Гауди какой стиль. Архитектор Гауди: биография и работы


Антонио Гауди (25 июня 1852, Реус - 10 июня 1926, Барселона, полное имя: Antonio Gaudi y Cornet ), - выдающийся испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Антонио Гауди выработал новые представления об архитектуре, черпающей вдохновение в формах живой природы, разработал оригинальные средства пространственной геометрии.

Гауди создал многие архитектурные объекты Барселоны.

Немногие архитекторы в мире оказали столь значительное влияние на облик своего города или создали нечто столь знаковое для своей культуры. Антонио Гауди - самый известный архитектор Испании. Творчество Гауди ознаменовало высший расцвет испанского модерна. Отличительная особенность стиля Гауди заключается в том, что органические, природные формы (облаков, деревьев, скал, животных) стали источниками его архитектурных фантазий. Мир природы у Гауди стал главным источником вдохновения при решении как художественно-оформительских, так и конструктивных задач. Антонио Гауди ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до сумасшествия; он избегал прямых линий, считая, что прямая линия — это порождение человека, а круг — порождение Бога. Гауди объявляет войну прямой линии и навсегда переселяется в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.


Антонио Гауди родился 25 июня 1852 г . в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье, принадлежащей к роду потомственных каменщиков. С 1868 г . жил в Барселоне, где в 1873-1878 гг. занимался в Высшей технической школе архитектуры. Гауди изучал различные ремесла (столярное дело, ковку металлов и др.) в мастерской Э. Пунти.


В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Антонио Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям, представлениям Гауди и, можно сказать, на долгие годы стало творческим кредо архитектора.




Но в еще большей степени Гауди испытал воздействие реальной местной готики с ее живописным сочетанием европейских и восточных, мавританских мотивов.



В 1870-1882 гг. выполнял прикладные заказы (эскизы оград, фонарей и т.д.) в мастерской архитекторов Э.Салы и Ф Вильяра. Первая самостоятельная работа Гауди (фонтан на площади Каталонии, 1877 г .) выявила яркую причудливость декоративной фантазии автора.


В 1880-83 гг. было построено здание по его проекту - Каса Висенс, где Гауди использовал полихромные эффекты керамической облицовки, столь характерные для его зрелых вещей. Дом, построенный для владельца керамической фабрики М. Висенса - Каса Висенс (1878—80), был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки; пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов; контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей.


Дом Висенс - это диалог с арабской архитектурой. Асимметричное решение фасадов, ломаная линия крыши, геометрический орнамент, кованые решетки на окнах и балконах, яркий колорит за счет керамики - вот отличительные черты Каса Висенс.





В 1887-1900 гг. Антонио Гауди осуществил ряд проектов и за пределами Барселоны (епископский дворец в Асторге, 1887-1893 гг. ; Каса Ботинес в Леоне, 1891-1894 гг.; и др.), придавая своим неоготическим стилизациям все более свободный характер. Антонио Гауди выступал и как реставратор.




В 1883—1885 годах по проекту Гауди создается Эль Каприччо (кат. Capricho de Gaudí) — летний особняк на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера. В конструктивном плане в проекте использовано горизонтальное распределение пространства, жилые помещения выведены окнами в долину, нисходящую к морю. В цокольном этаже размещены кухня и хозяйственные службы, на первом этаже располагаются просторные залы, курильная, жилые помещения и несколько гостевых спален с отдельными ванными комнатами. Через галерею из любой спальни можно попасть в сердце здания — салон-гостиную с двухуровневым потолком.



Снаружи здание облицовано рядами кирпича и керамической плитки. Главный фасад подчеркнуто выделен в цоколе окрашенной в охряные и серые цвета рустикой с грубым рельефом. Первый этаж облицован широкими рядами разноцветных кирпичей чередующимися с узкими полосами майоликовых плиток с рельефными слепками соцветий подсолнуха.


В 1883 г . Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем , который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.




Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта Колома де Сервельо); фантастического Парка Гуэля (Барселона).




В 1884—87 гг. создал ансамбль усадьбы Гуэля под Барселоной. Облицовка стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой построек Гауди. Наиболее знаменитые сооружения парка Гуэль на усадебных землях (1900—14) - т. н. «Греческий храм» (помещение для крытого рынка), в котором архитектор возвёл целый лес из 86 колонн, и «Бесконечная скамья» длиной несколько сотен метров, извивающаяся, словно змея.


В этом парке Гауди попытался воплотить идеи, которые есть в природе, но никогда не реализовывались в архитектуре. Постройки кажутся выросшими из земли, все вместе они составляют единое целое, очень органичное, несмотря на многообразие форм и размеров.




Печатью гениальности зодчего отмечена знаменитая криволинейная скамья Зала ста колонн и дом-музей самого архитектора, женский монастырь св. Тересы (Convento Teresiano) и дом Кальвет ( La Casa Calvet ).


В 1891 архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны - Саграда Фамилиа (храм "Святого Семейства"). Храм Саграда Фамилиа стал высшим плодом фантазии мастера. Придавая особое значение этой постройке как монументальному символу национального и социального возрождения Каталонии, Антогио Гауди с 1910 г . целиком на ней сосредоточился, разместив здесь свою мастерскую.



Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Саграда Фамилиа рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и 5 органов. Храм должен был превратиться в центр католической религии. С самого начала строительство храма поддерживал Папа Леон XIII.


Работы над созданием храма Саграда Фамилиа начались еще в 1882 г . под руководством архитекторов Мартореля (Juan Martorell) и Де Вильара (Francisco de P. Del Villar). В 1891 г . строительство возглавил Антонио Гауди. Зодчий сохранил план своего предшественника — латинский крест с пятью продольными и тремя поперечными нефами, но внес свои изменения. В частности, им была изменена форма капителей колонн крипты, высота арок увеличена до 10 м , лестницы перенесены им в крылья вместо предполагавшегося фронтального их размещения. Он постоянно дорабатывал замысел в ходе строительства.


По замыслу Гауди, храм Святого семейства (Саграда Фамилиа) должен был стать зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова, представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный — Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом Воскресения.


Порталы и башни храма Саграда Фамилиа (Sagrada Familia) оснащены изобильной скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако, положен план сугубо средневекового собора.


Несмотря на то, что Гауди строил храм Саграда Фамилиа на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось возвести и оформить только Рождественский фасад, конструктивно являющийся восточной частью трансепта, и четыре башни над ним. Западная часть апсиды, составляющая большую часть этого величественного здания, до сих пор не достроена.


Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого семейства, предположительно закончится к 2030 г .




Одно из самых популярных сооружений Гауди - дом Батло (1904-06) - плод причудливой фантазии, имеющей чисто литературное происхождение. В нем разработан сюжет - Св. Георгий убивает дракона. Первые два этажа напоминают кости и скелет дракона, фактура стены - его кожу, а кровля сложного рисунка - его хребет. На кровле установлены башенка и несколько групп дымовых труб разнообразных сложных форм, облицованные керамикой.



Каса Батло - лирическое творение, где виртуозно используются гармония цвета и пластическая фактура материала. Архитектурно-скульптурный декор кажется состоящим из живых, застывших только на мгновение форм. Символика живого завершается в оформлении крыши в виде спины дракона.




К числу шедевров современной архитектуры причисляют дом Мила (1906-10), одна из известных построек модерна, получившая название "Ла Педрера" (каменоломня), обусловленное странностью этого сооружения. Это - расположенный на угловом участке шестиэтажный доходный дом с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами.




Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. Первоначально Гауди намеревался придать криволинейные очертания всем внутренним перегородкам, но впоследствии отказался от этого, придав им ломаные очертания, контрастирующие с волнистой поверхностью фасада. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все междуэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль.

