Балетмейстер владимир васильев отмечен итальянской звездой. Владимир Васильев: «Мне тесно в рамках одной профессии



Светлана.

Светлана.

Иван. (Смеется.)

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван. Спасибо.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана. Сколько тебе лет было?

Иван. Семь лет.

Светлана. А как ты понял, что это твое?

Иван.

Светлана. Так ты любишь поспать?

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана. А сейчас какие нужны герои?

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван. Да.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана. А детей ты хочешь?

Иван. Да, очень.

Светлана.

Иван. Конечно. Всему свое время.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван.

Светлана.

Иван. С удовольствием.

Светлана.

Иван.

Факты об Иване Васильеве:

I)&&(eternalSubpageStart


Танцовщик Иван Васильев Светлане Бондарчук: "Мне есть ради кого "дергаться в колготках"

Иван Васильев меняет профессию. Иван Васильев женился. Иван Васильев готов сказать "нет" президенту России ради домашних котлет... Прославленный артист балета, звезда Михайловского и Большого театров Иван Васильев рассказал главному редактору журнала HELLO! Светлане Бондарчук о недавней свадьбе с Марией Виноградовой, состоявшейся 6 июня в Москве, новом витке в карьере - в мае Иван дебютировал как хореограф, представив в концертном зале "Барвиха Luxury Village" свой первый спектакль "Балет №1" - а также вспомнил любопытные истории из своего балетного прошлого.


Иван Васильев и Светлана Бондарчук во время интервью в ресторане "Vаниль"

Светлана. Думаю, что даже те, кто не так хорошо знаком с балетом и не видел Ивана Васильева на сцене, запомнили его на церемонии открытия Олимпиады в Сочи, в той части шоу, где разыгрывалась сцена первого бала Наташи Ростовой. Красивый молодой человек с романтическими кудрями в эффектном гусарском кителе исполнил несколько прыжков - невероятных полетных прыжков, от которых просто захватывало дух.

Мне довелось не раз видеть дуэт Ивана Васильева с балериной Натальей Осиповой на сцене Большого - это всегда производило громадное впечатление. А однажды получилось так, что я оказалась в эпицентре... не хочу сказать скандала, но Наташа и Иван тогда действительно нас потрясли. Представьте, HELLO! проводит фотосъемку в Михайловском театре и неожиданно мы узнаем, что Наталья Осипова и Иван Васильев подписали контракт с Михайловским театром. Невероятно: звезды главной сцены страны "сбежали" в Петербург. Причем даже не в Мариинку. Буквально через полчаса информация распространилась по всем информагентствам, вечером об этом рассказывали в новостях по центральным каналам. Но мы узнали об этом первыми!

Сегодня Ивану, к счастью, ничто не мешает танцевать и в Михайловском театре, и в Большом (теперь он здесь guest star - "приглашенная звезда"). Недавно Иван дебютировал с собственной хореографией: в "Барвиха Luxury Village" представил свой первый проект - "Балет №1". Уверена, что это было не последнее представление. В спектакле участвовали звезды Большого, но могу сказать точно, что в тот вечер самые пристальные взгляды были направлены на балерину Марию Виноградову. Многим уже тогда было известно, что они с Иваном Васильевым помолвлены. А сейчас мне приятно сообщить читателям HELLO!, что в минувшую субботу Иван и Мария поженились, с чем я их искренне поздравляю.

Светлана. Иван, мы познакомились с тобой, если не ошибаюсь, лет семь назад. Это было в баре Чапурина. Было очень весело. Мы даже выпивали, я помню.

Иван. (Смеется.)

Светлана. У меня тогда было не так много знакомых из мира балета, и для меня стало открытием, что вы, балетные люди, такие вполне земные и ничто человеческое вам не чуждо. Можете и повеселиться, и потанцевать. У тебя, на мой взгляд, прекрасное чувство юмора, и, собственно, к чему я это веду: я хотела бы, чтобы ты повторил для читателей HELLO! ту потрясающую историю, связанную с Олимпиадой, которую однажды уже рассказывал мне.

Иван. Да, это был действительно забавный случай. Дело в том, что во время подготовки к этой церемонии я полторы недели безвылазно провел в Сочи. Меня не выпускали в Москву даже на один день, хотя я всеми силами туда рвался. Понятно, что после церемонии открытия я первым делом кинулся в отель, схватил чемодан, сел в такси, чтобы поскорее попасть в аэропорт, а оттуда в Москву. Потому что в Москве меня уже ждала Маша с котлетками из индейки с перчиком, которые она приготовила и даже выслала мне фотки по Viber. И вот я в машине еду, и вдруг - бам! - звонок: "Ваня, Владимир Владимирович завтра всех собирает. Вы должны быть". Я говорю: "Не, я не могу, у меня самолет!" - "Но это же Владимир Владимирович..." И тут я выдаю: "Ну, может быть, он сможет со мной в Москве встретиться?" - "Ваня, мне довольно неловко будет сказать об этом Путину". Ну, неловко, значит, упс! И я повесил трубку. Едем дальше. Десять секунд проходит, и вдруг начинается: мне позвонили все, кто только мог. Мне, наконец, позвонила Маша: "Ваня, ну ладно, котлеты подождут, ну оставайся уже". В общем, я попросил развернуть машину и задержался еще на день.

Светлана. Значит, любовь для тебя - самое важное. Любовь к домашним котлетам. (Смеется.)

Иван. Да, Маша про меня шутит: "Вот за что ты меня любишь - за котлеты".

Светлана. Она действительно так хорошо готовит?

Иван. Моя жена прекрасно готовит все: от элементарной гречки с грибами до супа "Том Ям". Вообще, она меня балует жутко. Я такой разбалованный благодаря ей и жутко привередливый. Мне нужно только все самое вкусное. (Cмеется.)

Светлана. На днях вы с Машей поженились, еще раз поздравляю вас!

Иван. Спасибо.

Светлана. Но месяцем раньше произошло еще одно немаловажное для тебя событие: ты дебютировал как хореограф. Это была действительно такая давняя мечта?

Иван. Можно сказать, что мечта детства. Потому что, будучи 12-летним подростком, я уже знал, что обязательно буду ставить. Сейчас у меня такой этап в карьере: я станцевал очень много из того, что задумывал, и теперь мне нужно двигаться дальше. Мне хочется не просто танцевать, мне хочется создавать что-то новое, интересное. В этом проекте "Балет №1" я собрал лучших артистов Большого: Дениса Савина, Кристину Кретову, Анну Окуневу, Александра Смольянинова... Я видел на репетициях, что они действительно увлечены процессом, что они хотят работать, открыты для любой моей самой безумной идеи. (Смеется.)

Светлана. Если это была твоя давняя мечта, наверняка был кто-то, кто подтолкнул тебя к этому решению, помог сделать шаг?

Иван. Маша, за что я ей очень благодарен. Я такой человек, у меня всегда куча планов возникает в голове. Я могу ими болеть бесконечно. Ходить по квартире до трех часов ночи, придумывать что-то, обдумывать, говорить: "Хочу, хочу, хочу". И в какой-то момент Маша мне просто сказала: "Хочешь? Давай!" Вот, понимаешь, мне нужно было услышать эти слова от родного человека: "Давай". Нужен был этот выстрел "на старт", чтобы я побежал. И теперь я буду бежать, пока не достигну красного флажка на высокой горе.

Светлана. Надо Машу предупредить, чтобы она все-таки берегла тебя. (Смеется.)

Иван. Она теперь сама мучится оттого, что я иногда вскакиваю среди ночи: у меня вдохновение. Я начинаю придумывать новую хореографию, блуждаю по квартире, оказываюсь внезапно на кухне. Сам не понимаю, как там оказался... (Смеется.) Приходит Маша на кухню. Свет выключен, я стою в темноте, как-то там дрыгаюсь... (Смеется.) Она смотрит: "Ваня..."

Светлана. Создается впечатление, Иван, что ты не ищешь легких путей. У тебя прекрасная карьера танцовщика, и вдруг ты вступаешь на путь неизведанного для тебя - хореографии. Танцуешь в Большом - неожиданно переходишь в Михайловский театр.

Иван. Ты права. Когда мне становится слишком комфортно, мне хочется все поменять и начать сначала. Уйти из Большого, где я мог годами танцевать Спартака, Дон Кихота и прочее, и пойти в театр, который тогда не так еще звучал, как сейчас, и в нем по-новому расти.

Светлана. Твой папа, военный, видимо, тоже не искал легких путей, когда отдал тебя в балет. Для мужчины отдать сына в балет - это, согласись, немного необычно. Тем более если сам он не связан с этим искусством. Как так получилось?

Иван. Меня было сложно не отдать, потому что, вообще-то, я с четырех лет танцевал в народном ансамбле в Днепропетровске, куда мы переехали из Приморского края, где я родился. А потом, впервые увидев балет, я заявил, что хочу заниматься только балетом.

