Прожить историю: что такое иммерсивный театр? Краткая история иммерсивного театра в россии Театр где можно принять участие.

Анна Ковалева

14 мин.

1 декабря 2016 года в российской столице состоялась мировая премьера нового иммерсивного спектакля «Вернувшиеся».  Cтоит поторопиться - после 50 представлений в Москве постановка покинет Россию и отправится в Нью-Йорк!

Что произошло?

1 декабря 2016 года в российской столице состоялась мировая премьера нового иммерсивного спектакля «Вернувшиеся». Москва- первый город, жители которого получили возможность посмотреть это мистическое шоу. Однако стоит поторопиться - после 50 представлений в Первопрестольной постановка покинет Россию и отправится в Нью-Йорк: весной амбициозная режиссерская команда молодой театральной компании Journey Lab начинает репетиции американской версии представления, премьера которой запланирована на осень 2017 года.

Кто поставил это мистическое шоу?



Спектакль «Вернувшиеся» - результат творческой коллаборации молодых американских режиссёров Виктора Карины и Мии Занетти из нью-йоркской театральной компании Journey Lab и российских продюсеров Вячеслава Дусмухаметова и Мигеля, хореографа и наставника шоу «ТАНЦЫ» на ТНТ. В особняке звучит классическая музыка, автором которой стал композитор и лидер группы Therr Maitz Антон Беляев.

С режиссёрами постановки Мией и Виктором мы познакомились в баре театра: в самом начале всех зрителей приглашают погрузиться в атмосферу спектакля в небольшом speakeasy баре, расположенном в подвале особняка. Гости постепенно привыкают к полумраку, а ожидание усиливает любопытство. Впрочем, в бар можно вернуться в любой момент во время действия или же остаться там на коктейль после шоу, чтобы обсудить увиденное с другими зрителями шоу. Мне повезло: увиденное я обсуждала непосредственно с теми, кому и принадлежит идея и реализация этого проекта в России.

Почему Москва стала местом мировой премьеры шоу?


На самом деле, «Вернувшиеся» оказались в Москве благодаря счастливому стечению обстоятельств. Оригинальная идея поставить иммерсивный спектакль в Нью Йорке по пьесе «Привидения» знаменитого норвежца Ибсена принадлежит Виктору Карина (Journey Lab), хотя изначально речь не шла о том, чтобы делать проект в России.

Для того, чтобы подогреть интерес, подготовить американскую публику к Ибсену и сделать небольшой «тизер» будущего спектакля, в начале 2016 года участники Journey Lab Виктор Карина и Миа Занетти решили поставить в Нью-Йорке своего рода приквел будущей постановки. Спектакль вышел под именем The Alving Estate. Приквел отсылал всех пришедших к событиям, предшествующим действию классической пьесы норвежского драматурга: режиссёрам было важно показать, что лежит в основе переживаний героев и наглядно продемонстрировать, как события из прошлого влияют на настоящее. Билеты на представление были очень быстро распроданы, а реакция критиков оказалось на удивление положительной. По счастливой случайности (как минимум, для прогрессивной театральной публики Москвы) на этом спектакле оказалась нынешний креативный продюсер «Вернувшихся» Анастасия Тимофеева, которую очень впечатлило увиденное.

Идея поставить масштабный иммерсивный спектакль в Москве давно была у хореографа Мигеля, известного российской публике по популярному телепроекту «Танцы» на ТНТ. Мигель не один раз побывал на культовом иммерсивном шоу Sleep No More в Нью-Йорке и твердо решил сделать нечто подобное в Москве. Вместе с продюсером ТНТ Вячеславом Дусмухаметовым Мигель организовал встречу с молодыми участниками Journey Lab, авторами The Alving Estate, и предложил им сделать совместный иммерсивный проект в Москве. Уже весной 2016 года в российской столице началась активная работа над созданием мировой премьеры мистической пьесы «Вернувшиеся».

Что такое «иммерсивный спектакль»?



