Борис натанович стругацкий биография. Стругацкий Борис Натанович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (15 апреля , Ленинград - 19 ноября , Санкт-Петербург ) - советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики . После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея . Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва , была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР » и награждена орденом «Знак Почёта» .

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории , однако не защитил диссертацию , тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам . В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР .

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября - 20 декабря ), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка , с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году) .

Борис Натанович был известен как страстный филателист , что нашло отражение в его творчестве .

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет . В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами .

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики . Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » ( -) и «Бессильные мира сего » (), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном сайте Стругацких с июня 1998 года шло , в котором Борис Стругацкий ответил на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон , Хола Клемента , Джона Уиндэма .

Псевдоним

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т. п. таково: Борис Натанович жил в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория.

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики » (1994-1995)

Награды

Увековечение памяти

  • Площадь Братьев Стругацких в Санкт-Петербурге

Политическая позиция

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в неё внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Статья от 08.02.2010, «Новая газета »

Дополнительные факты

  • Борис Стругацкий «никогда, никому и ни при каких обстоятельствах» не отвечал, над чем он работает.
Причин тому много, я назову только одну: ещё в незапамятные времена было нами замечено, что стоит только хоть кому-нибудь, хоть что-нибудь, пусть даже вскользь рассказать о текущей работе, - всё: работа идёт насмарку, и проект гибнет, даже толком не начавшись. «Никогда не говори: делаю, - всегда говори только: сделал». Отличное правило. Всячески рекомендую.

См. также

  • Стругацкие, Аркадий и Борис (обзор совместного творчества)
  • Стругацкий, Аркадий Натанович (биография)
  • Международная литературная премия имени А. и Б. Стругацких

Напишите отзыв о статье "Стругацкий, Борис Натанович"

Примечания

Литература

  • Русские писатели XX века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П. А. Николаев. - М.: Большая Российская энциклопедия ; Рандеву-АМ, 2000. - С. 669-671.
  • Ант Скаландис. Братья Стругацкие . - М.: АСТ, 2008. - 702 с. - ISBN 978-5-17-052684-0 , 978-5-9713-8278-2.