Светлана. Сколько тебе лет было?

Иван. Семь лет.

Светлана. А как ты понял, что это твое?

Иван. Не знаю, меня как будто ведет что-то по жизни. Как будто что-то внутри сидит и толкает меня в нужную сторону. А я считаю, что пошел в нужную сторону: я занимаюсь любимым делом. Иду на работу не из-под палки, а с удовольствием. Только если не нужно вставать ради нее в семь утра. (Смеется.)

Светлана. Так ты любишь поспать?

Иван. Для меня это необходимая вещь - выспаться. Я люблю много спать. Все театры с этим мучатся. Но мой нынешний статус в балете позволяет мне просить поздние репетиции.

Светлана. В хореографическом училище ты сразу стал выделяться?

Иван. Выделялся я всегда характером. У меня характер лидера: стремлюсь быть лучшим во всем, за что берусь. А вот педагоги мои, наоборот, сомневались. Преподаватель из ансамбля народного танца говорил: "Ну куда ему в балет? Посмотрите, у него короткие ножки, маленькие, толстенькие..." Время показало, что он был неправ.

Светлана. Абсолютно. В корне. Но все-таки есть определенные физические стандарты. Получается, что ты разрушаешь стереотипы?

Иван. Стандарты все относительные. Если сравнивать меня с сегодняшними длинноногими принцами, то да, я вне стандартов. Но если смотреть чуть шире или чуть дальше, в прошлое, - то нет. Владимир Васильев не высок, у Рудольфа Нуриева ноги были не самыми длинными.

Светлана. Ты мне больше всех напоминаешь Нуриева.

Иван. Спасибо. Это мой любимый танцовщик.

Светлана. Но, когда ты начинал, все, наверное, скорее, сравнивали тебя с Васильевым? Может быть, даже думали, что ты его родственник?

Иван. Да, очень много было вопросов. Тем более что мой папа - полный тезка Владимира Викторовича Васильева. Однажды мне позвонили с какого-то конкурса и спросили: "Иван, сможете ли вы принять участие в нашем гала-концерте?" Я ответил: "К сожалению, не смогу". - "А папа ваш сможет приехать к нам, посидеть в жюри?" Я ответил: "Конечно, сможет. Но он будет оценивать только строевой шаг".

Светлана. Тебе досталась, можно сказать, по наследству коронная партия Васильева - Спартак. Ваши Спартаки похожи?

Иван. Нет, мы абсолютно разные Спартаки. Он - Спартак, который нужен был тому времени: величайший и благородный герой.

Светлана. А сейчас какие нужны герои?

Иван. Мой Спартак, на мой взгляд, более приземленный, более человечный. Как говорят, жизненный. Но, конечно же, Владимир Викторович в этой партии на меня всегда производил впечатление колоссальное. Повторить его невозможно. Вообще, копировать артистов такого масштаба, как Васильев, Лавровский, Владимиров, Нуриев, невозможно. И ошибается тот, кто к этому стремится. Нужно создавать свое.

Светлана. Но вот я могу сказать точно, что вас объединяет с Васильевым, - ярко выраженная мужская харизма. Хотя ведь в представлении обывателя артист балета - это, скажем прямо, не очень мужская профессия. Ну, есть же определенные стереотипы? В отношении актеров они тоже существуют. Но у тебя этого нет вовсе.

Иван. На самом деле в балетном мире очень много настоящих мужиков. (Смеется.) И мы порой смеемся над собой: ну что за профессию мы выбрали - ресницы красим, колготки надеваем. Очень любим поржать над этим. Потому что есть балеты - так называемая голубая классика вроде "Жизели", "Сильфиды", где вся драматургия укладывается в простую схему: влюбился - поклялся - женился. Или влюбился - поклялся - все умерли. Там просто удовольствие поржать над колготками. Хотя в то же время это искусство, это сказка. И мы находимся внутри этой сказки.

Светлана. Иван, вы же сейчас с Машей много танцуете вместе?

Иван. Да, мы много где танцуем: в "Жизели", "Сильфиде", "Спартаке" и "Иване Грозном".

Светлана. Скажи, а ты собственник? Ревнивый мужчина?

Иван. Да.

Светлана. Например, если твоя жена будет танцевать с другим партнером?

Иван. Это абсолютно нормально. Это театр. И если я буду танцевать с другой партнершей, не сомневаюсь, что Маша это спокойно переживет. Я танцую во всех театрах мира, с разными балеринами разных национальностей. Это просто наша профессия.

Светлана. А как же эти близкие контакты в балете? Все эти поддержки...

Иван. Ну, мы так воспитаны. Мы уже в детстве танцуем дуэтный танец. Мы берем девочек за ноги, чтобы поднять. Они не воспринимают это как приставание. (Смеется.)

Светлана. Объясни мне: вот каково это - танцевать с любимой женщиной? Это, с одной стороны, наверное, проще, а с другой...

Иван. Более ответственно. Это двойная нагрузка на нервы. Я не прощу себе никогда, если уроню свою вторую половинку. (Смеется.) Хотя, слава богу, я еще никого не ронял.

Светлана. Я знаю, что ты - один из самых высокооплачиваемых артистов балета в мире. Но вот сейчас, когда у тебя появилась семья, твои финансовые запросы, наверное, должны еще возрасти? Насколько денежная сторона вопроса является для тебя определяющей?

Иван. Я никогда не отталкивался от количества нулей в гонорарах. И не собираюсь этого делать впредь. Для меня в приоритете творчество. Если я заинтересован в работе, не имеет значения, сколько мне за нее заплатят. Если говорить конкретно о хореографии, главное для меня как для хореографа - создавать новое. Вот это моя цель сейчас.

Светлана. А детей ты хочешь?

Иван. Да, очень.

Светлана. А как же карьера Марии. Она готова?

Иван. Конечно. Всему свое время.

Светлана. Будет ли у вас свадебное путешествие?

Иван. К сожалению, у нас только отпуск две недели. Собираемся поехать в Дубай в августе.

Светлана. Не надо, это ужас. Там очень жарко в это время.

Иван. Поздно, все. Мы едем туда уже. Потому что прошлый отпуск мы провели на Маврикии и там было холодно. Этим летом я решил поехать туда, где сто процентов будет очень жарко.

Светлана Бондарчук и Иван Васильев Светлана. Иван, хочу спросить тебя: вот что для тебя самое главное в жизни? Что на первом месте?

Иван. Мои любимые. Живу для семьи в принципе. Если бы у меня не было семьи, моей любимой женщины, мамы, брата, бабушки, я не знаю, что бы я делал... Жить для себя? Вообще этого не понимаю. Я творчеством занимаюсь не для себя и танцую не для себя. У меня есть семья, у меня есть тыл, мне есть куда вернуться, есть те, ради кого я уезжаю на край света, дергаюсь в колготках, потею, потом не сплю в самолете. Все только для них.

Светлана. Спасибо, Иван. Ты знаешь, о чем я подумала: а пригласи меня как-нибудь на свою репетицию?

Иван. С удовольствием.

Светлана. Когда ты будешь сам ставить. Мне очень интересно, как это происходит, честно.

Иван. С удовольствием. Хотя в эти моменты я немного похож на сумасшедшего. Но мне это нравится.

Факты об Иване Васильеве:

Танцовщик Иван Васильев родился в селе Тавричанка в Приморском крае в семье военного. В 2006-м окончил Белорусский хореографический колледж и в этом же году стал солистом Большого театра в Москве. Через год после поступления ему уже доверили главную партию в балете "Спартак" Юрия Григоровича.

В 2009-м Иван участвовал в программе "Короли танца" наряду с пятью другими лучшими танцовщиками мира. В 2012-м он стал приглашенным солистом Американского театра балета, а годом раньше перешел из Большого театра в труппу Михайловского в Петербурге.

Сейчас Иван Васильев танцует и в Михайловском театре, и в Большом в качестве приглашенного солиста. В этом году в Большом он впервые выступил в главной партии в балете "Иван Грозный".

Дуэт Ивана Васильева и балерины Натальи Осиповой на протяжении нескольких лет был одним из самых громких в балетном мире. Несмотря на то что судьба развела артистов в разные стороны, они продолжают часто выступать вместе.

Иван Васильев и солистка Большого театра Мария Виноградова поженились 6 июня этого года. Два с половиной года назад они впервые танцевали вместе в балете "Спартак" и с тех пор так вместе и танцуют: на сцене и в жизни.

