Европейская архитектура в 19 веке. Архитектура Европы XVII — начала XIX вв

На этом старом континенте есть множество удивительных мест, которые все еще производят впечатление на туристов и местных жителей. Независимо от того, о чем идет речь, Европа предлагает своим гостям много красот, и один из лучших способов увидеть прекрасное – познакомиться с современной европейской архитектурой.

Многие замечательные архитекторы придумывают проекты, прикладывая все свои усилия и воображение для создания необычных зданий, которые будут долгое время производить впечатление на зрителей. Во многих европейских странах можно увидеть подобные современные архитектурные шедевры, так что вам, как туристу, есть на что посмотреть во время путешествий по Европе. Мы выбрали десять зданий, созданных в духе современной архитектуры. Посмотрите, вам обязательно что-то понравится, и в следующий раз, когда вы будете путешествовать, включите это в свой маршрут!

✰ ✰ ✰
10

Расположение: Прага, Чехия

«Танцующий дом» также известен под названием «Джинджер и Фред», назван так в честь знаменитых танцоров эпохи золотого Голливуда, Фреда Астера и Джинджер Роджерс. Здание построено по проекту архитекторов Владо Милунича и Фрэнка Гери, строительство началось в 1992 году и было завершено в 1996 году.

За это время здание подвергалось критике, так как оно существенно отличалось от типичной архитектуры Праги. Здание состоит из двух частей — одна статическая и одна динамическая (танцующая часть). На самом деле, они олицетворяют переход Чехословакии от коммунистического строя к парламентской демократии.

✰ ✰ ✰
9

«Новая таможня» (Der Neue Zollhof)

Расположение: Дюссельдорф, Германия

Der Neue Zollhof или же «Новая таможня» состоит из трех зданий. Все они расположены в немецком городе Дюссельдорфе в гавани рядом с рекой Рейн. Здания уникальны благодаря своим геометрическим формам и необычным оконным проемам. Для фасада этих трех зданий использовались разные материалы. Здание в центре покрыто металлическими панелями, восточное и самое высокое здание облицовано гипсом, а западное имеет фасад из красного кирпича.

Благодаря привлекательным фасадам всех трех, а особенно металлического здания, они пользуются популярностью среди туристов. Проект «Der Neue Zollhof» разработал Фрэнк Гери, строительство было завершено в 1998 году.

✰ ✰ ✰
8

Расположение: Брюссель, Бельгия

Атомиум находится в столице Бельгии Брюсселе и представляет собой фрагмент кристаллической решетки железа, увеличенной в 165 миллиардов раз! Здание, в котором сейчас находится музей, было построено в 1958 году для Всемирной выставки в Брюсселе и олицетворяет веру в научный прогресс. Атомиум разработан архитекторами Андре и Жаном Полак, которые работали вместе с инженером Андре Ватеркейном.

По окончании выставки здание должно было быть разобрано, но уникальная и футуристическая архитектура завоевала сердца многих людей и с успехом делает это до сих пор, так что здание решено было оставить.

✰ ✰ ✰
7

Расположение: Мальмё, Швеция

Это необычное здание расположено на юге Швеции в городе Мальмё. Turning Torso — это удивительный неофутуристический небоскреб. Этот дом считается самым высоким во всей Скандинавии! Проект разработан известным испанским архитектором и скульптором Сантьяго Калатрава. Идея такого небоскреба появилась благодаря одной из скульптур Калатрава, на которой изображен закрученный человеческий торс.

Строительство здания было завершено в 2005 году и десять лет спустя, оно выиграло «Награду 10 лет» от Совета по высотным зданиям и городской среде. Высота «Turning Torso» достигает 190 метров. Это жилой дом со 147 квартирами. Благодаря такой высоте его жители могут наслаждаться удивительным видом на Мальмё и Копенгаген через пролив Эресунн.

✰ ✰ ✰
6

Научный музей принца Филиппа

Расположение: Валенсия, Испания

Научный музей принца Филиппа – одно из зданий культурного и архитектурного комплекса «Город искусств и наук» в Валенсии. Проект комплекса был разработан испанским архитектором и скульптором Сантьяго Калатрава, он был открыт в 2000 году. Музей имеет три этажа, которые охватывают 8.000 квадратных метров. Здесь расположено несколько регулярных выставок, охватывающих многие области науки, техники, климата и искусства.

✰ ✰ ✰
5

Кубические дома

Расположение: Роттердам, Нидерланды

Кубические дома расположены в Роттердаме, и изначально они строились как обычные жилые дома. Но благодаря своему уникальному внешнему виду здания привлекли множество посетителей, которым было интересно, как эти дома-кубики выглядят изнутри. Один из владельцев решил открыть свой дом для посетителей, и его кубик сегодня известен как музей Kijk-Kubus.

За этим шедевральным проектом стоит архитектор Пита Бом, который разработал в середине 1970-х годов первую серию кубических домов в Хелмонде, а затем в начале 1980-х годов создал второй проект в Роттердаме.

✰ ✰ ✰
4

Кунстхаус

Расположение: Грац, Австрия

Австрийский город Грац приобрел инопланетный вид благодаря зданию, которое было построено в 2003 году в рамках программы «Культурная столица Европы». Мы имеем в виду Кунстхаус (Kunsthaus Graz)! Имея столь современный внешний вид, здание определенно выделяется среди своих соседей в стиле барокко. Архитекторами этого шедевра являются Колин Фурнье и Питер Кук.

С 2003 года Kunsthaus Graz представляет собой архитектурную достопримечательность города. На самом деле, сейчас это галерея современного искусства, посетители могут увидеть здесь арт-экспонаты начиная с 1960-х годов до сегодняшнего дня, в том числе здесь представлены фильмы, фотографии и новые средства массовой информации.

