Музейные сценарии. Сценарий праздника день музеев

Номинация «Внеурочная деятельность и дополнительное образование в период детства»

Представляю сценарий проведения мероприятия в музее образовательного учреждения. Данное мероприятие рассчитано на детскую аудиторию младшего школьного возраста. Сценарий данного мероприятия можно использоваться на уроках истории, ИКН и классных часах.

Цель мероприятия : воспитание обучающихся в духе любви к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, расширение знаний об Отечестве, о своей малой родине.

Задачи :

  • ознакомить учащихся с историей, бытом, традиционной культурой края;
  • укрепить связи между поколениями;
  • воспитание уважительного отношения к своему народу, его традициям;
  • формирование научно-исследовательского мировоззрения;
  • шире использовать возможности музея в учебно-воспитательном процессе.

Средства обучения: указка, загадки для закрепления изученного материала.

1. Организационный момент: активизация внимания; мотивация воспитанников.

2. Подготовительный момент: сообщение темы и цели занятия.

3. Основной этап: усвоение нового материала (ЗУН или действий), закрепление материала, его систематизация.

4. Итоговый момент: оценка успешности в достижении задач занятия (как работали, что узнали, чем овладели).

5. Информационный момент: определение перспектив следующего занятия, домашнее задание.

Ход занятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие назад в прошлое. Давайте все вместе закроем глаза. Раз, два, три - в прошлое двери отвори! (Ребята закрывают глаза, в этот момент педагог открывает двери музея).

2. Подготовительный момент

Ребята, посмотрите вокруг, как вы думаете, куда мы с вами попали? Правильно, мы с вами очутились в старой русской избе. Здесь имеются различные предметы интерьера и быта того времени, когда жили наши предки.

Мы с вами познакомимся с жизнью и традициями нашего народа, для того чтобы воспитать в себе любовь к родному краю, к его истории, культуре, быту, языку, а так же расширить свои знаний об Отечестве, о своей малой родине.

3. Основной этап

Добро пожаловать в старинную деревенскую избу. Здесь перед собой можно увидеть различные предметы домашнего обихода. А именно: стол, лавка, «русская печь», сундук, детская люлька и т.д. каждый предмет, каждая вещь много значила для хозяина. Еще в избе, в так называемом «красном» углу находилась икона. Икона на Руси во все времена считалась оберегом от пожара. Все эти и многие другие предметы быта помогут нам сегодня узнать о жизни русских крестьян в старину, познакомят с убранством изб и орудиями труда.

Ребята, посмотрите, в этой избе живет бабушка (с имитированной печи слезает бабушка ). Она встает раньше всех, за несколько часов до рассвета, одевается, зажигает лампаду у образов (так в старину называли иконы) и после этого будила остальных домочадцев (по ходу рассказа педагога бабушка производит эти действия ). На ней лежало много обязанностей: она должна была трудиться, показывая всем пример, а ложилась, конечно, позже всех.

Бабушка обращает внимание на детей.

Бабушка : Здравствуйте, ребятишки! Откуда вы такие взялись?

Педагог: Здравствуй, бабушка, мы прибыли из будущего, что бы увидеть прошлое. На тебя посмотреть, да себя показать. Расскажи, бабушка, как ты со всем своим хозяйством справляешься?

Бабушка : Внуки помогают мне управляться с огромным домашним хозяйством. Так, к примеру, наколоть дров, затопить печь, принести воды.

А как вы думаете, откуда носим воду? (Дети хором отвечают). Правильно. Воду носили с реки, озера или с колодца. Но с дальнего расстояния в руках два ведра нести очень тяжело, вот по этому люди использовали коромысло (показывает коромысло).

Ну, вот воды наносили, стали щи варить да хлеб печь. Затопили печь. А когда прогорят дрова, нужна кочерга (показывает кочергу).

Знаете для чего? Отгадайте загадку: «Полная конюшня красных коров, черная зайдет, всех выгонит» (угли и кочерга). Кочерга нужна была для мешания углей.

Педагог: А в чем щи варили?

Бабушка: Конечно же, в чугуне (показывает чугун). А для того, чтобы чугун поставить в печь необходим один предмет. Какой? А попробуйте сами отгадать. Вот вам загадка «Рогат, да не бык, хватает, да не сыт» (ухват). Правильно, ребята, это ухват (показывает). Теперь пришло время тесто месить да булочки скатать.

Педагог: А как же их в печь-то положить, чтобы не обжечься?

Бабушка: На специальной лопате.

Педагог: А как называлась посуда?

Бабушка: Плошки, ложки (показывает).

Педагог: А из чего печете хлеб?

Бабушка: Вот вам, ребята, загадка: «брат брата трет, белая кровь течет». Что это? Правильно, мука. Какие вы молодцы! Но чтобы испечь хлеб, нужно первоначально муку просеять. Как вы думаете, что для этого нужно взять? Отгадайте загадку «Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой». Ну, конечно, это сито! (показывает).

Педагог : Где берете муку?

Бабушка: Все просто. Мука получается в результате молки пшеницы, а пшеница выращивается в поле, которое предварительно пашут. Понятно?

Педагог : Да, ребята, это тяжелый труд, ведь вспахать поле нелегкое дело. Бабушка, а чем вы землю пашете?

Бабушка: Для пахоты специальное приспособление - соха (показывает). Соха - орудие легкое, так как из железа изготовлены только сошники. Для необходимой глубины вспашки нужно было с силой налегать на нее. Так что нам, простым крестьянам, нелегко достается каравай хлеба.

Педагог : Бабушка, а расскажи-ка нам с ребятами, как вы сеяли пшеницу?

Бабушка: В такое лукошко (показывает) насыпали зерно и вручную разбрасывали его по пашне.

Педагог : А чем убираете урожай?

Бабушка: Для начала отгадайте загадку: «согнута в дугу, летом на лугу - зимой на крюку». Да, действительно - это коса (показывает). Наши мужчины косой косили пшеницу и заготавливали сено на зиму. А женщины и девушки жали пшеницу. Как вы думаете, чем? Ну, конечно, серпом (показывает серп). А зерна из колосков доставали цепом (показывает цеп).

Педагог: Ну, ребята, теперь вы знаете, как сеяли пшеницу и собирали урожай. Бабушка, а в чем еще тебе помогают внуки?

Бабушка: Помогают мне мои внуки и в таком нелегком ремесле как ткачество. Долгий путь проходило крохотное льняное семечко до того, как рубашкой станет. Сначала его в землю сеяли. Зацветал лен красивыми голубыми цветами, а когда цветы превращались в маленькие коробочки, лен убирали. Коробочки отсекали и из них получали льняное масло. Сами стебли в речке топили и еще камнем сверху наваливали, чтобы не всплыли. Недели через две вытаскивали лен из речки, просушивали, а уж потом его трепали зубчатой дощечкой, которая называется рубель (показывает рубель), или мяли пестом в ступе (показывает ступу) так, что от бедного льна летела кострика (отбросы) во все стороны. Затем вычесывали деревянным гребнем (показывает гребень). В результате получалась куделька, которую привязывали к прялке (показывает прялку).

