Билеты на балет «кармен-сюита» в большом театре. Главный балет Майи Плисецкой

История постановки

После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось, она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён:

«- Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована… У меня большие сомнения, можно ли балет доработать» .

После доводов о том, что «придётся отменить банкет» и обещаний «сократить все шокирующие Вас эротические поддержки» , Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошёл в Большом 132 раза и около двухсот по всему миру.

Музыка

Экранизация

Буенос-Айрес , Театр Колон () Свердловск , Екатеринбургский театр оперы и балета (13 мая и 7 февраля ) Душанбе () Тбилиси , театр оперы и балета им. Палиашвили ()

Отзывы критики

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой - словно застывший сфинкс - смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора .

Новый Хозе очень молод. Но сам по себе возраст не является категорией художественной. И не допускает скидок на малоопытность. Годунов сыграл возраст в тонких психологических проявлениях. Его Хозе насторожен и недоверчив. От людей ждет беды. От жизни:- подвохов. Раним и самолюбив. Первый выход, первая поза - стоп-кадр, героически выдержанный лицом к лицу с залом. Живой портрет светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме) Хозе. Крупные строгие черты. Взгляд волчонка - исподлобья. Выражение отчужденности. За маской угадываешь истинную человеческую суть - ранимость души, брошенной в Мир и миру враждебной. Портрет созерцаешь с интересом. И вот он ожил и «заговорил». Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Недаром к дебюту его готовил талантливый танцовщик Азарий Плисецкий, прекрасно по собственному опыту знающий и партию, и весь балет. Отсюда - тщательно проработанные, заботливо отшлифованные детали, из которых слагается сценическая жизнь образа. .

Новая постановка в Мариинском театре

Спектакль возобновил хореограф-постановщик Виктор Барыкин , в прошлом солист балета Большого театра и исполнитель партии Хосе .

Первый состав исполнителей в Мариинском: Ирма Ниорадзе - Кармен , Илья Кузнецов - Хозе , Антон Корсаков - Тореадор

Алисия Алонсо в Москве

Версия Елизарьева

«Сюита представляет собой картины из жизни, а точнее - духовной судьбы Кармен. Условность балетного театра легко и естественно смещает их во времени, позволяя проследить не внешние бытовые события, а события внутренней духовной жизни героини. Нет, не обольстительница, не роковая женщина Кармен! Нас привлекает в этом образе духовная красота Кармен, цельность, бескомпромиссность её натуры». Дирижёр Ярослав Вощак

«Слушая эту музыку, я увидел свою Кармен, существенно отличающуюся от Кармен в других спектаклях. Для меня она не только незаурядная женщина, гордая и бескомпромиссная, и не только символ любви. Она - гимн любви, любви чистой, честной, жгучей, требовательной, любви колоссального полета чувств, на которые не способен ни один из встретившихся ей мужчин. Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для неё любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять её внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой. Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней… Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к её красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем». Хореограф-постановщик Валентин Елизарьев

Источники

  1. сайт Ballet Nacional de Cuba «CARMEN» . Архивировано
  2. М.М.Плисецкая «Читая жизнь свою...» . - М .: «АСТ», «Астрель», . - 544 с. - ISBN 978-5-17-068256-0
  3. Умер Альберто Алонсо/ Майя Плисецкая для сайта Большого театра
  4. М.М.Плисецкая / А.Проскурин. Рисунки В.Шахмейстера. - М .: АО «Издательство Новости» при участии Росно-банка, . - С. 340. - 496 с. - 50 000 экз. - ISBN 5-7020-0903-7
  5. «Бизе – Щедрин - Кармен-Сюита. Транскрипции фрагментов оперы „Кармен“.» . Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 1 апреля 2011.
  6. В. А. Майниеце. Статья «Кармен-сюита» // Балет: энциклопедия. / Гл.ред. Ю. Н. Григорович. - М.: Советская энциклопедия, 1981. - С. 240-241.
  7. Е. Николаев. Балеты «Игра в карты» и «Кармен-сюита» в Большом
  8. Е. Луцкая. Портрет в красном
  9. Одноактные балеты«Кармен-сюита. Шопениана. Карнавал» .(недоступная ссылка - история ) Проверено 1 апреля 2011. - сайт Мариинского театра
  10. «Кармен-сюита» в Мариинском театре . Архивировано из первоисточника 10 марта 2012. Проверено 1 апреля 2011. - Интернет-телеканал «Искусство ТВ», 2010
  11. А.Фирер «Алисия в стране балета» . - "Российская газета ", 04.08.2011, 00:08. - В. 169. - № 5545.
  12. Краткое содержание балета на сайте Национального академического Большого театра оперы и балета республики Беларусь

С просьбой поставить для нее балет о Кармен по повести Проспера Мериме к кубинскому балетмейстеру Альберто Алонсо, находящемуся на гастролях в Москве, обратилась Майя Плисецкая.