✰ ✰ ✰
3

Расположение: Монпелье, Франция

Находится во французском городе Монпелье. Этот театр, действительно, выглядит как украшенная деревянная коробка! Построенный в 2013 году архитекторами из компании «A + архитектура», театр имеет очень интересный внешний вид с деревянными узорами в стиле арлекин. В ночное время благодаря разноцветной подсветке, вмонтированной в фасад, здание приобретает еще более удивительный вид.

Театр назван в честь известного французского романиста Жана-Клода Карье, что делает этот театр действительно особенным. К тому же, оно построено таким образом, что поглощает намного меньше энергии, чем любой аналог таких же размеров.

✰ ✰ ✰
2

Расположение: Гётеборг, Швеция

Kuggen представляет собой красочное, цилиндрическое здание, которое было построено по проекту шведских архитекторов Герта Вингардхома и Йонаса Эдблада по заказу компании Wingårdh Arkitektkontor. Здание расположено в Гетеборге, втором по величине городе Швеции, и принадлежит Технологическому университету Чалмерса (повезло студентам!).

Фасад выполнен из терракотовых панелей шести оттенков красного и двух зеленого, которые по-разному выглядят в зависимости от угла, под которым вы на них смотрите и количества естественного света в данный момент.

✰ ✰ ✰
1

Kunsthofpassage

Расположение: Дрезден, Германия

Сначала можно подумать, что это здание не настолько необычно выглядит по сравнению с остальными в нашем списке, но уникальным его делает то, что дом воспроизводит музыку каждый раз, когда идет дождь! Благодаря системе водостоков и воронок, прикрепленных на фасаде здания, Kunsthofpassage является одной из главных достопримечательностей Дрездена, Германия. Музыкальное здание придумали скульптор Аннетт Павла и дизайнеры Кристоф Росснер и Андре Темпель.

✰ ✰ ✰

Заключение

Это была статья ТОП-10 самых необычных современных зданий Европы . Спасибо за внимание!

История зодчества Западной Европы V-XV вв . В эту богатую потрясениями тысячелетнюю эпоху возникновения, расцвета и упадка феодальных отношений, насыщенную острыми социально-экономическими и культурно-историческими противоречиями, складывались основные контуры современной политической карты Европы, создавались предпосылки для бурного развития национальных культур европейских народов.

Кризис рабовладельческого способа производства, восстания рабов и угнетенных Римом народов, вторжения в пределы расшатанной Римской империи германских и славянских племен привели в IV-V вв. к ее окончательному крушению и к возникновению на ее развалинах ряда «варварских» государственных образований, развивавшихся в условиях становления новых производственных отношений, в основе которых лежали крупное феодальное землевладение и труд крестьян, попавших в личную, крепостную зависимость от феодалов.

Бурный процесс разрушения старого, рабовладельческого мира и зарождение нового, феодального, непосредственно и ярко отразился в надстроечной сфере материальной и духовной культуры. Кризис рабовладельческого строя уже в первые века нашей эры вызвал распад римской идеологии и быстрое распространение новых верований, в особенности раннего христианства, как религии рабов и обездоленных. Раздвоенность общественного сознания и тревожная неуверенность парализовали силы, питавшие некогда пышное искусство поздней античности.

Неуклонный упадок экономики и хронические войны совершенно приостановили строительство. С исчезновением политических и экономических предпосылок развития один за другим приходили в запустение благоустроенные римские города, на протяжении столетий служившие главными рассадниками римской цивилизации во всем бассейне Средиземного моря. Многие из римских городов оказались разрушенными вторжениями замледельческих племен германцев и славян. Это нанесло окончательный удар античной культуре.

Но вместе с феодальным миром, возникавшим на развалинах рабовладельческого строя, нарождалась новая культура, оплодотворенная творческой энергией и вскормленная собственными традициями молодых народов. Развиваясь в процессе жестокой борьбы прогрессивных и реакционных сил, она распространялась на восток от Рейна и на север от Дуная, далеко за пределы бывшей Римской империи, в страны, никогда не знавшие ни римского ярма, ни римской цивилизации. Глубоко народные памятники этой культуры относятся к числу величайших достижений человечества.

Появление "варварских" государств (V-VI вв.), кратковременный расцвет (VIII в.) и последовавший за ним распад (IX в.) империи Каролингов, опустошительные набеги венгров и норманнов. (IX в.), завоевание Англии нормандскими баронами (XI в.), возникновение и развитие государств Восточной Европы (IX-XI вв.), крестовые походы (XI-XIII вв.), испанская реконкиста (VIII-XV вв.), крестьянские восстания и борьба городских коммун за свои вольности (XI-XIII вв.), распри германских императоров и римских пап (XI-XIII вв.), бесконечные феодальные войны, на протяжении всего средневековья истощавшие народы, и без того подавленные гнетом господствовавших земельных отношений, как и все сложные социально-экономические процессы, вызванные постоянным столкновением центробежных и центростремительных сил и стремлением слагавшейся государственности преодолеть хаос феодальной раздробленности, - все это накладывало свой отпечаток на материальную и духовную культуру средневековой Европы.

Огромную роль в жизни средневекового общества играла церковь, служившая важнейшей опорой феодализму и, по определению Ф. Энгельса, выступавшая в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя. Подчинив себе философию, науку, литературу и искусство, она опутала все стороны жизни средневекового человека, в массе невежественного и суеверного. За многие века католическая церковь разработала как самую систему своего вероучения применительно к требованиям феодальной эксплуатации масс, так и ритуал, обращенный к психике, подавленной суевериями.

