Конспект НОД«Декоративное рисование на прямоугольном листе по мотивам дымковской росписи»в средней группе. Занятие по декоративному рисованию «Украшение фартука» в средней группе

«Рисование слона» - Этап 3: Далее на голове слоника рисуем уши. Евсино» Искитимский район Новосибирская область. Этап 4: И в самую последнюю очередь – глаза, клыки и хвостик нашего слоника. Этап 2: Далее мы рисуем хобот и ноги слона. Не отчаивайтесь! Этап 5: Стираем все вспомогательные и уже не нужные нам линии. Мы нарисовали слона!

«Курсы рисования» - Часть 3. О курсе подробнее … Занятие 10. Лена рисунок после занятия 19.05.09. Воспоминание о мае. Результаты мне понравились. Занятие 9. Примеры работ студентов после 3-го занятия. Отражения солнца. Рисование лица в 3/4. Понятие гештальта. Особенности восприятия очертаний в л-режиме и п-режиме Практическая часть.

«Рисование человека» - Из истории техники «Гризайль». Пейзаж. При рисовании человека в движении на что надо обратить внимание? В технике «Гризайль» можно нарисовать: Работа с цветом. После гризайли художник приступал к работе с масляными красками. Какой способ рисования фигуры человека мы изучили на прошлом уроке? Рисование с натуры.

«Декоративное искусство» - Афинский акрополь. Работа в рудниках. Вазописец. Торговля в Древней Греции. Древняя Греция. Храм Аполлона. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Практическая работа. Виды вазописи. Храм Посейдона. Храм Цецеры. Роль декоративного искусства в обществе. Древнегреческая школа. Древнегреческие сосуды.

«Русское декоративное искусство» - Ваза. Новая форма мебели, столов, комодов. Чаша. Рамки для зеркал. Бурно развивается производство шёлковых тканей для платьев и декоративных тканей. Конец XIX - начало XX века. Е.А. Прахова. Людогощенский крест. 1359 г. Фрагмент. Используются бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Оклад Евангелия боярина Фёдора Андреевича Кошки 1392 г.

«Рисование животных» - Формирование навыков изображения животных на основе аналогий с геометрическими фигурами. Рисование от общих масс Рисование с помощью осей. Рисование с помощью шаблонов. Методы достижения точности рисунка. Изобразительное искусство. Внимательно посмотри на несколько набросков кошки. Перспектива. Изображение животных на основе аналогий с геометрическими фигурами.

Составила и провела: Рымарева Инна Анатольевна

Цель: Познакомить учащихся с росписью народной глиняной игрушки; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах;

Задачи:
-Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.
- Формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью.
- Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивать эстетические чувства, мелкую моторику, глазомер.
.- Воспитывать любовь к народному искусству России.

Предварительная работа: знакомство с дымковскими изделиями, их росписью.

Оборудование и материалы: модель для раскрашивания "Дымковский конь", гуашь, кисти, баночка для воды, салфетка, тычок (ватные палочки 1 шт.), дымковские игрушки, плакаты «Дымковская игрушка», презентации «Дымковская игрушка», посылка, письмо.

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принес для вас вот эту посылку. Интересно, что там? Давайте посмотрим.
Здесь письмо для вас и какие-то игрушки.
(Воспитатель читает стих и показывает презентацию.)
«Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым из труб идёт столбом,
Точно в дымке всё кругом.
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимой длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски-
Казалось бы, простой узор,
Не отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О древней Дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Показ презентации.

Ребята, понравились вам дымковские игрушки? Я предлагаю вам немножко поиграть. Давайте ненадолго превратимся в дымковские игрушки. Становитесь в круг. Как только я буду называть, какую ни будь игрушку, нужно постараться изобразить ее в движения.
Игра «Изобрази игрушку»
«Барыня!» (дети стараются двигаться так, как по их представлениям, ходит дымковская барыня, придерживая длинную воображаемую юбку, поводя плечиками).
«Конь!»(дети скачут, как лошадка).
«Индюк!» (дети идут, высоко поднимая ноги, хлопая руками крыльями, надувая щеки).
Повернитесь, покружитесь,
Низко-низко поклонитесь!

