Перфоманс: что это такое и в чем он заключается? Главные элементы перфоманса.

В современном искусстве популярны инсталляции и перфомансы. Что они собой представляют?

Что представляет собой инсталляция?

Под инсталляцией в современном искусстве принято понимать художественную композицию - как правило, пространственную (то есть не нарисованную, а представляющую собой некий объемный предмет), - которая собрана автором из отдельных элементов, во многих случаях очень непохожих друг на друга. Это могут быть, к примеру, бытовые вещи, одежда или различные природные объекты.

Инсталляция

Автор инсталляции может намеренно объединять в ней предметы, не слишком оптимально сочетаемые между собой в общем случае, но несущие в себе смысл в виде единой композиции. В принципе, инсталляцией может быть и отдельный предмет - привычный в быту, но необычный в контексте окружающей его обстановки при обзоре инсталляции (например, на выставке).

Распространены инсталляции, оформленные с помощью средств мультимедиа - презентационные, видеоинсталляции, создаваемые с помощью лазеров и иных прогрессивных решений.

Что представляет собой перфоманс?

Под перфомансом в современном искусстве принято понимать персональное, индивидуальное исполнение каким-либо человеком некоторой придуманной им роли в авторском же сюжете, имеющее определенный контекст и смысл. Личное участие автора перфоманса практически всегда обязательно, он, как правило, не отдает на исполнение придуманную им роль другим актерам.

Важнейший атрибут перфоманса - движение. Оно может иметь разную интенсивность, но тем не менее является частью представления автора, его роли.


Перфоманс

Перфомансы часто бывают совершенно неповторимыми: однажды показав представление в одном месте, в другом автор, если и сыграет что-то в рамках данной концепции, то по-другому. Это может быть обусловлено как его действиями, так и окружающей обстановкой, декорациями. Перфоманс довольно часто сопровождается музыкой, иногда - речью, непосредственно произносимой автором или записанной им, а в ряде случаев - принадлежащей другим людям.

Сравнение

Главное отличие инсталляции от перфоманса в том, что первый термин соответствует художественному произведению, которое может быть представлено зрителям без непосредственного участия его создателя - например, на выставке. Перфоманс же практически невозможен без его автора, без его собственного исполнения придуманной им роли.

Инсталляция вполне может быть и элементом перфоманса - к примеру, как часть декораций, окружающих исполнителя. Но главную роль в нем так или иначе играет автор, его действия - поскольку, как мы отметили выше, одним из главных атрибутов перфоманса является движение.

Инсталляция может быть представлена в цифровом формате и рассчитана на показ на экране - кинотеатра, телевизора или компьютера. Перфоманс в большинстве случаев предполагает личное присутствие зрителя на представлении, которое организуется автором в определенном месте и в рамках уникальной концепции, которую с трудом возможно повторить. В записи перфоманс может иметь совершенно иной эффект, не так сильно впечатлять зрителя.

Определив, в чем разница между инсталляцией и перфомансом, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Инсталляция Перфоманс
Что общего между ними?
Инсталляция может быть элементом перфоманса
В чем разница между ними?
Представляет собой некий пространственный объект или их совокупность - как художественное произведение Представляет собой игру автора на публике в рамках придуманной им же роли
Может быть показана публике без участия автора, необязательно анимируется Практически невозможен без личного участия автора, предполагает движение - интенсивное или не очень
Может быть представлена в цифровом формате, записана, неоднократно воспроизведена Как правило, предполагает личное присутствие зрителя на представлении автора, в записи перфоманс может не быть столь впечатляющим, как при реальном присутствии на нем

Художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали "живые картины", но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие , в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРФОРМАНС" в других словарях:

    - (performance англ.: исполнение) публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина жест. Эпатаж, провокационность… … Энциклопедия культурологии

    - (английское performance спектакль, представление), направление в неоавангардистском искусстве 1970 80 х гг.: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию (например, создание художественного произведения… … Современная энциклопедия

