Анализ на западном фронте без перемен ремарка. Тематика, проблематика, образ героя и художественные особенности романа Э.М.Ремарка «На западном фронте без перемен

Война и мир в жизни героев романа Известно огромное количество воспоминаний об этой войне3. Историков обычно больше интересуют мемуары политиков, ученых, военных. А художественные произведения, написанные современниками и участниками Первой мировой, дают возможность читателю погрузиться в атмосферу жизни людей того времени. Таков и роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» требует к себе, на мой взгляд, более философского, нежели эмоционального отношения.

Об этом говорят даже сами слог, стиль, манера повествования автора: неторопливо, отвлечённо, даже, казалось бы, равнодушно, как бы со стороны рассказывает он об одном из самых страшных испытаний, какие только могут выпасть на долю человека в жизни, – о войне4. И с этого угла зрения Пауль Боймер, Тьяден, Стани-слав Катчинский, Хайе Вестхус, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Детеринг – герои романа – самые замечательные и счастливые люди, сумевшие рано, за очень короткий срок, познать жизнь и понять в ней главное. Главный герой романа - Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники и сослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческими условиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Пауль перемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается на фронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. И кажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода. Пауля убивают в октябре 1918 г. И, пожалуй, такой исход закономерен. Пауль и его ровесники не имеют за спиной ничего, кроме войны, и потому они и есть потерянное поколение. Герои Ремарка вряд ли были списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни сам Пауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими были герои бессмысленной, ужасной войны - люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Неведомое, томящее, надвигающееся, упоительное предчувствие сближения с женщиной. Не может быть, чтобы всё это сгинуло под ураганным огнём, в муках отчаянья и в солдатских борделях», – взывает сам к себе, к своему сердцу, к своей душе главный герой романа. Именно поэтому Ремарк пожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли с надеждой на возвращение в потерянный рай. Для них – на Западном фронте – всё ещё идёт позиционная война, а ведь надо бы, как считает один из обывателей, перейти в наступление, наконец, пора уже, дескать, задать жару этим французикам. Для них на Западном фронте, действительно, без перемен, даже если за это время погибли тысячи людей.– «Не надо было мне приезжать в отпуск!» – делает вывод Пауль Боймер. Таким образом, герой делает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этой темы нет места. Когда читатель «На Западном фронте без перемен», мысленно представляя себе картины войны, лазаретов, нехитрого солдатского быта, описываемых в романе «На Западном фронте без перемен», Ремарк попытался рассказать о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся домой. Голос автора, голос рассказчика. И тот, кто всё это повествует, представляется тебе глубоко несчастным, физически и душевно израненным, огрубевшим, но в то же время добрым и удивительно человечным человеком. И если он одинаковым, ровным, почти равнодушным голосом говорит о том, как люди без ступней, на одних культяшках, бежали в атаку ещё добрый десяток метров и о том, как лучше бороться с солдатскими, бельевыми вшами, то это только потому, что его эмоции, его личное горе, личная трагедия достигли наивысшей точки, незаметной для обывателя.


Антивоенный роман повествует о всем пережитом, увиденном на фронте молодым солдатом Паулем Боймером, а также его фронтовыми товарищами в Первой мировой войне. Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. Произведение Ремарка таким образом стояло в остром противоречии с правоконсервативной военной литературой, превалировавшей в эпоху Веймарской республики, которая, как правило, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать её солдат. Ремарк описывает события войны от лица простого солдата.

Роман «На Западном фронте без перемен» увидел свет в 1929-м году. Многие издатели сомневались в его успехе – слишком уж откровенен и нехарактерен он был для существовавшей в то время в обществе идеологии героизации проигравшей Первую мировую войну Германии. Эрих Мария Ремарк , ушедший в 1916-м году на войну добровольцем, в своём произведении выступил не столько автором, сколько беспощадным свидетелем того, что увидел на европейских полях сражений. Честно, просто, без лишних эмоций, но с беспощадной жестокостью автор описал все ужасы войны, которые безвозвратно погубили его поколение. «На Западном фронте без перемен» - роман не о героях, а о жертвах, к которым Ремарк причисляет как погибших, так и спасшихся от снарядов молодых людей.

Главные герои произведения – вчерашние школьники, как и автор, ушедшие на фронт добровольцами (учащиеся одного класса – Пауль Боймер, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Франц Кеммерих), и их старшие боевые товарищи (слесарь Тьяден, рабочий-торфяник Хайе Вестхус, крестьянин Детеринг, умеющий выкрутиться из любой ситуации Станислав Катчинский) – не столько живут и воюют, сколько пытаются спастись от смерти. Попавшиеся на удочку учительской пропаганды молодые люди быстро поняли, что война – это не возможность доблестно послужить своей родине, а самая обычная бойня, в которой нет ничего героического и человечного.

Первый артиллерийский обстрел сразу же всё расставил по своим местам – авторитет педагогов рухнул, потянув за собой то мировоззрение, которое они прививали. На поле боя всё, чему учили героев в школе, оказалось ненужным: на смену физическим законам пришли законы жизненные, заключающиеся в знании того, «как закуривать под дождём и на ветру» и как лучше... убивать – «удар штыком лучше всего наносить в живот, а не в рёбра, потому что в животе штык не застревает» .

