Что такое погост определение по истории. Что такое Погост? Значение и толкование слова pogost, определение термина

Стихотворение Татьяны Осень о Чернобыле начинается так: «На забытом погосте давно почернели кресты…». В понимании современных людей погост - это сельское кладбище. Старое слово, которое редко употребляется. Да и вспоминают о нем лишь литераторы. Так ли было раньше?

Немного истории

У славян были заведены ежегодные объезды своих земель князьями с дружиной. По пути следования князь останавливался в обговоренных заранее селениях или укрепленных местах, куда свозили дань. Здесь ставили крепкие дворы для возможности отбить нападение и оставляли управителя, часто называемого «скотником», регулирующего сбор товаров и решавшего административные вопросы в отсутствие господина. Путешествовать по стране летом можно было по рекам, а зимой - на санях. Поэтому удобные для остановок места назывались погосты. Это в древней Руси и само их название определяет. На гостьбу, то есть торговлю, съезжались купцы. С приездом князя оживлялась общественная жизнь: вершился суд, набирались дружинники.

Реформа княгини Ольги

С 946 года изменяется порядок выплаты дани, называемый полюдье. Княгиня Ольга устанавливает налоговую систему, упорядочив сроки и количество натурального налога, называемого уроком. С этого момента "погосты" и "уроки" - это термины, обозначающие территориально-административные единицы Руси и уставы. Урок —фиксированный размер налога с определенного места. На погостах назначаются дружинники-тиуны, сборщики дани. Тиун считает количество очагов или черных сох и передает в Киев. Так устанавливается количество налога «с дыма» или «с сохи». Дань собирают старосты общин. Вместо скота денежным эквивалентом становится гривна - металлическая отливка из серебра или золота, служащая мерой веса и платежа. На Руси не чеканили монету, но использовали имевшую хождение иностранную валюту, часто динарии, переплавляя их в слитки. Название «гривна» происходит от старославянского «грива», то есть шея. Из гривен могло состоять ожерелье.

Погост - это центр княжеского правления

На погосте в отсутствие княгини суд вершил тиун по показаниям свидетелей. За неимением оных тиун обращался к языческим жрецам. Виновный платил виру, то есть штраф. За убийство полагалась смертная казнь.

Тиун в случае отказа выплачивать дань вызывал ополчение. Сама Ольга могла внезапно появиться на погосте и проконтролировать тиуна.

Ольга определила охотничьи угодья и княжеские села. Это повлекло за собой появление смердов - зависимых от князя простолюдинов со своей землей (вотчиной), которую передавали по наследству. При отсутствии наследников земля отходила князю. Правда, князь имел право отобрать землю у смерда, наказав его за провинность. Тогда тот становился холопом вместе со своей семьей. Это практически рабство.

Как менялось значение слова

Первоначально это слово означало гостевой дом или место, где останавливается князь с дружиной. Со временем термин «погосты» означает деление территории на податные округа с центром, где был пункт приема дани и жил тиун, ответственный за сбор дани дружинник. С X века это уже торговые селения с базарами, которые привлекают купцов и мастеровой люд. Центр сбора налогов становится оживленным местом общественной жизни. Постепенно на Руси распространялось христианство, и в местах сбора дани, как наиболее посещаемых, стали строить церкви. Они привлекали дополнительные денежные потоки, занимаясь крещением, отпеванием и венчанием. Кладбище устраивалось на освященной земле, вблизи церкви. Название у погоста было двойное - по селению и по церкви.

В Псковской, Новгородской губерниях погост - это несколько сел, от десяти до ста по описям тех лет. В центральных российских губерниях, где велико было число частных владений, общественная жизнь вращалась вокруг села, где стояла усадьба помещика. Церковь и кладбище располагались поодаль.

С XVIII в. это название стоящей отдельно от села церкви с кладбищем, жилищем причта или домиком священника. К XIX-XX векам это просто сельское кладбище.

