Михаил шолохов полная биография. Биография писателя

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Шолохова Михаила Александровича

Русский советский писатель и прозаик Михаил Александрович Шолохов, ставший в будущем дважды Героем Социалистического труда и академиком, был внебрачным сыном приказчика А.М. Шолохова и жены донского казака А.Д. Кузнецовой. Он родился 11 (24) мая 1905 года на Кружилинском хуторе неподалеку станицы Вешенской, которая располагалась на территории нынешней Ростовской области. До 7-летнего возраста Михаил носил фамилию матери Кузнецов и, являясь «сыном казачьим», имел право на надел земли. В 1913 году после усыновления родным отцом Михаил взял его фамилию, но при этом, став «сыном мещанина», потерял все казачьи привилегии. Такая явная двусмысленность в жизни, очевидно, и стала причиной появившейся в раннем детстве тяги Шолохова к правде и справедливости, что нашло отражение в его произведениях.

Образование

Поступив в гимназию, Михаил Шолохов сумел проучиться в ней всего лишь четыре класса. Учебу пришлось прервать из-за грянувшей в 1914 году Первой мировой войны и последовавшими за ней трагическими событиями. В 15 лет «сыну мещанина» пришлось работать. До 1921 года он сменил множество профессий, начиная от учителя школы ликбеза и заканчивая счетоводом. Все чуть не закончилось расстрелом, к которому Михаила Шолохова приговорили за «превышение власти на хлебозаготовках». Однако все обошлось – приговор заменили годом исправительных работ в подмосковном Болшево, учтя несовершеннолетие подсудимого.

Начало

В 1922 году, несмотря на приговор, Михаил Шолохов отправился в Москву, где попытался продолжить учебу на рабфаке. Однако поступить не удалось ввиду недостатка трудового стажа и отсутствия направления от местной комсомольской организации. Неудача не отбила у будущего писателя тяги к знаниям, он все свое свободное время посвящал самообразованию. Кроме того, Михаил Шолохов стал посещать собрания литературной группы «Молодая гвардия», посещая учебные занятия под руководством О.М. Брика, В.Б. Шкловского и Н.Н. Асеева. В том же году он стал комсомольцем.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Первые произведения Михаила Шолохова были опубликованы с помощью Л.Г. Мирумова, являющегося в то время кадровым сотрудником ЭКУ ГПУ. Дебютным творением, дошедшим до печати, стал фельетон «Испытание», который был опубликован в сентябре 1923 года в газете «Юношеская правда». Опыт был признан успешным, поскольку в течение нескольких месяцев были напечатаны еще два фельетона – «Три» и «Ревизор».

В декабре 1923 года Михаил Шолохов вернулся на родину, где посватался к Лидии Громославской, но в январе 1924 года женился на ее старшей сестре Марии, работавшей учительницей начальной школы.

В декабре того же года был напечатан рассказ «Родинка». Это произведение открыло цикл знаменитых донских рассказов Шолохова, которые одним за другим были опубликованы в комсомольской периодической печати, а затем вошли в состав трех сборников, напечатанных в 1926-27 годах.

«Тихий Дон»

В 1926 году Михаил Шолохов начал писать одно из своих эпохальных произведений «Тихий дон». Подробное описание картины довоенной жизни казаков и событий Первой мировой войны заняло у Михаила Александровича несколько лет. Только в 1928 году в журнале «Красная новь» были опубликованы две первых книги романа-эпопеи. Работа над третьей частью была прервана, едва начавшись, поскольку писатель в 1930 году начал писать роман «Поднятая целина».

«Поднятая целина»

Шолохов попытался в «Поднятой целине» преподнести коллективизацию в смягченном виде с сочувствием к главным героям-коммунистам. Однако даже весьма сглаженное описание раскулачивания показалась цензорам литературных журналов весьма подозрительным. Несмотря на это, «Поднятая целина» была напечатана в 1932 году, поскольку произведение создавало иллюзию творческой свободы в стране, а также доказывало полезность коммунистических идей. Кроме того, роман понравился , благодаря чему он был немедленно признан совершенным образчиком социалистического реализма, войдя во все школьные программы.

