже подобрали материал и сделали с ним все, что требуется в таких случаях, можно приступать к ремонту. Вам нужны:

  • лоскутки;
  • доска;
  • гвозди;
  • рыбный клей;
  • папиросная бумага.

Вот как происходит реставрация картин на холсте своими руками в данном случае:

  1. Подготовленные лоскутки разложите на доске.
  2. Края закрепите гвоздями – холст не должен сворачиваться.
  3. Приготовьте состав, смешав рыбный клей и мед в соотношении 1:1.
  4. Дважды пропитайте лоскут полученным составом.
  5. У вас должна получиться клейкая глянцевая поверхность – мед же нужен для того, чтобы картина после реставрации не стягивалась.
  6. Положите картину на стол или на пол лицевой стороной вверх.
  7. Максимально совместите края разрыва.
  8. Насколько возможно, переплетите волокна.
  9. Если холст жесткий и не разглаживается руками, слегка смочите его, растяните, совместите края и поставьте на них холодный утюг или другой тяжелый предмет.
  10. Когда бортики совместятся, наклейте на место прорыва папиросную бумагу.
  11. Накройте его плотной бумагой.
  12. Положите пресс и не снимайте его, пока клей не высохнет (папиросная бумага при этом снова станет белой, как была до пропитывания клеем).
  13. Переверните картину.
  14. Очистите место для заплаты – на оборотной стороне картины могут оказаться всякие неожиданности, вроде скопления пыли, масла или какого-либо другого вещества, которое не позволит заплате хорошо приклеиться.
  15. Соскоблите грязь.
  16. По возможности удалите узелки, капельки клея и все остальное, что может вам помешать – это лучше всего делать острым ножом.
  17. Вырежьте заплату по форме дыры – она не должна заходить за пределы разрыва больше, чем на пару-тройку сантиметров.
  18. Намажьте заплату тем же клеевым составом, которым вы ее приклеивали.
  19. Дайте клею немного подсохнуть.
  20. Наложите заплату на место разрыва.
  21. Прогладьте ее утюгом, не нажимая на края заплаты.
  22. Когда лоскут присохнет, переверните картину.
  23. Удалите папиросную бумагу и клей.

Важно! Все работы лучше проводить на гладкой мраморной или деревянной доске.

Особые случаи

Если поврежденная картина уже какое-то время полежала и совместить края разрыва не удается, приходится искать другие выходы. Ситуаций может быть две:

  • холст сел, и края не сходятся;
  • холст вытянулся, и один край ложится на другой.

В первом случае материал нужно растянуть, во втором – посадить, для чего используется деревянная подкладка с выпуклой поверхностью, форма которой соответствует кривизне холста. Картина кладется лицевой стороной вверх, под нее – подкладка, которая ставится на еще одну дощечку. Но это – сложная процедура, которую вряд ли следует применять самодеятельному реставратору.

Если выпали кусочки грунта и краски

Ремонт холста – далеко не единственная, к тому же, не самая сложная проблема, с которой может столкнуться самодеятельный реставратор. Гораздо хуже, если выпали кусочки грунта или краски. Краски все равно придется накладывать отдельно, а вот если поврежден грунт и образовалась выемка, ее можно заделать тем же холстом, вырезав маленький кусочек по форме. Сначала вклеивают его, а уже потом прикрепляют заплату. Мастику использовать не стоит.

Если картина потемнела

По сути, ремонт холста – это единственное, с чем может справиться без особого ущерба для картины самодеятельный реставратор. С другими неприятностями лучше сразу идти в мастерскую. Если, к примеру, помутнел лак и вы непременно хотите его снять, вы должны совершенно точно знать его состав и возможности применения тех или иных растворителей.

Так же дело обстоит и с красками. У каждого мастера – свои секреты, и помочь с ними разобраться может только опытный реставратор, который хорошо знает свое дело. Перед тем, как заняться восстановлением, мастер тщательно исследует картину – определяет состав лака и красок, тщательно исследуя даже мельчайшие частички. Очень часто обследование проводится с помощью специальных приборов, дающих излучение того или иного спектра.

Важно! Если вы попробовали реставрировать картину, у вас поучилось и даже больше, появилось желание отворить что-то, узнайте больше о том, из каких подручных мелочей можно создать нечто красивое:

Даже если картину написал ваш предок, который был художником-любителем, она для вас просто семейное воспоминание, и, на ваш взгляд, не представляет собой никакой ценности – не торопитесь самостоятельно ее чистить и закрашивать потускневшие места. Вполне возможно, что это полотно представляет в том числе и исторический интерес, и ваши неумелые действия приведут к утрате экспоната, которому вполне можно было бы найти достойное место — если не в Эрмитаже, то в краеведческом музее. Каждый предмет из прошлого приоткрывает страничку жизни определенной эпохи и нуждается в бережном отношении.