Полная характеристика катерины из грозы. Характеристика Катерины из пьесы «Гроза

Меню статьи:

Вопрос о выборе второй половинки всегда был проблемным для молодых людей. Сейчас мы вправе выбирать спутника (спутницу) жизни сами, раньше окончательное решение и браке принималось родителями. Естественно, что родители в первую очередь взирали на благосостояние будущего зятя, его моральный облик. Такой выбор сулил прекрасное материальное и моральное существование детей, но при этом часто страдала интимная сторона брака. Супруги понимают, что они должны благосклонно и почтительно относиться друг к другу, но отсутствие страсти сказывается не лучшим образом. В литературе много примеров такого неудовлетворения и поисков реализации своей интимной жизни.

Предлагаем ознакомиться с пьесы А. Островского “Гроза”

В русской литературе такая тема не новая. Время от времени она подымается писателями. А. Островский в пьесе «Гроза» изобразил уникальный образ женщины Катерины, которая в поисках личного счастья под воздействием православной морали и возникшего любовного чувства заходит в тупик.

История жизни Катерины

Главная героиня пьесы Островского – Катерина Кабанова. С детства воспитывалась в любви и ласке. Ее мать жалела дочку, и порой освобождала ее от всякой работы, предоставив Катерине делать то, что ей хочется. Но девочка не выросла ленивой.

После свадьбы с Тихоном Кабановым девушка живет в доме родителей мужа. Отца у Тихона нет. А мать руководит всеми процессами в доме. Свекровь обладает авторитарным характером, она подавляет своим авторитетом всех членов семьи: и своего сына Тихона, и дочь Варю и молодую невестку.

Катерина попадает в совершенно незнакомый ей мир – свекровь часто беспричинно ругает ее, муж тоже не отличается нежностью и заботой – порой он избивает ее. Детей у Катерины и Тихона нет. Женщину этот факт невероятно расстраивает – ей нравиться нянчиться с детьми.

В один прекрасный момент женщина влюбляется. Она замужем и прекрасно понимает, что ее любовь не имеет права на жизнь, но все же со временем поддается своему желанию, пока муж находится в другом городе.

По возвращению супруга Катерина испытывает муки совести и признается свекрови и мужу в своем поступке, чем вызывает волну негодования. Тихон ее избивает. Свекровь говорит, что женщину необходимо закопать в землю. Обстановка в семье и без того нерадостная и накаленная обостряется до невозможности. Не видя другого выхода, женщина заканчивает жизнь самоубийством, она топится в реке. На последних страницах пьесы мы узнаем о том, что Тихон все-таки любил свою жену, и его поведение по отношению к ней было спровоцировано науськиванием матери.

Внешность Катерины Кабановой

Детальное описание внешности Катерины Петровны автор не предоставляет. О внешности женщины мы узнаем из уст других героев пьесы – большинство персонажей считают ее красивой и восхитительной. О возрасте Катерины мы также мало что знаем – тот факт, что она находится в самом расцвете свих сил, позволяет определить ее как молодую женщину. До свадьбы она была полна стремлений, светилась счастьем.


Жизнь в доме свекрови сказалась на ней не лучшим образом: она заметно увяла, но все еще была хороша собой. Ее девическая веселость и жизнерадостность быстро улетучилась – их место заняли уныние и печаль.

Отношения в семье

Свекровь Катерины – человек очень сложный, она всем заправляет в доме. Это касается не только домашних дел, но и всех отношений внутри семьи. Женщине сложно справиться со своими эмоциями – она ревнует сына к Катерине, ей хочется, чтобы внимание Тихон уделял не жене, а ей, своей матери. Ревность съедает свекровь и не дает ей возможности наслаждаться жизнью – она всегда недовольна чем-то, постоянно придирается ко всем, особенно к молодой невестке. Этот факт она даже не пытается скрыть – окружающие подтрунивают над старой Кабанихой, говорят, что она замучила всех в доме.

Катерина уважает старую Кабаниху, невзирая на тот факт, что она ей буквально прохода своими придирками не дает. Чего нельзя сказать о других членах семьи.

