Н шереметьев. Культура и искусство: русские имена

Пятница, 10 Августа 2007 г. 00:12 + в цитатник

Этот рассказ сегодня добавляю в свой дневник в знак исполнения обещания Rusinka , после обмена взаимными комментариями в ее дневнике на данную тему, а также в знак моего глубокого уважения ко многим русским людям из рода Шереметевых. Этот пост большой по объему, но мне не хотелось его разрывать на части. Терпеливый и интересующийся русской историей (особенно историей меценатства) и отчасти романтикой, мне думается, не пожалеет о потраченном на чтение времени. Если это повествование вызовет интерес в узком кругу моих читателей, то со временем здесь появится продолжение рассказа о славном семействе Шереметевых
Почему именно сегодня, 9 августа, это рассказ я решил разместить в дневнике?
Он составлен мной ровно год назад.

В этот день 255 лет (теперь 256 лет) назад родился граф Николай Петрович Шереметев, блестяще и разносторонне образованный человек.

Будучи одним из самых богатых дворян, он был щедрым благотворителем той, столь далекой от нас, эпохи. Немного о предках графа Н.П.Шереметева:
Корни шереметевского рода уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Дед Николая Петровича, Борис Петрович Шереметев (1652-1719), - знаменитый фельдмаршал и сподвижник Петра I. Отец, Петр Борисович Шереметев (1713-1788), - генерал, сенатор, камергер, много сил и средств потративший на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля.

И. Аргунов. Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. 1760

Кусково

Граф Николай Петрович Шереметев родился 28 июня 1751 года в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Много лет спустя Николай Петрович будет одним из последних, видевших Павла I накануне его трагической гибели в Михайловском дворце.

Н. Аргунов. Портрет графа Н.П. Шереметева. 1798

В восьмилетнем возрасте Шереметев, по традиции, был записан сержантом, а потом поручиком лейб-гвардии Преображенского полка.
Граф получил отличное образование. Известен документ под названием "План воспитания молодого кавалера. Сочинен для молодого графа Шереметева, единственного сына Его Сиятельства графа Шереметева, Яковом Штелиным зимой 1764 года".

Усадьба Кусково

План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке.

Вид на усадьбу Кусково

Кроме того, план должен был способствовать формированию у графа хорошего вкуса для суждений о произведениях живописи, скульптуры, архитектуры и искусства.

Семья крепостных художников

Семейная картинная галерея в Кусково

В результате Шереметев рос и воспитывался в особой атмосфере, получив серьезное музыкальное образование: он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Фрагмент интерьера во дворце. Кусково

В 1769 году граф отправляется в длительное путешествие по европейским странам.

Московская застава. Гравюра XVIII в.

Цель - обучение в Лейденском университете (Голландия). В путешествии Шереметев знакомится с Генделем и Моцартом (последнему, к слову, даже помогает материально). Его представляют ко дворам Пруссии, Франции и Англии.
По возращении в Россию начинается успешная карьера Шереметева при дворе. В 1774 году двадцатитрехлетний Шереметев был произведен в камергеры, в 1777 году избран московским уездным предводителем дворянства, а в 1786 году назначен тайным советником и сенатором. Императрица Екатерина II любит и не раз посещает усадьбы Шереметевых, особенно Кусково.

Интерьер дворца в Кусково

С воцарением в 1896 году императора Павла I граф Шереметев становится одним из самых высокопоставленных лиц двора - обер-гофмаршалом, возглавляет все церемониальные шествия и почти ежедневно обедает и ужинает с императором.

В дворце Кусково

В 1799 году назначается директором императорских театров, потом директором Пажеского корпуса.
Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем.

Вид села Останкино. Неизвестный художник

За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге.

Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Фрагмент интерьера усадьбы в Останкино

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству.

Н. Аргунов. Портрет мальчика семьи Шереметевых. 1803

Главной актрисой театра, «виновницей» его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова (1768-1803), дочь обыкновенного деревенского кузнеца.

При желании, продолжение рассказа читайте в комментариях

Рубрики:



Метки:

На самом деле в жизни графа женитьба и владение усадьбами – не самое главное. А может, и не самое любопытное.

В тусклый ноябрьский день 1796 года правительственный курьер из Петербурга на взмыленных лошадях промчался от Тверской заставы к Кремлю. И поползли по Москве шепотки да слухи:

– Знаете уже? Матушке-государыне Екатерине Алексеевне апоплексический удар приключился.

– Как! Как! Как! Вы это наверное знаете?

– О, да. Скажу и больше. При новом государе, Павле Петровиче, в большую силу входит граф Николай Шереметев. Наш, московский. Петра Борисовича сын.

Слухи подтверждались.

Императрица Екатерина еще дышала, когда наследник – цесаревич Павел расположился в покоях Зимнего дворца и отдал свое первое распоряжение:

– Обер-гофмаршалу Барятинскому сказать, чтоб он службу оставил, ехал домой, а во дворец отнюдь не являлся.

Лучшие дня

Призвав к себе обер-камергера графа Шереметева, Павел объявил:

– Будешь исправлять должность обер-гофмаршала.

Корни этой "смены караула" уходили в глубь ХVIII столетия. Барятинский в 1762 году участвовал в низложении государя Петра Ш, отца Павла. А с Николкой Шереметевым цесаревич Павел дружил с детства: вместе играли, учились, ухаживали за фрейлинами. Однажды в маскараде юный великий князь был одет шахом, а его приятель Николка – визирем. Странны пути судьбы. Теперь давняя детская игра обретала черты державной реальности. Павел становился императором (как бы шахом), а Николай – обер-гофмаршалом (как бы визирем), первым чином двора, распорядителем всей придворной жизни.

Такой поворот фортуны графа Николая Петровича не обрадовал.

По характеру своему был он добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, конечно. Как же в России без службы? Но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. Изволь вседневно участвовать в церемониальных выходах, дежурствах, празднествах, литургиях. Насчет этого матушка-государыня Екатерина строга была. Чуть проманкируешь, скажешься больным, сейчас изволь платить крупный штраф: доктору на лечение, а священнику за молебен о здравии раба Божия камергера Шереметева.

А при дружочке-то Павле Петровиче придворные правила еще, пожалуй, построже будут. Эх, бросить бы сию холодную Северную столицу, удрать бы в милую Москву, в Кусково, в Останкино. Бродить бы по аллеям парков, вдыхать ароматы оранжерей, разучивать с актрисами роли на домашнем театре. Украшать и пестовать отечественный Версаль за московской заставой.

Нельзя. Служба.