Иммерсивность (от англ. immersive - создающий эффект присутствия, погружения) - совершенно точно один из главных трендов современного искусства. Иммерсивный театр – не исключение, это своего рода закономерный итог сразу нескольких тенденций в прогрессивной режиссуре и в сфере популярного городского досуга.

Главная особенность иммерсивного спектакля - возможность создать эффект полного погружения зрителя в происходящее и вовлечь его в сюжет постановки. В любой момент участники действия могут начать прямо взаимодействовать со зрителями - актеры могут обнять вас, завязать глаза, взять за руку или отвести в другую комнату. Порой для того, чтобы вывести зрителя из зоны комфорта, достаточно просто на протяжении долгого времени смотреть ему в глаза. Отличительная черта иммерсивных постановок в том, что зрители перестают быть просто наблюдателями в зрительном зале и становятся полноправными участниками всего действия. Кстати зрительного зала в мире иммерсивного театра в традиционном смысле этого слова тоже нет, действие театра-променада развивается одновременно сразу в нескольких разных локациях.


В случае с «Вернувшимися» действие пьесы происходит в особняке начале XIX века в Дашковом переулке в центре Москвы. Команде талантливых декораторов и художников по костюмам удалось воссоздать интерьер, впитавший в себя дух времени. В доме четыре этажа и около 50 комнат, в каждой из которых разыгрывается зачаровывающее действие, сочетающее в себе энергетику прогрессивного театра, визуальную эстетику кинематографа и поражающие воображение спецэффекты.

Как шла работа над проектом?



В течение полугода молодые американские режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти в режиме строгой секретности работали с российскими артистами и обучали их новаторским техникам иммерсивного театра. Примечательно, что многие из тех, кто задействован в постановке, до этого ни разу не видели спектаклей-бродилок.

Техника, с которой работает режиссерский тандем Виктора и Мии, широко распространена в США, для Москвы же это было в новинку. Актеров учили правильно взаимодействовать с людьми – в ходе работы над проектом вся команда выполняла целый ряд упражнений на раскрепощение. К примеру, одним из заданий для артистов было лечь посреди московского метро и спокойно наблюдать за реакцией прохожих.

В отличие от нашумевшего иммерсивного «Черного Русского» Максима Диденко, в спектакле «Вернувшиеся» заведомо нет известных медийных лиц. На кастинге актеров набирали совсем по другим критериям. Оценивали артистов, исходя из того, как они владеют своим телом, как взаимодействуют с толпой, как смотрят на прохожих- искали тех, от кого невозможно отвести взгляд. К примеру, одно из заданий на кастинге состояло в том, чтобы сделать что-то, чтобы за актером захотелось пойти. В общей сложности более 900 артистов со всех концов страны приняли участие в кастинге на шоу. Выбрали лучших: в проекте задействованы 31 профессиональный актер и танцор.

Интересно, что ни Миа, ни Виктор не говорят по-русски. Хотя, по их собственному признанию, это не было проблемой. Главным было сделать так, чтобы актерская игра была понятна вне зависимости от языка, на котором говорят герои.

Что лежит в основе «Вернувшихся»?



В основе шоу - пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена «Призраки» или «Привидения», написанная в далёком 1881 году. Долгое время пьеса была запрещена как в Европе, так и в России за свою излишнюю «натуралистичность». Впервые «Призраков» поставили на сцене лишь в 1903 году. «Привидения» - не простая пьеса, это смелая и крайне остросоциальная история о крушении этики протестантизма, а точнее о том, как за фасадом весьма идеальной жизни (на первый взгляд) скрываются душевные страдания и метания.

В доме фру Альвинг идут важные приготовления - в скором будущем должны открыть приют, построенный на деньги вдовы достопочтенного капитана Альвинга в память о нём. В честь этого вместе собираются родственники капитана и старые друзья семьи, однако мистические события и призраки, будто вернувшиеся из прошлого, трагично меняют судьбы героев пьесы. Знание сюжета - серьезный козырь в руках зрителя, заранее снимающий возможные вопросы и позволяющий соединить разрозненные эпизоды в мозаику.

