Строительство железнодорожных переездов и путепроводов в подмосковье. Как пройдет цкад? строительство цкад - схема

Первого участка Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области от развязки с трассой М-4 Дон. Магистраль длиной более 520 км и шириной от 4 до 8 полос пройдет в 25-65 километрах от МКАД.

Строительство Центральной кольцевой было предусмотрено еще постановлением Правительства РФ от 2001 года, но путь от концепции до начала стройки занял долгие 13 лет. В честь этого события у будущей развязки ЦКАД с трассой М-4 «Дон» была заложена памятная капсула о начале строительства.


1-й участок 1-го пускового комплекса ЦКАД, км 96 - км 146. Он имеет длину 49,49 км и пройдет от развязки с М4 “Дон” до участка А-107 между Калужским и Киевским шоссе. На схеме ниже обозначен красным.

Как ни странно, открытая информация о ЦКАД неполна и противоречива. Попробуем свести воедино все, что достоверно известно на этот момент, и разберемся, зачем нужна эта дорога, в каком порядке будут строить участки ЦКАД, сколько будет стоить проезд и чтобы дальше будет происходить с трассами А-107 и А-108 ("малой бетонкой" и "большой бетонкой").

Какова будет длина ЦКАД и где посмотреть его схему прохождения?
Кажется, вопрос о длине ЦКАД элементарен. Но ответ не так прост: я встречал 5 вариантов в диапазоне от 520 до 530 км. Это связано с тем, что за годы согласований и проектирования проект претерпел несколько корректировок. В данный момент правильный ответ 529,02 км. Именно такая длина получится, если сложить длины всех пусковых комплексов.

Общая схема ЦКАД с наложением на местность выглядит так.

Тем, кто хочет посмотреть точнее, где пройдет трасса, оценить расстояние от дороги до какого-нибудь объекта, поможет наша карта дорожных строек , но пока там не весь ЦКАД. Еще советую схему Roads.ru с наложением на Яндекс-карту .

В каком порядке будут строить участки ЦКАД?
Начнем с терминологии. Почти все СМИ сейчас употребляют термин «участок» и пишут о «4-х участках до 2018 года». На самом деле ЦКАД разделена на 5 пусковых комплексов (ПК) или 10 участков .


Кроме того, есть небольшой соединительный участок между 3 ПК и 5 ПК длиной 5,3 км. Он не входит в пусковые комплексы ЦКАД и ГК «Автодор» строит его за собственные средства.

Далее, строительство ЦКАД разбито на 2 этапа . На первом этапе, до 2018 года построят 6 участков из 10, которые образуют кольцо длиной 338,35 км, практически дублирующее ММК. Ширина дороги будет в основном 4 полосы. На втором этапе, с 2020 по 2025 гг., построят остальные 4 участка длиной 190,67 км шириной 6 полос, а все построенное в рамках этапа 1 расширят с 4 до 6 полос (местами до 8).


Этапы строительства на анимированной схеме:

Основные технические параметры пусковых комплексов ЦКАД.

Все ли участки ЦКАД будут платными и сколько будет стоить проезд?
Платными будут все участки, кроме 5 ПК - реконструируемого участка трассы А-107, так называемого Звенигородского хода «малой бетонки. Планируется, что стоимость проезда по платным участкам для легковых машин будет 2,32 рубля за 1 км.

Какую пользу принесет ЦКАД?
Эффект от дороги трудно переоценить. Причем он будет колоссальным и для Москвы, и Московской области, и России в целом.

Москве ЦКАД поможет тем, что оттянет на себя часть транзитного и большегрузного потока с МКАД и обеспечит связность присоединенных территорий с Московской областью. Более того, это позволит избавить Москву от ее нынешней роли всероссийского грузо-распределительного центра, перехватив грузы для других регионах на дальних подступах с пересортировкой и отправкой по регионам. И то и другое - мощное средство борьбы с московскими пробками.

