Что хранится в русском музее. Русский музей: как пройти, цены, экскурсии, залы, картины

Г ости Русского музея могут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого достаточно установить на телефон приложение дополненной реальности Artefact и навести камеру гаджета на экспонат. Сейчас в доступно - любопытные факты о пяти из них рассказывает портал «Культура.РФ».

«Гумно» Алексея Венецианова, 1822

Впервые картину показали на XV выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1887 году. Там ее приобрел император Александр III. Какое-то время полотно находилось в Зимнем дворце, но в 1897 году переехало в недавно образованный Русский музей.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» Ильи Репина, 1903

Заказ на картину поступил Илье Репину в апреле 1901 года от российского императора. Живописцу помогали Борис Кустодиев и Иван Куликов.

«Хозяином, командиром и истинным творцом оставался сам мастер, ученики были только его послушными руками».

Игорь Грабарь

Еще до юбилея художники создали наброски интерьера в Круглом зале Мариинского дворца. А в день торжественного заседания Илья Репин делал здесь фотоснимки и эскизы - все материалы живописцы использовали во время работы над картиной. Полотно писали три года.

В центре сюжета картины - Николай II и представители императорского дома: младший брат царя Михаил, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Николаевич, который тогда был президентом Императорской академии художеств. Рядом с ними - лица, занимавшие важнейшие посты в государстве. Всего на картине изображен 81 человек.

Живопись второй половины XIX века - начала XXI века

Среди живописных работ, переданных в Русский музей в момент его основания, заметную и значимую в художественном отношении часть составили произведения ведущих мастеров второй половины XIX в. (И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков). Несмотря на то, что отбор картин для музея в первые два десятилетия его существования был несколько ограничен консервативными вкусами Совета Академии художеств, диапазон представленной в коллекции живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Бенуа и Александр Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др. Важные шаги были предприняты для комплектования собрания картин современных художников. Отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок И.И.Левитана (в 1901 г. - посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 г. - посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 г. - посмертная), Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев («Трапеза» В.Г.Перова, «Портрет О.К.Орловой» В.А.Серова и др.).

Заметным вкладом в собрание живописи стали переданные музею в 1918 г. эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова. Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX - начала XX в. (в том числе «Богатырь» и «Шестикрылый серафим» М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей художественных объединений «Мир искусства», «Голубая роза» и «Бубновый валет».

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX - начала XX вв. не прекращалось и в 1930-е гг. В это время из Музея революции среди других работ было передано «Торжественное заседание Государственного совета» кисти И.Е.Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в собрании последнего («Гитарист-бобыль» и «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева» В.Г.Перова, «Автопортрет» Н.В.Неврева, «Курсистка» Н.А.Ярошенко, «Летящий демон» М.А.Врубеля и «Бабы» Ф.А.Малявина).

За последние двадцать лет в музей поступило около двухсот произведений живописи второй половины XIX - начала XX в. Большая часть их этих работ была подарена в 1998 г. братьями И.А. и Я.А.Ржевскими. Обширное собрание картин русских художников, включающее полотна И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, Н.Н.Дубовского, Б.Н.Кустодиева, К.Я.Крыжицкого м многих других мастеров, сейчас представляет постоянную экспозицию музея в здании Мраморного дворца. Также необходимо отметить несколько этюдов и картин отечественных художников конца XIX - XX в. (С.Ю.Жуковский, Е.И.Столица, А.Б.Лаховский и др.), переданных в дар в 2009 г. от Н.П.Ивашкевич. Заметным приобретением последних лет стала картина И.Е.Репина «Портрет военного», ранее принадлежащая одной из североамериканских компаний.

В 1926 г. в дополнение к Художественному отделу Русского музея было создано Отделение новейших течений. Его фонды начали целенаправленно пополняться произведениями авангардных художественных направлений и творческих объединений первой четверти ХХ в., в том числе работами Н.С.Гончаровой, В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, М.Ф.Ларионова, А.В.Лентулова, К.С.Малевича, Л.С.Поповой, В.Е.Татлина, Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других.