Но "с религией, которая подчинила себе римскую мировую империю и в течение 1800 лет господствовала над значительнейшей частью цивилизованного человечества, нельзя разделаться просто, объявив ее состряпанной обманщиками бессмыслицей. Чтобы разделаться с ней, необходимо прежде суметь объяснить ее происхождение и ее развитие, исходя из тех исторических условий, при которых она возникла и достигла господства" (Ф.Энгельс. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. - К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т.19, стр.30).

Европейская архитектура XV -начала XIX веков


Архитектура итальянского Возрождения и барокко

В XIII-XIV вв. города Северной Италии становятся воротами оживленной морской торговли, отняв у Византии роль посредника между Европой и экзотичным Востоком. Накопление денежного капитала и развитие капиталистического производства способствуют быстрому формированию буржуазных отношений, которым уже тесно в рамках феодализма. Создается новая, буржуазная культура, избравшая своей моделью античную культуру; ее идеалы получают новую жизнь, что к дало название этому мощному социальному движению - Ренессанс, т. в. Возрождение. Могучий пафос гражданственности, рационализма, ниспровержения церковной мистики породил таких титанов, как Данте и Петрарка, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи, Томас Мор и Кампанелла. В архитектуре Ренессанс проявился к началу XV в. Зодчие возвращаются к ясным логичным ордерным системам. Архитектура приобретает светский и жизнеутверждающий характер. Стрельчатые готические своды и арки уступают место цилиндрическим и крестовым сводам, вспарушенным конструкциям. Внимательно исследуются античные образцы, развивается теория архитектуры. Предшествующей готикой был подготовлен высокий уровень строительной техники, особенно подъемных механизмов. Процесс развития архитектуры Италии XV-XVII вв. условно разделяют на четыре основных этапа: Раннее Возрождение- с 1420 г. до конца XV в.; Высокое Возрождение - конец XV -первая четверть XVI в., Позднее Возрождение -XVI в., период стиля барокко -XVII в.

Архитектура Раннего Возрождения

Начало Возрождения в архитектуре связано с Флоренцией, достигшей к XV в. необычайного экономического расцвета. Здесь в 1420 г. началось возведение купола собора Санта Мария дель Фиоре (рис. 1, Ф1 - 23). Работа была поручена Филиппо Брунеллеки, сумевшему убедить городской совет в правильности своего конкурсного предложения. В 1434 г. восьмигранный стрельчатой формы купол, диаметр которого 42 м, был почти закончен. Его строили без подмостей - рабочие трудились в полости между двумя оболочками купола, только его верхняя часть возводилась с помощью подвесных лесов. Фонарь над ним, тоже по проекту Брунеллески, был достроен в 1467 г. С завершением стройки высота здания достигла 114 м В 1421 г. Брунеллески приступил к перестройке церкви Сан-Лоренцо и сооружению при ней Старой сакристии -небольшой квадратной капеллы. Капелла была первым в архитектуре Возрождения опытом работы над центричными зданиями. В 1444 г. по проекту Брунеллески было закончено крупное городское здание -Воспитательный дом (приют для детей-сирот). Портик Воспитательного дома интересен как первый пример сочетания колонн, несущих арки, с большим ордером обрамляющих пилястр. Брунеллески построил и капеллу Пацци (1443 г.)-одно из самых изящных произведений раннего Возрождения. Здание капеллы, завершенное куполом на невысоком барабане, открывается зрителю легким коринфским портиком с широкой аркой. Во второй половине XV в. во Флоренции строится много дворцов городской знати. Микелоццо в 1452 г. заканчивает сооружение дворца Медичи (рис. 2); в этом же году по проекту Альберти заканчивается строительство дворца Ручеллаи, Бенедетто да Майано и Симон Полайола (Кронака) возводят палаццо Строцци. Несмотря на определенные различия, эти дворцы имеют общую схему пространственного решения: высокое трехэтажное здание, помещения которого группируются вонруг центрального двора, обрамленного арочными галереями. Основной художественный мотив - обработанная рустом или декорированная ордером стена с величественными проемами и горизонтальными тягами, соответствующими этажным членениям. Сооружение венчалось мощным карнизом. Стены выполнялись в кирпичной кладке, иногда с бетонным заполнением, и облицовывались камнем. Для междуэтажных перекрытий кроме сводов применялись балочные деревянные конструкции. Арочные завершения окон заменяются горизонтальными перемычками. Большую работу по изучению античного наследия и разработке теоретических основ архитектуры выполнил Леон Батиста Альберти (сочинения по теории живописи и скульптуры, «Десять книг о зодчестве»). Крупнейшими работами Альберти как практика являются кроме дворца Ручеллаи перестройка церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1480 г.), где в композиции фасада впервые использованы волюты, получившие широкое распространение в архитектуре барокко, церковь Сант-Андреа в Мантуе, фасад которой решен наложением двух ордерных систем. Для творчества Альберти характерно активное использование закономерностей ордерных членений фасада, развитие идеи большого ордера, охватывающего несколько ярусов здания. В конце XV в. размах строительства сокращается. Турки, захватившие в 1453 г. Константинополь, отрезали Италию от торговавшего с ней Востока. Экономика страны приходит в упадок. Гуманизм утрачивает свой боевой характер, искусство рассматривается как средство ухода от реальной жизни к идиллии, в архитектуре ценятся изящество и утонченность. Для Венеции в отличие от сдержанной архитектуры Флоренции характерен привлекательный, открытый тип городского дворца, композиция фасада которого с тонкими, изящными деталями сохраняет мавританско-готические черты. Архитектура Милана сохранила черты готики и крепостного зодчества, отраженные в гражданской архитектуре.


Рис. 1. Флорентийский собор Санта Мария дель Фиоре. 1434 г. Аксонометрический разрез купола, план собора.