Ребята, как вы думаете, при помощи какого предмета пряли льняные нити? Вот загадка: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Молодцы! Правильно - это веретено (показывает).

Педагог: Как вы стираете и гладите белье?

Бабушка: Все довольно просто. Валек для стирки белья (показывает) использовали так: женщина мочит белье в речке, кладет его на доски плота и несколько раз бьет по нему вальком, окунает белье и снова бьет. Таким способом она выбивала грязь и мыло из белья.

Есть еще и деревянный валек для глажения белья (показывает). Белье наматывают на палку и этим вальком делали катательные движения по столу. Это очень большая нагрузка для женских рук. При помощи этого валика можно сделать одежду удобной для носки.

Педагог: Что это такое? (показывает на стол).

Бабушка: Так это ж самовар! Он всегда стоит посередине стола, угощая всех домочадцев вкусным, горячим чаем, при этом важно кряхтит и пыхтит.

Педагог: Бабушка, нас с ребятами интересует, как развлекаются твои внуки? Вот у нас там, в будущем, есть много видов развлечения. Например, телевизор, кинотеатр, театр, компьютер с выходом в интернет, а у вас?

Бабушка: Да, странные какие слова-то … непонятные. У нас все проще. Зимой молодые девицы устраивают вечерние посиделки. Они собираются вместе, чтобы рукодельничать. Приходят и парни: пляшут, развлекают рукодельниц. Девицы надевают красивые сарафаны, повязывают на голову ленты. Парни надевают вышитые рубахи.

Педагог: Так ведь вечером темно, как рукодельничать?

Бабушка: Доставали из печки березовое или осиновое полено и расщепляли его на тонкие палочки, которые называются лучинами (показывает лучину). Их вкладывают в светец (показывает) и зажигали. Вот так изба и освещалась, а на пол ставили таз или чугун с водой, или корыто с песком. Ребята, как вы думаете для чего? Чтобы огарки не падали с лучины на пол.

Педагог: А кроме развлечений, что они делали на этих посиделках?

Бабушка: Девицы вышивают, прядут, ткут, а парни плетут лапти да корзинки, вьют веревки, подшивают валенки.

Педагог: Вот видите, ребята, как в старину отдыхали с пользой, и работали в удовольствие. Ну что, пора прощаться.

Бабушка: Куда ж это вы?

Педагог: Назад в будущее. Спасибо за гостеприимство. Нам с ребятами было очень приятно так много узнать для себя нового и интересного.

Бабушка: Спасибо вам за теплые слова. Прощайте! (Ребята благодарят бабушку за рассказ, прощаются с ней)

Педагог: Ну что, ребята, пора назад, закрываем глаза, раз, два, три назад в будущее нас перенеси.

Дети закрывают глаза, в это время педагог закрывает шторкой уголок русской избы .

Ну, вот мы с вами вернулись в наше время. Понравилось ли вам путешествие? Вы сегодня узнали много нового о жизни крестьян из старых русских деревень. Познакомились с жизнью и бытом старинной русской избы. Много было в избе вещей и что не предмет- то целая история.

Все ли вы запомнили? Давайте проверим. Я буду читать загадки, а вы отвечайте. Сейчас посмотрим, какие вы не сообразительные.

  • Два брата видятся, а вместе не соберутся (пол и потолок);
  • Чего из избы не вытащишь? (печь);
  • Черный конь прыгает в огонь (кочерга);
  • Кривой бельмес под горшок полез (ухват);
  • Под одной шляпой четыре брата стоят (стол);
  • Самая распространенная на Руси обувь (лапти);
  • Без чего не возможен обед на Руси (без хлеба);
  • Тонкая длинная щепка от сухого полена для освещения избы (лучина);
  • Светлая парадная комната в доме (горница).

Молодцы, ребята! С заданием справились.

4. Итоговый момент

Сегодня мы с вами изучили жизнь и быт старинной русской избы. Познакомились с историей, бытом, традиционной культурой русского народа, тем самым укрепили связи между поколениями, а так же стали уважительно относиться к своему народу, его традициям.

Цель : Обобщить и закрепить представления детей старшего дошкольного возраста о предметах русского быта, традициях.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Учить понимать смысл русских традиций;

Активизировать словарь детей новыми словами: «сундук», «лыко», «туеса», «экспонаты» и др. ;

Обобщить и систематизировать знания детей об экспонатах музея народного быта.

Развивающие:

Развивать поисковую деятельность детей, умение классифицировать музейные экспонаты;

Развивать коммуникативные навыки, внимание, память;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории своего народа;

Воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;

Воспитывать аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка детских работ;

Выставка работ мастера резьбы по дереву;

Слайды с изображением предметов быта;

Шаблоны туесов по количеству детей;

Трафареты с изображением элементов орнамента по количеству детей;

Сундук – загадка;

Предметы русского быта: деревянные ложки, глиняный горшок, лапти, короб;

Посылка;

Аудиозапись русских народных песен;

Палитра с различными красками по количеству детей.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением предметов старины;

Рассматривание экспонатов народного быта;

Чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где мы живем»;

Посещение местного краеведческого музея;

Знакомство с мастерами народного творчества: «Декоративно – прикладное искусство. Резьба по дереву»;

Прослушивание грамзаписей русских народных хороводов;

Разучивание русских народных песен, танцев, хороводов, игр, пословиц и поговорок, сказок и т. д. ;

Составление рассказов о предметах народно – прикладного искусства;

Художественно – творческая деятельность детей;

Проведение цикла занятий: «Как возникла Россия», «Культура и традиции русского народа», «История нашего городка», «Литературная викторина по русским народным сказкам».

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

М. Зацепина, Т. Антонова «Народные праздники в детском саду»

М. Тихонова, Н. Смирнова «Красна изба… .»

Г. Лунина «Воспитание на традициях русской культуры»

С. Баруздин «Страна, где мы живем»

Г. Федорова «На золотом крыльце сидели… »

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог: Сегодня мы поговорим о доме наших предков. Это и есть тема нашего занятия: «Дом наших предков - славян». Мы узнаем о том, как выбирали наши предки место для будущего дома, как строили его сообща, как оберегали свой родной дом, как жили просто и скромно. Мы научимся уважать наших прабабушек и прадедушек за их труд, доброту, умение создавать для своей жизни простые и нужные предметы народного быта. А наши помощники в познании прошлого – мудрые книги. Вот они, ребята, на нашей выставке «История культуры русского народа».