Как употребляется сейчас

Сейчас термин «погост» даже не напоминает о месте, где останавливается высокопоставленная особа или ответственный чиновник. Пожалуй, однокоренное слово «гостиница» больше скажет об этом. Осталась лишь ассоциация с кладбищем, особенно сельским. Именно так его употребляют поэты.

У Михаила Щербакова:

  • От любви, тоски, долгов и погоста - на желанный дорогой полуостров!

У Ивана Бунина:

  • Вот знакомый погост у цветной Средиземной волны…

Почему погост - христианское кладбище

На Руси не всегда хоронили на участках земли, расположенных возле храма. Или капища, если углубляться совсем уж в старину. Для знатных людей возводили курган. Помните - «князь Игорь и Ольга на холме сидят»? Этот холм - курган, где погребен Олег. Обычно вместе с господином хоронили и лошадей, и ценности. Еще известны поля погребений. Они были за пределами городища.

Захоронения у погостов в дохристианское время имело языческих идолов. В период распространения христианства их сносили, а на том месте строили храмы. Землю освящали и хоронили на ней христиан. Остальные кладбища оставались неосвященными, приходя постепенно в упадок. Позже слово приобретает смысл церковно-приходского центра. Поэтому погост - это кладбище с церковью.

Материалы по теме:

  • Что такое погост? Значение слова погост
  • Парковый комплекс Усадьба Богословка

Это слово сегодня имеет для нас лишь одно значение - кладбище, в особенности сельское. Так сказать, последний приют, последнее пристанище человека, последнее место, где он "гостит". А поскольку кладбища устраивались при церквах, в освящённой земле, погостом могли назвать и отдельно стоящую церковь с домами священнослужителей и кладбищем.

Между тем такой "церковно-кладбищенский" оттенок это слово имело далеко не всегда. Учёные пишут: оно появилось под влиянием "языкового табу" - запрета, издревле накладывавшегося на различные "опасные" и "плохие" слова: люди не произносили их прямо, боясь привлечь внимание злых сил и предпочитая выражаться иносказательно. Например, опасного зверя - медведя - старались называть "косолапым" или как-то ещё. А ведь и само слово "медведь" - "медоед", "поедатель мёда" - когда-то возникло как табуистическая замена более древнего имени, ставшего запретным и со временем благополучно забытого.

Вот и о смерти, о кладбище, о покойных говорили большей частью обиняками. Вместо "умер" - "ушёл" (соседи славян, карелы, так и выражались: "ушёл из рода совсем"), вместо "кладбище" - "погост", то есть "место, где останавливаются погостить"…

…Древнеславянские князья каждый год объезжали подвластные территории, останавливаясь в заранее условленных местах. Конечно, это были не простые поляны в лесу, а крупные селения, местные племенные центры. Туда к приезду князя свозили установленную дань, туда приходили люди искать княжеского правосудия и защиты, а беспокойная молодёжь - проситься в дружину. В таких местах обычно ставились укреплённые дворы и жили доверенные лица князя, решавшие в его отсутствие все вопросы… Эти-то населённые пункты и тяготевшие к ним области и называли на Руси "погостами". Здесь останавливались, гостили князья, и не только князья - все, кто по какой-то причине посещал племенную "столицу".

Об этом ещё помнили в ХIХ веке в Оренбургской губернии: там называли "погостом" постоялый двор на отшибе…

Статья взята из книги М.Семёновой "Мы - славяне!" и опубликована в блоге "Русская жизнь. С мира по нитке...."

Введение уроков и погостов в Киевской Руси было неслучайным. Это результат реформаторской политики, которую повела Великая княгиня Ольга, после смерти своего мужа.

Неизвестно как могло сложиться будущее молодого государства, если бы после гибели мужа княгиня повторно вышла замуж, стала мужнею женой и возложила на супруга решение судьбы своего народа.