Продолжение «Тихого Дона»

Успех «Поднятой целины», несомненно, помог Михаилу Александровичу продолжить написание третьей книги «Тихого Дона», ускорив при этом ее напечатание. Цензоры не пропускали шестую часть эпопеи в печать из-за слишком сочувственного описания участников Верхнедонского восстания 1919 года. Чтобы добиться разрешения на публикацию без купюр, Михаил Шолохов обратился через М. Горького напрямую к , который после личного прочтения одобрил издание 3-й книги. Четвертый заключительный том эпопеи был напечатан перед самой войной в 1940 году.

На войне и после

Годы войны Михаил Александрович провел за Волгой в Сталинградской области. Часто выезжал на фронт в качестве военного корреспондента от газеты «Правда». Результатом этих поездок стал целый ряд популярных очерков и рассказов. Кроме того, собранные на фронте материалы позволили начать роман «Они сражались за Родину», доработанный вариант которого был напечатан в 1969 году. Четырьмя годами ранее писатель получил Нобелевскую премию по литературе.

Михаил Александрович Шолохов умер в своей родной станице 21 февраля 1984 года от рака гортани.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984 гг.) - знаменитый прозаик, публицист. Родился на хуторе Кружилином, на Дону, близ станицы Вешенской. Мать Шолохова была родом из крестьянской семьи, отец - выходец из Рязанской губернии, выращивал пшеницу на покупной казачьей земле; служил приказчиком, управляющим паровой мельницы. Впечатления детства и юности оказали большое влияние на формирование Михаила Шолохова как писателя. Безграничные просторы донских степей, зеленеющие берега величавого Дона навсегда вошли в его сердце. С детских лет он впитывал в себя родной говор, задушевные казачьи песни. С детства писателя окружала своеобразная атмосфера: быт казаков, их каждодневный труд на земле, тяжелая военная служба, покосы в займище, пахота, сев, уборка пшеницы.

Шолохов учился в церковно-приходской школе и гимназии. В 1912 г. поступил в Каргинское начальное училище, в класс, который вел Михаил Григорьевич Копылов (впоследствии Шолохов изобразил его под своей фамилией в романе "Тихий Дон"). Вскоре после этого Михаил Шолохов тяжело заболел воспалением глаз, и отец отвез его в глазную лечебницу в Москву, в ту самую снегиревскую больницу, в которую попадает и главный герой "Тихого Дона" - Григорий Мелехов. Не окончив Каргинского училища, Шолохов поступил в подготовительный класс Московской гимназии Шелапутина, а через три года продолжил учение в Богучаровской гимназии. В годы учебы Шолохов с увлечением читал книги русских и зарубежных писателей-классиков. Особое впечатление на него произвели рассказы и романы Льва Николаевича Толстого. Среди наук, преподаваемых в гимназии, Шолохова больше всего интересовали литература и история. Отдавая предпочтение литературе, он в юношеском возрасте начал пробовать свои силы в стихах и прозе, сочинял рассказы, юмористические сценки.

Перед революцией семья Шолоховых поселилась на хуторе Плешакове Еланской станицы, где отец писателя работал управляющим паровой мельницей. Летом Михаил приезжал к родителям на каникулы, и отец часто брал его с собой в поездки по Дону. В одной из таких поездок Шолохов встретился с Давидом Михайловичем Бабичевым, вошедшим в "Тихий Дон" под именем Давыдки-вальцовщика, который работал на плешаковской мельнице с двенадцати лет. В это же время на плешаковской мельнице работал пленный чех Ота Гинс, который в романе "Тихий Дон" изображен под фамилией Штокман. Здесь же, в Плешках, Шолохов-гимназист познакомился с семьей Дроздовых. Судьбы братьев Алексея и Павла сложились трагически, что было связано с развернувшейся на Дону гражданской войной. Старший брат Дроздовых Павел погиб в первых же боях при вступлении частей Красной Армии в хутора Еланской станицы. Павел Дроздов погиб почти так же, как Петр Мелехов в "Тихом Доне".