Рис. 2. Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции. 1452 г. Фрагмент фасада, план.

С Миланом связана деятельность величайшего живописца и ученого эпохи Возрождения-Леонардо да Винчи. Им было разработано несколько проектов дворцов, соборов; был предложен проект города, в котором, предвосхищая развитие градостроительной науки, обращалось внимание на устройство водоснабжения и канализации, на организацию уличного движения в разных уровнях. Большое значение для архитектуры Возрождения имели его исследования композиций центричных зданий и математическое обоснование расчета сил, действующих в конструкциях зданий. Римская архитектура конца XV в. пополнилась работами флорентийских и миланских зодчих, которые в период упадка своих городов перебираются в Рим ко двору папы. Здесь в 1485 г. заложен палаццо Канчеллерия, выполненный в духе флорентийских дворцов, но лишенный суровости и мрачного аскетизма их фасадов. Здание имеет изящные архитектурные детали, тонкую орнаментировку входного портала и оконных обрамлений.

Архитектура Высокого Возрождения

С открытием Америки (1492 г.) и. морского пути в Индию вокруг Африки (1498 г.) центр тяжести европейской экономики переместился в Испанию и Португалию. Необходимые условия для строительства сохранились только в Риме - столице католической церкви всей феодальной Европы. Здесь ведущим было строительство уникальных культовых сооружений. Развитие получает архитектура садов, парков, загородных резиденций знати. С Римом связана значительная часть творчества крупнейшего архитектора эпохи Возрождения-Донато Браманте. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио был построен Браманте в 1502 г. (рис. 3). Это небольшое произведение зрелой центричной композиции стало подготовительным этапом работы Браманте над планом собора св. Петра в Риме.



Рис. 3. Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио. Рим. 1502 г. Общий вид. Разрез, план.

Двор с круговой галереей не был осуществлен. Одной из значительных работ по развитию идеи центричной композиции стала постройка церкви Санта-Мария дель Консоляционе в Тоди, имеющей предельную ясность конструктивного замысла и цельность внутреннего пространства, решенного по византийской схеме, но с использованием каркасных ребер в куполах. Здесь часть распорных усилий уравновешивается металлическими затяжками под пятами под-пружных арок паруса. В 1503 г. Браманте начинает работу над дворами Ватикана: двором Лоджий, садом Пиньи и двором Бельведера. Этот грандиозный ансамбль он создает в сотрудничестве с Рафаэлем. Проектирование собора св. Петра (рис. 111), начатого еще в 1452 г. Бернардо Россолино, было продолжено в 1505 г. По Браманте, собор должен был иметь форму греческого креста с дополнительными пространствами в углах, что придавало плану квадратный силуэт. Общее решение основано на простой и ясной пирамидально-центричной композиции, венчаемой грандиозным сферическим куполом. Строительство, начатое по этому плану, было прекращено со смертью Браманте в 1514 г. От его преемника, Рафаэля Санти, потребовали удлинения входной части собора. План в форме латинского креста больше отвечал символике католического культа. Из архитектурных работ Рафаэля сохранились палаццо Пандольфини во Флоренции (1517 г.), частично построенная «Вилла Мадама» - усадьба кардинала Дж. Медичи, палаццо Видони-Каффарелли, вилла Фарнезина в Риме (1511 г.), проект которой также приписывают Рафаэлю.


Рис. 4. Собор св. Петра в Риме. Планы:

а - Д. Браманте, 1505 г.; б - Рафаэля Санти, 1514 г.; в - А, да Сангалло, 1536 г.; г - Минел-анджело, 1547 г.

В 1527 г. Рим был захвачен и разграблен войсками испанского короля. Строящийся собор приобрел новых хозяев, которые потребовали пересмотра проекта. Антонио да Сангалло-младший в 1536 г. возвращается к плану в форме латинского креста. По его проекту главный фасад собора фланкируют две высокие башни; купол имеет более высокий подъем, он поставлен на два барабана, что делает его видимым издалека при сильно выдвинутой вперед фасадной части и огромных масштабах здания. Из других работ Сангалло-младшего большой интерес представляет палаццо Фарнезе в Риме (нач. в 1514 г.). Третий этаж с великолепным карнизом и декоративная обработка двора завершена Микеланджело после смерти Сангалло в 1546 г. В Венеции ряд проектов был выполнен Сансовино (Джакопо Татти): библиотека Сан-Марко, реконструкция Пьяцетты. Джорджо Вазари, известный жизнеописатель выдающихся художников, создал улицу Уффиций во Флоренции, завершившую композицию ансамбля площади Синьории.

Архитектура Западной Европы В конце 19 века и начале 20 столетия С конца 19 века до начала первой мировой войны, и Великой Октябрьской социалистической революции искусство господствующих художественных направлений в странах развитого капитализма начинает переходить на антиреалистические позиции. Однако с нарастанием революционного движения намечается переход к новому этапу развития реализма, проникнутого антибуржуазными идеями, а затем связанного с социалистическими идеалами. Процесс его развития сложен и противоречив, отмечен возникновением разнообразных стилистических форм и течений. Эйфелева башня, 1889, Построена к столетию Французской революции Гауди.