Но похоже, её действительно волновало будущее Киевской Руси. Женщина взяла узды правления в свои руки и сделала очень много не только для своего государства, но и для истории в целом.

Предпосылки к реформам

В 945 году был жестоко убит Киевский князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, установленный ещё его отцом Рюриком. Он пытался дважды за один год взять дань с племени древлян.

Нужно отдать должное древлянам. Они пытались вразумить князя, выходили навстречу для мирных переговоров. Но переговоры не удались и подданные казнили своего правителя.

У Игоря остался наследник, малолетний сын Святослав. В год гибели отца мальчик был слишком мал, и власть перешла к вдове князя.

Но по законам язычников жена побеждённого князя должна была стать женой или наложницей победителя. Этим законом и решили воспользоваться древляне, преследуя одну цель - посадить на киевский трон своего правителя.

Переговоры шли долго. В летописи описаны неоднократные приходы послов с целью сватовства. Но не зря летописцы обрекли Ольгу мудрой , а народная молва хитрой .

Известно, что со сватами, как минимум дважды, женщина расправилась очень жестоко. Первая дипломатическая миссия мятежников была буквально похоронена заживо, вторая заживо сожжена.

Вероятно, такой ход новая правительница предприняла по двум причинам:

Из мести за смерть мужа.

Для утверждения личной власти в глазах собственного народа.

После такой расправы княжеская дружина безоговорочно приняла её власть.

Спустя год, княгиня сама вышла в поход вместе с воеводой и дружиной. Подошла к столице древлян Искоростени и спалила город.

Этими действиями Ольга продемонстрировала всем другим племенам, что бунт против верховной власти не прощается.

Дальнейшее правление славной княгини не имело масштабных жестоких действий. Правила она мудро и справедливо.

Реформы

Вот как представляют себе историки первую женщину - правительницу Руси. До наших дней не сохранилось ни одного изображение княгини. Все иллюстрации - это вымысел художников. Доподлинно известно, что отличалась женщина красотой небывалой. Об этом неоднократно повествуют различные исторические источники.

Раздумья о трагической гибели мужа, привели её к умозаключению о том, что все вопросы с полюдьем нужно решать как-то по-другому. Упразднить обычай, когда князь лично ездит в самые отдалённые уголки своих владений собирать дань и вершить суд.

Взяв власть в свои руки, Ольга осуществила первую в отечественной истории административную реформу .

Поделила землю на волости.

В волостях организовала погосты.

В погостах посадила чиновников - тиунов.

Ввела уроки - фиксированную дань.

Разделив землю на волости, правительнице стало проще осуществлять контроль, так как появились ответственные за конкретные земли. Центрами волостей стали погосты - крупные торговые сёла, стоявшие по речным берегам. Погосты были не только местом сбора дани. Поскольку они находились в местах пересечения торговых путей, они служили центрами торговли и обмена.

Посадила чиновников - тиунов. Они решали имущественные и другие противоречивые споры. Проводили настоящие расследования и дознания. Опрашивали свидетелей. И если не хватало улик обращались к языческим ясновидцам. Виноватых наказывали, как правило, штрафом. Смерть полагалась только за убийство.

Тиуны собирали дань, которая отныне была фиксированной. Произошла полная структуризация. Правда, были случаи неповиновения. Тогда призывали помощь ополчения.

Система была разработана чёткая. Урок - это чёткий размер дани. Люди за ранее знали, когда подойдёт срок оброка и сколько нужно отдать. Это делало жизнь простых людей более организованной.

Те, кто промышлял лесом да охотой давал меха, речные жители - рыбу, кто-то сдавал мёд, кто-то результаты труда прядения и ткачества.

Ольга жёстко контролировала порядок, появляясь в самых отдалённых своих владениях.

При Ольге расширение территорий, начатое князьями Рюриком и Олегом, продолжилось. Княгиня лично участвовала в покорении племён, живших по берегам рек Мста и Луга.

