Геркулес на коне. Михаил Иванович Козловский

Михаил Иванович Козловский

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753-1802) - скульптор, работавший в стиле классицизма . Наиболее известные его работы - статуя большого фонтана в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва» (1800-1802) - аллегория победы России в Северной войне, памятник А.В.Суворову (1799- 1801) в Петербурге.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 226.

Козловский Михаил Иванович (1753-1802), скульптор. Учился в Петербургской Академии художеств (1764 - 73) у Н. Ф. Жилле, долгие годы жил и работал в Риме (1774 - 79) и Париже (1779-80, 1788-90).

Творчество Козловского (рельеф, статуарная пластика, монументы, надгробия) проникнуто возвышенным гуманизмом и глубокой эмоциональностью. В ранних произведениях Козловского (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, 1787; “Бдение Александра Македонского”, 1780-е) видно стремление мастера к уравновешенной композиции, интерес к гражданской и исторической тематике. Талант Козловского был многогранен: статуя “Поликрат” (1790) полна трагического пафоса, а “Спящий Амур” - нежного изящества и очарования. Козловского волновала тема подвига. Аллегорией победы России над Швецией в Северной войне явилась статуя для Большого каскада в Петергофе “Самсон, раздирающий пасть льва” (1800-02).

Важнейшее произведение Козловского - памятник А. В. Суворову (1799- 1801) в Петербурге на Марсовом поле. Козловский создал обобщенный образ воина, идеального полководца, героя, воплотив в нем идею военной мощи и триумфа России, гражданственности и героики.

Л. Н. Вдовина

Михаил Иванович Козловский (1753-1802). Художник яркого и многогранного дарования, талантливый скульптор и превосходный рисовальщик, Михаил Иванович Козловский занимает одно из первых мест в истории самого выдающегося века русской скульптуры - XVIII века.

М. И. Козловский родился 26 октября 1753 года в семье военного музыканта. Рано обнаружившиеся у мальчика способности к рисованию побудили родителей отдать его в Академию художеств. Здесь он был определен в скульптурный класс, в котором преподавал Н. Жилле - французский художник, воспитатель многих талантливых скульпторов того времени. Помимо лепки, которой Козловский серьезно занимался, большим и искренним увлечением был рисунок. Поэтому при выборе специальности, он долго колебался, не зная, чему отдать предпочтение: живописи или скульптуре.

В 1772 году Козловскому была присуждена золотая медаль 1-й степени за программный барельеф «Князь Изяслав на поле брани» (гипс, Научно- исследовательский музей Академии художеств СССР). Скульптор обратился к теме из отечественной истории. Козловскому удалось создать динамическую сцену: позы героев полны экспрессии, жесты их преувеличенно патетичны. Художник еще не пришел к строгой лаконичности и сдержанности, которые будут характерны для зрелого периода его творчества.

Получив Большую золотую медаль за дипломную работу «Возвращение Святослава с Дуная» (1773), Козловский заканчивает Академию художеств. Для продолжения образования он отправляется в Италию. Знакомство с произведениями древности, глубокое изучение памятников античности и полотен художников эпохи Возрождения обогащают его творчество, расширяют кругозор. К сожалению, из римских работ, кроме нескольких рисунков, выполненных с огромным темпераментом и совершенством, до нас ничего не дошло. В 1780 году Марсельская Академия искусств присваивает художнику звание академика. Это - свидетельство популярности его произведений за границей.

Вернувшись на родину, Козловский выполняет многочисленные работы по украшению архитектурных памятников. Он исполняет барельефы

для Концертного зала в Царском Селе (архитектор Дж. Кваренги) и для Мраморного дворца в Петербурге (архитектор А. Ринальди). Тогда же он исполнил мраморную статую Екатерины II, представив ее в образе Минервы (1785, ГРМ). Художник создает идеализированный, полный величия, образ императрицы-законодательницы. Статуя понравилась Екатерине, и Козловский получил разрешение на поездку в Париж «для вящего приобретения познаний в своем художестве».

В 1790 году в Париже скульптор выполнил статую «Поликрат» (ГРМ). Тема человеческого стремления к свободе, выраженная в произведении, созвучна революционным событиям во Франции, свидетелем которых был Козловский. Мастер изобразил самый напряженный момент страданий Поликрата, прикованного персами к дереву. Никогда еще скульптор не достигал такой экспрессии, драматизма, силы в выражении сложных человеческих чувств и такой образности пластического решения. В этом помогли ему великолепное знание анатомии, работа с натуры.

В 1794 году Козловский удостоен звания академика, затем «в уважение к его дарованиям» был назначен профессором, а в 1797 году - старшим профессором. Роль его как преподавателя Академии чрезвычайно высока. Превосходный рисовальщик, чуткий, внимательный педагог, он снискал всеобщее уважение и любовь. Из его мастерской вышла целая плеяда молодых талантливых скульпторов: С. Пименов. И. Теребенев, В. Демут-Малиновский и другие.

Конец 80-90-е годы XVIII века - период расцвета таланта скульптора. Темы героического звучания, полные высокого патриотического пафоса, в этот период привлекают художника. В 1797 году он высекает в мраморе статую «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» (ГРМ). Знаменательно, что художник обратился к темам русской истории, событиям недавнего прошлого. Его привлек образ сподвижника Петра, не побоявшегося в присутствии императора разорвать подписанный царем несправедливый указ, налагавший непосильные тяготы на разоренных крестьян. Фигура Долгорукого исполнена решимости, твердости. Лицо его гневно, сурово. В правой руке факел, в левой - весы правосудия; у ног - мертвая змея и маска, олицетворяющие коварство и притворство.

Козловский обращается и к сюжетам гомеровского эпоса, римской истории. Большое место в его творчестве занимает работа над образом Александра Македонского (1780-е, ГРМ). В статуе «Бдение Александра Македонского» скульптор запечатлел один из эпизодов воспитания воли будущим полководцем. Привлекательны красота и совершенство фигуры, гибкость и плавность движения юношеского тела. Продуман силуэт статуи, отличающийся четкостью и выразительностью контуров.

