История юноны и авось. Великие истории любви: «Юнона и Авось

Также входит в репертуар Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского, Красноярского музыкального театра и Ростовского музыкального театра, Алтайского краевого театра музыкальной комедии, Оренбургского областного театра музыкальной комедии , Харьковского академического театра музыкальной комедии .

В названии спектакля использованы имена двух парусников , «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола , в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

    Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка - это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться.

    Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком » в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке , затем в Германии, Нидерландах и других странах.

    31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении ВИА «Поющие гитары» (впоследствии ставшего Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». В частности, режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в спектакль нового персонажа - Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям, Алексей Рыбников , присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении театра «Рок-опера» .

    Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

    Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской , хореографические номера - Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

    Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. В новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

    Первоисточник сюжета

    Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо , дочерью коменданта Сан-Франциско .

    По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере , когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске . Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург , чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания , а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее , где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году .

    А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша , где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой - «Я тебя никогда не увижу».

    Ни поэма, ни опера - не документальные хроники. Так говорит об этом сам Вознесенский:

    Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных...

    В 1810-1812 годах опубликованы записки Давыдова Г. И. «Двукратное путешествие в Америку...» в которых изложена история капитанов легендарных судов «Юнона» и «Авось» .

    Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)

    Сюжет

    Список музыкальных тем

    • Резанов - Г. Трофимов
    • Кончита - А. Рыбникова
    • Федерико - П. Тилс
    • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф. Иванов
    • Голос Богоматери - Ж. Рождественская
    • Солист в прологе - Р. Филиппов
    • Давыдов, второй солист - К. Кужалиев
    • Хосе Дарио Аргуэльо - А. Самойлов
    • Молящаяся женщина, солистка в эпилоге - Р. Дмитренко
    • Молящаяся девочка - О. Рождественская
    • Моряк - В. Ротарь
    • Группа молящихся - А. Садо, О. Рождественский, А. Паранин
    • Юродивый – А. Рыбников

    Юнона и Авось. Авторская версия

    В 2009 г. специально для фестиваля Пьера Кардена в Лакосте композитор Алексей Рыбников и Театр Алексея Рыбникова создали сценическую версию «Юноны и Авось» в авторской версии, которая существенно отличается от спектакля Ленкома. Режиссёром постановки выступил Александр Рыхлов.

    Спектакль в нумизматике

    Примечания

    1. "Юнона и Авось" (12+) (неопр.) . orenmuzcom.ru. Проверено 2 февраля 2017.
    2. «ЮНОНА» И «АВОСЬ» на сайте ХАТМК (неопр.) .
    3. Марк Захаров: к 70-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности в «Ленкоме» - Театральная Афиша (неопр.) .

    Легендарной рок-опере в этом году исполнится 37 лет, за это время было дано более 1500 тысяч спектаклей. Практически всегда при полном аншлаге. Несмотря на то что сменилось несколько поколений исполнителей, представление по прежнему волнует зрителей. Отзывы о «Юноне и Авось» были всегда только восторженные, начиная с эпохи застоя, продолжившись в перестройку и сохранившись до настоящего времени.

    Первоисточник

    В основу сюжета поэмы и рок-оперы положена реальная история, произошедшая с русским государственным деятелем и путешественником Николаем Петровичем Резановым (1764-1807). 43-летний русский дворянин влюбился в шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо, дочь испанского коменданта Сан-Франциско.

    По воспоминаниям автора поэмы Андрея Вознесенского, «Авось» он начал писать в канадском Ванкувере, когда прочитал произведение Дж. Ленсена о Резанове. Автор очень лестно писал об отважном путешественнике. Также для написания использовался путевой дневник Николая Петровича, который частично сохранился и был опубликован.

    Но ни поэма, ни музыкальный спектакль — это совсем не документальные хроники, как сказал в одном из своих интервью знаменитый поэт. В отзывах о «Юноне и Авось» зрители писали, что из небольшой пьесы смогли сделать большое представление.