Муж Катерины – Тихон так же любит свою мать. Авторитаризм и деспотизм матери сломали его, как и его жену. Он разрывается чувством любви к матери и жене. Тихон не пытается как-то разрешить сложную ситуацию в его семье и находит утешение в пьянстве и загулах. Младшая дочь Кабанихи и сестра Тихона – Варвара более прагматична, она понимает, что стену лбом пробить нельзя, в этом случае необходимо действовать хитростью и умом. Ее уважение к матери – показное, она говорит то, что мать хочет услышать, но на самом деле делает все по-своему. Не выдержав жизни дома, Варвара сбегает.

Несмотря на несхожесть девушек, Варвара и Катерина становятся подругами. Они поддерживают друг дружку в сложных ситуациях. Варвара подстрекает Катерину на тайные встречи с Борисом, помогает влюбленным организовывать свидания для влюбленных. В этих действиях Варвара не подразумевает ничего плохого – девушка сама часто прибегает к таким свиданиям – это ее способ не сойти с ума, она хочет привнести в жизнь Катерины хотя бы частичку счастья, но выходит в результате все наоборот.

С мужем у Катерины тоже непростые отношения. В первую очередь это связано с бесхарактерностью Тихона. Он не умеет отстаивать свою позицию, даже в том случае, если желание матери явно противоречит его намерениям. У ее мужа нет своего мнения – он «маменькин сынок», беспрекословно исполняющий волю родительницы. Он часто, по материному науськиванию, ругает молодую жену, порой избивает ее. Естественно, такое поведение не привносит радости и гармонии в отношения супругов.

Недовольство Катерины растет со дня на день. Она чувствует себя несчастной. Понимание того, что придирки в ее адрес надуманные все же не позволяют ей полноценно жить.

Время от времени в мыслях Катерины возникают намерения что-то поменять в ее жизни, но выход из ситуации ей найти не удается – мысль о самоубийстве все чаще и чаще посещает Катерину Петровну.

Черты характера

Катерина обладает кротким и добрым нравом. Она не умеет постоять за себя. Катерина Петровна – мягкая, романтическая девушка. Она любит предаваться мечтам и фантазиям.

У нее пытливый ум. Ее интересуют самые необыкновенные вещи, например, почему люди не умеют летать. Из-за этого, окружающие считают ее немного странной.

Катерина по своей природе терпеливая и неконфликтная. Она прощает несправедливое и жестокое отношение по отношению к себе мужа и свекрови.



В целом же окружающие, если не брать в счет Тихона и Кабаниху хорошего мнения о Катерине, они думают, чтоона милая и прелестная девушка.

Стремление к свободе

У Катерины Петровны своеобразное понятие свободы. В то время, когда большинство людей понимают свободу как физическое состояние, при котором они вольны осуществлять те поступки и действия, которые им предпочтительны, Катерина предпочитает свободу моральную, лишенную психологического давления, позволяющая распоряжаться своей судьбой самостоятельно.

Катерина Кабанова не настолько решительна, чтобы поставить на место свекровь, но ее стремление к свободе не дает ей жить по тем правилам, в рамках которых она оказалась – мысль о смерти как о способе обретения свободы появляется в тексте несколько раз до романтических отношений Катерины с Борисом. Обнародование информации об измене Катерине мужу и дальнейшая реакция родственником, в частности свекрови, становятся всего лишь катализатором, ее суицидальным стремлениям.

Религиозность Катерины

Вопрос религиозности и влияния религии на жизнь людей всегда был довольно спорный. Особенно такая тенденция ярко поддается сомнению во времена активной научно-технической революции и прогресса.

По отношению к Катерине Кабановой такая тенденция не срабатывает. Женщина, не находя радости в обыденной, мирской жизни, проникается особой любовью и благоговением к религии. Усиливает ее привязанность к церкви и факт религиозности ее свекрови. В то время как у старой Кабанихи религиозность только показная (на самом деле она не придерживается основных канонов и постулатов церкви, регламентирующих взаимоотношения людей), религиозность Катерины истинная. Она свято верит в заповеди Бога, пытается всегда соблюдать законы бытия.