На темы гомеровского эпоса Козловский создал ряд скульптурных и графических эскизов. Среди них наиболее удачна мраморная статуэтка «Аякс защищает тело Патрокла» (1796, ГРМ), тема которой - мужская дружба и преданность. В напряженном движении фигуры Аякса, в широком шаге, в энергичном повороте головы ощущаются решительность, сила воли. Контраст мертвой неподвижности поникшего тела Патрокла и сильного мускулистого Аякса придает сцене драматизм.

Почти все произведения Козловского последних лет проникнуты героическим пафосом, духом мужественной борьбы. В бронзовой группе «Геркулес на коне» (1799, ГРМ) - это символическое выражение военного гения Суворова. Художник представил выдающегося полководца в виде юноши Геркулеса, скачущего на коне. Его фигура выразительна, впечатляюща. Эта группа в известной степени явилась подготовительным этапом в работе художника над самым значительным, самым крупным произведением - памятником великому русскому полководцу А. В. Суворову.

С огромным увлечением приступил Козловский в 1799 году к созданию памятника. Сохранившиеся в Русском музее эскизы свидетельствуют о длительных и сложных композиционных поисках, бесконечных изменениях в решении образа. Только в последних вариантах художник пришел к мысли представить Суворова «богом войны» с мечом и щитом в руках. Для прославления силы и мужества русского полководца Козловский обратился к аллегорической форме, создав идеализированный обобщенный образ воина. В нем нет конкретных черт личности Суворова. Главная мысль, выраженная художником в памятнике, - показать отвагу, решимость, непоколебимую волю полководца. Рыцарь изображен в энергичном, но сдержанном движении. Он стремительно, легко делает шаг вперед. Высоко, словно для удара, занесена рука с мечом. Щитом он прикрывает корону и папскую тиару. Резко повернута в сторону голова. В открытом, юном, гордом лице - выражение спокойного мужества. Фронтальное решение статуи отличается торжественностью, спокойствием, монументальной четкостью. При взгляде справа особенно ощутимо движение воина в наступательном порыве; зритель, смотрящий на памятник с левой стороны, яснее чувствует подчеркнутую твердость, уверенную мощь фигуры. Постамент, спроектированный Козловским при участии А. Н. Воронихина, гармонично связан с пластическим решением скульптуры. Массивная, ритмично расчлененная форма круглого гранитного столба контрастно противопоставлена легкой и грациозной фигуре героя.

Монумент был торжественно открыт 5 мая 1801 года и установлен в глубине Марсова поля, вблизи Инженерного замка. Только в 1820 году, в связи с реконструкцией зданий на Марсовом поле, памятник перенесли к набережной, на площадь, названную именем русского полководца. Памятник Суворову - вершина творчества скульптора. Его появление было крупнейшим событием в художественной жизни России. С него начинается история русской монументальной скульптуры XIX века.

Другим выдающимся произведением Козловского, лучшим украшением петергофских каскадов, явился «Самсон» - центральная статуя скульптурного ансамбля, в создание которого внесли свой вклад лучшие русские ваятели: Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, Ф. Г. Гордеев и др. Но, пожалуй, наиболее значительной была роль Козловского, произведение которого композиционно завершило и объединило скульптурный комплекс Большого каскада. Художник вновь обратился к символическому решению. Богатырь Самсон олицетворяет Россию, а лев - побежденную Швецию. Этот аллегорический образ в XVIII веке был понятен каждому. Мощная фигура Самсона напоминает сказочного былинного героя, побеждающего в ожесточенном поединке дикого зверя. Она дана художником в сложном развороте, в напряженном движении.

«Самсон» Козловского - одно из наиболее выдающихся произведений мировой декоративной скульптуры. Ансамбль петергофских фонтанов, уничтоженный фашистами в годы Великой Отечественной войны, теперь восстановлен. Вновь его украшает статуя «Самсон, раздирающий пасть льву» (это копия произведения Козловского, исполненная в 1947 году ленинградским скульптором В. А. Симоновым).

Последними произведениями Козловского были надгробные памятники П. И. Мелиссино (1800) и С. А. Строгановой (1802, «Некрополь XVIII века», Ленинградский музей городской скульптуры), исполненные проникновенного чувства скорби.

Жизнь скульптора оборвалась в самом расцвете его таланта. Козловский умер 18 сентября 1802 года в возрасте сорока девяти лет. 

Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971, с. 53-58.

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ

(1753–1802)

Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора.

По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи.

Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырёх лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера.

По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провёл один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией.

Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника - гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».

В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы - богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе - защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников.

Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского - «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В.Н. Петров: «Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа.

Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, чётко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намёками рассказа об Александре Великом».

В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своём художестве», как отмечено в протоколе академического совета.

В Париже скульптор создаёт статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гёте, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатлённая вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя».

В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью.

В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создаёт одну из своих прекрасных идиллических скульптур - статую «Спящий Амур».

Фигура Амура находится в сложном, напряжённом движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости.

Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.

«Нарушая иконографическую традицию, - пишет В.Н. Петров, - восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея“ (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с ещё несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает своё символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью».

Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу.

С 1796 года Михаил Иванович берётся за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако всё это не идёт в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошёл через Альпы», - стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамён.

Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придаётся этому термину, - он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского.

Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и её великого полководца.

На круглом постаменте - лёгкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнажённый меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл - победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трёх аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне - гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи - знамёна, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединённых цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Всё здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу.

Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия - речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе.

Портретное сходство отчётливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлинённые пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остаётся отдалённым. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.

Этот памятник ещё не был завершён, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам.

К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера - Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет.

Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада.

Как пишет В.Н. Петров: «Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей ещё в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) - побеждённого Карла XII.

Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряжёнными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развёртывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона“ к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдалённые отзвуки совсем иной традиции».