К 1927 г. в экспозиции Русского музея были последовательно представлены многочисленные новейшие течения от постимпрессионизма до беспредметничества. Отделение новейших течений просуществовало всего три года, однако оно, по существу, положило начало Отделу советской живописи ГРМ (1932-1991гг.), который на данный момент (в составе Отдела живописи 2-й половины XIX-XXI вв.) обладает постоянно пополняющимися фондами. Эти фонды, превышающие 6000 единиц хранения, охватывают практически все направления, школы, тенденции, основные виды и жанры развития русского искусства ХХ - начала XXI вв.

Русский музей располагает одной из крупнейших коллекций произведений раннего русского авангарда и его ведущих мастеров. В живописном собрании представлены основные новаторские течения середины 1910-х гг.: абстракционизм (В.В.Кандинский) и его сугубо русская ветвь - лучизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова), неопримитивизм (М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, А.В.Шевченко, К.С.Малевич), кубофутуризм (Д.Д.Бурлюк, К.С.Малевич, И.А.Пуни, Л.С.Попова, Н.А.Удальцова, А.А.Экстер и др.), супрематизм (К.С.Малевич, И.А.Пуни, О.В.Розанова, И.В.Клюн), конструктивизм (В.Е.Татлин, А.М.Родченко, А.А.Экстер, Л.В.Попова), аналитическое искусство (П.Н.Филонов). Уникальны по своей полноте коллекции произведений мастеров, создавших новаторские художественные системы (К.С.Малевич, П.Н.Филонов, К.С.Петров-Водкин), а также отдельных крупных живописцев, в том числе тех, чей творческий путь начинался уже в советское время (С.В.Герасимов, П.П.Кончаловский, П.В.Кузнецов, Б.М.Кустодиев, В.В.Лебедев, А.А.Рылов, А.В.Шевченко, Н.М.Ромадин). Также в коллекции музея представлены работы художников - представителей значительных школ, существовавших в советское время (например, ленинградская школа пейзажной живописи 1930-х - 1950-х гг.).

Искусство социалистического реализма, демонстрирующее высокие художественные достоинства, сюжетную ясность, программную склонность к «большому стилю», отражено в полотнах А.А.Дейнеки, А.Н.Самохвалова, А.А.Пластова, Ю.И.Пименова и многих других советских художников, продолжавших работать в годы Великой Отечественной войны, и во второй половине ХХ в. В золотой фонд советского искусства вошли также находящиеся в собрании Русского музея произведения представителей «сурового стиля» и соприкасавшихся с ним направлений поисков советских живописи 1960-х-1970-х гг. В собрании музея находятся работы таких мастеров послевоенного искусства, как Н.И.Андронов, В.В.Ватенин, Д.Д.Жилинский, В.И.Иванов, Г.М.Коржев, Е.Е.Моисеенко, П.Ф.Никонов, П.П.Оссовский, В.Е.Попков, В.М.Сидоров, В.Ф.Стожаров, братья А.П. и С.П.Ткачевы, Б.С.Угаров, П.Т.Фомин и другие, созданные в широком жанровом диапазоне - от исторической картины до натюрморта.

Имевшая место в 1970–1980-е гг. актуализация отвергавшегося ранее художественного опыта породила в недрах официального искусства плеяду мастеров, работавших в русле «картины идей», связанной с метафорическим, многоплановым осмыслением окружающего мира и человеческой жизни (О.В.Булгакова, Т.Г.Назаренко, Н.И.Нестерова, И.В.Правдин, А.А.Сундуков и др.). В период «перестройки» (1985-1991гг.) собрание Русского музея пополнил ряд имен художников, работавших в рамках андеграунда. Ныне коллекция современной живописи - весьма мобильная и быстрорастущая часть фондов ХХ - начала ХХI вв., но продолжается и всестороннее формирование всего живописного собрания.

Ярошенко Н.А. Портрет художника Николая Ге.