    История русского путешественника

    Николай Резанов был одним из начальников русской экспедиции, которая приплыла в Калифорнию, чтобы закупить продовольствие для русской колонии на Аляске. Немолодой вельможа полюбил шестнадцатилетнюю Кончиту Аргуэльо и они обручились. Как русскому дворянину, ему было необходимо вернуться к императорскому двору, чтобы получить разрешение на брак с католичкой, но перед этим посетить Аляску. Во время возвращения домой жених серьезно заболел и умер в Красноярске. Невеста долгое время не хотела верить в смерть возлюбленного, сведения о которой иногда до нее доходили. По отзывам о «Юноне и Авось», зрителям очень нравилась эта романтическая история, которую увековечили в поэме и рок-опере.

    По теме: Эмалировка ванн: отзывы и особенности процесса

    Кончита поверила в смерть Резанова только в 1842 году, когда Джордж Симпсон, английский путешественник, рассказал историю его смерти. Она тридцать пять лет ждала жениха. Через несколько лет после этого испанка постриглась в монахини и скончалась в 1857 году.

    Создание рок-оперы

    В 1978 году молодой композитор Алексей Рыбников представил Марку Захарову музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Режиссеру очень понравилась музыка, он решил создать спектакль на ее основе по сюжету «Слова о полку Игореве» и предложил написать либретто популярному поэту Андрею Вознесенскому. Однако тот не поддержал идею, предложив свою поэму «Авось». Захаров согласился, поставив условие, что композитора определит сам. Поэт позже писал в отзывах к «Юноне и Авось», Рыбников — это был счастливый выбор.

    Для либретто спектакля пришлось дописывать многие сцены и арии. Поэтому в отзывах к «Юноне и Авось», зрители, которые прочитали сначала поэму, отмечали, что рок-опера на них произвела более сильное впечатление. Хореографом стал Владимир Васильев, который попал в спектакль почти случайно. К нему однажды пришел Караченцев, пожаловавшийся, что у них все зациклилось и они не знают, что делать дальше. Балетмейстер предложить вплести танцы в канву всего спектакля.

    Первое исполнение

    Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене знаменитого Московского театра имени Ленинского комсомола. В главных мужских ролях задействовали знаменитых советских актеров Николая Караченцова (граф Резанов), Александра Абдулова (Фернандо). В главной женской роли, возлюбленной Резанова — Елена Шанина (Кончита). Караченцев играл русского вельможу вплоть до несчастного случая (автомобильной катастрофы). Актеру пришлось брать уроки вокального мастерства у музыканта Павла Смеяна, игравшего Главного сочинителя. Он же вытягивал высокие ноты, когда Резанов не справлялся с ними.

    По теме: Лучшие классические мотоциклы. Дорожные классические мотоциклы

    По воспоминаниям автора музыки Рыбникова, отзывы к «Юноне и Авось» театра Ленком буквально через несколько дней были опубликованы в западной прессе. Где журналисты оценивали спектакль как антисоветский. Из-за этого постановку долгое время не выпускали за рубеж, задержали выпуск пластинки с рок-оперой и выплату гонорара. В 1983 году вышла телевизионная версия. В этом же году состоялись триумфальные гастроли, организованные знаменитым французским дизайнером Пьером Карденом. Рок-оперу показали в Париже на Елисейских полях, в Нью-Йорке на Бродвее. В последующие годы — в Германии, Нидерладах и многих других странах.

    Современное исполнение

    Спектаклю в этом году исполнилось 37 лет, все эти годы он идет с неизменным аншлагом в Ленкоме. Мечта каждого начинающего актера театра получить роль одного из тринадцати матросов. Популярный актер Дмитрий Певцов почти десять лет играл матроса на корабле в «Авось». С 2005 года «стал капитаном». Его любимую играет Алла Юганова, а вечного соперника Фернандо — Виктор Раков.

