Исследовательская работа "образ петра первого в русской литературе". Доклад: Становление личности в эпохе образ Петра Первого по роману Петр Первый

Образ Петра I поражает своей силой. Она чувствуется, во всем: в росте, в физической мощи, в размахе чувств, в работе и разгуле. Петр мало похож на европейского государя: он своими руками пытает и казнит, бьет приближенных (хотя и за дело!), непомерно пьет, устраивает дикие забавы. Но ведь он сумел сделать Россию передовой державой, привить стране европейскую культуру. Писатель почти не дает развернутых описаний внешности царя, рисуя его как бы штрихами. Вот Петр - юноша: «У Петра все шире округлялись глаза от любопытства. Но он молчал, сжав маленький рот. Почему-то казалось, что, если он вылезет на берег - длиннорукий, длинный, - Лефорт засмеется над ним». А вот в зрелые годы после взятия Нарвы: «Петр стремительно вошел в сводчатую рыцарскую залу в замке… Он казался выше ростом, спина была вытянута, грудь шумно дышала…» И лишь глазами иностранца писатель дает развернуто его описание: «Это - человек высокого роста, статный, крепкого телосложения, подвижный и ловкий. Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные, волосы короткие, кудрявые и темноватые. На нем был саржевый кафтан, красная рубашка и войлочная шляпа».

Толстой часто подчеркивает нервозность царя: дрожащие ноздри, выкатившиеся глаза, дергающаяся в гневе голова, пропущенные буквы во время письма, когда он торопится, пропущенные слова, когда, «горячась, он начинал говорить неразборчиво, захлебывался торопливостью, точно хотел сказать много больше того, чем было слов на языке». Петр всегда торопился, потому что с ранней юности понял, что перед ним стоит великая задача: сделать Россию такой же богатой и сильной, как европейские государства. Ночи царь проводит без сна, думая: «Удивить-то он удивил, а что из того? Какой она была - сонной, нищей, неповоротной, такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…» И тут же мыслит, как человек далекой нам и страшной в своем варварстве эпохи: «Указ, что ли, какой-нибудь издать страшный? Перевешать, перепороть…» И он порол, вешал, етриг бороды, гнал людей на каторжные непосильные работы. Все это так - надо помнить, какой ценой России вошла в Европу. Но ведь и до Петра пороли и вешали… А он, хотя, по словам Пушкина, и писал указы, точно кнутом, действовал во благо державы.

Петр Алексеевич понял также, что учиться надо всем, и ему первому. С наивностью он говорит немецкой принцессе: «Знаю четырнадцать ремесел, но еще плохо, за этими сюда приехал… У вас королями быть - разлюбезное дело… А ведь мне, мамаша, мне нужно сначала самому плотничать научиться».

Самая поразительная черта характера, которая удивляла и иностранцев, и своих, - это то, что Петр не гнушался иметь дело с простыми, «подлыми» людьми. Мало того, ради дела ему незазорно было подчиняться ремесленникам, которые называли его запросто по имени. Петр учился не только ремеслам, но и наукам, искусствам, особенно военному делу. Знал он и несколько иностранных языков, лично экзаменуя людей, посланных за границу. Пушкин писал о нем: «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

Почти все его царствование прошло в войнах. Сами преобразования служили прежде всего достижению победы над Швецией. Каков же Петр в бою? Толстой показывает нам, что этот герой не стремится, подобно Карлу XII, постоянно подчеркивать свою храбрость. После поражения под Нарвой царь уезжает, не боясь, что его обвинят в трусости. Он выше этого. В этот период особенно наглядно проявляется характернейшая его черта: неудачи и трудности не только не могут заставить его изменить цель, но побуждают еще решительнее бороться за ее достижение. «Конфузил - урок добрый, - говорит он, узнав о разгроме русской армии, для создания которой положил чуть ли не десять лет жизни. - Славы не ищем… И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем…»

А. Толстой в конце романа подчеркивает, что Петр считал войну делом тяжелым и трудным, будничной «страдой кровавой», государственной нуждой, противопоставляя его шведскому королю, который воюет ради славы. Противопоставление это видно и в полководческих дарованиях обоих монархов: талантливый Карл, увлеченный победами, в конце концов терпит поражение от Петра, для которого победа и судьба своей державы неразделимы.