Ребята, давайте рассмотрим с вами игрушки, которые нам прислали народные умельцы из села Дымково.
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
(П. Синявский)
Дымковская барыня очень нарядна. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(Народное творчество)
Дымковские кавалеры с чувством собственного достоинства чаще изображаются верхом или в паре с барыней.
С лентами да бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
(П. Синявский)
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.
Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
(Народное творчество)
Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил. (Народное творчество)

Ой, ребята, а почему это они такие не яркие и совсем не украшены.
Давайте исправим это и распишем их дымковскими узорами. Мы сейчас отправимся в мастерскую, где вы превратитесь в настоящих художников по росписи дымковской игрушки.
(Дети садятся за столы и смотрят на доску, где висит схема росписи дымковского коня)
Сегодня мы с вами будем расписывать Дымковского коня. Обратите внимание на элементы росписи. Что вы видите? (Прямые, волнистые линии, кружочки, колечки.)
А какими красками расписаны игрушки? (Игрушки расписаны жёлтыми, красными, синими, зелёными, чёрными красками)
Из каких элементов составлены узоры? (Узоры составлены из кружков, точек, чёрточек, колец).
Показ приёмов рисования элементов росписи коня:
Большие кружки – всей кистью, поворачивая на пяточке; Маленьких – тычком и ватными палочками;
Чёрточек – обратной стороной кисти.
Я думаю, мы все готовы превратиться в народных мастеров. Осталось только сказать волшебные слова:
Вправо- влево повернись
И в умельцев превратись!
Перед работой хочу пожелать вам, чтобы ваша игрушка была не только красивой, а еще доброй и веселой. Украсьте так, чтобы глядя на нее, душа радовалась.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вы за дело.
Мастерами все мы стали,
Кисти, краски в руки взяли.
Засверкали ярко краски,
Оживает всё как в сказке.
Самостоятельная работа детей. Во время работы детей индивидуальная помощь затрудняющимся.
Подведение итогов.
Ребята, вы молодцы настоящие художники. Какие красивые кони у вас получились.
Мы о дымковской игрушке,
Будем вспоминать не раз.
А сейчас, друзья подружки,
Мы закончим наш рассказ.

Первое знакомство детей с особенностями декоративного рисования осуществляется в средней группе детского сада. Обогащение представлений о назначении декоративного рисунка, воспитание эстетического отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства происходит на основании сравнительных характеристик внешнего вида различных предметов быта, образцов национальной одежды, оформления фасадов и интерьеров жилых и общественных сооружений и др.

Решению этих задач способствуют экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок произведений соответствующего содержания, беседы и рассказы с иллюстрированием образцов народного и декоративно-прикладного искусства и овладение непосредственно исполнительской и творческой деятельностью по декоративному рисованию.

В процессе обследования тех или иных образцов декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание детей на особенности элементов узора, упрощение их формы в сравнении с реальным предметом; соподчинение в зависимости от выполняемой функции -- главные и второстепенные; средства их выделения -- размером, цветом и местом на плоскости; порядок композиционной организации -- ритм, построенный на строгой метрической основе, симметрия. Первые задания, которые предлагаются детям на этом этапе, направлены на создание орнаментальных лент, посвященных растительным мотивам.

Декоративными элементами узора могут быть разнообразные листья, цветы, фрукты, овощи, ягоды, колосья пшеницы и прочее. Использованию указанных элементов предшествует изучение детьми средств их стилизации в народном декоративном искусстве.

В процессе выполнения этих заданий дети усваивают принципиальные подходы к композиционной организации элементов узора:

  • - ритм повторов одинаковых по внешним признакам элементов;
  • - чередование разных по форме, размеру или цвету элементов узора, с учетом структурных вариантов чередования -- через один, через два и т. д.;
  • - симметричное построение композиции узора от оси симметрии, размещенной поперек или вдоль ленты .