Сам Ибсен говорил о том, что название пьесы стоит переводить как «Те, кто вернулся», что кстати получило отражение в русском названии шоу. Интересно, что, когда шоу уедет в США, у него будет новое название, предположительно “Give me the sun” - это одна из реплик Освальда, сына умершего капитана.

Почему в шоу так много откровенных сцен?


В шоу действительно есть сперва шокирующие откровенные сцены (да-да, спектакль 18+). Спойлер: не пропустите оргию, которая происходит во время действия. Я пропустила, ну хотя, надо признаться, я всегда пропускаю все оргии:)

Помните, что количество увиденных откровенных сцен зависит только от вас. По словам создателей проекта, к откровенности обязывает текст оригинала - многие работы норвежца Ибсена строятся вокруг того, что читается между строк и, как правило, остается за кадром. Сцены сексуального характера не случайны: они выделяют различные моменты в истории каждого из персонажей. К примеру, чувственные сцены подчеркивают непростые жизненные пути молодого Освальда и его отца и помогают зрителю понять, почему и как сын унаследовал образ жизни отца. Так, откровенные сцены призваны продемонстрировать, как глубинные желания человека могут повлечь за собой страшные последствия для него самого.


Сексуальные элементы – своего рода провокация. Откровенные сцены воздействуют на зрителя особым психологическим образом, заставляя его забыть о том, что кажется запретным, и посмотреть на мир свежим открытым взглядом, свободным от осуждения других людей. Авторы идеи проекта хотят, чтобы все пришедшие почувствовали себя некими привидениями дома в Дашковом переулке, которые могут понаблюдать за героями в моменты их наибольшей слабости и уязвимости. Так, откровенные сексуальные сцены помогают зрителю лучше понять, что творится в душе персонажей и глубже показывают внутреннюю борьбу героев.

Интересная история произошла с тизером «Вернувшихся». По словам организаторов, российские телеканалы отказались транслировать тизер шоу на ТВ, посчитав его чересчур откровенным. Так, премьера тизера состоялась в сети в Instagramе. Впрочем, это не помешало тизеру собрать более 50 миллионов просмотров за первые сутки трансляции.

Так стоит ли идти на спектакль?



Определенно да, но будьте готовы - это смелый спектакль. «Вернувшиеся» - первая полноценная иммерсивная постановка в традиции культовой театральной команды Punchdrunk, заложившей основы мирового иммерсивного театра. Тенденция к всеобщей иммерсивности – один из самых заметных трендов современной индустрии развлечений, но, кажется, что впервые в Москве к жанру променад-театра отнеслись столь основательно и подошли так серьезно. После спектакля у зрителей остается интересное послевкусие и ощущение зачарованности всего произошедшего. В баре после представления зрители делятся с друзьями своими ощущениями, сравнивая свой опыт увиденного: воспоминания о мистическом шоу складываются в мозаику, как кусочки пазла. В таинственный особняк на Дашкове хочется вернуться: осталось слишком много неразгаданных загадок.

Премьера «Вернувшихся» вызвала большой интерес не только среди зрителей, но и у профессионального сообщества театральной Москвы. Шоу стало хедлайнером программы одного из самых престижных театральных событий столицы - фестиваля Нового европейского театра NET.
Ну и да, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США.

Что нужно сделать перед просмотром?


1. Познакомиться с пьесой Ибсена. Если вы заранее знакомы с историей и персонажами, вы сможете по-настоящему погрузиться в секреты дома, не пытаясь угнаться за сложными сюжетными линиями. Для контекста и погружения в правильную атмосферу можно посмотреть несколько фильмов Дэвида Линча и почитать про строгие нравы общества конца 19 века.