(Дети рассматривают книжную выставку.)

Педагог . А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, да внимательно слушайте, да запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое было интересным.

(Дети готовятся к путешествию.)

Педагог . Наше путешествие начинается… В давние – давние времена огромный мир окружал наших предков. Человек чувствовал себя зависимым от сил природы. Ведь в природе были и добрые, и злые духи. Стараясь защититься от всего опасного, человек создал себе убежище – дом.

Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дети. Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья.

Педагог Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас, это наше жилье. Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.

Прежде всего выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.

Педагог . С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже встречались. Давайте посмотрим на предметы нашего мини – музея «Домотканое полотно наших бабушек» и найдем здесь обереги.

(Дети указывают обереги на русских народных рубахах).

Педагог . Молодцы, ребята. Помните то, что мы ранее изучали с вами. Дайте, пожалуйста, определение слова «оберег».

Дети. Оберег – это талисман. Это защита от недобрых сил.

Педагог . Сегодня мы, ребята, узнаем, какие обереги защищали дом наших предков. Вот оградили место будущего дома наши предки, а потом в центр будущего дома вкапывали дерево. Какое, как вы думаете, ребята?

Дети . Конечно же, березу. Березка – символ России.

Педагог Именно березу наши предки называли ласково Берегиней. Когда иконы на земле нашей утвердились, стали на березу икону вешать, чтобы берегла тоже будущий дом. Камни большие с четырех концов света привозили, чтобы дом крепко стоял. Да деревья крепкие (ель, сосна) заготавливали на новую избу.

А как вы думаете, ребята, когда деревья рубили для избы?

Дети. Зимой. Дерево спит, ему не больно.

Педагог Хорошо, ребята. А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом или звали на помощь родню и соседей?

Дети. Звали на помощь родню и соседей.

Педагог Правильно, ребята, звали и всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Да чтобы лучшие мастера свои умения показали, чтобы дом краше был и наряднее. А потом и сам хозяин нового дома шел другим помогать. Вот так и строили и жили сообща. Вот и вы, ребята, подготовили выставку рисунков о своих домах.

Я вижу, как дорог вам родной дом. Любовь к дому передана нам нашими предками. Дом предков красив снаружи и внутри. Вот как пишет о внутреннем убранстве дома поэт. Давайте послушаем эти задушевные строки.

Дети.

В низенькой светелке, со створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавесь окна,
Пол отструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная встала в уголок.
У стены укладка с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

Педагог Правильно, ребята. Посмотрите, как красиво смотрятся старинные дома. Вот окна, а вот ставни, а вот чердачное окошко-солнышко, а вот наличники, а вот здесь причелина.

Педагог Молодцы, ребята. Наши предки берегли свой дом, потому что дом был домом Рода, поэтому мы и по сей день говорим - родной дом. Расскажите, ребята, о своем доме.

(Дети рассказывают о своем доме.)

Педагог . Ребята, остановитесь, пожалуйста, у порога. Это священное место. Дверь и порог отгораживают внутренний мир дома от внешнего. С порогом у наших предков связано много примет, об этом мы поговорим позже.

Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба на крыше.)

Мать толста, дочь красна, сын-сокол в облака ушел. (Печь, огонь, дым.)

Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол.)

Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба.)

Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся. (Потолок и пол.)

Не живые, а пищат. (Ворота.)

По сеням ходит, а в дом не заходит. Дверь.
Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)

Педагог Ребята в наш класс пришла загадочная посылка, давайте прочитаем, что на ней написано? «Прибыла загадочная посылка тчк Адресата нет тчк Что делать? Помогите! Почтальон Печкин»

Ребята, мне кажется, что нужно помочь Почтальону Печкину, как вы думаете? (высказывания детей)

А что мы можем сделать, чтобы помочь Почтальону Печкину (высказывания детей)

Ребята, а это не простая посылка, в ней сундук загадок (достаю сундук). Посмотрите, сундук закрыт ключом. Вот так сундук загадок, не сундук, а диво – дивное, наверное, в таких сундуках только и хранить, что несметные сокровища, которыми за удаль и за честность награждают героев в сказках.

Ребята кто из вас знает, что за предмет сундук, и для чего он нужен? (высказывания детей)

Верно, наши бабушки хранили в сундуках свои наряды, украшения. Как вы думаете, почему наш сундук называется «сундук – загадок»? (высказывания детей)

Педагог Правильно, в нем спрятаны интересные загадки, и если мы с вами все загадки правильно отгадаем, то сундук откроется, и мы узнаем, кому предназначалась эта посылка.

Хотите открыть сундук, тогда отгадайте первую загадку:

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ответы детей)

Педагог А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на первую загадку.

(слайд 1) ЛОЖКА

Педагог Правильно, как вы думаете, какой материал в старину использовали для изготовления ложек?

Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.

Педагог Ребята, а какие еще предметы делали из дерева? (ответы детей)

(во время ответов идет демонстрация слайдов со 2 по 7: стол, стул, кровать, лавки. сундуки,)

Педагог Города и села окружали огромные леса, дерево стоило дешево, поэтому было основным материалом для строительства различных построек, домашней утвари и многого другого.

А сейчас послушайте следующую загадку:

«На пожаре был,

Домой пришел,

Все семью накормил» (ответы детей)

Педагог А сейчас давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на вторую загадку.

(слайд 8) ГОРШКИ И КРЫНКИ

Педагог Верно, ребята, кто нам расскажет, из какого материала изготавливались горшки и крынки?

Ребенок 2-й

Педагог Ребята, из глины делали не только горшки и крынки, но и другие предметы, например игрушки - свистульки.

(слайд 9) ИГРУШКИ - СВИСТУЛЬКИ

Педагог А сейчас следующая загадка:

«Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет» (ответы детей)

Педагог : Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на третью загадку.

(слайд 10) ЛАПТИ

Педагог Ребята, скажите, из чего плели лапти?

Ребенок 3-й:

(слайд 11)

Педагог И последняя загадка, она сказочная:

«В чем нес медведь Машеньку в сказке «Маша и медведь» (ответы детей)

Педагог Давайте посмотрим на экран, и он нам покажет правильный ответ на четвертую загадку.

(показ отрывка из мультфильма «Машенька и Медведь»)

Педагог Верно, а какой материал использовали мастера для изготовления короба?

Ребенок 4-й

Педагог Ребята, кто из вас знает, для чего был предназначен берестяной короб?

Ребенок 5-й

(слайды с 12 по 14)

Учитель: Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки, давайте еще раз назовем все предметы – отгадки, и попробуем открыть сундук - загадок. (высказывания детей)

Учитель: Как можно одним словом назвать все эти предметы? (ответы детей)

Правильно, как вы думаете, где должны храниться предметы русского быта? (ответы детей)

Верно, в музее. Все эти предметы являются музейными экспонатами. И их нужно отправить в какой музей? (ответы детей)

Педагог Правильно, в музей русского быта. Ребята, а вы не забыли, что на посылке нет адреса, а без него отправить посылку невозможно. Давайте посмотрим внутри посылки… .