Усложнение заданий по декоративному рисованию состоит в построении замкнутых орнаментов на плоскостях круглой, квадратной и прямоугольной форм. В представлении детей предложенные плоскости желательно конкретизировать по назначению: блюдце, тарелка, поднос, полотенце, скатерка и прочее.

По смыслу предложенные орнаменты могут быть посвящены растительным мотивам, но с более определенной тематикой и использованием подходящих по смыслу и цвету декоративных элементов узора, например: осенний, зимний, весенний, летний мотивы; или посвящены одному какому-либо предмету -- ромашке, елке и тому подобное.

Знакомство детей с рациональными подходами к организации изобразительного процесса заключается в сообщении наиболее удобной поэтапности построения орнамента, например: в ленточном орнаменте, в котором элементы узора располагаются по принципу ритма повторов, лучше начинать выполнение задания слева направо или сверху вниз, во-первых, потому что контролируется качество их размещения, во-вторых, изображение не будет повреждено рукой; при чередовании элементов узора удобнее сначала разместить элементы какого-то одного цвета, например, акценты или однотипные их детали, а затем приступить к воспроизведению второстепенных элементов; в симметричных композициях лучше начинать изображение орнамента из центрального элемента, а затем -- соответственно левая или верхняя половины, правая или нижняя половины.

При создании замкнутых орнаментов процесс изображения начинается с заполнения центральной части плоскости (если по замыслу там есть в наличии декоративный элемент), а затем -- ее края в той же последовательности, что и в ленточном орнаменте (в плоскости квадратной или прямоугольной формы заполняются углы, а затем края).

Для выполнения задач декоративного рисования используются разнообразные красящие материалы и инструменты: цветные карандаши, если декоративные элементы узора мелкие; гуашь, круглые кисти разных размеров, тампоны для изображения одинаковых по форме, размеру и цвету декоративных элементов; плотная бумага или картон. При необходимости используется цветная бумага, предварительно наклеенная на плотную основу (бумагу или картон).

В старшей группе усложнение задач декоративного рисования заключается в формировании у детей представлений об изобразительных и выразительных особенностях наиболее распространенных в нашей стране его стилевых направлениях и использовании наиболее посыльных из них в практической деятельности. Кроме того, детям предоставляется возможность украшать предметы, различные по назначению и конструктивному строению.

Так, в деятельности детей совершенствуются и обогащаются не только растительные мотивы, но и используются образы животных, птиц, рыб, человека, что, в свою очередь, дает возможность воспроизводить в узорах персонажи любимых сказок, мультипликационных фильмов и прочее. Успешному использованию указанных элементов способствует то, что в предметном и сюжетном рисовании дети в основном овладевают средствами восприятия и воспроизведения объектов, которые в значительной мере стилизованы по форме .

Вместе с тем, использование указанных объектов в декоративном рисовании делает необходимым учет специфических для этого вида изобразительного искусства стилевых условностей и требований к структурному построению композиции -- сочетанию отдельных элементов узора между собой и с целым, соподчинению второстепенных элементов главному, соблюдению соответствующих расчленений объекта, удачно найденному масштабу изображения, ритмической организации элементов на строгой метрической основе и др. С указанными особенностями декоративного рисования дети в доступной форме знакомятся во время восприятия произведений народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, а также непосредственно в ходе выполнения практических заданий.

Ознакомление детей в доступной форме с произведениями народных мастеров своего края, а также с изобразительно-выразительными достоинствами декоративно-прикладного искусства разных регионов нашей страны дает возможность сформировать у них не только определенные представления о масштабности по назначению и стилевом многообразии декоративного рисования, но и привлечь к национальной культуре, успешно решать задачи нравственного и эстетического воспитания.

Усложнение практических задач декоративного рисования заключается в наследовании детьми отдельных, наиболее характерных для того или иного направления средств выразительности воспроизведения орнаментов. Например, благоприятным условием для решения этих задач на данном этапе могут служить предметы с элементами русской росписи. Детей привлекает в них сказочная выразительность силуэта, пластичность форм и контрастная декоративность цвета, прочная связь узора с листом бумаги и, наконец, разнообразие их использования -- для отделки керамической посуды, деталей одежды, внутреннего и внешнего оформления зданий народной архитектуры и тому подобное.

