Рассказ про мальчика который играл на саксофоне. История саксофона

Как и певческие голоса виды саксофонов бывают сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон и бас. Всё просто — от высокого к низкому. Самые популярные в наше время это — сопрано, альт, тенор и баритон. Рассмотрим все по порядку:

Сопранино

В семействе саксофонов самый высокий, обладает выразительным и ярким звуком, напоминает звучание малого кларнета, но всё же имеет более мягкий оттенок звука, в котором нет ни капли резкости. Он очень певуч, и хорошо подходит для лирических композиций.

Сопрано

В нижнем и среднем регистре похож тембром на английский рожек, в верхнем и высшем напоминает корнет, но немного с другим оттенком. Сопрано свойственно яркое и певучее звучание, хорошо подходит как для классики так и для эстрады, джаза. Но лучше всего на саксофоне-сопрано исполняются кантиленные мелодии, он очень певуч и способен растрогать любого слушателя.
Технические показатели очень высоки, можно многое позволить.

Альт

Один из самых крутых представителей семейства является альт. Богатство звука, разные краски тембра. Его можно смело назвать лучшим солистом симфонического, джазового, эстрадного оркестра и любых ансамблей. Многие композиторы выбирают именно альт для исполнения как сложных технических пассажей, так и кантиленных мелодий.

Средний регистр напоминает человеческий голос, а при усилении динамики звука, характер инструмента меняется на экспрессивный и драматический. А звукам верхнего регистра характерна пронзительность, яркость и блеск. Высший регистр очень напряженный и крикливый.

Тенор

Тенор, как и его брат альт, имеет успех как и в сольной, так и в оркестровой, ансамблевой музыке. Звук тенора сочный, полный, он умеет всё, и поплакать, и повеселиться, так как обладает высокими техническими способностями. Очень распространен для ресторанной музыки.

Баритон

Баритон сильный! обладает мощной и густой звучностью, особенно в среднем и нижнем регистре. А его верхний регистр звучит не очень выразительно, как бы сдавленно. Баритон чаще используется в оркестрах, ансамблях для мощной поддержки низкими, сильными звуками, но и сольно можно увидеть не мало хороших исполнителей. Очень хорошо слушается в джазовой музыке. Технические способности не значительно отстают от братьев, он сумеет осилить и тяжелые пассажи.

Бас

Бас-саксофон звучит объемно и насыщенно в среднем и нижнем регистре, в верхнем очень сжато и хрипло, что тоже интересно. Используется такой инструмент крайне редко в отличии от баритона. Технические возможности ограничены.

Вот они, все виды саксофонов, самые популярные из них: альт, тенор, а баритон и сопрано используют в основном в джаз-бендах или оркестрах, а бас и сопранино мало кто встречал. Желаю творческих успехов и исполнения желаний.

Мундштук для саксофона является важнейшей деталью всей конструкции. На него крепится трость, которая создает вибрации и посылает звук в тело инструмента. Другими словами, мундштук можно назвать "сердц...

Музыка способна творить чудеса и некоторые люди не могут жить без нее. Когда человек решает попробовать себя в этом деле, перед ним встают совершенно очевидные вопросы. Если речь идет о начинающем сак...

Человека на протяжении всей его жизни сопровождает музыка. Музыка бывает разной: кто-то склонен к импровизации джаза, кто-то любит вечную классическую музыку, а кто-то предпочитает банальную «попсу». Одним словом, сколько людей, столько и музыкальных пристрастий. Помимо этого, существует и огромное количество музыкальных инструментов. И об одном из них, мы и хотим вам рассказать.

Саксофон является достаточно молодым музыкальным инструментом, который был изобретен в 1842 году Адольфом Саксом, бельгийским музыкальным мастером. Сакс к тому времени был уже довольно известным музыкальным мастером и имел несколько патентов. Своей деятельностью он занимался в мастерской своего отца и искал возможность устранить различия в интонациях медных и деревянных духовых инструментов. Сакс, в виде основы использовав кларнет, заменил корпус, выполненный из дерева, на металлический корпус, при этом немного изменив устройство мундштука. К низу он сделал инструмент расширяющийся, и оснастил его более удобной гобойной и флейтовой аппликатурой.

