Конспект урока по чтению на тему "Саша" Н. Некрасов (отрывок)

Отрывок из поэмы «Саша»


В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.

Няня кричит: «Не убейся, родная!»
Саша, салазки свои погоняя,

Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка -
Снег отряхает, смеется, голубка!

Не до ворчанья и няне седой:
Любит она ее смех молодой…

Дедушка Мазай и зайцы
(Отрывок)


…Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут , -
Нет! Еще мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Весна прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! – сказал я, – не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его – тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха, -
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное казённое учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Усть-Илимска,

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ОГСКОУ СКОШ г. Усть-Илимска

Конспект открытого урока по чтению в 9 классе

Тема: Н.А. Некрасов «Саша»

учитель русского языка и чтения

Шмарловская С.Г.

Тема: Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок)

Цели:
1.Продолжить знакомство с произведением Н.А. Некрасова "Саша», совершенствовать навык осознанного, выразительного чтения.

2. Коррегировать слуховое и зрительное восприятие, внимание учащихся.
3.Формировать нравственные качества, прививать любовь и бережное отношение к природе, животным.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник.

Ход урока:

I Организационный момент.

Эмоциональная установка (СЛАЙД 1) Я смогу выполнить все задания! У меня всё получится!

Желаю успехов себе и друзьям!

II . Подготовка к первичному восприятию.

1.Актуализация знаний.

Учащимся показывается портрет писателя ( СЛАЙД 2 ).

Что вы можете рассказать о человеке, изображенном на портрете?

Где провел свое детство писатель?

Любил ли он природу?

(Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.
Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.)
- Посмотрите, ребята, как хороша русская природа! (СЛАЙДЫ 3, 4 ) Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н.А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.
- Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?
- Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством известного писателя, с произведением, где отражается тема природы. С поэмой «Саша». ( СЛАЙД 5 ).

Беседа о прочтенной на прошлом уроке первой части поэмы «Саша».

Кто такая Саша? Как она относится к природе? Любимое занятие девушки?

(В семье помещиков растет дочь Саша. Родители ее славные старички, постарались в детстве дать дочери все, что позволяли их небогатые средства. По утрам девушка любуется дружной работой поселян, ей нравится бегать среди полей, собирать цветы и петь простые песни. Зимой Саша слушает нянины сказки или, полная счастья, летит с горы на санках.)

Саша счастлива в гармонии с природой, казалось ничего не может омрачить ее состояния. Но оказывается, есть событие, которое заставляет девушку печалиться.

III Первоначальное восприятие

Сейчас, ребята, вы прослушаете отрывок из II части поэмы «Саша». Слушая, постарайтесь найти ответ на следующий вопрос: Что заставило Сашу грустить? ( СЛАЙД 6 ).

Прослушивание текста.Включается аудиозапись.(Саше случалось знавать и печали…)

Беседа . Ответы учащихся на поставленный ранее вопрос. О чем этот отрывок из поэмы? Каким настроением проникнут? Почему?

IV Анализ стихотворения

1.Повторное чтение текста учащимися (по цепочке).

2.Словарная работа ( СЛАЙДЫ 7-13 ).

Спорился, спориться – удаваться, идти успешно.

Осинник – осиновый лес.

Березняк – березовый лес

Дубняк дубовый лес

Аркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных.

Роковой – предопределенный судьбой, имеющий тяжелые последствия.

Поверженный лес – поваленный лес

Глыба – что – либо больших размеров, неопределенной формы.

2. Работа над средствами языковой выразительности . Поисковое чтение. ( СЛАЙД 14 ).

Ребята, я предлагаю сейчас поработать в паре и ответить на следующие вопросы (найти ответы в тексте и зачитать отрывки). Вопросы представлены на слайдах и розданы каждой паре учащихся.

1.Найдите описание леса до вырубки. Каким видела его Саша? Зачитайте. ( СЛАЙД 15 ).

2.Что происходило с насекомыми и животными, когда лес начали вырубать? Зачитайте. Чем грозила им эта работа?

3.Найдите описание процесса вырубки леса, страдания деревьев. Зачитайте. ( СЛАЙД 16 ).Слова какой части речи встречаются чаще? (глаголы). Почему? (передают действие, движение) Лес зазвенел, застонал, затрещал… Вы ощутили страдания деревьев? ( СЛАЙД 17 ). Как автор усиливает впечатление от описания гибели деревьев. С треском ломали сухой березняк, Корчили с корнем упорный дубняк . Стоном стонали верхушки осин… Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы..

4.Найдите описание леса после вырубки. Зачитайте. ( СЛАЙД 18 ).С кем автор сравнивает погибшие деревья? (с трупами бойцов, с ранеными. Трупы деревьев недвижно лежали… Так, после битвы, во мраке ночном раненый стонет , зовет проклинает. Ветер над полем кровавым летает. Волосы мертвых бойцов шевелит! || шелест листьев. (слайды: лес до вырубки и после, для сравнения)

- Объясните состояние Саши. Почему она плакала, когда вырубали лес, а потом целый месяц не могла прийти на место гибели деревьев?

Физминутка

Релаксация под звуки леса. Включается запись.