График Ивана Васильева расписан на месяцы вперед, уже сегодня можно сказать, где его можно увидеть на сцене в будущем сезоне. 26 сентяб-ря танцовщик примет участие в гала-концерте Kremlin Gala "Звезды балета XXI века" в Государственном Кремлевском дворце, ежегодном событии, проводимом Фондом В. Винокура в поддержку культуры и искусства. Иван представит фрагмент из балета "Шахерезада" в дуэте с Марией Виноградовой, а также собственный хореографический номер на музыку Макса Рихтера, который исполнит вместе с солистом Большого театра Денисом Савиным.

Народный артист СССР Владимир Васильев - о том, как совместить живопись и балет, станцевать Шукшина и привить хореографам любовь к чтению.

В этом году балетмейстер и хореограф Владимир Васильев отмечает 60-летие творческой деятельности.

Кроме сцены в его жизни есть и еще одна страсть - живопись. К юбилейной дате в Доме Гоголя открылась выставка его картин «Сказки об Италии», а в Пермской художественной галерее на днях открывается экспозиция «Танцующая кисть».

О том, как совмещать занятия разными видами искусства, не оглядываться на былые заслуги и любить родину, народный артист СССР рассказал «Известиям».

Владимир Викторович, вы достигли в балете всех возможных высот. А теперь занялись живописью. Как вы думаете, к ней относятся так же требовательно, как и к выступлениям?

Наверное… Не знаю… Главное, я сам отношусь к собственной живописи требовательно. Мне нравится сам процесс работы, а после - у меня огромное количество претензий к себе. Это нормальная, совершенно естественная оценка. Мне кажется, только дилетанты восхищаются плодами своего творчества. У них обычно всё - прекрасно.

Возьмите Шаляпина. У него была постоянная неудовлетворенность, стремление завтра сделать лучше, чем сегодня. И так до бесконечности. Федор Иванович, кстати, был необыкновенно талантлив: лепил очень неплохо, рисовал.

- Вы занялись рисованием, потому что хотели везде поспеть, во всем себя проявить?

Просто мне всегда было тесно в рамках одной профессии! Это не для того, чтобы показать: «Я и это могу, и то мне по плечу». Нет. Мне хватает творчества, но мне всё интересно. Когда я начинал рисовать, делал это раза два в год. Всё время занимала основная профессия. Сейчас я рисую постоянно, каждый день. И это меня наполняет радостью творчества.

- Чем пишете?

В основном акварелью, потому что ее легче брать с собой в поездки. Когда я еду куда-нибудь, обязательно прихватываю краски. Они со мной были и в Италии, и в Бразилии, и на Енисее, и на Волге. Еще пишу маслом, но это только на Рыжевке в Костромской области. Там работается как нигде - только я и природа, и ничто не мешает нашему слиянию.

- А о том, чтобы добиться признания крупных музеев, вы не думали?


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

Нет. Но мне приятно, когда художники и искусствоведы говорят, что я могу назвать себя профессиональным художником, когда пишут рецензии, спрашивают, продаю ли я свои картины. Наверное, время пришло и для этого. Тем более сейчас.

- Пенсии народного артиста СССР не хватает?

Да. Думаю, я не один, кто бы так ответил. Но я пока, слава богу, могу работать.

В последние годы вы уделяете много внимания молодым хореографам. С ними вы поставили спектакль по рассказам Шукшина. Разве можно станцевать Шукшина?

Можно. И Шукшина, и Платонова, и других великих. Я решил собрать наших отечественных современных хореографов и дать им возможность попробовать себя в особом проекте.

В рамках разных фестивалей, там, где есть к тому интерес, мы организуем творческие мастерские, которые обязательно связаны с литературой. В них наши современные хореографы ставят мини-балеты на тему творчества того или иного писателя.

Так мы сделали первый спектакль в Воронеже по произведениям Платонова. Литературоведы недоумевали: «Как же можно делать балет по Платонову?» А после спектакля один из литературных критиков сказал мне, что, пожалуй, ничего лучше на сцене по Платонову не видел.

- Вы не ведете их проторенной тропой. Ставите сложные задачи.

Да, это непросто. Современные хореографы обычно делают бессюжетные постановки. Я хочу показать им, как можно работать с сюжетом, с драматургией спектакля. Поэтому в моей мастерской они должны опираться на литературу и предпочтительнее - на серьезную музыку.

Не секрет, что сейчас молодежь мало читает. И этих знаний, этой основы им часто не хватает. Таким образом, для создания своих миниатюр им приходится больше читать.

У нас уже состоялось несколько мастерских - помимо платоновской еще по Астафьеву (на Азиатско-Тихоокеанском фестивале в Красноярске), по Шукшину (на Шукшинском фестивале в Барнауле), по Гоголю (на открытии конкурса артистов балета «Арабеск» имени Екатерины Максимовой).

А в этом месяце откроется юбилейный, пятнадцатый по счету «Арабеск». И там тоже будет мастерская - по Толстому, к 190-летию со дня его рождения. Счастье, что ее будет снимать и даже показывать в режиме онлайн на своем сайте телеканал «Культура». И мы сможем показать открытие конкурса большему числу зрителей.

Не могу сказать, что мастерская - это какие-то уроки Владимира Васильева. Скорее я стараюсь делиться с молодежью своим опытом и тем ценным наследием, которое сам получил от своих великих учителей и предшественников.

- Почему бы вам не давать уроки в училище Большого театра?

В Московскую академию балета я пока приглашений не получал, но много уже сделал для Школы Большого театра в Бразилии. Я с удовольствием приезжаю и работаю там, где меня любят и ждут. Десять лет я руководил в ГИТИСе отделением хореографии. И был счастлив там.

Сейчас задача номер один в хореографии - увлечь человека эмоционально, заставить его сочувствовать героям на сцене. А для этого надо многое знать во всех областях искусства.

Меня потрясла информация, что вы получили звание народного артиста СССР после того, как Парижская академия танца присудила вам премию Вацлава Нижинского, назвав вас «Лучшим танцовщиком мира». Это действительно сыграло роль?

В Советском Союзе признание Запада если и имело какое-то значение, то не до такой степени, чтобы по этой причине «народного» давали. У нас звание не за это присуждали. Нужно было не один год серьезно доказывать, что ты этого звания достоин. И оно действительно было высшим и имело огромный вес.

- Что же могло подстегнуть чиновников?

Подстегнуло то, что у меня были главные роли и премьеры в Большом театре. Я к тому времени «Спартака» уже станцевал.

- Еще бы после «Спартака» не дать «народного»!

За него я получил Ленинскую премию. А к определению «Лучший танцовщик» я отношусь философски. В чем лучший? В этой партии, может быть, лучший, а в той - кто-то другой.

- Некоторые не стесняются с телеэкрана говорить, что они лучшие.

По-настоящему великие мастера, с которыми мне посчастливилось встречаться или работать, слово «я» произносили крайне редко. И это только добавляло им величия и достоинства. Впрочем, времена нынче иные: реклама и мелькание на экране - важное средство продвижения.

- Сам о себе не напомнишь - никто не вспомнит.

Может быть, сейчас это важно молодым - не знаю. Но время всё расставляет по своим местам. Оно - главный и, в общем-то, единственный судья. Хотя всё когда-нибудь забудется. Вот недавно исполнилось 20 лет со дня ухода из жизни Галины Улановой. Кто-то по телевидению или радио вспомнил об этом? А величин, подобных ей, в мире не так много.

В 2020 году вам исполнится 80 лет. Говорят, вы решили отметить юбилей постановкой Реквиема на сцене оперного театра в Казани.

У меня давным-давно была идея поставить Реквием Моцарта. С этим произведением уже была связана моя работа - «О, Моцарт, Моцарт» с Евгением Колобовым. Музыка эта гениальна, использовать ее - думаю, мечта любого хореографа. Обсуждения такие были, но пока окончательно концепция не сформирована.


Владимир Васильев. Фото – М. Панфилович

- Суеверны?

Нет. Когда-то мне хотелось сделать спектакль о художнике, прожившем большую жизнь и двигающемся к своему финалу. И лучшего музыкального ряда, чем Моцарт, для этого не найти. А сейчас передо мной уже совершенно иные картины. Посмотрим. Но, конечно, я бы хотел, чтобы мое творчество и дальше было связано с Татарским академическим театром оперы и балета.

- С чего началась ваша работа с казанским театром?

Еще 30 лет назад у меня появилась задумка поставить на большой сцене спектакль на Мессу Си минор Баха. Это грандиозное произведение, не сравнимое, на мой взгляд, ни с чем другим в музыке. Никогда и нигде оно не ставилось.

Но я хотел это сделать, чтобы получилось нечто зрелищное. Мечтал о Ватикане. Именно на площади Святого Петра хотел показать его, собрать международный состав исполнителей. Но в конце 1980-х это сделать было сложно. Все говорили: «Да, идея замечательная!» - но дальше дело не шло.