Церковь Саграда Фамилья Строится с 1884 года, Барселона Архитектура . В эпоху империализма развитие различных видов искусства протекает неравномерно. В то время как живопись переживает глубокий кризис, архитектура получает, по сравнению с 19 веком, относительно благоприятные условия. Общественный, характер производства, бурный рост техники, потребность в массовом строительстве, активная борьба рабочего класса за свои права вынуждают капиталистические государства вмешиваться в планировку архитектурного строительства, вызывают необходимость решения проблем градостроительства и ансамблей. Зодчество, в отличие от живописи,- вид искусства, неразрывно связанный с материальным производством, с техническим прогрессом, с удовлетворением практических запросов общества. Оно не может быть оторванным от решения задач, поставленных жизнью. На смену эклектизму 19 века приходят поиски цельного стиля, основанного на применении новых конструкций и материалов, введенных в строительную практику с 1840-х годов (сталь, цемент, бетон, железобетон, каркасная система, громадные покрытия сводчато-купольной системы, висячие покрытия, фермы, козырьки). Технические возможности новой архитектуры, ее эстетически сильные стороны отражали не только общественный характер производства в эпоху империализма, но создавали материальные предпосылки для расцвета зодчества в дальнейшем в условиях ликвидации частной собственности и эксплуатации.

Частная собственность, конкуренция обусловили проявление субъективного произвола. Отсюда погоня за модными, нарочито экстравагантными решениями. Для архитектуры буржуазного общества характерно противоречивое сплетение ложных и эстетически прогрессивных тенденций.

Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта.

Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры. Интересным памятником этого времени была сооруженная к той же Всемирной выставке Галерея машин из металлических ферм со стеклянным перекрытием пролета в 112,5 м (галерея разобрана в 1910), не имевшая по совершенству замысла себе равных. Первый жилой дом, в котором был применен новый строительный материал - железобетон, сооружен в Париже (1903) О. Перре. Конструкция здания, определившая его легкую логическую композицию, впервые выявлена на фасаде. Большое значение для дальнейшего развития архитектуры имели ангары парижского пригорода Орли (1916-1924) со складчатыми сводами параболических очертаний. По типу их прочных конструкций были созданы многообразные системы железобетонных покрытий - складчатые своды и купола толщиной в несколько сантиметров при пролетах около 100 м.

Однако на первых порах и в чисто инженерных постройках часто проявлялись тенденции эклектизма - новые материалы и новые конструкции не осмысливались эстетически, они сочетались с элементами старых стилей. Архитектура стиля МодернМузей искусств 1912-1920, ХельсинкиСобор Саграда Фамилья С 1884, БарселонаКаза Мила 1905-1910, БарселонаЖилой дом 1918-1919, Турку Стиль модерн . В 1890-1900 годах в разных странах распространилось направление, получившее название стиля модерн от французского слова «современный». Его создатели, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т. п. С другой стороны, у архитекторов модерна Австрии и Германии, Италии и Франции появилось стремление преодолеть сухой рационализм строительной техники.

Они обращались к прихотливому декоративизму и символам в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьеров и фасадов, к нарочитой подчеркнутости обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья - эркеры, романские башенки и т. д.), придавая сооружениям несколько романтический характер. Наиболее завершенно стиль модерн выразил себя в индивидуальном строительстве дворцов, особняков и в типе доходного дома, отдавая предпочтение асимметрии в группировке объемов зданий и в расположении оконных и дверных проемов. Модерн оказал влияние на декоративно-прикладное искусство, на культуру быта. В начале 20 столетия в архитектуре модерна усилилась выразительность основных конструктивных элементов, появилось стремление к выявлению в композиции зданий их назначения и особенностей строительных материалов.

Решающий перелом в развитии архитектуры наступил, однако, после первой мировой войны. История зарубежного искусства Искусство Франции. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. История зарубежного искусства.

От эпохи романского стиля и готики средневековья до современности.

Развитие европейской архитектуры конца XVI - начала XIX в. Барокко и классицизм

С предшествующей архитектурой Возрождения рассматриваемый новый исторический этап архитектуры составляет органически связанные звенья сложного развития разветвленного целого европейской архитектуры нового времени. В XVII и XVIII вв. дальнейшее творческое развитие этой архитектуры получает иные формы и в первой трети XIX в. приходит к своему историческому завершению. Если Возрождение духовно раскрепостило личность и с пришедшим великим культурным переворотом коллективный ум и вековой ремесленный опыт зодчества средневековья отступили перед силой индивидуального творческого гения, то эпоха, идущая за Возрождением, была в архитектуре европейских стран временем подлинного блеска феноменальных по яркости творческих индивидуальностей. Если Возрождение вернуло архитектуре тонкий и гибкий инструмент ее искусства - классический ордер - и этим открыло путь от еще эпического величия готики к новой красоте «героического» образа, то наступившей затем эпохе меньше всего может быть брошен упрек в порче этого инструмента. В XVII и XVIII столетиях не только становится всеобщим совершенное владение классическим ордером, но и самый его принцип творчески модернизируется, чтобы перед лицом иных задач, иной эпохи ордер мог по-новому стать действенным оружием архитектуры.

Архитектура Италии конца XVI - начала XIX в.

Глава «Архитектура Италии конца XVI - начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII - первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова.

Возникновение барокко в Италии

Италия, занимавшая в XII-XIV вв. ведущее место в Европе, к началу XVII в. оказалась на окраинах ее экономической и политической жизни. Упадок ремесленного производства и торговли, а вместе с этим ослабление роли городской буржуазии привели к усилению земельной аристократии и церкви, без поддержки которой не могла в то время обойтись никакая общественная сила. Контраст между безудержной роскошью знати и тяжелым бытом обнищавших крестьянских масс и ремесленников достиг небывалой остроты. Экономический упадок страны усугублялся политическими интригами и междуусобными войнами, раздиравшими мелкие итальянские княжества, а гнет помещиков и абсолютистских властителей усиливался гнетом иностранных завоевателей, неоднократно вторгавшихся в Италию на протяжении XVIII в. В конце XVII столетия габсбургская Испания господствовала в Милане на севере, в Неаполе и Сицилии - на юге, контролируя государства, расположенные между ними (герцогства Мантуи и Модены, Тосканы, Пармы и папские владения). Контроль осуществлялся и через династические связи, и посредством полицейских мер, оправдывавшихся усилившимся разбоем и бродяжничеством (прямых следствий крайнего обнищания деревни). Немногие государства, сохранявшие независимость, - это морские республики Генуя (с Корсикой) и Венеция (с ее владениями в Истрии, Далмации и на Ионических островах) да герцогство Савойское, простиравшееся до Ниццы,- переживали явный упадок. Переход Милана, Неаполя и Сардинии во владение Австрии (1713) ознаменовал конец политической независимости Италии.