2. Взять билеты на более раннее время (зрители заходят в 3 захода). Чем раньше вы придете, тем больше времени будет на то, чтобы все исследовать. Зрители сами определяют время, которое проведут в доме на Дашковом. В стенах особняка можно задержаться всего на час, но и трех часов может оказаться недостаточно, чтобы все посмотреть. Пространство и убранство дома - вполне самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (браво художникам Руслану Мартынову и Ивану Буту).

Разглядывать декорации отнюдь не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы. Правила поощряют зрительское любопытство: никто не будет против, если вы прочтете письмо, которое лежит на столе, или покопаетесь в чемодане одного из героев. Можно померить украшения фру Альвинг, можно присесть за обеденный стол к героям или понаблюдать вблизи за тем, как актриса прихорашивается и любуется собой перед зеркалом.

3. Надеть удобную обувь без каблуков - приготовьтесь много ходить, а ещё в доме не мало лестниц. Порой для того, чтобы уследить за персонажами, придется даже бегать.


4. Разделиться с друзьями и не ставить цели увидеть все. Такая стратегия позволит вам увидеть разный набор эпизодов, и, будьте уверены, так будет интереснее их сопоставить после. Обязательно останьтесь на коктейль в баре и обсудите увиденное с другими зрителями. Что касается разных зрительских стратегий, то здесь есть несколько вариантов. Можно выбрать понравившегося вам актера и следовать за ним: так вы станете свидетелем одной, зато полноценной сюжетной линии. Другая поведенческая тактика - осесть в одной из множества интересных локаций, встречая и провожая персонажей, которых сюда заносит логика сюжета. Если вы привыкли плыть против течения, то смело выбирайте путь исследователя: это отличный шанс рассмотреть весь многочисленный реквизит дома, прочитать письма, написанные каллиграфическим почерком, содержание которых дополняет реплики героев постановки, пролистать книги, которые вы найдете на своем пути. Все зависит только от ваших желаний и фантазии.

5. Не бояться остаться один на один с персонажами - так правда интереснее. Вам должно быть все время любопытно, не стоит постоянно ходить за большинством зрителей. Наблюдать за происходящим в толпе других зрителей не так интересно, как исследовать все самому. В отдаленных уголках дома таится много секретов, которые очень ждут, чтобы их раскрыли.

6. Быть открытыми. Чем больше вы обнажаете душу, тем больше вы получите в ответ.


«Вернувшиеся» - это уникальный спектакль, дающий чувство свободы и полной сопричастности к происходящему. Это смелый театр, где главное - не зрелище, а личный драматический опыт.

Главное правило – никаких правил.

Индустрия развлечений меняется и развивается. Последнее ноу-хау – иммерсивный театр. Формат появился в Нью-Йорке и буквально за несколько месяцев покорил мир.

Здесь зритель полностью погружается в действие, ведь в таком театре в буквальном смысле. Как правило, в иммерсивных шоу задействовано большое количество актеров, а сами события разворачиваются в необычных локациях.

События могут развиваться нелинейно – у каждого персонажа своя история, но все они сплетены между собой. Зачастую, оказываясь на спектакле второй или третий раз, зрители открывают для себя новые истории, которые в прошлый раз могли попросту остаться незамеченными.

Вернувшиеся

Когда: 16, 18, 23, 24, 25, 30, 31 августа;
1, 7, 8, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 28, 29 сентября;
4, 5, 6, 12, 13, 20, 25, 26, 27 октября;
2, 3, 4, 9, 10, 16, 17, 22, 23, 24, 30 ноября;
1, 7, 8, 13, 14, 15, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30 декабря

Первый в России и всего четвертый в мире успешный проект данного жанра. Здесь вместо сцены используется четыре этажа особняка, а зрители участвуют в шоу, надев специальные маски.

Для создания спектакля актерам пришлось долго осваивать необычные методики взаимодействия с аудиторией. За время подготовки в особняке появились потайные лабиринты и двери.

«Увидеть все детали и понять новаторскую форму проекта невозможно за один визит, говорит Мигель, продюсер, режиссер и хореограф-постановщик шоу. – 240 сцен проходят параллельно на протяжении двух с половиной часов в 50 комнатах особняка, некоторые из которых являются тайными».