    перформанс - а, м. ст. фр. performance f.,> англ. Бурный успех. Сл. конца 19 в. Эрудит 1995. Перформанс, или перформэнс арт, .. объединяет как равноправные разные визуальные искусства: театр, танец. музыку, видео. поэзию и кино. Действие разыгрывается не в … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (перфоманс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей… … Энциклопедический словарь

    - [англ. performance исполнение, действие] 1) театр. представление, спектакль; трюки; 2) лингв. употребление языка, языковое (речевое) действие. Противоп. КОМПЕТЕНЦИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 акционизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Перформанс (англ. performance исполнение, представление, выступление) форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу… … Википедия

Как перфоманс, так и инсталляция являются частью современного искусства и рассчитаны на демонстрацию их зрителям. Бывает, человеку трудно уловить разницу между этими понятиями. Но увидев хоть раз оба действия, все становится предельно ясно. Так разница данных понятий может быть объяснена на простом примере дерева.

Когда человеку предложили посмотреть на цветущее дерево и насладиться его красотой и ароматом - явный пример инсталляции. Человек наблюдает за статичным предметом и уже свершившимся фактом, в этом случае - цветения. А вот в случае, если зрителю предложат ознакомится с процессом укоренения, полива, роста и только впоследствии цветения - это уже будет что-то вроде перфоманса. При этом все действия по уходу за деревом будет выполнять один человек. Но, от простых примеров перейдем к высокому и обозначим термины и разницу между ними, как это понимают художники.

Что такое перфоманс?

Современное искусство трактует понятие перфоманса как персональную, единоличную реализацию человеком задуманного плана и своей роли в нем. При этом обязательно личное присутствие творца сюжета, как правило, авторы лучше могут донести задумку до зрителя. Главнейшей составляющей перфоманса принято считать движение. Движение может быть как активным, так и едва заметным, главное - реализация и достижения желаемого автором эффекта.

Бытует мнение, что перфомансы неповторимы, показав однажды действие в одном месте, с одними декорациями и обстановкой, автор не может просто физически повторить тоже самое во второй раз. Ведь даже малейшая деталь, такая как порыв ветра, разное освещение или вздох действующего лица может кардинально поменять представление смотрящего о всем перфомансе. Многие предпочитают показ перфоманса под музыку или же человеческую речь, в случае когда звучит голос автора - он записан и проигрывается, но возможно и присутствие в действии голоса, принадлежащего другому человеку, который находится вне видимости зрителей.

Что такое инсталляция?

В мире современного искусства под инсталляцией подразумевается художественная композиция, зачастую это пространственный предмет . Автор создает свое творение из отдельных и абсолютно разных элементов. В качестве материалов художники используют предметы природного происхождения, одежду, средства быта и на этом данные перечень не заканчивается. Все, что попадет под руку и покажется подходящим автору, может стать частью инсталляции. При этом автор может специально сочетать неподходящие друг к другу вещи, но в конечном итоге выходит довольно гармоничный и продуманный результат. Вообще-то объектом инсталляции может стать и единичный, хорошо известный и знакомы всем предмет быта.

Как правило, при показе такого предмета идет расчет на то, что обыденная вещь заиграет новыми красками, в необычном для нее месте и окружении, например на выставке. Также становятся популярны инсталляции, которые демонстрируются с технологическими новшествами, это могут быть: презентационные и видео инсталляции, создаются они с помощью лазеров и другой оптической техники.

Разница понятий инсталляции и перфоманса

Основная отличительная черта этих понятий заключается в том, что инсталляция, как предмет искусства может быть представлен публике без присутствия его творца. Это может происходить на выставке или же путем ее трансляции на цифровых носителях. А вот представление зрителям перфоманса невозможно без присутствия автора, так как автор является неотъемлемой частью этого действия.

Одновременно инсталляция может выступать частью перфоманса, находясь на одной сцене, к примеру, в роли декорации или необходимого атрибута. Но, главную роль в перфомансе играет все же человек, а точнее его действия и движения.