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Стругацкий, Борис Натанович

Проехав какие то австрийские войска, Ростов заметил, что следующая за тем часть линии (это была гвардия) уже вступила в дело.
«Тем лучше! посмотрю вблизи», подумал он.
Он поехал почти по передней линии. Несколько всадников скакали по направлению к нему. Это были наши лейб уланы, которые расстроенными рядами возвращались из атаки. Ростов миновал их, заметил невольно одного из них в крови и поскакал дальше.
«Мне до этого дела нет!» подумал он. Не успел он проехать нескольких сот шагов после этого, как влево от него, наперерез ему, показалась на всем протяжении поля огромная масса кавалеристов на вороных лошадях, в белых блестящих мундирах, которые рысью шли прямо на него. Ростов пустил лошадь во весь скок, для того чтоб уехать с дороги от этих кавалеристов, и он бы уехал от них, ежели бы они шли всё тем же аллюром, но они всё прибавляли хода, так что некоторые лошади уже скакали. Ростову всё слышнее и слышнее становился их топот и бряцание их оружия и виднее становились их лошади, фигуры и даже лица. Это были наши кавалергарды, шедшие в атаку на французскую кавалерию, подвигавшуюся им навстречу.
Кавалергарды скакали, но еще удерживая лошадей. Ростов уже видел их лица и услышал команду: «марш, марш!» произнесенную офицером, выпустившим во весь мах свою кровную лошадь. Ростов, опасаясь быть раздавленным или завлеченным в атаку на французов, скакал вдоль фронта, что было мочи у его лошади, и всё таки не успел миновать их.
Крайний кавалергард, огромный ростом рябой мужчина, злобно нахмурился, увидав перед собой Ростова, с которым он неминуемо должен был столкнуться. Этот кавалергард непременно сбил бы с ног Ростова с его Бедуином (Ростов сам себе казался таким маленьким и слабеньким в сравнении с этими громадными людьми и лошадьми), ежели бы он не догадался взмахнуть нагайкой в глаза кавалергардовой лошади. Вороная, тяжелая, пятивершковая лошадь шарахнулась, приложив уши; но рябой кавалергард всадил ей с размаху в бока огромные шпоры, и лошадь, взмахнув хвостом и вытянув шею, понеслась еще быстрее. Едва кавалергарды миновали Ростова, как он услыхал их крик: «Ура!» и оглянувшись увидал, что передние ряды их смешивались с чужими, вероятно французскими, кавалеристами в красных эполетах. Дальше нельзя было ничего видеть, потому что тотчас же после этого откуда то стали стрелять пушки, и всё застлалось дымом.
В ту минуту как кавалергарды, миновав его, скрылись в дыму, Ростов колебался, скакать ли ему за ними или ехать туда, куда ему нужно было. Это была та блестящая атака кавалергардов, которой удивлялись сами французы. Ростову страшно было слышать потом, что из всей этой массы огромных красавцев людей, из всех этих блестящих, на тысячных лошадях, богачей юношей, офицеров и юнкеров, проскакавших мимо его, после атаки осталось только осьмнадцать человек.
«Что мне завидовать, мое не уйдет, и я сейчас, может быть, увижу государя!» подумал Ростов и поскакал дальше.
Поровнявшись с гвардейской пехотой, он заметил, что чрез нее и около нее летали ядры, не столько потому, что он слышал звук ядер, сколько потому, что на лицах солдат он увидал беспокойство и на лицах офицеров – неестественную, воинственную торжественность.
Проезжая позади одной из линий пехотных гвардейских полков, он услыхал голос, назвавший его по имени.
– Ростов!
– Что? – откликнулся он, не узнавая Бориса.
– Каково? в первую линию попали! Наш полк в атаку ходил! – сказал Борис, улыбаясь той счастливой улыбкой, которая бывает у молодых людей, в первый раз побывавших в огне.
Ростов остановился.
– Вот как! – сказал он. – Ну что?
– Отбили! – оживленно сказал Борис, сделавшийся болтливым. – Ты можешь себе представить?
И Борис стал рассказывать, каким образом гвардия, ставши на место и увидав перед собой войска, приняла их за австрийцев и вдруг по ядрам, пущенным из этих войск, узнала, что она в первой линии, и неожиданно должна была вступить в дело. Ростов, не дослушав Бориса, тронул свою лошадь.
– Ты куда? – спросил Борис.
– К его величеству с поручением.
– Вот он! – сказал Борис, которому послышалось, что Ростову нужно было его высочество, вместо его величества.
И он указал ему на великого князя, который в ста шагах от них, в каске и в кавалергардском колете, с своими поднятыми плечами и нахмуренными бровями, что то кричал австрийскому белому и бледному офицеру.
– Да ведь это великий князь, а мне к главнокомандующему или к государю, – сказал Ростов и тронул было лошадь.
– Граф, граф! – кричал Берг, такой же оживленный, как и Борис, подбегая с другой стороны, – граф, я в правую руку ранен (говорил он, показывая кисть руки, окровавленную, обвязанную носовым платком) и остался во фронте. Граф, держу шпагу в левой руке: в нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари.
Берг еще что то говорил, но Ростов, не дослушав его, уже поехал дальше.
Проехав гвардию и пустой промежуток, Ростов, для того чтобы не попасть опять в первую линию, как он попал под атаку кавалергардов, поехал по линии резервов, далеко объезжая то место, где слышалась самая жаркая стрельба и канонада. Вдруг впереди себя и позади наших войск, в таком месте, где он никак не мог предполагать неприятеля, он услыхал близкую ружейную стрельбу.
«Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск? Не может быть, – подумал Ростов, и ужас страха за себя и за исход всего сражения вдруг нашел на него. – Что бы это ни было, однако, – подумал он, – теперь уже нечего объезжать. Я должен искать главнокомандующего здесь, и ежели всё погибло, то и мое дело погибнуть со всеми вместе».
Дурное предчувствие, нашедшее вдруг на Ростова, подтверждалось всё более и более, чем дальше он въезжал в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом.
– Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? – спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими солдатами, бежавшими перемешанными толпами наперерез его дороги.
– А чорт их знает? Всех побил! Пропадай всё! – отвечали ему по русски, по немецки и по чешски толпы бегущих и непонимавших точно так же, как и он, того, что тут делалось.
– Бей немцев! – кричал один.
– А чорт их дери, – изменников.
– Zum Henker diese Ruesen… [К чорту этих русских…] – что то ворчал немец.
Несколько раненых шли по дороге. Ругательства, крики, стоны сливались в один общий гул. Стрельба затихла и, как потом узнал Ростов, стреляли друг в друга русские и австрийские солдаты.
«Боже мой! что ж это такое? – думал Ростов. – И здесь, где всякую минуту государь может увидать их… Но нет, это, верно, только несколько мерзавцев. Это пройдет, это не то, это не может быть, – думал он. – Только поскорее, поскорее проехать их!»
Мысль о поражении и бегстве не могла притти в голову Ростову. Хотя он и видел французские орудия и войска именно на Праценской горе, на той самой, где ему велено было отыскивать главнокомандующего, он не мог и не хотел верить этому.