Не менее важно качество для использования русской росписи в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения, которое заключается в ее сравнительно упрощенной технике. Для их воспроизведения используются знакомые детям материалы: гуашь, акварель, темпера. Все раскрашивания выполняются сразу, без подготовительной работы карандашом. Наиболее распространенными техническими приемами, которые создают соответствующее стилевое звучание, являются: мазок от себя, мазок на себя, переходный мазок и другие мазки, доступные овладению детьми дошкольного возраста.

Приемом “мазок от себя” рисуют широкий с постепенным сужением элемент; “мазком на себя”, наоборот, достигают узкого элемента с последовательным расширением; “переходным мазком” предоставляется возможность сразу передать многоцветное изображение элемента (для этого в соответствующей последовательности набирают на кисть 2-3 цвета и одним мазком оставляют пятно необходимой формы с постепенным переходом одного цвета в другой) .

Накопленные представления о назначении декоративного рисования и многообразии его воспроизведения дают возможность использовать те или иные варианты отделки объектов или их деталей в предметном и сюжетном рисовании, лепке.

Декоративное рисование - это создание узоров. Узоры бывают геометрические и растительные. Узоры выполняются в полоске или в различных геометрических фигурах (квадрате, прямоугольнике, круге и др.).

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы.

Ребенку необходимо почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется орнамент, который его украшает. Отсюда он узнает о значении, целесообразности оформления, связи формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они необособленны друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте.

Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и заканчивая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществление этих задач можно начать тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм, так как потом потребуется концентрация внимания дошкольников на новой задаче -- расположении этих форм в определенном порядке для получения узора.

Первичные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия -- не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Задачи обучения декоративному рисованию в средней группе следующие:

  • - развивать композиционные умения в ритмичном расположении форм в узоре на полосе, квадрате, круге;
  • - развивать чувство цвета -- умение красиво сочетать контрастные цвета;
  • - развивать умение в рисовании различных крупных и мелких форм -- простых элементов узора;
  • - развивать технические навыки в пользовании кистью (легко касаться бумаги, делая точки; действовать всей поверхностью кисти, проводя полосы, мазки) .

Сначала дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними мазки, которые ритмически повторяются, или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок -- самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки. Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть держать вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор, помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование -- более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В декоративном рисовании изображение этих форм несколько меняется: они меньшего размера, при рисовании должны соответствовать друг другу по величине и, кроме того, они не связаны с образом предмета, что также делает их изображение более трудным для ребенка.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах -- квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга -- край и центр.

У детей средней группы начинает формироваться художественный вкус. Они могут назвать, какие картины и иллюстрации им больше нравятся, определяют явления природы, которые переданы изобразительными средствами. Воспитатель знакомит детей со скульптурой малых форм. В основном это народные игрушки. Народная игрушка радует детей своей яркостью, простотой и выразительностью образа. Рассматривание произведений народного искусства проводится перед декоративным рисованием. Для развития воображения можно использовать вырезанные из бумаги силуэты животных. Перед детьми возникает необычный яркий образ народной игрушки.

Воспитатель обращает внимание детей на разноцветный узор из кругов, точек, колечек. После украшения декоративным узором птичка действительно станет красивой, сказочной.

В отдельных случаях с целью наглядного объяснения способа изображения дается дидактический образец - это изображение, в котором ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и убрать все лишнее. Образец может быть выполнен нейтральным цветом без раскрашивания. Цвета дети будут применять самостоятельно. Образец должен быть грамотным и правдивым. В процессе объяснения дети называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, следует поощрять дополнения изображения некоторыми деталями.

Воспитатель должен помнить, что усвоение элементов узора - мазков, точек, полос, колец - есть вместе с тем и усвоение какого-либо технического навыка. Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность упражняться в его исполнении. Повторение мазков, точек, полос является в узоре равномерным.