Древний род Шереметевых который уж век стоит у трона царского. Дед, Борис Петрович, первый русский фельдмаршал. Любимец Петра Великого. Герой Полтавской виктории и других многих сражений. Однажды, отбив у шведов Ригу, Борис Петрович полюбил рижскую жительницу, литовскую крестьянку Марту Скавронскую, которую Петр I сделает потом императрицей. Не наследственная ли у нашего графа склонность к крестьянкам? Не тут ли причина его женитьбы на Параше?

Ничто не предвещало этакого мезальянса.

Прошел Николай Петрович все ступени благородного воспитания – хорошие манеры, танцы, знание европейских языков. Само собой – путешествие в чужие края: Голландия, Англия, Франция. В Париже он представлен будущему королю Людовику ХVI и его августейшей супруге Марии Антуанетте. Они веселятся, превращают жизнь в вечный праздник. И не знают, что там впереди великая революция – кровавая плаха ждет обоих.

Пока же молодой Шереметев в восторге от парижских театров, от волшебного царства Корнеля, Расина, Мольера. В багаже московского вельможи бессчетное множество парижских пьес, оперных либретто, нотных записей, эскизов театральных костюмов и рисунков декораций.

В театральных креслах Кускова, Останкина сиживали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович "угощал" своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению.

Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене.

5 ноября 1780 года двенадцатилетняя Параша Ковалева-Жемчугова впервые исполняет главную партию в комической опере "Колония". Знал ли тридцатилетний Шереметев, что это его судьба? Его счастье? Вряд ли. Параша – дочь горбатого кузнеца. Воспитанница. Актриса. И опять – странны, неисповедимы пути судьбы. Одна из ролей Параши – солдатская дочь Лоретта в одноименной опере композитора Демеро. Там оперный граф влюблялся в незнатную девушку и предлагал ей руку и сердце. Непритязательный, наивный спектакль. Но в жизни все вышло именно так, как на сцене: граф полюбил свою актрису из крестьянок. Тайна этой страсти хранилась долгие годы – в Кускове, в Москве, в Петербурге.

В краткое царствование Павла I прикован Николай Петрович к брегам Невы. Необходимые поездки в Москву и обратно тяжело переносит Параша. Петербургский климат ускоряет и без того скоротечную ее чахотку. В письме к сестрице, Варваре Петровне Разумовской, граф жалуется: "Находясь в беспрерывных заботах по должности, я не имею почти времени подумать о собственных делах. Крайне сожалею, что по известной Вам слабости здоровья, – едва силы имею".

И еще письмо – к управляющему имениями:

"Главное смотрение – над музыкантами, танцовщицами и прочими людьми. Остаются здесь в доме дети, немцы, итальянцы, которым в небытность мою делать удовольствия. Здесь же остаются девушки, актрисы, танцовщицы, за коими также смотрение – чтоб никаких не было неблагоразумностей. Певчим быть так же в послушании, не пьянствовать, по чужим церквам не петь".

Убийство Павла I в 1801 году пережил Николай Петрович тяжело. Сам граф в заговоре, конечно, не участвовал – Боже упаси. Но скорее всего знал о готовящемся злодеянии. О нем чирикали все петербургские воробьи на крышах. Николай Петрович, видимо, остался верен не столько Павлу, сколько своему правилу: быть в стороне, не замешиваться в придворные интриги.

Нового государя пятидесятилетний граф знавал еще мальчиком. Поэтому чувствовал себя при нем свободнее. После коронации Александр I уезжает в Петербург, а Николай Петрович наконец остается дома, в Москве.

Через несколько недель он женится. Без колокольного звона. Тихо, таинственно. Так, что даже московские маменьки и невесты ничего не узнали о свадьбе самого богатого в России жениха.

Свою свадьбу с Парашей Николай Петрович готовил загодя. Все-таки негоже графу идти под венец с простой девушкой из крепостных. Давно уж отпустил он свою возлюбленную на волю. А теперь – деньги-то всевластны – граф в глубокой тайне выправляет ей новые бумаги. Нет больше девки Парашки, нет больше театральной актриски Жемчуговой. Есть благородная польская дворянка Параскева Ковалевская.

6 ноября 1801 года свадебные кареты останавливаются у церкви. Только вот у какой церкви? Семейное предание Шереметевых и московская легенда гласят, будто это церковь Симеона Столпника, что на Поварской улице. И только недавно нашлась запись в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там и совершалось таинство сего брака.

Счастье оказалось недолгим.

Всего через полтора года в Петербурге Параша умрет в родах, оставив Николаю Петровичу сына – Дмитрия. Глубоким трауром оделся шереметевский дворец на Фонтанке. В следующем веке об этом напишет обитательница дворца Анна Ахматова:

Что бормочешь ты, полночь наша?

Все равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Вдовствовал Николай Петрович трудно, мучительно. Пренебрегал службой. Сторонился увеселений. Не ездил ко двору. Всё напоминало ему годы счастья – такого полного и такого короткого. Чистый голос Параши звучал для него в пустых залах и на оставленных сценах. И все снилась Москва, стены Странноприимного дома в строительных лесах.

Давно, еще в 1792 году, начал Николай Петрович возводить богадельню близ московской Сухаревой башни. Место называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало матери графа. За постройку приюта взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных. А довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев.

Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных.

В нем, в Странноприимном доме, видел теперь граф смысл и оправдание всей своей жизни. Положил он на содержание богадельни огромный капитал – 500 тысяч рублей. Да завещал ей "в вечность" село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из средств тех следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось по 23 февраля, в годовщины смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

1797 г. Обочины Крестовской дороги, ведущей к Останкино, освещают горящие бочки с просмолённым горохом. Император Павел I едет в новую усадьбу своего друга, графа Николая Шереметева , чтобы насладиться пьесой «Браки Самнитян», где блистала Прасковья Жемчугова . Граф выбрал пьесу неслучайно. Один раз «Браки» уже принесли любимой Пашеньке благосклонность царствующей особы. Тогда спектакль посетила Екатерина Великая . Была поражена сопрано девятнадцатилетней Прасковьи и подарила ей бриллиантовый перстень с собственной руки. Но сейчас, 10 лет спустя, всё намного серьёзнее. Цена вопроса — не побрякушки, а жизнь. И даже две. Граф надеялся, что император проявит монаршую милость и разрешит ему венчаться.