Градостроительство Италии эпохи барокко

Архитектуру барокко нельзя понять в отрыве от градостроительства этой эпохи, так как характерные для него тенденции и прежде всего новое понимание ансамбля установили новые взаимосвязи между пространством площади, улицы или сада со зданием, что коренным образом отразилось на композиции последнего. Экономический кризис, охвативший торговлю и ремесленное производство страны, с наибольшей силой сказывался именно на передовых итальянских городах, затормозив их рост и сильно затруднив осуществление широких градостроительных начинаний. И все же необходимость в обновлении стихийно сложившихся в средние века городов потребовала продолжения начатых в конце XV и 1-й половине XVI в. мероприятий по упорядочению уличной сети, расчистке захламленных территорий, застройке пустырей и по городскому водоснабжению. Эти утилитарные, обусловленные прямой необходимостью требования в сочетании с идейными и политическими устремлениями католической церкви и светских правителей, привлекавших для осуществления своих задач лучших мастеров, воспитанных на достижениях двухвекового развития передовой архитектурной и художественной культуры Италии, привели к замечательному развитию градостроительного искусства.

Ранний период барокко в архитектуре Италии (конец XVI - начало XVII в.)

Барокко в архитектуре, как и в других искусствах, сложилось не сразу и развивалось неравномерно, приобретая различный характер в зависимости от местных условий и особенностей. Колыбелью архитектуры явился Рим, где сложилось более глубокое по идейному и эмоциональному содержанию образов и могучее по формам зодчество. Интенсивная строительная деятельность здесь никогда не утихала (со времени войны и разграбления Рима в 1527 г.). Сюда продолжали приезжать талантливые мастера из различных городов Италии, а церковь и ее князья не жалели средств на реконструкцию города, возведение новых зданий, на отделку и украшение церквей и дворцов драгоценными материалами, позолотой, живописью и скульптурой. Более утонченный, праздничный характер барокко приобрело в Генуе, Турине и Венеции, которая в XVIII в. остается одним из важнейших художественных центров Италии и оказывает заметное влияние на развитие европейской культуры в целом. Флоренция - колыбель Возрождения - остается менее восприимчивой к особенностям нового стиля. Зато в Неаполе и Сицилии барокко бурно и своеобразно расцветает, хотя и с запозданием: наиболее яркие произведения барокко относятся здесь к XVIII в., во многих из них заметно испанское влияние.

Расцвет барокко в архитектуре Италии (2-я треть XVII - начало XVIII в.)

Со 2-й трети XVII столетия барокко вступает в период полной зрелости, достигая наивысшего расцвета в архитектуре папского Рима. Этот период характеризуется явственными изменениями в характере архитектуры, которая отличается теперь небывало широким размахом и впечатляющей репрезентативностью композиций, торжественным величием внешнего облика и пышностью интерьеров. Сдерживающее влияние архитектурных трактатов позднего Возрождения со свойственным им академическим ригоризмом заметно ослабло, как и религиозная нетерпимость, свойственная первым десятилетиям контрреформации. Наряду с работами по завершению собора и площади св. Петра, которые должны были служить укреплению престижа католической церкви и придать новый блеск ореолу, окружавшему ее первосвященника и папскую курию, в Риме велось и широкое частное строительство. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633-1644; Иннокентий X Памфили, 1644-1655, и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655-1667), их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание.

Классицизм в архитектуре Италии (середина XVIII - начало XIX в.)

В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, - своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии. Первая последовательная и очень принципиальная критика барочной архитектуры была развернута францисканским монахом Карло Лодолли в школе для молодых венецианских нобилей в конце 1750 и в самом начале 1760 г. Мысли Лодолли, критиковавшего барокко за неоправданные излишества и формализм, четко потребовавшего от архитектуры возвращения к трезвому функционализму, были последовательно изложены лишь через четверть века после его смерти в трактате Андреа Меммо, но несомненно оказали широкое влияние задолго до этого. Так, один из учеников Лодолли, - Альгаротти - приверженец традиционной, т. е. барочной, архитектуры излагает и критикует взгляды своего учителя в работах, опубликованных в 1760 гг. * В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов.

Архитектура Франции эпохи абсолютной монархии XVII-XVIII вв.

Глава об архитектуре Франции имеет два раздела. Раздел I посвящен времени абсолютной монархии XVII-XVIII вв., раздел II - архитектуре периода Великой французской революции и становления буржуазного господства в начале XIX в. Раздел I, охватывающий два столетия, эпоху расцвета и упадка абсолютизма, в свою очередь делится на четыре периода. Эти периоды, почти одинаковые по длительности, укладываются каждый приблизительно в 50 лет и более или менее соответствуют датам жизни и правления французских королей. Деление на периоды вызвано тем, что Франция на протяжении этих двух столетий четыре раза меняла направление в архитектуре. Стилистические изменения, происходившие во всех видах искусства, в том числе и в архитектуре, были тесно связаны с социальными сдвигами, происходившими во Франции. Архитектура отразила духовные искания и запросы различных классов и сословий французского общества. Знаменательно то, что в этот период язык архитектурных форм не отставал от развития общества. Это и понятно, ибо архитектура сознательно привлекалась для доказательства прогрессивности феодально-абсолютистского порядка, с одной стороны, и свободы человеческой личности, с другой. Через все четыре периода проходит сложная борьба между государственной системой и индивидуальной человеческой личностью, что получило широкое и глубокое отражение в архитектуре. Так возникают величественные ансамбли, отразившие в художественных образах идею абсолютизма и наряду с этим небольшие изысканные архитектурные сооружения, по своим объемам и пропорциям соразмерные человеку.