В таких случаях, когда узор создается по образцу, важное значение имеет восприятие его детьми. Прежде всего, воспитатель дает детям возможность увидеть узор в целом, затем выделяет элементы узора, называет их, обращает внимание на их повтор. Сухой кисточкой воспитатель показывает на образце повторные мазки, точки, делая движения, соответствующие их изображению, затем уточняет последовательность выполнения.

Показы способов создания узора после такого объяснения на образце нужны лишь на первых порах и тогда, когда усваивается новый технический прием, например нанесение мазков прижатием кисточки. Если усваивается только расположение узора, а элементы его знакомы детям, показ не нужен. Иногда можно вызвать детей, чтобы они нарисовали на мольберте те или другие части узора.

Когда какое-нибудь построение узора дается впервые, образец повторяется детьми без изменений. Но на следующем занятии они могут изменить цвета по сравнению с образцом или дополнить узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Дальнейшие занятия проводятся без образцов.

Каждый смысл можно выразить по-разному. Поэтому следует применять такие методы обучения, которые не приведут к однообразию способов выразительности. Например, способ расположения изображения на узкой полосе не может быть единственным и обязательным во всех случаях.

В своих рисунках дети все чаще отображают то, что видели в окружающем мире или при рассматривании иллюстраций. Хотя их работы достаточно просты, воспитателю необходимо вызвать у детей доброжелательное отношение к рисункам: «Как красиво украшен этот домик, он праздничный благодаря вашим замечательным узорам».

Если дети рисуют декоративные элементы, то это должно проходить в игровой форме, чтобы вызвать интерес у детей к данному рисунку. Для того, чтобы рисунки были выразительными, воспитатель предлагает детям бумагу разного формата. Изображение определенного узора может быть передано в полосе или на квадратном листе бумаги. Варианты композиционных решений находит воспитатель, так как ребенку пяти лет еще трудно это сделать.

При изображении сложных элементов узора воспитатель использует показ, который сопровождает объяснением, помогающим запомнить последовательность действий. Например, от четкости движения кисти, умения ритмично проводить линии разной интенсивности зависит красота узора.

Кроме того, рисование несколькими красками требует овладения навыком промывания кисти, чтобы сохранить яркость и чистоту цвета краски. Воспитатель стремится к тому, чтобы дети рисовали не только узоры, которые даны в рисунке, а и придумывали новые на основе приобретенных знаний. Дети это выполняют с интересом. На каждом занятии воспитатель стремится использовать методы, которые направлены на развитие у детей самостоятельных способов изображения. Эта самостоятельность имеет место в том случае, если ребенок всегда выполняет задание, предложенное педагогом.

В средней группе дети усваивают приемы декоративного рисования: широкие прямые линии на весь ворс кисти, мазки в разном положении, точки, круги, кольца. Особое значение приобретает содержание занятий .

Т.С. Зерновая предлагает построить занятия в такой последовательности, чтобы была возможность постепенно усложнять элементы декоративного рисования. Зерновая издала даже книгу «Эстетическое воспитание в детском саду» , где раскрыла все содержание декоративного рисования. За советами Зерновой такой элемент как мазок широко применяется в декоративных изделиях и легко выполняется - приложить ворс кисти к бумаге и поднять. Но расположить мазок на бумаге можно по-разному: вверху, внизу, наискось и т. д. Если же научить последовательному овладению мазком от рисования простым способом к сложному, то дети овладевают этим элементом, и у них развивается кисть руки. Воспитатель проводит занятия, где использует разнообразные цвета. Значительная часть рисунков на белой бумаге. Используется и цветная бумага - серая, бежевая, голубая.

Чтобы научить детей декоративному рисованию, воспитатель использует различные методические приемы: наглядные, словесные и игровые. Формой наглядности на занятии является натура, образец, показ способа изображения.

В зависимости от типа занятий наглядные, словесные и игровые приемы обучения используются по-разному. Изобразительное искусство определяет три типа занятий в детском саду:

I тип - занятия, на которых даются новые знания, а также формируются новые навыки и умения.

II тип - занятия на закрепление ранее приобретенных знаний и умений.