Деревенская Золушка

Впервые они встретились, когда Прасковье было 8 лет. Разумеется, молодой граф не обратил внимания на крепостную девочку, которую взяли в усадьбу Кусково, чтобы позабавить её пением престарелую княгиню Марфу Долгорукую , состоявшую у Шереметевых в благородных приживалках. За какие именно заслуги маленькая Прасковья удостоилась попасть из ярославской избы, из семьи, где пьяный отец-кузнец чуть ли не ежедневно устраивал скандалы, сразу в роскошный дом — неизвестно. Скорее всего, из прихоти — так подбирают на улице щенков. Прасковья к 12 годам уже знала французский и итальянский, музицировала на клавикордах и знала правила тогдашнего этикета. Но по-прежнему оставалась крепостной. И после смерти благодетельницы, Марфы Долгорукой, судьба девочки оказалась бы незавидной, точь-в-точь как у тех щенков, которых, наигравшись, вышвыривают на улицу. Отдали бы замуж в деревню за крепостного мужика, который «учил» бы «барыню» вожжами или кулаками. Но…

В дело вмешался случай, который развернул судьбу Прасковьи в сторону классического варианта Золушки. Правда, появился не принц, а всего лишь граф, Шереметев-младший. Николай Петрович долго путешествовал по Европе, где интересовался театром и музыкой, — по слухам, встречался с Моцартом и даже оказал ему финансовую помощь. Вернувшись домой, решил взяться за театр отца всерьёз и вывести его на европейский уровень. И заменил «мужицкие» фамилии актёров типа Ковалёвой или Шлыковой на Изумрудовых , Яхонтовых и Жемчуговых . А основную ставку сделал на последнюю — большеглазую некрасивую девочку, которая своим голосом вызвала в душе матёрого театрала восторг.

Неизвестно, когда именно граф без памяти влюбился в свою актрису. Скорее всего, когда Прасковье было 15 или 16 лет. Именно тогда Николай признался в одном из писем: «Не женюсь ни на ком, кроме неё». Открыто заявить о таком намерении в «просвещённом галантном веке» — уму непостижимо. Наследник крупнейшего состояния (одних крепостных насчитывалось 200 тыс. душ), самый завидный жених Москвы, по которому сохли аристократические красотки, вдруг собирается жениться на девке-мужичке, лапотнице, деревенской дуре — фу, какой моветон! Родственники пытались объявить его сумасшедшим. Остальные прекратили с ним почти всякое общение. Привыкший блистать в обществе, граф в глазах своей ровни оказался персоной нон-грата. На нервной почве Николай переболел горячкой, но намерения своего не оставил.

Тайное венчание

Жизнь в Кусково стала невыносимой. Граф опасался, что Пашеньку могут отравить, — накал в московском обществе был весьма велик, а аффектированные аристократки могли пойти и на душегубство. Николай решил выстроить новую усадьбу, а в ней — театр, специально для Пашеньки. Император Павел I оценил талант Прасковьи, но разрешения на брак с простолюдинкой не дал. Тогда Николай, заплатив стряпчему баснословные деньги, поручил выправить Прасковье фальшивые документы — якобы она потомок польского шляхтича Якуба Ковалевского, взятого русскими в плен ещё в 1667 г.

От переживаний у Прасковьи открылся туберкулёз. Пашенька теряет голос — то единственное, за что граф некогда её и полюбил. Николаю ещё не поздно одуматься — бросить чахоточную безголосую девку и вернуться в привычный мир. Но Николай не предал свою любовь. Более того — подписал вольную не только Пашеньке, но и всей её семье Ковалёвых, а в придачу подарил 50 тыс. руб. (гигантская сумма: крепостной стоил 200 руб.). Подоспели и «шляхетские» документы. Но напряжённая жизнь подорвала силы графа. Он слёг и, находясь при смерти, молил Бога оставить ему жизнь хотя бы ради любимой. Они ещё не были венчаны, и Николай слишком хорошо представлял себе, что случится с Пашенькой после его смерти. Едва встав на ноги, решился. На царский трон к тому времени взошёл Александр I , и графу надлежало спросить разрешения на брак у нового императора. Но любовь сильнее верноподданических чувств. Николай, не дожидаясь царского вердикта, тайно венчался с Прасковьей в московском храме Симеона Столпника.

Смертельно больная, Прасковья всё-таки подарила любимому сына. Родив младенца, названного Дмитрием , она через три недели умерла. Всё это время женщина находилась в бреду. Ей чудилось, что венчание признано недействительным и сын попадёт в категорию незаконнорождённых. А их, как правило, отнимали у матери и отдавали в глухие деревни, обрекая на смерть. Граф находился у постели своей любимой до самого последнего момента, уверяя, что с сыном не случится ничего плохого. И слово сдержал. Пережив жену на 6 лет, Николай добился у императора признания Дмитрия законным наследником и передал ему фамильный девиз: «Бог сохраняет всё». Но единственную любовь своей жизни Николай Петрович Шереметев сумел сохранить сам.

Павел Сергеевич Шереметьев (19 мая 1871-20 ноября 1943, Москва) - историк, художник.

родился в семье графа Сергея Дмитриевича Шереметева и Екатерины Павловны, урождённой Вяземской. Окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В течение года отбывал обязательную воинскую повинность в лейб-гвардии Измайловском полку. Вышел в запас в чине прапорщика. В 1899-1911 годах - звенигородский уездный предводитель. В 1900 году получил чин камер-юнкера, в 1906 году - колежского советника, в 1910 году - камергера. Участник русско-японской войны (1905-1906 годы). Состоял уполномоченным Российского Общества Красного Креста от московского дворянства. При его участии во Владивостоке был организован военный госпиталь на 1000 мест, в станице Новокиевской оборудован санитарный склад. В 1906 году награждён медалью Красного Креста «За труды, понесённые во время военных действий на пользу больных и раненых воинов». С началом Первой мировой войны прапорщик запаса граф Шереметев был призван в ополчение, где так же занимался помощью раненым. В действующей армиии пробыл весь 1915 год.

Член Общества любителей древней письменности; Русского генеалогического общества, Историко-родословного общества, член-соревнователь Императорского общества истории и древностей российских при Московском университете, член Санкт-Петербургской и Ярославской учёных архивных комиссий, член Общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. С 1903 года - член либерального кружка «Беседа», участником которого был В. И. Вернандский. Член кружка «Патриаршая беседа». Член комитета по подготовке к празднованию 100-летия Отечественной войны 1812 года. Член комитета по подготовке празднования 300-летия Дома Романовых. С 1916 года - член Гос. Совета от дворянских обществ.

Талантливый художник. Ученик К. Я. Крыжицкого и А. А. Киселёва. В 1911 году был товарищем председателя Всероссийского съезда художников и председателем Комитета выставки иконописи и художественной старины.