Представителей духовых военных оркестров сразу заинтересовал новый музыкальный инструмент. Вскоре, Гектор Берлиоз – знаменитый композитор в парижской газете «Journal des Debats» публикует статью, которая полностью посвящается новейшему музыкальному инструменту. Именно он и дал название «Саксофон». Сам Берлиоз пишет новое произведение для саксофона, и уже через малый промежуток времени это новшество звучит впервые в составе оперного оркестра на премьере оперы «Последний царь Иудей» — Жоржа Кастнера.

В 1845 году вместе с другими разработками Адольфа Сакса – саксотрубами и саксогоранми, вытесняют из французских духовых военных оркестров такие музыкальные инструменты, как фагот, гобой и валторна.
Сакс, в 1846 году получает патент на создание целого «семейства» этого музыкального инструмента.

Великий мастер, незадолго до своей смерти проиграл судебный процесс, в котором его обвинили в плагиате. Производство его признали банкротом, и в результате, великий и талантливый музыкальный мастер ушел из жизни в нищете. На долгие годы саксофон был забыт людьми, пока его американские музыканты «не воскресили», превратив саксофон в ведущий инструмент джаза.

Так, что собой представляет саксофон? Как мы уже говорили выше, изготавливается он из металла, и состоит из трех основных частей: это корпус, раструба и эса. Мундштук, который является основным предметом звукоизвлечения, который крепится на эс. Сам мундштук состоит из корпуса, который изготавливается из металла, эбонита, трости, пластика или бамбука. При помощи «машинки», то есть приспособления с одним или двумя винтами, крепится к мундштуку трость. В основном, так называемые «машинки», изготавливаются из металла, но и иногда используют и кожаные.

Создателем этого чудного инструмента считают выдающегося франко-бельгийского инструментального мастера Адольфа Сакса. Однажды Саксу стало интересно узнать, можно ли сделать музыкальный инструмент, который бы стал промежуточным звеном между деревянными и медными духовыми.

Инструмент, который бы был способен сочетать тембры меди и дерева, как нельзя кстати пригодился бы для несовершенных на то время военно-духовных оркестров Франции. Для воплощения своей идеи в реальность Сакс решил прибегнуть к новому принципу построения: он соединяет коническую трубу с тростью кларнета и клапанным механизмом гобоя. Инструмент имел металлический корпус. Внешне он был похож на басовый кларнет. Сама трубка расширялась в конце и сильно загибалась вверх. К ней была прикреплена трость на наконечнике из метала. В целом получившейся инструмент чем-то напоминал английскую букву S. Отметим, что задумка Сакса получилась великолепной. Новому инструменту удалось соединить в себе свойства медного и деревянного духовых военных оркестров. Кроме того, особое внимание привлек получившийся тембр. Звук, издаваемый саксофоном, напоминает звучание английского рожка, кларнета и виолончели. Но, нельзя упустить тот факт, что сила звука саксофона во много раз превышает силу звука, издаваемую кларнетом.

Сначала саксофон стали активно использовать в военно-духовых оркестрах Франции, а в скором времени им заинтересовался оперный с симфоническим оркестры. Не одно десятилетие саксофон использовали только французские композиторы, а именно Тома, Массне, Бизе, Равель и др. Но по истечению некоторого времени саксофон обрел популярность среди композиторов разных стран мира. Рахманинов, например, задействовал саксофон для воспроизведения своей одной самой прекрасной мелодии в первой части «Симфонических танцев».

Интересно, что с момента своего возникновения саксофон прошел интересный путь и даже столкнулся с мракобесием. В Германии, когда в этой стране процветал фашизм, игру на данном инструменте запретили, мотивируя это тем, что саксофон имеет неарийское происхождение.

В начале 20 века саксофоном заинтересовались музыканты из джаз-ансамблей и таким образом этот инструмент стал «королем джаза». Большинство композиторов 20 века высоко оценили саксофон. Например, Дебюсси придумал Рапсодию для данного инструмента с оркестром.

Если и вы решили научиться играть на легендарном инструменте, трости для альт саксофона купить вам будут просто необходимы. Обратитесь к профессионалам в Магазин музыкальных инструментов duhoviki.ru, там вам помогут выбрать то, что нужно из всего многообразия предложений.

