Жизнь молодежи в современном мире. Молодежь в современном мире

Слайд 2

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя - между 25 и 30 и более годами, 36 годами включительно по современной классификации возрастных периодов Квинна.

Слайд 3

Молодёжь в современном мире Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира; 85 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

Слайд 4

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их.

Слайд 5

Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических оценок. Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию. Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы.

Слайд 6

Молодёжь в Российской Федерации

Сегодня молодёжь РФ - это 39,6 миллионов молодых граждан - 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

Слайд 7

Молодёжь и политика

Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой.При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. Как показал российский опыт, впервые активное вовлечение молодёжи в избирательный процесс было апробировано в 1996 г. во время президентских выборов. Тогда важно было привлечь на избирательные участки именно молодёжь, готовую поддержать реформаторский курс Б. Ельцина. В результате непростой ситуации, сложившейся с выборами в России, возник своеобразный конфликт между представлениями молодых людей об участии в выборах и их реальным политическим поведением. Так, если 66 процентов молодых людей считают своим гражданским долгом участвовать в выборах, то только 28 процентов из них приняли участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы РФ в 2003 г.

Слайд 8

В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодёжных политических организаций: Молодёжное движение «Наши», «Молодая гвардия Единой России», которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодёжными коммунистическими организациями и молодёжным крылом «Яблока» и ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Слайд 9

Учитывая, что в последние годы подросло первое постсоветское поколение, российскими исследователями Центра Карнеги отмечается (2013), что в особенности молодежь из крупных городов демонстрирует большую политическую и идеологическую независимость; это происходит не только в связи с взрослением постперестроечных детей, но и благодаря внутренней миграции: молодежь всё больше едет в города, где вливается в прогрессивную среду.

Слайд 10

По данным исследования проведённого в июле 2004 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %). Президент В. В. Путин является кумиром 14 % российской молодёжи. Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровфый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - «да, и довольно скоро». Молодёжь и политика

Слайд 11

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4 процента). Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей. Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей. В связи с этим заслуживает внимания реализация приоритетного национального проекта «Жильё», в рамках которого предусмотрены жилищные субсидии для молодых семей. Молодежь и социально - экономическая ситуация

Слайд 12

Посмотреть все слайды

Молодёжь и общество

Роль молодёжи в социальной структуре современного человеческого общества увеличивается с каждым годом. Начиная с середины ХХ столетия, на планете быстрыми темпами развивается процесс старения населения, и для старшего поколения всё более важной задачей становится забота о здоровье и правильном воспитании молодых людей.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) называет молодёжь социальным резервом любого общества, поэтому ясно, что мировоззрение молодых людей и уровень развития их сознания очень важны для государства и общества. По своей природе молодёжь, по мнению Мангейма, ни прогрессивна, ни реакционна, она - потенция, готовая к любому начинанию. В зависимости от того, за каким учителем пойдёт молодой человек, он может стать и героем своей Родины, и предателем собственной семьи (К.Маркс).

Согласно данным ООН, в первом десятилетии ХХ1 века количество юношей и девушек на планете выросло примерно до 1,5 миллиардов человек, что составляет около 20% всего населения земного шара. Причем 85 % этих молодых людей проживает в развивающихся странах. Что касается России, то в нашей стране граждане до 30 лет – это примерно 40 миллионов человек (27-30% населения).

Молодёжь по своей структуре неоднородна. Она чётко делится на несколько слоёв, отличающихся друг от друга своими убеждениями, своей деятельностью и своими интересами. Единой таблицы деления молодёжи на возрастные группы в мире в настоящее время не существует. В зависимости от конкретной страны или региона, демографы относят к молодёжи людей с 13 до 36 лет. В современной России молодыми считаются граждане в возрасте 14 – 30 лет, хотя в отечественной науке уже существует тенденция к увеличению верхней планки этой градации до 35 лет.

Тинейджеры

Значительную группу среди общей массы молодёжи в любом государстве составляют подростки 13 – 19 лет. В европейском сообществе их принято называть тинейджерами (англ. Teenager – «подросток»). В России нет специального термина для обозначения данной группы граждан, хотя в реальности она существует и объединяет, в основном, учащуюся молодёжь.

Тинейджеры, как особая возрастная и социальная группа общества, всегда по-своему воспринимают жизненные и культурные ценности, что порождает возникновение особых форм молодёжной субкультуры.

До середины ХХ века молодёжные сообщества не проявляли себя настолько активно, чтобы вызвать к себе повышенный интерес со стороны журналистов, учёных и политиков, поэтому впервые исследованием этого общественного явления наука занялась только в 1950-е годы. До сих пор мировая культура была относительно единой: независимо от возраста все люди пели одни и те же песни, смотрели одни и те же фильмы, читали одни и те же книги, посещали общие музеи и выставки. С середины ХХ столетия картина меняется. В культурных предпочтениях «отцов» и «детей» начинают формироваться всё более глубокие различия, которые касаются уже не только быта, но и культуры, образования и мировоззрения.

Американский социолог Т.Роззак предложил для обозначения молодёжного движения ХХ века термин – «контркультура». В условиях послевоенного (1945-1950 г.г.) обострения социальных и экономических отношений контркультура представляла собой попытку молодёжи приспособиться к проблемным условиям существования и высказать всему миру своё отношение к деятельности старшего поколения.

Субкультура

Формированию молодёжной контркультуры предшествовало понятие субкультуры, впервые появившееся в середине ХХ века в трудах социологов, антропологов и культурологов. Термином «субкультура» (лат. sub – под+культура) исследователи обозначали обособленную группу людей, отличающихся своим поведением от преобладающего большинства.

Субкультура обычно характеризуется своей собственной системой ценностей, особым сленгом, манерой поведения, одеждой. Примерами субкультур могут служить национальные, географические, профессиональные, диалектные, возрастные объединения людей в каких-либо крупных территориальных регионах страны или мира.

В 1950-х годах американские и британские социологи (Д.Рисмэн, Д.Хэбдидж) в своих исследованиях вывели понятие субкультуры как преднамеренно избираемого объединения со схожими интересами, вкусами и целями. По их мнению, субкультуры формируются людьми, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Тогда же в трудах европейских психологов появился термин «городские племена» для обозначения молодёжных обединений западной цивилизации. В СССР для этой цели использовался термин «неформальные молодёжные объединения» (или просто – «неформалы»). Иногда в советском обществе применялось и другое обозначение молодёжных субкультур – «тусовка».

Субкультуры могли основываться на самых разных интересах – от музыкальных стилей и направлений искусства до политических или сексуальных предпочтений. Такие объединения, как правило, носили замкнутый характер и стремились к полной изоляции от остального общества. На этой почве часть субкультур вступала в конфликт с общегосударственными ценностями и принимала агрессивный и даже экстремистский характер. Но, в основном, для молодёжных субкультур был типичен эскапизм – бегство от реальности и создание своего внутреннего мира, куда взрослые люди не допускались.

Те молодёжные субкультуры, которые проповедовали открытый протест против общепринятых норм морали и права, с лёгкой руки американского социолога Т.Роззака, стали называться контркультурой. Постепенно этот термин начал использоваться для обозначения всех направлений молодёжной субкультуры ХХ столетия.

МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА ХХ ВЕКА

Контркультура («против» + «культура») – международная молодёжная субкультура ХХ – начала ХХ1 века, объединяющая разнородные по идейно-политическим взглядам группировки тинейджеров, стремящихся противостоять культуре старшего поколения, которое, по мнению подростков, не способно организовать на планете справедливое общество и поддерживать мир и социальное процветание. «Антипотребительский» образ жизни последователей контркультуры часто сочетается с культурным нигилизмом, анархизмом, технофобией и религиозными исканиями. Протест против политики старшего поколения может носить как пассивный, так и экстремистский характер.

Очень быстро первоначально единая контркультура, в зависимости от интересов и целей, разделилась на множество самостоятельных направлений. В процессе развития каждое такое направление вырабатывало общее для всех его последователей мировоззрение, единый стиль одежды (имидж), свой особый язык (жаргон, сленг), свою атрибутику (символы, знаки). Всё это становилось неким маркером, отличающим «своих» от остального мира.

Но со временем отдельные элементы какой-то отдельной контркультуры становились настолько популярными, что вливались в общую культуру общества. Например, высокие ботинки «Dr.Martens», характерные для скинхедов, давно уже общеприняты у многих неформалов и даже рядовых членов европейского и российского общества. А стили одежды «Готическая Лолита» и «Готический аристократ» - уже не только элемент имиджа субкультуры готов, но и стиль японской городской моды.

«Классическое» молодёжное контрдвижение Западного мира охватывало период с конца 1940-х по начало 1980-х годов и включало три главных направления:

битники - «разбитое поколение» (1940-е - 1950-е г.г.);

хиппи – «независимое поколение» (1960-е - начало 1970-х г.г.);

новые левые – «бунтующее поколение» (конец 1960-х – 1970-е г.г.).

С конца 1970-х годов молодёжная субкультура вышла за границы англо-американского мира и приобрела всемирный характер. В Советском Союзе она была представлена немногочисленными группами хиппующих подростков и так называемыми стилягами.

Битники

Появлению субкультуры битников предшествовал период существования так называемого «потерянного поколения» - молодых людей, прошедших через окопы первой мировой войны (1914 – 1918). Призванные на фронт в возрасте 18-ти лет, они рано начали убивать, не понимая, ради чего несут смерть другим и умирают сами. После войны эти люди с искалеченной психикой часто не могли адаптироваться к мирной жизни: многие из них спивались, другие сходили с ума, а кто-то заканчивал жизнь самоубийством.

Тема «потерянного поколения» стала лейтмотивом творчества таких писателей, как Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс, Ричард Олдингтон, Эзра Паунд, Фрэнсис Скотт Фицджеральд. В своих книгах они описывали жизнь бывших солдат, вернувшихся в 1918 году с фронтов первой мировой войны духовно искалеченными, потерявшими веру в справедливость, милосердие и любовь. В романе «Три товарища» Э.М. Ремарк предсказал «потерянному поколению» печальную судьбу.

С середины 1940-х годов на смену «потерянным» приходят довольно близкие им по духу битники (англ. The Beаt Gtntration), название которых переводится как «разбитое поколение». Многие из битников, как и их предшественники, занимались литературным творчеством. Буржуазная государственная машина не трогала их, так как в политику они не лезли, с самого начала провозгласив своим лозунгом «рюкзачную революцию» (в противовес сенатским дебатам и уличным вооружённым конфликтам с полицией битники пропагандировали уход из «взрослого» мира на природу, туда, где их любят и понимают).

Термин «битник» появился в 1948 году в статьях Дж.Керуака, который этим словом пытался охарактеризовать молодёжное движение Нью-Йорка, сформировавшееся в начале 1940-х годов на основе идеалов уходящего «потерянного поколения». Alma mater битников стал Колумбийский университет, где в то время учились многие из них и где сложились первые кружки «разбитых».

Среди главных представителей битничества были писатели Уильям С.Берроуз, Джек Керуак, поэты Аллен Гинзберг, Грегори Корсо и другие. С 1958 года они начали публиковаться в американской печати и на фоне растущей популярности организовали собственный журнал «Btatitudy», где пропагандировали свои идеалы: асоциальный образ жизни, презрение к «американской мечте» - новым домам, машинам, престижной работе. Современные исследователи считают, что битничество стоит у истоков революции, пошатнувшей пуританские нравы Америки. Битники оказали влияние не только на литературное творчество современников, но и на их внешний вид, поведение и нравы.

Представители «разбитого поколения» торговали чёрными свитерами, тёмными очками и беретами, прославляли лёгкий аполитичный образ жизни, и вскоре городская молодёжь начала организовывать вечеринки «в стиле битников». Звукозаписывающие кампании Нью-Йорка быстро подхватили их идеи, чтобы увеличить продажу виниловых пластинок. Популяризации битничества способствовал также фильм режиссёра Стенли Донена «Забавная мордашка».

Одним из атрибутов битника считался чёрный свитер с высоким горлом и берет, а также белые майки без всяких рисунков. Приветствовалось ношение двух барабанов бонго. Каких-то определённых причёсок у битников не было, однако у девушек и юношей преобладали длинные прямые волосы. В одежде господствовал чёрный свет. Обязательными считались чёрные очки. Использовались также наряды в полоску и сутаны с капюшонами. Среди мужчин была в моде «козлиная бородка». Наиболее распространённой обувью считались обычные кожаные сапоги. Девушки носили чёрные колготки и тёмный макияж, длинные чёрные трико или юбки, а также капри. Интересно, что выработанный битниками стиль одежды позже окажет большое влияние на формирование гардероба готов.

Битников характеризовали - индивидуализм, сексуальный либерализм (многие из них были открытыми гомосексуалистами) и пропаганда наркотиков, защита прав негритянской молодёжи, удивительно сочетавшаяся с политическим конформизмом, и анархия в вопросах государства и права. Не удивительно, что в момент возникновения термин «битник» не нёс положительной окраски и считался словом уничижительным: так называли бородатых парней и довольно распущенных девиц, тунеядцев и любителей джаза, которые слонялись по нью-йоркским барам и демонстрировали свой напыщенный бунт против главных ценностей американской нации.

Но спустя годы термин претерпел значительные изменения и к концу 1950-х годов стал обозначать большую группу американской молодёжи, оставившей определённый и не очень чистый след в истории Запада. Либеральный стиль жизни, который пропагандировали своей поэзией и музыкой члены бит-поколения, пришёлся по душе многим молодым американцам, которые стали активно популяризировать его. С ростом общественного авторитета битников и упрочения их позиций в литературной и богемной среде Сан-Франциско к этому процессу подключились кинорежиссёры, звукозаписывающие компании и даже самые обычные люди.

В музыке и поэзии битники активно экспериментировали, примером чему может служить разработанный ими «творческий метод нарезок». Сочиняя тексты песен и стихотворений, они писали их строки на отдельных полосках бумаги, закладывали эти обрывки в шляпу и, доставая их в случайном порядке, компоновали будущее «произведение».

Такая «поэзия» предполагала быстрое и громкое чтение вслух под аккомпанемент джазового оркестра или бонго. Громкая декламация с постоянными повторами отдельных слов, по отзывам современников, оказывала сильное воздействие на молодёжную аудиторию.

Для тематики стихотворений была характерна проповедь добровольной бедности, эротической свободы, бродяжничества и отказа от участия в политических движениях века. Битническую поэзию называли «джазом печатной машинки»: тексты выглядели отрывистыми и неровными, а в середине слов часто опускались целые слоги.

А. Гинзберг. В Дхарма-центре у Скалистых гор.

Хвостом к багровому закату на можжевеловом кусте трещит сорока.

Злился во время ориоки в алтарном зале – Артишок цвёл после полудня.