Около деревни Праца Ростову велено было искать Кутузова и государя. Но здесь не только не было их, но не было ни одного начальника, а были разнородные толпы расстроенных войск.
Он погонял уставшую уже лошадь, чтобы скорее проехать эти толпы, но чем дальше он подвигался, тем толпы становились расстроеннее. По большой дороге, на которую он выехал, толпились коляски, экипажи всех сортов, русские и австрийские солдаты, всех родов войск, раненые и нераненые. Всё это гудело и смешанно копошилось под мрачный звук летавших ядер с французских батарей, поставленных на Праценских высотах.
– Где государь? где Кутузов? – спрашивал Ростов у всех, кого мог остановить, и ни от кого не мог получить ответа.
Наконец, ухватив за воротник солдата, он заставил его ответить себе.
– Э! брат! Уж давно все там, вперед удрали! – сказал Ростову солдат, смеясь чему то и вырываясь.
Оставив этого солдата, который, очевидно, был пьян, Ростов остановил лошадь денщика или берейтора важного лица и стал расспрашивать его. Денщик объявил Ростову, что государя с час тому назад провезли во весь дух в карете по этой самой дороге, и что государь опасно ранен.
– Не может быть, – сказал Ростов, – верно, другой кто.
– Сам я видел, – сказал денщик с самоуверенной усмешкой. – Уж мне то пора знать государя: кажется, сколько раз в Петербурге вот так то видал. Бледный, пребледный в карете сидит. Четверню вороных как припустит, батюшки мои, мимо нас прогремел: пора, кажется, и царских лошадей и Илью Иваныча знать; кажется, с другим как с царем Илья кучер не ездит.
Ростов пустил его лошадь и хотел ехать дальше. Шедший мимо раненый офицер обратился к нему.
– Да вам кого нужно? – спросил офицер. – Главнокомандующего? Так убит ядром, в грудь убит при нашем полку.
– Не убит, ранен, – поправил другой офицер.
– Да кто? Кутузов? – спросил Ростов.
– Не Кутузов, а как бишь его, – ну, да всё одно, живых не много осталось. Вон туда ступайте, вон к той деревне, там всё начальство собралось, – сказал этот офицер, указывая на деревню Гостиерадек, и прошел мимо.
Ростов ехал шагом, не зная, зачем и к кому он теперь поедет. Государь ранен, сражение проиграно. Нельзя было не верить этому теперь. Ростов ехал по тому направлению, которое ему указали и по которому виднелись вдалеке башня и церковь. Куда ему было торопиться? Что ему было теперь говорить государю или Кутузову, ежели бы даже они и были живы и не ранены?
– Этой дорогой, ваше благородие, поезжайте, а тут прямо убьют, – закричал ему солдат. – Тут убьют!
– О! что говоришь! сказал другой. – Куда он поедет? Тут ближе.
Ростов задумался и поехал именно по тому направлению, где ему говорили, что убьют.
«Теперь всё равно: уж ежели государь ранен, неужели мне беречь себя?» думал он. Он въехал в то пространство, на котором более всего погибло людей, бегущих с Працена. Французы еще не занимали этого места, а русские, те, которые были живы или ранены, давно оставили его. На поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек десять, пятнадцать убитых, раненых на каждой десятине места. Раненые сползались по два, по три вместе, и слышались неприятные, иногда притворные, как казалось Ростову, их крики и стоны. Ростов пустил лошадь рысью, чтобы не видать всех этих страдающих людей, и ему стало страшно. Он боялся не за свою жизнь, а за то мужество, которое ему нужно было и которое, он знал, не выдержит вида этих несчастных.
Французы, переставшие стрелять по этому, усеянному мертвыми и ранеными, полю, потому что уже никого на нем живого не было, увидав едущего по нем адъютанта, навели на него орудие и бросили несколько ядер. Чувство этих свистящих, страшных звуков и окружающие мертвецы слились для Ростова в одно впечатление ужаса и сожаления к себе. Ему вспомнилось последнее письмо матери. «Что бы она почувствовала, – подумал он, – коль бы она видела меня теперь здесь, на этом поле и с направленными на меня орудиями».
В деревне Гостиерадеке были хотя и спутанные, но в большем порядке русские войска, шедшие прочь с поля сражения. Сюда уже не доставали французские ядра, и звуки стрельбы казались далекими. Здесь все уже ясно видели и говорили, что сражение проиграно. К кому ни обращался Ростов, никто не мог сказать ему, ни где был государь, ни где был Кутузов. Одни говорили, что слух о ране государя справедлив, другие говорили, что нет, и объясняли этот ложный распространившийся слух тем, что, действительно, в карете государя проскакал назад с поля сражения бледный и испуганный обер гофмаршал граф Толстой, выехавший с другими в свите императора на поле сражения. Один офицер сказал Ростову, что за деревней, налево, он видел кого то из высшего начальства, и Ростов поехал туда, уже не надеясь найти кого нибудь, но для того только, чтобы перед самим собою очистить свою совесть. Проехав версты три и миновав последние русские войска, около огорода, окопанного канавой, Ростов увидал двух стоявших против канавы всадников. Один, с белым султаном на шляпе, показался почему то знакомым Ростову; другой, незнакомый всадник, на прекрасной рыжей лошади (лошадь эта показалась знакомою Ростову) подъехал к канаве, толкнул лошадь шпорами и, выпустив поводья, легко перепрыгнул через канаву огорода. Только земля осыпалась с насыпи от задних копыт лошади. Круто повернув лошадь, он опять назад перепрыгнул канаву и почтительно обратился к всаднику с белым султаном, очевидно, предлагая ему сделать то же. Всадник, которого фигура показалась знакома Ростову и почему то невольно приковала к себе его внимание, сделал отрицательный жест головой и рукой, и по этому жесту Ростов мгновенно узнал своего оплакиваемого, обожаемого государя.

Борис Стругацкий - известный советский и российский писатель-фантаст. Работал в соавторстве со своим родным братом Аркадием. Их произведения стали классикой советской социальной и научной фантастики. Лучшие из них до сих пор читают и экранизируют.