Ее заветная идея совпала с давней мечтой Алонсо, и он очень быстро сочинил хореографию будущего спектакля.

Встал вопрос о музыке. Плисецкая попросила написать музыку к «Кармен» Дмитрия Шостаковича, но композитор отказался, не желая, по его словам, конкурировать с Жоржем Бизе. Другой отказ последовал от Арама Хачатуряна.

«Делайте на Бизе!» — посоветовал Алонсо...

Сроки поджимали, музыка была нужна «уже вчера». Тогда Щедрин, который в совершенстве владел профессией оркестровки, существенно перекомпоновал музыкальный материал оперы Бизе. Музыка к балету состояла из мелодичных фрагментов оперы «Кармен» и «Арлезианки» Жоржа Бизе. Репетиции начались под рояль. В рекордные сроки — за двадцать дней — Щедрин сделал транскрипцию оперы Ж. Бизе. В партитуре Щедрина особый характер давали ударные инструменты, различные барабаны и колокола... В тринадцати номерах сюиты развернулась идея противопоставления двух миров: светлого, порывистого, наполненного человеческими чувствами и страданиями и холодного, бесстрастного, неумолимого мира масок.

В своей блистательной оркестровке композитор отвел главную роль струнным и ударным инструментам. Группе ударных предназначалось имитировать испанские народные инструменты, струнная группа, в свою очередь, исполняла роль голоса.

Хоть и в спешке, все же спектакль был приготовлен. Но не поспевали мастерские, костюмы дошили только к утру премьерного дня. На генеральную репетицию (она же оркестровая, световая и монтировочная) на основной сцене выделили всего один день.

Великолепные, метафорически-точные декорации к спектаклю, главную идею которого балетмейстер сформулировал емкой фразой: «Вся жизнь Кармен — коррида», создал известный театральный художник, двоюродный брат Плисецкой Борис Мессерер.

Мировая премьера состоялась 20 апреля 1967 года в Большом театре, дирижировал Геннадий Рождественский.

Крайне страстный, эротический характер постановки вызвал у советского руководства неприятие, к тому же в СССР балет Алонсо шёл в цензурированном виде. По воспоминаниям Майи Плисецкой: «...советская власть пустила в театр Алонсо только потому, что он был «свой», с острова Свободы, но этот «островитянин» как раз взял и поставил спектакль не только о любовных страстях, но и о том, что нет на свете ничего выше свободы. И, конечно, этому балету так здорово досталось не только за эротику и мою «ходьбу» всей стопой, но и за политику, которая явственно в нем проглядывала». Обескураженная новизной балета, публика отнеслась к премьере прохладно. Одним из немногих зрителей, безоговорочно принявших новый спектакль, был Д. Д. Шостакович. Создатели «Кармен-сюиты», слишком непривычной, эротичной, (очевидно, подразумевалось, что и политически не вполне благонадежной) нуждались в поддержке, поскольку сразу же попали в опалу. «Вы — предательница классического балета», — в ярости скажет Плисецкой министр культуры СССР Е.А. Фурцева. После премьерного спектакля в директорской ложе Фурцевой не оказалось: она покинула театр. Спектакль не был похож на «короткий „Дон Кихот“», как она того ожидала, и был сырым. Второй спектакль должен был пойти в «вечере одноактных балетов» («тройчатке»), 22 апреля, но был отменён: «Это большая неудача, товарищи. Спектакль сырой. Сплошная эротика. Музыка оперы изуродована... У меня большие сомнения, можно ли балет доработать». Фурцева предложила Плисецкой через прессу повиниться о своей ошибке с «Кармен-сюитой».

Самым же дорогим для Плисецкой было признание испанской публики:

«Когда испанцы мне крикнули «Оле!», я поняла, что победила».

Либретто «Кармен-сюиты» написал Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия (площадка корриды).

Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья... Словно застывший сфинкс, смотрела Кармен Плисецкой на танец Тореадора, и вся ее статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение. Завораживая зрителей, она приковывала к себе внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

В премьерный состав (и долгое время единственный) помимо Майи Плисецкой входили Н.Б. Фадеечев (Хозе), С.Н. Радченко (Тореро), Н.Д. Касаткина (Рок), А.А. Лавренюк (Коррехидор).