Первая мировая война разделила не только народы – она разорвала внутреннюю связь между двумя поколениями: в то время как «родители» ещё писали статьи и произносили речи о героизме, «дети» проходили через лазареты и умирающих; в то время как «родители» ещё ставили превыше всего служение государству, «дети» уже знали, что нет ничего сильнее страха смерти. По мнению Пауля, осознание этой истины не сделало никого из них «ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом» , но оно дало им ужасное прозрение.

Внутренние изменения в героях начали происходить ещё на этапе казарменной муштры, состоявшей из бессмысленного козыряния, стояния навытяжку, шагистики, взятия на караул, поворотов направо и налево, щёлканья каблуками и постоянной брани и придирок. Подготовка к войне сделала юношей «чёрствыми, недоверчивыми, безжалостными, мстительными, грубыми» - война показала им, что именно в этих качествах они нуждались для того, чтобы выжить. Казарменная учёба выработала в будущих солдатах «сильное, всегда готовое претвориться в действие чувство взаимной спаянности» - война превратила его в «единственно хорошее» , что она могла дать человечеству – «товарищество» . Вот только от бывших одноклассников на момент начала романа осталось двенадцать человек вместо двадцати: семеро уже были убиты, четверо ранены, один – попал в сумасшедший дом, а на момент его завершения – никого. Ремарк оставил на поле боя всех, в том числе и своего главного героя – Пауля Боймера, философские рассуждения которого постоянно врывались в ткань повествования, чтобы объяснить читателю суть происходящего, понятную только солдату.

Война для героев «На Западном фронте без перемен» проходит в трёх художественных пространствах : на передовой, на фронте и в тылу. Страшнее всего приходится там, где постоянно рвутся снаряды, а атаки сменяются контратаками, где осветительные ракеты лопаются «дождём белых, зелёных и красных звёзд» , а раненые лошади кричат так страшно, словно весь мир умирает вместе с ними. Там, в этом «зловещем водовороте» , который затягивает человека, «парализуя всякое сопротивление» , единственным «другом, братом и матерью» для солдата становится земля, ведь именно в её складках, впадинах и ложбинках можно спрятаться, повинуясь единственному возможному на поле боя инстинкту – инстинкту зверя. Там, где жизнь зависит только от случая, а смерть подстерегает человека на каждом шагу, возможно всё – прятаться в развороченных бомбами гробах, убивать своих, чтобы избавить их от мучений, жалеть об изъеденном крысами хлебе, несколько дней подряд слушать, как кричит от боли умирающий, которого невозможно найти на поле боя.

Тыловая часть фронта – пограничное пространство между военной и мирной жизнью: в ней есть место простым человеческим радостям – чтению газет, игре в карте, беседе с друзьями, но всё это так или иначе проходит под знаком въевшегося в кровь каждого солдата «огрубления» . Общая уборная, кража продуктов, ожидание удобных ботинок, передающихся от героя к герою по мере их ранения и смерти – совершенно естественные вещи для тех, кто привык бороться за своё существование.

Отпуск, данный Паулю Боймеру, и его погружение в пространство мирного существования окончательно убеждают героя в том, что такие, как он, уже никогда не смогут вернуться назад. Восемнадцатилетние парни, только-только познакомившиеся с жизнью и начинавшие её любить, были вынуждены стрелять по ней и попадать при этом прямо себе в сердце. Для людей старшего поколения, имеющих прочные связи с прошлым (жёны, дети, профессии, интересы) война – болезненный, но всё-таки временный перерыв в жизни, для молодых – бурный поток, который легко вырвал их из зыбкой почвы родительской любви и детских комнат с книжными полками и понёс неизвестно куда.

Бессмысленность войны , в которой один человек должен убивать другого только потому, что кто-то сверху сказал им, что они враги, навсегда отрезала во вчерашних школьниках веру в человеческие стремления и прогресс. Они верят только в войну, поэтому им нет места в мирной жизни. Они верят только в смерть, которой рано или поздно всё заканчивается, поэтому им нет места и в жизни как таковой. «Потерянному поколению» не о чем говорить со своими родителями, знающими войну по слухам и газетам; «потерянному поколению» никогда не передать свой печальный опыт тем, кто придёт за ними. Узнать, что такое война, можно только в окопах; рассказать всю правду о ней можно только в художественном произведении.

Термин «потерянное поколение » возникает в промежутке между двумя мировыми войнами. Оно становится лейтмотивом творчества многих писателей того времени, но с наибольшей силой проявляется в творчестве знаменитого немецкого писателя-антифашиста Эриха Марии Ремарка. Термин, кстати говоря, приписывается американской писательнице Гертруде Стайн, которую Ремарк описал в нескольких своих романах.

«Потерянным поколением» на Западе называли молодых солдат-фронтовиков, участвовавших в Первой мировой и вернувшихся домой физически или морально изуродованными. После войны эти люди уже были неспособны вернуться к нормальной жизни. Им, пережившим ужасы и опасности войны, обычная жизнь казалась мелкой, серой, недостойной внимания.