Шли годы, а идея не давала мне покоя. Большой театр или Мариинка очень подошли бы. У них и труппа огромная, и сцена, и возможности. Я хотел, чтобы на сцене одновременно находились и хор, и кордебалет, и певцы, и оркестр. Но я понимал, что вряд ли это там получится.

И вдруг случайно в разговоре с директором оперного театра в Казани Рауфалем Мухаметзяновым я поделился с ним своей мечтой. И он сразу предложил поставить Мессу Баха у них. Мне это не приходило в голову. Но когда я послушал хор театра - понял, что Бог посылает мне подарок в виде этой труппы.

- Почему русский балет так ценится в мире?

Да потому что за ним прекрасная школа и традиции. Оказывало и оказывает влияние на Запад именно русское искусство, русская широта, русская взыскательность и к самому себе, и к тому, что ты делаешь. Мне непонятно, почему у нас так преклоняются перед западным.

Шаляпин гордился тем, что он русский и что несет свет своего искусства именно из России. Обратите внимание: он гордился не собой, а тем, что получил на своей родине. В мемуарах Шаляпин писал, что его душа наполнялась радостью, когда он слышал хорошего певца, который оказывался русским по происхождению.

Вы говорите о русской балетной школе. Но все знают, какими жертвами дается успех. Можно ли добиться результата без муштры, без того, чтобы тебя били по ногам, критиковали? Может, лучше, когда тебя хвалят?

Кому как. К кому-то, наверное, можно подходить по всей строгости, а к другим - только по-хорошему. Я вспоминаю первые два года в школе. Мне было очень легко. Дети только учились читать, а я в первом классе почти всего Дюма прочел, а в 10 лет уже добрался до «Войны и мира». Меня никто не заставлял. Мне самому это было нужно. Так же было и в балете, и во всем другом, чем бы я ни занимался.

Владимир Васильев - актер, режиссёр, хореограф, солист балета, народный артист СССР. Участник спектаклей самых известных театров мира (Арена ди Верона, Сан-Карло и др.). Обладатель множества государственных и международных премий. В статье будет представлена краткая биография Владимира Васильева. Итак, приступим.

Знакомство с танцами

Владимир Васильев (биография, семья артиста описаны ниже) появился на свет в Москве в 1940 году. Родители мальчика были рядовыми работниками на войлочной фабрике. Мама возглавляла отдел сбыта, а отец трудился шофёром директора. Как-то Володя отправился вместе с другом в хореографический кружок Дома пионеров. Танцы очень понравились мальчику, и он решил ими заниматься. Елена Россе (первый педагог Васильева) отметила его особую одарённость. Она предложила Владимиру сразу пойти в старшую группу. Через год мальчик уже выступал с ансамблем на сцене Большого театра.

Учёба

Московское хореографическое училище - вот куда в 1949 году был принят Владимир Васильев. Балет стал главным занятием его жизни. Преподавала мальчику Е. Лапчинская, а потом с Владимиром занимался знаменитый М.М. Габович.

Уже в годы учёбы Васильев поражал окружающих редким сочетанием актёрского таланта, виртуозной техники, экспрессии и умения перевоплощаться. В 1958 году на отчётном концерте выпускников он не только показал па-де-де и классические вариации, но и потрясающе воплотил на сцене образ ревнивца Джотто из спектакля «Франческа да Римини».

Начало карьеры

Сразу после окончания училища молодого человека взяли в основной состав танцоров Большого театра. Поначалу Владимир исполнял лишь две характерные роли: лезгинку в опере «Демон» и цыганский танец в «Русалочке». Первой сольной партией Васильева был Пан в одной из сцен «Вальпургиевой ночи». А потом танцор познакомился с Галиной Улановой. Великая балерина сразу разглядела дремлющий во Владимире огромный потенциал и предложила стать её партнёром в «Шопениане». Также в талант Васильева поверил и Юрий Григорович. Начинающий балетмейстер предложил ему центральную партию в постановке «Каменный цветок». После этого спектакля Васильев Владимир сразу завоевал признание и любовь не только зрителей, но и критиков.

Потом последовали главные партии в таких балетах, как «Золушка» (Принц, 1959), «Страницы жизни» (Андрей, 1961), «Дон Кихот» (Базиль, 1962), «Паганини» (Паганини, 1962), «Лауренсия» (Фрондосо, 1963), «Жизель» (Альберт, 1964). Но подлинным триумфом для Васильева стала роль Спартака (1968) в одноимённой постановке Григоровича. Музыку к балету написал Хачатурян.

Уход из Большого

На начальном этапе карьеры Владимира практически все его лучшие образы и спектакли создавались при участии Юрия Григоровича. Это и «Голубая птица» (1963), и «Щелкунчик» (1966), и принц Дезире в балете Чайковского, и упомянутый выше «Спартак». Кстати, за роль предводителя рабов Васильев получил Ленинскую премию. Но со временем между танцовщиком и балетмейстером появились серьёзные противоречия в творческих принципах, которые переросли в затяжное противостояние. В начале 1988 года Владимир вместе с женой Екатериной Максимовой и рядом ведущих солистов остались без ролей и ушли из Большого театра.

Выступления за границей

После этого они начали выступать за рубежом: Метрополитен-опера, Ковент-Гарден, Колон, Римская опера и т. д. Специально для героя данной статьи Морис Бежар поставил в собственном театре «Балет XX века» (версия Стравинского - «Петрушка»). В 1987 г. Васильев Владимир исполнил роль профессора Унрата в «Голубом ангеле» (музыка М. Константа). А через год принял участие в постановке «Грек Зорба». Также танцовщик исполнил главные партии в таких одноактных балетах, как «Парижское веселье» и «Пульчинелла». В 1989 году Владимир появился в ключевой роли в спектакле «Нижинский», который поставил Беппо Менегатти.

Всем известна главная партнёрша Васильева по сцене и по жизни - супруга Екатерина Максимова. Владимир Викторович называл её музой. Но за всю карьеру ему доводилось танцевать с такими легендарными балеринами, как Людмила Семеняка, Ирина Колпакова, Наталья Бессмертнова, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Раиса Стручкова, Ольга Лепешинская, Майя Плисецкая, Жужа Кун (Венгрия), Рита Пулворд (Бельгия), Карла Фраччи и Лилиана Кози (Италия), Ноэль Понтуа и Доминик Кальфуни (Франция), Хосефина Мендес и Алисия Алонсо (Куба).

Хореограф

Имея большой творческий потенциал, Васильев Владимир смог реализоваться и в этой области. Его дебютной работой стал «Икар», вышедший в 1971 году на сцене Кремлёвского дворца съездов. В дальнейшем Васильев предлагал зрителю как оригинальные балеты («Анюта», «Макбет», «Я хочу танцевать», «Эти чарующие звуки»), так и спектакли в собственной интерпретации («Жизель», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Золушка», «Ромео и Джульетта»).

Также Владимир Викторович занимался постановкой хореографических миниатюр и концертных номеров: «Синкопа», «Элегия», «Петрушка», «Шут», «Карузо», «Вальс», «Менуэт», «Ария», «Русская», «Классическое па-де-де», «Двое». Есть на счету балетмейстера и большая хореографическая композиция - опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Публика отлично принимала постановки Васильева. Особенно те, где он исполнял центральные партии вместе с Екатериной Максимовой. В данный момент постановки героя этой статьи можно увидеть не только на сцене Большого, но и в девятнадцати других театрах нашей страны и мира.

Кинематограф

Такие творческие люди, как Васильев Владимир, не ограничиваются лишь одной сферой. Как драматический актёр он снялся в нескольких художественных картинах: «Жиголо и Жиголетта», «Фуэте» и «Евангелие от лукавого». Помимо этого, танцовщик принимал участие в оригинальных телебалетах «Дом у дороги» и «Анюта». Причём он был не только исполнителем, но ещё и хореографом, а также режиссёром-постановщиком. У Васильева обнаружился редкий талант и в монтаже музыкального видеоряда, и в ощущении общей конструкции, и в построении кадра. Владимир Викторович придумал понятие «монтажная хореография» и вполне успешно внедрил его в собственные экранные работы. Специалисты отмечают, что при этом он ориентируется только на один критерий - музыку. А в данном плане вкус у артиста безукоризненный.

Новая должность

В 1995 году Владимир Викторович Васильев, биографическая справка о котором представлена в этой статье, был назначен руководителем Большого театра. Герой данного повествования занимался исключительно организационными вопросами. Васильев смог вывести театр из тяжёлого кризиса, в котором тот находился долгое время. Владимир Викторович утвердил контрактную систему, организовал видеостудию при учреждении, подготовил цикл программ на канале «Культура» и возродил бенефисы оркестра, хора и кордебалета.