Когда в июне 1918 г. немецкая кавалерия вошла в тихий придонский уездный городок Богучары, Шолохов был у отца, на хуторе Плешакове, расположенном напротив Еланской станицы. В это время на Дону развернулась острая классовая война. Летом 1918 г. белоказаки заняли Верхний Дон; в начале 1919 г. в район хуторов Еланской станицы вступили части Красной Армии, а ранней весной того же года вспыхнуло Вешенское восстание. Эти трагические события разворачивались на глазах у Михаила Шолохова. В период восстания он жил в Рубежном и наблюдал паническое отступление повстанцев, был очевидцем их переправления через Дон; находился в прифронтовой полосе, когда в сентябре на Левобережье Дона вновь вступили войска Красной Армии. К концу года белоказаки, разгромленные под Воронежем, бежали с верховьев Дона.

В 1920 г., когда на Дону окончательно установилась Советская власть, семья Шолоховых переселилась в станицу Каргинскую. Михаил Шолохов принимал активное участие в становлении Советской власти на своей родине. С февраля 1920 г. он работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых на хуторе Латышеве; с середины года - журналистом Каргинского станичного Совета, затем - учителем в начальной школе; с середины 1921 г. - станичным статистиком в станице Каргинской; с января 1922 г. - делопроизводителем станичной конторы, а спустя некоторое время - производителем станицы Букановской.

В конце сентября 1920 г. в пределы округа вступил многотысячный отряд Махно. Однажды ночью банды заняли станицу Каргинскую и разграбили ее. Коммунистам и комсомольцам пришлось несколько дней скрываться в зарослях камыша по Чиру. Во время боя под хутором Коньковом бандиты взяли в плен Шолохова. Допрашивал его Нестор Махно. В случае новой встречи он пригрозил юноше виселицей.

1921 год был на Дону, как и в Поволжье, очень тяжелым - засушливым и голодным. На Дону действовали местные банды Федора Мелихова, Кондратьева, Макарова, прорывались из соседней Воронежской губернии бандитские отряды Маслакова, Курочкина, Колесникова. Особенно жестоко зверствовала банда Якова Фомина, не раз занимавшая и грабившая станицу Каргинскую. В это время Шолохов принимал активное участие в борьбе с бандами, оставаясь на Дону до тех пор, пока они не были полностью разгромлены.

В октябре 1922 г. Шолохов приехал в Москву, где собирался продолжить учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удалось. Занимаясь самообразованием, Шолохов работал грузчиком, чернорабочим, делопроизводителем, счетоводом. А за плечами уже была суровая школа гражданской войны, борьбы за советскую власть на Дону. Именно в это время, по словам самого писателя, и возникла «настоящая тяга к литературной работе». В 1924 г. в журналах стали печататься рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Темы этих рассказов - гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, преобразования в деревне. Первый сборник - «Донские рассказы» - не принес Шолохову особой популярности, но показал, что в русскую литературу вошел писатель, способный заметить в обычной жизни важные веяния своего времени.

В 1924 г. Шолохов вернулся на Дон в станицу Вешенская, где с этого времени жил постоянно. Здесь он начал писать роман "Тихий Дон" (1928-1940), изображающий донское казачество в годы Первой мировой и гражданской войн. Следующим значительным произведением Шолохова стал роман «Поднятая целина» (1932-1960), повествующий о революционном переломе в жизни деревни.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом. Уже в первые месяцы войны в периодической печати были опубликованы его очерки «На Дону», «На юге», «Казаки» и др. Большой популярностью у солдат пользовался рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943-44 гг. начали печататься главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант этого произведения вышел в свет в 1969 г.). Заметным явлением в литературе стал рассказ Шолохова «Судьба человека» (1956-57), в котором трагическая история жизни показана в ее неразрывной связи с испытаниями в жизни народа и государства. Судьба Андрея Соколова воплощает страшное зло войны и одновременно с этим утверждает веру в добро. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны. Андрей Соколов - мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы.