После Октябрьской революции до 1927 года был заведующим Музеем-усадьбой Остафьево под Москвой, где работал над описанием коллекций живописи и скульптуры, осуществлял систематизацию коллекций оружия, гемм, литографий и книг. В июне 1928 года - уволен. С осени 1929 года, после ликвидации музейного статуса Остафьева, был выселен и жил с семьей в Напрудной башне Новодевичьего монастыря, писал статьи, оставшиеся в рукописях.

Член Всероссийского союза писателей (1921). В 1911 году П. С. Шереметев издал книгу «Карамзин в Остафьеве».
Вместе с гравёром Николаем Пановым издавал историко-художественный сборник «Русские усадьбы», где Шереметев писал тексты.

С 1921 года женат на Прасковье Васильевне (урождённой княжне Оболенской;1883-1941), которая в 1922-1928 годах работала с мужем в музее Остафьево. В браке родился сын:
Василий (1922-1989) - художник.

июл. 14, 2008 03:38 pm Кусково. Усадьба Шереметевых. Часть 1.

Династия Романовых – это история Питера? Ничего подобного! Их судьба решалась здесь, в Кусково!

Да-да, здесь в селе Кусково, когда-то решался важнейший для любого государства вопрос – кому владеть страной.

История этой исторической местности восходит к концу XVI века, когда оно в первые упоминается «За боярином Иваном Васильевичем Шереметьевым.. .». В 1577 году деревни «Найденово, Чурилово и Вешняково были куплены этим влиятельным человеком.

А сама усадьба Кусково, сохранившееся до наших дней, в течении почти целого века переходило от одного представителя рода Шереметьевых к другому. Это прекратилось лишь в 1715 году. Тогда Владимир Петрович Шереметьев продал его за 200 (!) рублей брату, известному сподвижнику Петра Великого Борису Петровичу Шереметьеву. Именно его наследники преобразили Кусково. Этот деятельный человек прославился многими победами, даже во время Северной войны получил чин фельдмаршала (третий в России). А когда он силой подавил народное волнение в Астрахани стал первым российским графом.

Фельдмаршал Шереметьев прожил в своем любимом Кусково недолго – всего четыре года. Поэтому расцвет усадьбы историки связывают прежде всего с его сыном. Название села, по преданию, получило от "куска", которым граф Петр Борисович Шереметьев обыкновенно называл свою родовую собственность, т.е. небольшой участок земли, где были дом, главный пруд, сад и село. Почти все, что есть в Кускове, обязано своим появлением графу Петру Борисовичу Шереметьеву.

Вторая версия о происхождение такого неблагородного, на первый взгляд, названия заключается в том, что молодая супруга графа, Варвара Алексеевна, провела детство неподалеку, в Вишняках. Это в двух верстах от Кускова к югу. Она очень любила свое родовое гнездо и граф исполнил специально для этого выстроил для нее на своем куске дворец и назвал его Кусковым.

Сама мысль выстроить роскошную подмосковную усадьбу именно здесь, возникла потому, что Шереметьев хотел быть неподалеку от подмосковного дворца императрица Елизаветы Петровны в селе Перове.

Наиболее полно описал это место в 1886 году Михаил Иванович Пыляев в книге «Старая Москва»:

«Вся земля кругом принадлежала князю А. М. Черкасскому, и в сравнении с его огромным имением, которое составляли почти все ближние села и деревни, окружавшие Кусково, действительно, оно было кусочком».

Архитектором дома был выбран француз Вали. В спальне покойного графа висел неоконченный его портрет, писанный пятнадцатилетнею его дочерью. С ним тоже связана целая история. Грустная. Смерть помешала закончить портерт, и неутешный отец не хотел, чтобы чья-нибудь рука осквернила священный для него труд его милой дочери. Впрочем, в доме были и другие портреты. Например, один работы Гротта, простреленный 10-ю пулями; другой в парадной столовой и также прострелен пятью пулями; рядом с ним прорезанный портрет графини, жены его. Эти три испорченные портрета остались памятником пребывания здесь французов в 1812 году. Это изуверства связаны с тем, что граф безумно ненавидел французов.

Около усадьбы был разбит сад, который во время эпидемии чумы в 1772 году не дал пропасть голодавшему тогда народу.

Справа от усадьбы - подъемный мост. И шесть пушек - трофеи Полтавской битвы, подаренные Петром I графу Шереметьеву.

Усадьба Кусково - уникальный памятник истории и архитектуры XVIII века - расположена в Москве. В своё время она являлась летней увеселительной резиденцией графов Шереметьевых и являлась одним из образцов российской усадьбы. И по сей день она привлекает множество туристов своими живописными окрестностями, садово-парковыми ансамблями и уникальными памятниками архитектуры. Дворец, Грот, Большая Каменная Оранжерея, старинная церковь прекрасно сохранились до наших дней.

Усадьба Кусково, усадебный ансамбль XVIII в. в Подмосковье (с 1960 года в черте Москвы, ул. Юности, 2).

Впервые Кусково упоминается в конце XVI в. и уже как владение Шереметевых. В 1623-1624 гг. здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1917 года - случай в истории усадеб довольно редкий.

Расцвет имения связан с именем Петра Борисовича Шереметева, сына знаменитого петровского фельдмаршала. В 1750 - 1770-х гг. в Кускове была организована обширная резиденция с дворцом, многими "увеселительными затеями", большим парком и прудами. Создание этого выдающегося ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс сооружён в барочно-рокайльном стиле середины XVIII в. Постройки этого стиля сохранились в основном в окрестностях Санкт - Петербурга, для Москвы и Подмосковья этот комплекс уникален.

В 1774 году по проекту французского архитектора Шарля де Вайи (по другим источникам К. Бланка?) был сооружён дворец (Большой дом), который вовсе не был призван поражать своими размерами, а поражал изысканностью и великолепием внутреннего убранства.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Кроме того французский парк украшают многочисленные скульптуры, обелиск и колонна со статуей богини Минервы. Воистину Подмосковный Версаль!

Происхождение рода Шереметевых

Шереме́тевы - русский боярский род из которого вышло много бояр и воевод. Предком Шереметевых считается Андрей Кобыла, упомянутый в летописи 1347 г., служивший при дворе московского князя Ивана II. Основателем фамилии считается правнук Фёдора Андреевича Кошки - Андрей Константинович, который получил прозвище Шеремет нерасшифрованное до сего дня. Его потомство с конца XV века и стало носить фамилию Шереметевых.