Она первая из русских правителей разграничила государственные и княжеские земли, государственные и собственные доходы. 2/3 дани шло Киеву, 1/3 княгиня оставляла себе на дворцовые и дипломатические расходы.

В этот период только Византия и государство саксов могли соперничать с ней по уровню развития.

Все земли, которые попадали под руководство правительницы подвергались немедленной реструктуризации. Погосты и уроки стали обязательным условием власти.

Расширением своих владений занимался подросший сын Ольги. Святослав постоянно находился в походах, его не занимали вопросы управления страной. Юноша вырос славным воином, верил только в силу меча. Он был убеждён, что княжеское дело расширять границы своего государства. Политику и дипломатию считал пустой тратой времени и с лёгкостью оставлял правления на мать. И хотя в 964 году началось его самостоятельное правление, все дела внутренней политики продолжала решать Ольга.

Закрепление реформаторской политики

Как известно, Ольга была отличным аналитиком. Она понимала, что обезопасить южные границы своего государства от постоянных набегов печенегов возможно, если сделать Византию своей союзницей. Тем более что это приумножило политический престиж Руси. Имелся и формальный повод для дипломатической акции - подписание нового договора.

Но она хотела найти более веский аргумент, который могли бы византийцы оценить как особую миссию. И тогда язычница Ольга сообщила византийскому императору, о своём намерении принять христианство. Это не был лицемерный поступок. Христианское учение давно привлекало умную, образованную женщину.

Весной 957 года русский флот, состоявший из трёх десятков кораблей, прибыл в бухту Царьграда. Впервые Царьград принимал владычицу огромной и мощной северной страны. Ей был оказан приём и всевозможные почести.

Второй приём был назначен через сорок дней. И всё это время княгиня готовилась к таинству крещения. Крестил её патриарх Палееф, а восприемником из купели был сам император, став, таким образом, её крёстным отцом.

Вернувшись в Киев, по приказу Ольги началось строительство храма во имя Софии. На родине княгини, в Псковской земле срубили и освятили церковь во имя Ильи пророка.

Мудрая княгиня не загоняла людей в купель силой полагая, что люди должны созреть для новой веры.

Политика Святослава

Тем временем князь Святослав подчинял Киеву огромные территории. Начатое ещё Олегом объединение восточнославянских племён было завершено. Русь взяла под свой контроль торговые пути по Волге и Дону, обезопасила южные границы, и заявила о себе, как об одном из сильнейших государств Европы.

Конечно, если бы Святослав прислушивался к словам своей матери, вероятно, ход истории был бы определён другим путём. Не имея чёткой структуры наследования, разделив земли русские между тремя своими сыновьями, Святослав положил начало междоусобным войнам, длившимся несколько столетий, ибо никогда князья русские не жили в мире.

Но нужно отдать ему должное. Он был славным воином, лучшим из лучших.

Летописи свидетельствуют, что это ему принадлежат знаменитые слова, обращённые к своей дружине: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, ибо мёртвые сраму не имеют».

Князь на тысячу лет вперёд обозначил русские стратегические интересы на Балканах, предвосхитил будущие походы Петра I и Екатерины II. К сожалению, Святослав был лишён таланта устроителя государства, не дано было ему и религиозного прозрения.

Но путь, указанный Великой правительницей Ольгой, должен был привести к государственному величию. В конце концов так и случилось.