Архитектура Франции периода правления Генриха IV - Людовика XIII (1594-1643)

Правление Генриха IV Бурбона (период правления 1594-1610) стремилось к централизации государственной власти. Для поднятия экономики правительство строит крупные мануфактуры и поощряет частные предприятия по выработке шелковых тканей, гобеленов, золоченых кож для обоев, сафьяна, фарфоровых изделий. Оно дает привилегии иностранным мастерам и субсидии отечественным фабрикантам. Большое внимание уделялось постройке новых домов, мостов и особенно каналов. После окончания религиозных войн страна сильно изменилась. Сосредоточенная в городах и замках жизнь выходит на широкие просторы. Появляются новые населенные места уже без крепостных укреплений. Меняется характер самой архитектуры, в которой в этот период наряду с новыми тенденциями еще уживаются готические и ренессансно-классические архитектурные формы и конструкции.

Градостроительство Франции первой половины XVII в.

Французские города имели очень плотную застройку, как бы слившуюся в единый каменный массив; однако это не мешало приспособлению старых городов к новым жизненным условиям: их перестраивают, ломая средневековые постройки, в целях усиления обороноспособности, борьбы с эпидемиями и пожарами, одновременно стремясь к архитектурной организации города в целом. Продолжается разработка плана «идеального города». Однако в этом французские архитекторы, как и их современники в других странах, находятся в полной зависимости от насущных потребностей обороны. Новые города возникают и как укрепленные форпосты (но теперь уже в основном на окраинах государства), и как промышленные центры, и как города-резиденции. Последние строятся в комплексе с резидентским дворцом, частью которого является и самый город, планировочно подчиненный дворцу.

Дворцы и замки Франции первой половины XVII в.

В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец. В этот период дворец уже включается в общую структуру города, а за городом связывается с обширным парком. В конце XVI и начале XVII в. тесные связи с Италией, глубокий интерес к ее культуре и искусству, роскошь ее дворцов и вилл вызвали естественное подражание в высших французских кругах. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Можно говорить только о единичных барочных постройках, хотя для ряда французских провинций и городов отдельные барочные мотивы стали глубоко национальными: Лангедок, Монпелье, Эк и др. Французские архитекторы проходили суровую школу практики. Как правило, они были выходцами из строительных артелей или семей потомственных каменщиков, объединенных в корпорации, строго хранивших свои профессиональные приемы, восходившие еще к средневековым традициям готики. Конструктивными принципами готики великолепно владели французские архитекторы, бывшие одновременно конструкторами, практиками-строителями и подрядчиками. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. Переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма очень характерно для Франции 1-й половины XVII в. Однако классицизм с конца XVI в. вплоть до середины XIX в. является основным направлением, все остальные сопутствуют ему.

Жилые дома в Париже первой половины XVII в.

В начале XVII в. в Париже растущая потребность в жилище вызвала широкое строительство и заселение новых районов. Однако от рядовой городской застройки и отелей этого периода почти ничего не дошло до нас - о них мы знаем из теоретических трудов 1-й половины XVII в. К концу XVI в. в Париже сложился тип отеля, который господствовал во французской архитектуре на протяжении двух веков, с жилым домом между двором и садом. Двор, ограниченный службами, выходил на улицу, а жилой корпус располагался в глубине, отделяя двор от сада, как в отеле Карнавале арх. Леско (середина XVI в.), перестроенном 100 лет спустя Мансаром (рис. 14). Тот же принцип планировки в отелях начала XVII в.: Сюлли в Париже (1600-1620) на улиде Антуан, арх. Жака I Андруэ-Дюсерсо; Тюбеф на улице Пти-Шан. Эта планировка имела неудобство: единственный двор был и парадным, и хозяйственным. В дальнейшем развитии этого типа жилая и хозяйственная части дома разграничиваются. Перед окнами жилого корпуса располагают парадный двор, а сбоку от него - второй, хозяйственный двор. Отель Лианкур (арх. Лемюэ) имеет такой двор.

Архитектура городских общественных построек Франции первой половины XVII в.

Чисто административных построек в это время было мало: в основном это были ратуши и дворцы правосудия. Во Франции, где королевская власть была сильна, а муниципальная служба в XVII в. еще невелика, общественные здания были небольшими,- они состояли из зала собраний, нескольких бюро, архива, церкви, зала для стражи и полиции, тюрьмы. Приспособленные под ратуши богатые жилые дома стояли вдоль улицы рядом с другими жилыми зданиями. Таковы ратуши в Авиньоне, Солье, Пуаэре в Бургундии. Новые ратуши во Франции возводились на больших площадях, как ратуша в Лярошель (1595-1606). Это пышное сооружение со статуями на фасаде, открытой лестницей и небольшой башенкой, может служить примером провинциального французского «барокко», истоки которого идут от узорочья. Строже формы ратуши в Труэ (1616, арх. Луи Нобль). Ратуша в Реймсе (1627) - еще совершенно средневековое сооружение. Великолепен Сенат Парижа, выходящий на улицу Турнон. Сохранились рисунки интерьера дворцов Правосудия в Париже и г. Ренне (С. де Бросс).

Архитектура культовых сооружений Франции первой половины XVII в.