Московской области ЦКАД будет еще более полезна. Прежде всего, она разгрузить от транзита «малую бетонку» А-107 и западный участок «большой бетонки», а также «головные» участки радиальных магистралей между МКАД и ЦКАД. Далее, ЦКАД поможет решить одну из главных проблем Московской области и Москвы - нехватку рабочих мест в Подмосковье, из-за которой сотни тысяч жителей ежедневно участвуют в «маятниковой» миграции, ездя утром в столицу, вечером домой. По оценкам властей, ЦКАД позволит создать аж 200 тысяч новых рабочих мест ! Думается, эта оценка оправдана: дорога такого уровня неизбежно «притянет» не один десяток инвест-проектов, как производственных, так и логистических. И первые заявки, по словам губернатора Воробьева, уже поступили. Не будем забывать и об инфраструктуре дорожного сервиса: уже сейчас вдоль ЦКАД запланировано строительство 32 АЗС с минимаркетами и фастфуд-кафе, 30 многофункциональных АЗС с 22 кафе-ресторанами, 18 станций техобслуживания, 18 мотелей.


Что до России в целом, ЦКАД позволит сформировать хордовые дороги, которые станут частью четырех международных транспортных коридоров (МТК).

Вместе с уже проводимой и планируемой до 2020 г. реконструкцией главных федеральных трасс (М-4 «Дон, М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-10 «Россия») все это позволит стране реализовать свой транзитный потенциал. Сейчас, смешно сказать, Россия зарабатывает на транзите 5% от того, что могли бы. И недополучает в бюджет страны, по оценке комитета Госдумы по транспорту, до 2,5 трлн. рублей в год . Развитие транзита - отличный способ возобновить экономический рост, создать сотни тысяч рабочих мест, привлечь дополнительные инвестиции в логистику и нефтепереработку. (Еще про транзитный потенциал РФ).

Но это еще не все. Эффект от магистрали, хоть и меньший, ожидается для экономик соседних областей - Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской и Смоленской. Вырастет безопасность дорожного движения и скорость поездок, повысится мобильность людей. Будет ускорено и удешевлено перемещение грузов внутри страны, повысится конкурентоспособность любой российской продукции.

Как ни странно, снизится и уровень негативного воздействия на окружающую среду: ведь вредные выбросы при 5-10 км/ч в 4-10 раз выше, чем при скоростях 60-80 км/ч.


Зачем нужна новая трасса? Почему просто не реконструировать кольцевые А-107 или А-108?
Этот вариант рассматривался, но от него отказались по трем причинам.

Первая причина социальная. Обе эти дороги проходят через города и поселки. На А-107 длина «населенных» участков - более 40 км, бетонка проходит через Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другие, расстояние до застройки местами 5-30 м. При реконструкции до 6 полос пришлось бы либо строить массу обходов городов, либо выкупать множество собственности. Причем во втором варианте все равно осталось бы много недовольных - ведь выкупалась бы только сносимая собственность, а вовсе не дома всех нежелающих жить рядом с транзитной магистралью.

Вторая причина техническая. Чтобы магистраль стала привлекательной для транзита, она должна быть рассчитана на скорость 130-150 км/ч и иметь I техническую категорию . Это означает очень высокие требования к кривизне, продольным уклонам, ширине обочин, количеству примыканий и т.д. Но ни ММК, ни МБК этим требованиям не соответствуют даже близко! Реконструировать любую из них до категории I - значит полностью ее перестраивать, по сути снести старую дорогу и построить на ее месте новую.

Третья причина планировочно-градостроительная. Учитывая, что в Московской области плотность дорожной сети в 4-5 раз ниже, чем в европейских странах с аналогичной плотностью населения, куда лучше иметь 2 дороги, местную и транзитную, а не одну гибридную. При реконструкции ММК или МБК на «скоростной» трассе оказался бы и медленный местный, и быстрый транзитный трафик. По одной дороге по-прежнему ехали бы и трактора, и пассажирские автобусы, и местные «Газельки», и международные большегрузы. К тому же пришлось бы решать проблему тех сотен примыканий и перекрестков, которые есть на «бетонках» сейчас. И либо создавать местному трафику колоссальные перепробеги в десяток-другой километров, либо строить лишние десятки эстакадных разворотов и развязок. Именно по этой причине реконструируемый в рамках ЦКАД «Звенигородский ход» трассы А-107 будет шириной 4 полосы, на нем сохранят светофоры (хоть и построят несколько развязок), и он будет иметь лишь II техническую категорию.

В общем, выбранное решение, с моей точки зрения - оптимальное.