Погост, погосты, погоста, погостов, погосту, погостам, погост, погосты, погостом, погостами, погосте, погостах Грамматический словарь Зализняка

  • погост - ПОГ’ОСТ, погоста, ·муж. 1. Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить). 2. Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (·устар.). Толковый словарь Ушакова
  • погост - ПОГОСТ, а, м. Кладбище, обычно сельское (в старину церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого-н. (похоронили). Мёртвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить). | прил. погостный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Погост - [от др.-рус. погостити - побывать в гостях; первоначальное значение П. - постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11-18 вв. Постепенно... Большая советская энциклопедия
  • погост - -а, м. 1. Сельское кладбище. На погост мы гроб печальный Отнесем с тобой И почтим тебя прощальной, Теплою слезой. И. Суриков, Ты лежишь в гробу тесовом. Зашла раз зимой в деревню оспа, и много покойников свезли тогда на погост. Бунин, Аглая. 2. устар. Малый академический словарь
  • ПОГОСТ - ПОГОСТ - первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище. Большой энциклопедический словарь
  • погост - пого́ст род. п. -а "церковная община, приход, церковь с жилыми домами, службы", диал. "кладбище", пово́ст – то же, вятск.1, "подворье, одинокий постоялый двор", оренб. (Преобр.), др.-русск. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • погост - ПОГОСТ -а; м. Сельское кладбище (в старину - рядом с церковью). Снести на п. кого-л. (похоронить). ◁ Погостный, -ая, -ое. П-ые кресты. Толковый словарь Кузнецова
  • погост - орф. погост, -а Орфографический словарь Лопатина
  • погост - погост м. 1. Сельское кладбище. 2. устар. Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения. 3. местн. Название деревни, поселка, населенного саами. 4. местн. Постоялый двор вдали от селений, на дороге. Толковый словарь Ефремовой
  • погост - Это слово, имеющее значение "кладбище", произведено от глагола (по)гостити – "(по)бывать в гостях", восходящего к существительному гость. Что, казалось бы, общего между "гостем" и "местом захоронения"?... Этимологический словарь Крылова
  • погост - сущ., кол-во синонимов: 21 боженивка 5 божья нивка 4 борок 6 буй 12 буйвище 4 гробовище 3 деревня 39 жальник 10 земля родительская 6 земля священная 3 кладбище 30 место вечного упокоения 4 некрополь 4 община 45 селение 20 село 24 скудельница 4 торг 14 цвынтарь 3 центр 105 церковь 23 Словарь синонимов русского языка
  • погост - ПОГОСТ м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнегор. заволжье и новг. Толковый словарь Даля
  • погост

    м. новг. приход сельский; несколько деревень, под общим управлением и одного прихода; волость; отдельно стоящая на церковной земле церковь, с домами попа и причта, с кладбищем, в нижнем заволжье и новг. село, хотя тут нет ни одной крестьянской избы, а приход раскинут деревнюшками вокруг; о таком погосте говор. лежит деревенька на горке, а в ней хлеба ни корки, или: Звону много, а хлеба нет.

    Кладбище с церковью вообще; яросл. орл. всякое кладбище, божья-нива; церковный двор или место огороженное при церкви;

    оренб. подворье, заезжий, постоялый двор на отшибе, вдалеке от селений, одинокий;

    арх. лопарское селенье. Были и кости, да все на погосте. Были кости, да легли на погосте. На погосте живучи, над покойниками не наголосишься. У погоста (на, при погосте) живучи, всех не оплачешь (не оплакать). Жаль, жаль, а везти на погост (говор, мыши, погребая кота). И жаль батьки, да везти на погост. Несут гостя до погоста. Щеголь с погосту, и гроб за плечами. Живет на погосте, а хлеба ни горсти (новг. погост отдельное жилье попа и причта). Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости. И на погосте живут, да колокольни молятся (коли поп не служит). Мертвых с погосту (домой) не носят. Мертвые с погосту не ходят, не ворочаются. Погостье ср. орл. погостья кур. то же, кладбище. Погостная ограда. Погощаннин, -щанка, житель погоста.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    погост

    погоста, м.

      Сельское кладбище. Снести на погост (похоронить).

      Сельская церковь с кладбищем и принадлежащим ей земельным участком и омом причта, расположенная отдельно, в стороне от поселения (устар.).

      На севере - название деревни, поселка, населенного саами (лопарями).