    На афише к спектаклю в подзаголовке написано: «Современная опера в двух частях». Поскольку в отзывах к «Юноне и Авось» Ленкома зрители отмечают, что история не потеряла актуальности. Хотя многие из них пишут, что для них нет Резанова, кроме как в исполнении Караченцева, а Фернандо — это только Абдулов. Спектакль фактически объездил весь мир, костюмы уже давно для удобства не вынимают из ящиков.

    По теме: Томат Биф: описание, характеристики. Крупные мясистые томаты для салатов и сока

    Что говорят авторы и зрители о спектакле сейчас?

    Марк Захаров говорит, что спектакль доставил много радостных эмоций, которые помогали жить труппе. Вознесенскому удалось написать отличную поэму, а Рыбникову — замечательную музыку, ставшую сплавом русского романса, православных песнопений и рок-культуры. Хореограф спектакля Владимир Васильев уверен, что история Резанова и Кончиты будет нова до тех пор, пока следующие поколения будут вносить свою эстетику и черты нового времени. И уже давно никто не удивляется, когда в финале зрители начинают подпевать своим любимым персонажам.

    В отзывах к опере «Юнона и Авось» можно встретить самые различные мнения: одним нравится в роли Резанова Караченцев в молодые годы, другие считают, что в зрелом возрасте он стал лучше понимать своего персонажа. Некоторых вообще больше привлекает игра Певцова.

    Читайте также:

    Ленком театр Спектакль "Юнона и Авось"

    Краткое содержание

    Создатели "Юноны и Авось" определили жанр этого спектакля как "современная опера". В основе ее сюжета - судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках "Юнона" и "Авось" к берегам Калифорнии.

    Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Резанов осознает утопичность своих замыслов, однако упорно подает одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.

    Отказы сломили его волю. В отчаянии Резанов молится Богоматери, признаваясь в своём самом сокровенном и пугающем его чувстве - любви к Богоматери как к женщине. Резанова охватывает болезненное наваждение и он слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, мечта Резанова осуществляется наяву - он получает высочайшее разрешение на путешествие.

    После тяжелейшего пути через тихий океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами и с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашённым на приём к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью - шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо. На балу жених Кончиты Федерико поёт сонет о печальной судьбе двух влюблённых, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.

    Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке. Не в силах справиться с охватившим его чувством, он проникает в спальню к Кончите. Резанов умоляет её о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние девушки, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, а в душе Резанова остаются только отчаяние и горечь.

    С этого момента счастливая фортуна отворачивается от Резанова. Его поступок заставляет жениха Кончиты вызвать камергера на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.

    В своём письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.

    После тайной помолвки с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. Кончита остаётся верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.

    юнона и авось, юнона и авось 1983
    Алексей Рыбников

    Автор(ы)
    либретто

    Андрей Вознесенский

    Жанр

    рок-опера
    экспериментальный рок

    Год создания Первая постановка

    запись оригинальной версии: 1979

    «Юно́на и Аво́сь» - одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. С 31 декабря 1985 года исполняется также Санкт-Петербургским театром «Рок опера». Также входит в репертуар Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского и Красноярского музыкального театра.

    В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.

    • 1 История создания
    • 2 Первоисточник сюжета
    • 3 Сюжет
    • 4 Список музыкальных тем
    • 5 Исполнители оригинальной аудиоверсии
    • 6 Юнона и Авось. Авторская версия
    • 7 Спектакль в нумизматике
    • 8 Примечания
    • 9 Ссылки

    История создания

    В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на её основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:

    Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причём выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.

    В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Слово «рок-опера» авторы заменили на «современная опера», поскольку за рок-музыкой в то время был строгий контроль со стороны властей. Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.