Невозможно целиком охватить образ Петра Великого. Алексей Николаевич Толстой не сумел этого сделать за всю жизнь, оставив роман неоконченным. Но мы знаем, что в первую четверть XVIII века император пережил славу победы под Полтавой, на море, мира с побежденным врагом, возвышения России. Многое в Петре непонятно нам сегодня. Но его любовь к стране, умение учиться у других - качества, которые мы не можем не ценить…

Яркий, сильный образ Петра I во все времена вызы­вал громадный интерес со стороны историков, публи­цистов и писателей. Биографии, эссе, исторические романы - разные авторы в разное время пытались ос­мыслить роль этой незаурядной личности в истории Российского государства. Нельзя сказать, что харак­тер великого царя, его деяния оцениваются однознач­но. Одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие - взбалмошным самодержцем, на­рушившим плавный ход истории. Изучением проти­воречивой натуры российского императора в свое вре­мя занимался и А. Н. Толстой - автор нескольких произведений, в разной степени раскрывающих коло­ритный характер Петра I, являющихся своеобразным экскурсом в эпоху могущественного императора. Впервые «царь-революционер» появляется у А. Н. Толстого в рассказе «День Петра». Здесь Петр I предстает перед читателем как противопоставленный народу, да и всей России, самодур, взявший на себя непосильную задачу - в одиночку перекроить Рос­сию по европейскому образцу. Далее автор создает пьесу «На дыбе», трактовка образа главного героя в которой, мало чем отличается от данной в предыдущем произведении: Петр по-прежнему одинок в своем стремлении к реформаторству, государственным пре­образованиям. Интерпретируя таким образом лич­ность царя, писатель выражает свое мнение по поводу его деятельности: все стремления и начинания Пет­ра - неуместны, несвоевременны. Но, видимо, в глу­бине души А. Н. Толстой сомневался в бесспорности своих выводов и, по свидетельству современников ав­тора, продолжал кропотливую работу над документа­ми XVII-XVIII веков. В результате чего и вышел в свет роман «Петр I», где Петр предстает перед читате­лем уже не самодержцем-одиночкой, а масштабной личностью, «народным царем». Писатель не ставит перед собой цель познакомить нас с биографией импе­ратора, не поет ему дифирамбы, но и не клеймит его, как приспешника запада. Автор берет на себя задачу объяснить историческое значение петровской эпохи, раскрывает образ главного героя, показывая всю его многогранность и противоречивость. С одной сторо­ны - подача нелицеприятных черт и поступков, при­сущих Петру: детальные описания пьяного разгула, грубости, жестокости. С другой - искреннее стремле­ние к преобразованию великого государства, целеуст­ремленность, демократичность, самоотверженность. Обучаясь ремеслу за пределами России, Петр удивлял знатных иностранцев своим пренебрежением к импе­раторскому статусу, общепринятым устоям: «После работы он посещает невзрачную портовую харчевню, где, сидя за кружкой, курит трубку и весело беседует с самыми неотесанными людьми и смеется их шуткам, нисколько в таких случаях не заботясь о почтении к себе». Но умеет он быть и покладистым, по-царски благолепным и чинным: «Царь, одетый в русское пла­тье, в чистых ручках шелковый платочек, был сми­рен, голова опущена, лицо худое. Третью неделю не брал в рот трубки, не пил вина...». «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник...»,- так писал о Петре Великом А. С. Пушкин, и именно это - много­плановость характера, не оставляющую место одно­значным суждениям, постарался донести до читателя А. Н. Толстой. Но ведь характер формируется под воз­действием определенных условий: социальный ста­тус, мера ответственности, отношение окружаю­щих - все это создает предпосылки для развития тех или иных качеств, заставляет человека вырабатывать у себя определенные навыки. Исходя из этого, жизнь Петра Первого можно представить, как постоянную борьбу, начиная с отстаивания права на единовластие и, заканчивая стремлением изменить косный уклад жизни боярской России. У человека, противопоста­вившего себя большинству и при этом ответственного за судьбу страны, народа, должен быть твердый ха­рактер и жесткая рука. В романе Толстого есть три пе­реломных момента, формирующие личность Петра: посещение Архангельска, первый Азовский поход и разгром под Нарвой. Во всех перечисленных случаях Петр поступается своей гордостью, добровольно про­ходит сквозь стыд ради государства. И поражения его оказывают гораздо большее влияние на формирова­ние характера, чем последующие победы. «Конфу­зия - урок добрый...»,- говорит он после разгрома русской армии, создаваемой им в течение десяти лет. «Славы не ищем... И еще десять раз разобьют, потом уж мы одолеем...».