САКСОФОН

Основные сведения

Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева.

Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя.

Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент «мундштучным офиклеидом », а название «саксофон » было предложено несколько лет спустя Гектором Берлиозом .

С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже - в симфоническом, ещё реже - в качестве солиста. Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки.

Саксофон обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Устройство саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.



Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштукакларнета : он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей - иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров - более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок) , которая тоже схожа по строению с тростью кларнета . Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления - лигатуры , представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Разновидности саксофонов, их семейство

Семейство саксофонов , сконструированных Саксом, состояло из четырнадцати разновидностей. В наше время используется только семь из них:

Из представленных в таблице семи разновидностей чаще всего применение в музыке находят сопрановый, альтовый, теноровый и баритоновый саксофоны. Они составляют квартет саксофонов. Иногда в таких ансамблях сопрановый саксофон заменяется вторым альтовым. Сопрановый, альтовый и теноровый саксофоны используются как в классической музыке, так и в джазе, баритоновый - преимущественно в джазе и родственных жанрах.

Большая часть саксофонов - транспонирующие инструменты, то есть ноты, исполняемые ими, не соответствуют по высоте звучания написанным. Современные саксофоны делятся по строю, и, соответственно, по транспонированию на две группы: in Es (при исполнении ноты до прозвучит ми-бемоль) иin B (при исполнении ноты до прозвучит cи-бемоль).

Современными фирмами-изготовителями музыкальных инструментов иногда выпускаются особые разновидности саксофонов, такие как саксофон-пикколо (соприлло), субконтрабасовый саксофон и др., но такие инструменты существуют в единичных экземплярах и используются крайне редко.

Сакс сконструировал две группы саксофонов: первая - инструменты строя in C и in F (в строях до и фа соответственно), предназначались для симфонических оркестров, вторая (те, которые известны сегодня) - инструменты in B и in Es (в строях си-бемоль и ми-бемоль соответственно) - должна была стать частью военных духовых оркестров. Однако вскоре выяснилось, что инструменты военных оркестров обладают рядом преимуществ перед саксофонами in C и in F , эти модели постепенно вышли из употребления и после 1930 года массово уже не выпускались, хотя сопрановый саксофон in C изредка используется в практике некоторых музыкантов

Диапазон саксофона состоит из трёх регистров: низкого, среднего и высокого, и покрывает две с половиной октавы. В некоторых современных сочинениях используется «фальцетный» регистр (выше высокого), который достигается с помощью специальной аппликатуры, позволяющей достичь «флажолетных» гармонических звучаний.

Саксофон-сопрано - это самый маленький из четырех наиболее распространенных разновидностей саксофона. В отличие от больших разновидностей, у саксофона-сопрано нет У-образно изогнутой трубки. В квартете саксофонов, саксофон-сопрано исполняет самую высокую партию. Его часто используют для исполнения основной партии в небольших джаз-бандах и, нередко, в смешанных джаз-рок группах.

Альтовый саксофон является одним из наиболее популярных представителей семейства саксофонов в целом, благодаря тому, что это весьма гибкий в применении и очень выразительный музыкальный инструмент. Его широчайший диапазон и бархатистый звук делают альтовый саксофон фаворитом среди инструментов, используемых в популярных группах и оркестрах различной величины. В качестве сольного инструмента альтовый саксофон особенно популярен при исполнении джазовых композиций.

ТОНАЛЬНЫЙ ДИАПАЗОН Две с половиной октавы.
МАТЕРИАЛ Лакированная медь.
РАЗМЕР 74 см в высоту; длина трубки 1,2м.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Изобретен бельгийцем Адольфом Саксом, в Брюсселе, около 1840г. Всего же Саксом были изобретены 14 саксофонов различных размеров, с характеристиками от высокого сопрано до контрабаса.
КЛАССИФИКАЦИЯ Духовой инструмент, т.е. который производит звуки при помощи вибрации воздушного столба.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Альтовый саксофон классифицируется как духовой инструмент, потому что его звук создается вибрацией язычков.