1890. Холст, масло.

Рерих Н.К. Заморские гости.

1902. Картон, масло.

Михаил Павлович был последним из десяти детей Павла I, и царствовать ему не довелось. Тем не менее, заботясь о судьбе младшего сына, августейший отец еще при его рождении распорядился о накоплении средств для строительства его будущего собственного дворца. В 1819 г., по достижении совершеннолетия, Михаил Павлович вступил в должность по руководству русской артиллерией и мог думать о женитьбе. Тогда по указу его старшего брата Александра I, царствовавшего в ту пору, состоялась закладка Михайловского дворца. Его возводил замечательный мастер своего дела, знаменитый итальянский архитектор Карл Росси.

Вскоре Михаил Павлович женился на молоденькой вюртембергской принцессе, получившей при переходе в православие имя Елены Павловны. Сначала молодожены поселились в Зимнем дворце, но в 1825 г. переехали в только что законченный Михайловский дворец, сразу же ставший новым украшением столицы. Этот дворец с восьмиколонным портиком поражает торжественной величавостью и изысканностью классических пропорций. В его отделке участвовали лучшие художники и мастера прикладного искусства того времени. Перед дворцом разбит парадный двор с великолепной чугунной оградой.

«Дворец этот является, безусловно, триумфом новейшей архитектуры, - писал посетивший Россию английский ученый Гренвиль, - он не только превосходит все виденное в Тюльери и других королевских дворцах континента, но является положительно единственным в своем роде». А петербуржцы отзывались так: «Ну уж подлинно дворец Михаила Павловича пречудесен, то есть так, как говорится: ни пером описать, ни в сказке сказать. Богато, красиво, с отменным вкусом и тщанием все отделано. Росси себя тут более еще отличил, нежели в Елагином дворце».

Михайловский дворец был для великого князя, занимавшего должность генерал-инспектора инженерных войск, одновременно и домом, и местом службы. Во дворце не только устраивались шумные великосветские балы, на которые цветы привозили на двухстах подводах, но и заседали комитеты, Михаил Павлович принимал военных и гражданских лиц, организовывал торжественные приемы по случаю назначения в должность и производства в офицеры. Жизнь во дворце обеспечивал громадный по числу персонал: летом - до 300, зимой - до 600 человек.

После смерти Михаила Павловича дворец перешел к его вдове Елене Павловне, утонченной покровительнице искусав и хозяйке артистического и либерального политического салона. Из пяти рожденных ею дочерей до этого времени дожила только одна - Екатерина Михайловна, которая и унаследовала дворец после кончины матери. Она была замужем за герцогом Мекленбург-Стрелицким и завещала дворец своим детям от этого брака. Однако вышла неувязка: Михайловский дворец был собственностью дома Романовых, а наследники являлись германскими подданными. Александр III счел необходимым исправить это положение, выкупив дворец в казну. Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II. За 4 млн рублей серебром он выкупил Михайловский дворец со всеми его службами и передал учрежденному им в 1895 г. Русскому музею Императора Александра III.

Для устройства музея дворец был перестроен архитектором Свиньиным. Его основу составили картины из царских резиденций, Эрмитажа, собрания Академии художеств. В 1916 г. для размещения растущих коллекций рядом с Михайловским дворцом по проекту академика архитектуры Бенуа был возведен выходящий на канал западный корпус (часто называемый корпусом Бенуа) . Дворец и корпус Бенуа соединены переходом, благодаря которому можно проходить из одного в другой, не выходя на улицу.

После революции Русский музей значительно пополнился за счет национализированных художественных ценностей и новых приобретений. Сейчас в его фондах около 400 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Музейные экспозиции охватывают все этапы русского искусства - от древнерусских икон до современного авангарда. Старинные иконы и живописные и скульптурные произведения XVIII -XIX вв. представлены в самом Михайловском дворце, а в корпусе Бенуа находятся в основном работы мастеров XX в. Там же часто организуются временные выставки.