В романах Ремарка за простым ровным голосом беспристрастного описателя скрывается такой напор отчаяния и боли за этих людей, что некоторые определяли его стиль, как скорбное оплакивание павших на войне, даже если персонажи его книг и не погибли от пуль. Каждое из его произведений - это роман-реквием по целому поколению, не сформировавшемуся из-за войны, которая словно карточные домики разметала их идеалы и несостоявшиеся ценности, которым их вроде бы и обучали в детстве, но не предоставили возможности использовать. Война с предельной откровенностью обнажила циничную ложь мнимых авторитетов и государственных столпов, вывернула наизнанку общепринятую мораль и повергла досрочно состарившихся юнцов в пучины неверия и одиночества, из которых нет никаких шансов вернуться. А ведь именно эти юнцы и есть главные персонажи писателя, трагически юные и во многих смыслах не ставшие еще мужчинами.

Издав в 1929 году роман «На западном фронте без перемен », Ремарк как бы заложил основу всему своему последующему творчеству. Здесь он с полной достоверностью описал изнаночную сторону войны, со всей ее грязью, жестокостью и полным отсутствием романтического глянца, и повседневную жизнь молодых солдат-фронтовиков, окруженных ужасом, кровью и страхом смерти. Они еще не стали «потерянным поколением», но уже очень скоро станут, и Ремарк со всей его пронизывающей объективностью и мнимой отстраненностью рассказывает нам, как именно это произойдет.

В начале тридцатых годов Ремарк издает свой следующий роман «Возвращение », в котором с потрясающей точностью и убедительностью повествует о таких людях сразу по окончании войны. Они не видят возможности жить нормально, но, остро переживая бессмысленность, жестокость, неустроенность и грязь жизни, все-таки пытаются как-то существовать, хотя и без особого успеха. Некоторые ветераны-фронтовики вынуждены вернуться за школьные парты, потому что не успели закончить до войны школу, другие, которые успели поработать, в период послевоенной разрухи и безработицы не могут найти себе никакого занятия. У них отняли прошлое, а теперь отнимают и будущее, которое не успело даже наметиться.

В следующем романе «Три товарища » Ремарк снова, с еще большей убедительностью, предрекает потерянному поколению полную безысходность и отсутствие всякого будущего. Они пострадали от одной войны, а следующая просто проглотит их. Здесь же он также дает и полную характеристику характерам членов «потерянного поколения». Ремарк показывает их людьми жесткими и решительными, никому и ничему не верящими на слово, признающими только конкретную помощь своих же товарищей, ироничными и осторожным в отношениях с женщинами. Чувственность идет у них впереди настоящих чувств.

Герои Ремарка обретают недолгое призрачное утешение в дружбе и в любви, не отказываясь при этом от спиртного, которое, кстати говоря, тоже стало одним из непременных героев романов писателя. Уж что-что, а пить в его романах умеют. Выпивка, дающая временное успокоение, заменила собой культурный досуг героев, не интересующихся искусством, музыкой и литературой. Любовь, дружба и выпивка превратилась для них в своеобразную форму защиты от окружающего мира, принявшего войну, как способ решать политические проблемы и подчинившего всю официальную культуру и идеологию культу пропаганды милитаризма и насилия.

13. Тема фронтового товарищества и сопротивления антигуманизму современного мира в творчестве Эриха Марии Ремарка («На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка», «Черный обелиск» и др.)

«На западном фронте без перемен»

Это роман о Первой мировой войне. Она унесла миллионы жизней, искалечила судьбы и тела еще большего коичества людей, прекратила существование таких могучих держав, как Российская, Османская, Германская и Австро - Венгерская империи. Был уничтожен весь опыт Европы, создаваемый на протяжении многих сотен лет. Жизнь нужно было отстраивать заново. Сознание людей было заражено ужасом войны.

Роман «На Западном фронте без перемен» показывает всю абсурдность войны. Повествование похоже на дневник одного из героев, Пауля Боймера. Роман не насыщен событиями. Но это лишь сгущает краски и усиливает ощущение обреченности.

Главные герои произведения – вчерашние школьники, как и автор, ушедшие на фронт добровольцами (учащиеся одного класса – Пауль Боймер, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Франц Кеммерих), и их старшие боевые товарищи (слесарь Тьяден, рабочий-торфяник Хайе Вестхус, крестьянин Детеринг, умеющий выкрутиться из любой ситуации Станислав Катчинский) – не столько живут и воюют, сколько пытаются спастись от смерти. Попавшиеся на удочку учительской пропаганды молодые люди быстро поняли, что война – это не возможность доблестно послужить своей родине, а самая обычная бойня, в которой нет ничего героического и человечного.

Первый артиллерийский обстрел сразу же всё расставил по своим местам – авторитет педагогов рухнул, потянув за собой то мировоззрение, которое они прививали. На поле боя всё, чему учили героев в школе, оказалось ненужным: на смену физическим законам пришли законы жизненные, заключающиеся в знании того, «как закуривать под дождём и на ветру» и как лучше... убивать – «удар штыком лучше всего наносить в живот, а не в рёбра, потому что в животе штык не застревает».