Биография писателя

Борис Стругацкий был младшим из братьев. Он родился в 1933 году в Ленинграде. Его отец работал научным сотрудником в Русском музее, а мама была учительницей. Так что герой нашей статьи получил качественное образование.

Когда началась Великая Отечественная война, Стругацкие оказались в осажденном Ленинграде. Лютой и холодной зимой 1942-го Борис заболел, поэтому в эвакуацию отправились только его отец и старший брат. В дороге под Вологдой Натан Залманович скончался из-за истощения.

Покинуть город Борис Стругацкий с матерью смог только в 1943 году. С Аркадием они воссоединились в поселке Ташла Оренбургской области (тогда она называлась Чкаловской). После войны вернулись в город на Неве.

Образование фантаста

Борис Стругацкий окончил школу в 1950 году. На выпуске получил серебряную медаль. Планировал поступать в Ленинградский государственный университет на физический факультет. Однако не был принят.

Тогда он решил учиться на математико-механическом факультете. В 1955 году получил диплом астронома.

В аспирантуру Борис Натанович Стругацкий, биография которого в начале жизни была связана только с точными науками, поступил в Пулковскую обсерваторию. Пытался защитить диссертацию, но и тут потерпел неудачу. Выяснилось, что ее тема была изучена и раскрыта за границей еще в 1942 году.

После этого Борис остался работать на счетной станции, которая располагалась при Пулковской обсерватории, в должности инженера-эксплуатационника. Трудился на счетно-аналитических машинах.

В 1960 году отправился на Кавказ в геодезическую экспедицию. В рамках программы поиска территории для установки Большого телескопа академии наук СССР проводил астроклиматические исследования.

Творческая карьера

Борис Натанович Стругацкий, годы жизни которого 1933-2012, профессиональным писателем стал только в 1964-м. Ему был 31 год.

Бориса приняли в Союз писателей СССР. При этом он еще несколько лет оставался работать в Пулковской обсерватории на неполный рабочий день.

С начала 70-х годов не только пишет книги в соавторстве со своим родным братом, но и руководит семинаром, который функционирует в Ленинграде и пользуется популярностью в среде молодых писателей-фантастов. Позже стал известен далеко за пределами северной столицы как семинар Бориса Стругацкого. Фото писателя в те годы регулярно попадало на обложки советских литературных журналов.

Учредил премию "Бронзовая улитка", которая вручалась за лучшие фантастические произведения на русском языке. Она просуществовала с 1992 по 2012 год. Председателем жюри и его единственным членом был сам Борис Натанович Стругацкий, фото которого в то время было знакомо каждому любителю фантастики. Именно поэтому премию называли самой субъективной в мире. В разные годы ее лауреатами становились Михаил Успенский, Михаил Веллер, Кир Булычев, Андрей Лазарчук, Марина и Сергей Дяченко, Дмитрий Быков, Захар Прилепин.

В 2002 году учредил журнал под названием "Полдень. XXI век", в котором стал главным редактором. Это был ежемесячный литературный альманах, в котором публиковались фантастические произведения. Печатали как начинающих, так и маститых авторов.

Известно, что увлекался коллекционированием Борис Натанович Стругацкий. Интересный факт: он собирал марки. Это хобби нашло отражение в его произведениях.

Герой нашей статьи был женат. Его избранницей стала Аделаида Карпелюк, которая была младше его на два года. Ее отец Андрей Карпелюк - генерал-майор, участник советско-финской и Великой Отечественной войны. Борис и Аделаида познакомились еще в студенческие годы в Ленинградском государственном университете. В 1959 году у них родился сын Андрей.

Болезнь и смерть

В конце жизни у Бориса Натановича обнаружился тяжелый недуг - лимфосаркома. После долгой болезни в ноябре 2012 года он ушел из жизни. Ему было 79 лет.

Согласно завещанию, тело писателя было кремировано. Супруга фантаста пережила его всего на один год. Ее тоже кремировали. В апреле 2014 года их прах был развеян над Пулковскими высотами в Санкт-Петербурге.

Библиография

Большинство литературных трудов Борис создал совместно со своим братом Аркадием. В основном они написаны в жанре социальной и научной фантастики.

Сам Борис Стругацкий часто называл их реалистической фантастикой. Их главная цель была в том, чтобы отвести центральную роль в произведении человеку и его судьбе. Далекие планеты и невероятные технологии при этом были не более чем декорациями.

Первой книгой Стругацких стала повесть "Страна багровых туч", которая вышла в 1959 году. Действие этого произведения разворачивается в 90-е годы в Союзе Советских Коммунистических Республик. Главный герой - специалист по транспортным машинам с ядерным приводом Алексей Быков. Он приезжает в Москву и получает задание отправиться в экспедицию на Венеру.

В 1964 году вышла культовая научно-фантастическая повесть "Трудно быть богом". Действие в ней разворачивается в государстве Арканар, находящемся на другой планете. Уровень развития цивилизации, которая там обитает, сопоставим со Средневековьем на Земле. В Арканаре негласно работают сотрудники института экспериментальной истории с планеты Земля, которые наблюдают за развитием этого мира.