Экскурсия в музей

В музей входят через цокольный этаж, где расположены кассы и гардеробы, а затем поднимаются наверх в огромный колонный вестибюль. Осмотр принято начинать со второго этажа, поскольку хронология экспозиции начинается именно оттуда. Но прежде чем окунуться в прекрасный мир древнерусской иконописи, оцените великолепный парадный вестибюль и торжественную лестницу Михайловского дворца. Дух захватывает от ощущения высоты и простора, когда поднимаешься по этой широкой, разветвляющейся на два марша лестнице на галерею второго этажа, окруженную восемнадцатью грандиозными коринфскими колоннами.

Поднявшись наверх, сверните влево, и вы окажетесь в отделе искусства XII-XVIII вв. В это время русская живопись была исключительно религиозной, так что в первых четырех залах - только старинные иконы. Самой древней из них считается «Ангел Златые Власы», написанная в XII в. (находится в первом зале у окна) . Невозможно не залюбоваться величавой красотой вроде бы спокойных, но темпераментных линий, их изяществом и чистотой.

В следующем зале представлена новгородская иконописная школа - яркая, праздничная и очень доходчивая. Обязательно обратите внимание на икону начала XIV в. «Святой Георгий с житием», в любопытных подробностях рассказывающую легендарную историю жизни святого. Этот же очень почитаемый на Руси святой изображен на белом коне по ярчайшему красному фону на другой, небольшой по размеру, но монументальной по композиции иконе.

В зале московской школы находятся шедевры коллекции - большие иконы «Святой Петр» и «Святой Павел» из иконостаса Успенского собора во Владимире. Они были исполнены в мастерской знаменитого мастера Андрея Рублева. Ритмическая композиция, повторение мягких, плавных линий делают эти образы особо музыкальными.

В четвертом зале выставлены работы известного иконописца Дионисия из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, поражающие сочетанием неизъяснимой легкости и ясности с торжественностью и своеобразным пафосом. Тут же и поздние образцы московской школы, для которых становится характерна прорисовка мелких деталей и преобладание красного и золотого цветов.

Войдя в следующий зал, мы попадаем уже в Петровскую эпоху с ее тягой к светскому искусству. Петр активно приглашал в Россию иностранных художников и посылал русских юношей учиться живописи за границу. Светская живопись началась в России с жанра портрета. Первые опыты в этом роде, пока довольно условные, в которых чувствовалась еще иконописная традиция, назывались «парсуны» («персоны») , Европейскую технику письма первыми осваивают петровские зарубежные пансионеры Иван Никитин и Андрей Матвеев, чьи работы можно видеть в этом зале. Иван Никитин впоследствии прославился как крупнейший портретист первой четверти XVIII в.

Среди его известных работ -«Портрет напольного гетмана», «Портрет барона Строганова», известная заказная работа «Петр I на смертном ложе».

В следующем зале - живопись второй трети XVIII в. Тут и широко известные детские портреты семьи Фермор кисти Ивана Вишнякова, и выразительные полотна Алексея Антропова, к примеру, большой портрет Петра III, нелюбимого мужа Екатерины II.

Затем мы попадаем в угловой зал, вызывающий восхищение своим золоченым потолком и удивление стоящей посредине огромной бронзовой статуей. Этот скульптурный портрет императрицы Анны Иоанновны с арапчонком сделал ваятель Растрелли, отец известного архитектора.

Пройдя через зал знаменитого портретиста Федора Рокотова (среди его полотен следует отметить «Портрет великого князя Павла Петровича в детстве», «Портрет графини Санти», портреты четы Суровцевых) , мы попадаем на экспозицию, где представлены работы художников - выпускников созданной Елизаветой Петровной в 1757 г. Академии художеств. Интересна картина украинского художника Антона Лосенко на русский исторический сюжет «Владимир и Рогнеда». Этот художник считается основоположником отечественной исторической живописи.