Довольно часто инсталляция записывается на цифровой носитель и транслируется на экранах кинотеатров, рекламных баннерах и других, подходящих для этого средствах информации. При показе перфоманса - главным условием считается личное присутствие зрителя, его контакт с творцом и представлением, которое проводится автором в задуманном месте и в рамках самобытной идеи, которая с трудом поддается идентичному воспроизведению в последующие разы. При попытках записать перфоманс и в дальнейшем представить его на обозрение посредством теле и кино экрана, теряется вся эффектность происходящего и сглаживается впечатление от действия.

Конечно можно теоретически понять разницу в данных понятиях искусства, но по настоящему ее осознать можно лишь став воочию свидетелем этого действия.

Этот вид развлечений стал популярен в Москве не так давно, ведь и сами перфомансы – последователи классических квестов, появились в России в 2013 году. Микс и испытаний, задач и головоломок, обычно строится по сюжету фильмов и книг. По данным сервиса «Афиша Квесты», сейчас в Москве работает около 110 перфомансов.

Чем отличается перфоманс от классического квеста?

Условия для перфоманса обычно такие же, как и для квеста: закрытое пространство, состоящее из нескольких комнат, выбраться из которых можно лишь тогда, когда решено определенное количество заданий. У команды игроков обычно есть 60 минут, чтобы покинуть площадку – иначе игра будет считаться не пройденной.

Главное отличие перформанса от классического квеста – наличие актеров на площадке. Вас почти всегда ждет тактильный контакт, который, кстати, можно сразу обсудить с администратором и попросить актеров слишком часто не заключать вас в объятия.

Вурдалаки, вампиры, стриптизерши, сотрудники полиции, врачи, сумасшедшие, феи, волшебники, призраки или даже пришельцы – вместе с вашей командой в пространстве квеста будет находиться еще кто-то. При этом актеры перфоманса не обязательно будут вам мешать проходить препятствия или решать задачи: иногда «жители» замков и лабиринтов могут помогать игрокам пройти испытание и справиться с трудностями.

Еще одно важное отличие: если в квестах главная задача заключается в решении заданий и прохождении испытаний в ограниченное время, то в перформансах упор сделан на получении эмоций и ощущений. Например, в квесте «Чистый разум» можно буквально редактировать исход игры и попробовать себя в качестве «режиссера»: актеры тоже будут вас слушаться.

Какие бывают перфомансы?

Часто сюжетом для перфоманса служит страшная, охлаждающая кровь в жилах история. Это может быть сценарий любимого ужастика, романа, детектива, спектакля, мюзикла или переработанная страшная легенда. При этом перфоманс не всегда строится на страхе – некоторые квесты с актерами ориентируются и на другие, более приятные эмоции. Это может быть и сексуальное влечение, и азарт, и восторг.

Мистический квест, с которого стоит начать знакомство со страшными перфомансами – «Тайна поместья-2». Кроме старинной мебели, картин, гнетущей музыка и полумрака, настоящим откровением станет игра актрисы. Пластика движений девушки, возможно, натолкнет вас на мысль, что тело актрисы лишено костей.


Особую роль в эмоциональной составляющей перфоманса играет грим актеров. Если он сделан качественно, продуман до мелочей, то и впечатлений от игры будет море, а когда вы пересмотрите фото после прохождения, результат увидите буквально на лице.

Кто ходит на перфомансы

На перформансы чаще всего ходят компаниями, средний возраст игроков – 16-35 лет. У перфомансов почти всегда есть ограничения по возрасту: они обусловлены тем, что подавляющее большинство площадок – страшные, и рассчитаны на игроков 16+ или даже 18+. Есть перформансы и для участников от 14 лет, но в основном это игры с актерами, построенные на детских сюжетах или адаптации уже существующих перфомансов.

Очевидно, что команды, предпочитающие перфомансы, отправляются на игры за адреналином. Его количество в крови можно контролировать, выбирая разные уровни контакта с актерами. Режим «Лайт» – это отсутствие физического контакта с актером, «Медиум» – по отношению к команде допускается умеренный контакт (потрогают пару раз и отпустят), «Хард» – по отношению к участникам применяется полный контакт со стороны актера.