(смотрим в посылке и находим листочек с адресом)

Педагог Ребята, посмотрите, это листок с адресом, по которому нужно доставить посылку просто он попал под сундук – загадок. Прочтем адрес?

(высказывания детей)

Педагог : С. Большая Талда, ул. Весенняя, 2а. Вам знаком этот адрес? (ответы детей)

Правильно это адрес нашей школы.

Ребята, как вы считаете, экспонаты из сундука могут храниться в нашем музее? (ответы детей)

Педагог Да, конечно, мы можем не только хранить их у себя в музее, но и рассказывать другим детям об этих интересных предметах. И сегодня я хочу предложить вам, пополнить экспозицию музея не только предметами из посылки, а также нашими творческими работами. Вы согласны, подарить музею свои работы? (ответы детей)

Педагог : (выставляю на доску образец расписной прялки) Издавна русские люди украшали свои жилища, одежду, предметы быта: сундуки, прялки, посуду…. невиданными цветами, ягодами. Узоры мастеров всегда можно отличить их по их красочности и праздничности. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть, как украшена прялка. Посмотрите, и скажите, как расположен узор, какие элементы можно использовать при украшении. (ответы детей)

(практическая деятельность детей)

Педагог Ребята, как вы думаете, помогли мы Почтальону Печкину узнать, кому адресована была посылка? (ответы детей)

Педагог В заключение нашего занятия, я хочу вам рассказать еще об одной русской традиции (достаю хлеб-соль)

Педагог Хлеб и соль, означают приветствие и пожелание добра. Хлебом – солью русский человек встречает гостей на пороге своего дома. Хлеб – соль торжественно выносят на полотенце. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает. И сегодня хлеб-соль мы вручаем нашим гостям.

(вручаем хлеб-соль)

Педагог Спасибо вам всем за занятие. До свидания!

Ребенок 1-й: Ложки вырезали из дерева, они были деревянные, затем наносили рисунок, просушивали, покрывали лаком и ставили в печь.

Ребенок 2-й : Горшки и крынки делали из глины. Холодную, сырую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, и из нее можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор.

Ребенок 3-й: Лапти плели из корней дерева и лыка. Лыко – верхний слой коры липы. Лапти носили люди, которые жили в деревне. А еще из корней деревьев и лыка плели корзины.

Ребенок 4-й : Мастера использовали верхний слой коры сломанной березы – бересту.

Ребенок 5-й : Берестяной короб или туес предмет быта с плотно прилегающей крышкой, люди использовали его для хранения овощей. А еще на бересте рисовали картины.

Цели:

Познакомить с предметами старины, их назначением в прошлом и ценностью сейчас;

Развивать сообразительность и образность мышления;

Воспитывать любовь к малой Родине, бережное отношение к предметам старины.

Оборудование: Экспозиция школьного музея, мультимедиа

Ход мероприятия

Под музыку «На горе-то калина» в музей входят гости.

Ведущая :
Дорогих гостей встречаем
круглым, пышным караваем.
Каравай мы вам подносим,
поклонясь, отведать просим.

Гости, отведав каравай, рассаживаются по местам.

Руководитель музея : Здравствуйте, ребята, гости!
Мы рады вас приветствовать в нашем школьном музее. Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в далекое прошлое нашего села и людей его населяющих, по пути мы с вами заглянем в дом русского крестьянина познакомимся со многими старинными вещами, узнаем их историю и еще много нового и интересного.

Руководитель музея: Давным-давно это было, когда на месте сегодняшнего села Кулагино росли густые кустарники, промышляли башкирские племена…

сценка

(3 женщины, 3 мужчины, 1 мальчик выходят с узлами, с предметами)

1-я женщина - Господи! Да куда ж мы приехали? Степи да холмы кругом! Ой, божечки!

2-я женщина - Надо назад вертаться! В Рязанскую губернию

3-я женщина - Ох, матерь Божья, да как же мы жить тут будем?

1-я женщина - (Причитает) Господи! Божечки!

Говорила тебе. Если бы не голод и нищета, никогда бы не поехали в эти дикие неведомые места.

2-й мужчина - А травы, травы! Выше нас с тобой. Какой кругом покой!

1-й мужчина - А небо, небо какое синее…

2-й мужчина - Дымком все пахнет. А какой запах издает полынь.

1-й мужчина - А земли-то сколько - глянь, да какая добротная…

Авось, Господь нам поможет, смилостивится обустроимся на этой земле.

3-й мужчина - А поглядите мужики ведь рядом река широкая да чистая!

И спокойная такая тишина.

1-й мужчина - Ну что, родные, жить будем, строить деревню будем.

(берет за руку сынишку)

1-й мужчина - Глянь, сынок, твои просторы, это твоя земля. Тебе здесь жить. Будь всему хозяином.

(выстраиваются в шеренгу)

1-й мужчина - Рубили избы, дебри корчевали, осваивали земли - даль звала.

1-я женщина - Свое селение Кулагино назвали, по фамилии рязанца-вожака.

Руководитель музея : Среди первых переселенцев были семьи Леденевых, Кулагиных, Соловых. У нас в музее есть фотография потомков первых переселенцев Кулагина Сазона Осиповича с семьей.

Первую зиму первопроходцы зимовали в землянках у подножия горы Святиковой, не успели избы построить. Зато весной 1784 г. начали корчевать дебри да рубить избы и потянулось длиной лентой в одну улицу в лугах у речки под холмом село Кулагино. Избы наши предки ставили добротные деревянные с резными наличниками.

Давайте-ка мы с вами тихонечко заглянем в старинную крестьянскую избу.

(Свет гаснет. Звучит тихая музыка. Горит свеча или лампа )

В низенькой светелке со створчатым окном

Светится лампадка в сумраке ночном

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

Новая светелка чисто прибрана;

В темноте белеет занавес окна;

Пол оструган гладко, ровен потолок,

Печка развальная стала в уголок,

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы со стулом раздвижным…

И кровать резная с пологом цветным.

Стесненные условия жизни заставляли поддерживать чистоту в доме, чтобы избежать эпидемией. Опрятная хозяйка чуть ли не ежедневно скребла стол, лавки и пол добела.

Любая крестьянская изба начиналась с красного угла. Это было почетное место. Здесь на специальной полке стояли иконы, хранились священные книги, горела лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уж только потом здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. Во время свадьбы здесь сидели молодые.