В XVI-XVII веках из рода Шереметевых вышло много бояр, воевод, наместников, как в силу своих личных заслуг, так и по родству с царствующей династией. Так правнучка Андрея Шеремета Елена Ивановна была выдана замуж за сына Ивана Грозного царевича Ивана, убитого отцом в порыве гнева в 1581 году. Пятеро внуков А. Шеремета стали членами Боярской думы. Шереметевы принимали участие в многочисленных сражениях XVI столетия: в войнах с Литвой и крымским ханом, в Ливонской войне, казанских походах. За службу им жаловались вотчины в Московском, Ярославском, Рязанском, Нижегородском уездах.

Значительно выросло влияние Шереметевых на государственные дела в XVII столетии. В XVII в. Шереметевы были одним из 16-ти родов, представители которого возводились в бояре, минуя чин окольничего. Боярин и воевода Пётр Никитич Шереметев стоял во главе обороны Пскова от Лжедмитрия II. Сын его Иван Петрович был знаменитым взяточником и расхитителем. Его двоюродный брат Фёдор Иванович, также боярин и воевода был видным государственным деятелем в первой половине XVII века. Он в значительной степени содействовал избранию в цари Михаила Фёдоровича Романова, был во главе московского правительства, был сторонником усиления роли Земского собора в вопросах управления страной.

Самым известным представителем этого рода является фельдмаршал Борис Петрович Шереметев (1662-1719 гг.). Который в 1706 за усмирение восстания в Астрахани был произведен в графы. От него пошла графская ветвь рода Шереметевых. Род графов Шереметевых пресекся в 1989 со смертью последнего его представителя по мужской линии В. П. Шереметева.

Википедия

Шереметев Борис Петрович

Борис Петрович Шереметев (1652–1719) - русский военный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, основоположник графской ветви рода Шереметевых, первый русский фельдмаршал. Сын боярина Петра Васильевича Большого и первой его супруги Анны Федоровны Волынской. До 18 лет жил в Киеве при отце, посещал старую киевскую школу. С 1665 года начал службу при дворе стольником, с 1671 при дворе царя Алексея Михайловича. Неоднократно сопровождал царя в частных поездках по монастырям, исполнял обязанности рынды на торжественных приемах.

В 1681 году в должности воеводы и тамбовского наместника командовал войсками против крымских татар. В 1682, по вступлении на престол царей Иоанна и Петра, пожалован в бояре. В 1684–1686 годах участвовал в переговорах и заключении «Вечного мира» с Польшей. За успешное ведение дел получил звание ближнего боярина и наместника Вятского. С конца 1686 года руководил в Белгороде войсками, охранявшими южные границы, участвовал в Крымских походах (1687, 1689).

После падения царевны Софьи присоединился к Петру I. Во время азовский походов Петра I (1695, 1696) командовал армией, действовавшей на Днепре против крымский татар.

В 1697–1699 годах предпринял путешествие в Польшу, Австрию, Италию, на остров Мальта с дипломатическими поручениями. Вернувшись в Москву, предстал перед царем, сменив боярский опашень на немецкий кафтан. Впоследствии путевые заметки Шереметева оформились в книгу воспоминаний, опубликованную уже после смерти автора его внуком. Во время Северной войны (1700–1721) принимал участие во всех решающих сражениях со шведами. В Нарвской битве (1700) командовал дворянской конницей, затем - командующий войсками в Прибалтике.

В 1701 году за победу при Эрестфере первым в России получил звание генерал–фельдмаршала, а также портрет царя, украшенный бриллиантами.

Одержал победы при Гуммельсгофе (1702), Копорье (1703), Дерпте (1704).

В 1706 г. за подавление Астраханского восстания получил титул графа.

В Полтавском сражении (1709) командовал всей русской пехотой, в 1710 году взял Ригу. Во время Прутского похода (1711) возглавлял главные силы русской армии, в 1712–1714 годах командовал наблюдательной армией против Турции, а в 1715–1717 - корпусом в Померании и Мекленбурге. Посвятив себя служению царю и Отечеству, в старости граф утратил расположение Петра I. Не сразу возникшая неприязнь, вероятно, исходила из недружелюбного отношения к Меньшикову или тяжелого характера, коим отличались все боевые генералы, особенно оказавшиеся не у дел. К концу жизни он являлся обладателем 18 вотчин и более 18 тысяч крепостных мужского пола.

Кавалер орденов - Мальтийского (1698), св. Андрея Первозванного (1701), Польского Белого Орла (1715), прусского Черного Орла.

Борис Петрович Шереметев был женат дважды: с 1669 года на Евдокии Алексеевне Чириковой и с 1712 года на Анне Петровне Салтыковой (1686–1728), дочери боярина Петра Петровича Салтыкова и княжны Марии (Марфы) Ивановны Прозоровской. Анна Петровна в первом браке была замужем за Львом Кирилловичем Нарышкиным, дядей Петра I. Похоронена в Москве в Богоявленском монастыре. Дети от первого брака: Софья, Анна, Михаил, дослужившийся до генерал–майора. Старшая дочь Софья Борисовна Шереметева–Урусова умерла, не дожив до 24 лет. Ее сестра Анна Борисовна вышла замуж за графа Головина. Михаил был заложником в Константинополе, испытал все тяготы турецкой неволи. Скончался за 5 лет до кончины отца. Дети от второго брака: Петр, Наталья, Сергей, Вера, Екатерина.

Графская ветвь династии продолжилась по мужской линии от среднего сына Шереметевых - Петра Борисовича Шереметева, младший сын, граф Сергей Борисович, не оставил потомства. Веру Борисовну сосватали за тайного советника Лопухина; Екатерина Борисовна вышла замуж за князя Алексея Урусова.

Наталья Борисовна Шереметева обвенчалась с Иваном Долгоруким. После смерти малолетнего императора Петра II, жизнь князей Долгоруких резко изменилась к худшему. Знатное семейство ожидала Сибирь, куда юная супружеская чета отправилась тотчас после свадьбы. Родственники уговаривали Наталью отказаться от замужества, но она осталась непреклонна и сознательно приняла тяжкий жребий. В 1738 г. по указу императрицы Анны Иоанновны Иван Долгорукий был казнен. Двадцатипятилетняя Наталья осталась вдовой с малолетними детьми. С воцарением Елизаветы опальное семейство получило прощение. Княгиня вернулась в Москву, но замуж больше не вышла. Вырастив детей, Наталья Борисовна уехала в Киев, поселилась во Флоровском монастыре, приняв монашество под именем Нектария. Монахиню Нектарию похоронили в Киево–Печерской лавре, вблизи Успенского собора, где до сегодняшнего дня сохранились два чугунных надгробия: Натальи Долгорукой и ее сына Дмитрия. В литературе ее имя упоминалось в качестве синонима верности и самопожертвования:Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,
Но мир Долгорукой еще не забыл…

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

Внук Натальи Борисовны - Иван Михайлович Долгорукий, известный русский поэт первой половины XIX века, посвятил Кускову самые проникновенные строки:Земли лоскутик драгоценный,
Кусково, милый уголок!
Эдема сколок сокращенный,
В котором самый тяжкий рок
В воскресный день позабывался
и всякий чем–нибудь пленялся!
- Восторги новые всечасно
Менялись там как облака;
Кусково было всем запасно,
- Проси хоть птичья молока:
Куда пять пальцев не протянешь,
Везде приятности достанешь.