III тип - занятия на самостоятельное применение детьми полученных знаний, умений и навыков .

На занятиях первого типа воспитатель использует натуру или образец для подражания, показывает способы изображения, дает пояснения, задает вопросы.

На занятиях второго типа - использует натуру, несколько образцов, частичный показ, объяснение, вопросы, художественное слово, игровые приемы.

Основными приемами на занятиях будут вопросы, указания, напоминания. С помощью вопросов воспитатель узнает о замыслах детей, о способах реализации этих замыслов и тому подобное.

Словесные приемы обучения - указания, оценка, поощрения используются на занятиях всех трех типов.

Итак, используя разнообразные методы, воспитатель формирует у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, подводит их к передаче выразительного образа с помощью различных изобразительных средств. Методика занятий по изобразительной деятельности в детском саду характеризуется большой направленностью на развитие у детей самостоятельности.

Тема: «Украшение фартука» (декоративное рисование)в средней группе

Программное содержание: Закреплять умение детей украшать предметы одежды используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы. Учить подбору красок в соответствии с цветом фартука. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Материалы к занятию: изображение фартука, краски гуашь, банка с водой, кисти, салфетка (на каждого ребенка), демонстрационная доска, сорока (пальчиковый театр), иллюстрации сороки, образцы украшенных фартуков, волшебная палочка для детских работ.

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель вносит в группу сороку.

- Ребята, что за птица прилетела в гости к нам? (сорока)

Воспитатель читает стихотворение И. Демьянова «Сорочий фартук»

У сороки, погляди,

Черный фартук на груди!

Печку истопила, снять его забыла –

И теперь летит над садом.

«Накопилось столько дел!

Постирать бы фартук надо:

Весь у печки почернел!»

- Ребята, почему у сороки фартук почернел? (печку топила)

Как можно помочь сороке? (постирать, купить, подарить….)

Ребята, давайте мы подарим сороке новые, красивые фартуки.

Сорока, посмотри, как много у нас фартуков. Вижу, только они совсем не украшены. Мы с ребятами украсим их и подарим тебе. Согласны ребята?

У меня есть фартуки с разными узорами. Давайте рассмотрим их.

Чем украшен фартук? (разными узорами)

Правильно, узорами. Где на фартуке расположены узоры? (внизу фартука)

А вы знаете как нарисовать узоры?(полоски - провести концом кисти прямую линию слева направо)

Ребята а чем украшен следующий фартук?

Правильно, листочками и цветочками. Как они расположены на этом фартуке?

Молодцы, конечно один листочек – справа, другой – слева, а между ними цветочек. На что похожи цветочки? (на кружочки)

Правильно, на кружочки. А какого цвета краска использовалась для украшения?

Молодцы, зелёные – листочки, цветы – красного цвета.

Чтобы нарисовать листочек: нужно приложить (примокнуть) кисточку всем ворсом к бумаге и убрать- листочек готов. А как нарисовать цветы?

Правильно, можно кисточкой нарисовать кружочек, а я предлагаю вам – нарисовать цветы пальчиком: набираем краску на указательный пальчик и приложим его к бумаге – цветок готов. Потом пальчик помоем и осушим его о салфетку.

Давайте посмотрим на узор ещё одного фартука. Что изменилось?

Правильно, ребята, на этом фартуке другой узор. Три листочка - слева, справа и между ними, рядом цветы и опять три листочка.

Посмотрите на фартуки, чем они похожи?

Правильно, элементы узора одинаковые: листочки, цветочки и полоски.

Физминутка:

Прилетела к нам сорока

Белогруда, белобока

Потрещала, поскакала,

Грядку рыхлую примяла

Клювом кое – где порыла,

Хвостик в луже помочила,

Потом пёрышки встряхнула,

Разбежалась и вспорхнула!

Самостоятельная деятельность детей.

Мы с сорокой будем смотреть как Вы рисуете.

Индивидуальная помощь, словесные указания, показ на своём силуэте, поощрение, закрепление. (Какой элемент рисуешь? Какого цвета? Где расположены? Как надо «купать» кисточку?)

Анализ детских работ.