Одним из самых выразительных представителей семейства саксофонов является саксофон-альт. Богатство и многокрасочность его звуковой палитры придают ему качество одного из ярких солирующих голосов духового, симфонического, джазового оркестров, а также различных камерных ансамблей.
Эти качества привлекают внимание многих композиторов, которые в своих произведениях поручают саксофону-альту исполнение напевных, кантиленных мелодий и сложных технических пассажей.
Звуки среднего регистра альтового саксофона напоминают тембр человеческого голоса, а при усилении динамики характер звучания инструмента приобретает черты экспрессивности и драматизма. Чем выше тесситура, тем больше напряженности в звучании инструмента, так как звукам верхнего регистра присуща некоторая пронзительность, а вместе с тем особая яркость и блеск. В этом регистре возможна динамика от меццофорте до форте.

Звуки высшего регистра отличаются еще большей напряженностью и некоторой крикливостью, они доступны лишь в нюансе форте или фортиссимо.

Альтовый саксофон стал чуть ли не самым популярным из всех 14 разновидностей саксофонов, представленных Адольфом Саксом парижской публике.

Саксофон альт, с его чувственным, бархатистым тоном, в сочетании с доступной ему беглостью кларнета завоевал прочное место в джазовой и популярной музыке. При содействии Мориса Равеля альт оставил след и в русской музыке: его голос звучит в оркестровом переложении «Картинок с выставки» Модеста Петровича Мусоргского (1870), выполненном в 1922 году.

Альт был первым инструментом прославленного джазового мастера тридцатых-сороковых годов прошлого века Лестера Янга и парадоксального, неповторимого Чарли Паркера, который учился музыке и искусству импровизации «с нуля» по записям Янга.

Баритон-саксофон является самым крупным видом наиболее часто используемых саксофонов. Баритон-саксофон изобретен бельгийцем Адольфом Саксом примерно в 1840 году. Звук баритон-аксофона хриплый и выразительный. Хотя он изначально появился в военных оркестрах, в настоящее время этот инструмент наиболее часто можно встретить в джазе.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя , а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете . При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует скларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны ). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры - фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Выдающиеся саксофонисты

· Джон Колтрейн - один из крупнейших джазовых саксофонистов второй половины XX века;

· Бен Уэбстер - американский джазовый тенор-саксофонист, выдающийся мастер свинга;

· Пол Дезмонд - американский джазовый альт-саксофонист, автор одной из наиболее популярных джазовых композиций «Take Five»;

· Орнетт Коулман - американский джазовый саксофонист, композитор, один из основателей стиля «Фри-джаз»;

· Джерри Маллиген - американский джазовый саксофонист, композитор, аранжировщик, один из основателей стиля «кул»;

· Брэнфорд Марсалис - американский джазовый и классический саксофонист, брат Уинтона Марсалиса;

· Федерико Мондельчи - современный итальянский классический саксофонист, руководитель ансамбля саксофонов;

· Марсель Мюль - французский классический саксофонист, основоположник современной французской школы исполнения на этом инструменте, первый профессор Парижской консерватории;

· Чарли Паркер - американский джазовый саксофонист первой половины XX века;

· Мэйсио Паркер - американский саксофонист второй половины XX века, определивший звучание фанк-музыки;

· Фаусто Папетти - итальянский саксофонист, исполнитель популярной музыки и музыки к кинофильмам;

· Сигурд Рашер - немецкий и американский классический саксофонист, один из крупнейших в XX веке;

· Дэвид Джексон - выдающийся саксофонист жанров прог- и арт-рок;

· Ховард Джонсон - исполнитель на баритоновом саксофоне и других инструментах;

· Декстер Гордон - один из первых исполнителей бибопа на теноровом саксофоне;

· Жан Мари Лонде (Лондейкс) - французский классический саксофонист, исполнитель ряда посвящённых ему сочинений;

· Маргарита Шапошникова - профессор РАМ им. Гнесиных, Народная артистка России, основатель академической школы саксофона в СССР, ведущий музыкант-саксофонист России;

· Лев Михайлов - один из крупнейших отечественных классических кларнетистов и саксофонистов;

· Игорь Бутман - современный российский джазовый саксофонист;

· Георгий Гаранян - джазовый саксофонист;

· Алексей Козлов - советский и российский саксофонист, основатель легендарного советского джазового коллектива «Арсенал»;

· Давид Голощёкин - выдающийся петербургский джазовый музыкант.

«Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет». Г. Берлиоз

У столяра-плотника Шарля-Жозефа Сакса и Мари-Жозе Массон из бельгийского городка Динант было одиннадцать детей, семеро из которых умерли, так и не став взрослыми. Их первенец по имени Антуан-Жозеф, чьё двухсотлетие отмечалось в прошлом году, родился 6 ноября 1814, прожил 80 лет и прославился изобретением «мундштучного офиклеида», запатентованного под этим названием в 1842 году и известного теперь всем и каждому.

Не надо смущаться тем, что эти имя и название ничего не говорят нашему уху.

Антуан-Жозеф примерно с 16 лет стал именоваться Адольфом Саксом, а офиклеид вскоре после официального рождения был вторично «крещён» Гектором Берлиозом и получил с его лёгкой руки название саксофон , в честь изобретателя. Примечательно то, что инструмент и самой своей формой словно прославляет своего творца, имитируя изгибом корпуса его инициал.

Шарль-Жозеф Сакс, будучи искусным плотником, ещё до рождения детей в своей мастерской при доме на Новой улице Динанта (с 1896 года носящей имя его сына) как-то решил попробовать свои силы в постройке пианино. Попытка удалась, и он занялся ещё и струнными инструментами. Хотя он был и остался самоучкой, его скрипки получили одобрение профессиональных музыкантов, и он решился расширить производство, начав изготовливать и духовые, а в 1815 году отважился на переезд в Брюссель, где качество его фаготов и кларнетов было оценено высокопоставленным меломаном – Виллемом Первым, королём Нидерландов, к которым тогда Фландрия и Валлония, будущая Бельгия, принадлежали территориально. С 1820 Шарль-Жозеф Сакс стал придворным музыкальным мастером. За жизнь он получил больше десятка патентов за усовершенствование медных и деревянных инструментов, участвовал во множестве выставок, имел знаки отличия, лично занимался поставкой духовых в Оркестр королевской гвардии, и служил музыке преданно и страстно, что не спасло его от разорения.

Шарль-Жозеф рано заметил, что старший сын унаследовал его интерес к музыке и особенно к духовым.

Уже к десяти годам, подражая отцу и учась у него в мастерской, мальчик мог выточить тонко изогнутую трубочку, отшлифовать клапаны, собрать из деталей инструмент, а к шестнадцати годам самостоятельно смастерил свои первые флейту и кларнет. При помощи и поддержке отца юный Адольф занялся продолжением семейного дела. Он фонтанировал идеями, изобретал, совершенствовал и воспроизводил инструменты без устали. В 1830 году он принял участие в Промышленной выставке в Брюсселе, где устроил шоу с игрой на кларнете и двух флейтах, выточенных им из слоновой кости. К двадцати годам он придумал совершенно новый тип кларнета с 24-мя клапанами, а за ним последовал бас-кларнет, который заметил и оценил директор Парижской оперы Франсуа-Антуан Хабенек, специально приехавший в Брюссель на эту выставку и, между прочим, отозвавшийся о кларнетах других мастеров, как о «варварских».

Как и в любые времена, далеко не всем было по нутру такое стремительное восхождение и признание молодого таланта. На аудиции в королевский оркестр Брюсселя «Grande Harmonie», ставшей одновременно испытательным экзаменом для инструментов начинающего мастера, солист оркестра отказался играть на предложенном ему кларнете Сакса, мотивировав это тем, что инструмент исходит «опять от этого любимчика».

Адольф воспринял это как вызов и заявил, что он согласен: пусть солист играет на своём кларнете, а он будет играть на своём.

Состязание в духе Аполлона и Марсия состоялось, и, если верить задокументированному протоколу, прошло при четырёх тысячах слушателей. Победил не только кларнет, сам Адольф был принят в оркестр и стал его солистом. По оставшимся свидетельствам, за время его работы в оркестре специально для него писали такие сложные вставки и каденции, которые затем никто не мог повторить. (Музыкальный мир никогда не скупился на создание подобных легенд. Но ноты архивов не лгут: всё так и было.)