Шереметев Петр Борисович

Петр Борисович Шереметев (1713–1788), сын графа Бориса Петровича Шереметева и его второй жены Анны Петровны Салтыковой, по первому браку Нарышкиной. Петр Борисович младенцем был зачислен Петром I в Преображенский полк прапорщиком. Был товарищем детства императора Петра II, с которым вместе рос и учился. В 1726 году произведен Екатериной I в подпоручики, в 1728 году Петром II - в поручики и в 1729 - в капитан–поручики. Находясь в полку на действительной службе, в 1730 году произведен императрицей Анной Иоанновной в капитаны. В 1741 году пожалован камергером ко двору Анны Леопольдовны, в 1754 Елизаветой Петровной - генерал–лейтенантом, в 1760 году - генерал–аншефом и генерал–адъютантом, в 1761 году Петром III - обер–камергером. В день воцарения Екатерины II назначен присутствовать в Сенате и участвовать в Москве во всех коронационных торжествах.

В 1762 году сочинил «Устав о должностях и преимуществах обер–камергера». В 1766 году избран почетным любителем Академии художеств. В 1767 - член комиссии по составлению Нового Уложения. В 1768 году уходит в отставку и поселяется в усадьбе Кусково. В 1776 году избран начальником Уланского Московского Корпуса дворовых и господских людей, в 1780 году - В Московские губернские предводители дворянства.

Кавалер орденов - Св. Анны (1742), Св. Александра Невского (1744), польского Белого Орла (1758), Св. Андрея Первозванного (1761).

В 1743 году Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской (1711–1767), единственной дочери канцлера Алексея Михайловича Черкасского и его второй жены Марии Юрьевны, урожденной княжны Трубецкой.

С 1741 года Варвара Алексеевна - камер–фрейлина, с 1743 - статс–дама императрицы Елизаветы Петровны. Выгодный брак сделал Шереметева самым богатым помещиком России. Его имения раскинулись по 17 губерниям и включали в себя 130 сел, 1066 больших деревень, 26 слобод, 464 хутора и пустых участка. В приданое Варвары Алексеевны входили усадьбы в Останкине, Марьине и живописная местность Марьина Роща. В распоряжении графа находились собственные живописцы, архитекторы, мраморщики, лепщики, резчики, оконщики, столяры и др.

Дети: Анна, Борис–Порфирий, Алексей, Мария, Варвара, Николай. Анна Петровна принимала участие в предворных любительских спектаклях. В 1760 году назначена фрейлиной императрицы Елизаветы Петровны. В 1768 году была объявлена невестой Н. И. Панина, но заболела оспой и умерла. Варвара Петровна была замужем за графом А. К. Разумовским, человеком просвещенным, но очень вспыльчевым и деспотичным. После десяти лет замужества он вынудил графиню покинуть дом, оставив детей. Варвара Петровна поселилась отдельно в московском доме на Маросейке. Умерла в одиночестве, завещав все состояние своему лакею. Похоронена в Москве, в семейной усыпальнице Новоспасского монастыря, рядом с отцом графом П. Б. Шереметевым и дедом князем А. М. Черкасским. Внебрачные дети (воспитанники) Реметевы: Яков, капитан Преображенского полка, впоследствии действительный статский советник; Анастасия, в замужестве Кучецкая; Маргарита, в замужестве Путятина.

Обладая 140 тысячами душ крестьян, не обремененный службой, граф жил в свое удовольствие. Он выписывал из–за границы политические и философские сочинения, об собрал и издал бумаги своего отца, известен как любитель искусств, театра, собиратель. Признанием его заслуг в этой области стало избрание «почетным художеств любителем Академического собрания» в 1766 году.

Рачительный хозяин, граф лично руководил строительными работами в Кускове во всех областях: разбивкой парка, постройкой и отделкой дворца и павильонов, убранством интерьеров произведениями искусства.

Известно, что по замыслу графа Петра Борисовича Шереметьева, «Кусково» должно быть роскошнее усадеб других вельмож и не уступать царским резиденциям по своей красоте. Таким образом, территория усадьбы составила около 300 гектар, включая три парка - Французский регулярный, Английский пейзажный и Запрудный, множество прудов и каналов, архитектурно-парковых ансамблей.

Николай Петрович Шереметев.

Сын Петра Борисовича Шереметьева – Николай Петрович Шереметев.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Санкт-Петербурге 28 июня 1751 года. В 1759 году вступает в чине сержанта в лейб-гвардии Преображенский полк, но при этом остается с родителями для «окончания наук», предусмотренных системой домашнего воспитания.

В 1765 году произведен в поручики лейб-гвардии Преображенского полка. Был старшим товарищем великого князя, впоследствии императора Павла I. В 1768 году Н. П. Шереметев пожалован придворным чином камер-юнкера.

В 1769 году увольняется для продолжения наук «в чужих краях». Он учится в Лейденском университете, в 1771-1772 годах знакомится с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии, берет уроки музыки у парижского виолончелиста Ивара.

После смерти отца, П. Б. Шереметева, Николай Петрович становится одним из самых богатых людей России. В наследство он получил крепостной театр в Кусково (близ Москвы), где организовал обучение крепостных актеров сценическому искусству. В качестве педагогов были приглашены видные московские актеры: П. А. Плавильщиков, Я. Е. Шушерин, С. Н. Сандунов, И. Ф. Лапин. В 1792 году Шереметев основывает знаменитый останкинский театр, пожалуй, лучший в то время.

В 1774 году граф пожалован в камергеры. Принимает участие в репетициях и любительских спектаклях при «малом» дворе цесаревича Павла Петровича. В 1777 году Шереметев назначен директором Дворянского банка в Москве, в 1782 году - избирается предводителем дворянства Московского уезда, в 1796 году - переведен Екатериной II в Правительствующий Сенат и переезжает в Санкт-Петербург.