А что будет с «бетонками» и ж/д переездами на них?
Обе бетонки останутся бесплатными и будут использоваться преимущественно местным трафиком. А все ж/д переезды будут реконструированы, вместо них построят путепроводы. 2 путепровода в Алабине и в Белых столбах на А-107 уже достраиваются.

Строящийся путепровод на А-107 в Белых столбах (кликабельно)

Строящийся путепровод на А-108 в Алабине (кликабельно).

Еще 3 путепровода, в Львовском на А-107, в Шараповой охоте и Липитино на А-108 начнут строить в этом году. Сейчас идет подготовка к строительству.

Путепровод на А-107 в Львовском (кликабельно).

Путепровод на А-108 в Шараповой охоте (кликабельно).

На очереди переезды Голицыно и Юрово на Малом кольце, Дорохово - на Большом. Путепровод в Голицыне (Больших Вязёмах) построят до 2018 года по отдельному титулу одновременно с 5-м пусковым комплексом ЦКАД. По остальным двум адресам путепроводы тоже запланированы, сроки ввода от 2018 до 2020 года.

Спасибо госкомпании «Автодор» и форуму Roads.ru за предоставленную информацию. Если нашли ошибки в этой статье, напишите об этом, но только с надежным пруфлинком.

СНТ "Содружество" ожидает радостное событие - мост.

На железнодорожном переезде на А107 ("Малая бетонка" или "Московское малое кольцо"), который находится после поворота с трассы ДОН М4 в сторону Бронниц (это около 300 метров от трассы ДОН М4, налево, около населенноко пункта "Белые столбы") начали в 2012 году строить мост.
Официально его строят с 29.11.2012 - "Начато строительство путепровода на 31-м км Московского малого кольца" , а по факту - с лета.
Общая длина путепровода 749,36 м. Габарит путепровода Г-11,5+2х1,25 . Опоры стоечные железобетонные на свайных основаниях (общее количество опор - 20 штук).
Если все пойдет хорошо, то скоро мы не будем терять 40 минут (минимум!) на этом переезде. Будем надеяться, что выделенные "1,5 млрд рублей из федерального бюджета" не успеют разворовать раньше, чем мост достроят - предлагаю делать фотографии по дороге и освещать на нашем сайте (на форуме ).
Если стройка встанет придется консолидировать общественное мнение и помочь им достроить небольшим крепким пинком. По неофициальным данным "сдача эстакады в эксплуатацию намечена на октябрь 2013 года " . Со слов строителей "достроят в промежутке от апреля до июля 2014 " .

Фото с места события:

Старый запрос в администрацию по поводу строительства переезда-эстакады:

Схема-проект переезда:

С уважением, Алексей Константинович.

В этом году в Подмосковье уберут сразу несколько "бутылочных горлышек" на региональных дорогах.

Начнется реконструкция Лобненского шоссе, Октябрьского проспекта в Люберцах и улицы Туполева между городами Жуковский и Раменское. Об этом давно просили люди, - заявил губернатор области Андрей Воробьев, выступая с ежегодным обращением к жителям.

Это так называемые локальные точки подмосковных дорожных заторов, но страдают от них и жители области, и москвичи. Особенно в дачный сезон. Вот, например, центральная улица Люберец - Октябрьский проспект. По две полосы в каждую сторону, на 7 километров дороги 14 светофоров. Стоит поэтому в любое время года, а после дождей еще и разливается морем, тормозящим и без того небыстрое движение. При этом Октябрьский проспект - единственная возможность выехать на Егорьевское шоссе для жителей нескольких районов Москвы. Проект реконструкции проспекта был принят еще в 2013 году, но только теперь для его реализации появилась финансовая возможность.

После реконструкции проспект станет шестиполосным - больше расширить не позволяет существующая застройка. Все светофоры уберут, а переходить проспект жители будут по подземным переходам - их планируется построить не меньше шести. Будет проложена и ливневка на всем протяжении проспекта - и его, наконец, перестанет подтапливать во время дождей.