Зеркало Карлоса Сантоса

Здесь зрителя приглашают не на спектакль, а на ужин. При этом обещают, что это будет самый необычный ужин из тех, что может случиться в Москве. Гостей ждет событие на грани музыки, театра и перфоманса. Конечно, не обойдется без вкусных закусок и вина.

Пиковая дама

Вершина творчества Чайковского – мистическая и страшная опера «Пиковая дама». Но что будет если к великой музыке добавить мрачные интерьеры и великолепную игру актеров? Зрителей ждет атмосфера страстей, азарта и беспощадной судьбы. Проводником в этот мир станет сам Пушкин.

В спектакле заняты около 70 артистов - музыканты, оперные певцы, балет, драматические актёры. Идеальный живой звук, виртуальные декорации и оптические иллюзии позволяют зрителям чувствовать себя участниками разворачивающихся прямо вокруг них событий.

Идиот

Отправиться в путешествие по страницам одноименного романа Достоевского можно вМосковском Драматическом Театре им. Сергея Есенина. Спектакль-путешествие вынуждает зрителя стать непосредственным участником событий, а текст Достоевского звучит современно и будто обращается к ряду сегодняшних проблем.

Фото с сайта "Спектакли - Усадьба Струйских"

Школа сна

Зрителям раздаются пижамы, укладывают на специально предоставленные кровати и учить правильно спать. Спектакль «Школа сна» становится уникальным мастер-классом, который организовали московский Центр драматургии и режиссуры в партнерстве с неформальным театром «Трикстер».

Здесь сон представляется как научное явление, которым можно управлять. А что еще может быть нужно человеку в XXI веке?

Лет пять назад я в Нью-Йорке попал в трехэтажное здание "Маккитрик-отеля", где на разных этажах и в разных комнатах можно ходить и наблюдать спектакль, который происходит в разных местах этого здания. Называется спектакль "Слип ноу мор", отличная постановка. Будете в НЙ, сходите непременно (http://www.sleepnomore.com/).

И вот сигнал дошел до наших широт. В центре Москвы нашли целый особняк ("дом Троекурова") и приспособили его под спектакль "Черный русский" (https://blackrussianshow.ru/). Типа, по роману Пушкина "Дубровский".

Сходил. Рассказываю все, как было.

Значит, входишь в здание. По сторонам валяется свежий еловый лапник. Подходишь к стойке, там всех друзей разлучают, выдавая им разные полигональные маски - оленя, лисички и совы. Потом по этим маскам сегрегируется пассажиропоток по зданию.

Маска неудобная шопиздец. Вдавливает очки в глаза, все в жиру и пятнах от моргания ресниц по линзам. Если снять очки, то маска идеально впивается между глазным яблоком и нижним веком. А если учесть, что у меня была маска оленя, и я постоянно задевал рогами за дверные проемы и полки, то закончился бы мой вечер в особняке Гельмгольца. Так что в очках и в маске с усеченным полем зрения сдал я в гардероб свою куртку.

Таборы лисиц и сов куда-то увели, а стадо оленей погнали на кухню. Кухня настоящая, продукты настоящие, все даже вкусно, но выглядит омерзительно. Подобраны продукты черного цвета - бородинский хлеб, кровяная колбаса, баклажаны, изюм и чернослив. Я в принципе ненавижу эстетику разлагающегося декаданса, а тут она была мастерски поддержана поварами, напоминающими московских дизайнеров, которые ходят во всем черном. При этом выдавали водку. Странно, что водка была прозрачная, существует ведь черная ("Блавод" называется).

Это место мне больше всего понравилось - дали стопку, кровянка на хлебушке отличная оказалась. Олени на кухне выглядели как дамы в Саудовской Аравии, которые едят макароны, не снимая чадры. Все выпили, глаза под очками еще сильнее запотели.