После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), «Не уйти палачам от суда народов!» (1950) и др. Связь литературы с жизнью, в понимании Шолохова, это, прежде всего, связь с народом. «Книга - дело выстраданное», - говорил он на II Съезде писателей. Много раз в его высказываниях повторяется мысль о том, что писатель должен уметь говорить правду, какой бы тяжелой она ни была; о том, что к оценке художественного произведения следует подходить прежде всего с точки зрения исторической правдивости. По мнению писателя, право на жизнь имеет только то искусство, которое служит интересам народа. «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу», - сказал он в речи после вручения ему Нобелевской премии в 1965 г.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел, но держался стойко. Даже врачи удивлялись его терпению. Он перенес два инсульта, диабет, потом рак горла. И, несмотря ни на что, продолжал писать. Творчество Шолохова внесло огромный вклад в литературу. В его произведениях поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным началами, между человеком и окружающим миром. В его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем многообразии и богатстве типов и характеров, в такой полноте нравственной и эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд образцов мировой литературы.

Михаил Шолохов (1905-1984) - русский писатель-прозаик, журналист, сценарист. Получил Нобелевскую премию 1965 года за вклад в мировую литературу (роман-эпопея о русском казачестве «Тихий Дон»). В 1941 году стал лауреатом Сталинской премии, в 1960 — Ленинской премии, в 1967 и 1980 годах — Героем социалистического труда.

Будущий выдающийся писатель появился на свет в 1905 году (хутор Кружилин, Вешенская станица) в зажиточной семье, отец - приказчик коммерческого магазина и управляющий паровой мельницей, мать — казачка родом, была прислугой в панском имении Ясеневка, её насильно выдали замуж за казачьего станичного атамана Кузнецова. После расставания с ним, Анастасия Черняк стала жить с Александром Шолоховым, их сын Михаил родился вне брака и звался Кузнецовым (по фамилии её бывшего мужа), пока они официально не развелись, и она не вышла замуж за Александра Шолохова в 1912 году.

После того как глава семейства получил новую работу в другой станице, семья переехала на новое местожительство. Маленький Миша обучался грамоте приглашенным на дом местным учителем, в 1914 году он стал обучаться в подготовительном классе Московский мужской гимназии. 1915-1918 год — обучение в гимназии г. Богучары (Воронежская губерния). В 1920 году после пришествия к власти большевиков, Шолоховы переехали в станицу Каргинскую, где его отец стал заведовать заготконторой, а сын вести делопроизводство в станичном ревкоме. Закончив ростовские налоговые курсы, Шолохов становится продовольственным инспектором в станице Букановской, там, в составе продотрядов, он участвовал в продразверстке, попадал в плен к Махно. В сентябре 1922 года Михаил Шолохов был взят под стражу, против него было возбуждено уголовное дело и даже вынесен приговор суда - расстрел, который так и не был приведен в исполнение. Благодаря вмешательству отца, который внес за него крупный денежный залог и выправил ему метрические документы, по которым он стал несовершеннолетним, его отпустили уже в марте 1923 года, присудив ему год исправительных работ в колонии для несовершеннолетних и отправку в Болшево (Подмосковье).

Поехав в столицу, Шолохов пытается стать рабфаковцем, что ему не удается, так как у него отсутствует трудовой стаж и направление комсомольской организации. Будущий писатель подрабатывал разнорабочим, посещал различные литературные кружки и учебные занятия, преподавателями на которых были известные в то время личности как Александр Асеев, Осип Брик, Виктор Шкловский. В 1923 году в газете «Юношеская правда» был опубликован фельетон «Испытание», авторства Шолохова, позже еще несколько произведений «Три», «Ревизор».

В том же году после приезда к родителям, жившим в станице Букановской, Шолохов решился сделать предложение Лидии Громославской. Но убежденный будущим тестем (бывшим станичным атаманом) «сделать из него человека», берет в жены не Лидию, а её старшую сестру — Марию, с которой у них в будущем родилось четверо детей (двое сыновей и двое дочерей).

В конце 1924 года газета «Молодой ленинец» опубликовала рассказ Шолохова «Родинка», вошедший в цикл донских рассказов («Пастух», «Жеребенок», «Семейный человек» и т.д.), позже объединенных в сборники «Донские рассказы» (1926 г), «Лазоревая степь» (1926 г), «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927 г). Эти произведения не принесли автору особой популярности, однако ознаменовали пришествие в советскую русскую литературу нового писателя, способного заметить и отразить в яркой литературной форме важные веяния жизни того времени.