Первая мировая война разделила не только народы – она разорвала внутреннюю связь между двумя поколениями: в то время как «родители» ещё писали статьи и произносили речи о героизме, «дети» проходили через лазареты и умирающих; в то время как «родители» ещё ставили превыше всего служение государству, «дети» уже знали, что нет ничего сильнее страха смерти. По мнению Пауля, осознание этой истины не сделало никого из них «ни бунтовщиком, ни дезертиром, ни трусом», но оно дало им ужасное прозрение.

Внутренние изменения в героях начали происходить ещё на этапе казарменной муштры, состоявшей из бессмысленного козыряния, стояния навытяжку, шагистики, взятия на караул, поворотов направо и налево, щёлканья каблуками и постоянной брани и придирок. Подготовка к войне сделала юношей «чёрствыми, недоверчивыми, безжалостными, мстительными, грубыми» - война показала им, что именно в этих качествах они нуждались для того, чтобы выжить. Казарменная учёба выработала в будущих солдатах «сильное, всегда готовое претвориться в действие чувство взаимной спаянности» - война превратила его в «единственно хорошее», что она могла дать человечеству – «товарищество». Вот только от бывших одноклассников на момент начала романа осталось двенадцать человек вместо двадцати: семеро уже были убиты, четверо ранены, один – попал в сумасшедший дом, а на момент его завершения – никого. Ремарк оставил на поле боя всех, в том числе и своего главного героя – Пауля Боймера, философские рассуждения которого постоянно врывались в ткань повествования, чтобы объяснить читателю суть происходящего, понятную только солдату.

Война для героев «На Западном фронте без перемен» проходит в трёх художественных пространствах: на передовой, на фронте и в тылу. Страшнее всего приходится там, где постоянно рвутся снаряды, а атаки сменяются контратаками, где осветительные ракеты лопаются «дождём белых, зелёных и красных звёзд», а раненые лошади кричат так страшно, словно весь мир умирает вместе с ними. Там, в этом «зловещем водовороте», который затягивает человека, «парализуя всякое сопротивление», единственным «другом, братом и матерью» для солдата становится земля, ведь именно в её складках, впадинах и ложбинках можно спрятаться, повинуясь единственному возможному на поле боя инстинкту – инстинкту зверя. Там, где жизнь зависит только от случая, а смерть подстерегает человека на каждом шагу, возможно всё – прятаться в развороченных бомбами гробах, убивать своих, чтобы избавить их от мучений, жалеть об изъеденном крысами хлебе, несколько дней подряд слушать, как кричит от боли умирающий, которого невозможно найти на поле боя.

Тыловая часть фронта – пограничное пространство между военной и мирной жизнью: в ней есть место простым человеческим радостям – чтению газет, игре в карте, беседе с друзьями, но всё это так или иначе проходит под знаком въевшегося в кровь каждого солдата «огрубления». Общая уборная, кража продуктов, ожидание удобных ботинок, передающихся от героя к герою по мере их ранения и смерти – совершенно естественные вещи для тех, кто привык бороться за своё существование.

Отпуск, данный Паулю Боймеру, и его погружение в пространство мирного существования окончательно убеждают героя в том, что такие, как он, уже никогда не смогут вернуться назад. Восемнадцатилетние парни, только-только познакомившиеся с жизнью и начинавшие её любить, были вынуждены стрелять по ней и попадать при этом прямо себе в сердце. Для людей старшего поколения, имеющих прочные связи с прошлым (жёны, дети, профессии, интересы) война – болезненный, но всё-таки временный перерыв в жизни, для молодых – бурный поток, который легко вырвал их из зыбкой почвы родительской любви и детских комнат с книжными полками и понёс неизвестно куда.

Бессмысленность войны, в которой один человек должен убивать другого только потому, что кто-то сверху сказал им, что они враги, навсегда отрезала во вчерашних школьниках веру в человеческие стремления и прогресс. Они верят только в войну, поэтому им нет места в мирной жизни. Они верят только в смерть, которой рано или поздно всё заканчивается, поэтому им нет места и в жизни как таковой. «Потерянному поколению» не о чем говорить со своими родителями, знающими войну по слухам и газетам; «потерянному поколению» никогда не передать свой печальный опыт тем, кто придёт за ними. Узнать, что такое война, можно только в окопах; рассказать всю правду о ней можно только в художественном произведении.

Цель урока :

продолжить знакомство учащихся с творчеством Эриха Марии Ремарка через выявление в его произведении аксиологической проблематики, формирующей целостного человека, стремящегося возвращению ценностного мира.

Задачи урока:

  • обучать приемам анализа текста художественного произведения.
  • развивать творческое мышление и навыки письменной речи.
  • формировать умение чувствовать глубину художественного текста.

Структура урока:

  1. Запись в тетрадях темы урока, эпиграфа, ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка домашнего задания.
  4. Чтение эпизодов из романа «На Западном фронте без перемен», беседа по тексту.
  5. Запись наблюдений в таблицу
  6. Итоги урока. Запись домашнего задания.

Эпиграф к уроку :

Эта книга не является ни обличением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов.