6 ноября 1796 года, с воцарением Павла I, Н. П. Шереметев произведен в должность обер-гофмаршала. В 1797 году награждается орденом Cв. Андрея Первозванного. В 1798 году граф возводится в чин в обер-камергера и становится кавалером Большого креста ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В 1799 году назначается директором Императорских театров и Пажеского корпуса.

Шереметьев женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой-Ковалевой, которой дал вольную. Венчание состоялось 6 ноября 1801 года. 3 февраля 1803 года у Шереметевых родился сын, граф Дмитрий Николаевич.

В 1803 году Н. П. Шереметев получает орден Св. Владимира I степени за учреждение Странноприимного дома в Москве, строительство которого началось в 1793 году.

2 января 1809 года граф Николай Петрович скончался, похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.

Прасковье Ковалева-Жемчугова.

А причиной тому была – любовь. Любовь графа Н.П.Шереметева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.

Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

Жемчугова-Ковалева, Прасковья Ивановна - выдающаяся оперная певица второй половины XVIII века.

В ее репертуаре были главные партии из «серьезных комедий» Гретри, Монсиньи, Пиччини, Далейрака и «лирических трагедий» Саккини, которые в XVIII веке можно было услышать только на сценах подмосковных шереметевских театров в Кусково и Останкино, а также на домашних концертах в петербургском Фонтанном доме графа Н.П. Шереметева. Жемчугова-Ковалева первой познакомила русскую публику с реформаторскими операми Глюка.

Ее талантом восхищались императрица Екатерина II и император Павел I.

Прасковья Ивановная Ковалева (1768-1803) родилась 20 июля 1768 года в деревне Березино Ярославской губернии в семье кузнеца («коваля») Ивана Степановича Ковалева и его жены Варвары Борисовны. Ее родители были крепостными князей Черкасских. Трудно сказать, от кого Прасковья унаследовала певческий дар, но болезнь, так рано сведшая ее в могилу, досталась ей от отца. Туберкулез позвоночника сделал Ивана Степановича горбатым, за что он иногда именовался Горбуновым. Его дочь, по различным источникам, также имела несколько фамилий: Кузнецова, Горбунова, но более всего она известна как Ковалева. По сцене она значилась Жемчуговой, поскольку все крепостные актрисы и танцовщицы театра Шереметевых носили «благозвучные» имена по названиям драгоценных камней: Яхонтова, Алмазова, Гранатова и тому подобные. Перед замужеством она стала Ковалевской, так как Шереметев, дабы оправдать перед светом, а главное, перед будущими детьми свою женитьбу на крепостной, создал легенду о ее происхождении из рода польских шляхтичей. В брачном свидетельстве Прасковья Ивановна расписалась этой фамилией. Согласно легенде, ее предком был дворянин Якуб Ковалевский, в XVII веке попавший в русский плен, и потомки его якобы жили у фельдмаршала Б. П. Шереметева.

В действительности же Шереметев увидел свою будущую возлюбленную и жену в 1773 году, когда он наследник громадного состояния, красивый и образованный молодой человек, возвратился в Россию. Маленькая, худенькая и робкая девочка пяти лет, Параша была «на побегушках» в доме родственницы Шереметевых, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. За хороший голосок ее взяли в домашний театр - на воспитание. Естественно, в тот момент Николай Петрович не мог и думать о каких-либо «отношениях» с этим ребенком. К тому же у графа всегда был богатый выбор среди женской половины крепостных. Это было обычным и распространенным явлением в крепостной России. Он даже завел у себя дома обычай: днем оставлял свой платок очередной избраннице, а ночью приходил к ней, чтобы его забрать.
Прасковья обучалась светским манерам, пению, музыке, французскому и итальянскому языкам. Она училась у лучших русских актрис: Е. Сандуновой и М. Синявской. Когда Николай Петрович заинтересовался юной девушкой, он был прежде всего пленен ее необыкновенным певческим даром, благодаря которому Параша быстро завоевала его особое внимание и расположение.

В 1779 году состоялось ее первое выступление на сцене кусковского театра в комической опере «Опыт дружбы». А в следующем году она уже исполняет ведущую роль. Но подлинный успех ей принесла партия Лизы в комической опере П. Монсинье «Дезертир», поставленной в 1781 году. С этого времени молодой граф отмечает Прасковью особым вниманием, и она становится одной из его фавориток. А в 1787 году Шереметев делает окончательный выбор. С этого времени он начинает серьезно заниматься домашним театром.

Выступление в 1787 году в Кускове в опере А.-Э.-М. Гретри «Самнитские браки» стало для девятнадцатилетней Прасковьи Жемчуговой настоящим триумфом. Она становится первой актрисой театра и фавориткой Николай Шереметева. После смерти отца в 1788 году граф, которому было уже 37 лет, начинает открыто жить с ней в домике, специально построенном в кусковском парке.

Вдохновленный успехами первой певицы и охваченный желанием оградить ее от повышенного недоброжелательного внимания дворни, Шереметев решил для выступлений своей любимой построить специальный театр-дворец в Останкине, селе, полученном за отцом, в приданое за женой. Николай Петрович создает большой театр со специально оборудованной сценой и машинным отделением для грандиозных постановок.

Прасковья Ивановна оставила сцену в 1796 году в связи с переездом графа Н. П. Шереметева на постоянное жительство в Петербург и фактически закрытием театра. В 1798 году графом Николаем Петровичем Шереметевым подписана «вольная», чего прежде никогда не случалось в роду Шереметевых, в 1801 - тайно оформлен брак с ней. Для всех Шереметев оставался богатым холостяком, на чье завидное наследство рассчитывали многочисленные родственники или предполагаемые невесты. 3 февраля 1803 года у графа Шереметева родился наследник, Дмитрий. Через три недели, 23 февраля Прасковья Ивановна умерла.

Рождение сына и смерть жены уже не могли оставаться семейной тайной. Новость о кончине графини-крестьянки вызвала в высшем свете состояние шока. Особенно негодовали некоторые члены семейства, обманувшиеся в своих материальных надеждах, так как у графа оказался законный наследник.

В Москве, в церкви Симеона Столпника на Поварской, 6 ноября 1801 года венчались граф Николай Петрович Шереметев, представитель одного из самых богатых и знатных российских родов, и бывшая крепостная, талантливая актриса Прасковья Ивановна Ковалева–Жемчугова. Жениху было 50 лет, а невесте - 33 года. Служба проходила тихо и просто, присутствовали лишь два свидетеля - знаменитый архитектор Джакомо Кваренги и бывшая крепостная актриса театра Татьяна Шлыкова–Гранатова. Но счастье их длилось недолго. 23 февраля 1803 года, через три недели после рождения сына Дмитрия, Прасковья Ивановна скончалась. Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома - в виде античного саркофага с надписью на французском языке:

Я верю, что ее ускользающая тень
Блуждает вокруг и сегодня,
Я приближаюсь, но тут же этот дорогой образ
Возвращает меня к грусти, исчезая безвозвратно.

