Хака – танец войны. Дикие танцы маори: Хака

Совершенно не имеет значения, во что одеты их оппоненты. Совершенно не важно, кто вышел на поле против новозеландских All Blacks. Потомки маори споют и станцуют устрашающую песню войны любому сопернику. Речь в этой статье пойдёт о популяризованной в наши дни старинной традиции аборигенов Новой Зеландии — хаке.

Для начала хочу немного рассказать о маори. Но не о тех, что населяют «Землю длинного белого облака» сегодня, а об их воинственных предках. По преданиям тысячелетие назад к берегам Новой Зеландии пристали семь каноэ, на борту которых были переселенцы из Восточной Полинезии. Именно они и стали первыми обитателями острова — семь племён маори, благодаря которым и начала формироваться уникальная культура, основанная на духовной близости аборигенов с окружающим миром. Но, несмотря на философию единения с природой, маори были весьма искусными бойцами, а их мастерство оттачивалось в постоянных войнах. Первыми из европейцев дикий враждебный нрав аборигенов испытали на себе великие путешественники: Абель Тасман, а впоследствии и Джеймс Кук.

Кровопролитные междоусобицы маори давно канули в лету, но один из военных обычаев не забыт и играет весьма важную роль в современной культуре Новой Зеландии. Капа хака — это целый ритуал, включающий в себя танцы, пение, своеобразную мимику. Впервые хаку стали исполнять маори-воины сотни лет назад: перед каждым боем они с помощью устрашающих телодвижений и криков, вытаращенных глаз и высунутых языков своей яростной экспрессией пытались запугать врага. Позже хаку стали использовать и в мирных целях, рассказывая посредством неё о маорийских традициях и верованиях. Сегодня хака является непременным атрибутом общественных и государственных мероприятий.

В Новой Зеландии много различных версий традиционного танца, есть даже армейское исполнение. Но, вообще говоря, Капа хака — это не только мужской танец, сопровождаемый недружелюбными выкриками. Есть и женское направление древнего обычая, которое называется «пои». Это тоже танец, сочетающийся с жонглированием шарами на верёвках. Женская хака, естественно, более спокойная, чем мужская. Несмотря на то, что любая разновидность хаки в Новой Зеландии уважаема и почитаема, популярным на весь мир обрядовое пение в сопровождении замысловатых движений стало именно благодаря национальной команде по регби.

Официально сборная Новой Зеландии по регби появилась в 1892 году. А в 1905 году газета «Daily mail», после разгрома новозеландцами английского клуба, прозвала команду All Blacks , что можно перевести, как «абсолютно чёрные». Так, благодаря своей тёмной форме и газетчикам, сборная Аотеароа — страны длинного белого облака — обрела звучное прозвище, ставшее вместе с хакой, которую игроки исполняют перед каждым матчем, их визитной карточкой.

Около столетия с момента основания команды сборная Новой Зеландии была лучшей в мире, обыгрывая всех и вся. Но к началу двадцать первого века потомки маори несколько сбавили темпы: последние годы трофеи ускользают от All Blacks с завидной регулярностью. Может, всё дело в том, что противники привыкли к хаке и больше не боятся? Ответ скорее отрицательный, ведь нынешнее исполнение танца — это скорей средство для новозеландцев мысленно собраться и настроиться, забыв обо всём, что не касается игры, чем средство для устрашения врагов.

Рассказывать о том, как маори танцуют хаку, бессмысленно. Это нужно видеть. Но о том, что выкрикивают игроки, сказать необходимо.

Изначально All Blacks исполняли хаку «Ка мате», точнее её часть, повествующую о чудесном спасении воина от врагов, случившееся благодаря Солнцу. Я приведу два ключевых, на мой взгляд, отрывка этой хаки:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Whiti te ra!

Это смерть, это смерть! (или: Я умру) Это жизнь! Это жизнь! (или: Я буду жить)
Солнце светит!

Сначала маори, смирившись с горькой участью, готовится достойно встретить свою погибель, но через мгновение радостно осознаёт, что выживет и выкрикивает благодарность богу Солнца.

В дополнение к этой, придуманной сотни лет назад вождём Раупарахи, All Blacks приняли новую Kapa o-Pango («совершенно чёрные» в переводе), созданную специально под них, для сборной Новой Зеландии по регби. В ней говорится не о былых подвигах маори, а о современных: о желании спортсменов одерживать победы, защищая честь страны. О том, что новозеландцы собираются делать с противником, красноречиво говорит один из жестов новой хаки: движение ладони, перерезающее горло.

Предматчевое исполнение хаки игроками Новой Зеландии стало неотъемлемой частью мирового регби. Воинственные танцы стали достоянием мировой спортивной культуры. Некоторые сборные, такие как Фиджи или Самоа, исполняют в ответ All Blacks свои танцы. И кто знает, может в будущем модное сегодня направление станет непременным атрибутом любых спортивных соревнований. Во всяком случае потомки маори этому всячески содействуют, участвуя в рекламных компаниях и популяризуя регби.

Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори. Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии. Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты. Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны. В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма. В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.




На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий. Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки. Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Я перевела tangata pūhuruhuru, как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек». Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).

Ну, впрочем, кто недоволен моим переводом, может попытаться сделать свой, воспользовавшись словарем Māori-English Dictionary.

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев. Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
К слову сказать, хака – танец, исполняемый без оружия, но у маори есть и ритуальные танцы с оружием – с копьями или дубинами – каждый из них имеет свое соответствующее название, существует также несколько разновидностей самой хаки, с которыми вы можете познакомиться на сайте, который так и называется: Haka, а также на сайте, посвященном истории Новой Зеландии и её обычаях.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.