После того как работа театра наладилась, Васильев занялся постановкой спектаклей и хореографией. Также он провёл много благотворительных акций, чтобы поддержать реконструкцию театра. В сентябре 2000 года Владимира Викторовича освободили от занимаемой должности по причине «сокращения штата». Но поставленную перед ним задачу хореограф выполнил: Большой вернул себе былую славу.

Увлечения

Самым серьёзным и давним хобби Васильева является живопись. Владимир Викторович посвящает ей всё свободное время. Самые любимые художники артиста - Маслов, Зверев, Фонвизин, Врубель, Коровин, Левитан, Серов, Дюрер, Босх, Рембрандт, Монэ, Ван-Гог. В основном на полотнах Васильева можно увидеть пейзажи, в которых он пытается передать всю красоту и великолепие русской природы. Пишет бывший танцор в двух местах - деревне Рыжевка (Костромская область) и на даче в Снегирях.

В разном возрасте артист увлекался такими видами спорта, как плавание, прыжки в воду, бокс, фехтование, волейбол и футбол. Сейчас играет только в теннис. Владимир Викторович очень много читает - книги по искусству, историческую и мемуарную литературу. Любимые писатели - Астафьев, Булгаков, Чехов, Достоевский; поэты - Ахматова, Бунин, Пушкин. Также герой данной статьи обожает слушать классическую музыку. Артист симпатизирует таким композиторам, как Прокофьев, Стравинский, Мусоргский, Чайковский, Бах, Моцарт.

  • В 1993 году в честь Васильева прошёл Московский фестиваль балета.
  • Артист отлично пишет пейзажи. На данный момент прошло уже десять персональных выставок живописи Васильева.
  • В 1995 году хореограф получил литовское гражданство.
  • Жена Екатерина Максимова была постоянной партнёршей танцора и выдающейся балериной.
  • У супругов нет детей.
  • Пять лет Владимир Васильев, биография которого представлена выше, был во главе Большого театра (1995-2000).
  • В 2001 году герой данной статьи опубликовал сборник стихотворений «Цепочка дней».

Родился 18 апреля 1940 года в Москве. Отец – Васильев Виктор Иванович (1912–1963), работал шофером на фабрике технического войлока. Мать – Кузьмичева Татьяна Яковлевна (1920 г. рожд.), работала начальником отдела сбыта на той же фабрике, в настоящее время на пенсии. Супруга – Максимова Екатерина Сергеевна, выдающаяся балерина, педагог, народная артистка СССР и России, лауреат Государственных премий СССР и России.

В 1947 году юный Володя Васильев случайно оказался на занятиях хореографического кружка Кировского дома пионеров. Педагог Елена Романовна Россе сразу отметила особую одаренность мальчика и предложила ему заниматься в старшей группе. В следующем году он занимался уже в городском Дворце пионеров, с хореографическим ансамблем которого в 1948 году впервые выступил в концерте на сцене Большого театра – это были русский и украинский танцы.

В 1949 году Васильев был принят в Московское академическое хореографическое училище в класс E.A. Лапчинской. В 1958 году окончил училище по классу М.М. Габовича, знаменитого премьера Большого театра. Профессиональный взгляд Михаила Марковича точно отметил характерную особенность танца ученика: «... Володя Васильев танцует не только всем своим телом, но каждой клеточкой его, пульсирующим ритмом, плясовым огнем и взрывчатой силой». Уже в годы учебы Васильев поражал редким сочетанием экспрессии, виртуозной техники с несомненным актерским талантом, умением перевоплощаться. На отчетном концерте выпускников он не только танцевал традиционные вариации и па-де-де, но и создал исполненный глубокого трагизма образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно об этой роли были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Степановны Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»

26 августа 1958 года Владимир Васильев был принят в балетную труппу Большого театра. Из училища он выпускался как деми-характерный танцовщик и даже не думал танцевать классику. И первоначально в театре у него действительно были характерные роли: цыганский танец в опере «Русалка», лезгинка в опере «Демон», Пан в хореографической сцене «Вальпургиева ночь» – первая большая сольная партия. Однако было что-то в молодом танцовщике, что обратило на него внимание великой Галины Улановой, и она предложила ему быть ее партнером в классическом балете «Шопениана». Галина Сергеевна на многие годы станет другом, педагогом и репетитором Васильева и окажет огромное влияние на профессиональное и духовное формирование артиста.

Поверил в его талант и балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в театр. Он предложил

18-летнему выпускнику училища центральную партию в своей постановке балета С.С. Прокофьева «Каменный цветок», в которой Васильев сразу завоевал любовь и признание зрителей и критики. Последовали другие главные партии современного и классического репертуара: Принц («Золушка», 1959), Андрей («Страницы жизни», 1961), Базиль («Дон Кихот», 1962), Паганини («Паганини», 1962), Фрондосо («Лауренсия», 1963), Альберт («Жизель», 1964), Ромео («Ромео и Джульетта», 1973).

Балетмейстеры не только предлагали Васильеву главные роли, но и ставили специально для него. Он был первым исполнителем сольной партии в «Танцевальной сюите» (постановка А.А.Варламова, 1959), партии Иванушки в балете Р.К.Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А.И.Радунского, 1960), Раба в «Спартаке» А.И.Хачатуряна (постановки Л.В. Якобсона, 1960, 1962), Лукаша в «Лесной песне» Г.Л.Жуковского (постановка О.Г. Тарасовой и А.А. Лапаури, 1961), Солиста в «Класс-концерте» (постановка А.М. Мессерера, 1963), Петрушки в балете И.Ф. Стравинского «Петрушка» (постановка К.Ф. Боярского по М.М. Фокину, 1964), исполнителем Батыра в «Шурале» Ф.З. Яруллина. В каждой новой работе Васильев опровергал установившееся мнение о своих возможностях артиста и танцовщика, доказывая, что он действительно «исключение из правил», личность, способная воплотить на сцене любой образ – и классического балетного Принца, и горячего испанца Базиля, и русского Иванушку, и безумно влюбленного восточного юношу, и мощного народного вождя, и кровавого царя-деспота. Об этом неоднократно говорили и критики, и его коллеги по искусству. Легендарному М. Лиепа, народному артисту СССР, премьеру Большого театра, принадлежит такое высказывание: «Васильев – это гениальное исключение из правил! Он обладает феноменальным талантом в технике и в актерском мастерстве, и во владении танцевальной фразой, и в музыкальности, и в умении перевоплощаться и т. д.». А вот что сказал Ф.В. Лопухов, патриарх русского балета: «По разноликости он не идет ни в какое сравнение ни с кем... Он ведь и тенор, и баритон, и, если хотите, бас». Великий русский балетмейстер Касьян Ярославич Голейзовский выделял Васильева изо всех когда-либо виденных им танцовщиков, называя его «настоящим гением танца». Еще в 1960 году Голейзовский создал специально для него концертные номера «Нарцисс» и «Фантазия» (для Васильева и Е.С. Максимовой) и в 1964 году – партию Меджнуна в балете С.А. Баласаняна «Лейли и Меджнун».

Почти все спектакли лучшего периода творчества Ю.Н. Григоровича также связаны с именем Владимира Васильева, который был первым исполнителем центральных партий в его постановках: Щелкунчик (1966), Голубая птица (1963) и принц Дезире (1973) в балетах П.И. Чайковского «Щелкунчик» и «Спящая красавица»; знаменитый Спартак в одноименном балете А.И. Хачатуряна (1968; за эту роль Васильев был удостоен Ленинской премии и премии Ленинского комсомола), Иван Грозный в одноименном балете на музыку С.С. Прокофьева (1975, вторая премьера), Сергей в «Ангаре» А.Я. Эшпая (1976; Государственная премия). Однако постепенно между В. Васильевым и Ю. Григоровичем наметилось серьезное различие в творческих позициях, переросшее в конфликт, в результате которого в 1988 году В. Васильев, Е. Максимова, как и ряд других ведущих солистов были вынуждены расстаться с Большим театром.

За время своей творческой карьеры Васильев много и с огромным успехом выступал за рубежом – в «Гранд-опера», «Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Ковент-Гардене», Римской опере, театре «Колон», и т. д. Феномен Владимира Васильева всегда привлекал выдающихся деятелей зарубежного театра: Морис Бежар поставил специально для него свою версию балета И.Ф. Стравинского «Петрушка» («Балет XX века», Брюссель, 1977). Позднее на концертах Васильев совместно с Максимовой неоднократно исполнял фрагмент из его балета «Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза. В 1982 году Франко Дзеффирелли пригласил его и Екатерину Максимову для участия в съемках фильма-оперы «Травиата» (Испанский танец – постановка и исполнение). В 1987 году Васильев выступает в роли профессора Унрата в постановке Ролана Пети «Голубой ангел» на музыку М. Констана («Марсельский балет»). 1988 год ознаменован первым исполнением главной партии Зорбы в постановке Лорки Мясина «Грек Зорба» на музыку М. Теодоракиса («Арена ди Верона»), а также первым исполнением главных партий одноактных балетов Леонида Мясина «Пульчинелла» И.Ф. Стравинского (Пульчинелла) и «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха (Барон) в возобновлении Лорки Мясина в театре «Сан-Карло» (Неаполь). В 1989 году Беппе Менегатти поставил спектакль «Нижинский» с Васильевым в главной роли (театр «Сан-Карло»). Выступления Васильева (а позднее и его балеты) всегда вызывали особое отношение публики – французы назвали его «богом танца», итальянцы носили на руках, в Аргентине после премьеры его постановки на музыку аргентинских композиторов «Фрагменты одной биографии» он просто стал национальным героем и почетным гражданином Буэнос-Айреса, американцы назвали его почетным гражданином города Тусона и т. д.

Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши Владимира Васильева, которую он всегда называл своей Музой, – с ним танцевали такие знаменитые балерины, как Галина Уланова , Майя Плисецкая , Ольга Лепешинская , Раиса Стручкова , Марина Кондратьева , Нина Тимофеева , Наталья Бессмертнова , Ирина Колпакова , Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия) и др.

Невероятная виртуозность танцовщика, пластическая выразительность, исключительная музыкальность, драматический талант, глубина мысли и огромная сила эмоционального воздействия явили новый тип современного артиста балета, для которого не существует ни технических сложностей, ни ограничений амплуа или сюжета. Эталоны исполнительского мастерства, заявленные Васильевым, во многом остаются недосягаемыми до сих пор – например, Гран-при Международного конкурса артистов балета, который он завоевал в 1964 году, так больше и не был никому присужден на последующих конкурсах. Федор Васильевич Лопухов писал: «... Говоря слово “бог” применительно к Васильеву... я имею в виду чудо в искусстве, совершенство». Васильев по праву считается преобразователем мужского танца, новатором, с которым связаны его высшие достижения. Закономерно, что в конце XX столетия по опросу ведущих специалистов мира именно Владимир Васильев был признан «Танцовщиком XX века».

Еще находясь в самом расцвете исполнительского мастерства, Васильев ощущает потребность в более полной реализации своего творческого потенциала и обращается к хореографии. Его балетмейстерским дебютом стал балет «Икар» С.М. Слонимского на сцене Кремлевского дворца съездов (1971 – 1-я редакция; 1976 – 2-я). Уже в первой работе проявляются отличительные особенности хореографического почерка Васильева – необычайная музыкальность и умение раскрывать в пластике тончайшие оттенки человеческих чувств. Не ограничивая себя только одним жанром, в дальнейшем он ставит камерные вечера балета, в которых все определяет музыка и развитие чувств, а не конкретный сюжет: «Эти чарующие звуки...» (на музыку В.А. Моцарта, Дж. Торелли, А. Корелли и Ж.Ф. Рамо, ГАБТ, 1978; экранизирован на ТВ в 1981 году), «Я хочу танцевать» («Ностальгия») на фортепьянную музыку русских композиторов и «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов (Концертный зал «Россия», 1983; экранизированы на ТВ в 1985 году); воплощает на сцене литературные произведения: «Макбет» (К.В. Молчанов, ГАБТ, 1980; в 1984 году сделана телевизионная запись спектакля); «Анюта» (по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее» на музыку В.А. Гаврилина; театр «Сан-Карло», ГАБТ, 1986), «Ромео и Джульетта» (С.С. Прокофьев, Музыкальный академический театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1990, Литовская опера, 1993, Латвийская Опера, 1999), «Золушка» (С.С. Прокофьев, Кремлевский театр балета, 1991), «Балда» (по сказке А.С. Пушкина на музыку С.С. Прокофьева, ГАБТ, 1999); предлагает свое видение классических балетов: «Дон Кихот» (Американский балетный театр, 1991, Кремлевский балет, 1994, Литовская Опера, 1995), «Лебединое озеро» (ГАБТ, 1996), «Жизель» (Римская опера, 1994; ГАБТ, 1997), Паганини (Театро Сан-Карло, 1988, ГАБТ, 1995, Театро Архентино, 2002).

В разное время он ставит концертные номера и хореографические миниатюры: «Двое», «Классическое па-де-де», «Русская», «Два немецких танца» и «Шесть немецких танцев», «Ария», «Менуэт», «Вальс», «Карузо», «Шут», «Петрушка», «Элегия», «Увертюра на еврейские темы», «Синкопы» и др.; большие хореографические композиции на музыку Шестой симфонии П.И. Чайковского и Увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Самым главным в своем творчестве Васильев считает стремление донести до зрителя то, что он чувствует в музыке, сделать танец осязаемым, добиться слияния мысли и чувства, способного эмоционально захватить, увлечь зрителя. Постановки Васильева восторженно принимает публика, особенно те, где он сам и Екатерина Максимова исполняют центральные партии – Икар и Эола, Макбет, Солистка в «Чарующих звуках», Анюта и Петр Леонтьевич, Золушка и Мачеха, герои «Ностальгии» и «Фрагментов одной биографии». В настоящее время балеты в постановке Владимира Васильева идут не только на сцене Большого театра, но и в 19 других театрах России и мира.

Творческие интересы Васильева простираются и в другие области искусства – он снимается как драматический актер в художественных фильмах «Жиголо и жиголетта» (Сид, 1980), «Фуэте» (Андрей Новиков, Мастер, 1986), в фильме-оратории «Евангелие для лукавого» (центральные роли, 1992); здесь, так же, как и в оригинальных телебалетах «Анюта» (Петр Леонтьевич, 1982) и «Дом у дороги» (Андрей, 1983), он выступает не только как исполнитель, но и как хореограф и режиссер-постановщик. Васильев ставит оперы: опера-балет «Тахир и Зухра» на музыку Т.Д. Джалилова (Театр имени А. Навои, Ташкент, 1977), реквием «О, Моцарт! Моцарт...» на музыку В.А. Моцарта, А. Сальери, Н.А. Римского-Корсакова (театр «Новая опера», Москва, 1995), «Травиата» Дж. Верди (ГАБТ, 1996) и хореографические сцены в операх «Аида» Дж. Верди (Римская опера, 1993, Арена ди Верона, 2002) и «Хованщина» М.П. Мусоргского (ГАБТ, 1995).

Интересными экспериментами окажутся его работы на драматической сцене: хореография сказки-комедии «Принцесса и Дровосек» в театре «Современник» (1969) и рок-оперы «”Юнона” и “Авось”» в театре Ленком (1981), режиссура и хореография музыкально-драматических композиций «Сказка о Попе и работнике его Балде» (Концертный зал имени П.И. Чайковского, 1989), «Художник читает Библию» (Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 1994).

Большой интерес вызывает у Васильева и педагогическая деятельность. В 1982 году он оканчивает хореографический факультет ГИТИСа по специальности балетмейстер-постановщик и с этого же года начинает там преподавать. С 1985 по 1995 год Васильев являлся заведующим кафедрой хореографии ГИТИСа (РАТИ). В 1989 году ему присвоено ученое звание профессора.

В 1995 году Указом Президента РФ В.В. Васильев был назначен Художественным руководителем–директором Большого театра. Васильеву удалось вывести театр из тяжелого кризисного состояния, в котором он находился в те годы. Была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная Видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале «Культура»; создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность (в т.ч. появление периодического издания глянцевого журнала «Большой театр»); начата подготовка к проведению реконструкции театра, в т.ч. строительство его филиала; организована Школа классического танца Большого театра в Бразилии; проведено множество благотворительных акций, а также вечеров и гала концертов, режиссером которых во многих случаях выступает сам Васильев (концерт, посвященный 850-летию Москвы в Кремле, уникальный Новогодний бал в Большом-2000), и многое другое. Каждый год в театре проходили премьеры, позволившие сплотить творческий потенциал труппы, в том числе при участии выдающихся зарубежных мастеров: Питера Устинова, Пьера Лакотта, Джона Тараса, Сьюзен Фарелл, Юбера де Живанши и др. Масштабные зарубежные гастроли театра заставили мир заговорить о возрождении Большого театра. Газеты писали: «Триумфальное возвращение Большого» (Daily Gerald), «Снова великий Большой» (Financial Times).

В сентябре 2000 года Васильев был освобожден от занимаемой должности «в связи с ее упразднением».

В настоящее время Владимир Васильев активно сотрудничает со многими театрами страны и мира, возглавляет и участвует в работе жюри различных международных конкурсов артистов балета, дает мастер-классы, репетирует, готовит новые спектакли и роли. В конце 2000 года в Римской опере с триумфальным успехом прошла премьера спектакля «Долгое путешествие в Рождественскую ночь» о П.И. Чайковском (режиссер Б. Менегатти), главную роль в котором исполнил Владимир Васильев , а в 2001 году – премьеры постановок Васильева «Дон Кихот» в труппе «Токио-балет» (Япония) и «Золушка» в Челябинском театре оперы и балета, в 2002 – постановка балета «Ромео и Джульетта» в Муниципальном театре Рио-де Жанейро.