При чтении романа отмечаешь высокое мастерство автора, который сумел точно и ярко передать дина­мичный характер главного героя через, казалось бы, незначительные детали - жесты, выражения: «...Петр вырвал у конюха кнут и бешено застегал...», «...насупясь, Петр Алексеевич ударил коня и опять запрыгал в седле», «загорелый, худой, коротко стри­женный, в узкой куртке черного бархата, в штанах пузырями он несся по лестницам...». Стремительный, решительный, уверенный в себе - именно таким представляется человек, описываемый подобным об­разом. Человек, к чьему имени по праву добавили эпитет Великий.

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А. С. Пушкин «Медный всадник»

Царевич Петр появляется на страницах романа в сцене стрелецкого мятежа, когда его мать, Наталья Кирилловна, выносит мальчика на крыльцо: “Круглолицый и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши…” Он увидел кровавую расправу, непомерную жестокость стрельцов, управляемых Хованским и Василием Голицыным. Эти события оставили неизгладимый след в душе царевича, врезались в его память на всю жизнь.

Чем грандиознее замыслы Петра, тем жестче становится его характер, он неумолим к тем, кто мешает продвижению вперед, тормозит осуществление его идей.

Несмотря на сложные отношения царя с дворянами и боярами, были среди них и его единомышленники: князь-кесарь Ромодановский, искусный полководец Шереметьев, дипломат Петр Толстой, адмирал Головин, дьяк Винус.

Писатель даёт широкую панораму важнейших событий Петровской эпохи, показал, какую роль в них сыграли самые различные слои населения, дал читателю возможность оценить огромное историческое значение фигуры Петра I .

Петр поражает своей необычайной выносливостью, он сутки мог обходиться без сна, без еды, заставляя всех в потешном войске безоговорочно принимать его правила игры, перешедшей в итоге в серьезное изучение военной науки. Товарищами по этим играм становятся мальчишки из простонародья, смышленые, преданные и смелые - ядро будущей гвардии.

А. Н. Толстой создал монументальный образ Петра I , но это не идеальная фигура “венценосца”. Он живо изобразил великого правителя, показал, что он – человек, в котором сложнейшим образом переплелось грубое и ласковое, доброе и злое, гуманное и жестокое. Писатель показал, что Петр I был фигурой гениальной по своему потенциалу и масштабу произведенных преобразований в России.

Будущего реформатора тянуло в немецкую слободу; ему всё интересно на Кукуе, где он всему удивляется: “А это зачем? А это для чего? А это как устроено?” Таким он останется на всю жизнь, благодаря своему живому любопытству он будет постоянно учиться, все испытывать на собственном опыте, не бояться никакой работы, никаких трудностей. Он всё должен пропустить через себя; чтобы проводить реформы, ему необходимы независимость ума, отсутствие авторитетов, самостоятельность.

Поражение под Нарвой не сломило Петра, а заставило действовать: “…воевать еще не научились… чтоб здесь пушка выстрелила, ее надо в Москве зарядить”. Он начинает тщательную подготовку и через три года, выступив с новой армией, с новыми пушками против шведов, побеждает, твердо встав на берегу Балтийского моря.