Надел рубашку и снял её, когда шёл на ланч.

Семечко одуванчика летит над влажной травой вместе с комарами.

В четыре утра двое мужчин средних лет спят вместе, держась за руки.

В полусвете ранней зари стайка птиц щебечет под Плеядами.

Небо рдеет за елями, жаворонки поют, воробьи: чик-чирик, чик-чирик.

Попался на воровстве, выбежал из магазина и проснулся.

В своих стихах и песнях битники искали новые средства выразительности, с помощью которых можно было бы передать настроение отрешённости, неприятия реальной действительности, тоски по ушедшим временам:

Где твои туфли на манной каше,

И куда ты засунул свой двубортный пиджак.

Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак.

Когда-то ты был битником,

Ты был когда-то битником..

Ты готов был отдать душу за рок-н-ролл,

Извлеченный из снимка чужой диафрагмы.

А теперь телевизор, газета, футбол;

И довольна тобой твоя старая мама.

Когда-то ты был битником…

Ты был когда-то битником...

Рок-н-рольное время ушло безвозвратно,

Охладили седины твоей юности пыл.

Но я верю, и верить мне в это приятно,

Что в душе ты остался таким же, как был.

Когда-то ты был битником…

Ты был когда-то битником...

К концу 1960-х годов битничество постепенно исчезает, и на смену ему в западном обществе начинает формироваться новая молодёжная субкультура – движение хиппи.

Хиппи

Впервые термин «хиппи» был зафиксирован в одной из нью-йоркских телепередач 1965-го года, где этим словом были названы группы молодых длинноволосых людей, шумно протестовавших против вьетнамской войны. Происхождение термина обычно связывают с английскими словами hip или hep, имеющими значение «понимающий, знающий».

Субкультура хиппи появилась в США (Сан-Франциско) и была тесно связана с предшествующим ей движением битников. В 1940–1950-е годы среди битников существовали немногочисленные группы хипстеров – джазовых музыкантов и их поклонников. Возможно, здесь и нужно искать истоки хип-движения, которое формировалось параллельно с развитием рок-н-ролла из джаза. Одним из первых и наиболее известных сообществ хиппи в США была группа «Весёлые проказники», в которой сложились основные признаки этой субкультуры.

Главной проповедью хиппи была пропаганда ненасилия (ахимса). Они свято верили в право человека на свободу, которой можно достичь, лишь изменив в лучшую сторону свой внутренний мир. «Духовность – вот чего не хватает человеку», - пели хиппи в своих песнях. Они призывали создавать духовные общины, где можно было бы спрятаться от «чёрной» цивилизации.

В повседневной жизни хиппи носили длинные волосы, увлекались восточными религиями (дзен-буддизм, даосизм, индуизм), слушали рок-н-ролл и путешествовали по всему миру автостопом. Многие из них были вегетарианцами. Наиболее крупные колонии хиппи в Америке находились вблизи Сан-Франциско. Позже хип-движение распространилось по Европе, и здесь крупнейшей колонией хиппи считался Свободный город Христиания в Дании.

Игнорируя законы буржуазного государства, хиппи не посещали учебные заведения и не работали. Средства к существованию они добывали с помощью попрошайничества, которое в английском языке было связано со словом «ask» (просить, спрашивать); отсюда произошёл термин «аскеры»- уличные попрошайки. Название сохранилось до наших дней, правда, смысл его несколько изменился: сейчас аскерами именуют уличных музыкантов, играющих перед прохожими с целью заработка.

Субкультура хиппи создала свою символику, и одним из наиболее популярных символов стал разукрашенный надписями старый микроавтобус «Фольксваген». На таких микроавтобусах «длинноволосые» ездили по Америке, шокируя американских фермеров своими лозунгами: «Занимайся любовью, а не войной!»; «Выключи свинью!» («Свиньёй» хиппи называли американский пулемёт); «Дайте миру шанс!»; «Ни черта мы не уйдём!»; «Всё, что тебе нужно, - это любовь!».

К символике хиппи относились и так называемые «фенечки» - браслеты, дополнявшие одежду тинейджеров, украшенную этническими элементами - бусами, плетениями из бисера и ниток и пр. «Фенечки» имели довольно сложную символику. Так, чёрно-жёлтая полосатая «фенечка» означала пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая – признание в любви.

Известным символом хиппи считался и «хайратник» - однотонная головная или нарукавная повязка, определявшая статус и принадлежность хиппи к тому или иному сообществу. Хайратники использовались тинейджерами в ролевых играх. Белая повязка, например, обозначала «мёртвого» или невидимого персонажа игры.

Фирменной одеждой «длинноволосых» очень быстро стали джинсы, а для более полного самовыражения хиппи использовали татуировку. Наиболее распространены были текстовые тату, содержание которых сводилось к лозунгам: «Нет – войне!», «Миру – мир!» и подобным. Были и рисованные татуировки - с символикой хип-движения. Поскольку «длинноволосые» часто вплетали в волосы цветы, раздавали их прохожим и вставляли полевые ромашки в оружейные дула полицейских и солдат, всех хиппи стали называть «детьми цветов».

Помимо внешней атрибутики, к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги» - забавные истории из жизни хиппи.

Волосатый, грязный небритый пипл сидит у фонтана.

Рядом садится ветеран:

Сынок, ты что ж грязный такой?

Помыться негде.

А что такой рваный?

Так надеть нечего.

А худой почему?

Есть не на что.

А ты работать не пробовал?

Щас! Всё брошу и побегу всякой ерундой заниматься!

Все хиппи были изначально аполитичны. Вслед за битниками они провозглашали уход из общества на природу, где создавали удалённые от цивилизации колонии – так называемые «свободные города». Колонии обычно возникали на окраинах крупных мегаполисов, в заброшенных домах и сараях. Здесь хиппи устраивали красочные фестивали, здесь же заключали между собой «свободные браки» и воспитывали своих детей.

Призывы хиппи к «возвращению на природу» иногда сопровождались маршами обнаженных подростков (с движением хиппи связано распространение культуры нудистов). В связи с этим можно упомянуть «Марш Любви», организованный в эти годы немногочисленными советскими хиппи, подростками-москвичами, которые вышли голыми на московские улицы, были задержаны милицией и доставлены в психиатрическую клинику. Их главным лозунгом был отказ от политики, хотя некоторые из русских хиппи уже тогда требовали отмены «коммунистического режима».

Стремясь полностью отгородиться от идеологии и культуры старшего поколения, хиппи создавали свои музыкальные ансамбли, исполнявшие их собственные песни в стиле рок-н-ролл, которые пресса окрестила «психоделической музыкой». Под «психоделией» тогда понималось «изменение», или «расширение», сознания, что достигалось с помощью холотропного дыхания, специальных медитаций, а также путём приёма наркотиков.

По Америке в это время прокатилась волна увлечения психотропными веществами, и хиппи не прошли мимо этого явления. Они активно использовали психоделик ЛСД, предназначенный для лечения тяжёлых психических болезней, например, шизофрении. Приём ЛСД вызывал ненормальные отклонения в психическом состоянии человека: он переставал отдавать себе отчёт в происходящих событиях, ощущал себя неуязвимым и всемогущим. В таком состоянии подросток мог выйти на скоростную трассу перед движущимся транспортом или выпрыгнуть из окна многоэтажного дома, полагая, что умеет летать. Кроме того, бесконтрольное использование ЛСД часто вызывало активное проявление у человека до этого скрытых психических болезней – эпилепсии, шизофрении др.