    Параллельно с работой над спектаклем в Московском театре имени Ленинского комсомола в 1980 была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями. Первое публичное прослушивание записанного произведения состоялось 9 декабря 1980 в церкви Покрова на Филях (Москва). Однако из-за цензурных препон альбом из двух стереопластинок был выпущен фирмой «Мелодия» только в 1982 году (номер С60 18627-30 (2LP)).

    В то же время, в отличие от предыдущей поставленной в «Ленкоме» рок-оперы Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую комиссия отклоняла 11 раз, новый спектакль был разрешён сразу. При этом, по воспоминаниям Вознесенского, перед прохождением комиссии Захаров поехал с ним на такси в Елоховский собор, где они поставили свечи у иконы Казанской Божьей матери (которая упоминается в опере). Три освящённых иконки они привезли в театр и поставили в гримерке на столике у Николая Караченцова, Елены Шаниной и Людмилы Поргиной, исполнительницы роли Богоматери («Женщины с младенцем», как было написано в программке).

    Премьера оперы состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, в главных ролях были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончита), Александр Абдулов (Фернандо). Через несколько дней, по воспоминаниям Рыбникова, на Западе были опубликованы скандальные статьи о спектакле, оценивающие его как антисоветский, что осложнило жизнь его авторам:

    Западная пресса среагировала так, будто мы делали премьеру на Бродвее, а не в советской Москве. После этого меня очень надолго подвинули в тень. Спектакль играли, но не выпускали за рубеж, очень долго не выходила пластинка (на спектакль ведь ходит 800 человек 2-3 раза в месяц, а пластинка - это массовая известность). Меня даже не признавали автором, не подписывали со мной договор, и я судился с Министерством культуры СССР, на суд приходили иностранные корреспонденты… Выиграв суд, я попал в категорию людей, с которыми лучше вообще не связываться.

    Однако через некоторое время благодаря Пьеру Кардену состоялись гастроли театра «Ленком» в Париже и на Бродвее в Нью-Йорке, затем в Германии, Нидерландах и других странах.

    В «Ленкоме» за тридцать с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Исполнители главных ролей несколько раз менялись, хотя в роли Николая Резанова неизменно, вплоть до несчастного случая, выступал Николай Караченцов. настоящее время роль Резанова исполняют Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Роль Кончиты с успехом играет Алла Юганова.

    31 декабря 1985 года на сцене ДК им. Капранова в Санкт-Петербурге состоялась премьера рок-оперы в исполнении ВИА «Поющие гитары» (впоследствии ставшего Санкт-Петербургским театром «Рок-опера»). Данная сценическая версия отличалась от постановки «Ленкома». частности, режиссёр Владимир Подгородинский ввёл в спектакль нового персонажа - Звонаря, фактически «овеществлённую» душу Николая Резанова. Звонарь практически лишён слов и лишь сложнейшей пластикой и эмоциональным настроем передаёт метания души главного героя. По воспоминаниям, Алексей Рыбников, присутствовавший на премьере, признал, что «Поющие гитары» более точно воплотили идею создателей оперы, сохранив авторский жанр оперы-мистерии и оригинальную драматургию Вознесенского. Летом 2010 года в Санкт-Петербурге состоялось двухтысячное исполнение «Юноны и Авось» в исполнении театра «Рок-опера».

    Опера также была поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее, Украине и других странах.

    Летом 2009 года во Франции Государственный театр под руководством Народного артиста России композитора Алексея Рыбникова представил новую постановку рок-оперы «Юнона и Авось». Главный акцент в ней сделан на музыкальную составляющую спектакля. Вокальные номера поставлены заслуженной артисткой РФ Жанной Рождественской, хореографические номера - Жанной Шмаковой. Главным режиссёром спектакля является Александр Рыхлов. На сайте А. Рыбникова отмечается:

    Полная авторская версия... является серьёзной новацией в жанре мирового музыкального театра и призвана возвратить изначальную идею авторов. новой версии оперы соединились традиции русской духовной музыки, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами композитора.