Громадную роль в реформах царя сыграло купечество: “Связал нас бог одной веревочкой, Петр Алексеевич, - куда ты, туда и мы”, - говорит Петру от имени купцов Иван Бровкин.

А. Н. Толстой, являясь реалистом, достоверно описывает основание новой столицы России - города Петербурга. Рабочие трудятся в жутких условиях: на болотах, полуголодные, ободранные, больные; город воздвигается на костях человеческих.

Автор изображает Петра не только как крупную историческую личность, которой подвластны тысячи людей, но и передает способность царя хранить дружбу и уважение к Лефорту, будучи единовластным правителем, он прислушиваться к его советам. Смерть Лефорта была для Петра огромной потерей: “Другого такого друга не будет… Радость - вместе и заботы - вместе”.

Шла борьба за власть, а Петр своим несерьезным поведением, неуместными для царя играми, царапинами, синяками и цыпками на руках шокировал бояр.

Ситуация в стране требовала от Петра жестокости и беспощадности (часто гиперболизированной); страшное воровство, запустение, отсталость вызывали у него жуткий гнев.

Образ Петра I в романе А. Н. Толстого “Петр I

В романе изображена и любовная страсть Петра. Он любил немку Анну Монс, но впоследствии вычеркивает её из сердца за предательство, женился он на А. Лопухиной, молодой, глупой и примитивной девице, желающей, чтобы муж сидел около ее юбки. Но Петру это не по душе, он с утра до вечера пропадает в трудах и заботах - строились потешные корабли на Переяславском озере.

При всей масштабности преобразования Петра I не только не улучшили участь народа, а наоборот, привели к усилению эксплуатации, увеличению поборов с нищих крестьян. Их гоняли за тысячи верст строить корабли и города, разлучая с семьями, добывать железо, засекали до смерти в солдатах. Все это тоже освещено в романе.

А. Н. Толстой в своём произведении “Петр I ” с исторической достоверностью изобразил время, события, политическую ситуацию, людей, их быт и нравы. “Чтобы понять тайну русского народа, его величие, - писал автор, - нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер”.

А. Н. Толстой дает подробное описание глубоких изменений в сознании Петра после поездки за границу. Много там было необычайного и дивного для русского человека. Вспоминалась Петру сонная, грязная и неповоротливая Россия, не знает он пока, “какими силами растолкать людей, продрать им глаза… Черт привел родиться царем в такой стране!”. Все эти мысли вызывают в нем бешеную злобу на русских и зависть к иностранцам. Первый порыв - перевешать, перепороть. “Но кого, кого? Враг невидим, неохватим, враг - повсюду, враг - в нем самом…”

Петр рос подвижным, возбудимым, впечатлительным; его невозможно было удержать в тепличной атмосфере дворца, где зачахли два его брата.

На Петра очень повлияло поражения под Азовом; неудача закалила его, он стал упрямым, злым, деловитым. Он нацеливается на новый поход; для этого укрепляет боевую мощь: строит флот в Воронеже. И через два года победа не заставила себя ждать.

Узнав от дяди Льва Кирилловича о заговоре Софьи, о том, что царская власть висит на волоске, Петр вспоминает ужасы детских лет, казнь сторонников Нарышкиных, и у него случается припадок. Он скачет в Троицу; Софья, узнав об этом, говорит: “Вольно же ему, взбесяся, бегать”. Рассчитывая на войска, она ошиблась: стрельцы шли к Петру, невзирая на угрозы Софьи. “Как сон из памяти - уходила власть, уходила жизнь” от Софьи.

В одной из палат Преображенского дворца была организована корабельная мастерская, где под руководством немцев строили макеты галер и кораблей, учились арифметике и геометрии. Борис Голицын посоветовал Петру строить верфь на Переяславском озере и прислал ему воз нужной литературы, а Наталье Кирилловне сказал: “Доброго ты сына родила, умнее всех окажется, дай срок. Глаз у него неспящий…”

Широко показывает А. Н. Толстой богатство земли русской народными талантами, которые Петр подмечал и посылал учиться за границу, так как понимал, что без молодых ученых невозможно совершить преобразования в стране. Петр ценил людей не за происхождение и титулы, а за талант, смекалку, умения, сноровку и трудолюбие, поэтому в его окружении было много выходцев из народа: это и Алексашка Меньшиков, и семья Бровкина, и Федор Скляев, и Кузьма Жемов, и братья Воробьевы, и многие другие.