Стоимость перфоманса обычно зависит от дня недели, времени суток и количества игроков, поскольку чем больше человек в команде, тем больше нагрузка на актеров. Средняя цена игры в Москве – 5-6 тыс рублей за команду из 4 человек.

Обычно определяют так: перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет; акция – действие с идеей, но без сценария и драматургии, начинается так, как задумал художник, а продолжиться может весьма неожиданно.

Но, как всегда, есть нюансы.

Например, первые исполнители перформансов не знали термина «перформанс». Они выступали в кабаре, придумывали «синтетический театр» и снимали экспериментальное кино, намеренно смешивая разные жанры – так что провести между ними границу бывает трудно. К тому же в английском языке performance – это любое «исполнение», от постановки спектакля до тактико-технических характеристик оружия, поэтому некоторые критики-искусствоведы-кураторы, чтобы избежать двусмысленности, предпочитают употреблять термин «художественная акция» – но тогда стирается разница между перформансом и акцией, описанная выше.

Художники, опять же, вносят путаницу. Если художник превращает создание картины в публичное представление, то что является произведением искусства – процесс или результат? Если он выдаёт зрителям цветные наклейки, которые надо в случайном порядке лепить на заранее подготовленную инсталляцию – то это инсталляция или уже хэппенинг? Если он делает акцию про политику, то где грань между художественным произведением с политическим месседжем и гражданским активизмом? (Скажем, когда возникла дискуссия о том, были ли акции Pussy Riot искусством или политическим действием, сами участницы группы высказывали противоположные точки зрения.)

А есть ещё искусство «социального поворота» («искусство социальных отношений», «коллаборативное искусство», «социально ангажированное искусство», «диалогическое искусство») – когда художник реализует с участием зрителей некий исследовательский проект или создаёт для них некое общественное пространство. С одной стороны, это что-то похожее на художественный акционизм, с другой – нечто совсем иное и не без своих собственных внутренних противоречий.

В общем, всё сложно.

Что читать: можно начать с книги «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» Роузли Голдберг, статей в «Художественном журнале», каталога выставки «Перформанс в России. Картография истории», записей лекций на YouTube (точно не подведут каналы «Теорий и практик», музея «Гараж», Андрея Великанова). Но наверняка забыла что-то суперважное (

Как и во всех случаях, когда речь идет о словах и понятиях с близким значением, единственного, правильного ответа на вопрос о различиях между перформансом и акционизмом быть не может. Но критерии разграничения задать важно и полезно.

Я бы предложила рассматривать акционизм в непосредственной связи с художественными практиками авангарда, в основе которых лежат антибуржуазные жесты провокации и шокирования публики. В связи с этим эстетика акционизма носит подчеркнуто плакатный, риторический, политический характер: некое индивидуальное или коллективное действие направлено на конкретного адресата и совершается ради достижения очень конкретного результата: призвать, обратить внимание, громко заявить, дискредитировать, вскрыть стереотипы восприятия. Хрестоматийный пример акционизма – театрализованные акции Кристофа Шлингензифа: в 1998 году он основал партию «Шанс-2000» и участвовал с ней на выборах в бундестаг, устраивая уличные перформансы с участием немецких безработных перед резиденцией канцлера Гельмута Коля; он же придумал проект «Вагнер-гонки», когда в течение нескольких дней по шоссе Рурской области носились автомобили с внешними динамиками, из которых доносилась музыка Вагнера.

Практики перформанса носят более закрытый и интимный характер и ориентированы на проверку границ человеческого существования в его физическом, психологическом, духовном измерениях и в целом носят проблематизирующий, вопрошающий характер. Не случайно перформанс всегда имеет ярко выраженное телесное измерение и содержательно представляет собой испытание границ и возможностей человеческого тела. Классический пример здесь – перформансы Марины Абрамович, которые строятся на столкновении переживаний боли, крови и физических пределов тела. Зритель в перформансе оказывается очень близко к перформеру, их роли и чувственные переживания оказываются предельно сближены. В большинстве случаев позиция зрителя в ее традиционном значении в ситуации перформанса оказывается невозможной и трансформируется в поступок как результат сознательного и в любом случае неизбежного выбора.