    Первоисточник сюжета

    Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.

    По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника». Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

    Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

    А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой - Я тебя никогда не увижу.

    Ни поэма, ни опера - не документальные хроники. Так говорит об этом сам Вознесенский:

    Аналогичная история произошла с будущим декабристом Д. И. Завалишиным во время его участия в кругосветной экспедиции под командой М.Лазарева (1822-24) (См. Вопросы истории, 1998, № 8)

    Сюжет

    Николай Караченцов в роли графа Резанова в спектакле «Юнона и Авось»

    Граф Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него Казанская икона Божией Матери- с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него.

    Под военно-морским Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, «Юнона» и «Авось». испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Фернандо. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец - и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Фернандо. Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот «сорвать калифорнийский цветок». Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.

    Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви. душе Кончиты зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью.

    Но фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль. Дела Российско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный поступками Резанова, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.

    Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. Сибири он заболевает горячкой и умирает в Красноярске, в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни Мария Консепсьон Аргуэльо.

    Список музыкальных тем

    1. Пролог
    2. Отпевание
    3. Романс «Я тебя никогда не забуду»
    4. Ария Резанова «Душой я бешено устал»
    5. Сцена в церкви, молитва
    6. Ария Пресвятой Девы
    7. Песня моряков «Авось»
    8. Плавание
    9. Прибытие в Америку
    10. Сцена на балу
    11. Белый шиповник
    12. Ночь. Спальня Кончиты.
    13. Ария Резанова «Ангел, стань человеком»
    14. Дуэль с Фернандо (Федерико)
    15. Помолвка
    16. Монолог Резанова «Принесите мне карты открытий»
    17. Хор и сцена «Воздайте Господу»
    18. Сцена в келье. Ожидание Кончиты
    19. Финал
    20. Эпилог. «Аллилуйя»

    Пластинка с музыкой из спектакля, вышедшая в 1982 году, содержит запись 1980 года, то есть ещё до премьеры самой рок-оперы в театре.

    Впоследствии был выпущен компакт-диск к двадцатилетию спектакля в исполнении актёров театра «Ленком» (грампластинка 1982 года была записана без их участия), с несколько другим содержанием:

    1. Пролог
    2. Романс офицеров
    3. Душой я бешено устал
    4. Молитва первая
    5. Молитва вторая
    6. Ария Девы
    7. Авось
    8. Белый шиповник
    9. Ангел, стань человеком
    10. Я тебя никогда не забуду
    11. Хор Воздайте Господу
    12. Я умираю от простой хворобы
    13. 35 лет ожидания
    14. Реплика Человека от театра
    15. Аллилуйя
    16. В честь пятнадцатилетия

    Исполнители оригинальной аудиоверсии

    Грампластинка ВСГ «Мелодия» С60 18627-30 (2LP)

    • Резанов - Г. Трофимов
    • Кончита - А. Рыбникова
    • Федерико - П. Тилс
    • Румянцев, Хвостов, Отец Ювеналий - Ф. Иванов
    • Голос Богоматери - Ж. Рождественская
    • Солист в прологе - Р. Филиппов
    • Давыдов, второй солист - К. Кужалиев
    • Хосе Дарио Аргуэльо - А. Самойлов
    • Молящаяся женщина, солистка в эпилоге - Р. Дмитренко
    • Молящаяся девочка - О. Рождественская
    • Моряк - В. Ротарь
    • Группа молящихся - А. Садо, О. Рождественский, А. Паранин
    • Юродивый – А. Рыбников

    Юнона и Авось. Авторская версия

    В 2009 г. специально для фестиваля Пьера Кардена в Лакосте композитор Алексей Рыбников и Театр Алексея Рыбникова создали сценическую версию «Юноны и Авось» в авторской версии, которая существенно отличается от спектакля Ленкома. Режиссёром постановки выступил Александр Рыхлов.