Страшные картины из детства заставляют Петра вести жестокую и непримиримую борьбу с боярами; он сломал уклад старой боярской думы, теперь в ней сидели адмиралы, инженеры, генералы, многие из которых иностранцы, - все они были единомышленниками молодого царя.

В Голландии Петр работает на верфи матросом, не боится черной работы, учится кораблестроению. Активно формируется личность Петра, раскрывается его деятельный, государственный ум, все подчинено в нем главной цели: повернуть свою страну на путь, ведущий из прозябания и изолированности к прогрессу, к введению русского государства в круг передовых государств в качестве великой державы. Он нацеливается на войну с сильным противником - Швецией, чтобы иметь выход к Балтийскому морю. Понимая, что для этого нужно быть хорошо оснащенным и вооруженным, он решает строить на Урале заводы.

/ / / Образ Петра I в романе Толстого «Петр Первый»

Личность русского царя Петра I и время его правления привлекали внимание многих литераторов.

Одним из лучших произведений на эту тему является роман Алексея Толстого « ». Образ царя несколько идеализирован, но не лишен правдивости. Главная цель автора – показать преображение жизни прогрессивным деятелем. Такая личность должна стать активным творцом судьбы .

Алексей Толстой называет роман в честь главного героя. Все события связаны с личностью Петра Первого. Автор сосредотачивает внимание читателя на роли этого царя в становлении новой России.

Образ героя раскрывается постепенно в течение времени. В первой части романа показаны детские годы Петра. Его становление на трон после Федора Алексеевича было скорее счастливой случайностью. Выбор был между двумя младшими братьями предыдущего царя.

Люди видят Петра впервые в образе мальчика в пестром кафтане. Даже одним нарядом наследник контрастировал с общей нищетой населения. Петр приходит ко власти во времена неразберихи и бедности.

Герой в первой части – еще несформированная личность. Один из первых эпизодов – смотрины наследника на требование стрельцов-бунтарей. Петр здесь еще всего лишь напуганный ребенок. Смешно смотрится на нем съехавшая набок мономаховая шапка.

На протяжении романа наблюдаем динамику образа Петра Первого. После описания раннего детства следуют эпизоды, где уже Петр - отрок лет двенадцати. Его голос глуховат, а немигающие глаза похожи на совиные. В этих эпизодах появляется важный герой – , который в будущем станет фаворитом царя.

А пока что Алексашка обучает подростка Петра ловкости и хитрости.

Еще будучи юношей с еле-еле пробивающимися усиками над верхней губой, Петр дает отпор родственникам, которые тоже претендуют на престол. Он прерывает церковный обряд для того, чтобы вступить в пререкания со старшей сестрой. Уже сейчас в нем начинает формироваться сильная личность, которая не станет подстраиваться под привычные устои общества, а будет преобразовывать жизнь.

В произведении Алексей Толстой подчеркивает, что юные годы царя были довольно драматичными. Это связано с его постоянной борьбой за власть. В романе есть антагонист Петра – Голицын, который является фаворитом . В отличие от него, Петр обладает сильным деятельным характером. Он хочет как можно быстрее проявить свои качества. Первым новшеством царя стали потешные полки. Таким образом Петр продемонстрировал свою безграничную власть. И хотя вначале это казалось всего лишь потехой, после эти полки стали надежной опорой для царя.

В романе показана борьба Петра со старым устоем жизни в России, хранительницей которого была его сестра. Прогрессивные идеи нового царя поддерживают стрельцы и бояре.

Личность Петра Первого раскрыта разнопланово. Он одновременно прогрессивный политик и неограниченный во власти демонический монарх.