Большая Советская энциклопедия

Козловский Михаил Иванович

Козловский Михаил Иванович , русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме (в 1774‒79) и Париже (в 1779‒80), где работал также в 1788‒90. С 1794 академик и профессор петербургской АХ. К. ‒ один из крупнейших скульпторов русского классицизма; творчество его проникнуто идеями просветительства, возвышенным гуманизмом и яркой эмоциональностью. Испытав вначале влияние стиля барокко, К. уже в ранних работах (рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, мрамор, 1787; «Бдение Александра Македонского», мрамор, 1780-е гг., Русский музей, Ленинград) проявил стремление к строгой пластичности произведений, уравновешенности композиции, интерес к гражданской исторической тематике. В статуе «Поликрат» (гипс, 1790, Русский музей), полной трагического пафоса, вновь ощущаются динамика и сложность силуэта, напоминающие скульптуру барокко. В последующие годы К. создает пластически тонкие, полные нежного изящества образы прекрасных и гармоничных людей в пасторально-идиллических статуях («Спящий Амур», мрамор, 1792, Русский музей). Одновременно его увлекают темы подвига, образы героев национальной истории («Яков Долгорукий, разрывающий царский указ», мрамор, 1797, Третьяковская галерея), он создаёт идеальные аллегорические воплощения воинской славы России («Геркулес на коне», бронза, 1799, Русский музей). Аллегорией победы Петра I над Швецией была полная мощного напряжения статуя для Большого каскада в Петродворце «Самсон, раздирающий пасть льва» (золочёная бронза, 1800‒02; похищена фашистами в годы Великой Отечественной войны 1941‒45, воссоздана в 1947 скульптором В. Л. Симоновым). Важнейшее произведение К. ‒ памятник А. В. Суворову (бронза, 1799‒1801, ныне на Суворовской площади в Ленинграде) ‒ фигура юного воина, отличающаяся ясностью пластической формы, строгой выразительностью движения, силуэта, ритма, ощущением спокойной уверенности. К. был замечательным мастером рисунка, обращавшимся к историческим и жанровым темам. Среди учеников К. ‒ С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

Лит.: [Каганович А.], М. И. Козловский, М., 1959; История русского искусства, т. 6, М., 1961, с. 400‒35.

  • - , русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жилле; профессор там же, среди учеников - С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский...

    Художественная энциклопедия

  • - 14 авг. 1626 г. назначен воев. в Белгороде...
  • - воевода в Минске и Курске, по 1771 г., † 1741 г. Прибавление: Козловский князь Михаил Григор., 1638-9 г. воевода в Мценске, затем по 1641 г. - в Курске; † 1641 17 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайн. сов., † 1767...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайн. сов....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - комендант Тильзита 1807 г., тайн. сов. в отст.; р. 1773 г., † 1853 г. {Половцов} 1807 г. ген.-майор, 1810 г., тайн. советн.; † 1853 г. 1 марта...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - тайный советник, род. в 1774 г., ум. 1853 г. Участвовал в кампаниях 1805 и 1807 гг., в сражении под Аустерлицем выказал замечательную храбрость и получил орден св. Георгия 4 CT....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Сов. химик, акад. АН КазССР. Р. в д. Малятичи. Окончил Одесский высший химико-технол. ин-т...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - один из лучших русских скульпторов. Учился в Академии Художеств, у Жилле. С 1794 года преподавал скульптуру в академии...

    Биографический словарь

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - боевой генерал; в 1807 г. уже командовал Преображенским полком. Участвовал в кампаниях 1805 и 1807 гг. и выказал в сражении под Аустерлицем замечательную храбрость, за что награжден орденом св. Георгия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме и Париже, где работал также в 1788‒90...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью...

    Большой энциклопедический словарь

"Козловский Михаил Иванович" в книгах

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович

автора Фокин Павел Евгеньевич

ПАНТЮХОВ Михаил Иванович 4(16).1.1880 – 13(26).5.1910Прозаик. Публикации в альманахах «Гриф», «Северные цветы ассирийские». Повесть «Тишина и старик» (СПб., 1907).«Начинающий беллетрист – студент М. Пантюхов, тоже трагически погибший [умер в психиатрической больнице. – Сост.], бледный

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

РОСТОВЦЕВ Михаил Иванович 28.10(9.11), по другим сведениям 29.10(10.11).1870 – 20.10.1952Историк, археолог. Профессор Петербургского университета (с 1901). Академик Российской Академии наук (1917). Работы преимущественно по проблемам социально-экономической истории эллинизма и Римской

Михаил Иванович Царев

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Михаил Иванович Царев В средневековом городе Шартре строился знаменитый собор. У трех строителей, возивших тяжелые тачки с камнями, спросили, что они делают. Один ответил, что возит тяжелые тачки, другой – что зарабатывает себе на хлеб, третий сказал, что строит самый

Михаил Иванович Хачатуров

Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

Михаил Иванович Хачатуров Нельзя представлять себе Криминологический кабинет, как центр только философской серьезной мысли. Иногда, когда не было срочной работы, он был своеобразной гостиной. В своих камерах мы только спали, пили кипяток и были заняты своими делами, тем

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович

Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

ГОЛОВИНКИН Михаил Иванович Майор РККАПодполковник ВС КОНРРодился 10 сентября 1908 г. в деревне Волхожки Матовской волости Бобынского уезда Тульской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил 5-классную школу в деревне Гришовы Старосельского сельсовета Бобынского района

Михаил Иванович Калинин

Из книги Коммунисты автора Кунецкая Людмила Ивановна

Михаил Иванович Калинин Родился 7(19) ноября 1875 года в деревне Верхняя Троица Тверской губернии в семье крестьянина. В 1893 году переезжает в Петербург и становится рабочим на заводе «Старый Арсенал», потом на Путиловском. С 1898 года - активный участник петербургского

КАЛИНИН Михаил Иванович

автора

КАЛИНИН Михаил Иванович (20.11.1875 - 03.06.1946). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 01.01.1926 г по 03.06.1946 г. Кандидат в члены Политбюро с 25.03.1919 г. по 01.01.1926 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) с 29.11.1919 г. по 29.03.1920 г. и с 02.06.1924 г по 18.12.1925 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) с 16.03.1921 г. по 02.06.1924 г. Член ЦК РКП(б) -

РОДИОНОВ Михаил Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

РОДИОНОВ Михаил Иванович (1907 - 01.10.1950). Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 07.03.1949 г. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) в 1941 - 1950 гг. Член КПСС с 1929 г.Родился в селе Ратунино Лысковского уезда Нижегородской губернии в семье крестьянина-середняка. Русский. Подростком начал трудиться в

Михаил Иванович Терещенко

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Михаил Иванович Терещенко Относительно нового министра знали только то, что министерство иностранных дел было предложено сначала князю Г.Е. Львову, который отказался ввиду недостаточного знания иностранных языков. Что же касается Терещенко, то его лингвистический ценз