С двух до четырех полос планируется расширить и один из въездов в Лобню. Вообще, попасть в город можно тремя путями - через микрорайон Луговая, по Рогачевскому или Лобненскому шоссе. Все три дороги - тесные узкие, и каждую пересекают железнодорожные пути. В Луговой друг на друге к тому же уложены лежачие полицейские, а Рогачевку по получасу и больше может держать закрытой железнодорожный переезд. На въезд-выезд в город лобненцы в час пик тратят от 30 минут до полутора часов. И это особенно обидно в свете того, что Лобня считается одним из самых богатых городов Подмосковья - из-за того, что многие местные жители работают в аэропорту Шереметьево, средние зарплаты в городе регулярно бьют статистические рекорды.

На реконструкцию встанут участки дорог с самыми большими заторами, от которых страдают не только жители области, но и москвичи

В этом году власти обещают приоткрыть одни из въездных городских ворот. А на 2020-й намечено строительство путепровода через Рогачевское шоссе, который разведет на разные уровни автомобильный и железнодорожный потоки. Реконструкция улицы Туполева в Жуковском - еще один из областных "долгостроев". Проектом, разработанным еще пять лет назад, предусмотрены расширение проезжей части с двух до четырех полос, ликвидация светофоров и строительство развязки, которая уведет транзитный транспорт в обход центральных городских улиц.

Кстати

На инвестиционном форуме в Сочи губернатор Подмосковья Андрей Воробьев подписал соглашение о строительстве двух путепроводов через железную дорогу в Раменском и Можайском районах области. Путепроводы должны быть построены в течение двух лет.

«В Московской области на главных и подъездных к предприятиям путях находится более 490 железнодорожных переездов, — рассказывает начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич. — На некоторых из них шлагбаум открывается в часы пик-то есть с шести до десяти утра, лишь на 40 минут для проезда автотранспорта! Отсюда образуются многокилометровые пробки. При этом, вместе с автомобилистами вынуждены ждать открытие шлагбаума и экстренные службы: скорая помощь, пожарные машины. На Курском же направлении и Октябрьской железной дороге проблема усугубляется еще и тем, что здесь ходят не только электрички, но и скоростные поезда. Особо тяжелая транспортная ситуация из-за переездов сложилась в , где действуют сразу три переезда, Павловском Посаде и Ступино, где переезд в центре города разделяет последний на две части».

Вопрос с переездами сейчас собираются активно решать, причем, разными способами.

«В рамках трехстороннего соглашения между правительством Московской области, Федеральным дорожным агентством и ОАО „РЖД“, заключенного в 2006 году, были определены самые проблемные направления для строительства путепроводов, — говорит Ляшкевич. — 17 первоочередных переездов вошли в проект „Свободный переезд“ губернаторской программы „Наше Подмосковье“. Все путепроводы проектируются по индивидуальным проектам. В процессе учитываются местоположение и архитектурный облик города. В настоящий момент на территории Московской области ведется строительство 7 путепроводов. Например, строительство путепровода у платформы Хлебниково в городе Долгопрудный планируется завершить в конце нынешнего года. Заключены госконтракты на строительство 6 переездов: у платформы Перхушково в , на 33 км Можайского шоссе, на 1 км дороги Ступино-Городище-Озеры и на пересечении с железной дорогой у деревни Жилево, в Ногинском районе — на 20 км Носовихинского шоссе, а также в Павловском Посаде и в Долгопрудном, у платформы Новодачная. При подтверждении финансирования из федерального бюджета строительство планируется завершить до конца 2017 года».

Но этих мер, разумеется, совершенно недостаточно. Поэтому на помощь должна прийти альтернатива в виде платных переездов. В настоящий момент решено построить 50 платных путепроводов, которые могут иметь как тоннельный вид, так и проходить над железнодорожными путями. Возможно, именно они облегчат ситуацию, как это уже происходит на практике на платных автодорожных трассах. При этом по закону, чтобы построить платный путепровод, необходимо, чтобы у него имелся бесплатный «дублер». Таковым может считаться переезд на расстоянии не больше, чем 5 км от платного.