Характерным жанром хип-музыки очень быстро стали так называемые «рок-оперы», среди которых наибольшей известностью пользовался мюзикл «Иисус Христос – суперзвезда» (1970). Это была рок-опера, написанная Эндрю Уэббером и Тимом Райсом и в 1973 году экранизированная американским режиссёром Норманом Джуисоном. Фильм снимался в Израиле, в местах, где когда-то происходили известные исторические события с участием Иисуса Христа, и вызвал неоднозначную критику.

Западноевропейские СМИ приняли картину с восторгом, тогда как церковь предала её анафеме. Осудив авторов оперы, Ватикан заявил: «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианин должен держаться подальше от этого антихристианского произведения». В Советском Союзе исполнение рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» не приветствовалось.

Сюжет мюзикла основывается на библейском повествовании и описывает заключительный этап ареста и казни Спасителя. Главными действующими персонажами оперы являются Иисус и Иуда, которые ведут спор о необходимости принесения жертвы во имя спасения человечества. Текст оперы пронизан атеистическими идеями и принижает образ Христа, оправдывая при этом предательство Иуды. Уже тогда, в середине ХХ столетия, западная мораль вступила в полосу тяжелого нравственного и духовного кризиса, который в наши дни завершился моральным падением католического духовенства, принятием и оправданием однополых браков и прочими «прелестями» современной европейской культуры.

Вскоре после постановки фильма, он был переведён на разные языки и принят к постановке в оперных театрах. Один из первых русских переводов сделал Александр Бутузов. В России исполнение этой рок-оперы было разрешено с 1990 года и осуществлялось в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Иркутске и других городах.

Пик популярности хип-движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены музыкальные диски с неофициальными гимнами «длинноволосых», исполнявшимися певцом Скоттом Маккензи. К этому времени субкультура хиппи получила распространение не только в Америке и Европе, но и в Азии.

Так, в Японии, под влиянием международного хип-движения, стало появляться много молодежных группировок, наиболее популярной среди которых считалось «новое течение – Босозоку». Дословно это название можно перевести как «агрессивная банда, ездящая на мотоциклах». По городским улицам японских мегаполисов носились размалёванные всеми цветами радуги мотоциклы с японской символикой и длинными выхлопными трубами. Их хозяева, японские тинейджеры, терроризировали автомобилистов и пешеходов, нарушали покой спящих граждан. Однако, очень быстро эти неудавшиеся «байкеры» пересели на автомобили, разукрашенные еще более экстравагантно, чем мотоциклы. Капоты машин «Босозоку» выпирали вперёд на 15-20 сантиметров, а на багажниках красовались спойлеры самой необычной формы. Выхлопные трубы автомобилей выводились вверх и часто торчали выше крыши, а сами машины были настолько занижены, что почти касались асфальта.

Что касается России, то первые хиппи появились у нас в дни «Горбачёвской перестройки» (1985-1990) и существуют до сих пор. В Советском Союзе этих «длинноволосых» именовали то «хиппарями», то «хиппанами», а то и «хиппанутыми». Они обитали, как правило, в крупных городах, где создавали свои «тусовки» («Психодром №2» в Москве на Знаменке; «Сайгон» в Ленинграде на Невском проспекте; «Андреевский спуск» в Киеве). Иногородние «пиплы», приезжающие на эти тусовки, всегда получали у местных «хипстеров» помощь и поддержку.

Советские хиппи быстро создали свой сленг, малопонятный постороннему человеку. Некоторые слова из этого сленга пережили время и остаются в употреблении до сих пор: «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил» и др.

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи: арт-группа московских художников «Фризия; творческая мастерская «Антилир»; ассоциация музыкантов «Время Ч»; московская «Коммуна на Пражской» (она же – fnb-группа «Magik Hat). Существуют также небольшие хип-коммуны в Челябинске, Владивостоке, Санкт-Петербурге. Все они уже давно «разбавлены» членами других молодёжных субкультур – готами, эмо, байкерами и пр. В последние годы всё более популярными становятся Интернет-сообщества хиппи, в связи с чем в Сети появился термин «киберхиппи».

Cимволика и культура хиппи сейчас активно используются представителями многих других отечественных молодёжных субкультур. Так, сленг готов и реперов с некоторыми искажениями заимствован у хиппи. Ролевики носят фенечки и называют себя пиплами и хайрастами. Очевидно, что идеология хиппи не исчезла с завершением их активной деятельности, она продолжает существовать в среде молодёжи, хотя её внешние атрибуты и сленг претерпели заметные изменения.

В память о поколении длинноволосых их почитатели воздвигли в Арколе (штат Иллинойс, США) мемориальный Знак Мира с надписью: «Посвящается хиппи и хиппи в глубине души. Мир и любовь».

Новые левые

В середине ХХ века английские критические марксисты П.Андерсон, С.Холл и Э. Томпсон начали издавать в Лондоне общественно-политический журнал «Новое левое обозрение». Американский социолог Ч.Миллс использовал часть названия журнала в своём «Письме к новым левым», что и способствовало распространению этого словосочетания среди молодёжи.

Движение новых левых развивалось в 1960-е годы параллельно с субкультурой хиппи, и местом его распространения стали Западная Европа, Япония и США. Сильное влияние на новых левых оказали анархисты и неомарксисты, а также американский философ Герберт Маркузе. В своей знаменитой книге «Одномерный человек» Маркузе описал западное общество зомбированных массовой культурой людей, единственным средством протеста которых оказывается тотальное неприятия Системы.

Вслед за Маркузе новые левые выражали протест против «общества потребления», бездуховности буржуазной культуры и унификации человеческой личности. Они выступали за «прямую демократию», при которой государством руководят непосредственно его граждане, а также за свободу самовыражения и нонконформизм – возможность отстаивать свои взгляды независимо от общественного мнения.

В отличие от коммунистов, которые считали своей социальной базой промышленный пролетариат, новые левые искали опору среди работников нового постиндустриального общества. Они участвовали во всех массовых движениях молодёжи за университетские свободы, в демонстрациях за гражданские права черных и других меньшинств Запада. Особенно массовый характер их антимилитаристское движение приняло в годы войны во Вьетнаме.

В 1960-е годы новые левые осуществляли ненасильственные методы борьбы, но к концу десятилетия часть из них перешла к экстремистской деятельности. Только с октября 1968 года по май 1969 студенческие волнения охватили около 200 университетов США. Свыше 750 тысяч человек участвовали тогда в «новом левом» движении, а три миллиона американцев им симпатизировали.

С новыми левыми были тесно связаны субкультуры хиппи, сексуальных меньшинств, феминистов. Их идеологию быстро усваивали маоисты, троцкисты и анархисты, участвовавшие в антивоенном движении. К началу 1970-х годов движение новых левых вступило в полосу идейного кризиса, а с окончанием Вьетнамской войны оно окончательно сошло на нет, успев, однако, оказать сильное влияние на международные леворадикальные группировки – «Фракцию Красной Армии» в ФРГ, «Красные бригады» в Италии, «Симбионтскую Армию Освобождения» и «Уэзерменов» в США, «Красную Армию Японии». Новые левые также оказали заметное влияние на формирование международного движения зелёных.

Под влиянием новых левых в США в 1967 году оформилось движение Йиппи (от англ. аббревиатуры VIP – «Международная Молодёжная Партия»). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых. Они сотрудничали с «Чёрными пантерами», устраивали многотысячные марши и демонстрации. Бурный общественный резонанс вызвало выдвижение Пигасус (Свинтус).