ЕРЕМИН Михаил Иванович

автора

ЕРЕМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Еремин родился в 1920 году в поселке имени Дзержинского Верхнеуральского района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. Работал в колхозе. В Советскую Армию призван в 1940 году. С апреля 1942 года участвует в борьбе с

КОСТЮКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОСТЮКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Костюков родился в 1926 году в селе Бобровка Троицкого района Челябинской области в крестьянской семье. Русский. До призыва в армию работал в колхозе. В сентябре 1943 года призван в Советскую Армию. В боях с немецко-фашистскими

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

КОЧЕТКОВ Михаил Иванович Михаил Иванович Кочетков родился в 1910 году в селе Варламове Чебаркульского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу. Работал пионервожатым, секретарем райкома комсомола. В 1931 году призван в Советскую

ОЗИМИН Михаил Иванович

Из книги Во имя Родины. Рассказы о челябинцах - Героях и дважды Героях Советского Союза автора Ушаков Александр Прокопьевич

ОЗИМИН Михаил Иванович Михаил Иванович Озимин родился в 1898 году в селе Илек Ашинского района Челябинской области в семье крестьянина. Русский. В четырнадцать лет стал рабочим доменного цеха Ашинского металлургического завода. В 1917 году молодежь завода избирает его

Михаил Иванович Козловский (1753–1802)

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Михаил Иванович Козловский (1753–1802) Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной

Козловский Михаил Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ 

Козловский, Михаил Иванович

Профессор скульптуры. Род. 26 октября 1753 г., ум. 18 сентября 1802 г. в Петербурге. Сын "галерного флота трубачевского мастера", он был принят в Академию Художеств по прошению отца 1 июля 1764 г., зная грамоту и арифметику, а в 1767 г., при общем распределении учеников по специальностям, назначен в класс скульптуры, к проф. Жилле. Оказывая быстрые успехи в искусствах, он выполнил в гипсе статуи с антиков "Флора Зенона", и "Венера aux belles fesses", получил, одну за другой, медали: в 1770 г., мая 3-го, 2-ю серебряную за рисунок с натуры и июля 30-го, 2-ю золотую за исполнение по программе барельефа "Кн. Владимир, проснувшись, отклоняет удар, наносимый ему Рогнедой"; в 1771 г., сентября 5-го, 1-ю серебряную за лепление барельефа по задаче; в 1772 г. сентября 24-го, - опять 2-ю золотую за выполнение задачи "Воины хотят убить кн. Изяслава Мстиславича на поле брани, не узнав его, но он удерживает их, открывая шлем", и, наконец в 1773 г.-1-ю золотую за барельеф "свидание Святослава с матерью и детьми в Киеве по возвращении с Дуная", после чего, определением 20 мая, назначен пенсионером на 4 года в Рим, куда и отправлен 30 июля на английском корабле.

В своих рапортах из Италии Козловский доносил Академии, что, прибыв в Рим 10 января 1774 г., он упражнялся в лепке с натуры, в копировках антиков по французской Академии (где пользовался советами Виена), в композиции, в рисовке с работ Ан. Карраччи (в галерее Фарнези), Доменикино, Рафаэля Урбино, а также с антиков и с натуры, наконец, в исполнении собственных круглых фигур, представляющих "Реку в виде сидящей женщины с урной" (1775), "месяц август" или "лето" в виде молодого пастушка, "Юпитера, лобзающего Амура" (1776), и в довершение всего - производстве нескольких этюдов с лошади Марка Аврелия и с работ Микель Анджело, для чего он просил об отсрочке своего пребывания в Риме еще на год, на что и последовало дозволение совета по журналу от 27 марта 1777 г. В том году он работал в галерее Капитолийской с "умирающего бойца или гладиатора", затем - "академию" и "анатомию" с натуры, взятые у него многими художниками в Риме и которые он выслал в Петербург в 1779 г.; направляясь же в Париж, получил 10 февраля 1780 г. от Марсельской Академии живописи, скульптуры и архитектуры звание академика, а на родине признан, определением академического совета от 3 сентября 1782 г., "назначенным" в академики за алебастровую фигуру "Юпитера с Ганимедом". Пять с половиной лет спустя, 15 января 1788 г. состоялось определение того же совета, что, так как "им назначенный от Академии и бывший пенсионер ее в чужих государствах г. Козловский отъезжает ныне обратно в Париж для вящего приобретения познаний в своем художестве", то совет, "зная хорошее и честное его поведение, а притом и уважая знаменитость, какую он художеством своим уже себе приобрел, сделав из мрамора статую Ее Императорского Величества (Екатерины II-й, 1787 г., ныне в Академии), заслужившую Высочайшее благоволение, намерен поручить в надзирание его находящихся в Париже пенсионеров, дав ему касающуюся до должности его особливую инструкцию".

В Париже, куда Козловский приехал 20 августа, он посещал натурный класс Академии, причем ему предоставлено было право входить в него одновременно с профессором, что давало ему возможность выбрать место самое лучшее для рисования. В столице Франции он нашел до 10 русских пенсионеров - живописцев, скульпторов, граверов, но обо многих из них директор Академии не имел никаких сведений, а они жаловались, в свою очередь, что "были без всякой протекции" и потому не могли начать своих работ. Козловский распределил их по разным профессорам, и академический совет вполне одобрил его распоряжение.

Почти через год (25 июля 1780) он доносил Академии из Парижа, что "здесь воспоследовала перемена большая - граждане взяли оружие и содержат сами караул и нас к тому же принуждают, не принимая никаких на то отговорок, за что пенсионеры Императорской Академии Художеств крайне ропщут, ибо стоит им каждая неделя-6 франков, а самим ходить, казалось бы, непристойно с ружьем в чужом отечестве, для сей причины был я у нашего посланника, сказывал ему, что нас Импеераторская Академия не с тем сюда прислала, чтобы нам ружье здесь носить, и просил его, чтоб нас защитил, на что его превосходительство не дал никакого решения и мы теперь все должны исполнять, что нам прикажут, а за город никого не выпускают, письма распечатывают; чем все это кончится, того никто не знает; к тому же все здесь вздорожало, так что наши пенсионеры едва могут иметь хлеб насущный". Уведомляя вместе с тем о занятиях пенсионеров, Козловский в заключение советовал Академии долее в Париже пенсионеров не держать, а еще через год (4 июля ст. ст. 1790) уведомлял, что "долее не может исполнять обязанностей инспектора, потому что обстоятельства долее оставаться в Париже ему не дозволяют".