С окончанием религиозных войн сразу началось восстановление разрушенных церквей и постройка новых. В одном только Париже в 1-й половине XVII в. их возведено более 20. .В культовой архитектуре Франции этого времени, очень многообразной, еще сильны традиции готики и Ренессанса: Нотр-Дам в Гавре (1606-1608), Сент-Этьен-дю-Мон в Париже , Сен-Пьер в Оксере и др. Барокко не нашло широкого отражения в церковной архитектуре, хотя и она в какой-то степени отдала ему дань. Французские иезуиты считали идеалом красоты барочную церковь Иль Джезу в Риме. Французские архитекторы-иезуиты, работавшие сначала в Италии (Этьен Мартельянж и Турнель), ввели во Франции церкви типа Иль Джезу. Влияние этого итальянского сооружения безусловно имело место (церковь в Рюэли, в г. Ришелье и др.), но степень этого влияния преувеличена. Ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу, имеют совершенно иной архитектурный облик, иначе организованные фасады. Таковы церкви Сен-Поль-Сен-Луи в Париже , Иезуитов в Блуа , построенные Мартельянжем, церковь в Авиньоне - Турнелем (1620-1655), Сен-Жерве в Париже - С. де Броссом и Метезо.

Архитектура Франции периода правления Людовика XIV (1643-1715)

Абсолютизм Франции, блистательно отраженный в архитектуре 2-й половины XVII в., имел и оборотную сторону медали. Расходы на королевские постройки и содержание двора Людовика XIV - «короля-солнца» - были совершенно непосильны для бюджета Франции. Во время войн (1667, 1672, 1687 гг.) Франция потеряла ряд земель, а в экономическом отношении уступила первое место Англии. Государственный долг к концу правления Людовика XIV дошел до баснословных цифр, в десятки раз превышавших годовой бюджет страны. В годы юности монарха сюринтенданту Кольберу удается укрепить и поднять французскую экономику. Большое внимание уделяет Кольбер строительству городов и новых промышленных центров, созданию Академии архитектуры (1677 г.). Директором Академии был назначен Франсуа Блондель, первыми членами были Либераль Брюан, Даниэль Гиттар, Антуан Лепотр, Франсуа Лево, Пьер Миньяр, Франсуа Д’Орбэ. В 1675 г. получает звание академика Ж. А. Мансар, а в 1685 г. - Пьер Бюлле.

Градостроительство Франции в период правления Людовика XIV

Самым крупным градостроителем и военным инженером XVII в. во Франции был арх. Вобан , построивший 150 городов-крепостей. Некоторые из них, как Брест, получили дальнейшее развитие. Вобан внес много нового в науку фортификации. До него города-крепости защищались артиллерией, которая могла вести обстрел противника даже из центра города благодаря наличию прямых улиц. Вобан усовершенствовал защиту города системой рвов, бастионов, куртин. Укрепленный город, как правило, имел форму правильного многоугольника, охваченного большими петлями укреплений. В г. Юнинг (1679) площадь оборонительных сооружений равна восьмикратной площади жилой части города. Города Лонгвин (1679) и Неф-Бризак в Эльзасе (1698) были построены Вобаном в форме правильного восьмиугольника с шахматной планировкой; в центре размещалась квадратная площадь с въездами по углам. Город Рокруа был перестроен Вобаном с сохранением в нем радиально-кольцевой системы улиц и окружающих его бульваров. Система новых мощных укреплений придала городу форму неправильного пятиугольника.

Дворцы и замки Франции в период правления Людовика XIV

Замок Во-ле-Виконт был построен в 1661 г. Луи Лево (интерьеры - арх. Ш. Лебрен; парк - Андре Ленотр). В этом сооружении еще много от более ранней архитектуры: высокие кровли, отдельные над каждым объемом; в центральной части здания, по главному фасаду, - поэтажный ордер из рустованных колонн. Входной портал с фронтоном, украшенным лежащими скульптурами, напоминает произведения С. де Бросса или Дюсерсо. Великолепны интерьеры замка. В парке Ленотр впервые наметил осевую систему композиции плоских партеров, подчиненную дворцу. Однако здесь тяжеловесный дворец еще не слился в единый организм с парком, а осевое развитие парка от дворца, вдаль, в бесконечность, нарушается поперечным расположением бассейна в конце сада. Эти проблемы будут решены Ленотром в Версале. Однако все это не снижает огромного художественного достоинства этого выдающегося произведения Франции.

Парижские отели в период правления Людовика XIV

В богатых жилых домах придворной знати, а также финансовых верхов увеличивается количество комнат, усложняется планировка. В этот период возникает несколько вариантов планировки особняков по типу дома между двором и садом. В ряде владений планировка асимметрична, двор и сад располагаются с одной стороны, а жилые и хозяйственные постройки - с другой. Таковы отели Парижа: Эзелен - Л. Лево (рис. 47, 1), дома на ул. Клери (рис. 47, 2) и Жуж Консюль - Жана Рише, отели Амело-де-Бецей - Д. Готтара (рис. 48,1), Монморенси - Жака Моро (рис. 47,5). Примером симметричного решения является отель Жаба - Л. Брюана. Но, как правило, при асимметричном плане выдерживается симметрия в фасаде, часто создаваемая искусственными приемами. Во многих отелях середины XVII в. заметны черты еще не завершенного развития типа (отели Амело, Лувуа, Шамуа и др.), в планах нет четкой взаимосвязи частей. Поиски в этом направлении (отели Жаба и Бове - Антуана Ленотра, рис. 48,2) получают полное разрешение в работах Ж. А. Мансара: отели Лорж, Ноэль в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на ул. Турнель и дом, предлагаемый Мансаром в качестве образцового.