Сохранились также отзывы современников о характере Адольфа Сакса. Он держался очень независимо, отличался энергией, мужеством, упорством. И он, как и полагается молодому дерзкому человеку, безоглядно верил в свои силы. Он отказался от предложения начать собственное дело в Санкт-Петербурге, как отказался и от приглашения поселиться в Лондоне со смутно обрисованными вероятными перспективами. Он верил в свой талант и хотел реализовать его именно в Европе, лишь за пределами Бельгии, ставшей для него слишком тесной.

1842 стал годом великого перелома в жизни Сакса.

В то время собственный инструмент сам Сакс считал просто технической новинкой в старом известном семействе. Его узаконенное французское название ophicléide было составлено из греческих слов «змея» и «ключ», и было запатентовано в год рождения самого Адольфа парижанином Жаном-Илером Асте, как инструмент рода клаппенгорнов (бюгельгорнов с клапанами), похожий на фагот. Конструкция же, изобретенная Саксом, представляла тростевой духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству язычковых деревянных духовых. При этом новый инструмент обладал металлическим коническим корпусом, мундштуком с одинарной тростью (почти без изменения заимствованным у кларнета), системой кольцевых клапанов Т. Бёма, но при этом имел «змееобразную» форму, или, как отмечали современники, забавную форму курительной трубки.

Гектор Берлиоз, замкнутый и сдержанный, в течение нескольких часов выслушивал импульсивного бельгийца,

обещав подумать и дать ответ через несколько дней. Эти дни Сакс провёл в понятном волнении: Берлиоз обладал большим влиянием в музыкальной среде Парижа и имел широкий круг ценных знакомств, в том числе среди критиков, от чьих отзывов в печати зависело столь многое.

12 июня 1842 года в «Le Journal des Débats» Берлиоз напечатал статью, больше похожую на оду, в которой буквально воспел мастера и его новшество, впервые назвав инструмент саксофоном, по имени мастера, что было сразу подхвачено французской и бельгийской прессой. «Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины», - писал Берлиоз.

Этот отзыв послужил началу плодотворной и продуктивной жизни Сакса в Париже.

Изобретатель, композитор и исполнитель, он теперь был принят во всех салонах, общался с большим количеством композиторов, верящих в него, устраивал презентации инструментов в своей студии и в известных залах. Сам Берлиоз вскоре написал «Хорал для голоса и шести духовых инструментов», в котором помимо саксофона использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом, и лично продирижировал своим произведением в 1844 году. Кроме того, статью о саксофонах он включил в своё сочинение «Искусство инструментовки». Новинку тут же стали использовать в своих опусах А. Тома, Ф. Галеви, Дж. Мейербер, Ж. Массне, К. Сен-Санс и Ж. Бизе. С 1857 г. Адольф Сакс открыл класс саксофона в Парижской консерватории, преподавал там сам и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

По существу, Сакс стал отцом не одного инструмента, но целого семейства,

объединившего четыре основных рода: саксгорны, сакстромбоны, сакстубы и собственно саксофоны. Из четырнадцати разновидностей саксофона, сконструированных им, ныне используется семь: сопранино, сопрано, альтовый саксофон, теноровый, баритоновый, басовый и контрабасовый. (Для одного только «Болеро» М. Равеля требуется сразу три из них: сопранино, сопрано и тенор.)

Форма параболического конуса, счастливо найденная Саксом, и тонко изученные им принципы акустических соотношений, составляют технический секрет саксофона и являются источником его неповторимого тембра.

Но далеко не всё было безоблачным.