Возглавляя Фонд Галины Улановой Васильев ставит и проводит ежегодные гала-концерты «Галине Улановой посвящается» (Новая Опера, 2003, Большой театр, 2004 и 2005).

Васильев снимался в экранизациях балетов: «Сказка о Коньке-Горбунке» (Иванушка, 1961), «Подпоручик Киже» (Павел I, 1969), «Спартак» (1976); «Я хочу танцевать» и «Фрагменты одной биографии» (1985); оригинальных телебалетах: «Трапеция» (Арлекин, 1970), «Анюта» (Петр Леонтьевич, 1982), «Дом у дороги» (Андрей, 1984); фильмах-концертах и документальных фильмах: «Путь в Большой балет» (1960), «СССР с открытым сердцем» (1961); «Москва в нотах» (1969), «Хореографические новеллы» (1973), «Классические дуэты» (1976), «Страницы современной хореографии» (1982), «Гран па в белую ночь» (1987), «Слава Большого балета» (1995) и др.

Творчеству В. Васильева посвящены фильмы: «Дуэт» (1973), «Катя и Володя» (СССР–Франция, 1989), «И осталось, как всегда, недосказанное что-то...» (1990), «Отражения» (2000); фотоальбомы: R. Lazzarini. Maximova & Vasiliev at the Bolshoi (London: Dance Books, 1995), Е.В. Фетисова «Екатерина Максимова. Владимир Васильев» (М.: Терра, 1999), Pedro Simon «Alicia Alonso. Vladimir Vasiliev . Giselle» (Editorial Arte Y Literatura, Ciudad de la Habana, 1981); монография Б.А. Львова-Анохина «Владимир Васильев» (М.: Центрполиграф, 1998); энциклопедия, составленная Е.В. Фетисовой «Владимир Васильев: Энциклопедия творческой личности» (М.: Театралис, 2000), В. Головицер фотоальбом «Екатерина Максимова и Владимир Васильев (Москва-Нью-Йорк, Балет, 2001).

В.В. Васильев – народный артист России, народный артист СССР, народный артист РСФСР; лауреат Ленинской премии (1970), Государственной премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР (1984), Государственной премии России (1991), премии имени Ленинского комсомола (1968), премии имени С.П. Дягилева (1990), премии Мэрии Москвы (1997), театральной премии «Хрустальная Турандот» в 1991 году (совместно с Е.С. Максимовой) и в 2001 году – «За честь и достоинство».

В.В. Васильев награжден орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1986), Дружбы народов (1981), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), Св. Константина Великого (1998), Св. Благоверного князя Даниила Московского (1999), французским орденом «За заслуги» (1999), бразильский орден Рио Бранко (2004).

В.В. Васильев завоевал первую премию и золотую медаль на VII Международном фестивале молодежи и студентов в Вене (1959), Гран-при и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне (1964), приз «Интервидения» (за телебалет «Анюта») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (1982), Большой приз по конкурсу музыкальных фильмов (телебалет «Анюта») на Х Всесоюзном Фестивале телефильмов (Алма-Ата, 1983), приз Интервидения и приз за лучшее исполнение мужской роли (телебалет «Дом у дороги») на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» (Прага, 1985), приз за лучший спектакль сезона – балет «Анюта» в театре «Сан-Карло» (Неаполь, 1986), приз за лучший чеховский спектакль на Чеховском фестивале (Таганрог, 1986).

В.В. Васильев отмечен многочисленными международными премиями и почетными медалями. Среди них: премия имени В. Нижинского – «Лучший танцовщик мира» (1964, Парижская академия танца), специальная премия и золотая медаль Варненского горкома комсомола (1964, Болгария), премия имени М. Петипа «Лучший дуэт мира» (совместно с Е.С. Максимовой, 1972, Парижская академия танца), премия Римского муниципалитета «Европа-1972» (Италия), медаль Академии искусств Аргентины (1983), премия Академии Симба (1984, Италия); премия «Вместе за мир» (1989, Италия), премии имени Дж. Тани – «Лучший балетмейстер» и «Лучший дуэт» (совместно с Е.С. Максимовой, 1989, Италия), премия ЮНЕСКО и медаль имени П. Пикассо (1990, 2000), премия города Террачина (1997, Италия), почетная медаль Фонда Карины Ари (1998, Швеция), медаль «За заслуги» принцессы Доны Франчески (2000, Бразилия), премии «За высочайшие достижения в области хореографии» (США, 2003, Италия 2005), премия «За жизнь в танце” (Италия, 2001).

В.В. Васильев – почетный профессор МГУ, действительный член Международной академии творчества и Академии российского искусства, секретарь Союза театральных деятелей России, заместитель председателя исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.

Свободное время Васильев в основном посвящает живописи – своему самому серьезному и давнему увлечению (состоялось шесть персональных выставок его работ). Особенно любимые им художники – Ван-Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель, Фонвизин, Зверев, Маслов. Основная тема полотен Васильева – пейзажи, в которых он старается передать красоту русской природы. Пишет, как правило, на даче в Снегирях или в деревне Рыжевка Костромской области, где он всегда проводит отпуск. В разные периоды жизни увлекался различными видами спорта: играл в футбол, в волейбол, фехтовал, боксировал, занимался прыжками в воду, плаванием. В настоящее время предпочитает теннис. Очень много читает – мемуарную, историческую литературу, книги по искусству. Любимые писатели – Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев; поэты – Пушкин, Бунин, Ахматова. Любимые композиторы – Моцарт, Бах, Чайковский, Мусоргский, Стравинский, Прокофьев. У Васильева появилось новое увлечение – он стал писать стихи, а в 2000 году вышел его первый поэтический сборник «Цепочка дней».

Искусство - сложная стезя. Внешняя гармония, утонченность и элегантность линий таят в себе упорный труд даже не лет, а целых десятилетий. Если постановкой танца занимался великий балетмейстер Васильев, то можно не сомневаться в качестве конечного результата. Он - звезда, с отблесками которой стремятся соприкоснуться как молодые, так и именитые артисты. Человек-эпоха, человек-легенда - балетмейстер Владимир Васильев. Биография его заполнена постоянной работой, творчеством и любовью к одной-единственной женщине.

В преддверии войны

В семье работников войлочной фабрики в далеком 1940 году, 18 апреля, на свет появился мальчик. Мама занимала ответственный пост начальника сбыта, а отец был простым шофером. Искренняя любовь, соединившая их сердца, подарила талантливую личность, которой не перестает восхищаться весь мир по обе стороны океана.

Сложные, трагические события, берущие начало 22 июня 1941 года, разъединили семью. Отец Владимира Викторовича ушел на фронт, а мама трудилась на родном заводе в 3 смены, разрываясь между годовалым сыном и работой. Спасением стали шесть старших маминых сестер - родные тети, для которых маленький мальчик был смыслом не потерять разум в то страшное и сложное время. Теплые душевные посиделки вечером за чашкой горячего чая, неспешные беседы за приготовлением очередного пирога и веселые празднования Нового года остались лучшими воспоминаниями о детстве.

Закалка характера

Владимир Викторович Васильев, балетмейстер в будущем, пережил голодные годы, которые принесла война. Разрушения, руины домов, смерть и непреодолимая жажда жизни в несформировавшейся еще личности оставили отпечаток навсегда. Испытания, которыми усеян путь человека, очищают его душу, а выпавшие на детские годы - формируют из него честного, благородного и щедрого на добрые поступки.

В 1945 году с фронта вернулся отец, и семья стала жить в полном составе. Некоторые разногласия в жизненных позициях родителей (мама посещала храм, а папа был идеологическим коммунистом) не помешали паре быть счастливой. Пока взрослые возрождали страну из пепла, будущий балетмейстер Васильев играл в мяч, ловко прыгал по крышам и не уступал в отваге и бесстрашии старшим товарищам, чем заслужил уважение всего двора.

Первые шаги к танцу

Васильев Владимир, балетмейстер в будущем, с детства был окружен огромным количеством друзей. И вот один из многочисленных приятелей, а по совместительству сосед пригласил его с собой в танцевальный кружок, находящийся в Кировском Доме пионеров. С первого взгляда чуткий педагог Елена Романовна Россе разглядела в белокуром сорванце любовь к танцу. Восьмилетний балетмейстер был прирожденный. Он с первого раза воспроизводил новый материал. На его примере разучивали движения и считали лучшим учеником.