В нашем красном углу (показывает ) мы видим икону Иоанна Крестителя, подаренную жительницей села Петиной Верой Сергеевной. Икону украшали вышивкой, вешали лампаду, которую зажигали во время молитвы. Под иконами обычно лежали священные книги-молитвословы, которые очень берегли передавали из поколения в поколение. Этот молитвослов (показывает ) был найден в полуразрушенном доме и передан в музей Кубышкиной Натальей Павловной, кстати весит он почти 3 кг.

Что же касается мебели, то ее в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась.

Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все.

Ближайший угол к двери занимала печь. (показывает)

Рады видеть вас у печки.

Без нее и дом пустой,

В ней и жарить, в ней и парить,

И зимой с ней как весной.

В старину так говорили:

«Печь нам мать родная всем,

У печи все красно лето,

У печи и сплю, и ем».

Печь была неотъемлемой частью крестьянской избы.

Ребята, а как вы думаете для чего служила печь? (ответы детей)

Правильно ребята, в печи готовили пищу: пекли пироги и хлеб, варили кашу, щи. И все получалось удивительно вкусно и питательно,

но есть еще две экзотические функции русской печи, о которых вы вряд ли слышали.

В печи крестьяне, не имевшие бани, … парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого после топки из печи удаляли угли. Внутри хорошенько подметали и настилали солому. Любитель попариться залезал ногами вперед и ложился на солому. За ним закрывали заслонку. Если требовалось поддать пару, прыскали водой на раскаленный свод. Парясь, похлестывали себя березовым веником. Правда, обмываться водой приходилось уже в сенях.

Расскажу я вам ещё об одной функции печи - материнской. Из воспоминаний детства Г.Р.Державина. Родился великий поэт слабеньким, недоношенным. И несколько месяцев пролежал младенец в русской печи, завёрнутый в тесто. Температура регулировалась, тесто менялось, и печь выносила в своём чреве младенца до девяти месяцев. С тех пор он прожил долгую и славную жизнь. Вот так печка-матушка!

Незаменима для русского человека печь, своей надежностью может поспорить даже с современной микроволновой. Вот послушайте одну историю.

У нас в селе Кулагино много чего случалось, всего-то и не упомнишь, говорят, был ещё и такой случай!

Жили у нас в селе как-то дед с бабкой. Стояла у них в избе большая русская печка, красавица да помощница! Дед эту печь когда-то сам сложил! Кирпич самолучший для неё выбирал! Хорошая печь получилась, большая да справная, даже спать на ней можно было!

Каждое утро бабка растапливала печь сухими дровишками и ставила в печь чугуны, в одном она грела воду, в другом варила вкусные густые наваристые щи, в третьем готовила рассыпчатую кашу с маслом! А по праздникам бабулька пекла сдобные калачи, пышные пироги с ягодами, шаньги с картошкой, кулебяки с рыбой! В холодную пору дед с бабкой забирались на печку и грели свои старые косточки!

Любили дед с бабкой свою печечку, ухаживали за ней! Дед каждое лето ремонтировал её, чистил от сажи, а бабуля всегда белила её, меняла занавесочки. Печь платила им тем же - исправно топилась и грела избу.

Однажды приехали к деду с бабкой в гости внуки из города. Подарили старикам красивую чудо-печь. Печку эту не надо было дровами топить, только подключи к электричеству, да на кнопочки нажимай. Называлась эта красивая чудо-печь - микроволновка!

Уехали внуки, а бабка нарадоваться никак не может! Страсть, как разохотилась в эдакой чудо-печке щи да кашу варить! Пироги, шаньги, кулебяки в ней печёт! Да так эту печь расхваливает, что микроволновка совсем уж тут загордилась, стоит на столе, да и хвастается перед русской печью: «Вот, я какая красивая, полезная, чистенькая, умная! Дровами меня топить не надо, не копчу, не дымлю, от сажи не надо меня чистить! Как еда приготовится, я сразу хозяйке сигнал подаю! Дверца у меня с окошечком, через неё всё видно, ничего во мне не пригорает! Места мало занимаю, не то, что ты - всю кухню загромоздила!» А русская печь стоит на кухне, да грустно так вздыхает: «Да, что-то совсем про меня бабка с дедом забыли, за мной не ухаживают за мной, как раньше! Дед меня не ремонтирует - кирпичики из меня выпадать начали, бабуля давно уже меня не белила, занавесочки не меняла! А ведь, сколько лет я им служила верой-правдой! Дед в прошлую зиму сильно простудился, я его вылечила своим теплом! Внуки их, когда маленькие были, приезжали зимой к бабке с дедом на каникулы! После прогулок на улице приходили домой, забирались на меня и грелись, а я им сушила одежду, варежки, носки, валенки! Бабуля угощала их пареным, во мне, молоком! Да теперь, видно, не нужна им стала!» Стоит печечка, переживает, а кирпичи из неё от этих переживаний стали ещё больше вываливаться!

Тут старикам ещё и отопление провели, обогревательных батарей наставили в кухне, в комнатах! Обрадовались они, посмотрели на русскую печь, да решили её разобрать! Обиделась на них печка и ушла ночью из дома! Дед с бабкой не стали сильно горевать, а потом и вовсе забыли про свою добрую помощницу! Долго не вспоминали, да потом всё равно вспомнить пришлось!

Наступили дни лихие! Стали часто в селе электричество отключать! Очень худо пришлось старикам! Электричества нет, батареи не греют, чудо-печь не работает! В избе стало холодно, старику и старухе голодно! Захворали они, загоревали они! Вот тогда и вспомнили про свою печечку-голубушку! Стали искать они свою кормилицу да помощницу и звать её обратно: «Приди к нам печечка, приди! Худо нам без тебя! Негде погреться, негде щи да кашу нам сварить, негде пирогов испечь! Прости нас, приди к нам, мы тебя обиходим да отремонтируем! Побелим, занавесочки красивые повесим, станешь ты у нас ещё лучше и краше прежнего!»

Пожалела стариков печка, вернулась в избу! Дед русскую печку отремонтировал, кирпичики новые кое-где поставил, бабуля её побелила, занавесочки новые повесила! Стала русская печь лучше прежнего! Бабка нарадоваться не может уже русской печечке, щи да каша ещё вкуснее, пироги ещё пышнее стали получаться, а дед теперь на печи спит, свои старые косточки греет! Истопят старички свою печечку с утра и целый день в избе тепло и уютно! А русская печь стоит на кухне и радуется, что и она бабке с дедом тоже пригодилась!

Микроволновку на комод поставили, салфеткой прикрыли, чтоб не пылилась и не пачкалась, подарок всё-таки! Вещь-то хорошая, да когда не бывает электричества - бесполезная! Еду в ней ни приготовить, ни разогреть! Так и стоит она у бабки с дедом без дела! Народ не зря говорит, что лучше русской печки ничего и придумать нельзя! Ей всё равно - есть в доме электричество или нет, истопишь её дровишками, она тебя и накормит, и напоит, и согреет, и вылечит!