Далее нас ждет эпоха Екатерины Великой - скульптурный (работы Федора Шубина) и живописный портреты государыни и известнейший цикл из семи портретов выпускниц основанного ею Смольного института благородных девиц, созданный Дмитрием Левицким.

Затем словно бы происходит чудо - из музейных залов мы переносимся в эпоху великого князя Михаила Павловича, попадая в не тронутый переделками Белый зал, поражающий размерами и совершенством. Здесь до сих пор сохранилась оригинальная отделка Росси и подлинная мебель, сделанная по его эскизам. Просторный зал, выходящий окнами в Михайловский сад, освещают бронзовые золоченые люстры, мягко подсвечивающие богатую цветом живопись плафонов. Поблескивает гладь искусственного мрамора на стенах и колоннах, сверкает натертый наборный паркет, расставленная в строгом порядке резная золоченая мебель довершает роскошное убранство. Кажется, вот-вот откроется дверь и войдут хозяева дома и гости. Ведь именно здесь у великой княгини Елены Павловны собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели...

Затем через зал портретиста Боровиковского мы попадаем в один из самых больших и знаменитых залов музея, где потрясающие морские пейзажи Айвазовского (именно здесь находится хрестоматийный «Девятый вал») спорят в совершенстве с великолепными портретами Карла Брюллова. Здесь же и самая знаменитая картина Брюллова, открывшая новую страницу в истории русского искусства, - «Последний день Помпеи».

Ни один из европейских художников XIX в. не удостоился такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого живописца Карла Брюллова, когда в середине 1833 г. он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной «Последний день Помпеи». Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе. Произведя настоящий фурор в Риме, Милане и Париже, картина Брюллова наконец добралась и до Петербурга, где сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. «Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею», - повествует современник. В своем официальном годовом отчете Академия художеств признала брюлловскую картину лучшим созданием XIX в. Известные представители русской культуры восторженно приветствовали картину, воспевали ее в стихах и прозе. Гоголь написал обширную статью, в которой признавал это полотно «полным всемирным созданием», где все «так мощно, так смело, так гармонически сведено в одно, как только могло это возникнуть в голове гения всеобщего».

Тема картины взята из древнеримской истории. Помпеи - старинный римский город, расположенный у подножия Везувия, в 79 г. н.э. в результате сильнейшего вулканического извержения был залит лавой и засыпан камнями и пеплом. Тысячи жителей погибли на улицах города во время панического бегства. В картине Брюллов противопоставляет губительным стихиям природы душевное величие и красоту человека.

«Его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой», - писал Гоголь, тонко подметивший основную мысль брюлловской картины.

Эту картину можно рассматривать долго, подмечая все новые и новые детали. Вот распростертая фигура молодой женщины, разбившейся при падении из колесницы. Вот два молодых помпеянина несут на плечах своих больного старика-отца. Вот молодожены - юноша-муж поддерживает падающую в изнеможении жену с брачным венком на голове. Вот сын (в его образе подразумевается римский писатель Плиний-младший, очевидец трагедии) пытается спасти старую мать. В картине есть и языческий жрец, и христианский священник, как бы олицетворяющие уходящий античный мир и зарождающуюся на его обломках христианскую цивилизацию. Если присмотреться, то можно увидеть и автопортрет Брюллова, изобразившего себя в виде помпеянского художника, который, спасаясь из города, уносит с собой ящик с кистями и красками. А в образе матери, прижимающей к себе дочерей, живописец увековечил женщину, в которую был влюблен, - знаменитую светскую даму графиню Юлию Самойлову. Ее же портрет с воспитанницей висит у двери в следующий зал.

Затем мы попадаем в другой просвет (так называют большие залы со стеклянными потолками) , где выставлены работы художников-академистов, такие как гигантский «Медный змей» Федора Бруни или «Явление Христа народу» Александра Иванова - эскиз к картине, находящейся в Третьяковской галерее. Далее нас ждут итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина, картины крестьянского жанра Алексея Венецианова, работы его талантливого ученика - крепостного художника Григория Сороки. И вот, завершив круг, мы снова на парадной лестнице.