Исполнив в 1791 г. из белого мрамора в натуральную величину, горельефное изображение по пояс митрополита Гавриила, строителя Троицкого собора в Александро-невской лавре (находится ныне в соборе против раки св. Александра Невского, за картиной "Благовещение"), и некоторые другие работы, Козловский обратился 22 августа 1784 г. в совет академии с просьбой, где, рассказав вкратце о своем постоянном рвении и успехе за границей, прибавлял в конце, что "по возвращении моем в Россию старался я равномерно трудами моими снискать себе благовещение любителей изящных художеств и дожил наконец счастья, что многие мои работы сделались известны Ее Императорскому Величеству и Их Императорским Высочествам, ныне же, представляя оные (как-то: Фауна, Марсия, Поликрата, Девушку с бабочкой) на благоразумное суждения Императорской Академии Художеств, всепокорнейше прошу, сравнив их с трудами прочих художников, почтить меня по ним удостоением, какое таланты мои заслуживают".

Просьба эта подействовала и, по определению собрания от 12 сентября, Козловский был произведен в академики, а 21 октября того же года, в торжественном собрании, - в младшие профессоры.

В следующем году (22 марта) Козловский занял место члена в академическом совете, немного же спустя после того (13 апреля) президент гр. Мусин-Пушкин прислал в Академию следующее предложение: "по конфирмованному Ее Императорским Величеством штату Академии положено, при каждом художестве, быть двум профессорам - старшему и младшему, а как ныне скульптурного художества состоит на жалованье один только профессор старший, из опытов же известно, что скульптор профессор и член совета Козловский из одного только усердия, без всякого по сие время жалованья, ставил неоднократно в натурном классе модели и имел смотрение над учениками, то...оного профессора Козловского поместить в Академии на штатное жалованье младшего профессора, состоящее из 600 р. годоваго оклада, препоруча притом в его смотрение и распоряжение к вящей пользе натурный класс", что и было исполнено по определению совета от 28 апреля.

Вообще гр. Мусин-Пушкин покровительствовал этому художнику; 9 сентября 1796 г. он подносил Екатерине II отлитые из меди при Академии: вылепленную проф. Козловским группу "Минервы с гением" и "3 орлика, да две подкладки мраморные", причем Ее Величество изволила орлики с подкладками оставить у себя, Минерву же повелела поставить в Академию, а 21 февраля 1797 г. президент предложил Совету выдать 500 р. на счет его жалованья (которое он еще 12 января 1796 г. изъявил желание обратить на поощрение художников, но по выставке того года не явилось произведений художников, заслуживающих поощрения), в награду проф. Козловскому за сделанную им группу Минервы, поднесенную Императрице.

Продолжая службу в Академии, Козловский был назначен 31 декабря 1796 г. в комиссию для описания картин, мраморов и эстампов Императорского Эрмитажа, в 1797 г. исполнил из мрамора статую "Амур" для того же музея; 27 июля 1799 г. избран был старшим профессором скульптуры на место Мартоса, выбранного в адъюнкт-ректоры; в конце того же года удостоился апробации своего проекта памятника Суворову на Царицыном лугу в Петербурге, а в мае 1801 г., по выполнении оного, получил чин коллежского советника и богатую табакерку; годом раньше, в апреле 1800 г., Государю Императору была поднесена президентом Академии Художеств гр. А. Строгановым мраморная статуя "пастушок с барашком" работы Козловского, и к оной порфировый пьедестал; 1 сентября 1802 г. гр. Муравьев препроводил к президенту по Высочайшему повелению, для рассмотрения, прошение проф. Koзловского о повелении удовлетворить его за мраморную статую, представляющую "Гименей", сделанную на случай бракосочетания великого князя Константина Павловича и находящуюся в Эрмитаже. 2 октября, уже после смерти Козловского, Леонтьев уведомил гр. Строгонова, что он решительного ответа на счет окончания барельефа, начатого покойным проф. Козловским (для здания Медико-Хирургической Академии), сообщить не может, не узнав прежде на то волю министра внутренних дел, гр. В. П. Кочубея, а за три дня перед тем президент предложил совету академии дать воспитанникам программу для сооружения надгробного памятника покойному профессору (на Смоленском кладбище), вследствие чего Чекаловский прислал гр. Строгонову 15 апреля 1804 г. два скульптурных и один рисованный эскиз такого памятника, за которые пенсионеры Демут-Малиновский, Пименов и Прокофьев и получили три золотые медали. Кроме вышеупомянутых работ, Козловским исполнены были еще: мраморная статуя, "Бдение Александра Великого" (она представляет героя сидящим на ложе в дремоте и держащим в правой руке шар, готовый скатиться в чащу), колоссальная группа Самсона со львом для Петергофского сада и украшения для Таврического дворца, а также барельефы в Мраморный дворец, изображающие: "возвращение Регула в Карфаген" и "Камилла, освобождающего Рим от Галлов".

Художественный критик первой половины XIX в., говорит, что "каждое из произведений Козловского обнаруживает в авторе необыкновенную способность, много чувства, воображения, оригинальный взгляд и мастерскую руку. Но, невзирая на эти достоинства, должно сказать, что Козловский, полный самобытности и неподдельного живого дарования, был романтиком своего рода. Примеры древности и памятники классического искусства не были для него исключительным образцом совершенства: здесь к чести его должно сказать, что он еще в исходе прошедшего столетия понимал условность изящного древних. Это повело Козловского в сферу художественных вольностей, где ловкость приема считается искусством, где выражение чувства заменяет выражение характера, где пылкость и игривость воображения именуются творчеством. Но и на этой дороге, где другой непременно бы пал вполне, т. е. сделался бы жалким и грубым маньеристом, Козловский сохранил свое достоинство: произведения его, не имея идеального совершенства и красоты античной, отличаются естественностью характера и свободной простотой подражания природе".

Козловский издал в виде книги лучшие из своих рисунков (частью с исполненных им скульптур), гравированных крепкой водкой и лависом; под некоторыми из них стоит имя гравера Корсакова, другие - без имени мастера. Всего 42 ненумерованных гравюры на 24 листах, в том числе приписывается ему и "баня", где женщины моются вместе с мужчинами.