Не один век русская печь людям служила, и ещё не один век послужит!

Из далекой старины

Эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмешь

И рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны,

Чем полезны и важны

Человеку раньше были,

Что за службу сослужили.

Старая пара - кочерга и ухват. Но они - самые нужные «припечные» жители.

Кочергой выгребали золу из печи и ворошили угли. (показывает)

Ухватом (показывает) хозяйка ловко цепляла пузатые горшки или чугунки и отправляла их в печь или доставала из печи. В чугунах на стол подавали пищу - она долго не остывала.

У печи стоят так важно,

Как стойкие солдаты.

Из печи горшочки с кашей

Тянут железные ухваты.

Непростое это дело посадить чугунок в печь. Хотите попробовать, ребята? (1-2 чел. пробуют под музыку)

Рядом с печью обязательно висели рушник (показывает ) и рукомойник - это глиняный или железный сосуд с двумя сливными носиками по сторонам. (показывает).

Умывались ключевой водицей,

Утирались рушником.

Изо льна его соткали,

Украсив вышивкой потом.

Не раз в течение дня хозяйка ополаскивала свои испачканные руки и вытирала их рушником.

(Ступа, пест и помело) (показывает)

Баба Яга садится в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает.

А для чего они крестьянину?

В ступе пестом толкли зерно, очищая его от шелухи. Помелом подметали внутри печи, а затем лопатой сажали туда тесто будущего каравая.

Кто из вас хочет приготовить муку для каравая? (выходят 2 человека толкут зерна под музыку)

Отгадайте о каком предмете идет речь?

Был я копан, был я топтан,

Был на кружале, был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил,

Сам терпел - ничего не ел.

Сделался стар - пеленаться стал.

Глину сначала копают, затем замешивают: мнут или топчут ногами, затем на гончарном круге - кружале изготавливают, затем на базаре продают. Для семьи горшок был предметом первой необходимости, в нём варили щи, кашу, и любое другое вкусное блюдо. Прямо в горшке блюдо подавалось на стол. Когда горшок становился старым, давал первые трещинки, его обматывали берестяными полосками, и он продолжал служить людям дальше, правда, в печь его не ставили. Ну а если падал и разбивался, то становился не годен и черепки выбрасывали в окошко.

Чернец - молодец, в красно золото залез.

До смеху хохочет, выскочить хочет.

Угадали, что это такое? Это чугунок, (показывает) он, как и горшок, был незаменим в хозяйстве, но по весу он более тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Одежду наши предки носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5 лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными.

Звучит русская народная песня.

Девочка (Соловьева О) в костюме выходит садится и начинает прясть,

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

потом музыка стихает.

Пряха: Позолоченная прялица,

Япряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне моя работа нравится.

Может, кто-то из вас знает, что я делаю?

Дети: Нитку прядете.

Пряха: Правильно. А на чем я ее пряду?

Дети: На прялке.

Пряха: Прялку так назвали потому, что на ней прядут. А работает она так: я пальчиками вытягиваю шерсть и кручу нитку. Начинаю прясть, а нитки наматываю вот сюда. Как это называется?

Дети: Веретено.

Пряха: Правильно веретено. Вот за то, что оно вертится, его так и назвали - веретено. На него наматываются нитки. По избе пляшу, нитку кружу,

Чем больше кружусь, тем больше толстею. Вот я сколько ниток напряла.(Показывает корзину с разными клубками. Прясть меня научила моя бабушка Соловьева Валентина Михайловна, хотите я вас научу? А вы хотите попробовать? (1чел пробует под народную музыку)


2-й экскурсовод:
Повседневная жизнь начиналась с работы. Женщинам надо было постирать, погладить белье. А как это делалось? У нас здесь представлены подлинные предметы, предназначенные как раз для этого. Рубель (плоская палка, шириной 10-12 см с ручкой; валек.) Скалка (от «скать» - тонко раскатывать, вытягивать).

Вот рубель - в названье чуден,

В примененье легок он.

Гладил с легкостью лен,

Из дерева рублен (показывает рубель)

(Предполагается показать детям, как стиралось и гладилось белье.)

Перед вами утюг

Грелся он в то время на углях,

Анна Пенькова

Сценарий юбилея детского сада "Путешествие во времени" можно посмотреть Сегодня я предлагаю вам познакомится со сценками из этого сценария, которые можно использовать и как самостоятельный номер на каком- либо празднике.

Приложение № 1. Сценка "Каменный век"

Первобытные дети сидят на полу: причесываются, шьют, добывают огонь, изготавливают оружие. Каждую фразу на “первобытном” языке переводит "голос за кадром" (ведущий).

1-й: Жизняка ужазняка. (В конце ледникового периода жизнь стала просто невыносимой.)

2-й: Страшняка холодняка. (Температура постоянно падает.)

3-й: Вампиряка кусака. (От комаров нет никакого спасения.)

1-й: Мамака и папака ругака. (Родители не понимают наших проблем.)

2-й: А воспитака – у-у… зверюка! (Зато воспитатели такие добрые и внимательные.)

3-й: Не плохо бы едака. (Я так проголодался.) Хотя бы мамонтака. (Слона бы сейчас съел.)

1-й: Потерпика. (Не спеши.) Скоряка закусяка. (Скоро пойдем на охоту.)

Слышен рев слона. Вбегает первобытный воспитатель

Воспитатель: Охломона лентяка! (Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть.)

Почемука болтака?

Чевока собирака? Воспитака проверяка. (Расскажите, чем вы занимаетесь)

1-й: (выносит каменный топор) Каменяка молотака! (Я изготовил сверхпрочный инструмент) Людяка ударяка. (Им можно сражаться) Каменяка забивака (Выполнять различные ремонтные работы) Упражняка поднимака. (А также тренировать определенные группы мышц)

Воспитатель: Молодчака! (Молодец) (Хлопает рукой по плечу)

2-й: (выносит каменный гребень) Гребеняка-универсака. (Я изготовила универсальное орудие труда.) Едака помогака (С его помощью можно пообедать, не испачкав руки.) Земляка рыхляка (Выполнять различные садовые работы) Волосака причесака (А также быстро и аккуратно сделать прическу.)

Воспитатель: Отличняка! (Здорово придумал) Кто еще желака? (Есть еще желающие)

3-й: Механяка велосипедяка (Это механическое средство передвижения называется велосипед). Догоняка мамонтака (На нем удобно охотиться на диких животных.) Земляка открывака (Осваивать новые территории.) Катака просто така. (А также совершать прогулки на свежем воздухе.)

Воспитатель: (заинтересованно) Разрешика испытака! (Можно попробовать)

Пытается проехать на велосипеде, но неожиданно падает.