Хака – традиционный танцевальный жанр народа маори, коренного населения Новой Зеландии. Строго говоря, это не совсем танец. Хака объединяет в себе как движения, так и звуковой аккомпанемент в виде песен, выкриков, боевых кличей и звуков от топота ног и ударов по бедрам и груди. Хака существует во многих разновидностях, исполняемых по разным случаям и разными группами.


Особое место занимает военный Хака «Перуперу» (маори peruperu), исполнявшиеся маорийскими воинами непосредственно перед битвой, в перерывах и после ее успешного окончания.
Танцующие часто потрясают в процессе своим оружием, таращат глаза, высовывают языки и истошно кричат, а их тела конвульсивно содрогаются. Особенность «перуперу» - одновременные прыжки всех исполняющих ее воинов, а также то, что иногда мужчины танцевали его голыми, причем эрегированные пенисы считались знаком особенной смелости.


Разновидность «перуперу», «тутунгараху» (маори - tutungarahu) воины исполняли для того, чтобы определить, готово ли подразделение к бою. Старики нагибались к земле, а воины одновременно подпрыгивали. В случае, если хотя бы один мужчина оставался на земле, когда остальные уже были в воздухе, маори не выходили сражаться, так как это считалось дурным предзнаменованием.


Композитором самой известной военной хаки – Ка-матэ – являлся один из вождей маори Те Раупараха, участник борьбы с британскими колонизаторами. Ка-матэ исполнялся пионерным батальоном маори при наступлении на Галлиполийском полуострове во время Первой мировой войны.
В XXI веке хака регулярно исполняют в Вооруженных силах Новой Зеландии. Два раза в год, начиная с 1972 года, проводится фестиваль-соревнование по хака Те Мататини (маори Te Matatini).





Хака - танец войны. Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори.

Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана - полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности - Новой Зеландии.

Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом - а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них - соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки - смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка - человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты.

Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой - при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей - и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны.

В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной - доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма.

В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.

На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори - ta moko ). История имеет достаточно подтверждений этой теории - от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты - мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий.

Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки.

Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Ka mate, ka mate! ka ora! ka ora!
Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora!
Tēnei te tangata pūhuruhuru Nāna nei i tiki mai whakawhiti te rā
Ā, upane! ka upane!
Ā, upane, ka upane, whiti te ra!

В переводе:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! - буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит - «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Тangata pūhuruhuru , переводится как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata - это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение - кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru - «покрытый волосами». Вместе получается - «волосатый человек».

Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua - это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек - поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua - это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua) .

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев.

Увы, танцы - плохая защита против огнестрельного оружия. Британия - страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.

Хака - не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau , воины Фуджи - Teivovo , воины Самоа - Cibi , они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Сегодня хака - не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя - есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление - в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс - ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Традиционный танец народа маори хака, который с большим воодушевлением исполнили друзья жениха на мультикультурной свадьбе, до слез растрогал невесту. Видео с необычного бракосочетания стало интернет-хитом, распространившись в социальных сетях и заработав более 15 миллионов просмотров на YouTube.

Как известно, свадебные традиции разных народов мира отличаются разнообразием и зачастую могут показаться стороннему наблюдателю достаточно странными, хотя участники необычных ритуалов воспринимают их, как должное.

Видео с мультикультурной свадьбы невесты-представительницы коренного новозеландского народа маори по имени Аалия и белого жениха Бенджамина Армстронга произвело настоящий фурор, сделав новобрачных и гостей звездами интернета. Бракосочетание, которое проходило в городе Окленд, весьма оживил традиционный новозеландский танец хака, поставленный тайком от виновников торжества в качестве свадебного сюрприза. Этот народный танец маори отличается воинственностью и экспрессивностью, однако, несмотря на это, новобрачные вовсе не сочли его неуместным. Невеста даже заплакала от избытка чувств, а потом присоединилась к исполняющим хаку вместе с женихом, не постеснявшись проявить переполнявшие их искренние эмоции.

Интернет-сообщество по достоинству оценило столь необычный ритуал – на YouTube видеоролик посмотрели более 15 миллионов человек.

Хака на все случаи жизни

Оказывается, танец, который подготовили присутствующие на свадьбе мужчины, является поистине универсальным. Изначально его, как правило, исполняли перед битвой с целью устрашить противника, причем делали это с оголенными эрегированными членами. Однако, это не только боевой ритуал. Хаку принято танцевать, как мы уже увидели, на бракосочетаниях, а также на похоронах и даже на приемах официальных лиц. Особой популярностью танец пользуется среди новозеландских регбистов и военных. Исполнители танца совершают резкие движения, топают ногами, бьют себя по бедрам и груди и сопровождают свои действия воинственными криками и оживленной мимикой лица.

Необычные свадебные традиции других народов мира

Впрочем, хака является не единственным свадебным ритуалом, который может показаться странным. К примеру, в Шотландии есть обычай обливать невесту помоями с ног до головы, чтобы отпугнуть злых духов. В Южной Корее принято бить жениха высушенной рыбой. В Малайзии каждый гость должен обязательно преподнести молодоженам в подарок вареное яйцо – символ благополучия и процветания. А вот в цивилизованной Финляндии все присутствующие обязаны при вручении подарков озвучить точную денежную сумму, которая была на них потрачена.