Во время молитвы, пребывания в церкви Катерина испытывает особое наслаждение и облегчение. В такие моменты она похожа на ангела.

Однако желание испытать счастье, настоящую любовь берут верх над религиозным видением. Зная о том, что супружеская измена – страшный грех, женщина все же поддается искушению. За счастье длиною в десять дней, она платит еще одним, наиболее страшным грехом в глазах верующего христианина – самоубийством.

Катерина Петровна осознает всю тяжесть своего поступка, но понятие того, что ее жизнь уже никогда не измениться вынуждает ее игнорировать этот запрет. Следует отметить, что мысль о таком окончании своего жизненного пути уже возникала, но, несмотря на тяжести ее жизни, в исполнение не была приведена. Возможно, здесь сыграл тот факт, что давление со стороны свекрови было для нее тягостным, но понятие того, что оно не имеет никаких оснований, останавливало девушку. После того, как ее родные узнают об измене – упреки в ее адрес становятся оправданными – она действительно запятнала свою репутацию и репутацию семьи. Другой причиной такого исхода событий мог стать тот факт, что Борис отказывает женщине и не берет ее с собой. Катерина должна сама как то решить сложившуюся ситуацию и лучшего варианта, как броситься в реку, она не видит.

Катерина и Борис

До появления в выдуманном городе Калинове Бориса обретение личного, интимного счастья для Катерины не было актуально. Она не пыталась восполнить недостаток любви со стороны своего мужа на стороне.

Образ Бориса пробуждает в Катерине угасшее чувство страстной любви. Женщина осознает всю тяжесть любовных взаимоотношений с другим мужчиной, поэтому томиться возникшим чувством, но не принимает никаких предпосылок превратить свои мечты в реальность.

Варвара убеждает Катерину в том, что Кабановой необходимо встретиться наедине со своим возлюбленным. Сестра брата прекрасно знает, о том, что чувства молодых людей взаимны, кроме того, для нее не новость прохладность отношений между Тихоном и Катериной, поэтому расценивает свой поступок как возможность показать милой и доброй невестке, что такое настоящая любовь.

Катерина долго не может решиться, но вода камень точит, женщина соглашается на встречу. Оказавшись в плену своих желаний, усиливаемых сродным чувством со стороны Бориса, женщина не может отказать себе в дальнейших встречах. Отсутствие мужа играет ей на руку – 10 дней она жила как в раю. Борис любит ее больше жизни, он ласков и нежен с ней. С ним Катерина чувствует себя настоящей женщиной. Она думает, что наконец-то обрела счастье. Все меняет приезд Тихона. Никто не знает о тайных встречах, но муки терзают Катерину, она всерьез боится наказания со стороны Бога, её психологическое состояние достигает апогея и она признается в совершенном грехе.

После этого события жизнь женщины превращается в ад – и без того сыпавшиеся упреки в ее сторону от свекрови становятся невыносимыми, муж избивает ее.

У женщины еще теплится надежда на благополучный исход события – она верит, что Борис не оставит ее в беде. Однако ее возлюбленный не спешит ей помочь – он боится прогневить дядю и остаться без его наследства, поэтому отказывается взять с собой в Сибирь Катерину.

Для женщины это становится новым ударом, пережить его она уже не в состоянии – смерть становится ее единственным выходом.

Таким образом, Катерина Кабанова – обладательница самых добрых и нежных качеств человеческой души. Женщина с особым трепетом относится к чувствам других людей. Ее неумение дать резкий отпор становится причиной постоянных насмешек и упреков со стороны свекрови и мужа, что в дальнейшем загоняет ее в тупиковую ситуацию. Смерть в ее случае становится возможностью обрести счастье и свободу. Осознание этого факта вызывает самые печальные чувства у читателей.

Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой

4 (80%) 8 votes

Катерина - главная героиня, жена Тихона, невестка Кабанихи. Образ К. - важнейшее открытие Островского - открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. В сюжете пьесы К. - протагонист, Кабаниха - антагонист в трагическом конфликте. Их отношения в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. Автору важно показать истоки характера героини, для чего в экспозиции вопреки специфике драматического рода дается пространный рассказ К. о жизни в девичестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще. Главный мотив ее рассказа - мотив всепронизы-вающей взаимной любви: «Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой, а поскольку К. - девушка из богатой купеческой семьи, - это рукоделие, шитье золотом по бархату; так как работает она вместе со странницами, то, скорее всего, речь идет о вышивках для храма. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще и не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни (быть может, именно результат детских ее впечатлений, навсегда оставшихся в душе) для К. - безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали - гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды - исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая К. улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», - роняет К., и в этом для нее главная драма.

Для всей концепции пьесы очень важно, что именно здесь, в душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины, рождается новое отношение к миру, новое чувство, еще неясное самой героине: «...Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!.. Что-то во мне такое необык-новенное. Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Этс смутное чувство, которое К. не может, конечно, объяснить рационалистически, - просыпающееся чувство личности. В душе героини оно, естественно в соответствии со всем складом понятий и сферой жизни купеческой жены, принимает форму индивиду-альной, личной любви. В К. рождается и растет страсть, но это страсть в высшей степени одухотворенная, бесконечно далекая от бездумного стремления к потаенным радостям. Проснувшуюся любовь К. воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга, моральные заповеди патриархального мира для К. полны первозданного смысла. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». И действительно, вокруг нее все уже мертвая форма. Для К. же форма и ритуал сами по себе не имеют значения - ей нужна сама суть человеческих отношений, некогда облекавшихся этим ритуалом. Именно поэтому ей неприятно кланяться в ноги уезжающему Тихону и она отказывается выть на крыльце, как этого ожидают от нее блюстители обычаев. Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, как только она почувствовала над собой власть грешной страсти. Не прав был Н. А. Добролюбов, утверждавший, что К. скучны сделались молитвы. Напротив, религиозные настроения К. усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют от нее религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека К. от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. При ее высокой нравственности такой компромисс невозможен. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

К. отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты...» - говорит она Кабанихе в I действии, а лгать она не умеет), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и К. говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису К., несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

«Гроза» - не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Когда падение свершилось, К. более не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать, говоря Борису: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. К. кается всенародно без надежды на прощенье, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою я ведь погубила». Не отказ Бориса взять ее с собой в Кяхту, а полная невозможность примирить свою любовь к нему с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивает К.

Для объяснения характера К. важна не мотивировка (за любовь именно к Борису осудила К. радикальная критика), а свободное волеизъявление, то, что она внезапно и необъяснимо для себя вопреки собственным представлениям о морали и порядке полюбила в Борисе не «функцию» (как это полагается в патриархальном мире, где она должна любить не личность конкретного человека, а именно «функцию»: отца, мужа, свекровь и т. д.), а другого, никак не связанного с ней человека. И чем необъяснимее ее влечение к Борису, тем яснее, что дело как раз в этом свободном, непредсказуемом своеволии индивидуального чувства. А оно-то и есть признак пробуждения личностного начала в этой душе, все нравственные устои которой определены патриархальной моралью. Гибель К. поэтому предрешена и необратима, как бы ни повели себя люди, от которых она зависит: ни ее самосознание, ни весь уклад ее жизни не позволяют проснувшемуся в ней личному чувству воплотиться в бытовые формы. К. жертва не кого-либо персонально из ее окружающих (что бы ни думала она об этом сама или другие персонажи пьесы), а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная окостенелой, утратившей смысл формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то патриархальный идеал живет в своей первозданной содержательности.
Помимо точной социально-исторической характерности, «Гроза» обладает и явно выраженным лирическим началом и мощной символикой. И то и другое в первую очередь (если не исключительно) связано с образом К. Судьбу и речи К. Островский последовательно соотносит с фабулой и поэтикой лирических песен о женской доле. В этой традиции выдержан рассказ К. о вольной жизни в девичестве, монолог перед последним свиданием с Борисом. Автор последовательно поэтизирует образ героини, используя для этого даже такое нетрадиционное для драматического рода средство, как пейзаж, который сперва описан в ремарке, затем красота заволжских далей обсуждается в беседах Кулигина, потом в словах К., обращенных к Варваре, появляется мотив птицы и полета («Отчего люди не летают?.. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»). В финале мотив полета трагически преображается в падение с волжской кручи, с той самой горы, что манила полететь. А спасает К. от мучительной жизни в неволе Волга, символизирующая даль и волю (вспомним рассказ К; о ее детском бунте, когда она, обидевшись, села в лодку и поплыла по Волге - эпизод из биографии близкой приятельницы Островского актрисы Л. П. Косицкой, первой исполнительницы роли К.).