Теперь спустимся на первый этаж. Когда-то тут располагались служебные помещения и жила дворцовая прислуга. Сейчас здесь представлено искусство второй половины XIX в. Пройдем по залам первого этажа. Наследие Павла Федотова представлено вариантами двух известных картин художника - «Сватовство майора» и «Вдовушка», а также целым рядом миниатюрных портретов. В музее прекрасная коллекция художников-передвижников: жанровые картины страстного обличителя социальных контрастов Василия Перова, психологические портреты Ивана Крамского, известная по учебникам истории картина Николая Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Здесь же множество великолепных пейзажей - «Корабельная роща» Ивана Шишкина, «Зима» Алексея Саврасова, «Оттепель» Федора Васильева, «Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи с фантастическим эффектом ночного освещения.

На первом этаже есть свои большие картины, поражающие не только размерами, но и мастерским исполнением - к примеру, наполненная светом и яркими красками «фрина на празднике Посейдона в Элевсине» Генриха Семирадского или залитое палестинским солнцем полотно «Христос и грешница» Василия Поленова. Кстати, у последней картины есть интересный оптический эффект. Ослик, расположенный в правом углу картины, написан так, что, куда бы зритель ни переместился, он все время смотрит прямо на него.

Четыре зала занимают произведения Ильи Репина. Мастер большого творческого темперамента, он работал в разных жанрах - тут и знаменитые «Бурлаки на Волге», и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и монументальное, занимающее целый зал полотно «Торжественное заседание Государственного совета», и многочисленные портреты (критика Стасова, композитора Глазунова, хирурга Пирогова, художника Шишкина и др.) .

Творчество Василия Сурикова, тогдашнего главного исторического живописца России, отражено произведениями среднего и позднего периода - «Взятие снежного городка», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин». Рядом - сказочно-исторические картины Виктора Васнецова. Здесь и всем знакомый с детских лет «Витязь на распутье».

Следуя указателям с надписью «В корпус Бенуа», пройдем по переходу в эту пристройку к Михайловскому дворцу и поднимемся на второй этаж, где нас ждет искусство рубежа XIX-XX вв. Здесь уже совсем другая атмосфера - нет роскоши дворцовых залов, и картины уже совершенно иные. Фантастические миры Михаила Врубеля контрастируют со спокойными, полными идеи гармонии человека, природы и православной веры полотнами Михаила Нестерова, первые попытки русского импрессиониста Константина Коровина - с философскими полотнами «величайшего интуитивиста века» (по определению Горького) Николая Рериха.

Два зала занимают произведения Валентина Серова - это портреты (княгини Орловой, Иды Рубинштейн, серия работ, посвященная семье князей Юсуповых) , пейзажи, исторические картины («Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте») , эскизы декораций для постановки оперы «Юдифь».

Художники объединения «Мир искусства» черпали вдохновение в романтическом культе прошлого - одни в народном творчестве, сказках, истории допетровской Руси, другие - в «европеизме»,рокайльно-классицистическом веке французского Просвещения. Это отчетливо заметно в картинах Александра Бенуа, Константина Сомова, Леона Бакста, Мстислава Добужинского.

Модернистский культ изысканно-театрализованной, «нездешней» красоты резко отделял мирискусников от нарождавшегося русского авангарда, менее элегически-созерцательного и открытого не к прошлому, а к настоящему и будущему. В Русском музее собрана уникальная коллекция, включающая работы классиков авангарда - беспредметные композиции Василия Кандинского, супрематические полотна Казимира Малевича, аналитическую живопись Павла Филонова.

В корпусе Бенуа постоянно устраиваются интересные временные выставки. Это происходит обычно на его первом этаже и в части залов второго этажа. У корпуса Бенуа есть собственный вход со стороны канала Грибоедова, так что можно попасть туда и напрямую, минуя Михайловский дворец.