Дела Архива И. А. X. 1774-1800 г.; "Сборник матер. для истории И. А. Х.", П. Н. Петрова, и "Указатель к нему", А. Е. Юндолова; "Месяцеслов на 1840 г.", стр. 177; Д. Ровинский "Подробный словарь русс. граверов", 1894, т. I; Nagler "Künstler-Lex.", VII.

Н. Собко.

{Половцов}

Козловский, Михаил Иванович

Один из лучших русских скульпторов, получил воспитание в спб. академии художеств, в которой его ближайшим наставником был профессор Жилле. По окончании курса в 1772 г., был отправлен в чужие края, работал в Риме и Париже и, возвратившись в Россию в 1782 г., за группу "Юпитер с Ганимедом", вылепленную за границей, был признан назначенным в академики. В 1788-97 гг. находился снова в Париже, где ему было поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией художеств. В 1794 г. возведен в звание академика, как художник, уже доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами, а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 г. до конца своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 г.

Из его произведений, в сильной степени отзывающихся направлением французского ваяния конца XVIII столетия, наиболее известны: монумент полководцу Суворову, на Царицыном лугу, в СПб., колоссальная статуя "Самсон, раздирающий пасть льву", украшающая главный петергофский фонтан, мраморные статуи: "Сидящая девочка" (в Зимнем дворце) и "Амур, вынимающий стрелу из своего колчана " (в Императорском Эрмитаже), "Гименей", исполненный по случаю бракосочетания цесаревича Константина Павловича, мужская фигура для изучения человеческой анатомии (écorché) и барельефы: "Возвращение Регула в Карфаген" и "Камилл, избавляющий Рим от галлов" (оба в Мраморном дворце, в СПб.).

А. С-в.

{Брокгауз}

Козловский, Михаил Иванович

славный скульптор; воспитанник Академии художеств и профессор скульптуры. Род. 26 окт. 1733, ум. 16 сент. 1802.

Козловский издал в виде книги лучшие из своих рисунков (частью с исполненных им скульптур), которые награвированы крепкою водкою и лависом. Под некоторыми нумерами стоит имя гравера Корсакова; прочие без имени мастера.

Книга эта состоит из 42 гравюр, отпечатанных на 24 листах большого формата, без заглавного листа и без текста и оглавления; гравюры не занумерованы. В числе их № 17, российская баня, по удостоверению Е.И. Маковского и Тропинина, гравирована самим Козловским; им же, по-видимому, гравированы и многие другие картины того же издания.

1. "Мысль Сократа о бессмертии души, - проэкт надгробнаго памятника". Гравирован лависом. 16.10½ х 114.

2. "Диоген на публичном месте отвращающийся людских пороков; С.М. Козловской". 12.5 х 17.7½. Гравировано крепкой водкой. На вторых оттисках надпись исправлена и поставлено: "месте".

3. "Меропа избавленная сыном от Тиропа; Соч. М. Козловской"; офорт; 15.47, х 21.2.

4. Соломонов суд; офорт: "Соч. М. Козловской". 9.6 х 15.6½.

5. "Христос двенадцатилетней в храме Святая Святых; офорт; "Соч. М. Козловской". 4.10½ х 18.7½.

6. "Путешествие Галлатеи; Соч. М. Козловской"; офорт. 5.6½ х 19.1½.

7. "Апеллес живописец избираеть лучшую модель для изображения своей Венеры; С.М. Козловской"; офорт; 13.6½ х 18.8.

8. "Муций Сцевелла перед Порсеною; Соч. М. Козловской"; офорт; 15.8½ х 14.9.

9. Бог беседует с Петром и Павлом; офорт; Соч. М. Козловской. 6.1½ х 5.9.

10. Добродетельная римлянка; офорт: "С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков". 7.8½ х 6.7½.

11. "Бахусово празднество; Соч. М. Козловской"; офорт; 11.2 х 23.4.

12. "Идольское жертвоприношение"; грав. крепкой водкой и акватинтой; 11½ х 23.10.

13. Аргус: "Соч. М. Козловской". 4.3½ x 3.11. Офорт.

14. Верблюд: "Соч. М. Козловского" 4½ х 5.8. Офорт.

15. Тезей убивает Кабана; "С.М. Козловской"; 9.6 х 7.3½. Офорт.

16. Геркулес убивает Льва: "С.М. Козловской"; 9.5½ х 7.4½. Офорт.

17. "Российская баня; Соч: М. Козловской". 14.9 х 31.1.

18. Учение Мидицины; большая гравюра на двух досках, грав. крепкой водкой и акватинтой: "Соч. М. Козловской" 9.5 х 41.5½.

19. "Евангелист; Соч. М. Козловской"; 3.97, х 5.7. Офорт.

20. "Епиктит Филозов; С.М. Козловской"; офорт; 4.5 х 3.10½.

21. "Бахусово путешествие. С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков". 9.10½ х 13.4½. Офорт.

22. "Молодой Товий изцеляет отца своего Товита; Соч. М. Козловской". 5.1 х 5.5½. Офорт.

23. "Авраам Исаака приносит в жертву; С.М. Козловской". 4.2 х 5.4. Офорт.

24. "Древних бракосочетание. С рисунка г. Козловского. Вырезывал А. Корсаков"; грав. кр. водкой; 9 х 14.4.

25. "Из Тасса Клоринда. С.М. Козловской". 7.½ х 8.8. Гравир. крепкой водкой.

26. "Динона сжигается. С.М. Козловской"; 5.11 х 8.5½. Офорт, пройден резцом.

27. "Артемиза оплакивает своего супруга. С.М. Козловской". 6.3 х 8.3. Офорт, резцом.

28. "Похищение Европы. С.М. Козловской". 5.9 х 8.7½. Грав. крепкой водкой и резцом.

29. Разносчики: 1) со сбитнем и баранками; 2) с лотком на плече; 3) с корзинкой, с грибами; на голове; 4) с блинами на тарелке. Офорт: "Соч. М. Козловской". 6.6 х 14.8.

30. Разносчики - три женские фигуры торговок и одна мужская, с дичью. Офорт: "Соч. М. Козловской". 7.8 х 14.8.