Произведение не было закончено писателем, но в нем образ Петра показан хорошо.

Как было сказано выше, «Пётр Первый» - исторический роман. Тема его - изображение России эпохи Петра. Идея романа - положительная оценка характера и деятельности царя-реформатора. Следовательно, Пётр является главным героем романа.

Сюжет произведения построен на описании жизни главного героя с ран него детства до первых побед русской армии в Прибалтике в начале Северной войны (последняя четверть XVII века и начало XVIII века). Толстой планировал создать роман в трёх книгах. В первой он подробно рисует детство и раннюю молодость царя на фоне широкой исторической картины русской жизни. Эта книга заканчивается рассказом о первом заграничном путешествии Петра и о стрелецком бунте 1698 года. Вторая книга показывает реформаторскую деятельность молодого царя и начало Северной войны. Здесь автор особое внимание уделяет Нарвской битве 1700 года, которая сыграла важнейшую роль в последующей истории России. Обидное поражение под Нарвой заставило Петра предельно напрячь собственные силы и силы всей страны для того, чтобы в конце концов победить Швецию в Северной войне (1721). События второй книги заканчиваются первыми маленькими, но такими важными для Петра победами над шведскими крепостями в Прибалтике и закладкой Петербурга в 1703 году.

В третьей книге писатель хотел показать Петра - зрелого государственного деятеля, замечательного полководца, мудрою чело века, несмотря на все его личные недостатки. Однако Толстой не успел написать эту книгу, и о его замыслах можно судить только по предварительным планам и наброскам. Таким образом, писатель подробно изобразил только детство и юность Петра, но уже в этих двух книгах сумел создать сложный и интересный образ главного героя.

Образ Петра складывается в романе постепенно на фоне важнейших исторических событий конца XVII века. Толстой изображает сонную, нищую, неповоротливую допетровскую Русь, над которой висят «столетние сумерки - нищета, холопство, бездолье» (1,2, 1). Писатель показывает, как рождаются и переплетаются личные и социально-исторические мотивы поступков будущего царя. В душе Петра появляется и укрепляется неприятие старого уклада русской жизни, старых порядков. Сначала властолюбивая сестра Софья олицетворяет для него старозаветную Россию, и Пётр вынужден бороться с сестрой буквально не на жизнь, а на смерть. Постепенно страх за свою жизнь в душе Петра перерастает в осознанную ненависть не к отдельным людям, но вообще к старым порядкам.

В этой эволюции важны несколько эпизодов, например, сцена в Архангельске, когда Пётр посещает иноземный торговый корабль: «Уж до того жалки показались домодельные карбасы, когда проплывали мимо высоких бортов кораблей... Стыдно! Все это почувствовали: и помрачневшие бояре, и любезные иноземцы на берегу, и капитаны, и выстроившиеся на шканцах матёрые, обветренные океаном моряки...» (1, 5, 15). По возвращении из Архангельска Пётр решает, что должен ближе познакомиться с Европой, и поэтому отправляется туда под именем Петра Алексеева в свите Великого посольства. Он хочет своими глазами увидеть европейскую жизнь и научиться строить корабли.

Пётр как государь описывается в сравнении с князем Голицыным (всесильным фаворитом царевны Софьи), с Карлом XII (шведским королём) и Августом Великолепным (польским королём). Василий Голицын задумывал государственные реформы, понимал экономическую необходимость выхода России к морям, но ему недостало воли, настойчивости, а может быть, и власти, чтобы воплотить в жизнь свои планы. Пётр не только понял веление времени - необходимость реформ, но и проявил в борьбе за эти реформы весь свой темперамент борца и одно временно терпение, столь характерное для русского человека. Царь не останавливается ни перед чем, не жалеет ни себя, ни других, но осуществляет многие проекты, о которых Голицын только мечтал, сочиняя прожекты в своём роскошном московском дворце (1,2,5).