«Учитывая тот факт, что стоимость одного путепровода обходится в среднем около 3-4 миллиардов рублей, а области необходимы минимум 100 путепроводов, то денег не из каких бюджетов не хватит, — рассказывает Ляшкевич. — Поэтому к строительству было решено привлекать инвесторов. 50 переездов планируется построить в рамках государственно-частного партнерства. В конце прошлого года ГУДХ заключило госконтракт на разработку концепции по строительству платных путепроводов. Победитель конкурса, компания-проектировщик ЗАО „ Петербург-Дорсервис “, должна определить места наиболее привлекательные с инвестиционной точки зрения. В настоящий момент изучаются показатели транспортного потока, его интенсивность, наличие альтернативных переездов, перспектива транспортного и градостроительного развития, а также проведение экспертизы прав на земельные участки, примыкающие к переездам, на основании чего будут подготовлены предложения о размещении первых платных путепроводов, стоимости проезда и срока окупаемости. Срок разработки концепции — апрель 2014 года. После этого предполагается провести конкурс среди инвесторов, готовых вкладывать средства в строительство переездов. Уже сейчас можно говорить о том, что это будут переезды, не требующие больших финансовых вложений, и на строительство которых не потребуется много времени. Первые платные путепроводы в рамках данного соглашения могут появиться уже в 2015-2016 годах. Сроки строительства будут зависеть от выбранной технологии, а предполагаемые сроки окупаемости — в среднем порядка 23 лет, затем же инвестор передает объекты в собственность МО».

Что же касается столичной территории, то в списке первоочередных, переезды у станций Щербинка, Кокошкино, Крекшино, Рассудово, Внуково. То есть там, где ситуация является наиболее напряженной.

Стоимость проезда, судя по всему, будет умеренной. «Пока этот вопрос прорабатывают финансовые консультанты, которым предстоит определить возможную стоимость», — отвечает Ляшкевич.

Впрочем, если судить по практике уже существующих платных переездов в близлежащих к Московской области — Нижегородской и Рязанской — стоимость проезда может составлять от 20 до 40 рублей. Например, такие цены действуют на первом российском частном путепроводе, соединившем два микрорайона города Рязани и открывшемся чуть больше года назад.

Но есть еще один момент: свою роль в формировании цены могут играть, как считают в Минтрансе, затраты на строительство подъездных путей в разных случаях, поскольку они могут оказаться порой выше затрат на строительство переезда как такового.

Кстати, упомянутые платные путепроводы были построены ЗАО «Региональные платные дороги» , которая взяла на себя ответственность за строительство переезда на перегоне «Взлетная — Востряково». Этот проект, возможно, станет пилотным. Предполагается, что востряковский платный путепровод будет открыт к осени этого года. По некоторым данным, компания в будущем может построить около 20 платных путепроводов в Московской области, если эта программа будет принята подмосковным правительством. Среди возможных проектов — переезды на участках ряда направлений: Павелецкого (Домодедово — Белые Столбы, Барыбино — Вельяминово, Аникеевка — Нахабино), Горьковского (Железнодорожный — Купавна), Смоленского (Здравница — Жаворонки, Часцовская — Портновская, Портновская — Кубинка-1 , Кубинка-1 — Чапаевка), Казанского (Раменское-Бронницы), Ярославского (Заветы Ильича — Правда, Валентиновка — Загорянская, Правда — Зеленоградская, Болшево — Фабрика 1 Мая), Рижского (Малиновка — Дедовск, Манихино-1 — Новоиерусалимская, Чеховская — Холщевики), Савеловского (Яхрома — Дмитров), Большого кольца (189 км, Дюдьково — о.п.190). Впрочем, все это пока только, видимо, наметки.

Строительству переездов должно способствовать строительство Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги. Благодаря этому, в дело вовлекаются участки, не обладавшие прежде инвестиционной привлекательностью. Известно также, что жители Подмосковья активно приветствуют будущее появление частных переездов.

ЦКАД (Центральная кольцевая автомобильная дорога) - строящийся дублёр «Малого бетонного кольца» (автодороги A107). Строительство ЦКАД разделили на пять пусковых комплексов, на трёх из которых сейчас ведутся строительные работы. Основное назначение ЦКАД - разгрузка МКАД перераспределением транзитного потока автотранспорта. Общая протяжённость ЦКАД - 525 км. Все участки ЦКАД, кроме пятого пускового комплекса и участка второго пускового комплекса будут представлять из себя платную автомагистраль с двумя полосами в каждую сторону, отбойным ограждением по центру и расчетной скоростью движения 150 км/ч. Если более точно, то это будет дорога категории IA. Платная автомагистраль будет проходить параллельно А107 и, по большей части, в непосредственной близости от неё.

1. Строительство ЦКАД на пересечении с поймой Канала имени Москвы в районе Икши.