Продолжение следует.

«Роль воспитания молодёжи в современном мире»

«Мы понимаем под воспитанием то, что с детства ведет к добродетели, заставляя человека страстно желать и стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или же справедливо властвовать»

Платон

Сегодняшняя молодежь – это будущее страны и воспитание подрастающего поколения – один из важнейших вопросов, который стоит перед государством, и от того, на каком уровне будет проводиться воспитание молодежи, зависит будущее нашей страны. Надо задействовать все имеющиеся ресурсы для того, чтобы в обществе на первом месте стояли истинные ценности. Чтобы молодежь знала и ценила наши многовековые традиции, уважала и любила своих родных и близких.

В течение последних пятнадцати лет мы наблюдаем влияние множества различных факторов, заведомо вредных для душевного и психического здоровья наших сограждан, особенно детей. В настоящее время молодежь другая по сравнению с прошлыми поколениями. У них уже другие ценности, нравы, интересы, увлечения, все другое. Но она не должна забывать никогда о вечных общечеловеческих духовно-нравственных ценностях, без которых невозможно формирование полноценной личности. Факторов, влияющих на сознание человека, на становление его личности очень много, начиная от того, какие у него родители и в какой среде он живет и развивается.

Молодежная проблематика является одной из наиболее дискурсивных и стратегически значимых для успешного развития современного общества.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется состоянием определенного идейно-мировоззренческою вакуума, когда одни социальные идеалы и ценности уже ушли в прошлое, а другие еще не сформировались.

Отсутствие идеалов и целей в жизни отрицательно сказывается на становлении молодежи, которая всегда критически относится к различного рода идеалам, даже в стабильной социальной ситуации, а с другой стороны - для нее обязательно должны быть определенные идеалы и цели с тем, чтобы осуществлять свое личностное развитие, особенно в сфере профессионального становления и гражданственности.

Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена, прежде всего, проблемами формирования и развития общества, необходимостью сохранения традиций и воспроизводства нормативных правил поведения.

Стала предаваться забвению проверенная практикой идея о том, что составляющими гражданского становления человека являются трудовое, патриотическое и нравственное воспитание. Но очень скоро выяснилось, что эти направления в работе с молодежью не могут игнорироваться. Что же происходит с нашей молодежью в начале XXI века? Какие жизненные ценности, социальные установки предпочитают молодые люди, на какие образцы они ориентируются?

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера.

Следует отметить, что ценностные ориентации молодежи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения; особенно это касается значимости труда.

В средствах массовой информации исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще всякого трудящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало непрестижно. Произошла замена «героев труда» «идолами потребления» (поп-звезды, юмористы, пародисты, астрологи, модные журналисты, сексологи и т.п.).

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления «уравниловки», то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают «бешеные» деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют.

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ.

Академик Д.С.Лихачев в интервью, данном им незадолго до смерти говорил об ожесточении людей и падении культуры во всем мире и о том, что выход из положения, в котором оказалась наша страна, он видит «в образовании с воспитательным уклоном. Надо сделать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения». Речь идет о создании единого воспитательно-педагогического социокультурного пространства. Понятно, что в подобной деятельности не обойтись без значительного числа специалистов по работе с молодежью.

Из сказанного выше можно заключить, что в русле молодежной политики и воспитания подрастающего поколения предстоит большая духовно-нравственная работа по воспитанию и социализации подрастающего поколения, консолидации и сплочению молодежи, всех ее групп, всего общества на основе патриотизма и гражданственности, утверждения принципов социальной справедливости и нравственности.

Многие ценностные ориентации формируются именно в юношеском возрасте, так как молодежь наиболее восприимчива к социальным и культурным изменениям в обществе. Ценностные ориентации молодежи во многом изменись за последние годы из-за обострения проблемы её социализации.

Молодёжь - так называемая середина между людьми. Молодёжь занимает весьма главную роль в современном мире. Ведь это новое поколение, от которого зависит будущее всего человечества. Молодёжь нужно многому обучить, и если правильно воспитать молодёжь(а это проявляется в патриотическом воспитании, в учёбе и в проведении общественных мероприятий и т.д.)то она станет надёжным будующим. На сегодняшний день во многих странах воспитание молодёжи является основной задачей.

Одно, несомненно, что именно молодежь сегодня занимает передовую позицию среди других групп, так как оно является самым образованным. И именно оно в скором будущем будет составлять интеллектуальный ресурс нашей страны.

Исследования по этой проблематике являются важными для российского общества, так как показывают социальные, культурные изменения, которые происходят среди молодежи, и, следовательно, в стране.

Список используемой литературы:

1.Никандров Н.Д. «Духовные ценности и воспитание в современной России.»- Педагогика.-2008.

4. Введенский, В.Н. Непрерывное профессиональное образование / В.Н.Введенский // Социально-гуманитарные знания.

3. Вильданова, Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студентов / Ф.З.Вильданова // Прикладная психология. – 2002.

4. Семёнов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е.Семёнов // Социологические исследования. – 2007.

5. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов / Н.Д.Сорокина// Социс. – 2003.

6. Тюкульмина, О.И. Проблемы социальной работы с молодежью: Учебное пособие / О.И.Тюкульмина. – Томск: ТПУ, 2006.

7. Щеглова, С.Н. Особенности адаптации школьных учителей к ценностям информатизации / С.Н.Щеглова // Социс. - 2006.

8. Ващилин, Э.П. Творческая молодежь современной России: особенности социализации / Э.П.Ващилин //Социально-гуманитарные знания. – 2003.

Приложение

Практическое исследование

Мною был проведено анкетирование небольшой группы одноклассников. В анкете было задано 6 вопросов. Содержание вопроса и ответы приведены ниже в виде диаграмм. Цель вопросов – современное отношение молодёжи к вопросам воспитания, а так же выявить их ценностные ориентиры.

1. Кто оказывает большее влияние на воспитание молодёжи: семья, общество, и то и другое?

2. Нуждается ли современное общество в воспитании молодёжи: да, нет?

3. Хорошо ли воспитана современная молодежь: да, нет?

4. Зависит ли успешное будущее нашей страны от воспитания молодёжи: да, нет?

5. С помощью каких методов можно улучшить воспитание молодёжи: создание молодёжных организаций, привлечение государства к воспитанию, привлечение образовательных учреждений?

6. В какой последовательности вы бы расставили следующие жизненные ценности: семья, друзья, здоровье, работа, деньги, справедливость?

В России сформировалось поколение молодежи, которое сильно отличается от своих предшественников. Образ молодого карьериста, наглядно отображенный в рекламе «Мегафона» - «Будущее зависит от тебя», - остался в 90х. Поколение 2000х равнодушно к карьере, отвергает массовую культуру и безудержное потребительство. Для части современной молодежи более актуален слоган «Будущее от тебя не зависит»

Слово «молодежь» следует писать с двумя буквами «ж». Интернетовский «Живой журнал» (ЖЖ) стал средой обитания для тысяч молодых людей. Там спорят об устройстве мира и жалуются на вчерашнее похмелье. Там готовятся революции и разрушаются браки… Виртуальные дневники - настоящее сокровище для социологов. Где еще можно найти такой массив текстов, созданных «простым человеком»?!