Графиня не отличалась особенной красотой; сложения она была слабого и болезненного и, выздоровев раз после тяжкой болезни, избрала себе девизом и вырезала на печати следующие слова: «Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде». Отличительными чертами характера этой умной, глубоко верующей женщины были доброта и скромность. Светлый, обаятельный образ графини–крестьянки пережил ее и надолго сохранился в памяти.

Она много жертвовала на дела благотворительности, давала богатые вклады в церковь. Вскоре после рождения сына к главной иконе петербургского храма Божией Матери Всех Скорбящих Радости за Литейным двором ею пожертвована бриллиантовая с сапфиром цепь. Чувствуя приближение смерти, она просила все собственные деньги вложить в строительство в Москве странноприимного дома с больницей, а также положить капитал на выдачу приданого бедным невестам.

Граф Николай Петрович Шереметев впоследствии писал в своем завещательном письме малолетнему сыну, что нашел в ней «украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность… привязанность ко святой Вере и усерднейшее богопочитание. Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех внешних прелестей и чрезвычайно редки. Она заставила меня попрать светское предубеждение в разсуждении знатности рода и избрать ее моею супругою».

Судьба Прасковьи Ковалевой всегда давала повод для создания легенд и домыслов. Но что никогда не было легендой, так это несомненный артистический талант первой певицы шереметевского театра. За время артистической карьеры она спела около пятидесяти партий, и театр составлял для нее смысл существования.

Была ли она счастлива? Как актриса - безусловно да. Ее репертуару могла позавидовать любая певица европейского уровня. Для нее был построен специальный театр, и это случай, пожалуй, единственный в мировой практике. Жемчугова познала славу и успех, которых хватило бы не на одно поколение исполнителей. Царствующие особы дарили певице драгоценности, поощряя ее талант. На сцене она не имела соперниц. Все было создано для актрисы одним человеком - графом Николаем Петровичем Шереметевым, чье имя всегда будет стоять рядом. Как женщина Прасковья тоже могла бы называться счастливой, ведь жизнью ей было подарено величайшее чудо - способность глубоко и преданно любить, а также быть любимой. Счастье это, правда, омрачалось тем, что влюбленные не могли открыто быть вместе. То обстоятельство, что она была крепостной освещает трагическим светом всю жизнь Прасковьи Ивановны Ковалевой–Жемчуговой, графини Шереметевой.

Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева. Хронология.

В 1775 году «определена к театру» графа П. Б. Шереметева в усадьбе Кусково. Обучалась музыкальному искусству и актерскому ремеслу вместе с Ариной Калмыковой (Яхонтовой), Анной Буяновой (Изумрудовой) и Татьяной Шлыковой (Гранатовой). Одним из ее первых учителей музыки был граф Н. П. Шереметев.

29 июня 1779 года дебютировала на сцене «домового театра» графа П. Б. Шереметева в Москве в роли служанки в комической опере А.-Э. Гретри «Опыт дружбы» (либретто Ш. Фавара). В 1779-1785 годах исполнила многие ведущие партии в спектаклях шереметевского крепостного театра. В 1785 году актриса стала первой среди фавориток графа Н. П. Шереметева.

В 1790-1796 годах певица брала уроки драматического искусства у актеров московского Петровского театра М. Синявской, Е. Сандуновой, Я. Шушерина и других. 22 июля 1795 года Прасковья Ивановна сыграла одну из главных ролей в лирической драме О. Козловского «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» (либретто П. Потемкина) - представлении, которым был открыт знаменитый театр в Останкино.

В 1796 году Жемчугова-Ковалева тяжело заболела. В 1797 году она в последний раз вышла на сцену Останкинского театра в спектакле, который был дан в честь визита в Останкино польского короля Станислава Августа Понятовского (роль Элианы в опере А.-Э. Гретри «Самнитские браки»).

В 1797 году переехала с графом в Санкт-Петербург, где жила «на тайной половине» Фонтанного дома Шереметевых. 15 декабря 1798 года Н. П. Шереметев дал «отпускную» ей и всем членам ее семьи. В 1799 году Ковалева-Жемчугова была исключена графом из штата актрис. 6 ноября 1801 года Прасковья Ивановна обвенчалась с Николаем Петровичем Шереметевым и стала графиней.

23 февраля 1803 года, после рождения сына Дмитрия, скончалась от скоротечного туберкулеза. Похоронена в фамильной усыпальнице Шереметевых в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

В память о любимой жене Н. П. Шереметьев приказал строящийся в Москве дворец превратить в приют и больницу для неимущих. В 1810 году благотворительный комплекс был открыт под названием Странноприимного дома. Ныне в этом здании находится Московский институт скорой помощи им. Н. В. Склифоссовского.

Яркая личность и необычная судьба «первой» певицы крепостного театра, ее превращение из крепостной актрисы в графиню Шереметеву уже два столетия привлекает к себе внимание исследователей, писателей, художников, знатоков русской культуры.

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова

Татьяна Васильевна Шлыкова-Гранатова родилась в семье крепостного оружейника. С 7 лет воспитывалась в доме графа Н. П. Шереметева вместе с Прасковьей Ивановной Жемчуговой-Ковалевой, своей ближайшей подругой.

Еще девочкой выступала на сцене домашнего театра. Проявила большие способности к музыке, пению и особенно к танцам. С 1785 года выделялась как танцовщица.

Обучалась декламации, танцам и музыке у известного балетмейстера Ле Пика. Создала яркие образы в балетах «Инесса де Кастро» Чианфа-неллу (дочь короля), «Медея и Язон» Соломони (Креуза) и других. Играла роли в комедиях («Обольщенный» Екатерины II).

Татьяна Васильевна исполняла также оперные партии: «Самнитские браки» Гретри, (юная самнитянка), «Смешной поединок» Паизиелло (Кларисса).

Получив в 1803 году вольную, Т. В. Шлыкова-Гранатова до конца своих дней продолжала служить в графском доме. Прожила долгую, 90-летнюю жизнь. Вырастила сына графа Н. П. Шереметева и П. И. Жемчуговой-Ковалевой, умершей после родов, а впоследствии помогала воспитывать и их внука.

Татьяна Васильевна была образованной женщиной: она хорошо знала поэзию, литературу, владела французским и итальянским языками.