V Упражнение в выразительном чтении.

Ребята, сейчас мы с вами поработаем над выразительным прочтением отрывка.

- Вспомним правила чтения поэтического произведения: ( СЛАЙД 19 ).

1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка).

Найдите в стихотворении рифмы. (Рифма - концов стихов). Подчеркни аккуратно их карандашом.

Каждому учащемуся раздаются отрывки с текстом (индивидуальная работа)

На доске с учителем: Самостоятельно:

Саше случалось знавать и печали: //
Плакала Саша,/ как лес
вырубали , /

Ей и теперь его жалко до слез .///
Сколько тут было кудрявых
берез !///

Там из-за старой, /нахмуренной ели
Красные грозды калины
глядели ,/

Там поднимался дубок молодой .///

Кончились поздно труды роковые .//
Вышли на небо светила
ночные ,/

И над поверженным лесом луна
Остановилась, /кругла и
ясна ,-//

Трупы деревьев недвижно лежали ;//
Сучья ломались,/ скрипели,/
трещали ,/

Жалобно листья шумели кругом .///
Так, /после битвы,/ во мраке
ночном

Раненый стонет/, зовет,/ проклинает .///

Выразительное чтение отрывков текста учащимися. ( СЛАЙД 19 ).

О какой экологической проблеме идет речь в этом произведении? Актуальна ли для нашего города эта проблема?

Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. Если раньше лес вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Для чего необходим лес? ( СЛАЙД 21 ).

(Лес- легкие нашей планеты,(слайд) необходим для очистки леса, это дом для животных и птиц)

Как вы относитесь к уничтожению лесов?

Расскажите, что вы знаете о международной экологической организации «Гринпис»?

(пер. с англ. «зеленый мир»? Ее филиалы находятся и в России.) Если вы принимаете участие в защите природы – сажаете деревья, бережете лес от пожаров, напишите письмо в эту организацию, расскажите о том, что вы делаете. Адрес: 125124, Москва, Башиловка Нов. ул., д. 6. Или нарисуйте плакаты, листовки, направленные на защиту леса. Это будет вашим домашним заданием.

VI Итог урока ( СЛАЙД 22 ).

- К чему призывает Н.А.Некрасов в отрывке из поэмы «Саша»?

Каким лесом вы хотели бы любоваться? ( СЛАЙД 22 ) Почему? Что необходимо делать, чтобы лес продолжал радовать нас своей красотой?

Выставление оценок.

Конспект урока по литературному чтению на тему « Н. Некрасов. « Саша» (отрывок из поэмы) » 3 класс

Тема. Н. Некрасов. « Саша» (отрывок из поэмы);

Цель: Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;

Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;

Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты .

Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (электронный учебник).

Ход урока

Организация класса. Жужжащее чтение 5 мин.

Психологический настрой на урок

Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения.

Разминка.

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.

А теперь встаньте ровно, дышите свободно. Мы проведем дыхательную гимнастику.

Цветочный магазин.

Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох (2 – 3 раза).

Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

Использование скороговорки (хором):

Как на горке на пригорке

Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).

Применяя на каждом уроке, через 2-3 урока воздуха хватит на большее количество Егорок.

Упражнения для развития четкости произношения.

Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Работа по теме ( Сообщение 2 учеников)

Слово о поэте. (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе Грешнево на Волге . Он был третьим ребенком в семье. Мать - Елена Андреевна, дворянка. Отец - Алексей Сергеевич, был небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” - как они мгновенно исчезали. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера. . С ранних лет мальчик увлекался охотой, а встречи с крестьянами на охоте знакомили его с жизнью и характером людей, способствовали сближению с народом. Поэта называли защитником обездоленных и бесправных людей.

Освоение содержания и анализ стихотворения.

А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок). (Электр. Учебник.см. диск).

Чтение продолжения стихотворения в хрестоматии.

Анализ стихотворения. Беседа по вопросам .

О чем это произведение?

Что заставило плакать Сашу? Почему она плакала? О каких качествах характера говорят слезы девочки? Почему ей жалко вырубленный лес?

Физминутка

Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша»

Выборочное чтение

Найдите ответы в стихотворении: Как и зачем вырубают лес лесорубы? Что чувствуют деревья? С кем сравнивает их поэт? Словно подкошен, осинник валился /Стоном стонали верхушки осин, /Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. /Сучья ломались, скрипели, трещали, /Раненый стонет, зовет, проклинает.

Какой прием использует поэт, чтобы показать лес как живое существо?

Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Разделяете ли вы печаль Саши?

Как реагируют на рубку леса животные? А как вы относитесь к такой деятельности человека?

К чему приведет вырубка леса на нашей планете?

Творческая работа. Работа в группах.

Первая группа Дать положительную оценку деятельности лесорубов.

Вторая группа Дать отрицательную оценку деятельности лесорубов.

Работа с произведением .

Выразительное чтение . Упражнение “Буксир” выполняется совместно с учителем.

Детям предлагается самостоятельно дочитать текст, используя упражнение “Губы”.

Рефлексия.

- Какова основная идея стихотворения? Природа - живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Задание на дом. Выучить отрывок наизусть.