Лиризм «Грозы» возникает именно из-за близости мира героини и автора. Надежды на преодоление социальной розни, разгула индивидуалистических страстей, культурного разрыва образованных сословий и народа на почве воскрешения идеальной патриархальной гармонии, которые Островский и его друзья по журналу «Москвитянин» питали в 1850-е гг., не выдержали испытания современностью. Прощанием с ними и была «Гроза», отразившая состояние народного сознания на переломе эпох. Лирический характер «Грозы» глубоко понял А. А. Григорьев, сам бывший москвитянинец, сказав о пьесе: «...как будто не поэт, а целый народ создавал тут».


Пьеса «Гроза» А. Н. Островского была опубликована 1860 году. В России назревала революционная ситуация, время было достаточно сложным. Летом 1856 года писатель путешествовал по Волге. В пьесе он передал свои впечатления от этой поездки, однако не описывал конкретные города и лица, а изобразил обобщенные, но глубоко типичные картины жизни на Руси.

Вообще, Островский считается настоящим «певцом купеческого быта». Он является автором многочисленных пьес, центральной темой которых стало изображение купеческого мира второй половины XIX века.

Драма характеризуется тем, что в основе ее лежит неразрешимый конфликт, который приводит к смерти главной героини. Конфликт возникает между Катериной Кабановой и «темным царством» купеческого мира, которое представлено в лице Кабанихи и ее окружения. Катерина совершает самоубийство – поступок, который принято считать проявлением трусости и слабости характера. Хотелось бы разобраться в этом вопросе поподробнее.

Итак, Катерина Кабанова – главная героиня пьесы «Гроза», жена Тихона и невестка Кабанихи.

Образ Катерины наделен сильным характером и представляет собой личность, просыпающуюся в патриархальных условиях. Истоки характера Катерины скрываются в условиях ее жизни до замужества. Рассказывая о девичестве героини, автор рисует патриархальный мир в его идеальном проявлении. Главное в этом мире – огромное и взаимное чувство любви.

В родительском доме Катерины царили те же порядки, что и в доме Кабанихи. Но там Катерина занимала положение любимой доченьки, а в доме у Кабанихи – подчиненной невестки. Поэтому в девичестве Катерина не знала принуждения и насилия, с которыми ей довелось столкнуться после замужества. Для нее патриархальная гармония семейной жизни является нравственным идеалом, но в доме мужа она не находит этой гармонии. Замуж Катерину выдали совсем юной, так решили ее родители, и она покорно подчинилась их воле, ведь таков обычай. Но это было подчинение с любовью и уважением, а, попав в дом к свекрови, Катерина с удивлением обнаружила, что уважать здесь некого. Спустя какое-то время, в ее душе начинает формироваться новый взгляд на жизнь, иное отношение к людям и к самой себе. Это проявляется в ее первом самостоятельном выборе – страстной любви к Борису. Катерина религиозна и проснувшееся сильное чувство пугает ее. Она воспринимает эту любовь как страшный грех, всячески сопротивляясь ей. Но героине не хватает поддержки и внутренних сил. В душе Катерины нарастает страшная гроза. «Грешная» любовь разгорелась в ней с невероятной силой, стремление к воле росло с каждым днем, но и религиозный страх тоже становился все сильнее. Катерина не смогла больше противиться страсти и изменила мужу, а затем прилюдно созналась в своем грехе, не надеясь на прощение. Именно отсутствие надежды толкнуло героиню к еще большему греху – самоубийству. Любовь к Борису она не могла примирить с требованиями своей совести, а мысль о возвращении в домашнюю тюрьму, куда заточила ее Кабаниха, вызывала физическое отвращение. Безвыходность такого положения привела Катерину к погибели.