Воспитатель: Больняка ударяка! (Как больно) Костяка сломака! (Я, наверно, переломал все кости) Ребяка! Велосипедяка- бяка! (Дети! Никогда не изобретайте велосипед)

Давака мамонтяка догоняка! (А теперь отправляемся на охоту)

С громкими криками убегают.

Приложение № 2. Сценка "Гувернантка"

(Строгая гувернантка-француженка в пенсне обучает приемам танца девочку, которая одета в пышное платьице и панталончики. Учитель ходит из угла в угол и монотонно командует, а девочка, не обращая на нее внимания играет)

Учитель: Каждий мамзель дольжен уметь танцевать! Батман пли е! Батман пли е! Шарман! Шарман! (Вед. переводит: «Обворожительно») (Внезапно поворачивается и видит, что ученица не выполняет задание, а стоит, наклонившись и играет по полу, учитель быстро, семеня, подбегает к ученице и заглядывает ей в лицо между ног. Ученица, внезапно увидев строгую учительницу, пугается, встает и начинает исполнять задание)

Учитель: О! Мон Шер! (Вед. переводит: «Мой друг») Каждий девушка дольжен бить прекрасно и душа, и одежда, и… (показывает веером на сердце, бьет по оттопыренной попе, затем показывает на лицо, как бы не находит слова)

Ученица подсказывает: Рожа!

Учитель согласно кивает: Батман пли е! Батман пли е! Шарман! Шарман!

(Опять внезапно поворачивается и видит, что ученица корчит рожи, кривляется и показывает язык)

Учитель возмущенно: О! Мон ами! (Вед. переводит: «Мой бог») Судариня, ви есть плехой ушеник! Я буду говорить ваш папа и ваш мама!

(Гордо удаляется, ученица бежит следом, капризно топая, хныча и дергая учителя за накидку)

Приложение № 3. Сценка "Детский сад в будущем"


Кабинет заведующей детским садом. Заведующая сидит за столом, на столе аппаратура, ведет разговор по видеотелефону.

Заведующая:

Да-да. Приезжайте, мы вас ждем!

Нажимает кнопку аппаратуры и говорит:

Заведующая: Светлана Сергеевна, зайдите ко мне.

С блокнотом и ручкой в руках входит секретарша.

Секретарша:

Да, Татьяна Петровна, я Вас слушаю.

Заведующая: Машина с развивающими играми пришла?

Секретарша: Да.

Заведующая: Распорядитесь, чтобы скорее разгрузили.

Секретарша: Куда складывать? В группах и так полно игр, все кладовые завалены играми и игрушками.

Заведующая: Найдите место! И сделайте заявку в магазин на новый физкультурный инвентарь, новые фильтры для бассейна и оборудование для физиокабинета.

Секретарша: (записывая распоряжение в блокнот) Татьяна Петровна, в зимней оранжерее небывалый урожай ананасов. Нужно что-то с ними делать!

Заведующая: Хорошо, я решу этот вопрос сегодня же. (секретарша уходит, раздается мелодичный звонок; заведующая говорит по видеотелефону)

Заведующая: Да-да. Что? Министр образования будет говорить? Хорошо. Здравствуйте, Сергей Александрович! Да, старые компьютеры заменили на новые. Спасибо! Что вы говорите! Дачу для наших детей построили на Черном море? Вот за это большое спасибо! Да, обязательно передам. До свиданья, Сергей Александрович! (нажимает кнопку)

Заведующая:

Светлана Сергеевна, срочно зайдите ко мне! (входит секретарша)

Заведующая: Объявите всем, что завтра будет расширенный педсовет. Пригласите воспитателей, физкультурного руководителя, музыкального руководителя, врача, диетолога, массажиста, эколога, логопеда, социолога, психолога, родительский комитет. Тема педсовета: «Летний отдых детей нашего детского сада на Черном море»

Секретарша:

Хорошо, Татьяна Петровна!

Приложение № 4 "Экскурсия по музею восковых фигур"


Загорается свет. На сцене сидят, стоят в специфических позах сотрудники детского сада. Это экспонаты музея. В руках у них атрибуты, которые помогают понять, к какой профессии они относятся. Рядом таблички.

Выходит экскурсовод с указкой в руках.

Экскурсовод: Мадам, месье, леди энд джентльмены, дамы и господа, уважаемые гости нашего города. Вы находитесь в музее восковых фигур. В далеком прошлом здесь был район, который назывался "Старый Кировск", а на этом месте находился детский сад «Карусель», в нем работали люди увлеченные, влюбленные в свою профессию, детей. Городские власти решили создать музей об этом детском садике и людях, которые здесь работали.

В музей мы приглашаем вас.

В нем, побывав один лишь раз, вспомнить

Вы сможете тот час

О людях необычных

Достойных и приличных.

Экскурсовод подходит к первому экспонату.

Экскурсовод: Обратите внимание на эту фигуру.

Вот самый главный экспонат.

О нем с любовью говорят

Была заведующей когда-то.

В делах дошкольных бесконечных

Она проводила целый день.

Не знала, что такое лень.

И хлопотала о подопечных.

Бывало, если кто сердил

Ее поступками дурными.

Того немного пожурит,

А, впрочем, всех в душе любила.

Подойдем к следующей фигуре.

Везде уют и чистота- это нянины дела.

Мыла, терла, убирала, чтоб сверкало все с утра. !

Вот и третий экспонат.

Ей, конечно,всякий рад.

Тетя Надя хлопотала, щи варила и пекла.

Провела часов немало у плиты и у стола.

Обратите внимание на эту фигуру.

Чтоб могли детишки бегать, никогда не уставать.

Босиком ходить по снегу, прыгать, в мячики играть.

Был детишкам лучший друг - наш детсадовский физрук.

Нельзя пройти мимо этой фигуры.

Чтоб у детей была картошка, и чтоб хлеб шофер привез,

Морковь, печенье и сгущенку - за все в ответе был завхоз.

Вглядитесь в этот экспонат.

Наш дворник с метлой и лопатой, в мороз, листопад и пургу.

Сгребала, дорожки песком посыпала, детей приучала к труду.

А вот последняя восковая фигура нашего музея.

В своем саду с утра до ночи детишкам заменяла мам.

Сердечный, умный, добрый очень, вглядитесь пристально

Знаком он вам!

У кого каждый день нервы на пределе?

Кто заботился о детях, чтоб не похудели?

Кто занятия проводил, книжки им читал?

Ну, конечно, воспитатель. Это каждый знал!

Экскурсовод: Мадам, месье, леди и джентльмены, дамы и господа! Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо.