31. "Аякс уносит тело Патроклово. Соч. М. Козловской". Офорт. 5.3 х 5.10.

32. Венера с Амуром: "С.М. Козловскаго". Офорт. 4.9 х 5.11½.

33. "Вулканово путешествие; Соч. М. Козловской". 8.4 х 14.3½. Офорт.

34. "Вениамин в Египте; С.М. Козловской"; 6.6 х 9.6½. Офорт.

35. "Центавр похищает любовницу y Геркулеса; Соч. М. Козловской". 9.2 х 6.9. Грав. креп. водкой и резцом.

36. "Авраам приносит на жертву сына своего Исаака; Соч. М. Козловской"; креп. подкой и резцом. 8.9 х 8.

37. "Надгробная покойного Мелисина; С.М. Козловской". 6.7 х 7.6. Офорт.

38. "Платон и Аристотель; С.М. Козловской"; 6.2 х 5.6½. Офорт.

39. "Детская пляска; С.М. Козловской"; 6.10½ х 13.8. Офорт.

40. Музыканты, - две мужские фигуры, играющие на волынке и на дудке, один из них приплясывает; офорт: "С.М. Козловской". 5.2 х 5.10.

41. "Геркулес убивает Антея; С.М. Козловской"; офорт. 6.2½ х 5.5½.

42. "Сципион увольняет пленницу. Соч. М. Козловской"; офорт. 8.1 х 11.5½. 1-е состояние доски до подписей.

{Ровинский}

Козловский, Михаил Иванович

знаменитый скульптор, воспитан., пенсионер и профессор И. А. X., р. 26 октября 1753 г. † 1802 г. 16 сентября.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Козловский, Михаил Иванович" в других словарях:

    - (1753 1802), русский скульптор. Представитель классицизма. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; профессор там же (с 1794), среди учеников С. С. Пименов, В. И. Демут Малиновский. Пенсионер АХ в Риме (1774 79) и Париже (1779… … Художественная энциклопедия

    Русский скульптор. Сын флотского трубача. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Н. Ф. Жиллеи А. П. Лосенко, был пенсионером АХ ‒ в Риме (в 1774‒79) и Париже (в 1779‒80), где работал также в… … Большая советская энциклопедия

    Козловский Михаил Иванович - (1753—1802), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), Академик с 1794; преподавал там же (с 1794). Пенсионер АХ в Риме (1774—79) и Париже (1779—80). Мастер монументальной декоративной и станковой пластики,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Михаил Иванович Козловский родился 26 октября (6 ноября) 1753 года в семье военного музыканта, который служил в унтер-офицерских чинах в Балтийском галерном флоте и жил с семьёй на морской окраине Петербурга, в Адмиралтейской галерной гавани. Здесь прошли детские годы будущего скульптора.

По прошению, поданному 1 июля 1764 года, одиннадцатилетний Михаил, обученный российской грамоте и арифметике, был принят в число воспитанников Академии художеств и навсегда расстался с родительским домом. Годы его учения совпали с периодом становления и постепенного созревания классицизма в европейской скульптуре, архитектуре и живописи.

Окончив Академию в 1773 году с большой золотой медалью, Козловский в течение четырёх лет (1774–1778) жил в Риме в качестве академического пенсионера.

По окончании пенсионерского срока в Риме Козловский провёл один год во Франции. В феврале 1780 года Марсельская академия искусств присудила ему звание академика. В том же году он вернулся на родину и сразу занял заметное место в петербургской художественной среде. Козловский тесно сблизился с передовой дворянской интеллигенцией.

Первые произведения Козловского составляют своеобразный цикл, пронизанный пафосом высокой гражданственности. Главная тема художника - гражданин, жертвующий собой во имя отечества и общественного блага. В самом начале восьмидесятых годов Козловского привлекают к участию в скульптурном оформлении Мраморного дворца. Скульптор исполняет барельефы, украшающие одну из стен мраморного зала: «Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов».

В 1784–1785 годах Козловский выполнил большую мраморную статую Екатерины II в образе Минервы - богини мудрости. Здесь скульптор воплощает представления просветителей об идеальном монархе - защитнике отечества и мудром законодателе. Эта работа принесла скульптору широкую известность и признание со стороны современников.

Аллегорический смысл имеет и другая статуя Козловского - «Бдение Александра Македонского». Как отмечает В. Н. Петров:

«Скульптор проявил здесь талант меткого наблюдателя, умеющего остро подметить в натуре и выразить в искусстве живое состояние, задуманное для характеристики образа.
Только при круговом обходе статуи до конца раскрывается очарование прекрасного юношеского тела Александра, а многочисленные декоративные детали, украшающие статую, связываются в единое, чётко продуманное целое. Козловский добивается одновременно и пластической цельности образа и логической ясности своего подробного, насыщенного историческими намёками рассказа об Александре Великом».

В конце восьмидесятых годов Козловский был уже широко признанным, прославленным мастером. Но, закончив очередные заказы, скульптор в начале 1788 года принял решение вновь начать учиться и ехать за границу «для вящего приобретения познаний в своём художестве», как отмечено в протоколе академического совета.

В Париже скульптор создаёт статую «Поликрат», к которой один из критиков удачно применил слова великого Гёте, сказанные ранее об античном «Лаокооне»: «Это запечатлённая вспышка молнии, волна, окаменевшая во мгновение прибоя».

В «Поликрате» ярко показано последнее, предсмертное напряжение жизненных сил умирающего, последний порыв в борьбе жизни со смертью.

В 1790 году Козловский вернулся на родину. Через два года он создаёт одну из своих прекрасных идиллических скульптур - статую «Спящий Амур».

Фигура Амура находится в сложном, напряжённом движении. Кажется даже, что это противоречит избранному скульптором мотиву сна Козловский, стремясь воплотить характер и внутреннюю жизнь чувства, придал своему герою выражение лирической мечтательности и томной усталости.

Цикл идиллических образов Козловского завершает небольшая мраморная статуя Психеи (1801), которую все исследователи упоминают в ряду его самых прекрасных созданий.