Эту статью я хочу посвятить всем творениям великого каталонского архитектора Антонио Гауди. Все конечно знают про Саграда Фамилию, парк Гуэль, дом Батльо и дом Мила. Это самые посещаемые шедевры мастера, но это еще не все. Эта статья посвящается фанатам Гауди. В ней я перечислю все строения к которым приложил руку самый известный каталонский архитектор в Барселоне с адресами, ценами и возможностями скидок.

Самый легкий способ осмотреть все к чему приложил руку Гауди это воспользоваться услугами Barselona Bus Turistic, поскольку туристический автобус останавливается возле каждого здания Гауди, это не относится к крипте Гуэля, она расположена в пригороде. И по скидочной книжке, прилагаемой к билету на туристический автобус полагаются скидки во многие музеи Барселоны и не только музеи, но и рестораны. Скидки действительны в течении полугода с момента приобретения билета.

Но это достаточно дорогое удовольствие билет на один день на Barselona Bus Turistic стоит: взрослый 24-30€ (дети с 4 до 12 лет 14€). Приобрести билеты онлайн со скидкой можно на официальном сайте Barselona Bus Turistic

Если не пользоваться услугами туристического автобуса, то лучше всего купить карточку на метро T-10 на 10 поездок, можно проходить подряд нескольким людям, одна поездка по этой карточке обойдется в 1€, а просто одна поездка на метро Барселоны стоит 2-45€, так что карточка очень экономит.

Barcelona City Card увы не дает права свободного прохода в музеи посвященные Гауди, только предоставляет скидки от 1€ до 20% от стоимости билета.

Покупать билеты в музеи посвященные Гауди лучше в интернете, поскольку билеты привязаны ко времени посещения, а очереди в высокий сезон огромные, к тому же за покупку в интернете часто полагается небольшая скидка. Поэтому в этой статье я собрала ссылки на сайты, продающие билеты.

Билеты увы стоят достаточно дорого, поэтому надо лучше прикинуть заранее сколько это будет стоить, куда ходить, а куда можно не ходить.

Первые семь строений нижеследующего списка занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Нельзя войти внутрь только колледжа Святой Терезы и дома Винсент, в доме Кальвет сейчас расположен ресторан, а в остальных зданиях музеи.

Апофеозом творчества Антонио Гауди бесспорно является собор Саграда Фамилия. Я бы советовала посетить именно его, если ваше время и средства ограничены.

Собор до сих пор не достроен, а фасад, который был закончен еще при Гауди уже внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Саграда Фамилию начали строить в 1882 году и Гауди руководил строительством вплоть до своей смерти в 1926 году.

Саграда Фамилия на фоне Барселоны, фото с оф. сайта

Взрослый без аудиогида 15€
Взрослый с русским аудиогидом 22€
Взрослый с аудиогидом и подъемом на башню 29€
Дети до 10 лет и инвалиды бесплатно

Я посещала собор с аудиогидом и подъемом на башню, по времени это заняло 2 часа. Чисто только текст аудиогида 1 час 15 минут.

Адрес: Carrer de Mallorca, 401, 08013 Barcelona
Станция метро: Sagrada Família на линии L2 или L5

Крыша этого дома напоминает панцырь дракона из легенды о покровителе Барселоны святом Георгии. Детали окон дом Батльо очень похожи на кости, поэтому в народе этот дом получил прозвище дом костей. Наравне с Саграда Фамилией это очень посещаемый музей Барселоны, там все время толпа. Этот дом был построен, как жилой дом. Гауди перестроил дом Батльо по своему проекту в период с 1904 по 1906 год. Эту работу можно отнести к зрелым произведениям мастера.

Взрослый с русским аудиогидом 23,5€
Дети (7-18), студенты (со студенческим билетом), старше 65 лет 20,5€

Адрес: Passeig de Gràcia, 43, 08007 Barcelona
Станция метро: Passeig de Gràcia на линиях метро L2/L3/L4, реально можно дойти пешком от площади Каталонии.

СКИДКИ возможны по следующим картам:
Tourist Bus, Barcelona City Tours, Barcelona Card, Barcelona Pass, Minicards, Modernism Route и Barcelona Walking Tours. Но приходится признать, что сами карты стоят дорого и чтобы оправдать покупку нужно потратить еще около 50€.

В зоне пешей досягаемости от дома Батльо находится еще одно творенье Гауди -дом Мила (всего 500 метров). Оба дома стоят на Пассеч-де-Грасиа. Возможно посещать оба дома это слишком, можно посетить лишь один из них, а на второй посмотреть снаружи.

Этот дом был построен, как жилой и до сих пор им остался, можно подняться на крышу, посмотреть на удивительные вентиляционные трубы и посетить интерактивную выставку, посвященную творчеству Гауди на чердаке дома.

Дом Мила, как и дом Батльо относится к зрелым произведениям Гауди, построен в период с 1906 по 1910 год.



Взрослый с аудиогидом на русском языке 22-50€
Дети с 7 до 12 лет 11€
Студенты, пенсионеры 16-50€
Есть разные опции с посещением ресторана и ночные визиты.

Адрес: Carrer de Provença, 261-265, 08008 Barcelona
Станция метро: Diagonal на линиях L3/L5

Парк Гуэль к счастью можно посетить, как платно, так и бесплатно, поскольку платной является только центральная часть парка. Её хорошо видно из бесплатных частей парка. Посмотреть фотографии, почитать о том как добраться до парка можно в отдельной статье про . Прогулка по парку с чувством толком и расстановкой заняла у нас 2 часа без посещения платных частей и музея Гауди.

Парк был создан в 1900-1914 годах.



Взрослый 7€ при покупке через интернет.
Взрослый 8€ при покупке в кассах.
Дети с 7 до 12 лет и пенсионеры старше 65 лет 4-90€

Адрес: Carrer d’Olot, s/n, 08024 Barcelona
Станция метро: станций Vallcarca или Lesseps по линии L3 , от метро до парка около 1220 м.

Музей Гауди устроен в доме в котором жил архитектор, рядом с музеем расположена выставка архитектурных деталей, она бесплатна. Билет туда можно купить только в кассах парка.



Взрослый 5-50€

Дворец Гуэля

Дворец Гуэля расположен совсем рядом с , лучше его посетить в течении прогулки по главному бульвару Барселоны. Дворец был построен еще молодым никому не известным Гауди в 1888 году. Это образчик становления стиля. А совсем рядом с дворцом, на королевской площади стоят еще и фонари построенные по проекту молодого Гауди.



Дворец Гуэля

Взрослый 12€
Детский с 10 до 17лет 5€
Аудиогида на русском языке нет, только на английском.

Адрес: Carrer Nou de la Rambla, 3-5, 08001 Barcelona
Станция метро: Liceu на линии L3

Колония Гуэль

Колония Гуэль расположена в ближайшем пригороде Барселоны. Изначально Гуэль решил построить тут поселок для рабочих своей текстильной фабрики. Гауди построил в этом поселке всего лишь крипту. Работа над криптой началась в 1908 году и была прервана в 1914 из-за начавшейся первой мировой войны, а в 1918 работа была и вовсе заброшена из-за смерти Гуэля. Т.о. это незаконченная крипта.



Взрослый билет в крипту 7€
Взрослый билет с русским аудиогидом 9€
Детский 5,5€
Детский с аудиогидом 7,5€

Адрес: Calle Claudi Güell, 08690 Colònia Güell, Santa Coloma de Cervelló, Barcelona
Как добраться: На пригородном поезде (железные дороги Правительства Каталонии – FGC): от станции «Площадь Испании» (Plaza España), линии S33, S8 и S4. Поезда ходят через каждые 15 минут. Остановка – Колония Гуэль (Colonia Güell).