Я решила воспользоваться этим уникальным материалом. Предлагаю вашему вниманию сделанные мной выводы. Кое в чем их можно считать спорными. Но как минимум это исследование заставляет задуматься о том, что собой представляет «поколение ЖЖ». И уж точно такой метод изучения гораздо более продуктивен, чем бесконечные опросы на тему «Что для вас важнее - высокие заработки или душевная гармония?».

Сама я определяла предмет своего исследования так: « Ставила задачу изучить наиболее продвинутую часть молодежи. Но не “золотую” и не “богемную”. Такие группы были, есть и будут вне зависимости от блогосферы. Их можно назвать трендсетерами, то есть людьми, которые транслируют культурные инновации в более широкие массы. Я исходила из того, что именно блогосфера стала главным каналом распространения трендов. В Москве, Питере и городах-миллионниках трендсетеры так или иначе связаны с блогосферой».

Тенденция 1

От карьеризма к пофигизму

Поколение 90х чрезвычайно много работало. Планы построения карьеры вынашивались в совсем юном возрасте - об этом думали уже в десятом классе и уж тем более на первом курсе института. Любая работа оценивалась, прежде всего, с точки зрения ее перспективности для будущей карьеры, а переход с одной работы на другую - с точки зрения того, как будет выглядеть новая строчка в резюме.



Конечно, существовала масса исключений, но общий настрой был именно такой. Многие молодые люди были готовы работать по 20 часов в сутки. Впереди маячили позиции топменеджеров в ведущих корпорациях или вожделенный собственный бизнес.

Сегодняшняя молодежь к карьере равнодушна. Она не приемлет работу, которая мотивирована исключительно зарабатыванием денег и не дает возможности для самовыражения, не хочет работать в офисе, по четкому графику и вообще не готова отдавать работе большую часть своего времени.

«Люди, которые озабочены деньгами, - в основном старые поколения, пережившие нищету. Мне нравятся люди, которые зарабатывают сами в пределах доступного. Есть деньги - хорошо, нет денег - плохо, будем стараться заработать. Я из них»

Молодые люди 90х мечтали стать банкирами, юристами, коммерческими и финансовыми директорами. Профессиональный идеал молодежи 2000х - журналист, дизайнер, программист, PR-менеджер. Фрилансерство стало яркой приметой времени.

Создание собственного бизнеса - это, пожалуй, единственное, чего современные молодые люди хотят так же сильно, как их сверстники 10 лет назад. Однако если молодежь 90х стремилась всячески развивать собственное дело, чтобы в перспективе превратить его в крупное предприятие и войти в бизнес-элиту, то нынешние молодые люди не хотят тратить на это силы и время. Их вполне устраивает мелкий бизнес, который дает им финансовую независимость и возможность заниматься любимым делом по свободному графику.

Молодежь 90х бралась за любой бизнес - от торговли подгузниками до частного извоза. Современные молодые люди не готовы резко менять образ жизни и круг общения, даже если это сулит немалую прибыль. Как правило, они создают собственные небольшие предприятия в тех областях, которые им хорошо знакомы, и где не надо тратить время на налаживание соответствующих связей.

«Свободное время я посвящаю тому же, чему посвящаю и время рабочее, только это уже не заказные проекты, а для души, так сказать. То есть при его появлении, времени то есть, я либо фотографирую, либо обрабатываю уже сфотографированное, либо рисую, благо мольберт всегда под рукой, либо хожу рисовать гипсы в студию, либо читаю, либо клею что-то…; Мне крайне тяжело сидеть долго на месте…»

Основной причиной того, что «карьерный» вариант начал терять для молодежи свою привлекательность, стало осознание «границ роста». В 90е небеса казались открытыми. Десять лет спустя большинство молодых людей прекрасно понимают, что есть вполне определенный «потолок», выше которого подняться практически невозможно. «Социальный лифт», обеспечивавший быстрое вертикальное перемещение в 90х, в 2000х остановился.

Снижению привлекательности «карьерного» варианта способствовала и экономическая стабилизация. Современные молодые люди не боятся остаться без средств к существованию. Они понимают, что какую-нибудь работу смогут найти всегда. Поколение 90х стояло перед альтернативой: работа или прозябание и нищета. Для поколения 2000х характерна другая альтернатива: изнуряющая и отнимающая все силы работа для построения карьеры или спокойная, «ненапряжная» творческая работа в свое удовольствие.

Девальвация ценности карьеры в сознании молодежи косвенно связана с ростом ценности свободы. Для молодежи 90х свобода тоже имела определенную ценность, но трактовалась она очень узко - как возможность ни от кого не зависеть материально, покупать различные товары и услуги и т. д.

Молодежь 2000х понимает свободу как независимость от любых обстоятельств и как спонтанность - возможность поменять работу, место жительства, образ жизни. Для современных молодых людей свобода - одна из ключевых ценностей, а свободный стиль жизни - прямая противоположность «корпоративному рабству».

Тенденция 2

Побег из массовой культуры

С одной стороны, современные молодые люди - дети массовой культуры, и они прекрасно это осознают. С другой стороны, они всеми силами стремятся дистанцироваться от этой культуры.

Современные молодые люди четко осознают свою культурную «продвинутость», это предмет их гордости. С их точки зрения, все остальные «средние» обыватели отличаются низким уровнем образования и культуры, отсутствием интересов и увлечений, за исключением примитивного потребительства. Отношение к ним достаточно высокомерное.

Для молодежи 90х объектом постоянной иронии был так называемый совок, то есть человек очень ограниченный, консервативный, непредприимчивый. Для молодых людей 2000х объектами насмешек являются «гопники», «гламурные кисы» (девушки, смыслом жизни которых являются развлечения и потребление) и «офисный планктон» (менеджеры всех мастей, которые большую часть жизни проводят в офисе, занимаясь рутинной и неинтересной работой).

Негативное отношение к этим трем социально-культурным группам вызвано не только неприятием их образа жизни и ценностей, но и их абсолютной шаблонностью, отсутствием какой бы то ни было индивидуальности.

Образцом «серости», массовости и шаблонности считается телевидение (особенно юмористические программы, сериалы и реалитишоу). Подавляющее большинство современных молодых людей смотрит телевизор достаточно редко, да и то исключительно с целью посмеяться над «звездами» эфира.

«Современная культура. Ну, во-первых, культура конформизма и поглощения личности массой. Доступность музыки, искусства и т.д. делает ее не достоянием единиц, а уделом многих. Оттуда же идет опустошение искусства»

Жанр пародии на телепрограммы и их героев чрезвычайно популярен в молодежной среде. Например, одним из самых многочисленных блогерских сообществ является сообщество foto_zaba, участники которого с помощью графического редактора Photoshop переделывают картинки из популярных телепередач и кинофильмов. Особой «любовью» «жаберов» пользуются Евгений Петросян, Ксения Собчак и Владимир Путин.

Еще одной темой для глумления является также реклама. Переделываются логотипы, рекламные ролики, слоганы. Примером такой трансформации стал новый фирменный стиль «МТС». Количество переделок, пародий и анекдотов на тему «красных яиц» превысило тысячу.

Пародии на массовую культуру отличаются иногда крайней циничностью, но это реакция на фальшивость самой массовой культуры. В молодежной среде формируется некое смутное чувство, которое можно назвать тоской по романтизму и истинным ценностям.

Будучи часто напоказ циничными, молодые люди всеми силами стараются избегать неискренности в отношениях с близкими и друзьями. Отсюда крайне негативное отношение к «светскому» стилю общения а-ля «Дом-2», а также к рекламе, которая возвышенными словами прикрывает банальное желание продать товар или услугу.