В 1965 году братья выпускают юмористическую фантастическую повесть "Понедельник начинается в субботу" о судьбе ленинградского программиста Александра Привалова. В произведении сатирически высмеиваются бюрократы, приспособленцы, жулики от науки.

Их последним совместным произведением стал роман "Отягощенные злом, или 40 лет спустя". Он вышел в 1988 году. В нем библейские сюжеты переплетаются с острыми современными проблемами. В центре событий молодежная группа под красивым названием "Флора" (аналог хиппи), главная проблема - в индивидууме, который идет против всех.

Самостоятельное творчество

После смерти Аркадия Борис стал работать самостоятельно. Под псевдонимом С. Витицкий он выпустил два романа. В 1995 году вышел "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики".

Он рассказывает о программисте Станиславе Красногорове, который отмечает свой день рождения с близким товарищем по имени Виктор Киконин. Он начинает рассуждать об удивительной особенности - всю жизнь судьба его оберегает в самых невероятных и опасных ситуациях. Пытается осознать свое предназначение, для этого сочиняет роман "Счастливый мальчик", в котором пытается приводит доказательства избранности своей судьбы. Только для чего он предназначен, главный герой не знает.

Последний роман Стругацкого

В 2003 году Борис под псевдонимом С. Витицкий выпускает роман "Бессильные мира сего". Произведение основывается на трех сюжетных линиях. Композиция сложна, мозаична, имена и прозвища персонажей постоянно переплетаются. Критики считали, что это самое тяжелое произведение из всего написанного автором.

Стругацкий Борис (род. 15 апреля 1933, Ленинград, РСФСР) - русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звёздный астроном», который закончил в 1955 году, работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.

С 1966 года - профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.

С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики.

На всем протяжении творческой деятельности Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991-1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная научно-фантастическая публицистика.

Произведения братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в том числе, в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа международная литературная премия в области фантастики - "АБС-премия". Произведения братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в том числе такими режиссерами, как Андрей Тарковский (фильм "Сталкер") и Александр Сокуров (фильм "Дни затмения"); а также режиссером Федором Бондарчуком (фильм "Обитаемый остров") в 2008 году. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

После смерти брата Аркадия в 1991 году Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно" и вышел в 1995 году под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В настоящее время, по словам мастера, над крупными формами он не работает и пишет "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 2008 году Борису Стругацкому присуждена медаль «Символ Науки».

Живет и работает в Петербурге.

Бориса Стругацкого часто называют предсказателем будущего, однако сам он себя таковым не считает, "ни фантастика, ни футурология ничего существенного предсказать не способны. Разве что случайно". "Писатель может почувствовать дух грядущего, но детали всегда остаются за пределами человеческих возможностей", - отмечает он.

Текст унаследован из Википедии

Бори́с Ната́нович Струга́цкий (род. 15 апреля 1933, Ленинград , РСФСР) - русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После кончины А.Н. Стругацкого в 1991 г. опубликовал два самостоятельных романа.

Биография

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде , где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако по ряду причин принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «звёздный астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки.

С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

Женат (на Аделаиде Андреевне Карпюк), двое детей: Андрей и Виктор.

Борис Натанович известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

Творчество в соавторстве с братом

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием . Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Однако сам Б.Н. Стругацкий предпочитает называть своё и брата творчество «реалистической фантастикой», подчёркивая, что в центре его находится человек и его судьба, а иные планеты или техника будущего - не более чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года идет интервью , в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Художественные переводы

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндэма.

Псевдонимы

С. Витицкий

Наиболее известным псевдонимом Бориса Стругацкого является псевдоним С. Витицкий .

С. (официально не имеет расшифровки, однако встречается «Сергей») - от «Стругацкий». Происхождение слов «Витицкий», «Витин» и т.п. таково: Борис Натанович живёт в Санкт-Петербурге на улице Победы, а по латыни «Победа» - Виктория; отсюда имя «Виктор» и уменьшительно-ласкательное «Витя» (сына Бориса Стругацкого зовут Андрей).

  • «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995)
  • «Бессильные мира сего» (2003)

Награды

  • В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства.
  • В 2008 году ему присуждена медаль «Символ Науки».
  • Лауреат премии им. В. Высоцкого «Своя колея»

Взгляды

Память о Великой Отечественной стала святыней. Не существует более ни понятия «правда о войне», ни понятия об «искажении исторической истины». Есть понятие «оскорбления святыни». И такое же отношение стремятся создать ко всей истории советского периода. Это уже не история, это, по сути, религия. С точки зрения верующего человека, с точки зрения церкви, не бывает искажения «правды Библии» - бывает покушение на святость, оскорбление веры, ересь. Библия Войны написана, и апокриф о предателе-генерале Власове в нее внесен. Все. Не вырубишь топором. Но с точки зрения «атеиста» нет здесь и не может быть ни простоты, ни однозначности. И генерал Власов - сложное явление истории, не проще Иосифа Флавия или Александра Невского; и ветераны - совершенно особая социальная группа, члены которой, как правило, различны между собою в гораздо большей степени, чем сходны.

Статья Борис Стругацкий: «Возвращение в совок - итог путинского десятилетия» от 08.02.2010, "Новая газета"

СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ

СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ

(род. в 1925 г. – ум. в 1991 г.)