В 1928 году, проживая со своей семьей в станице Вешенская, Шолохов начинает работу над своим самым грандиозным детищем — романом-эпопеей в четырех томах «Тихий Дон», в котором он отразил судьбу донского казачества во времена Первой мировой войны и дальнейшего гражданского кровопролития. Роман был опубликован в 1940 году, получил высокую оценку, как партийного руководства страны, так и самого товарища Сталина. Во времена Второй мировой войны роман переводился на многие западноевропейские языки и получил большую популярность не только в России, но и далеко за её пределами. В 1965 году Шолохов был выдвинут на Нобелевскую премию, и стал единственным советским писателем, получившим её с личного одобрения тогдашнего руководства Советского Союза. В период с 1932 года по 1959 год Шолоховым был написан еще один его знаменитый роман в двух томах о коллективизации «Поднятая целина», за которую он получил Ленинскую премию в 1960 году.

В военные годы Михаил Шолохов служил военным корреспондентом, в то сложное для страны время было написано немало рассказов и повестей, в которых описывалась судьба простых людей, попавших в жернова войны: рассказы «Судьба человека», «Наука ненависти», неоконченная повесть «Они сражались за Родину». В последствии эти произведения были экранизированы и стали настоящей классикой советского кино, которые производили на зрителей неизгладимое впечатление, поражая их своей трагичностью, человечностью и неизменным патриотизмом.

В послевоенное время Шолохов издает ряд публицистики «Слово о Родине», «Свет и Мрак», «Борьба продолжается» и т.д. В начале 60-х годов он постепенно отходит от литературной деятельности, возвращается из Москвы в станицу Вешенскую, ходит на охоту и рыбалку. Все полученные за свои литературные достижения премии он отдает на строительство школ в его родных местах. В последние годы жизни он тяжело болел и стоически переносил последствия двух инсультов, диабета, и, в конце концов, онкологического заболевания гортани — рака горла. Его земной путь окончился 21 февраля 1984 года, его останки были погребены в станице Вешенской, во дворе его дома.

Мемориальная доска в Москве
Надгробный памятник (вид 1)
Памятник в Ростове-на-Дону
Памятник в Москве (на Гоголевском бульваре)
Бронзовый бюст на родине (вид 1)
Памятник в Москве (на Волжском бульваре)
Памятник в Богучаре
Памятный знак в Богучаре
Мемориальная доска в Богучаре (на здании гимназии)
Мемориальная доска в Богучаре (на доме, где жил писатель)
Бронзовый бюст на родине (вид 2)
Мемориальная усадьба в Вёшенской
Надгробный памятник (вид 2)


Ш олохов Михаил Александрович – великий русский писатель, крупнейший русский прозаик, классик русской советской литературы, академик АН СССР, полковник запаса.

Родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского (ныне Шолоховского района Ростовской области). Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д.Кузнецовой (1871-1942) и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М.Шолохова (1865-1925). В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 году, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина». Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все.

С 1915 года по март 1918 года обучался в Богучарской мужской классической гимназии. Проживал на улице 2-й Мещанской (ныне улица Прокопенко) в доме священника Д.И.Тишанского. Окончил неполных три класса гимназии, помешала Гражданская война (в официальных источниках - окончил четыре класса). Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных – «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был осужден (условно на 1 год).

Его старший друг и наставница, член РСДРП (б) с 1903 года Е.Г.Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 году), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 года по 1926 год. Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался у себя на родине в станице Вешенской.

В 1923 году Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 года – рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926), где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923), – смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 году Шолохов начал было произведение о казаках в 1917 году, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 году в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е годы московский журналист Л.Е.Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е годы были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В.Сталину , Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало И.В.Сталина . Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Шолохов обратился к М.Горькому и с его помощью добился от И.В.Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932), а в 1934 году в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново её переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая – в 1940 году) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И.Солженицын, И.Б.Томашевская). По всей видимости, Шолохов сам был своим «соавтором», сохраняя в основном художественный мир, созданный им в начале 1930-х годов, и пристегивая чисто внешним способом идеологическую направленность.