Нас повели в комнату с сеном. Сено пахло сеном. И тут актеры начали играть. Боже, даже в Вологде уже драматургическая школа шагнула вперед. Под русское пение актеры плохо заламывали руки, прыгали по сену, никакого осмысленного сюжета или текста при этом не было. Потом пошли на второй этаж в отдельную комнату.

Там француз романтически танцевал с медведем, потом выстрелил в него громким пистоном. Медведь ебнулся на пол. Француз подошел, снял с медведя голову с плечами, внутри оказалась баба. Француз нежно руками погладил ее по лицу, баба избавилась от шкуры, оказавшись полностью голой. Баба сделала поворот на месте, легла на стол, но быстро передумала лежать и убежала в другую дверь.

Потом все пошли в лес из пенокартонных елок. Вот тут я реально вспомнил резиденцию Деда Мороза в Великом Устюге - там ровно такие же декорации в здании. И тоже всех водят между елками для создания сказочного настроения. Все ходят, значит, среди этих елок как змейка в Нокии. Потом все останавливаются, и актеры начинают собирать из зрителей пары. Актриса приводит ко мне девушку в маске и говорит, что вот нашла мне девушку хорошую, мол, общайтесь и знакомьтесь.

А я чувствую, что слоган спектакля "в этом доме сходят с ума" не такой уж и нечестный. Я пришел в театр, а мне надели маску, налили водки, отвели в картонный лес и выдали случайную девушку. Какая-то, блять, свинг-вечеринка для импотентов и по мотивам Пушкина.

Потом были еще какие-то невнятные номера, а в финале всех зрителей собирают в одном зале, где происходит уже главная сцена. Это огромный круглый крутящийся стол, на котором все актеры очень плохо и невнятно танцуют. Никакого смысла в текстах, сценографии и сюжете нет. С оригинальным произведением связывают спектакль только крики "Маша!" и "Дубровский!".

В конце Дубровского стреляют, он падает. И только в этом месте случается заслуживающая внимания театральная находка. На стенах зала все это время шла очень слабая видеопроекция (плохая яркость и ужасное разрешение). И после выстрела кровь красиво так типа разбрызгивается по стенам. На видео, конечно.

Но тут стоящий на сцене карлик (а карлик в театре - как розочка из масла на торте, всегда изображает эмоцию, но совершенно несъедобна) щупает у Дубровского пульс и говорит "Финита ля комедия!"

Все, после этого очередь в гардероб.

Билеты стоят от 5900 до 7900 рублей. Если у зрителя есть столько денег, и хочется иммерсивного театра, то я бы порекомендовал стрип-клуб. Там тоже актрисы среди зрителей ходят и тоже водку наливают, только танцуют лучше. И нету карликов, блять.

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Превратить пьесу Генрика Ибсена «Привидения» (1881) в иммерсивный спектакль придумали одни из пионеров жанра - американская команда Jorney Lab совместно с российской продюсерской компанией YesBWork. Зритель, попадающий по билету в старый особняк, получает полную свободу перемещений, возможность совать нос куда попало и обнаруживать, например, потайные ходы и комнаты. Режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти полгода в режиме строгой секретности обучали артистов техникам иммерсивного театра. За движение и вообще за энергию проекта ответственен Мигель, хореограф шоу «Танцы». Впервые в здешних широтах к жанру променад-театра отнеслись столь основательно.

Идти нужно обязательно

По ряду причин. Во-первых, это первый в России полноценный иммерсивный спектакль в традиции театральной группы Punchdrunk, заложенной их легендарным «Sleep No More». До этого был разве что «Норманск» в Центре им. Мейерхольда, но и тот мало кому удалось увидеть - нуар-бродилку по Стругацким показали меньше десяти раз. Во-вторых, «Вернувшиеся» - вещь, настолько качественно исполненная, многогранная, исторически достоверная и эротичная, что хочется немедленно привести сюда за руку всех апологетов всего «классического» вместе с любителями подчеркнуто «современного». И в-третьих, спектакль покажут только 50 раз, а потом увезут в США.