Аркадий Стругацкий

(род. в 1933 г.)

Борис Стругацкий

Известные прозаики, сценаристы, бесспорные лидеры советской фантастики на протяжении более чем трех десятилетий. Самые известные за рубежом советские фантасты, книги которых выходили в 27 странах мира. Классики современной научной фантастики, лауреаты премии «Аэлита».

Аркадий Стругацкий родился 27 августа 1925 года в Батуми. Однако вскоре после его появления на свет молодая семья (искусствовед и учительница русского языка и литературы) перебралась в Ленинград – город, с которым была связана вся дальнейшая жизнь писателя. Его отец, профессиональный революционер-большевик, занимал видные партийные посты. Однако он неоднократно демонстрировал «вопиющую неортодоксальность» взглядов, за что, собственно, в 1937 году и поплатился партбилетом…

Юность парня была искалечена войной. С началом Великой Отечественной глава семейства работал на строительстве укреплений, а позднее – в гранатной мастерской. В конце января 1942-го семья разделилась: Боря с матерью остался в городе, а Аркадия вместе с отцом эвакуировали через Ладогу по «дороге жизни». В тот момент оба, можно сказать, стояли одной ногой в могиле… В принципе, то же можно было сказать и об остальных пассажирах. Ту страшную поездку Аркадий запомнил на всю жизнь: он оказался единственным человеком в вагоне, который добрался до места назначения живым. Отца он похоронил в Вологде…

Неисповедимые дороги войны забросили будущего писателя под Оренбург, где его призвали в армию и направили в Актюбинское артучилище. Но закончить его Аркадий не успел: незадолго до выпуска, в 1943 году, его командировали в Московский военный институт иностранных языков. Закончил вуз Аркадий уже после победы, в 1949 году, получив диплом переводчика с английского и японского языков. После этого Стругацкий отправился преподавать в Каннскую школу военных переводчиков, а позднее служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке.

Демобилизовался будущий писатель только в 1955 году; после ухода из армии он устроился референтом-переводчиком с японского в Институт технической информации. Но данный вид деятельности Аркадия Натановича полностью не устраивал. В 1956-м он решил попробовать свои силы на литературном поприще (хотя первые пробы пера знаменитого фантаста относятся еще к тому периоду, когда он служил в армии) и в соавторстве с Л. Петровым написал повесть «Пепел Бикини». Публикация данного произведения вызвала значительный интерес, так что в том же году Стругацкий сменил место работы и перешел сначала в «Реферативный журнал», а затем – в редакцию научно-художественной литературы в Детгиз. Позднее он занял место редактора в Госполитиздате.

Литература стала для него основным и любимым видом деятельности. В 1957 году Аркадий Натанович стал работать в соавторстве со своим младшим братом, Борисом; этот великолепный творческий дуэт быстро завоевал популярность как в СССР, так и за рубежом. Работы братьев Стругацких, которые принято относить к направлению социальной фантастики, пополнили список современной классики.

Борис Стругацкий, второй член творческого «тандема», родился в Ленинграде 15 апреля 1933 года. Он также был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе с матерью, но позже брата. Долгое время семья не могла воссоединиться, и долгожданная встреча была более чем радостной. После окончания школы младший Стругацкий поступил на механико-математический факультет Ленинградского университета. Получив специальность астронома, он в течение многих лет работал в Пулковской обсерватории. И Аркадий, и Борис стараниями родителей очень рано пристрастились к чтению. Так что увлечение брата фантастикой астроном вполне разделял, но к собственным возможностям на данном поприще относился несколько скептически (хотя литературным творчеством начал заниматься еще в студенческие годы; просто дальше любительских работ дело долго не шло). Профессиональным же писателем Борис Натанович стал только в 1960 году.

Дебют братьев в массовой печати состоялся в 1958 году, когда читатели познакомились с рассказами «Извне» и «Спонтанный рефлекс». Спустя год любители фантастики буквально до дыр зачитывали первое крупное произведение Стругацких – повесть «Страна багровых туч». Они говорили, что данная работа – это «некий уродливый памятник целой эпохе… – с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое – добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием». А на подходе были уже рассказы «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» (все – 1959)… Далее плодовитые авторы радовали читателей новыми работами с завидной регулярностью. Так, в 1962-м они выпустили «Стажеров», «Попытку к бегству», «Путь на Амальтею», «Далекую радугу», «Полдень XXII век. Возвращение»; в 1965-м – знаменитые повести «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом» и «Хищные вещи века». Спустя два года на прилавках книжных магазинов появилось «Второе нашествие марсиан»; параллельно братья продолжали работать над начатой в 1966-м «Улиткой на склоне», которая была ими закончена в 1968 году. Тогда же вышла «Сказка о Тройке»; в 1969 году Стругацкие написали «Обитаемый остров», а в 1971-м– «Малыша». Читатели не уставали удивляться мощной фантазии и бешеной работоспособности соавторов, которые подарили мировой литературе такие удивительные вещи, как «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «За миллиард лет до конца света» (1976–1977), «Жук в муравейнике» (1979–1980), «Град обреченный» (1988–1989), «Хромая судьба» (1982) и др. Перечислить все произведения этих писателей в данной статье просто невозможно!