    Спектакль в нумизматике

    В мае 2011 года монетный двор Польши по заказу правительства острова Ниуэ выпустил серебряную монету достоинством 1 новозеландский доллар, посвящённую рок-опере и спектаклю театра Ленком. На оборотной стороне монеты изображены Николай Караченцов и Елена Шанина, сыгравшие главные роли в спектакле, а также надпись «Юнона и Авось» на русском языке..

    Примечания

    1. 1 2 3 Марк Захаров: к 70-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности в «Ленкоме» - Театральная Афиша. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    2. Программка спектакля за 2001 год. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    3. 1 2 Интервью А. Рыбникова, «Новая газета» № 47, 09 июля 2001 г. (http://www.novayagazeta.ru/data/2001/47/06.html, http://www.alexeyrybnikov.ru/int/int_3.shtml)
    4. «Юнона и Авось» на сайте композитора Алексея Рыбникова. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    5. Командор Резанов: Андрей Вознесенский об истории поэмы и оперы. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    6. Проект создания каталога фирмы «Мелодия» на сайте rockdisco.narod.ru. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    7. Официальный сайт фирмы "Мелодия
    8. Junona i Awos, 1 Dolar. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    9. Юнона и Авось, 1 доллар. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.

    Ссылки

    • Андрей Вознесенский. Поэма «Авось». Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    • Андрей Вознесенский. Либретто рок-оперы. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    • История любви Резанова и Кончиты в литературе. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    • Рецензия на портале Муз-просвет(недоступная ссылка - история). Архивировано из первоисточника 29 января 2013.
    • Страница спектакля на официальном сайте театра Ленком. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    • «Резанов и Кончита - история любви в памяти поколений» О. Николаева. Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
    • Либретто в версии театра Ленком

    юнона и авось, юнона и авось 1983, юнона и авось история, юнона и авось караченцев, юнона и авось ленком, юнона и авось моряки, юнона и авось мюзикл, юнона и авось песня, юнона и авось слушать, юнона и авось сюжет

    Юнона и Авось Информацию О

    Рок-опера «Юнона и Авось» основана на реальных событиях. Изначально это была поэма «Авось», которую Андрей Вознесенский создал, впечатлившись историей любви путешественника Николая Резанова и Кончиты Аргуэльо.

    После встречи с композитором Алексеем Рыбниковым поэт пишет либретто. После переработки которого появляется рок-опера «Юнона и Авось». Это было новое веяние в искусстве – на сцене звучали песни-молитвы с современным музыкальным сопровождением. И вот уже почти 37 лет рок-опера, поставленная режиссёром Марком Захаровым, успешно идет на подмостках театра имени Ленинского комсомола.

    Сюжет поэмы – о большой любви, для которой нет преград и расстояний, нет возрастных ограничений, также очень выпукло звучит тема веры и служения Отечеству, тема жертвенности во имя России.

    Вознесенский показывает нам главного героя либретто с высоким чувством патриотизма, преданности Родине, человека ищущего смысл, истину жизни. Резанов относит себя к неприкаянному поколению, которым тяжело и дома, и в чужой стороне.

    Николай Резанов не находит отраду в повседневности, душа его в вечном поиске несбыточных мечтаний. В юности ему приснилась Богородица и с тех пор она завладела его мыслями. По прошествии лет образ Святой Девы стал роднее. Молодой человек думает о ней как о своей возлюбленной с вишневыми глазами. Сердце его пребывает в постоянном смятении.

    И вот ему 40 лет, а он как потерянный мечется в поисках призрачной свободы, нового жизненного пути. Не находя ни в чем отрады, Николай Петрович решает посвятить свою жизнь служению Отчизне, воплотить в жизнь свой замысел – найти новые земли.

    Он пишет многочисленные прошения, веря лишь в русское «авось», государю Алексею Николаевичу с просьбой поддержать его затею и направить корабли к берегам Калифорнии для осуществления российско-американской торговой компании, для упрочения славы и мощи России.