Дом находится в частном владении и поэтому пройти внутрь можно только 1 раз в году. Осмотреть его можно только снаружи. Этот особняк — образчик вдохновленной арабской архитектурой игры геометрических форм и успешная проба цвета, свидетельствующая о разрыве с канонами эпохи. Дом был построен по заказу фабриканта изразцов в 1888 году. Дом Винсенс можно отнести к ранним произведениям Гауди.

К 2017 году планируется открыть дом Винсенс для туристов, остается только надеяться, что цены на билеты не будут заоблачными.


Адрес: Carrer de les Carolines, 18-24, 08012 Barcelona

Павильоны усадьбы Гуэль

Эти павильоны расположены в районе монастыря Педральбес. Это еще одно раннее произведение Гауди, построенное в 1884-1887 годах. Изначально Гауди построил каменную стену вдоль всей усадьбы, дом привратника и конюшни с манежем. Но до нашего времени дошли лишь детали, самой красочной из которых является дракон на воротах усадьбы. В момент постройки здесь был пригород Барселоны.



Деталь кованных ворот усадьбы Гуэля.

Взрослый 6€

Адрес: Av. de Pedralbes, 7, 08034 Barcelona
Станция метро: Palau Reial на линии L3

Дом Кальвет, конечно, не такой интересный и своеобразный, как дом Батльо или дом Мила, поскольку был построен, как доходный дом, это несколько другое предназначение. Этот дом относится к ранним произведениям Гауди и датируется 1899 годом. Но с другой стороны не придется покупать билет за 20€, поскольку там расположен ресторан, поэтому можно войти туда и выпить чашечку кофе, а может быть и основательно покушать и заодно рассмотреть интерьер.



Обратите внимание ресторан работает на испанский манер: обед с 13:00 до 15:30, ужин с 20:30 до 23:00.

Адрес: Carrer de Casp, 48, 08008 Barcelona
Станция метро: Urquinaona на линиях L1/L4, реально дойти пешком от площади Каталонии.

Особняк Беллесгуард (TORRE BELLESGUARD)

Особняк расположен на горе Тибидабо. Придется воспользоваться фуникулером. В не стесненном пространством особняке Беллесгуард Гауди вновь черпает вдохновение из готики, как бы вспоминая времена былой славы династии королей Каталонии и Арагона, некогда имевших на этом месте дворец. Это стройное изящное строение насквозь проникнуто игрой фантазии.



Особняк Беллесгуард (TORRE BELLESGUARD)

Купить билет можно на сайте bcnshop , хотя возможно там нет безумного ажиотажа, поскольку это дальше от центра и считается не самым обязательным к осмотру местом.

Взрослый с аудиогидом на русском 9€
Детский с 8 до 18 лет 7-20€

Этот изолированное, элегантное здание, которое выглядит как неприступная крепость, на самом деле является монастырской школой. Проект разработан Гауди для монахинь из ордена Святой Терезы. Это внушительное здание в момент постройки находилось за пределами Барселоны. Его строительство началось в 1887 году и оно существенно отличатся от более поздних произведений Гауди.

Декор минимален, только детали ворот и маковки башенок напоминают стиль архитектора. Бюджет этой стройки был ограничен, но даже в стесненных обстоятельствах Гауди удалось создать уникальное здание.

Там до сих пор расположена школа и попасть внутрь можно только 1 раз в год во время дня открытых дверей.



Адрес: Carrer de Ganduxer, 85-105, 08022 Barcelona
Станция метро: Bonanova на линии L6

Т.о. в Барселоне можно осмотреть всего 11 объектов к которым приложил руку великий каталонец. В отношении творчества этого архитектора утверждается, что только раз в семь или восемь столетий человечество порождает такую новую, оригинальную, способную все вокруг себя изменить архитектуру. Надеюсь моя статья поможет желающим познакомиться с творчеством Гауди в Барселоне поближе.

November 19th, 2015 , 02:56 pm

Многие туристы едут в Барселону, чтобы полюбоваться архитектурными шедеврами Антонио Гауди. Но вам совсем не обязательно лететь в каталонскую столицу. Все его наследие...
Личность Антонио Гауди загадочна и таинственна. Второй человек, который, по моему мнению, обладает схожей аурой - даже не реальный человек, а персонаж романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда Великий Гетсби. И с какой легкостью герой романа очаровывал свою публику зваными вечерами, с такой же легкостью работы Гауди захватывают наше сердцу, душу и память.
В чем же его гениальность?
Возможно, ответ лежит на поверхности. Он вокруг нас. Гауди обожествлял природу и черпал из нее вдохновение. Он первым решил перенеси законы природы на архитектуру.
.

Его церковные шпили завершаются снопами злаков и початками кукурузы, арки окон увенчиваются корзинами с фруктами, а с фасадов свисают гроздья винограда; водосточные трубы извиваются в форме змей и рептилий; дымоходы закручиваются улитками, а заборные решетки выкованы в виде пальмовых листьев.
Все гениальное - просто!

За свою жизнь Антонио Гауди создал более 20 архитектурных шедевров, 10 из которых размещены непосредственно в Барселоне.

Приглашаю вас совершить увлекательную прогулку по улицам Барселоны и познакомиться с шедеврами архитектуры Гауди, аналогов которых нет и по сей день.

А остановиться в Барселоне вы можете в этих отелях:

1. Дом Висенс (Casa Vicens)

Дом Висенс стал первой значительной работой Гауди. Он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу владельца завода керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера.

Впервые осматривая место будущей стройки, Гауди обнаружил гигантскую цветущую пальму, окруженную ковром из желтых цветов - бархатцев. Все эти мотивы Гауди впоследствии включил в дизайн дома: пальмовые листья нашли свое место на заборной решетке, а бархатцы стали узором керамической плитки.

Гауди разработал дизайн всего здания, начиная со скрупулезной отделки внешнего оформления, и заканчивая декоративными решениями внутренних помещений, вплоть до росписи стен и витражей.

Поскольку дом является частным владением, он закрыт для посещения. Однако один день в году, 22 мая, владельцы дома открывают его двери для гостей.

2. Павильоны усадьбы Гуэль (Pavellons Güell)

Именно на этом проекте встретились два великих человека, которые на много лет вперед определили образ Барселоны: архитектор Антонио Гауди и граф Эусеби Гуэль. По заказу Гуэля, Антонио должен был провести реконструкцию летней загородной резиденции мецената: переделать парк и возвести ворота с оградой, построить новые павильоны и спроектировать конюшни с крытым манежем. А чтобы показать единый замысел всего проекта, архитектор выполнил все постройки в едином стиле, используя одинаковый строительный материал и узор, напоминающий чешую дракона.

Именно при постройке павильонов Гуэль Гауди впервые использовал технику тренкадис - облицовку поверхности кусочками керамики или стекла неправильной формы. Позднее мы с вами встретим эту технологию в оформлении скамей в Парке Гуэля и многих других работах архитектора.

К сожалению, на сегодняшний день от постройки уцелела только въездная группа с воротами, украшенными драконом. По замыслу Гауди, дракон охранял сад с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

При открытии ворот голова и лапы дракона двигались, пугая и удивляя гостей и прохожих. Сегодня вы без страха можете подойти к Дракону - он останется недвижим и свободно пропустит вас на территорию усадьбы.

3. Дворец Гуэля (Palau Güell)

Следующий масштабный проект, созданный Антонио Гауди для Гуэля - это жилой дом, а точнее - дворец. Этот великолепный венецианский «палаццо» втиснут в небольшое пространство 22 на 18 метров.