Братья отмечали, что испытали определенное влияние творческой манеры и основополагающих идей таких признанных корифеев жанра фантастики, как Г. Уэллс, Ж. Верн, С. Лем, К. Абэ, И. Ефремов. Их героем стал «обыкновенный» человек, интеллигент, гуманист, этика которого основывается на нравственной ответственности перед человечеством и преданности научному поиску.

В начале своей творческой карьеры Стругацкие сумели создать собственную, оригинальную, целостную картину мира будущего. С точки зрения формы их произведения являлись романтическими, а с точки зрения содержания и пафоса – оптимистическими. Однако с течением времени в работах писателей все сильнее проявлялось стремление психологизировать прозу, насытить ее философским элементом и притчевым началом, придать повестям больше лиризма, добавить размышлений, которые порой начинали вытеснять активное внешнее действие.

Несмотря на то что ранние произведения Стругацких были выдержаны в традиционном ключе, их отличительной чертой стала необычная постановка нравственного выбора, обобщение ее до глобального, общечеловеческого масштаба. Писатели вновь и вновь обращались к проблеме поведения человека в неординарных и экстремальных с нравственной точки зрения ситуациях. Противопоставляя два антагонистичных мира – Абсолютного Добра и Справедливости и Реальной Человеческой Природы (весьма далекой от идеала), основным злом авторы считали воинствующую серость и агрессию к инакомыслию. Мир, по мнению Стругацких, основан на непрекращающейся борьбе человека, в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остается неизвестным, а результат ее, собственно, не слишком волнует писателей. Главное, что их интересует, – это вопрос о том, возможно ли в ходе борьбы сохранить достоинство личности и ее готовность предстать перед судом времени. Стругацкие намеренно отказались прогнозировать образ человека будущего, однако они с удовольствием исследовали собственных современников, перенося их на века вперед, гиперболизируя заинтересовавшие их качества и доводя увиденное порой до откровенного гротеска. Будущее же соавторы рассматривали лишь как череду экстремальных обстоятельств, которые помогают проявить в личности все сущностное. Готов ли нравственно человек встретиться с будущим, куда так стремится, «лицом к лицу»? К сожалению, далеко не всегда. Поэтому-то у Стругацких так часто проскальзывает мотив тупика и идея другого пути. Вот только каким он может оказаться, фантасты не говорят.

Проблему контакта писатели впервые затронули в повести «Трудно быть богом» и развили ее в произведениях «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». Стругацкие подвергли сомнению идею искусственного ускорения развития иной цивилизации («прогрессорства»). Работы братьев, датированные концом 1960-х – началом 1970-х годов прошлого века, говорят о принципиальных изменениях в их собственной картине жизни и художественном мире. Фантасты мучительно искали пути человеческого прогресса. Эти произведения привнесли в отечественную литературу мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершенность. Теперь проза соавторов строилась на органическом единстве динамичной увлекательной интриги и серьезных раздумий и отличалась обязательным присутствием выраженного притчевого начала. В их концепции мира постоянно присутствует тайна, до конца неразрешимая. Предупреждение о том, что она рядом, проявляется во всех работах Стругацких последних десятилетий. Причем это «нечто» существует, по мнению братьев, само по себе, независимо от мнений, желаний и представлений людей. Что принесет тайна в их жизнь? Новую энергию, своевременную помощь или реальную угрозу? Не исключено, считали авторы, что неведомое может оказаться и тем, и другим одновременно…

Самое сложное произведение Стругацких – «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя». Навеянный булгаковским «Мастером и Маргаритой», этот роман-притча с неоднозначными концовкой и трактовками, содержит два параллельных действия: библейско-фантасмагорическое и условно-реальное. Их объединяет идея того, что единственным возможным спасением для человечества является попытка воспитания поколения с новой психикой, отличимой от психики современного индивида. «Отягощенные злом» подводят к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами и о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и отсутствие понимания.

Писали братья и по отдельности; вот только в этом случае они публиковали произведения под другими фамилиями. Так, Аркадий Стругацкий выпустил под псевдонимом С. Ярославцев повесть-сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974), роман «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), повесть «Дьявол среди людей» (1993). Борис Стругацкий печатался под псевдонимом С. Витицкий. Его перу принадлежит роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1995). Переводы же с английского братья подписывали как С. Бережков, С. Победин, С. Витин. Кроме того, Аркадий Натанович занимался переводами японской научной фантастики и классической японской литературы.

Что же касается деятельности Стругацких как киносценаристов, то об этом стоит поговорить отдельно. Аркадий Натанович и Борис Натанович прошли школу работы с таким удивительным режиссером, каким был Андрей Тарковский. В результате, в 1978 году был создан сценарий «Понедельник начинается в субботу», в 1985-м – «Пять ложек эликсира»; по повести «За миллиард лет до конца света» был снят «День затмения» (1987); по мотивам «Гадких лебедей» – «Туча» (1987). В 1980-м зрители впервые увидели фильм «Отель “У погибшего альпиниста”». Борис Натанович в 1986 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР за сценарий фильма «Письма мертвого человека». А пьеса-памфлет «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990), в которой развеяна эйфория перестроечной свободы и выражено скептическое отношение к очередному «новому» человеку, вообще стоит особняком в творчестве Стругацких. К сожалению, эта пьеса стала последней совместной работой братьев. В 1991 году, 12 октября, Аркадий Натанович скончался.