Отличительной чертой шведского короля Толстой считает поглощающее всё стремление к личной славе. Мечтой Карла является слава непобедимого полководца, второго Цезаря (2, 2, 5). При этом его мало заботит благополучие собственной страны: она должна дать средства для ведения европейской войны, а всё остальное не имеет для Карла никакого значения. От Карла XII Петра отличает высокий патриотизм: во всех делах русского царя прослеживается не столько желание личной славы, сколько стремление вывести Россию из «тьмы невежества и запустения». Для этого Пётр, ломая всякие традиции, занимается любой, даже «чёрной» работой. Толстой изображает его в Воронеже на строительстве очередного корабля. Работая в кузнице с мастером Жемовым, Пётр выполняет обязанности подмастерья и неловко тащит лапу якоря, за что Жемов кричит на него. Царь спокойно относится к этой ситуации (в России учеников не только ругают последними словами, но, бывает, и бьют) и никак не наказывает кузнеца, которого уважает за его мастерство и глубокое знание кузнечного ремесла (2, 1, 10).

Польского короля Августа писатель изображает как человека безответственного, легкомысленного, считающего, что королевская власть дана ему для того, чтобы он удовлетворял все свои желания и прихоти. Это отчётливо проявляется в образе жизни Августа и его двора во время Северной войны. Польский король колесит по своему королевству, спасаясь от преследования Карла XII, но думает только о балах и флирте с прекрасными дамами, среди которых оказалась и Санька Бровкина-Волкова (2, 3, 2). От Августа Петра отличает чрезвычайная личная скромность и благородное убеждение, что царь обязан служить своему отечеству, а не отечество - царю.

Пётр в романе характеризуется через отношение к своим приближённым. В людях его привлекает верность, живость ума и характера. умение профессионально делать своё дело. Самые близкие друзья царя (Меншиков и Лефорт) обладают этими качествами. В Меншикове Петру нравятся деловая энергия, неутомимость, весёлость: «Ловок был, бес, проворен, угадывал мысли: только кудри отлетали, - повернётся, кинется и - сделано. Непонятно, когда спал, - проведёт ладонью по роже и, как вымытый, - весёлый, ясноглазый, смешливый» (1, 3, 4). При этом царь знает и недостатки своего «сердечного друга» - вороватость, хвастливость. В Лефорте Пётр нашёл тактичного наставника и любезного друга, который ненавязчиво направляет деятельность молодого царя. В Архангельске после посещения гостиного двора иноземных купцов Пётр выслушивает совет именно от Лефорта - отвоевать у Швеции балтийские земли: «Ты спросил меня, отвечаю: замахивайся на большее, а по малому - только кулак отшибёшь...» (1, 5, 15), - учит Лефорт. Во время пира, накануне смерти, Лефорт строит прожекты преобразований в России, которые совершенно совпадают с планами самого Петра. Поэтому царь так тяжело переживает смерть Лефорта: «Другого такого друга не будет. Радость - вместе, заботы - вместе. Думали одним умом... (...) Плохим был адмиралом, а стоил целого флота» (2, 1, 5-6).

В романе описываются три истории любви главного героя. Толстой показывает, что Пётр в женщинах ценил не только внешнюю привлекательность, но и чуткость, умение понять мысли близкого человека, живость и оптимистичный взгляд на мир. Ничего этого не оказалось в вялой и недалёкой Евдокии Лопухиной, поэтому она так и не смогла добиться любви мужа. Достаточно вспомнить, как она вела себя в день похорон Натальи Кирилловны. Пётр испытывал тяжёлое чувство одиночества и подавленности, ждал от жены сочувствия, ободрения, а вместо этого услышал от неё замечание, что в грязной одежде лёг на атласное одеяло (1,5, 17).