Целиком оценить внешний вид всего Дворца Гуэля нельзя ни с одной точки, т.к. улица Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла очень густо застроена. Чтобы удивить зрителей, находящихся на большом расстоянии от здания, Гауди сконструировал необычные башни-дымоходы.

Гауди считал, что один единственный архитектурный элемент не может быть достойным украшением крыши. Поэтому в замке крыша спроектирована по «сценографическому» принципу. Каждый дымоход выполнен в виде причудливой башенки, превращая крышу в волшебный сад. Этот свой любимый прием Гауди использует во многих своих будущих проектах.

На входе, между двух кованных ворот дворца, Гауди поместил герб Каталонии, а на самих воротах выгравировал инициалы Эузеби Гуэля - «Е» и «G».

4. Колледж ордена Святой Терезы (Collegi de las Teresianes)

«Collegi de las Teresianes» — школа при монастыре Святой Терезы — также стала одним из архитектурных шедевров Антонио Гауди. Здание колледжа было построено между 1888 и 1890-м годами по заказу Энрика д’Уссо - священника, основавшего орден терезианок.

Изначально разработка плана была доверена архитектору Хуану Б. Понсому. Он работал над проектом целый год, и даже успел возвести здание до второго этажа, когда строительство перепоручили Гауди. Юному гениальному архитектору удалось внести значительные изменения в начальный проект и закончить строительство меньше, чем за год.

Для Гауди это был необычный проект. Во-первых, ему приходилось работать в условиях ограниченного бюджета, поэтому при строительстве использовался обычный кирпич и имитация камня. А во-вторых, его фантазию заключили «в рамки». Все свои архитектурные и декоративные идеи Антонио сперва согласовывал со священником, и только после этого мог воплощать их в жизнь. Не удивительно, что большая часть из задуманного была отвергнута.

Архитектор все-таки украсил школу, насколько это было возможно. Для этого он использовал многочисленные аккуратные арки и декоративные элементы на зубцах здания, которые похожи на профессорские шапочки.

5. Дом Кальвет (Casa Calvet)
Еще один шедевр архитектора Антонио Гауди в Барселоне с первого взгляда кажется обычным и непримечательным, но стоит приглядеться поближе…

Дом Кальвет Гауди построил по заказу вдовы покойного промышленника Пере Кальвета, в соответствии со всеми критериями «доходного» дома. На первом этаже здесь размещались магазины, на втором этаже жила сама хозяйка, а остальные уровни были отданы квартиросъемщикам.

Парадокс, но самое «обычное» творение Антонио Гауди сразу после постройки, в 1900 году, было признано лучшим зданием Барселоны. Для многих это стало сюрпризом, так как к этому времени Антонио завершил несколько проектов, выглядящих более изысканно и утонченно. Однако властям столицы Каталонии именно это творение показалось наиболее достойным.

В оформлении фасада Гауди продумывал каждую мелочь. Так, форму дверного глазка архитектору подсказали медовые соты. При его создании гений несколько раз погружал пальцы в глиняную массу, а затем заливал полученную форму металлом.

А молотки на парадных дверях ударяют по изображению клопа. Возможно, согласно древнему каталонскому обычаю, убийство этого насекомого приносило удачу и достаток в дом. А может быть Антонио Гауди просто не любил вредителей.

Сегодня дом Кальвет все так же используется по назначению: подвал отведен под склады, первый этаж занимает офис, а на остальных этажах размещены жилые квартиры.

6. Дом Фигерас на улице Бельэсгуард, Барселона (Casa Figueras)

В начале XV века король Марти Гуманный построил на склоне горы Тибидабо великолепный дворец, который назвал Бельесгуард - в переводе с каталонского «прекрасный вид». Через пять столетий, в 1900 году, на этом же месте возник совершенно другой, более скромный дворец в неоготическом стиле руки архитектора Антонио Гауди. Впоследствии он получил имя Дом Фигерас.

Дом получился в довольно причудливом стиле. Строение словно устремлено ввысь, хотя само по себе сооружение далеко не высокое. Подобный эффект Гауди достиг использованием в конструкции острого шпиля, а также намеренного завышения каждой части дома. Высота подвала составила 3 метра, первого этажа - 5 метров, бельэтажа - 6 метров. Общая высота дома достигает 33 метров и выглядит он полностью завершённым в вертикальном направлении.

Средневековую дорогу в ходе строительных работ Гауди несколько сместил и поставил ее на своды с наклонными колоннами. Этот прием он использует и в парке Гуэль.

До 2013 года дом Фигерас был закрыт для посещения, но так как владельцам были необходимы средства для реконструкции, они приняли решение открыть его для туристов.

Не спеша, мы приближаемся к самому интересному. Это известные и популярные достопримечательности Барселоны рук Антонио Гауди, и первая из них - парк Гуэля.

7. Парк Гуэля. Город-сад (Parc Güell)

Наверное, каждый из нас хоть раз видел пряничные домики Гауди - один из символов столицы Каталонии, который встречается на открытках, магнитиках и другой сувенирной продукции. Найти их мы с вами можем на входе в парк Гуэля, или иногда его называют «парк Гауди».

Когда-то давно этот популярный парк в Барселоне начинал свое развитие в качестве коммерческого проекта. После поездки в Англию Гуэль был впечатлён парковыми зонами и загорелся мыслью создать что-то подобное в Барселоне. Для этого он приобрел большой участок на холме и попросил Антонио Гауди заняться проектом. Согласно идее Гуэля, парк должен был стать жилым поселком для каталонской элиты. Но жители города не поддержали его старания. В итоге из жилых домов были построены только 3 выставочных экземпляра, в которых поселились сами авторы проекта - Гуэль и Гауди, а также их друг адвокат. Позднее городской совет Барселоны выкупил недвижимость у наследников мецената и преобразовал его в городской парк, а в двух домах открыл муниципальную школу и музей. Дом адвоката и по сей день принадлежит его семье.

Архитектор прекрасно справился со своей работой. Он спроектировал все необходимые коммуникационные системы, распланировал улицы и площади, построил виадуки, валы, входные павильоны и лестницу, которая ведет к залу «100 колонн». На крыше зала расположилась большая площадь, окруженная по периметру яркой изогнутой скамьей.

8. Дом Бальо (Casa Batlló)

«Дом из костей», «дом-дракон», «зевающий дом» - все это названия, под которыми известен дом Бальо в Барселоне.
Эта достопримечательность находится в самом центре Барселоны, и вы при всем желании не сможет пройти мимо, не заметив ее. Горбатая крыша, похожая на хребет дракона, мозаичный фасад, меняющий свой цвет в зависимости от освещения, балконы, напоминающие мордашки глазастых мух или черепа - все это производит неизгладимое впечатление.

Заказ на реконструкцию дома Антонио Гауди получил от текстильного магната, который планировал полностью снести старую постройку. Сохранив исходную структуру дома, архитектор спроектировал два новых фасада. Главный выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала.

Для улучшения освещения и вентиляции здания Гауди объединил световые шахты в единый внутренний двор. Здесь архитектор создал особую игру светотени: для достижения равномерного освещения Гауди постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего.

Часть фасада покрывает мозаика из ломаной керамической плитки, которая начинается золотистыми оттенками, продолжается оранжевыми и завершается зелено-голубыми.

9. Дом Мила - Педрера (Casa Milà)

Дом Мила - это последний светский проект Антонио Гауди. После его возведения архитектор всецело посвятил себя главному шедевру своей жизни - собору Саграда-Фамилия.
Первоначально барселонцы не приняли новое творение Гауди. За свой неровный и тяжеловесный вид дом Мила получил прозвище «Педрера», что значит «каменоломня». Строителей и хозяев дома даже несколько раз штрафовали за несоблюдение общепринятых норм. Но скоро страсти улеглись, к дому очень быстро привыкли и стали относиться к нему, как к очередному творению гения.