Новым Хозе стал Александр Годунов. Его Хозе сдержан, насторожен и недоверчив. Он будто все время находится в ожидании человеческого предательства, беды, удара судьбы. Он раним и самолюбив. Хореография Хозе начинается стоп-кадром, Хозе стоит лицом в зал. Живой портрет Хозе, светловолосого и светлоглазого (в соответствии с портретом, созданным Мериме). Крупные строгие черты лица, холодный взгляд выражают отчужденность. Однако за маской угадывается истинная человеческую суть — ранимость души, брошенной в жестокий мир. Портрет психологически интересен сам по себе, но вот начинается движение. Синкопированная «речь» воспринята Годуновым точно и органично. Тщательно проработанные нюансы сложили сценическую рельефность характера и образа.

В роли Тореро выступил блистательный характерный танцовщик Большого театра Сергей Радченко. Артист стильный, тонко знающий особенности испанского танца, темпераментный и сценически обаятельный, создал образ внешне ослепительно эффектного, но пустого победителя корриды.

Триумфальное шествие «Кармен-сюиты» по театральным сценам мира продолжается до настоящего времени.

Балет «Кармен-сюита», поставленный на музыку великого Жоржа Бизе и талантливого Родиона Щедрина

Либретто по новелле Просперо Мериме «Кармен» в интерпретации Альберто Алонсо, одновременно являющегося хореографом-постановщиком

Ассистент - Соня Калеро Алонсо.
Оформление сцены - Борис Мессерер.
Дирижер-постановщик - Павел Сорокин.
Художник по свету - Александр Рубцов.

Премьера балета состоялась в Большом театре 20 апреля 1967 года.
Показ возобновлен 18 ноября 2005 года.

Балет рисует нам не столько картины из реальной жизни, сколько духовные метания и волнения. Кармен предстает здесь цельной личностью с незыблемыми моральными принципами, слушающей, прежде всего, свое сердце, а не прагматичные напутствия окружающих. Это девушка с глубокой и тонко чувствующей душой, стремящейся к абсолютной свободе от границ, нарисованных обществом. В любви для Кармен заключается весь смысл жизни, это ее воздух, еда и вода. Она не из тех, кто готов продаться или стать чьей-то красивой игрушкой, но, к сожалению, ни один мужчина не может проникнуть в ее удивительный внутренний мир, обращая внимание лишь на прекрасную внешность.

Со всей душой полюбил девушку Хозе. Именно это великое чувство помогло ему измениться, превратило из топорного, ограниченного солдата в стремящегося к духовности человека. Однако Хозе заточает Кармен в «золотую клетку» - она не чувствует внутренней свободы, ее вольная душа томится в оковах восхищенности, не сопровождаемой желанием понять девушку. Более значимым для него становится не возлюбленная, а сама любовь.

Девушка могла бы принять и ответить на чувство Тореро. Он, плененный изумительной красотой, любезен, великолепен и храбр. Однако эти качества – всего лишь маска. За ней скрываются леность, черствость, нежелание отстаивать свое право на любовь. Потому Кармен, отличающаяся взыскательностью и гордостью, отказывается от жизни с ним. Но без «второй половинки» ей грозит влачение жалкого существования, и девушка принимает смерть от рук Хозе. Так она избегает компромисса со своей совестью или обречения на жизнь с нелюбимым.

Удивительный по пронзительности выражаемых чувств сюжет новеллы Мериме не просто зеркально отразился в опере Бизе, но и обрел новый философский оттенок. Столь прекрасную и драматическую суть усилила творческая интерпретация «Кармен» Родионом Щедриным. Балет представляет собой удивительную квинтэссенцию чувств, выраженных через содержание новеллы и музыку композиторов.

Кармен-сюита — одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы «Кармен» Жоржа Бизе, оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным. Либретто балета по мотивам новеллы Проспера Мериме написал его постановщик, Альберто Алонсо. В центре балета — трагическая судьба цыганки Кармен и полюбившего её солдата Хозе, которого Кармен покидает ради молодого Тореро. Взаимоотношения героев и гибель Кармен от руки Хозе предопределены Роком. Таким образом, история Кармен (в сравнении с литературным первоисточником и оперой Бизе) решена в символическом плане, что усилено единством места действия.
Ради постановки знаменитой "Кармен" Бизе-Щедрина из Кубы прибыл первый хореограф Плисецкой Альберто Алонсо.