Петру показалось, что он нашёл понимание и сердечное тепло в Анне Монс, образованной и воспитанной в европейской культурной традиции. Но и тут он ошибся: в этой женщине было слишком много эгоизма и мещанского желания стабильной, уверенной и, конечно, обеспеченной жизни (2, 1, 6). Царь благородно поступает с Анной, когда узнаёт о её измене. Он оставляет ей все свои подарки (дом, деревни с крепостными, карету, драгоценности), но приказывает забрать свой портрет. Он никак не мстит Анне, но больше никогда не соглашается встречаться с ней. Пётр не показывает вида, однако, по наблюдениям Меншикова, царь тяжело переживает разрыв с Анхен и остро чувствует снова вернувшееся к нему душевное одиночество (2, 5, 5).

Роман обрывается в тот момент, когда Петру снова кажется, что он нашёл женщину, которая близка ему по характеру и которую он может полюбить. Именно поэтому Пётр так радостно разглядывает платочек с виноградными листочками, вышитый для него Екатериной (3, 6, 1).

Толстой не скрывает отрицательных черт характера и страшных поступков царя: в романе есть сцены, где Пётр проявляет жестокость, подозрительность, несправедливость. При этом писатель опирается на принцип исторического детерминизма, то есть не спешит осуждать, но пытается разобраться в негативных, с точки зрения просвещенного человека XXвека, поступках Петра. Одну из причин жестоких поступков Петра автор видит в самой русской средневековой жизни. Например, английский купец Сидней ужасается древнему русскому обычаю закапывать по плечи в землю женщину, убившую мужа, а после её мучительной смерти вешать труп на виселицу за ногу. Пётр сначала не понимает сэра Сиднея: «А что? Она же убила... Так издавна казнят... Миловать разве за это?» (1, 5, 3). Но, прервав пир, царь едет на площадь и приказывает солдату-охраннику застрелить закопанную убийцу, чтобы разом прекратить её мучения. Писатель рисует царя человеком своего времени, выросшим среди жестоких обычаев своего народа, когда человеческая жизнь, а тем более человеческое достоинство мало ценились и в государстве, и в семье. Как царь не жалеет каторжников на строительстве Петербурга (2, 5, 7), так и раскольники, вдохновлённые старцем-проходимцем Нектарием, предпочитают сгореть в церкви вместе с детьми, но не сдаться государевым солдатам (2,2, 8). Подобные сцены объясняют стремление Петра распространить, пусть даже насильно, при помощи палки, просвещение, образование, гуманистическую культуру в русском народе.

Итак, Толстой создал сложный, многоплановый характер первого русского императора. Писатель изобразил своего героя в самых разных жизненных ситуациях, в отношениях с разными людьми. Из текста романа понятно, что автор выделяет положительные черты характера Петра, но не скрывает и отрицательные. Так Толстой сохраняет правду характера, или, как говорил В.Г.Белинский, «идею лица». Эта «идея» не позволяет сделать из личности Петра, при всех его известных недостатках, «уродливого карлу вместо великана человечества» (В.Г.Белинский «"Ледяной дом". Сочинение И.И.Лажечникова»).

Без сомнения, образ Петра сложился у Толстого в противовес образу Петра из романа Д.С.Мережковского «Пётр и Алексей» (1905). Последний сосредоточил внимание на одном позднем эпизоде петровского царствования - наделе царевича Алексея. Мережковский изобразил царя исчадием ада, подчёркивая жестокость, властолюбие, сластолюбие государя, который своими кровавыми реформами разрушил благочинную Московскую Русь и, казнив собственного сына Алексея, навлёк проклятие на государство и династию царей Романовых. Толстой показал Петра в развитии (с самого ран него детства), на широком фоне русской жизни, поэтому реалистический образ Петра, созданный Толстым, кажется более убедительным, чем мистический (дьявольский) образ Петра у Мережковского.

Толстой сделал главным героем своего романа крупнейшего исторического деятеля России, но показал его и великим человеком в решительные моменты истории, и неповторимой личностью, понятной читателю XX века. Многостороннее изображение царя у Толстого можно объяснить тем, что автор, в отличие от Мережковского, положительно оценивает государственную деятельность Петра и, следовательно, его личность. Подобная оценка Петра Первого кажется более справедливой, а роман Толстого - более талантливым произведением, благодаря широкому охвату событий, удачной композиции, многогеройности, замечательному языку.