Прочитайте пьесу Ибсена «Привидения»

Или ее краткое содержание. Например, . Знание сюжета - серьезный козырь, заранее снимающий возможные вопросы вроде: «Кто эти люди?», «Что происходит?» или «Почему этих двоих парней называют одним именем?» Впрочем, и без примерного представления о сюжете разрозненные эпизоды сложатся в пазл. Если совсем упрощать, «Привидения» - семейная драма конца XIX века, главную героиню преследуют фантомы из прошлого, радикально меняя будущее.

Не ходите компанией друзей или парами под ручку

Во-первых, этого просят не делать организаторы. А во-вторых, разделившись, вы сможете увидеть разный комплект эпизодов, тем интереснее потом будет их сопоставить. Если вам кажется, что вы ничего не понимаете - вспомните какое-нибудь свое путешествие. С путеводителем вы наверняка быстро нашли важный музей, дворец или небоскреб, но когда вы просто отправились, куда глаза глядят, вы наверняка наткнулись на удивительный дворик, невероятное граффити или нелегальный рейв - и испытали не меньший восторг.

Не стремитесь следить за сюжетом

Все сцены вы все равно не увидите, и в этом суть - все как в жизни. Тем более что пространство дома и его оформление - абсолютно самодостаточный музей европейской культуры и быта конца XIX века (художники Руслан Мартынов, Иван Бут). Прямо как великий лондонский «музей-натюрморт» Денниса Сиверса, где все устроено так, будто хозяева только что ушли. Наполненные старым стеклом буфеты и туалетные столики, инструменты цирюльника и параферналии для курения, светильники и обои - разглядывать это все не менее увлекательно, чем следить за ходом пьесы.

Не ждите от актеров блистательной психологической игры

Артисты все безумно красивы, пластичны и харизматичны. От рыжего великана-столяра вообще невозможно оторвать глаза. А какова сцена полета в коридоре, когда актеры взмывают под потолок, используя альпинистские зацепы! Но не обманывайте себя: это не новый русский драматический театр. Чтобы увидеть актерское мастерство XXI века, сходите на «СЛОНа» брусникинцев. У команды «Вернувшихся» все же иная суперсила - поразительное умение не замечать плотно обступившей толпы зрителей.

Надевайте кеды вместо туфель, линзы вместо очков

На входе вы получите маску (весьма удобную, кстати). В принципе, очки можно надеть и поверх нее, просто это не очень комфортно. То же с обувью - приготовьтесь много ходить по лестницам. И вообще, советуем перед выходом из дома ознакомиться со всеми подобными .

Пристраивайтесь за перемещающимися персонажам

Как за машиной скорой помощи в пробке. Это самый легкий способ достичь тотального погружения в духе фильмов Германа-старшего.

Не бойтесь остаться один на один с персонажем


Есть шанс испытать так называемый персональный опыт. Например, услышать шепотом нечто, адресованное только вам. Актеры заманивают зрителей в комнатку избирательно, гарантированный опыт обещан тем, кто купит VIP-билеты по 30 000 рублей. Но делать это необязательно.

Не пейте вино в баре

За бокал попросят 680 рублей. Дорого!

Не пропустите оргию

Главная сцена спектакля изображает свальный грех. Пропустить это довольно сложно, так как участвуют в нем почти все персонажи. Но это значит, что в одном месте собираются сразу почти все зрители. Чтобы заранее занять удобные места и не сгинуть в толкучке, рекомендуем заблаговременно засесть в самом просторном зале подвала. Ориентир - стробоскоп.

Дождитесь финала

За один вечер проигрывается два лупа без остановки. После первого актеры меняется ролями, а эпизоды - локациями. В конце второго происходит большой и важный финал на верхнем этаже в мансарде. Зрители вольны прийти и уйти в любое время, но посмотреть финал все-таки стоит. Там действительно расставляются все точки и случается заслуженный и деликатный катарсис.