Эрих Мария Ремарк

Ход урока

Вступительное слово учителя

Аксиология изучает вопросы,связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой вечности. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможность практического разума в общей структуре бытия.

Изучение литературы Германии и России времён мировых войн даёт возможность представить себе полную картину мира, в котором нет замкнутых пространств, в котором любое развитие человеческой мысли становится отправной точкой для дальнейшей эволюции человека.

Философско-эстетическое осмысление тема Первой мировой войны получила в произведениях таких великих немецких писателей и философов, как Томаса Манна, Генриха Манна, Германа Гессе, Эрнста Юнгера, Макса Вебера, Освальда Шпенглера, Эриха Марии Ремарка. Они были современниками той эпохи; для одних «великая Война была разрушительной и нигилистической лишь по отношению к риторике, идеализму громких лицемерных слов»… для других она наоборот стала началом «героического реализма», закалкой, где «в стальных грозах» обрёл форму новый тип человека, описываемого Юнгером, которому, по его словам, принадлежит будущее».

Обращаясь к произведениям Ремарка, можно с уверенностью сказать, что аксиологическая проблематика – главная в романах о Первой мировой войне.

Проверка домашнего задания (краткое сообщение об Эрихе Марии Ремарке).

В комментариях к немецкому изданию “Дороги назад” утверждается, что писателя с псевдонимом Erich Maria Remarque звали Erich Paul Remark, в “Трех товарищах”, что Remark - это прочитанное задом наперед Kramer. В другом источнике - что Erich Maria Remarque вообще не псевдоним, а настоящее имя писателя.

Считается, что Ремарки родом из Франции, однако это верно лишь отчасти, ибо край, где, по достоверным сведениям, оставили первый след предки писателя, на протяжении столетий неоднократно менял своих правителей. Низовья Рейна, провинция Лимбург, Валлония были пограничными землями, так что обладать ими стремились и французы, и немцы, и голландцы... Имя Ремарк (Ремакль) встречалось там не так уж и редко, а одного из Ремаклей даже причислили к лику святых.

Эрих Пауль Ремарк появился на свет 22 июня 1898 года, «в 8 с четвертью пополудни”, в родильном доме Оснабрюка...

Доступ в гимназии города Ремарку был закрыт уже по финансовым причинам, у него не было даже среднего образования, так что оставался путь только в католическую учительскую семинарию.

Лично Ремарк пережил лишь немногое из того, что десятилетие спустя описал в своем самом знаменитом романе: не участвовал в рукопашных боях в траншеях, не ходил в атаки. Он чинил разрушенные рельсовые пути, прокладывал телефонные линии, устанавливал заграждения из колючей проволоки, разгружал вагоны с боеприпасами... Ни безопасным, ни легким это дело не назовешь. “Землекопная” рота часто попадала под обстрел. Смерть находила свои жертвы и среди “землекопов”.

Он был ранен 31 июля, в день, когда солдаты противника, прикрываемые огнем своих орудий, пошли в атаку. Осколки снаряда попали в левую ногу и правую руку, задели шею... Ранение оказалось достаточно серьезным, требовалось длительное лечение.

Спустя пять месяцев его призвали в армию, и Эрих Пауль попал в резервную часть. На Западном фронте он оказался только в июне 1917-го. Личная фронтовая биография Ремарка получилась очень короткой - всего пятьдесят дней.

В сентябре 1917-го умерла мать. Ремарку - он лежал в госпитале после тяжелого ранения - с трудом удалось приехать на похороны. Он горевал много лет, а после войны поменял свое второе имя на второе имя матери. Теперь он стал называться Эрих Мария.

В столицу Ремарк переселился в 1925 году. Журналистским трудом он начал заниматься за два года до этого, став сотрудником рекламной газеты "Эхо Континенталь" в Ганновере.

Обратимся к роману «На Западном фронте без перемен».

Вопросы по тексту произведения

На какие группы можно условно разделить систему образов в романе и почему?

Систему образов в романе можно условно разделить на 2 группы. В первую войдут Пауль Боймер и его однополчане, воюющие вместе с ним, решающие ежедневно общие жизненные вопросы.

Ремарк представляет нам их, замечая, кем они были в довоенной жизни. Тьяден – слесарь, он мочится под себя, очень страдает от своего недуга; Хайе Вестхус – рабочий, торфяник; Детеринг – крестьянин, часто вспоминающий жену, Альберт Кропп, самая светлая голова, ефрейтор, - философ; Канторек – классный наставник (именно он добился; чтобы класс его пошел добровольцами на фронт);Химмельштос – почтальон; Иозеф Бем – бывший школьник, который единственный из всего класса не хотел идти на войну. Он погиб первым. Катчинский – сапожник.

Вторая группа героев немногочисленна. Эти лица Пауль Боймер встретит, когда приедет с фронта домой в отпуск.В неё входят персонажи, в основном не вовлеченные в действие, появляющиеся в романе как второстепенные, но они играют важную роль в оснознании Паулем Боймером и самим автором чудовищной несправедливости войны. Именно эти герои расставят главные акценты в мировоззрении солдата Пауля Боймера в защиту товарищества, любви, тех ценностей, которые, казалось бы, исчезли из довоенной жизни и к которым так долго шел девятнадцатилетний солдат. Это циники, наблюдающие в тылу, как сражается солдат.