«Сейчас в нашем мире, к сожалению, много неискренности, и очень часто люди за понятием “дружба” скрывают какие-то корыстные цели и интересы. Плюс, мне кажется, люди настолько озабочены своими проблемами, коих у всех великое множество, что порой не остается времени просто спросить друга, как у него дела»

Еще одним свидетельством «тоски по романтике» является мифологический образ советского прошлого, который сформировался у нынешних молодых людей. СССР предстает в идеализированном виде, как общество, где не было национальных конфликтов, терроризма и наркомании, где чувства были искренними, а люди - наивными и бескорыстными.

«Если вы были ребенком в 60е, 70е или 80е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня… Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло прийти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас»

Тема доперестроечного периода также тесно связана с поиском собственной идентичности, поскольку ответ на вопрос «кто я?» волнует современных блогеров достаточно сильно.

Тенденция 3

Политика без политики

Отношение к политике также отражает стремление дистанцироваться от «массовости». Молодые люди просто игнорируют любые формы политической активности. Они не участвуют в выборах, поскольку, по их мнению, результат выборов ни в коей мере не зависит от их участия.

«Меня волнуют только те мировые проблемы, которые имеют непосредственное отношение ко мне, а вообще, выражение “после нас хоть потоп” довольно практично»

Любые формы политической активности - и правой, и левой - становятся объектом сатиры не менее острой, чем в случае с телевидением и эстрадой. Например, проправительственное молодежное объединение «Наши» высмеивается за приверженность к пафосным лозунгам.

Левые политические активисты национал-большевистского толка вызывают чуть больше симпатии. Готовность к самопожертвованию, реальные, а не показные страдания нацболов за идею вызывают у молодых людей уважение. Над «леваками», как правило, не глумятся, но их убежденности не разделяют. Ведь левые активисты также находятся в плену массовой культуры. Националистические движения достаточно резко отвергаются. Подавляющее большинство членов блогерского сообщества - интернационалисты. Их идеал - «граждане мира», дети разных национальных культур, которые свободно передвигаются по миру и общаются друг с другом. Националисты, и в особенности их агрессивное крыло, ассоциируются с дикостью и варварством.

Некоторые блогеры посещают различные политические мероприятия, но ходят туда главным образом для того, чтобы «получить fun», проще говоря, поразвлечься, а вовсе не для того, чтобы отстоять свою точку зрения.

Молодые люди предпочитают наблюдать за политической жизнью, отпускать едкие критические замечания, но при этом ни во что не вмешиваться. В отличие от традиционной российской и советской интеллигенции, которая наблюдала за политической жизнью с чувством трагичности, современная молодежь шутит и веселится. Выражением такого легкого отношения стали абсурдистские флэшмобы.

Флэшмоб - это коллективное действие, которое носит, как правило, нелепый, с точки зрения большинства граждан, характер. Например, может собраться несколько десятков или сотен молодых людей и начать одновременно приседать или повторять одно и то же слово.

Однажды в Новосибирске 1 мая представители различных политических партий собрались на главной площади города для проведения митингов. Туда же пришло около сотни флэшмоберов. Молодые люди стали водить огромный хоровод вокруг митингующих, держа в руках плакаты типа «Нет колонизации Марса», «Нет эксплуатации темы сибирской дикости в современном искусстве», и др. Часть плакатов была написана древнеегипетскими иероглифами.

Ни митингующие, ни милиция не знали, что делать. Организаторы первомайской демонстрации никак не могли понять - что это такое? Если движение - то, какие у него цели? Если протест - то против кого и чего?

На самом деле никаких конкретных целей у флэшмоберов не было. В целом это характерно для всего молодого поколения 2000х - отсутствие долгосрочных целей и «исследовательский» подход к собственной судьбе («жизнь сама подскажет, к каким целям надо стремиться»). Тем не менее, помимо просто желания поэпатировать публику, определенный, пусть и не всегда осознанный, протест во флэшмобах присутствует. Это протест против шаблонности, «правильности», засоренности политической и общественной жизни. Но протест именно в той неактивной ироничной форме, которая чрезвычайно характерна для «беглецов» из общества массовой культуры.

Тенденция 4

Путешественник, но не турист

Развлечения и досуг также демонстрируют горячее желание молодых людей выделиться, «не быть как все». Например, среди молодежи становятся все более популярными путешествия особого рода.

Это длительные поездки, часто с остановками на несколько месяцев в понравившемся месте. Путешественники этого типа стремятся жить так же, как живет местное население: есть ту же пищу, одеваться в ту же одежду, разговаривать на том же языке и вообще - не выглядеть в глазах местных туристами. Они находят какую-нибудь работу (или дистанционно, по интернету, продолжают заниматься тем же, чем занимались в России, например, компьютерным дизайном), снимают квартиру или комнату, заводят местных друзей.

В последние годы началось «движение к югу» - в Индию, Таиланд, Вьетнам. Поскольку жизнь в этих странах чрезвычайно дешева, молодым людям из Москвы или Петербурга не составляет особого труда скопить сумму, на которую они потом год живут в тропиках, наслаждаясь теплым климатом и беззаботным существованием. Появились такие русские путешественники и в Америке, и в Африке и даже в Австралии и Новой Зеландии.

«Мы принадлежим к последнему поколению путешественников. Мир стремительно становится одинаковым; асфальт, демократия и доллары быстро распространяются по всей поверхности планеты»

Увлечения современных молодых людей разнообразны. Важен сам факт того, что человек имеет какое-то хобби. Если в 90е считалось нормальным, когда у молодых людей не оставалось времени ни на что, кроме сна, то для сегодняшней молодежи такой образ жизни совершенно неприемлем. Считается, что люди, которые не имеют увлечений помимо работы, живут неполноценной жизнью. Представители «офисного планктона», у которых после тяжелейшего и полного стрессов дня едва хватает сил доползти до дивана и, попивая пиво, посмотреть пустыми глазами в телевизор, вызывают у современного молодого поколения резко негативные чувства.

«Хочется интересных событий. Сейчас очень хочется, например, посталкерствовать где-нибудь, полазить по вертикали, сходить в водный поход»

Современные молодые люди занимаются спортом (как правило, экстремальным), ищут заброшенные места в «городских джунглях», забираются на крыши высотных домов в поисках красивых видов (руферы), совершают прыжки с одной крыши на другую (паркур), спускаются в подземные коммуникации (диггеры), участвуют в исторической реконструкции различных эпох и культур (ролевики) -- перечень увлечений бесконечен.

Основные критерии при выборе хобби - его небанальность и «нераскрученность». Начало «коммерческой эксплуатации» того или иного увлечения (появление рекламы, проведение PR-акций) снижает его привлекательность в глазах молодых людей. Так произошло, например, со сноубордингом и скалолазанием. Из «продвинутых» видов спорта они достаточно быстро превратились в массовые и, выражаясь молодежным языком, «опопсели».

Тенденция 5

Отказ от престижного потребления

Для современных молодых людей не характерно престижное потребление. Молодежь 90х была помешана на статусности. Существовал четкий императив - если ты преуспеваешь, то должен одеваться от Gucci или Armani, ездить на «Мерседесе» или BMW, пить коньяк Hennessey и курить сигареты Davidoff или Parliament.