Попав на сцену Большого театра с сольным выступлением народных танцев, он понял, что его судьба окончательно предрешена. Точеные и гибкие балерины, потрясающие прыжки, поддержки овладели мыслями мальчика. Природная целеустремленность и преданность своей мечте позволили ему в 1949 году поступить в хореографическое училище Большого театра, а через год добиться первенства среди однокурсников.

Почерк мастера

Владимир Васильев, балетмейстер-ученик, рано сформировал свой уникальный почерк. Его преподаватель Михаил Маркович Габович отмечал внутренний огонь юного студента, отражающийся в каждом его движении. Легкие виртуозные прыжки, филигранность линий, сила, покоряющая с первых движений, та экспрессия и неудержимая энергия, заполняющая собой все пространство сцены, на которой выступал будущий великий балетмейстер Васильев... Актерские задатки и невероятная харизма позволили передавать зрителю всю гамму чувств и мыслей его героев.

Дебют

В 1958 году он был принят в труппу Большого театра, где сразу зарекомендовал себя как танцор характерных образов. Будущий балетмейстер Васильев Владимир Викторович начал с исполнения ярких, колоритных образов в операх «Русалка» и «Демон». Сольная партия в «Вальпургиевой ночи» стала для него Именно в роли Пана он обратил на себя внимание встреча с которой повлияла на всю дальнейшую его жизнь.

Великая балерина стала одной из важнейших глав в книге жизни под названием «Васильев - балетмейстер. Биография», написанной самой судьбой. Её педагогический талант, дружба и вера в профессиональное будущее юноши помогли сформировать личность великого режиссера, постановщика и танцора. Совместная работа в «Шопениане» стала бесценным опытом и открыла Владимира Викторовича как прекрасного исполнителя классических партий.

Стремительный взлет

После прихода в Большой театр Ю.Н. Григоровича юный танцор принял участие в его постановке «Каменный цветок», чем завоевал расположение не только балетмейстера, но и любовь самого привередливого критика - зрителя. После такого триумфа Владимир Викторович был задействован в главных ролях всего разнообразного репертуара Большого театра: «Золушке», «Страницах жизни», «Дон Кихоте», Паганини в одноимённой постановке, «Лауренсии», «Жизели», «Ромео и Джульетте».

Баловень судьбы

Ему еще не исполнилось 25 лет, когда были воплощены на сцене сольная партия в «Танцевальной сюите» (постановка Иванушка в балете Р. К. Щедрина «Конек-Горбунок» (постановка А. И. Радунского, 1960), Раб в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (постановки Л. В. Якобсона), Лукаш в «Лесной песне» Г. Л. Жуковского (постановка О. Г. Тарасовой и А. А. Лапаури). Непростая задача - после очередного успеха доказывать, что ты лучший, и это - не предел твоих возможностей.

Упорство, которое помогало в детстве не спасовать перед старшими ребятами, вера в себя, нитью Ариадны ведущая через прерии закулисной жизни, и любовь к танцу позволили снова и снова делом доказывать свое мастерство. Точное понимание музыкального материала, совершенное владение каждой клеточкой гибкого тела, органичность воплощаемого образа восхищали и удивляли не только зрителей, но и именитых метров балетного искусства. Васильев Владимир (балетмейстер) легко погружался в доброго искреннего Иванушку, страстного Базиля, жестокого, погрязшего в крови тирана.

Одна и на всю жизнь

Красивая первая трогательная привязанность заполнила сердце Владимира Викторовича еще в годы обучения в танцевальном училище. Екатерина Максимова отличалась особой принципиальностью, иногда переходящей в упрямство, что мешало ей в предметном обучении, но было решающим в освоении танца. Сила, заключенная в столь хрупкой девочке, привлекала и одновременно пугала Владимира Васильева. Но неожиданная болезнь Максимовой сблизила их, и зарождающиеся чувства помогли преодолеть страшные мигрени, мучившие девушку на протяжении года.

Характерные для этого возраста ссоры разлучили молодых людей на целых три года. Это время каждый использовал для своего профессионального роста, и обоим удалось без всякой поддержки быть приглашенными на работу в Большой театр.

История одной любви

Владимир Викторович Васильев - балетмейстер, личная жизнь которого всегда была связана с одной женщиной. Три года в разлуке - и судьба подарила им встречу у общих знакомых, после чего уже пара не расставалась. Летом 1961 года молодые люди узаконили свои отношения, а медовый месяц состоялся в самом романтичном городе на планете - Париже.

Это уникальный случай, ведь в Советском Союзе не выпускали совместно супругов за границу. Там была представлена картина, в которой по мистическому совпадению Максимова и Васильев сыграли влюбленных. «СССР с открытым сердцем» позволила молодоженам насладиться пьянящим воздухом Франции, пусть даже под пристальным наблюдением чиновников.

Жизненные перипетии

Великий Владимир Васильев - балетмейстер, семья и работа в жизни которого тесно переплетались. Любимая женщина, бесценная Муза, прекрасная партнерша всегда была рядом, понимала все тонкости и аспекты столь непростого искусства.

В 1971 году супруги попали в автомобильную аварию. Неожиданно на трассу выбежал лось, а мчавшаяся на высокой скорости иномарка чудом не превратилась в прессованную консервную банку. Екатерина Максимова получила серьезную Очередные проблемы со здоровьем проявились во время репетиции, через пять лет после происшествия на дороге. Травма оказалась настолько серьезной, что балерина могла остаться в инвалидном кресле. Владимир Васильев готов был свернуть горы, и он свернул, добившись лечения жены в кремлевской больнице, где она быстро пошла на поправку и снова смогла танцевать.

К сожалению, семья состояла всегда из двух человек, и детский смех так и не посетил их дом. Но свои сердца талантливые преподаватели вкладывали в своих многочисленных учеников, для которых стали творческими родителями.

Всемирное признание

Потрясающую пластичность и актерский талант высоко ценили за рубежом, где всегда овациями встречали жемчужину русского балета. Владимир Васильев активно сотрудничал со многими выдающимися балетмейстерами. Морис Бежар, Ролан Пети, Лорка Мясин приглашали его в свои постановки на главные роли. Любовь публики не знала границ - французы боготворили русскую легенду, аргентинцы провозгласили национальным героем, а в США, несмотря на сложную политическую ситуацию, Васильев стал почетным гражданином одного из городов. Особые отношения сложились с гостеприимной Италией. Римская опера, «Ла Скала», «Сан-Карло» не раз принимали на своих сценах балетмейстера, где зрители наслаждались его виртуозной игрой и совершенной пластикой.

Творческие поиски

Кипучая энергия не умещалась в рамках исполнителя, даже такого гениального. Первую собственную работу балетмейстер Васильев поставил в 1971 году, это был балет «Икар». Сюжетные линии, жанр не интересовали творца, его привлекало развитие образа через музыку, многогранность, передаваемая танцем. Свое мироощущение мастер воплотил во «Фрагментах одной биографии», «Ностальгии», «Лебедином озере» и многих других произведениях.

Актерский талант запечатлён в таких картинах, как «Фуэте», «Жигало и жиголетта». Огромная работа как режиссера и постановщика проделана Васильевым в «Анюте», «Доме у дороги», «Евангелии для лукавого», «Принцессе и Дровосеке», «Юноне и Авосе». Разноплановость произведений в который раз раскрывает многогранный балетмейстер Васильев без оглядки открывается любимому зрителю.

Окончив в 1982 году ГИТИС, он начинает преподавательскую деятельность как балетмейстер-постановщик, а через несколько лет становится профессором и заведует кафедрой хореографии. В середине 90-х назначается на должность художественного руководителя родного Большого театра. В этот кризисный период для искусства В. В. Васильеву удается не только сберечь, но и возродить храм Мельпомены, привлекая внимание зрителя через телевидение, Интернет, печатные издания. Проводя благотворительные акции и концерты, великий балетмейстер приумножил былую славу Большого театра.

С начала нового века народный артист, лауреат множества премий активно работает по всему миру, дает мастер-классы, ставит спектакли, участвует в благотворительных концертах. Увлечение литературой выливается на бумагу целым сборником стихотворений. Вдохновленный живописью Виктор Владимирович пишет родные пейзажи, которые успешно выставляются.

В 2009 году ушел из жизни главный человек для знаменитого балетмейстера - Екатерина Максимова, которая на протяжении полувека разделяла успехи и падения, все радости и печали, была его вдохновением и единомышленницей. Для сильного, энергичного Васильева, окруженного любовью друзей и учеников, это невосполнимая утрата, но сила духа столь совершенного божественного произведения заставляет его каждый день просыпаться и создавать новые шедевры, которые заставляют людей чувствовать, осознавать гармонию окружающего мира.

Виктор Васильев - балетмейстер, фото которого всегда проникновенны. Взгляд красивых мудрых глаз скрывает в себе целую вселенную эмоций, которыми так талантливо великий человек делится с любимым зрителем.