В 1935 году Е.Г.Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося – в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 году чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

В происходящем виноваты обе борющиеся стороны, разжигающие ожесточение друг в друге. Среди красных у Шолохова нет таких прирожденных палачей, как Митька Коршунов, большевик Бунчук занимается расстрелами из чувства долга и заболевает на такой «работе», но первым убил своего боевого товарища, есаула Калмыкова, именно Бунчук, красные первыми порубили пленных, расстреляли арестованных хуторян, и Михаил Кошевой преследует своего бывшего друга Григория, хотя тот простил ему даже убийство брата Петра. Виновата не только агитация Штокмана и других большевиков, несчастья накрывают людей, как все сметающая на своем пути снежная лавина в результате их же собственного ожесточения, из-за взаимного непонимания, несправедливостей и обид.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В 1939 году Шолохов был избран действительным членом (академиком) Академии наук СССР.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь – и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942), агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 годах глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е годы Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о И.В.Сталине и репрессиях 1937 года в духе уже закончившейся «оттепели», они были напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

Постановлением Совета Народных Комиссаров от 15 марта 1941 года за роман «Тихий Дон» Шолохову была присуждена Сталинская (Государственная) премия 1-й степени.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства – рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, – это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире – нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 году, осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей – популярных на рубеже 1950-1960-х годов «птиц мира») было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета. В апреле 1960 года за роман «Поднятая целина» Шолохову была присуждена Ленинская премия.

В октябре 1965 года «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» Михаилу Шолохову была присуждена Нобелевская премия по литературе.

10 декабря 1965 года в Стокгольме король Швеции вручил Шолохову диплом и золотую медаль лауреата Нобелевской премии, а также чек на денежную сумму. В своей речи во время церемонии награждения писатель сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев». Шолохов – единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия властей СССР.

В 1966 году выступил на XXIII съезде КПСС и высказался о деле А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля: «Иные, прикрываясь словами о гуманизме, стенают о суровости приговора... Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни!». Это высказывание сделало фигуру Шолохова одиозной для значительной части интеллигенции в СССР и на Западе.

Писательница Л.К.Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д.Синявского и Ю.М.Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1967 года за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, создание художественных произведений социалистического реализма, получивших общенародное признание и активно способствующих коммунистическому воспитанию трудящихся, за плодотворную общественную деятельность Шолохову Михаилу Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Написанное Шолоховым в лучшую его пору – высокая классика литературы XX века при всех недостатках, которыми отмечены даже наиболее выдающиеся его произведения. Одна из самых существенных черт таланта Шолохова – его умение видеть в жизни и воспроизводить в искусстве все богатство человеческих эмоций – от трагической безнадежности до веселого смеха.

Вклад Шолохова – одного из ведущих мастеров литературы социалистического реализма – в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX веков, им были открыты новые, неведомые ранее связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. В эпосе Шолохова человек, общество, природа выступают как проявления вечнотворящего потока жизни; их единство и взаимообусловленность определяют своеобразие поэтического мира Шолохова. Произведения писателя переведены почти на все языки народов СССР, а также иностранные языки.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1980 года за выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и в связи с семидесятипятилетнем со дня рождения награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Член ВКП(б)/КПСС с 1932 года, член ЦК КПСС с 1961 года, депутат Верховного Совета СССР 1-9-го созывов.

До конца жизни жил в своем доме в станице Вешенской Ростовской области. Скончался 21 февраля 1984 года от рака горла, вызванного курением. Похоронен во дворе дома, в котором жил.

Полковник (1943). Награждён 6 орденами Ленина (31.01.1939, 23.05.1955, 22.05.1965, 23.02.1967, 22.05.1975, 23.05.1980), орденами Октябрьской Революции (02.07.1971), Отечественной войны 1-й степени (23.09.1945), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденом ГДР «Большая золотая звезда дружбы народов» (1964), болгарскими орденами Георгия Димитрова (1975) и Кирилла и Мефодия 1-й степени (1973).

Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии 1-й степени (1941), Нобелевской премии по литературе (1965), Международной литературной премии «София» (1975), Международной премии Мира в области культуры Всемирного Совета Мира (1975), Международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки (1978).

Почетный гражданин города Богучар Воронежской области (1979).