      Постоялый двор вдали от селений, на дороге (обл.). (Первонач. место торга, куда съезжались купцы, называвшиеся в др.-русском языке гостями.)

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    погост

    А,м. Кладбище, обычно сельское (в старину - церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем). Снесли на п. кого-н. (похоронили). Мертвых с погоста не носят (посл. о том, что невозможно возвратить или поправить).

    прил. погостный, -ая, -ое.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

    погост

      Сельское кладбище.

      устар. Сельская церковь с кладбищем, принадлежащим ей земельным участком и домом причта, расположенная в стороне от поселения.

      местн. Название деревни, поселка, населенного саами.

      местн. Постоялый двор вдали от селений, на дороге.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    погост

    первоначально центр сельской общины на северо-западе Др. Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С 18 в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

    Погост

    [от др.-рус. погостити ≈ побывать в гостях; первоначальное значение П. ≈ постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)],

      сельская община и её центр в Русском государстве 11≈18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища. Название П. обычно получали двойное ≈ по селению и церкви. По П. зачастую раскладывались различные повинности. Дольше всего П. сохранялись в северных уездах Европейской части Русского государства, где было много чёрных (государственных) и дворцовых земель. Разделение на П. было официально прекращено в 1775.

      Небольшие поселения с церковью и кладбищем в центральных уездах Русского государства в 15≈16 вв.

      Кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово «П.» в 19 ≈ начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.

    Википедия

    Погост (значения)

    Начиная с XVIII века слово также используется в значении « сельское кладбище ».

    Погост (Ошевенское сельское поселение)

    Пого́ст (также Ошеве́нский Погост ) - деревня в составе Ошевенского сельского поселения в Каргопольском муниципальном районе Архангельской области. 27 мая 2016 года деревня стала вторым (после села Вятского Ярославской области) членом Ассоциации самых красивых деревень России.

    Погост (Гомельская область)

    Погóст - деревня в Озеранском сельском совете Житковичского района Гомельской области. Первое упоминание - 1520 год. Деревня расположена в 9 км на запад от г. Туров. Ближайшая гостиница - в г. Туров.

    Погост (муниципальное образование «Селецкое»)

    Погост (другое название Сельцо ) - деревня в Холмогорском районе Архангельской области. Погост является административным центром

    Погост (Вельский район)

    Погост - посёлок в Вельском районе Архангельской области. Административный центр муниципального образования «Судромское» . Неофициальное название посёлка - Судрома

    Погост (муниципальное образование «Емецкое»)

    Погост - деревня в Холмогорском районе Архангельской области. Входит в состав сельского поселения МО «Емецкое» .

    Погост (водохранилище)

    В деревне расположены памятники архитектуры церковь Воскресения Христова , церковь Преображения , приходская школа , амбар .

    Погост (Хаврогорское сельское поселение, село Пиньгиша)

    Погост - деревня в Холмогорском районе Архангельской области. Часть села Пиньгиша. Административный центр МО «Хаврогорское» .

    Погост (Медвежьегорский район)

    Пого́ст - деревня в составе Паданского сельского поселения Медвежьегорского района Республики Карелия, комплексный памятник истории.

    Погост (Пудожский район)

    Пого́ст - деревня в составе Кривецкого сельского поселения Пудожского района Республики Карелия, комплексный памятник истории.

    Погост (Березинский район)

    Погóст - агрогородок в Погостском сельском совете Березинского района Минской области. Агрогородок расположен в 100 км на восток от г. Минск.

    Погост (Тутаевский район)

    В Ярославской области есть ещё две деревни с таким названием. Погост - деревня Артемьевского сельского округа Артемьевского сельского поселения Тутаевского района Ярославской области.