«Нарушая иконографическую традицию, - пишет В. Н. Петров, - восходящую к знаменитой античной группе „Амур и Психея“ (Капитолийский музей в Риме) и развитую Рафаэлем во фресках Фарнезины, Козловский изобразил Психею не прекрасной девушкой, а маленькой девочкой, с ещё несформировавшимся ребяческим тельцем и миловидным, но совсем детским лицом. Так в скульптуре русского мастера переосмысливается античная символика: образ Психеи-души приобретает реальный, почти жанровый характер, а изображение мотылька утрачивает своё символическое и мистическое значение, становясь простой сюжетно-декоративной деталью».

Одновременно с произведениями идиллического цикла Козловский создавал рельефы, статуи и скульптурные группы. Темы их были взяты из античной мифологии или отечественной истории. Лучшие скульптуры как раз и принадлежат к этому новому героическому циклу.

С 1796 года Михаил Иванович берётся за работу над обширной серией скульптурных эскизов на темы Троянской войны, а также подвигов Геракла и Тезея. Весь «Троянский» цикл отмечен поисками монументальности, составляющими существенную новую черту в развитии творчества скульптора. Однако всё это не идёт в ущерб реалистической ясности и живой выразительности образов. Произведения, созданные в середине девяностых годов, выглядят более строгими и внутренне цельными, более сдержанными в выражении чувства. Отсюда прослеживаются пути к монументальной пластике «Суворова» (1800–1801) и «Самсона» (1802). Работа над памятником Суворову началась ещё при жизни Александра Васильевича, в 1799 году. Только что закончились знаменитые итальянские походы, увенчав неувядаемой славой русскую армию и полководческий талант Суворова. Семидесятилетний генералиссимус поразил весь мир беспримерным в истории героическим переходом русских войск через Альпы. «Русский штык прошёл через Альпы», - стали говорить с тех пор. Русские войска в 63 битвах не потерпели ни одного поражения и захватили 619 неприятельских знамён.

Великий полководец представлен в образе рыцаря. Для верного понимания статуи, созданной Козловским, необходимо не терять из виду одну существенную особенность замысла: в ту пору, когда художник приступал к своей работе, он не имел в виду ставить памятник в том смысле, какой обычно придаётся этому термину, - он создавал прижизненный триумфальный монумент. Тема была строго обусловлена заказом. Задача скульптора сводилась к тому, чтобы прославить Суворова как героя войны в Италии. Не своеобразие душевного облика великого полководца и не деяния его долгой и героической военной жизни, а только подвиги в период итальянской кампании могли быть отражены в статуе Козловского.

Уже с самого начала работы над статуей Козловский обратился к языку аллегории. Он желал создать не портрет, а символическое изображение, в иносказательной форме прославляющее Россию и её великого полководца.

На круглом постаменте - лёгкая, стройная фигура воина в доспехах, юного, мужественного, полного силы и стремительного движения. Это римский бог войны Марс. Решителен жест правой руки, в которой он держат обнажённый меч. Плащ энергично отброшен за спину. Уверенность, непреклонность, всепобеждающая воля мастерски переданы в фигуре; красивое мужественное лицо, гордая посадка головы дополняют этот идеализированный образ «бога войны».

Воин прикрывает щитом стоящий позади него жертвенник, на котором папская тиара, Сардинская и Неаполитанская короны. Их символический смысл - победы русского оружия, одержанные под руководством Суворова, защищавшего интересы трёх аллегорически представленных в памятнике государств. Женские фигуры на боковых гранях жертвенника символизируют человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Фигура воина удачно согласуется с великолепно найденными пропорциями постамента. На его лицевой стороне - гении славы и мира скрестили пальмовую и лавровую ветви над щитом с надписью; щит словно опирается на военные трофеи - знамёна, пушки, ядра. Ограда вокруг памятника состоит из соединённых цепями бомб, из которых вырываются языки пламени.

Всё здесь наполнено иносказательным смыслом. И лишь надпись на постаменте «Князь Италийский, граф Суворов Рымникский» убеждает нас, что это памятник великому русскому полководцу.

Однако мысль о портретном сходстве вовсе не была чужда скульптору. Ведь речь шла не только о прославлении побед русского оружия - речь шла о заслугах самого Суворова, и современники должны были узнавать его в статуе.

Портретное сходство отчётливо заметно в изображении, созданном Козловским. Художник передал удлинённые пропорции лица Суворова, его глубоко посаженные глаза, крупный нос и характерный разрез старческого, чуть запавшего рта. Правда, как и всегда у Козловского, сходство остаётся отдалённым. Образ Суворова идеализирован и героизирован. Но, жертвуя внешней портретной точностью, скульптор сумел раскрыть и выразить самые существенные черты душевного облика национального героя Решительное и грозное движение фигуры, энергичный поворот головы, властный жест руки, заносящей шпагу, хорошо передают всепобеждающую энергию и непоколебимую волю Суворова. В патриотической статуе Козловского есть высокая внутренняя правда.

Этот памятник ещё не был завершён, когда Козловскому пришлось принять участие в исполнении новых замыслов, таких же грандиозных по масштабам.

К обновлению скульптуры Большого петергофского каскада были привлечены лучшие русские мастера - Шубин, Щедрин, Прокофьев и Рашетт. Работы начались весной 1800 года и завершились спустя шесть лет.

Козловскому отводилась главная роль. Он создал группу «Самсон, раздирающий пасть льва», занимающую центральное место в идейном замысле ансамбля Большого каскада.

Как пишет В. Н. Петров:

«Создавая скульптурную группу, Козловский воспользовался старинной аллегорией, возникшей ещё в петровское время. Библейский Самсон, разрывающий пасть льва, отождествлялся со святым Сампсонием, которого в XVIII веке считали покровителем России. В день празднования памяти этого святого, 27 июня 1709 года, была одержана победа над шведами под Полтавой. В искусстве петровской эпохи Самсон олицетворял победоносную Россию, а лев (государственный герб Швеции) - побеждённого Карла XII.
Козловский воплотил эти символы в грандиозном скульптурном произведении. Могучее тело Самсона с титанически напряжёнными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Фигура героя развёртывалась в пространстве как бы по спирали: изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.
Исследователи справедливо указывали на близость „Самсона“ к образам искусства Микеланджело. Но в идейно-образном содержании группы, в глубоком патриотическом чувстве, которое выражено в этой статуе Козловского, можно заметить отдалённые отзвуки совсем иной традиции».