Образ Катерины олицетворяет собой душевную красоту и нравственную чистоту русской женщины. В одной из своих статей А. Н. Добролюбов писал об этой героине, называя ее «лучом света в темном царстве». Катерина поразительно естественна, проста и искренна. В пьесе неоднократно упоминается образ вольной птицы. Действительно, героиня напоминает птицу, которую заперли в железной клетке. Она стремится на свободу, поскольку жить в неволе стало просто невыносимо. На мой взгляд, ее самоубийство – это скорее протест против «темного царства» и самоотверженное стремление к свободе, чем слабость характера, хотя существуют и другие точки зрения.

Обновлено: 2012-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В драме «Гроза» А.Н. Островский создал абсолютно новый для своего творчества женский образ – с внутренней гармонией, духовной силой и необыкновенным мироощущением.

Жизнь до замужества

Катерина светлый человек с поэтичной возвышенной душой. Она мечтательница с замечательно развитым воображением. До замужества она жила свободно: молилась в церкви, занималась рукоделием, слушала рассказы богомолок, видела сказочные сновидения. Автор ярко представляет стремление героини к духовности и красоте.

Религиозность

Катерина очень набожна и религиозна. Христианство в ее восприятии тесно связано с языческими верованиями и фольклорными преданиями. Все внутреннее существо Катерины стремится к свободе и полету: «Отчего люди не летают, как птицы?» – спрашивает она. Даже во сне она видит собственные полеты в виде птички или бабочки.

Выйдя замуж, поселившись в доме Кабановых, она чувствует себя как птица в клетке. Будучи человеком, сильным по характеру, Катерина обладает чувством собственного достоинства. В доме Кабанихи, где все делается словно поневоле, ей тяжело. Как тяжело принять глупость и слабохарактерность собственного мужа. Вся их жизнь строится на обмане и подчинении.

Прикрываясь заповедями божьими, Кабанова унижает и оскорбляет домочадцев. Вероятнее всего столь частые нападки на невестку связаны с тем, что она чувствует в ней соперницу, способную противостоять ее воле.

Варе Катерина признается, что если жизнь ее станет совсем невыносимой, терпеть она не станет – бросится в Волгу. Еще в детстве, когда родители чем-то обидели ее, она уплыла на лодке по Волге одна. Я думаю, что река для нее – символ свободы, воли, простора.

Жажда свободы и любви

Жажда свободы в душе Катерины смешивается с жаждой истинной любви, не знающей границ и преград. Попытки сохранить отношения с мужем ни к чему не приводят – она не может уважать его из-за его слабого характера. Влюбившись в Бориса – племянника Дикого – она мнит его человеком добрым, интеллигентным и воспитанным, сильно отличающимся от окружающих. Он притягивает ее своей непохожестью, и героиня отдается своим чувствам.

Впоследствии ее начинает мучать осознание своей греховности. Ее внутренний конфликт обуславливается не только убежденностью в грехе перед Богом, но и перед собой. Представления Катерины о морали и нравственности не позволяют ей спокойно относиться к тайным любовным встречам с Борисом и обману мужа. Таким образом, страдания героини неизбежны. Из-за возрастающего чувства вины, девушка признается во всем своей семье как раз во время надвигающейся грозы. В громе и молнии ей видится настигающая Божья кара.

Разрешение внутреннего конфликта

Внутренний конфликт Катерины не может разрешиться ее признанием. От невозможности примирить свои чувства и мнение о себе окружающих она кончает жизнь самоубийством.

Несмотря на то, что лишение себя жизни – это грех, Катерина думает о христианском всепрощении и уверена, что ее грехи отмолит тот, кто ее любит.

Мне очень жаль, что в окружении Катерины не нашлось ни одного сильного мужчины, способного оградить ее от внутренних переживаний и внешних конфликтов. По-моему, Катерину справедливо называют «лучом света в темном царстве».