Кто уже украсил фартучек, несите его на нашу доску. Давайте на них посмотрим. И ты сорока посмотри.

Оля, найди фартучек с ровным узором. Почему ты выбрала этот фартучек?

Молодец, потому что полоски нарисованы ровно и узор между ними аккуратный. Листочки нарисованы слева, справа, а между ними – цветочки.

Сорока, тебе нравится наши фартучки?

Конечно, нравится?

Мы тебе их дарим, чтобы ты не пачкала перышки.

Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостей.

А теперь надо убрать своё рабочее место. Молодцы ребята, хорошо потрудилась, погладьте себя по голове.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе «Сказочная птица»

Цель занятия:

1. Учить детей рисовать сказочную птицу нетрадиционным способом оттиск — ладошкой, располагать изображение по центру листа бумаги.

2. Упражнять детей в рисовании «тычком» ватной палочкой.

3. Развивать творческие способности: чувство цвета, умение придумывать декоративный узор.

4. Воспитывать самостоятельность, уверенность и желание заниматься изодеятельностью. Доставить детям радость от выполненной работы.

Материал к занятию: Бумага формата А-4,акварельные краски для тонирования бумаги, гуашь, кисточки, ватные палочки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение сказок, тонирование бумаги.

Ход занятия:

Организационный момент: дети стоят в кругу.

— Покажите мне свои ладошки, погладьте их, похлопайте в ладоши, закройте ладошками свои глазки, потрите ладошками свой щечки. Вот сколько дел умеют делать ваши ладошки. А еще можно с ладошками поиграть. Давайте превратим наши ладошки в птичек.

Пальчиковая игра:

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Полетать все захотели.

Ветер дунул – полетели.

— Птички улетели. А вам бы хотелось, чтобы они остались с нами. Я вам в этом помогу. Давайте с вами нарисуем птичек, но не простых, а сказочных. А помогут нам в этом — наши любимые ладошки.

Дети садятся за столы.

— Посмотрите на мою ладошку, мне,кажется, она очень похожа на птицу. А вы как думаете? Где же клюв у птицы? Где шея? Покажите туловище птицы. А вот какой замечательный пушистый хвост. (Воспитатель показывает на своей ладошке, дети на своей).

— Только наша птичка совсем не яркая. Давайте ее раскрасим. Рассмотрите листы своей бумаги, и выберите цвет краски для своей птички. Цвет должен отличаться от цвета вашего фона, чтобы птичка не потерялась. (Дети кистью наносят краску на ладошки).

— А теперь посадите свою птичку в самый центр листа. Для этого вы должны раскрыть широко свой пальчики и приложить ладошку к листу бумаги. Прижали крепко-крепко и резко подняли вверх. Вот и получились птички.

— Вам нравятся ваши птички? А если вы их украсите узорами, они станут сказочными. Пусть наши птички отдохнут-посохнут, а мы с вами поиграем.

Речь с движением:

Девочки и мальчики хлопают в ладошки.

Ладушки- ладушки, ладушки – ладошки.

Кашу наварили, помешали ложкой.

Ладушки-ладушки, ладушки – ладошки.

Курочке пеструшке покрошили крошки.

Ладушки – ладушки, ладушки – ладошки.

Поплясали сами, пригласили ножки.

Топают, топают ножки по дорожке.

Строим, строим домик. Домик для матрешки.

Покружились детки, детки, как матрешки.

Возвращаемся за столы.

— Дождались нас ваши птички, не улетели. А знаете почему? Они хотят стать сказочными. Сейчас вы украсите своих птичек так, как сами захотите и превратите их в сказочных. Вспомните, украшать можно не только кистью, но и ватной палочкой — тогда точечки получатся красивые и ровные.

Дети декорируют своих птичек. Звучит музыка «Звуки природы. Песни птиц».

Воспитатель отвечает, на возникшие у детей вопросы, подсказывает, советует.

— Какие красивые сказочные птицы у вас получились. Вы просто все молодцы! А сейчас, давайте, посадим ваших птиц на сказочную полянку и полюбуемся ими.