При строительстве Педреры Антонио Гауди использовал технологии, надолго опередившие свое время. Вместо классических опорных и несущих стен он использовался стальной каркас неправильной формы, укрепленный арками и колоннами. Благодаря этому удалось придать фасаду дома необычную плавающую форму, а планировки квартир по желанию владельца дома могли меняться в любое время. Эта технология очень популярна и среди современных строителей, которые используют ее при возведении монолитно-каркасных домов. А ведь прошло уже больше века!

Но в полной мере талант архитектора раскрылся на крыше дома Мила. Здесь Гауди создал особый, сказочный мир, украшая дымоходы и шахты лифтов необычными скульптурами.

Не смотря на свою культурную ценность, дом Мила и сегодня является жилым. Для осмотра открыты только выставочный зал с работами Антонио Гауди, квартира, отражающая быт того времени, и крыша здания.

10. Собор Святого Семейства (Temple Expiatori de la Sagrada Família)

Саграда Фамилия - главный шедевр Антонио Гауди, проект всей его жизни, которому он посвятил 43 года. Строительство собора началось в 1882 году под руководством архитектора Франческо дель Вияра. Но уже через год на его место был назначен молодой Гауди. Согласно его задумке, высота собора должна быть ниже самой высокой горы Барселоны всего на один метр - 170 метров. Этим архитектор хотел показать, что созданное руками человека не может быть выше того, что создал Бог.

Искупительный храм Святого Семейства, как и многие другие творения Гауди, выдержан в духе философии единения с природой. Здание должны венчать 18 башен - это символ апостолов, евангелистов и Иисуса Христа.

Фасады собора уже сегодня украшены скульптурами с изображением не только библейских персонажей, но и животных, винограда и различных символов, отражающих факты из жизни святых.

Примечательно, что фигуры животных создавались самим Гауди. Своих «моделей» он погружал в сон, и создавал их точные скульптуры.

Внутреннее убранство собора также продумано до мелочей. Гауди предполагал, что изнутри собор будет напоминать лес, с виднеющимися сквозь ветви деревьев звездами. Как отражение этой идеи в соборе появились многогранные колонны, поддерживающие высокие своды храма.

Ближе к сводам колонны меняют свою форму и разветвляются подобно деревьям. Звездами в этом грандиозном проекте стали оконные проемы, располагающиеся на разной высоте.

Смерть Антонио Гауди была такой же необыкновенной, как и его вся его жизнь, как и его творчество. 7 июня 1926 года, в возрасте 73 лет, его сбил трамвай. Архитектор потерял сознание, но извозчики не торопились отвезти его в больницу: при нем не было ни денег, ни документов, и выглядел он крайне неопрятно. В итоге он оказался в больнице для нищих.
Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен в своем любимом месте - в Искупительном храме Святого Семейства.

Давным-давно Барселона завоевала репутацию места, открытого для любых идей и течений. Здесь хватало места всем: торговцам, ремесленникам, художникам, архитекторам, людям разных национальностей и вероисповеданий, просто мечтателям, одержимым утопической идеей превратить его в райский город-сад... Кто знает, быть может, Бог услышал последних и, умиляясь чистотой и наивностью этих помыслов, в утешение все же бросил с небес горсть волшебных семян, из которых, ломая толщу бетона, проросли и распустились дивные, причудливые цветы — творения великого Антонио Гауди. Именно они придадут Барселоне неповторимый облик и сделают ее мировой столицей модерна.

Гауди оставил после себя загадки, ответы на которые человечество ищет до сих пор, его имя окутано завесой мифов и легенд. Кто-то считал его гением, кто-то безумцем, кто-то святым... «Этот человек с бездонными голубыми глазами разговаривает с Богом», — уверяли многие его современники. Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом каталонском городе Реус. Повитуха сказала, что мальчик не выживет. Ребенка срочно крестили, торопясь спасти душу младенца. Чудом смерть отступила, но малышу поставили страшный диагноз — тяжелейшая форма артрита. Врачи определили максимальный срок жизни маленького пациента — не более трех лет. Стараниями врачей или молитвами матери Антонио преодолел этот рубеж, но прогнозы все равно не внушали оптимизма. Из разговоров взрослых мальчик твердо знал, что день, когда он присоединится к своим трем умершим в младенчестве братьям, очень близок...

Когда Антонио исполнилось 5 лет, мама сказала: «Я отвезу тебя в Таррагону к Деве Марии». Малыш не смог встать перед Девой на колени из-за страшных болей в ногах. Склонив голову, он прошептал: «Спасибо, что я живу так долго!»

Со временем состояние здоровья мальчика заметно улучшится, хотя приступы артрита будут мучить его всю жизнь.

Жизнь продолжается!

Несмотря на постоянные физические страдания, не позволявшие Антонио играть со сверстниками в их шумные, веселые игры, он радовался каждому дню, подаренному ему Господом, и стремился вобрать в себя все волшебство, творящееся каждое мгновение в этом мире. Движение волн, полет облаков, шелест ветра, невероятно совершенное устройство улитки, ползущей по морскому песку... Ему безумно хотелось остаться в этом прекрасном мире, но еще больше хотелось понять, как он устроен. «Человек не творец, он — первооткрыватель. Кто доискивается законов природы в поддержку своим новым произведениям, тот помогает Творцу ». Этому своему принципу Гауди посвятит всю свою жизнь, не оставив в ней места ни для дома, ни для любимой женщины. Он будет растить свои творения, как любящий отец растит детей, шаг за шагом, обогащая их мир новыми возможностями для самостоятельной жизни, ставя на ноги, одевая в удивительные разноцветные наряды и... отпуская. А дальше они развиваются и эволюционируют вместе с природой, сливаясь с ней в единое целое, уже без участия человека. Он будет помогать Творцу приблизить наступление этой новой эры — абсолютного царства красоты и гармонии.

Дети снова затеяли какую-ту игру на морском берегу. Но маленькая фигурка шестилетнего Антонио остается неподвижной. Взгляд его прикован к воде. Форма волн никогда не повторяется: в одной большой сотня других, поменьше. «Если бы люди жили в море, они бы не чувствовали себя одиноко. Улицы и дома слились бы в одну стихию, но при этом никогда не стали бы безликими, похожими друг на друга ».

На берегу моря Антонио построит свои первый дом из песка. Гораздо позже он скажет: «Берешь в ладонь горсть сырого песка, выдавливаешь по капле вниз и из случайных капель, чуждых рациональному расчету, вдруг начинают вырастать башни — первая, вторая, третья... Все похожи, но ни одна не повторяет другую, каждая индивидуальна ». В творении всей жизни Гауди — храме святого семейства Саграда Фамилья — миллионы людей будут узнавать те песочные замки, которые сами строили в детстве.

Юный романтик

В 1863 году Гауди поступает в монастырскую школу, давшую ему среднее образование и двух замечательных друзей: юные романтики Эдуардо Тода и Хосе Ривера любили проводить время на природе и исследовать исторические места. Трое подростков подготовили публикацию 12 номеров еженедельника с рассказами о своих изысканиях. Тода и Ривера работали над текстом, Гауди — над иллюстрациями. Кроме того, друзья часто ставили любительские спектакли, проходившие где придется — даже на чердаках и в сараях. Гауди предпочитал заниматься созданием декораций. Позже друзья представили составленный ими собственный бизнес-план по восстановлению монастыря Поблет. План так и остался на бумаге, но сама идея проекта укрепила намерение Гауди стать архитектором. Впоследствии пути товарищей разошлись. Тода служил в дипломатическом ведомстве в Мадриде, а Ривера изучал медицину в Гранаде и стал профессором. Уйдя в отставку, он вернулся в родной город и... возглавил восстановление монастыря в Поблете. Благодаря его труду монастырь стал сегодня одной из ярких достопримечательностей Каталонии.