Почему Ремарк акцентирует внимание читателей на довоенных профессиях своих героев?

Упоминание о гражданской профессии нынешних солдат – акцент на их трагедию, знак разделения мира.

Как происходит ранение солдат? Какую особую символику в связи с этим имеет роман?

Роман имеет особую символику: ранение солдат происходит через обезноживание - это невозможность возвращения домой. Франц Киммерих будет ранен, затем ему ампутируют ногу, потом он умрет в госпитале. Особый символ романа – ботинки, которые солдаты передают, завещая друг другу после собственной смерти, в которых им не придется вернуться домой.

Какую роль играет природа в повествовании?

Важную роль в романе играет мир природы. Он представлен немногочисленными представителями животного мира и пейзажем. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает.

В романе «Возвращение» опять Ремарк вернётся к теме лошади, когда описывает товарный состав, везущий слепых лошадей с фронта.

«Следующий поезд приходит на второй день к полудню. Это товарный состав, он везет слепых лошадей с фронта. Вывороченные белки животных сплошь в синеватых и багровых жилках. Лошади стоят неподвижно, вытянув шеи, и только в дрожащих ноздрях теплится жизнь».

Мотив слепоты и прозрения вносит в роман печальную символику. Гибнет мир, культура, природа, человеческое представление о настоящей жизни.

Как в романе переплетаются два мира – мир человека и мир войны?

На войне нельзя мечтать. Война не даст стать Францу Киммериху лесничим, а Паулю Боймеру – печатником. Герои даже не представляют себе, что мир возможен, они не знают, что бы сделали, если бы он наступил, будущего нет, поэтому мечты о нём размыты. Трудный поиск дальнейшего пути: «этого не может быть», «дернул бы отсюда», «напился бы». Что же еще делать? Герои размышляют очень долго, прежде чем вспоминают о доме. Воспоминания говорят о неукорененности героев в мирной жизни, так как слово «жена» Катчинский не произносит, у него это не получается, выходит «баба», «старуха», а Тьяден, выясняется, живет в «лачуге на болоте».

В романе развенчивается героический (рыцарский) взгляд на войну.

Это неожиданное обращение к средневековью, к рыцарским временам, когда военные действия происходят во имя Прекрасной дамы. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает.

Через весь роман проходит мотив двух миров. Как соединить мир, разорванный пополам, чтобы разрушенные ценности приобрели цельность, ведь ранее приобретенные истины не находят подтверждения в реальной жизни. Это одна из главных проблем произведения.

Тему двух миров: войны и мира, жизни и смерти, сиюминутного и вечного раскрывает и эпизод с бабочками. Они появляются в романе дважды: на фронте «Однажды, перед нашим окопом все утро резвились две бабочки. Это капустницы, - на их желтых крылышках сидят красные точечки. И как их только сюда занесло, - ни цветов, ни других растений здесь нигде не увидишь! Бабочки отдыхают на зубах черепа», и дома во время отпуска. «Надо мной висит на стене застекленный ящик с пестрыми бабочками, которых я когда-то собирал». Так противопоставляются два мира: мир детства, беззаботности, в котором дом, мать и отец, сестра, ящик с бабочками, пианино красного дерева, и мир войны, где «бабочки отдыхают на зубах черепа». Но с помощью этих крылатых небесных существ писатель определяет в сознании Боймера мир, помогает понять, что дальше в страшной реальности существует жизнь, ведь бабочка – символ души, бессмертия, возрождения, она способна превращаться, трансформироваться.

Какую роль в произведении играет тема пути?

У войны в романе есть свое пространство. Помимо линии фронта таким пространством войны является кладбище. Судьба в разрушенном мире у Ремарка может не сложиться, она печальна, т.к. в бесконечных ежедневных солдатских буднях нет надежды: «Поговаривают о наступлении. Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом.»

Если взять только существительные, то получится страшная цепочка: наступление – фронт - путь – школа – гробы. Это, по сути, дорога каждого из героев романа. События происходят в окопах, на кладбище, герои просто передвигаются в пространстве, как передвигается войско на карте главнокомандующего. Выхода с карты, из зоны действия, нет.

Итоги урока

Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку и являющийся эпиграфом к роману «На Западном фронте без перемен»?

В чём, по-вашему, заключается многозначность заглавия книги?

Какое влияние оказывает на человеческую природу война?

Примерная таблица, которая должна быть в тетрадях в конце урока.

Аксиологическое пространство романа

добро

зло (преобладает)

Главный герой уезжает в отпуск домой.

Разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение.

Вернувшись на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет, но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир.

Герои воюют на чужой земле, участвуя в захватнической войне,

Ремарк, давая надежду на преображение духовного мира людей, вводит в повествование образ бабочки – символ позитивных изменений души. Но пока ещё душа существует в страшном мире, бабочку мы встречаем лишь на фронте, сидящую на костях черепа и дома у главного героя под стеклом в виде довоенной коллекции.

Герои не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обезличены.

Движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга, ранение солдат происходит через обезноживание, в дальнейшем их ждет смерть.

Время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг.

Заключительное слово

Аксиологическое пространство романа разделено так, что зло в начале повествования значительно преобладает: духовные и нравственные ценности поглощены страшным раздвоенным апокалипсическим миром. В романе «На Западном фронте без перемен» события происходят во время Первой мировой войны, когда разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение. Герои воюют на чужой земле, участвуя в захватнической войне, они не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обесчеловечены. Движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга, ранение солдат происходит через обезноживание, в дальнейшем их ждет смерть. Время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг. Аксиологическая проблематика получает позитивное движение во внутреннем духовном мире, когда главный герой уезжает в отпуск домой. Вернувшись на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет, но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир. Ремарк, давая надежду на преображение духовного мира людей, вводит в повествование образ бабочки – символ позитивных изменений души. Но пока ещё душа существует в страшном мире, бабочку мы встречаем лишь на фронте, сидящую на костях черепа и дома у главного героя под стеклом в виде довоенной коллекции.

Тема войны и мира в романе Э.М. Ремарка «На западном фронте без перемен»

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первая мировая война стала для ее современников и для всего человечества больше, чем глобальной войной. Она обернулась грандиозной катастрофой. Во многих исследованиях неоднократно отмечалось, что Первая мировая оказалась столь страшной и катастрофичной потому, что была войной непривычной, которая велась по новым, неизвестным правилам .

В романе прочитывается осознание того, что война разрубает жизнь людей на до и после, «смывает» ее участников. И, скорее всего, это ощущение появилось во время боевых действий, примерно тогда, когда война стала позиционной.

Конечно, любая война заставляет изменить что-то во взгляде на жизнь. На войне, например, не является преступлением убить врага, а любой солдат готов и сам умереть, если знает, во имя чего приносит в жертву свою жизнь. Однако, когда войны кончаются, жизнь, как свидетельствует история, не возвращается в прежнее русло. Особенно после таких кровавых боен, как Первая мировая война. Четыре года солдаты вели боевые действия, не видя в этом смысла. Да, они защищали свое отечество, хотя от кого и от чего, было понятно немногим. Как известно, эта война не только внесла коренные изменения в мировую политику, в распределение сил и ролей между мировыми державами, но и стала катализатором революции и распада империй. Все эти изменения не могли не отразиться на жизни каждого человека. Именно об этом и писал Эрих Мария Ремарк: о страданиях, войне, жалости, любви и дружбе. Войны, которые последовали за Первой мировой войной, были и более жестокими, и более кровавыми. Но и страдания людей в последующих войнах стали более ощутимыми. Темы, поднятые в романе «На западном фронте без перемен» потом найдут свое продолжение в других романах не только Эрих Марии Ремарка, но и других писателей . После Второй мировой войны люди обернутся и поймут, что многое, предсказанное, озвученное в романе, было не услышано и поэтому привело к еще большее тяжелым последствиям.

В связи с этим задачами данной работы будут являться:

Анализ сюжетной линии, раскрывающей темы любви и мира в романе,

Часть 1. Война и мир в жизни героев романа

Известно огромное количество воспоминаний об этой войне . Историков обычно больше интересуют мемуары политиков, ученых, военных. А художественные произведения, написанные современниками и участниками Первой мировой, дают возможность читателю погрузиться в атмосферу жизни людей того времени. Таков и роман Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Роман немецкого писателя Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен» требует к себе, на мой взгляд, более философского, нежели эмоционального отношения. Об этом говорят даже сами слог, стиль, манера повествования автора: неторопливо, отвлечённо, даже, казалось бы, равнодушно, как бы со стороны рассказывает он об одном из самых страшных испытаний, какие только могут выпасть на долю человека в жизни, – о войне .

И с этого угла зрения Пауль Боймер, Тьяден, Стани-слав Катчинский, Хайе Вестхус, Альберт Кропп, Мюллер, Леер, Детеринг – герои романа – самые замечательные и счастливые люди, сумевшие рано, за очень короткий срок, познать жизнь и понять в ней главное.

Главный герой романа - Пауль, 18-летний немец, призванный на фронт. Он и его друзья, одноклассники и сослуживцы вынуждены сражаться не только с противниками, но и с теми нечеловеческими условиями, в которых оказались. На страницах романа рассказывается, как Пауль перемещается со своим отрядом по позициям, едет домой в отпуск, возвращается на фронт, получает ранение, оказывается в госпитале и снова попадает на фронт. И кажется, что войне, смерти, страданию нет конца, что нет выхода. Пауля убивают в октябре 1918 г. И, пожалуй, такой исход закономерен. Пауль и его ровесники не имеют за спиной ничего, кроме войны, и потому они и есть потерянное поколение .

Герои Ремарка вряд ли были списаны с реальных образцов, и, конечно же, ни Кеммерих, ни Кат, ни сам Пауль не существовали в жизни. Однако эти образы дают нам понять, какими были герои бессмысленной, ужасной войны - люди, хотевшие мира и защищавшие свое отечество. Героизм в этой войне, видимо, измерялся не количеством успешных боев и одержанных побед, а тем, насколько солдат смог остаться человеком.