Бронзовый бюст М.А.Шолохова установлен в станице Вёшенская Ростовской области; памятники - в Москве на Волжском и Гоголевском бульварах, Ростове-на-Дону, Миллерово Ростовской области, Богучаре Воронежской области; символический памятный знак на территории школы-интернат (бывшей мужской гимназии) в городе Богучар Воронежской области; мемориальные доски - в городе Богучар Воронежской области на здании, в котором он учился и на доме, в котором он жил во время учёбы, а также в Москве на доме, в котором он жил во время своих приездов в столицу. Его именем названы улицы во многих городах.

Шолохов Михаил Александрович. Родился 24 мая 1905 г. в х. Кружилином, ст. Вёшенской, Ростовской обл.

Отец – торговослужащий до революции, после, т. е. при Советской власти, продработник. Умер в 1925 г. Мать убита в 1942 г. во время бомбежки ст. Вёшенской немецкими самолетами. Учился в нач. школе, затем в мужской гимназии. Окончил 4 класса в 1918 г. С 1923 г. – писатель. В партию вступил в 1930 г., № партбилета 0981052. Принят в члены ВКП(б) Вёшенской парторганизацией. Партвзысканиям не подвергался, ни в троцкистской, ни в прочих контрреволюционных организациях не состоял, отклонений от линии партии не имел. В армию призван в июле 1941 г. в звании полкового комиссара. Служил спец. военкорреспондентом. Демобилизован в декабре 1945 г. Награжден орденом Отеч. войны I ст., медалями. В плену не был.

Ведомости Верховного Совета СССР Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области).

В это же время Шолохов принимал участие в рукописной газете "Новый мир", играл в спектаклях Каргинского народного дома, для которого анонимно сочинил пьесы "Генерал Победоносцев" и "Необыкновенный день".

В октябре 1922 года переехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Одновременно посещал занятия литобъединения "Молодая гвардия".

В декабре 1924 года в газете "Молодой ленинец" вышел его рассказ "Родинка", открывший цикл донских рассказов: "Пастух", "Илюха", "Жеребенок", "Лазоревая степь", "Семейный человек" и других. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926) и "О Колчаке, крапиве и прочем" (1927). "Донские рассказы" еще в рукописи прочел земляк Шолохова писатель Александр Серафимович, который написал к сборнику предисловие.

В 1925 году писатель приступил к созданию романа "Тихий Дон" о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. В эти годы вместе с семьей он жил в станице Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года — в Вёшенской. В 1928 году две первые книги романа-эпопеи вышли в журнале "Октябрь". Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Чтобы выпустить книгу, Шолохов обратился к писателю Максиму Горькому с помощью которого добился от Иосифа Сталина разрешения на публикацию этой части романа без купюр в 1932 году, а в 1934 году в основном завершил четвертую — последнюю часть, но стал заново ее переписывать, не без ужесточившегося идеологического давления. Седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая — в 1940 году.

Произведение было переведено на многие языки.

В 1932 году вышла первая книга его романа "Поднятая целина" о коллективизации. Произведение было объявлено совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда". Он публиковал фронтовые очерки, рассказ "Наука ненависти" (1942), а также роман "Они сражались за Родину" (1943-1944), который был задуман как трилогия, но не был окончен.

В фонд обороны СССР писатель передал Государственную премию, присужденную в 1941 году за роман "Тихий Дон", на свои собственные средства приобрел для фронта четыре новые ракетные установки.

В 1956 году вышел его рассказ "Судьба человека".

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время". Премию Шолохов передал на постройку школы на своей родине — в станице Вёшенской Ростовской области.

В последние годы Михаил Шолохов работал над романом "Они сражались за Родину". В это время станица Вёшенская стала местом паломничества. В гостях у Шолохова бывали посетители не только из России, но и с различных уголков мира.

Шолохов занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого-девятого созывов. С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел . Он перенес два инсульта, диабет, затем рак горла.

21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вёшенской, где и был похоронен на берегу Дона.

Писатель был почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Андрусского университета в Шотландии.

С 1939 года — действительный академик Академии наук СССР.

Михаил Шолохов был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1960), а также Нобелевской премии (1965). Среди его наград — шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны I степени, медали "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В 1984 году на его родине в станице Вёшенской Ростовской области образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

С 1985 года ежегодно в станице Вёшенской проходит "Шолоховская весна" — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвященный дню рождения писателя.