Посетителям

  • Адрес: Инженерная ул., 4, «Невский проспект».
  • Телефон для справок 595-42-48, автоответчик 314-83-68.
  • Открыт ежедневно, кроме вт, с 10.00 до 18.00, в пни в предпраздничные дни до 17.00. Кассы закрываются на час раньше.
  • Вход - 200р., льготный (российские школьники и пенсионеры) - 50 р., российские дошкольники и студенты -бесплатно. Для иностранцев -350 р., иностранным детям и студентам - 150 р.

1. Русский музей создан в 1895 году по указу императора Николая II в здании «Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

2. Сам дворец был построен в 1819-1826 годах для князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.

3. Архитектором выступил знаменитый Карл Росси.

4. Первоначальная коллекция была основана на произведениях, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.

5. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунок, гравюра и акварель, а также около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

6. В 1941 году большую часть коллекции эвакуировали в Пермь, остальное сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время Великой Отечественной войны ни один музейный экспонат не пострадал.

7. В конце XX - начале XXI века в состав Русского музея были включены с 92 мраморными скульптурами зданиями, Мраморный дворец, Строгановский дворец, .

8. Интерьеры дворца поражают не меньше, чем заключённые в нём коллекции.

9.

10.

11. Стены украшены великолепными европейскими гобеленами.

12.

13.

14. На лестнице выставлена пара скульптур. Вот фрагмент статуи с кровли Зимнего дворца , автор Ж. Боумхен.

15. Скульптор М.А. Коло, модель головы для памятника Петру I .

16. В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII-XV веков.

17. Это произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров.

18. Древнейшая из икон в коллекции — «Ангел Златые власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

19. Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков.

20. Три эскиза и многочисленные этюды к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».

21. Эпическое полотно размером 5,4 на 7,5 метров создавалось Ивановым в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Сейчас оно выставлено в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Русском музее.

22. Также в зале представлена скульптура в античном стиле. В. Демут-Малиновский, «Русский Сцевола».

23. Н. Пименов, «Юноша, играющий в бабки».

24. Карл Брюллов, портрет архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя.

25. «Христос и грешница», Василий Поленов, 1888 год.

26. Она написана под влиянием уже упомянутой «Явление Христа народу».

27. На картине автор стремился рассказать библейскую притчу «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» как реальное историческое событие.

28. Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

29. Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», Г.И. Семирадский,1889 год.

30. К русской исторической серии относятся произведения по сказкам. М.А. Врубель, «Богатырь», 1898-1899 годы.

31. Тоже Врубель, блюдо «Садко», 1899-1900 годы.

32. Тот самый камень с надписью с картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», 1882 год.

33. Майоликовый камин «Вольга и Микула» из дома Бажанова. Выполнен по эскизам всё того же Врубеля.

34. Позитивные корабли с картины Николая Рериха «Славяне на Днепре».

35. Леонид Позен, «Скиф», 1889-1890 годы.

36. А.Л. Обер, «Тигр и Сипай».

37. Немало картин изображают природу. «Волна» Ивана Айвазовского.

38. Прекрасное в своей минималистичности «Озеро» Исаака Левитана.

39. Гений пейзажа Архип Куинджи, «Радуга», 1900-1905 годы.

40. «Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина.

41. Его же «Ручей в берёзовом лесу».

42. А вот и сам Иван Иванович, портрет работы Ивана Крамского, 1880 год.

43. Илья Репин, «Белорус», 1892 год.

44. Коллекцию живописи с русским национальным колоритом открывает Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», написанная напоследок, лишь в 1918 году.

45. На заднем плане - патриархальная Россия.

46. Ф. Малявин, «Две девки», 1910 год.

47. «Весенний солнечный день» Константина Юона — картина светлая по настроению, по ней хорошо писать сочинения.

48. Похожая картина Бориса Кустодиева — «Масленица».

49. Портрет Фёдора Шаляпина в аналогичном стиле написан Кустодиевым в 1921 году.

50. Фон для великого артиста.

51. Другой портрет Шаляпина, выполненный в 1911 году К.А. Коровиным, наполнен светом и лёгкостью довоенной жизни.