Всё, как известно, познаётся в сравнении; по-настоящему познать, что такое рай, можно лишь находясь в аду. Паулю Боймеру и его сослуживцам вся их доармейская, довоенная жизнь представлялась ни чем иным, как раем, тем более что человеческая память имеет свойство хранить в своих архивах только хорошее, извлекая это хорошее даже, казалось бы, из самых тёмных моментов прошедшей жизни. Скучая по потерянному раю в аду войны, герои романа только и живы надеждой вновь обрести этот рай, возвратившись домой. И здесь есть очень тонкий психологический момент: если в армии, на войне, они разочаровались в националистических, шовинистических идеях, в своих учителях, политиках, ораторах, в государстве, наконец, то в мирной жизни их ждало ещё более горькое разочарование: рая-то, оказывается, нет!

Впрочем, Пауль Боймер вплотную подходит к мысли о том, что рай потерян для него навсегда. «…Мы уже не сможем прижиться. Да нас и не поймут, – ведь перед нами есть старшее поколение, которое хотя и провело с нами все эти годы на фронте, уже имело свой семейный очаг и профессию и теперь снова займёт своё место в обществе и забудет о войне, а за нами подрастает поколение, напоминающее нас, какими мы были раньше; и для него мы будем чужими, оно столкнёт нас с пути. Мы не нужны самим себе, мы будем жить и стариться, – одни приспособятся, другие покорятся судьбе, а многие не найдут себе места. Протекут годы, и мы сойдём со сцены» .

Но всё-таки у Пауля жива и надежда на обретение потерянного рая:«Не может быть, чтобы это ушло навсегда, – тёплое, нежное дыхание жизни, волновавшее нам кровь. Неведомое, томящее, надвигающееся, упоительное предчувствие сближения с женщиной. Не может быть, чтобы всё это сгинуло под ураганным огнём, в муках отчаянья и в солдатских борделях», – взывает сам к себе, к своему сердцу, к своей душе главный герой романа.

Именно поэтому Ремарк пожалел своих героев: большинство из них, включая и Пауля Боймера, погибли с надеждой на возвращение в потерянный рай.

«…Он (Пауль Боймер – добавление мое) упал лицом вперёд и лежал в позе спящего. Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, – на лице его было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что всё кончилось именно так».

Мы всё-таки имели возможность наблюдать за Паулем Боймером в мирной жизни, во время его отпуска. И что же?! Он не может почувствовать себя прежним, не может представить себя и в будущем. Он еле-еле справляется с собой настоящим, сдерживая себя при встрече с тыловым майором – солдафоном, с обывателями его родного городка, умеющими, так сказать, масштабно мыслить в плане стратегии и тактики ведения военных действий.

У Пауля не укладывается в голове то, как можно здесь, в тылу, жить нормальной, привычной жизнью, когда ТАМ рвутся снаряды, ТАМ убивают людей, травят солдат газами, закалывают штыками. Всё возмущается и кипит внутри Пауля, но в то же время у него нет сил, ни желания что-то объяснять людям. Для них – на Западном фронте – всё ещё идёт позиционная война, а ведь надо бы, как считает один из обывателей, перейти в наступление, наконец, пора уже, дескать, задать жару этим французикам. Для них на Западном фронте, действительно, без перемен, даже если за это время погибли тысячи людей.– «Не надо было мне приезжать в отпуск!» – делает вывод Пауль Боймер.…

Таким образом, герой делает вывод, что война и мир есть только на войне, в мирной жизни для этой темы нет места.

Часть 2. Размышления о войне и мире героями и втором романа

Эрих Мария Ремарк в 1916 году ушёл добровольцем на фронт, сам испытал всё то, что испытали его литературные герои . Отсюда и реализм, с каким описывает автор войну, солдатский быт; отсюда его кажущееся усталое, неспешное, как бы равнодушное повествование. Когда читатель «На Западном фронте без перемен», мысленно представляя себе картины войны, лазаретов, нехитрого солдатского быта, описываемых в романе.

В последующих своих романах, таких, как: «Возвращение», «Три товарища», которые можно в принципе считать продолжением рассматриваемого здесь романа «На Западном фронте без перемен», Ремарк попытался рассказать о судьбе солдат, уцелевших на войне и вернувшихся домой. Голос автора, голос рассказчика. И тот, кто всё это повествует, представляется тебе глубоко несчастным, физически и душевно израненным, огрубевшим, но в то же время добрым и удивительно человечным человеком.

И если он одинаковым, ровным, почти равнодушным голосом говорит о том, как люди без ступней, на одних культяшках, бежали в атаку ещё добрый десяток метров и о том, как лучше бороться с солдатскими, бельевыми вшами, то это только потому, что его эмоции, его личное горе, личная трагедия достигли наивысшей точки, незаметной для обывателя. Это сродни горю без слёз – самому тяжкому горю. Автор передает размышления солдат, призванных в армию, - крестьян, ремесленников, рабочих; и им нет никакого дела до геополитики, им лишь необходимо знать, за что они рискуют своей жизнью, и они не могут найти ответ на этот вопрос.