    Деревня находится юге сельского поселения, к юго-западу от Тутаева. Она расположена на возвышенности разделяющей реки Медведка, которая протекает с восстока, и накринка, которая протекает с запада и севера. К северо-востоку от деревни, ниже по склону стоят три компактно расположенные деревни: Федорково, Саблуково и Панфилово, которые относятся к Константиновскому сельскому поселению.

    Село Погостъ указано на плане Генерального межевания Борисоглебского уезда 1792 года. В 1825 Борисоглебский уезд был объединён с Романовским уездом. По сведениям 1859 года село относилось к Романово-Борисоглебскому уезду.

    На 1 января 2007 года в деревне Погост не числилось постоянных жителей. По карте 1975 г. в деревне жило 8 человек. Почтовое отделение, находящееся в городе Тутаев, обслуживает в деревне Погост 16 домов.

    Погост (Рязанская область)

    Погост (ранее Гусевский Погост ) - село в России, расположено в Касимовском районе Рязанской области. Является административным центром Погостинского сельского поселения. Находится на реке Гусь, неподалёку от впадения её в Оку.

    Примеры употребления слова погост в литературе.

    Отец Вахрамей объяснил, что к погосту Беженки с запада ведет только одна дорога из Бежецка, а с востока можно проехать лишь зимой, по рекам Мологе и Сити.

    Правда, Мигель лишь однажды осмелился принять участие в рискованном ночном походе на погост , впоследствии Везалий, как правило, отправлялся за добычей вдвоям со студентом Матеусом Терминусом, но на тайные вскрытия обязательно звали Мигеля.

    Замечается, в каких других погостах Вотской пятины есть еще земли владычни или земли того же монастыря и церкви.

    Тело дубовицкого паренька тихо спалили неподалеку от старого погоста , а об остальном молчали.

    Помоги, Господи, им перенести их беды, в коих они неповинны, прости их за деяния их, кои совершили они в слепоте своей, помоги им пройти тот малый путь, от чрева земли до воздуха и звезд, который проходит зерно и росток его, в темноте, холоде во чреве мира, и да будет земля им пухом в бедной глине бедного погоста , бедного жальника под Ширяихой, далекого и от Москвы, и Иерусалима, где будут жить их потомки, вспоминая имена их, благодаря и не прощая им их невиновность и их неотвратимость, и то, что роду Ставра и Сары уже никогда не вернуться в землю отца и матери, потому что это разные земли, и на них нельзя жить одновременно, и только весь мир может стать их родиной.

    В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста , Смотря в лицо мое умершее, Чтоб вырыть яму мне по росту.

    Карточку, пожалуй, я исправничью на всякий слу-чай возьму, а к становому не поеду, у меня приятель в Ильинском погосте есть, трактирщик, на охоту езжал с ним.

    Холмогор отпущены в Олонецкий уезд, в Кижский погост стрельцы триста человек на пятнадцати извозных карбасах по Двине и по Емце реке, мимо Емецкого сельца, через Онегу реку.

    Весьма и весьма усердствовали в те годы крестьяне деревень, окружающих Кижский погост .

    Не случайно самолет, сбросивший груз подпольщикам, тоже летел со стороны Кижского погоста .

    Приходский поп и жители Кижского погоста были удивлены и встревожены неожиданной вестью о походе Петра с войсками.

    И тогда на колокольне Кижского погоста ударили во все колокола, народ набился в церковь помолиться за Петра, за дарование ему победы над врагами.

    Законченная и освященная в славный 1714 год, в год, ознаменованный победой петровского флота при Гангуте, она наименована не только в честь двунадесятого праздника преображения, но и в честь любимого Петром Преображенского полка, того самого, что с Беломорья через Повенец, поблизости от Кижского погоста , по бурному озеру Онежскому следовал на Ладогу и к невским берегам.

    Вдруг да вздумается государю сделать привал на Кижском острове и посетить погост ?

    Это дольше по времени из-за множества промежуточных остановок, зато на Кижском погосте можно провести не два часа, как в экскурсионном варианте, а почти шесть.