52. Растиражированная по миллионам советских кухонь картина Василия Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году. По узнаваемости может сравниться с «Неизвестной» Ивана Крамского.

53. Часть ещё одного знаменитого полотна — «Взятие снежного городка», Василий Суриков, 1891 год.

54. А это ещё одна картина, знакомая каждому с детства.

55. «Бурлаки на Волге» написана Ильёй Репиным в 1870-1873 годах.

56. Рядом можно увидеть один из эскизов к картине с совершенно иной композицией.

57. На другой его картине - игривый студент. «Приготовление к экзамену», 1864 год.

58. Картину Василия Петрова «Монастырская трапеза» можно рассматривать долго.

59. Она написана в 1865 году и является злой сатирой на духовенство.

60. Важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на пожертвования для монастыря. Нищенка с голодными детьми безнадежно тянет руку за подаянием. А внизу куда-то лезет поп.

61. Многофигурное полотно К.А. Савицкого «На войну», созданное в 1880-1888 годах, посвящено проводам солдат на русско-турецкую войну.

62. Сейчас бы сказали, «сын-патриот не нашёл поддержки у отца-либерала»?

63. Один из эпизодов той войны изобразил баталист В.В. Верещагин - «Скобелев под Шипкой».

64. Все помнят «Девочку с персиками», стиль Валентина Серова сложно спутать. Эта картина называется «Дети», на ней художник изобразил своих сыновей Сашу и Юру.

65. Слава Серова как портретиста стала для него настоящей кабалой и проклятием. После 1895 года он писал много портретов по заказам буржуазной и аристократической знати. Это портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год.

66. «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 год.

67. В портрете графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой (1903 год) Серов сам настоял на изображении любимого пса молодого графа, и тот выглядит на портрете едва ли не значительней своего хозяина.

68. То же с конём на портрете князя Ф.Ф. Юсупова, но тут животное представлено совершенно взбесившимся.

69. Официозное произведение Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» с этюдами занимает целый зал со световым окном в потолке.

70. В начале XX века сменилась эпоха, на смену реализму пришёл модерн. Портрет поэтессы Анны Ахматовой в стиле кубизма кисти Натан Альтман, 1914 год.

71. Также в начале веке произошёл расцвет театров. А.Н. Бенуа, «Итальянская комедия», 1906 год.

72. Автопортрет В.И. Шухаева в виде Пьеро, 1914 год.

73. Борис Григорьев, портрет Мейерхольда, 1916 год. Позу придумал сам художник. Режиссёр был вынужден долго позировать на цыпочках, поэтому у него такой измождённый вид.

74. К.А. Сомов, «Осмеянный поцелуй», 1908 год.

75. Кузьма Петров-Водкин, автопортрет, 1918 год.

76. Переносимся в искусство советского периода.

Государственный Русский музей (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Русский музей - первый в России музей отечественного изобразительного искусства, на сегодняшний день являющийся крупнейшим в мире. Его в 1898 году открыл император Николай II в память об отце Александре III.

Первые экспонаты были переданы в Русский музей Эрмитажем, Академией художеств, Гатчинским и царскосельским Александровским дворцами, многое пожертвовали частные лица, а часть была приобретена за счет ассигнований из государственной казны. Князь Александр Лобанов-Ростовский подарил музею свою личную коллекцию портретной живописи, княгиня Мария Тенишева - богатую коллекцию графики. За первое десятилетие существования музея количество экспонатов увеличилось вдвое. Это были иконы, рисунки, гравюры, скульптуры и предметы декоративно-прикладного искусства. Со временем собрание пополнилось и советской живописью.

В настоящее время в собрании музея насчитывается более 320 тыс. экспонатов, представляющих отечественное искусство с 11 в. до наших дней. Музейный комплекс представляет собой семь зданий: Михайловский дворец, корпус Бенуа, Строгановский и Мраморный дворцы, Михайловский замок, Летний дворец Петра I и домик Петра I .