Использованы источники

Конкурсно-развлекательная программа

1-й Ведущий.
Здравствуйте, ребята.
Мы рады видеть вас на нашей иг¬ровой программе «Хорошее настроение».
А настроение у всех действитель¬но хорошее. А чтобы оно стало еще лучше, мы при-готовили для вас много интересных игр. Вы со¬гласны с нами поиграть?

Прошу в ладоши хлопать дружно,
Нам одиночки ни к чему,
Смеяться только там, где нужно,
И тоже не по одному.

Не кашлять, не чихать, не спать,
Вести во всем себя прилично!
Не возражаете? Отлично!
Наш праздник можно начинать!
Игры
1. Переплевка
Включается очень популярная песня. Ведущий поочередно показывает рукой или то на одну, то на другую команду. Их задача (в свою очередь) – всей командой петь эту песню.
2. «Прилетели птицы»
А чтобы размяться, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду говорить фразу «Прилетели птицы», а потом их называть, А когда я буду называть птиц, вы должны будете взмахивать руками, как крыльями. А когда я буду называть не птиц, вы руки не поднимаете. А мы постараемся вас обмануть и будем поднимать руки, когда надо и когда не надо. Будьте внимательны! Попробуем?
голуби, синицы, галки, вороны, чайки, макароны… Ага, у кого-то уже макароны по-летели!
голуби, синицы, вороны, стрижи, сороки, ежи… .
Вороны, галки, ласточки, палки.
голуби, синицы, соловьи, грачи, скворцы, кирпичи.
3. Из детей собирается слово лето! (1- Л,2,-Е,3-Т,4-О,5-!)
4. Колобок
Старик:- Не вопрос! - уверенно.
Старуха:- Не судьба! - вздыхая и разводя руками.
Амбар:- Напрягись! - напрягаясь.
Сусеки:- Ага-ага! - извиваясь и хихикая.
Колобок:- Чай, кофе, потанцуем! - изображая официанта.
Заяц:- Который час? - растерянно.
Волк:- Еду я домой... - изображая гитару.
Медведь:- А что вы тут делаете? - с глупым лицом.
Лиса:- Я не такая! - опять же жеманно.
5. Ухо, нос
Описание игры: Ведущий объясняет - нужно взять себя правой рукой за кончик носа, а левой за правое ухо, затем хлопнуть в ладоши и переменить руки так, чтобы теперь левая рука держалась за кончик носа, а правая рука за левое ухо. Нужно добиться синхронности в зале.

6. Обсерватория
Ведущий предлагает всем в зале представить себе, что они пришли в обсерваторию и придя туда совершить некие действия. Сначала объявляется и объясняется первое действие, весь зал его выполняет. Затем объясняется второе действие - зал выполняет сначала первое, потом второе и так далее, пока все не заканчивается аплодисментами. Действия и их объяснения таковы:
- Раздвигаем чехол не телескопе! - подняв руки перед собой вверх с сжатыми кулаками вместе, по очереди раздвигаем их в стороны, громко говоря при этом: «Вжик-вжик!»
- Выдвигаем телескоп! - делаем вид, что придвигаем к себе телескоп, говорим при этом: «У-у-у-у!!!»
- Вытираем стекло телескопа! - делаем вид, что протираем телескоп тряпочкой, слегка шипя при этом.
- Наводим на то, что хотим увидеть! - с жужжанием крутим ручку фокусировки на телескопе, потом тыкаем пальцем в небо и громко восклицаем: «О!»
- А там звезды кругом! - несколько раз разжимаем кулаки рук в произвольных точках вверху перед собой, приговаривая на каждое расжатие: «Чпок!»
- Кометы пролетают! - сначала правой, потом левой рукой резко проводим перед собой диагональную черту, сначала слева снизу направо вверх, потом справа снизу влево вверх, громко произнося при этом: «В-ж-ж-ж!!!»
- Ой, смотрите шаттл летит! - с жужжанием расставив руки в стороны изображаем космический корабль,- А из него космонавты выпадают! - показываем выпадающих из шаттла космонавтов, «Ой-ой-ой!»
- А навстречу еще и целый рой летающих тарелок! - крутим указательными пальцами в воздухе, говорим: «Улю-лю-лю-лю!!!»
- И наконец-то метеоритный дождь пошел! - аплодисменты.
7. Этюд «Лес»
Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует на: тихий, нежный ветерок; сильный холодный ветер; ураган; мелкий грибной дождик; ливень; очень жарко; ласковое солнце; ночь; град; заморозки».
8. Этюд «Пробуждение на деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор в качестве обитателей. Раннее утро. Все превращаются в домашних животных и изображают их пробуждение. Вот, важно и гордо подняв голову, прохаживается по двору, заложив руки за спину,
петух и кричит: «Ку-ка-реку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает мордочку, ушки, плечики, приговаривая: «Мяу!»
Неук-люже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клю-вом чистить свои перышки, приветливо покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая головой в разные стороны, приветствуя: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в луже на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, прищуривает удивленно глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?»
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо (ладошкой), поднимает голову и второе ухо и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко». Все проснулись!
С добрым утром!
9. «Танец морских волн»
Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки вторые. Море может быть спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими – тогда ведущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
10. «Танец огня»
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (на цыпочках танцуют), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.
11. АРТИСТИЧЕСКИЙ
Инсценировать сказку "Курочка Ряба", если она: 1. комедия 2. мелодрама 3. фильм ужасов
12. Изобразить фигуру
13. игра «Я никогда»
14. «Охота на льва»
Описание игры: Ведущий предлагает залу поохотиться на льва. Для этого всем нужно просто повторять за ним слова и некоторые движения.
- Мы охотимся на льва! - стучим себя кулаком в грудь.
- Не боимся мы его! - мотаем головой.
- У нас огромное ружье! - показываем руками что-то большое.
- И длинный меч! Ух! - на «Ух!» делаем вид, что рубим что-то мечом.
- Ой, что это?! - приставляем руку козырьком к глазам.
- Болото! Над ним не пролететь! (Показывает руками обход поверху.) Его не обойти! (Показывает руками обход вокруг.) Под ним не проползти! (Показывает проползание под ним.) Дорога напрямик! (Показывает рукой вперед.)
Затем весь зал вместе с ведущим идет по болоту, повторяя: «Чап-чап-чап!» и хлопая ладонями. Потом повторяем все сначала, но по дороге нам встречаются
лес (говорим «Хрусть- хрусть-хрусть!» и руками раздвигаем ветки),
море (говорим «Буль-буль-буль!» и делаем вид, что плывем),
пустыня (говорим «Шшш-шшш-шшш!» и делаем вид, что идем по пустыне).
И вот, наконец, сам лев: ведущий неожиданно кричит «Р-р-р-р!!!», все пугаются и в обратном порядке быстро- быстро убегают по пустыне, морю, лесу, болоту. Затем все отирают пот со лба: славно поохотились.