"Плисецкая - это Кармен. Кармен - это Плисецкая". Однако немногие теперь догадываются, что главный балет Плисецкой родился волей случая. "Так карта легла, - вспоминала Майя Михайловна. Хотя об этой роли я мечтала всю жизнь". В далеком 1966 году она и предположить не могла, что найдет хореографа своей мечты среди зимы в "Лужниках" на вечере кубинского балета. После первых же тактов зажигательного фламенко Плисецкая с трудом могла удержаться в кресле и в антракте буквально ворвалась за кулисы. Все, что она могла произнести, завидев хореографа: "Вы поставите для меня "Кармен"?" "Я об этом мечтаю", - расплывшись в улыбке, ответил Альберто Алонсо. Постановка оказалась вызывающе новаторской, а главная героиня - чертовски сексуальной, но запретить спектакль балетмейстера с Острова свободы никто не решался - это значило поссориться с Фиделем Кастро. "Вы предательница балета, - бросила в лицо Плисецкой министр культуры Фурцева. - Ваша Кармен умрет!" "Кармен будет жить, пока жива я", - гордо ответила тогда Плисецкая.



Все движения Кармен-Плисецкой несли особый смысл, вызов, протест: и насмешливое движение плечом, и отставленное бедро, и резкий поворот головы, и пронизывающий взгляд исподлобья… Невозможно забыть, как Кармен Плисецкой — словно застывший сфинкс — смотрела на танец Тореадора, и вся её статичная поза передавала колоссальное внутреннее напряжение: она завораживала зрителей, приковывала к себе их внимание, невольно (или сознательно?) отвлекая от эффектного соло Тореадора.

Почти 40 лет спустя судьба выложила новый пасьянс. Директором балета Большого театра стал ее последний партнер по сцене Алексей Ратманский. И в день возобновления "Кармен" на главной сцене страны 18 ноября 2005 года Майя Плисецкая произнесла: "Я умру. Кармен останется".

Кармина Бурана

Музыка: Карл Орф
Дирижер:
Хормейстеры: заслуженный деятель искусств Беларуси Нина Ломанович, Галина Луцевич
Декорации и костюмы: лауреат Государственной премии Беларуси Эрнст Гейдебрехт
Премьера: 1983, Государственный академический Большой театр оперы и балета БССР, Минск
Продолжительность спектакля 60 минут

Краткое содержание балета «Кармина Бурана»

Сюжетная линия сценической кантаты зыбка и ассоциативна. Песенные и оркестровые номера представляют собой контрастные картины многообразной и разносторонней жизни: в одних воспеваются радости жизни, счастье, необузданное веселье, красота весенней природы, любовная страсть, в других - нелегкая жизнь монахов и бродячих студентов, сатирическое отношение к собственному существованию. Но основным философским стержнем кантаты является раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе - Фортуне.

Фортуны колесо вертеться не устанет:
Низвергнут буду я с высот, уничиженный;
Тем временем другой - возвысится, воспрянет,
Все тем же колесом к высотам вознесенный.

Кармен-сюита

Музыка: Жорж Бизе в аранжировке Родиона Щедрина
Либретто, хореография и постановка: народный артист БССР, народный артист СССР Валентин Елизарьев
Дирижер: заслуженный деятель искусств Беларуси Николай Колядко
Декорации и костюмы: народный художник Украины, лауреат Гос. премии Украины Евгений Лысик
Премьера: 1967, Большой театр СССР, Москва
Премьера нынешней постановки: 1974
Продолжительность спектакля 55 минут

Краткое содержание балета «Кармен-сюита»

Кармен не кукла, не красивая игрушка, не уличная девка, с которой многие не прочь бы позабавиться. Для нее любовь - суть жизни. Никто не смог оценить, понять ее внутренний мир, скрытый за ослепительной красотой.

Страстно полюбил Кармен Хозе. Любовь преобразила грубого, ограниченного солдата, открыла ему духовные радости, но для Кармен его объятия вскоре превращаются в цепи. Упоенный своим чувством, Хозе не пытается понять Кармен. Он начинает любить уже не Кармен, а свое чувство к ней…

Она могла бы полюбить и Тореро, который не равнодушен к ее красоте. Но Тореро - утонченно галантный, блистательный и бесстрашный - внутренне ленив, холоден, он не способен бороться за любовь. И естественно, такого, как он, не может любить требовательная и гордая Кармен. А без любви нет счастья в жизни, и Кармен принимает смерть от Хозе, чтобы не вступать на путь компромисса или одиночества вдвоем.