В 1869 году, закончив школу, Антонио поступает на подготовительные курсы при естественно-научном факультете Барселонского университета. Учится он из рук вон плохо. На выпускных экзаменах из шести предметов он проваливает два, в том числе черчение. Это, однако, не мешает Гауди поступить в 1874 году в Высшую школу архитектуры, где он сразу зарекомендовал себя как очень необычный студент.

В 1876 году тяжело заболел и умер брат Антонио, а через 2 месяца после этой трагедии скончалась и его мать. Антонио взял на себя заботу об отце и сестре с племянницей: параллельно с учебой он подрабатывал чертежником в архитектурном бюро. Неудивительно, чтоо Гауди часто пропускал занятия и его успеваемость оставляла желать лучшего. Несмотря на это, Гауди все же довел учебу до конца. Получение диплома архитектора не означало, что на молодого специалиста сразу посыпались заказы. Он продолжал работать чертежником, время от времени представляя собственные проекты. В 1878 году известный в Барселоне производитель кожаных перчаток поручил Гауди спроектировать витрину для участия во Всемирной выставке в Париже. Витрина вызвала восторг у посетителей, у крупных газет и у богатейшего промышленника и мецената Эузебио Гуэля. Последний был покорен талантом молодого архитектора и сразу предложил Гауди несколько заказов. Впрочем, не он один.

Дома и деревья

Гауди никогда не думал о своих проектах как об отдельно стоящих зданиях. Он будет создавать особый мир вокруг них, и делать это он будет без эскизов и чертежей, приводя в ужас именитых архитекторов. Поговаривали еще об одном чудачестве архитектора: он не признавал людей в очках и сам никогда их не носил, хотя один его глаз был близоруким, а другой дальнозорким. Фабриканта дона Мануэля Винсенса эти странности не испугали. Он заказывает архитектору проект летнего дома. Каса Винсенс («дом Винсенса») станет первой крупной работой мастера, благодаря которой его узнают в высших кругах Барселоны. Осматривая место будущей стройки, Гауди замечает огромную пальму, окруженную ковром желтых цветов. За 2 года Гауди «выростит» во дворе дона Винсенса дворец. Здесь нет ничего случайного — даже ограду дома он создает в виде листьев пальмы, потому что такие же пальмы растут в саду. Материал, которым Гауди отделал весь дом фабриканта, становится невероятно популярен: холодная плита выглядит теплой и живой. Люди поражались, какой невероятный дом заполучил себе дон Винсенс. И пускай он чуть не разорился, оплачивая безумства Гауди, зато выкупил себе местечко в вечности: в Барселоне дома, построенные Гауди, до сих пор называются именами заказчиков.

Еще одно фантастическое творение Гауди — парк Гуэль. Заказчиком этого проекта стал Эузебио Гуэль, предоставивший Гауди полную свободу действий (в том числе финансовую). Гауди, как обычно, строил без чертежей. Зачем воплощенной мечте чертежи?

Когда стоишь в парке Гуэль, кажется, что паришь над Барселоной. Многие сравнивают это место со Страной чудес, о которой рассказал : кроличья нора сначала шла прямо, как тоннель, потом неожиданно нырнула вниз. Вдруг на пути возникло дерево, и вот это уже колонна, а через секунду уже и не то и не другое. Наломанный ствол неожиданно оказывается тропинкой, которая на самом деле и не тропинка вовсе, бегущая по земле, а арка, уходящая в небо. Гауди вписал парк в пространство так умело, что понять, где заканчивается архитектура и начинается природа, практически невозможно. Глядя на опорные колонны, поддерживающие парковые дорожки, невольно вспоминаешь, что на вопрос о том, какой трактат по архитектуре Гауди предпочитает, он ответил: «Любое дерево. Природа создала это дерево из своего материала, скрутила непостижимою мозаику, в которой ни разу не повторился узор. Глубокие морщины прорезают шероховатый ствол. Узлы сучьев выпирают из него, как суставы человека. Под буграми и трещинами коры пульсирует жизнь ».

В знаменитом «зале ста колонн» (на самом деле их 86) колонны внутри — это те же деревья: по полым внутри стволам стекает дождевая вода. Рядом на солнце греется знаменитая ящерица без хвоста. Гауди пустил по ее венам воду из подземных ключей. Люди верят, что даже брызги, в которых купается это существо, целебны. А Гауди тем временем оживляет самую длинную в мире скамью: подбирая ее форму. Гауди приказал рабочим снять одежду и усесться как можно удобнее на свежий слой раствора, потом по полученному оттиску сделал сиденья и спинки, и они стали продолжением человеческого тела. Кстати, если бы скамья была прямая, она бы вмещала вдвое меньше людей.

Сальвадор Дали мог находиться здесь часами. В картинах художника запечатлены образы, выхваченные из мира Гауди.

Параллельно Гауди начал работу над храмом Саграда Фамилия — одним из самых прекрасных сооружений в мире и едва ли не самым известным долгостроем. Первым архитектором собора стал профессор Франсиско дель Вильяр, а Гауди этот признанный мастер привлек к работе в качестве ассистента. В 1883 году из-за разногласий с заказчиками старый профессор был вынужден покинуть проект. Его место занял Гауди. Он окунается в работу с головой, однако это не мешает ему выполнять и частные заказы. Строительство храма продвигалось так медленно, что Гауди обвиняют в безответственности. «Мой заказчик никуда не торопится », отвечает на это загадочный Гауди.

На фасаде собора появляются первые ослы и улитки. Чтобы сделать слепки с животных. Гауди погружает их в сон с помощью хлороформа, обмазывает жиром и делает отливку, прежде чем они успевают проснуться. Водостоки тоже исполнены в виде раковин и улиток. Гауди не подражает природе, он становится самой природой, и, подобно ей, он создает, выращивает свои дома. Он расплескивает волнами стены зданий, превращая их в стихию, крыши выгибает чешуей дракона. В Саграда Фамилия появляется знаменитая лестница — «улитка Гауди». Он закручивает ступени спиралью таким образом, что получается гигантская морская раковина. «Бесконечное вращение от центра вовне — единственная возможность постоянно расширяться, оставаясь собой. Я знаю, как сжать пространство в точку, не уменьшая его. Создать бесконечность вокруг точки ».

В центре рабочего поселка в Санта Колома де Сервельо (его еще называли колонией Гуэля, так как он строился на деньги этого мецената) архитектор создал знаменитую Крипту Гауди. Это помещение должно было стать храмом, но мастер не успел завершить работу. Однако и успевший воплотиться фрагмент задуманного — настоящий шедевр. Здесь многое кажется странным. Церковь грозит разлететься как карточный домик. В ней нет ни одной привычной для любой архитектурной постройки опоры. Гауди сделал так, чтобы крипта держала сама себя. Он открыл новые способы безопорного перекрытия. В квадратную железную сетку наливался цемент, под его тяжестью решетка прогибалась, цемент застывал и получалась арка. Обычные стрельчатые арки Гауди называл «костылями». Он с детства знал, для чего нужны костыли, — чтобы сгладить физические недостатки. Гауди удалось избавить архитектуру от них. Архитектор брал специально заготовленную форму, затем аккуратно по ее контуру выкладывал каменные блоки, после чего форма вынималась — и ни один камень не падал. И вот загадка: чем более хрупкими выглядят его арки, тем прочнее они оказываются. Миты для крипты Гауди тоже проектировал сам. Это удивительно удобные предметы с изогнутыми линиями и ножками в виде костей.