Что же касается Бориса Натановича, то он по-прежнему живет и работает в Санкт-Петербурге, пишет книги, руководит семинарами.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Вишневский Борис Лазаревич Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда Автор выражает свою глубокую признательностьМихаилу Амосову, Юрию Флейшману, Владимиру Борисову, Константину Селиверстову, Вере Камше, Андрею Болтянскому, Ольге Покровской, Юрию Корякину, Николаю

Из книги Сталкер. Литературная запись кинофильма. Выдержки и статьи. автора Тарковский Андрей

Борис Натанович Стругацкий. Комментарии к пройденному

Из книги Смех без причины автора Винокур Владимир Натанович

Аркадий Натанович Стругацкий. Каким я его знал.

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава 2 Борис Натанович Винокур Я на четыре года старше Владимира. С детства привык опекать младшего – в уличных играх, на танцплощадке и на занятиях спортом. Старшеклассником играл в сборной города по волейболу. Окончив школу, стал студентом Ленинградского

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

РАЙКИН Аркадий РАЙКИН Аркадий (артист эстрады, театра, кино: «Доктор Калюжный» (1940), «Мы с вами где-то встречались» (1954); т/ф «Люди и манекены» (1974–1975); скончался 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни). У Райкина с детства было слабое здоровье. Еще в 13-летнем возрасте он едва не

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора

ТОЛБУЗИН Аркадий ТОЛБУЗИН Аркадий (актер кино: «В мирные дни» (1951; помощник командира Григорий Александрович Орлов), «Кортик» (1954; комиссар Полевой), «Она вас любит» (1956; Фролов), «Мальва» (1957; приказчик), «Смена начинается в шесть» (1959; главная роль – Алексей Железняк),

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

ХАЙТ Аркадий ХАЙТ Аркадий (писатель-юморист, один из авторов культового мультфильма «Ну, погоди!»; скончался 21 февраля 2000 года на 62-м году жизни). Родители Хайта прожили долгую жизнь, и он тоже надеялся на то, что его ожидает та же судьба. Но увы… 25 декабря 1999 года Хайт

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

15 апреля. Родился Борис Стругацкий (1933) Победа Стругацких Свет, мрак и блеск советской военной мифологии1Главные советские и постсоветские военные писатели - Стругацкие. Думаю так не только потому, что с шестидесятых по настоящее время они с большим отрывом остаются

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

АРКАДИЙ И НИКИТА (Разговор с Л. Абрамовой)- Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.- Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Из книги Знаменитые Скорпионы автора Раззаков Федор

АРКАДИЙ ЛЬВОВ В 1988 году в американском издательстве «Руссика Паблишер» вышло первое серьезное издание произведений Владимира Высоцкого - «Собрание стихов и песен» в 3-х томах. Историю создания и выхода в свет «шемякинского трехтомника» - так его называли и называют в

Из книги Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов автора Передрий Андрей Феликсович

Аркадий Свидерский Аркадий Васильевич, давайте начнем со школы. Кого из преподавателей вы помните?Цветкову Анну Николаевну. Она вела нас с первого класса. Зайчика Михаила Наумовича - он был совершенно уникальным человеком, преподавал у нас физику. Его многие помнят. А

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

И завершающая часть 3-я… Неистовый Аркадий… Аркадий Белинков Однажды, было это много лет назад - в «Панораму» зашла женщина, зашла без предварительного звонка и не условившись о встрече. В тот раз конец дня случился не такой напряженный, каким он станет завтра - сразу же

Из книги автора

Аркадий Арканов …Еще одним местом сборищ молодых и маститых писателей «левого» и «правого» направления был легендарный ЦДЛ. Центральный дом литераторов со знаменитым рестораном в Дубовом зале. В ЦДЛ я попал вскоре после того, как стал своим в «Юности». ЦДЛ находился

Из книги автора

Аркадий РАЙКИН А. Райкин родился в Риге 6 ноября 1911 года (Скорпион-Свинья). Читаем в гороскопе:«Металлическая Свинья (ее год длился с 30 января 1911 по 17 февраля 1912 года; повторяется каждые 60 лет) наиболее честолюбивейшая из всех типов этого знака, энергичная, целеустремленная

Из книги автора

АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ...Об этом человеке ходило и ходит множество легенд. Его голос, звучавший с затертых магнитофонных лент, в 70-х годах знали почти все в той стране, которой уже нет, в стране, в которой он и мы жили...Удивительная судьба! Артист, который имел бы все основания

Из книги автора

Аркадий Аркадий окончил престижную в Москве физико-математическую школу № 2, увлекался астрономией. Увлечение было скорее романтическим, чем научным, но было отмечено четырьмя дипломами победителя астрономических олимпиад.В 1980 году он сдает экзамены в