    От безысходности Резанов молится Богоматери и стыдливо признается в тайной любви к ней, как к обычной женщине. В ответ он слышит голос, который благословляет его на дела. И неожиданно камергер получает положительный ответ на поездку. Государь возлагает на Резанова ответственную миссию - наладить российско-американские и испанские торговые отношения.

    В ответ Румянцев милостиво, ввиду бывших подвигов Резанова и скорби после потери супруги, а также из-за сложной внешней обстановки, поддерживает проект графа.

    Резанцев выходит в море под Андреевским флагом на кораблях «Юнона» и «Авось». Уже на подходе к берегам Калифорнии, у команды не оставалось продовольствия, многие заболели цингой.

    Путешественники останавливаются на испанском берегу. Комендант форта настолько был впечатлен величием миссии Резанова, что дал бал в честь российского миротворца. Это было роковым решением.

    Российский путешественник дарит дочери коменданта Сан-Франциско золотую диадему с драгоценными камнями в знак дружбы между двумя великими державами. Русский мореплаватель приглашает на танец дочь Хосе Дарио Аргуэьо, которая сразу влюбилась в него. Это переломный момент в рок-опере.

    Эмоции переполняют главных героев. Дочери губернатора было всего 16 лет, сеньор Федерико считался ее женихом. Но Резанцев уже не может отказаться от юной красавицы и приходит к Кончите ночь со словами нежности. Они становятся близки.

    Им приходится совершить тайную помолвку, которая не имела никакой силы. Разные вероисповедания не позволяли им быть вместе – Кончита должна была получить согласие Папы Римского, Резанов –российского императора.

    Общество осуждает действия русского, назревает скандал. Резанов с грустью покидает свою невесту; держит путь в Санкт-Петербург, чтобы получить разрешение на брак с Кончитой. К тому же Резанову нужно продолжить начатую миссию во благо Отечества.

    Обратный путь был печальным. Резанов пишет государю, что хотел прославления родины, но его мечты разбились вдребезги. Возвращаясь в Петербург, путешественник заболевает горячкой и умирает, так и не осуществив свой замысел.

    Кончита остается ждать Резанова. Когда ей сообщают о гибели любимого, она отвергает эти слухи. И продолжает ждать. Много завидных женихов сваталось к дочери губернатора, но она вновь и вновь отказывала им. Сердце ее принадлежало только далекому русскому. Мать и отец состарились, Кончита заботилась о них. И ждала.

    Шло время, ушли в мир иной родители. Минуло тридцать лет. И только когда Кончита увидела официальные бумаги о гибели Резанова, она становится монахиней, проведя остаток дней в доминиканском монастыре.

    «Юнона и Авось» - о верности, силе любви, которую Кончита гордо пронесла через всю жизнь. В конце рок-оперы звучит «Аллилуйя» - как символ великой любви, то, ради чего стоит жить.

    «…В море общем сливаются реки,

    Картинка или рисунок Рыбников - Юнона и Авось

    Другие пересказы для читательского дневника

    • Краткое содержание Гробовщик Пушкин

      Гробовщик переехал в новый дом. Его сосед сапожник позвал его в гости на семейный праздник. Гробовщик у сапожника напился, а когда гости пили за здоровье своих клиентов, гробовщику в шутку предложили выпить за мертвецов

    • Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковского

      Произведение в поэтическом стиле, в начале описывает холодную и заледеневшую улицу. Улица эта хорошо продуваема морозными ветрами, с большим количеством людей.

    • Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

      К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому

    • Краткое содержание Лермонтов Тамань

      Печорин – весьма загадочная натура, которая может быть порывистой, так и холодно-расчетливой. Но он далеко не прост, но в этом случае – в Тамани, его обвели вокруг пальца. Именно там Печорин останавливает в доме одной старушки

    • Краткое содержание Вересаев Мать