Участки пятого пускового комплекса заменят собой А107 и будут бесплатными, с общим ограничением скорости 90 км/ч и дополнительными ограничениям до 80 и 60 км/ч в населённых пунктах. Да, дорога по большей части будет проходить по старой траектории, за исключением участка на обходе Звенигорода и участка от Звенигорода до стыка с первым пусковым комплексом.

2. Общая схема ЦКАД. Сейчас строятся первый (черный), третий (красный) и пятый (оранжевый) пусковые комплексы. На остальных работы не ведутся. Изображение © Автодор Инвест.

Начало строительства было запланировано на 2011 год, но по факту строительные работы начались в 2016 году. Предполагаемые сроки полного завершения строительства - 2022 год. Тем не менее, первые участки пятого пускового комплекса обещают запустить в следующем году. Там не нужно строить пункты взимания платежей и дорога может вводиться в эксплуатацию короткими участками.

Не думаю, что ЦКАД как-то повлияет на пробки на МКАД, так как МКАД уже давно не является объездной дорогой и транзитного транспорта там совсем немного. По сути МКАД давно превратилась в рядовую городскую магистраль. А вот водителям грузовиков, которых днем на МКАД не пускают эта автодорога жизнь облегчит. Но и их сейчас на А107 и А108 не так и много.

В этой публикации речь пойдет о третьем пусковом комплексе, который начинается на пересечении с и заканчивается на пересечении с автодорогой М7 «Волга». Участки третьего пускового комплекса проходят по самым живописным местам, а огромная выемка в районе Канала имени Москвы поражает своими размерами.

3. Первое искусственное сооружение на ЦКАД 3 находится в районе деревни Безверхово и представляет из себя торчащий из поля арматурный каркас будущих опор путепровода. Это совсем недалеко от М11.

4. Следующий участок с видимыми работами начинается на пересечении А107 и Рогачёвского шоссе.

5. От Рогачёвского шоссе и до Канала имени Москвы в среднем на стадии земляных работ. В некоторых местах уже отсыпан ППС (песчано-подстилающий слой), а в некоторых только просека.

5. Овраг в районе деревни Старо.

6. Рядом с оврагом огромный песчаный карьер, который открыли задолго до начала строительства ЦКАД. С доставкой песка в этом месте нет проблем.

7. Тот же овраг, вид в обратную сторону.

9. А это уже почти Икша.

10. По большей части будущая автомагистраль выглядит так.

11. Из-за этой выемки я начал показывать ЦКАД именно с третьего пускового комплекса. Ничего подобного у других местах на ЦКАД нет.

12. Выемка на миллион кубов. Здесь «Автодору» действительно есть чем гордиться. Вид в сторону М11.

13. Вид в сторону Канала имени Москвы.

14. Насыпь в пойме канала, это временная служебная дорога к будущим опорам моста, который пройдет над Дмитровским шоссе (А104), железной дорогой, Каналом имени Москвы и автодорогой 46К-8221.

15. Вот там за дорогой мост и закончится. Примерная длина моста 1.6 км.

16. Вид в обратную сторону.

17. Вид в сторону Ногинска и М7 «Волга».

18. Сразу после моста через Канал имени Москвы ЦКАД выходит к А107 и дальше почти везде идёт вдоль неё.

19. Прогресс везде разный, где-то отсыпан ППС, где-то ведутся земляные работы, а где-то вообще ничего нет.

20. Вдоль А107 нужно будет строить больше количество путепроводов на примыкающих дорогах. В этом плане строить автомагистраль параллельно местной дороге не очень оптимально. Кроме того, в этом районе очень много ЛЭП. В кустах виднеется железнодорожный переезд на пересечении с Ярославским ходом. Переезды, это одна из самых больших проблем на А107 и А108. Электрички ходят часто, переезды часто закрываются.

21. Это уже за М8. В районе Красноармейского шоссе будущая автомагистраль обходит садовые участки и уходит в сторону от А107. В этом месте на путепровод уже установлены балки, а на автомагистрали уложен слой ЩПС (щебеночно-песчаная смесь).

22. Крайнее место, где я снимал с воздуха. Дальше Ногинск и автомагистраль проходит в непосредственной близости от войсковых частей. С этими лучше не связываться.