Для молодежи 2000х ценность статуса уже не является абсолютной. По крайней мере, современные молодые люди не готовы покупать товары только потому, что в глазах других они являются престижными и свидетельствуют о материальном достатке. Нельзя сказать, что современная молодежь совершенно не обращает внимания на общественное мнение. Однако если десять лет назад молодые люди стремились продемонстрировать свою финансовую успешность, то сейчас - подчеркнуть индивидуальность. Костюм представителя поколения 2000х может включать в себя как дорогие марки, так и совсем дешевые, и даже небрендовые вещи - главное, чтобы получившееся сочетание было характерно для тебя.

Приход «индивидуального» потребления на смену «статусному» основательно смешал карты маркетологам. Десять лет назад молодых потребителей можно было более или менее четко структурировать в зависимости от дохода. Сегодня мы очень часто можем встретить молодых людей, которые покупают одежду одной и той же недорогой марки, курят одни и те же элитные сигареты и при этом их доход отличается в разы.

Повышенный интерес к шопингу считается в молодежной среде признаком ограниченности. Есть, правда, исключения. Например, внимание уделяется покупке компьютера и компьютерного оборудования. Тщательно выбирают вещи, связанные с хобби, например спортивное снаряжение или фотоаппараты.

Тенденция 6

Поколение скептиков

Поколение 2000х можно по праву назвать поколением скептиков. Молодые люди не верят рекламе, не доверяют средствам массовой информации, крайне скептически относятся к различным PR-кампаниям. Они прекрасно понимают, что за всеми рекламными акциями стоит сугубо прагматичное желание продать товар.

«“Битва за сознание потребителя” воспринимается как своеобразная игра: компании стремятся заполучить наше расположение и бомбардируют нас рекламой и PR-акциями - ОК, мы с интересом понаблюдаем за этими попытками»

Некоторым уважением пользуются изящные рекламные кампании, в которых при минимуме средств удается добиться максимального результата. Массированные кампании с миллионными бюджетами воспринимаются более скептически. А реклама, которая пытается открыто и примитивно обмануть потребителя (например, «банковские кредиты под 0%»), вызывает резкое отторжение. Причем «экспертное» отношение к рекламе характерно не только для профессионалов, но и для тех молодых людей, которые не имеют к рекламе и PR никакого отношения.

И все-таки, несмотря на горячее желание дистанцироваться от массовой культуры, современные молодые люди во многом остаются «детьми общества потребления». Они физически не могут обходиться без дюжины-другой предметов личной гигиены, без качественных продуктов, без суши, одноразовой посуды и массы других прелестей цивилизации.

Что будет с нашим поколением дальше? Наверное, после 30 лет подавляющее большинство блогеров интегрируются в различные профессиональные сообщества, вступят в брак, заведут детей. Высокий уровень образования и наличие разнообразных социальных связей обеспечат им достаточно высокое положение в обществе. Впрочем, о будущем большинство обитателей пространства ЖЖ предпочитают не думать. Это слишком скучно.

Заключение

«О будущем стараюсь не думать, т.е. о таком глобальном будущем… Как-то приятней жить сегодня. Для меня будущее - это сегодня среда, завтра четверг, и это уже будущее. Я живу сегодняшним днем, часом, минутой. Поэтому почти все, что чуть дальше, - это будущее для меня, не гонюсь за ним, ну т. е. нет у меня никакого желания “перемотать” время вперед. В будущем находится старость, а я молода, здорова, энергична (как говорят, недурна собой), я боюсь стареть»

Исполнитель: студентка 5курса

заочного Ф. Т. Ж. 03-21з

Руководитель: Александрова Н.А.

Источники

1. Пирсоне Т. Система современных обществ. М., 1997.

2. Фохт--Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни людей. СП. 2001.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999

Молодёжь - это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В этот период человек проживает важный этап семейной и вне семейной социализации.

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

  • · 14-19 лет (юноши и девушки) - группу молодёжи, материально зависящую от родительских семей и стоящую перед выбором профессии;
  • · 20-24 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжную группу интегрирующуюся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающую материальную и социальную самостоятельность;
  • · 25-29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическую группу, заканчивающую обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшую субъектом социального воспроизводства.

Таким образом, можно сделать вывод, что нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

  • · демографические (пол, возраст, семейное положение);
  • · национально-этнические ;
  • · целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);
  • · по уровню образования ;
  • · по месту жительства (городская и сельская молодёжь);
  • · по степени общественно-политической активности ;
  • · по роду любительских занятий (спортсмены, музыканты и т.д.);
  • · по профессиональной принадлежности .

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включенности молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, образовательных учреждений, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности.

Ценностные ориентации являются важнейшими элементами внутренней структуры личности, закрепленными жизненным опытом индивида. Совокупностью сложившихся, устоявшихся переживаний, отделяющих значимое, существенное от незначимого образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения, и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, обеспечивающими сплоченность социальных групп и регулирующим поведение личности. Посредством ориентации человек осуществляет выбор наиболее значимых для него объектов. Тем самым ориентации отражают избирательность людей. Это обстоятельство придает им статус самостоятельного явления.

Молодежь, как социальная группы, чье положение полностью обусловлено детерминировано ее социально-экономическим состоянием, в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Молодежь представляет интерес как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а следовательно ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества. От того, каких принципов, норм и ценностей придерживается эта социальная группа, во многом зависит ситуация в стране в целом.

Система ценностных ориентаций личности, хотя и формируется под влиянием ценностей, господствующих в обществе и непосредственной социальной среде, окружающей личность, не предопределена ими жестко. Личность не пассивна в процессе формирования своих ориентаций. Ценности, предлагаемые обществом, личность усваивает избирательно. На формирование ценностных ориентаций оказывают влияние не только социальные факторы, но и некоторые характеристики самого индивида, его личностные особенности. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка. Еще раз следует подчеркнуть, что ценностные ориентации молодежи как самой динамичной части российского общества первыми претерпевают изменения, вызванными различными процессами, происходящими в жизни страны.

В ценностных ориентациях современной российской молодежи традиционно можно выделить 2 группы ценностей: терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

В настоящее время особую актуальность приобретает анализ ценностей различных поколений, и прежде всего молодежи и ее специфической части - студенчества, которое как социальная группа характеризуется возрастом, принадлежностью к высшей школе и вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов. Современные российские студенты вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей. Традиционные ценности не полностью замещены западными и, скорее всего полной смены ценностей не произойдет. Однако, изменение социокультурной ситуации с попыткой создания рыночной экономики в России, демократических перемен, обусловили появление и возрастание значимости некоторых ценностей отсутствующих или находившихся на периферии традиционной системы ценностей.

Ценности эффективно детерминируют поведение людей, если только они внедряются не силой принуждения, а опираются на авторитет общества. Изучение ценностных ориентаций студентов дает возможность выявить степень их адаптации к новым социальным условиям и их инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.

Характеристика современной молодежи

Интеллектуально-образовательные ценности современной молодежи следует рассматривать в ракурсе ее умственного, творческого потенциала, который, к сожалению, значительно снизился за последние годы. Это связано с ухудшением физического и психическою состояния подрастающего поколения. Новые условия породили и новые проблемы, которые стали присущи социокультурным ценностям современной молодежи.

Не имея представления о том, какими являются сегодня основные ценности, ориентиры, взгляды и интересы молодого человека, крайне сложно рассчитывать на положительный результат в процессе формирования у него лучших качеств гражданина. В условиях весьма неблагоприятных в целом воздействий макросреды снизился престиж нравственности, возросли рваческие ориентации, интересы сугубо личного, прагматического плана в молодежной среде. У значительной части молодежи разрушены и утрачены такие традиционные нравственно-психологические черты, как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей и другие.