Образ Катерины, главной героини пьесы, является самым ярким. Добролюбов, подробно анализируя это произведение, пишет, что Катерина - “луч света в темном царстве”. Потому что только Катерина, слабая женщина, выступила с протестом, только о ней мы можем говорить как о сильной натуре. Хотя, если рассматривать поступки Катерины поверхностно, можно сказать обратное. Это мечтательница девушка, которая сожалеет о детских годах, когда она жила с постоянным ощущением счастья, радости, и маменька в ней души не чаяла. Любила она в церковь ходить и не подозревала, какая ее ждет жизнь.

Но закончилось детство. Вышла Катерина замуж не по любви, попала в дом Кабановых, с чего и начинаются ее страдания. Главная героиня драмы - это птица, которую посадили в клетку. Она живет среди представителей “темного царства”, но не может так жить. Тихая, скромная Катерина, от которой иногда не услышишь и слова, еще ребенком, чем-то обиженная дома, уплыла одна в лодке по Волге.

В самом характере героини были заложены цельность и бесстрашие. Она сама знает это и говорит: “Такая уж я зародилась горячая”. В разговоре с Варварой Катерину не узнать. Она произносит необычные слова: “Отчего люди не летают?”, которые кажутся странными и непонятными Варваре, но много значат для понимания характера Катерины и ее положения в кабановском доме. Героиня хочет ощущать себя вольной птицей, которая может взмахнуть крыльями и полететь, но, увы, она лишена такой возможности. Этими словами молодой женщины А. Н. Островский показывает, как тяжело ей переносить неволю, деспотизм властной и жестокой свекрови.

Но героиня изо всех сил сражается против “темного царства”, и именно эта ее неспособность до конца смириться с кабановским гнетом обостряет уже давно назревавший конфликт. Пророчески звучат ее слова, обращенные к Варваре: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”

Всепоглощающее чувство охватило Катерину, когда она встретила Бориса. Героиня одерживает победу над собой, в ней открывается способность глубоко и сильно любить, жертвуя всем ради возлюбленного, которая говорит о ее живой душе, о том, что не умерли в кабановском мире искренние чувства Катерины. Она уже не боится любви, не боится разговоров: “Коли я для себя греха не побоялась, побоюсь ли я людского стыда?” Девушка полюбила человека, в котором нашла что-то непохожее на окружающих, но это было не так. Мы видим явный контраст между возвышенной любовью героини и приземленным, осторожным увлечением Бориса.

Но даже в такой трудной ситуации девушка пытается быть верной себе, своим жизненным принципам, она стремится подавить любовь, которая сулит так много счастья и радости. Героиня умоляет мужа взять ее с собой, так как предвидит то, что с ней может случиться. Но Тихон равнодушен к ее мольбам. Катерина хочет дать клятву верности, но и тут Тихон не понимает ее. Она и дальше пытается уйти от неизбежного. В момент первой встречи с Борисом Катерина колеблется. “Зачем ты пришел, погубитель мой?” - говорит она. Но по воле судьбы происходит то, чего она так боялась.

Катерина не могла жить с грехом, дальше мы видим ее покаяние. И выкрики сумасшедшей барыни, удары грома, неожиданное появление Бориса приводят впечатлительную героиню в небывалое волнение, заставляет ее покаяться в содеянном, тем более, что Катерина всю жизнь боялась умереть “со своими грехами” - не покаявшись. Но в этом не только слабость, но и сила духа героини, которая не могла, подобно Варваре с Кудряшом, жить утехами потаенной любви, не побоялась людского суда. Не удар грома сразил молодую женщину. Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, ища освобождения от невыносимых мук такой жизни. Она считает, что домой идти, что в могилу, даже “в могиле лучше”. Она кончает жизнь самоубийством. Большое мужество нужно для такого решения, и недаром ей, мертвой, завидует оставшийся Тихон “жить... да мучиться”. Своим поступком Катерина доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”.

Катерина соединила в себе гордую силу, независимость, которую Добролюбов расценил как знак глубокого протеста против внешних, в том числе социальных условий жизни. Катерина, которая своей искренностью, цельностью и безоглядностью чувств враждебна этому миру, подтачивает “темное царство”. Слабая женщина смогла выступить против него и одержала победу.

В героине поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты - вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственные качества.