Фантаст Станислав Лем сочинил, что в XXIV веке наука смешает ген живого и неживого и в лесу вырастут стулья, на грядках — съедобные табуретки, а комоды сами побегут по бескрайним полям. Гауди было дано опередить самое фантастическое будущее. Он уже в XIX веке научился оживлять предметы и приспосабливать их под людей.

Уход в красоту

Между тем Гауди постепенно меняется. Некогда одетый по последней моде, общительный Антонио все больше и больше погружается в свои мысли. Он уже не заказывает одежду у самых модных портных Барселоны. Постепенно мастер начинает терять интерес ко всему, что не связано с его работой, женщинам, друзьям. Зато становится все более религиозен.

Неожиданно на самом пике архитектурной карьеры Гауди перестают интересовать дорогостоящие частные проекты, он запросто отказывается от самых выгодных предложений. По Барселоне поползли слухи — у Гауди действительно есть особый заказчик, это для него он строит Саграда Фамилия, которому суждено стать каменной Библией. Так и будет, если завершится строительство. Самая высокая башня (170 м) станет олицетворять Христа, башня поменьше — Деву- Марию, другие 12 башен — 12 апостолов. Три фасада — это три таинства: Рождение, Страсти Христовы и Воскрешение. Венчать собор будет огромный, светящийся крест. Чертежей у Гауди по-прежнему нет. Случайно на строительной площадке он роняет фразу, которая многое может объяснить: «Вся архитектура уже есть в природе, достаточно просто посмотреть вокруг. Устремиться в небо можно, только оперевшись на землю. Как прочна отвесная скала, нависшая над глубокой пропастью. Земля держит камень, камень держит землю. Нерушимый союз великанов. Линии гор скрывают секрет прочности ».

Гауди часто бывал в монастыре на горе Монсеррат. Он растворялся в звуках мессы, хор пел, а с архитектором что-то происходило. Доподлинно не известно, но говорят, что как-то раз сорокадвухлетний Гауди вышел после мессы и долгое время молча стоял на горе, будто сам окаменел, погрузившись в транс настолько глубоко, что даже впал в летаргический сон. Есть версия, что в одном из своих паломничеств на Монсеррат Гауди получил некий духовный опыт, о котором не посмел рассказать. Наверное, Гауди принял тогда какое-то решение. Он заявил всем, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если ему предложат работу над проектом светским, он должен будет испросить на это разрешения у Мадонны из Монсеррат. Никаких других подробностей от архитектора добиться не удалось.

Сладкое яблоко раздора

И все же еще двум частным проектам было суждено увидеть свет. Недоброжелатели язвили: «Мастеру, видимо, так понадобились деньги, что Мадонна дала добро». Поспешим разочаровать их. Все доходы от этих проектов Гауди потратил на строительство Саграда Фамилия, так же как и все имевшиеся у него сбережения. Учитывая то, что Гауди был самым модным архитектором Барселоны, средства были немалыми. Барселона — квартал раздора: странное название, которое можно перевести и как «квартал», и как «яблоко», появилось из-за того, что на улочках этой части города находятся дома четырех лучших архитекторов-модернистов. Каса Бальо, который выстроил здесь Гауди, называли «Домом костей».

Результат работы архитектора привел многих жителей Барселоны в шок. Люди до сих пор не знают, как на него реагировать. Это не дом, а живое существо, поверженный дракон. Спину ящера поражает шпиль с крестом — это меч святого Георгия, покровителя Барселоны. На утреннем солнце мозаика-чешуя переливается так, как будто под ней агонизирует плоть. Сохранился комментарий самого Гауди: «У здания не будет углов. Солнце будет освещать дом со всех четырех сторон, и все это окажется близким нашему представлению о рае ».

Другое знаменитое строение — Каса Мила, дом, прозванный «Каменоломней». Гауди крутил, изгибал и изламывал каменные стены как заблагорассудится. Такой принцип планировки был использован в архитектуре впервые. Сейчас мы называем его свободной планировкой. Гауди объяснял, что внешние формы Каса Мила сливаются с контурами окружающих Барселону гор. Внутренние дворики, похожие на воронки, — это расщелины скал, комнаты это дикорастущий на каменной породе мох. Крыша дома — небесный лес. Она задумывалась как прогулочная терраса. Жильцы прохаживались по небесному лесу, где вместо деревьев были выстроены причудливые дымоходы. Каменную розу на фасаде Гаудн сделал сам, но сначала довел до слез каменщика, когда требовал от него не просто розу, а «идею розы». Бедняга так и не понял, что хотел от него мастер.

Каса Мила строился как обычный жилой дом, но Гауди задумывал его как двойник горы Монсеррат и хотел придать ему особое значение. Ему удалось добиться на фасаде такой игры света и тени, что создается иллюзия движения, и, если приглядеться, кажется, что дом колышется. Завершив эти проекты, Гауди работал только над храмом, переселившись в мастерскую. Ему было жалко тратить время на дорогу до дома. Саграда Фамилия заменила ему дом, сон, хлеб и воду. Гауди говорил о храме как о живом существе, называл его своей семьей. Архтектор забывал пить и есть, его единственный костюм был изношен настолько, что больше походил на нищенские лохмотья. Когда строительство останавливалось, архитектор метался по городу в поисках денег и не стеснялся даже просить милостыню. Горожане шептались: «Таинственный заказчик Гауди все же начал его торопить...»

Неожиданно для всех мастер сделал первые наброски храмового комплекса. Изменив своей обычной манере, Гауди создал в большом количестве эскизы, макеты и слепки. Все это предназначалось будущим зодчим Саграда Фамилия. Гауди будто знал, что достроить храм он не успеет. Ему было необходимо передать знания тем, кто придет потом. Это будет место, подобное лесу, мягкий свет будет литься через оконные проемы, находящиеся на различной высоте, и вам покажется, что это светят звезды. Стоит только запрокинуть голову — и колонны храма станут гигантскими деревьями, на кронах которых застынет небесный свет, — свет, обращенный в тень. Облака — это единственная возможность смотреть на солнце, их изменчивость обрамляет солнечное постоянство. Любая архитектурная форма рождается на грани света и тени. Башни Рождества Гауди установил вопреки всем известным тогда законам сопромата, пояснив, что это поможет ветру, проходящему через отверстия, звучать как настоящий хор. Один поэт спросил: «Вы что, создаете орган для Господа?» Архитектор согласно кивнул. Его задачей было заставить ветер резонировать так, чтобы в храме звучала музыка творения.

В другой раз епископ спросил, почему Гауди беспокоится об отделке шпилей и крыш, ведь никто не увидит их. «Монсеньор , — ответы Гауди, — их же будут разглядывать ангелы

Гауди успел закончит, лишь один фасад из трех — фасад Рождества. Все его модели и чертежи были впоследствии уничтожены. Во времена гражданской войны мастерская архитектора сгорела, но каким-то чудом возведение храма продолжается, хотя собор еще далек от завершения — слишком много загадок оставил Гауди инженерам и архитекторам. Прошли десятилетия, прежде чем инженеры нашли способ сделать расчеты для дальнейших работ, и единственной программой, способной их выполнить, оказалась программа NASA. Но любимое дитя Гауди продолжает расти и после его смерти. Как огромный магнит, собор притягивает к себе миллионы людей со всех концов света. И теперь уже не ее великий отец, а само строение продолжает диктовать свою волю. Как и средневековые соборы, Саграда Фамилия возводится только на добровольные пожертвования. Его строят представители разных стран, разных народов и даже разных вероисповеданий. Говорят, что тот, кто создаст для Саграда Фамилия хоть одну маленькую деталь, уже никогда не сможет остановиться.

7 июня 1926 года из церкви вышел невысокий, плохо одетый человек. Он улыбнулся детворе и побрел в сторону улицы. Больше он не оглядывался по сторонам. Увлеченный своими мыслями пешеход попал под трамвай. Первый трамвай, пущенный в Барселоне.

В нищем бродяге никто не узнал знаменитого архитектора. Несколько часов Гауди пролежал на мостовой, прежде чем, истекающего кровью, его все-таки доставили в больницу для бедных «Санта Круз»: никто не хотел везти в своей машине окровавленного старика. Через три дня Гауди умер.

Газеты пестрели заголовками: «В Барселоне не стало гения!», «В Барселоне умер святой!» Погребальная процессия растянулась на несколько километров. Гауди покоится в крипте собора Саграда Фамилия. Очевидцы клялись, что в день его похорон в Барселоне плакали даже камни, а в момент отпевания башни собора скорбно склонили свои головы.

В 2003 году в Ватикане начался процесс канонизации великого каталонского архитектора Антонио Гауди.

Архитектура центра Барселоны многих не оставляет равнодушными, тут хочется ходить с высоко поднятой головой, чтобы насладиться красотой зданий, построенных в стиле модерн. Невероятно, но в центре Барселоны невозможно найти два идентичных дома! Как бы гармотично ни смотрелся архитектурный стиль этого города, здесь с невероятным успехом уживаются совершенно непохожие архитектурные шедевры. Несмотря на обилие талантливых архитекторов в эпоху модерна в Барселоне, имя одного стало буквально символом города. Конечно, речь идет великом гении или сумасшедшем — Антонио Гауди: по легенде при получении диплома в 1878 году профессор Гауди сказал: «Уж не знаю, господа, кому мы вручаем диплом — гению или сумасшедшему!». Этот спор царит до сих пор среди поклонников и противников Гауди. Несмотря на это, Антонио Гауди сотворил более двух десятков зданий, домов, парков, соборов и элементов декора в Барселоне, семь из которых внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Топ 10 творений Гауди, которые необходимо увидеть в Барселоне:

1. Саграда Фамилия

собор Святого Семейства называют «мечтой Гауди», так как он знал, что не успеет закончить строительство при жизни, но будучи очень религиозным человеком, этот проект считал своим главным творением в жизни. К сожалению, после смерти чертежи Гауди по строительству собора были утерены и их восстанавливали, путем разговоров с приближенным кругом архитектора. Уже более столетия собор не может быть закончен, дата окончания работ постоянно переносится, на данный момент предположительная дата назначена на 2030 год, но из 18 задуманных Гауди башен Саграда Фамилия построено всего 8. Интересно, что местные власти не спонсируют строительные работы и собор строится на собственные средства, собранные за счет входных билетов и пожертвований. Однако, не смотря на незаконченный вид, собор Святого Семейства в Барселоне является самой посещаемой достопримечательностью наравне с Эйфелевой башней в Париже. Собор Саграда Фамилия внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

2. Дом Бальо

Дом Бальо

Дом Бальо в Барселоне — жилой дом на центральной улице Барселоны Пассеч-де-Грасиа (Passeig de Gràcia) перестроенный архитектором Гауди в 1904 — 1906 годах для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса. Уникальность этой постройки заключается в полном отсутствии прямых линий, волнистые линии проявляются как во внешнем декоре, так и во внутренней отделке дома. Существует множество толкований загадочному облику главного фасада, однако самый распространенной интерпретацией считается легенда о фигуре гигантского дракона, которого победил Святой Георгий — покровитель Каталонии, дабы спасти прекрасную принцессу. Дом Балье называют «домом костей», так как колонны и балконы на главном фасаде интерпретируют как кости и черепа съеденных драконом по легенде девушек.

3. Дом Мила

Еще один жилой дом, построенный для семь Мила Пассеч-де-Грасиа в 1906-1910 годах в Барселоне. Конструкция Каса Мила стала новаторской для своего времени: здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен; здесь продумана система естественной вентиляции, что позволяет и сегодня отказаться от кондиционеров при жаркой каталонской погоде; предусмотрены лифтовые шахты, имеется подземный гараж. Дом Мила стал последней светской работой Гауди, прежде чем он полностью посвятил себя работе над собором Саграда-Фамилия и первых объектом архитектуры 20 века, который был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Дворец Гуэля

Одна из ранних работ Гауди для почитателя его таланта и друга, каталонского промышленника Эусеби Гуэля. Дворец Гуэля снаружи напоминает венецианский палаццо, но внутри прослеживаются традиционные для Гауди элементы: сочетание стиля модерн и готики, волнистые линии, дымоотводы на крыши выполненные в разных формах и украшенные мозаикой. Дворец Гуэля — единственная постройка Гауди в старом городе Барселоны, он располагается на улице Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла (Carrer Nou de la Rambla ). В 1984 году дворец был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

5. Парк Гуэля

Самый известный парк в Барселоне в районе Грасия, созданный Гауди в 1900 по 1914 годах. Изначально парк Парк Гуэля задумывался как чисто инвестерский проект, для которого Эусеби Гуэль приобрел 15 гектаров земли, которые были разделены на 62 участка под строительство частных особняков внутри общего сада, но продать удалось только 2 участка: удаленность от центра Барселоны не привлекала местную буржуазию. На территории парка находится дом самого Гауди, где он прожил с 1906 по 1925 год и особняк Гуэля, а также визитная карточка парка — знаменитая извилистая скамейка.

6. Дом Висенс

Дом Винсенс

Дом Винсенс (Casa Vicens ) одна из первых построек Антонио Гауди в Барселоне, дом был спроектирован в 1878 году одновременно с получением молодым архитектором диплома. Каса Висенс был построен для семьи Мануэля Висенса, фабриканта кирпича и керамической плитки, поэтому отделка главного фасада здания — дань деятельности владельца.

7. Дом Кальвет

Каса Кальвет

Дом Кальвет (Casa Calvet ) - еще один известный частный жилой дом, построенный для вдовы текстильного фабриканта Пере Мартира Кальвета-и-Карбонеля в 1898-1900 годах архитектором Антони Гауди в Барселоне. Каса Кальвет изначально планировался как доходный дом: нижний этаж отводился под торговые помещения, бельэтаж — под апартаменты домовлядельцев, а верхние этажи — под сдачу внаем. Интересно, что именно за постройку этого дома, а не за другие дома Гауди в Барселоне, архитектор получает в 1900 году муниципальную премию Барселоны за лучшее здание года. Здесь нет никаких готических и средневековых аллюзий, здание оформлено в стиле барокко.

8. Бельесгуард или Дом Фигерас

Дом Фигерас

Дом Фигерас

Дом Фингарес или, как его принято называть, Бельесгуард был построен между 1900 и 1916 году для вдовы торговца продовольственных товаров Марии Сагес. Построенные на склоне горы Тибидабо, особняк напоминает замок. Дело в том, что на такую схожесть архитектора вдохновила история, что когда-то здесь располагалась летняя резиденция Марти Человечного - последнего короля Каталонии.

9. Колледж Святой Терезы

Колледж Святой Терезы

Школа при монастыре Святой Терезы — признанное украшение Барселоны, однако его строительство было не лугкой задачей для архитектора. При жёсткой ограниченности сметы, принятой Орденом, девизом коего были аскетизм и бережливость, пришлось отказаться от большинства декоративных изысков и следовать готическим традициям.

10. Фонари на королевской площади Барселоны

Фонари на королевской площади в Барселоны — первый и едва ли не единственный государственный заказ Гауди в Барселоне.