Слава шла рука об руку с неизбежными завистью, враждебностью, косностью и спекуляциями. Против Сакса выступили менее удачливые мастера духовых, оспаривавшие эксклюзивность и первенство его инструментов, бренд был объявлен недействительным, маркировки саксофонов постоянно менялись. Ему приходилось отменять свои патенты, его клевали критики, газеты пестрели карикатурами, он был вынужден бесконечно таскаться по судам, уставал от нападок и обвинений, сдавался под натиском претензий, проигрывал и трижды объявлялся банкротом: в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона Третьего, бывшего его почитателем. Всё это походило на процесс по делу фальшивомонетчиков, где трагизм ситуации был в том, что не мошенники должны были изворачиваться и изощряться, «отмазывая» свою поддельную чеканку, а самый что ни на есть честнейший обладатель законного и подлинного сокровища. В 1853 году отец Адольфа, также не сумевший сохранить собственного дела и мастерской в Брюсселе, переехал в Париж поддержать сына и до самой своей смерти, последовавшей в 1865 году, прожил с ним бок о бок, помогая ему в производстве саксофонов, прославивших имя семьи.

Адольф Сакс и в годы судебных преследований и финансовых неудач преданно занимался служением музыке.

К 1845 году военные оркестры и капеллы Франции дышали на ладан и почти прекратили своё существование. Сакс представил военному министру, генералу Руминьи, работу по музыкальной реорганизации оркестров и предложил и свои реформы, и свои инструменты. Была созвана особая комиссия, решившая устроить соревнование между традиционной системой и той, что была предложена неугомонным бельгийцем. Надо ли говорить, что формула реанимации духовых военных ансамблей, подсказанная Саксом, победила?

Список изобретений и усовершенствований, привнесенных Саксом, был очень велик. Он преподавал и в консерватории (директором её в то время был Д.Обер, унаследовавший пост у Л.Керубини), и в военных оркестрах. Он защитил диссертацию о влиянии игры на духовых инструментах на человеческие лёгкие, составил инструкции для изобретателей, замечательные исследования акустики различных залов, проекты улучшения звучания медных и деревянных духовых, – в общей сложности около сорока оригинальных работ, показывавших, что изобретательский неукротимый дух Сакса не был сломлен экономическими проблемами.

По причине шаткого финансового положения или нет, Сакс никогда официально не был женат.

Он жил в невенчанном браке с испанкой Луизой-Аделью Маор, и у них было пятеро детей, которых он безоговорочно признавал, но, тем не менее, никогда не стремился представить широкой публике, вероятно, ещё и из-за очень незнатного происхождения их матери.

Адольф Сакс умер в бедности 7 февраля 1894 года, и похоронен на парижском кладбище Монмартр в фамильном склепе, на котором изображён саксофон, и где кроме него погребены ещё шесть членов его семьи. Дела фамильной музыкальной фабрики продолжил его сын, Адольф-Эдуард, а с 1928 года она перешла во владение парижской фирмы «Селмер».

Его лучшее детище продолжает жить и по сей день пребывает в добром здравии.

В начале XX века в Европу проник джаз, где саксофон стал одним из доминирующих инструментов и имел большой успех. Попутно в 20-х годах был отмечен новый всплеск интереса классических композиторов к саксофону. Д. Мийо, М. Равель, а позже и П. Хиндемит, А. Онеггер, А. Берг, С. Прокофьев, Д. Шостакович и множество других композиторов включили его в свои оркестровые партитуры. Существует и широкий ряд произведений для саксофона соло, в числе которых опусы А. Глазунова, К. Дебюсси, Ж. Ибера и др. В 1928 году в Парижской консерватории Марсель Мюль основал первый квартет саксофонистов, а в 1942 году, спустя столетие после изобретения саксофона, с подачи профессора Даннелса примеру Парижа последовала и Брюссельская консерватория.

С 1954 года на камне дома в Динанте красуется выгравированная надпись «Ici naquit Adolphe Sax. 1814-1894» («Здесь родился Адольф Сакс»). В Динанте же существует памятник Саксу, изображенному сидящим на скамье с саксофоном в руке; можно присесть рядом и сфотографироваться в обнимку. До введения евро Сакс и его творение были изображены на банкноте в 200 бельгийских франков.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов.

О популярности инструмента в широких кругах, от любителей до профессионалов, от классических исполнителей до джазистов, от учеников до президентов и говорить не приходится.

Брюссельский Музей Музыкальных Инструментов, открывшийся в июне 2000 года в центре города в изумительном здании эпохи модерн «Old England», владеет широкой коллекцией духовых, среди которых редчайшие экземпляры серпентов, офиклеидов, корнетов, флюгельгорнов, экспериментальных и диковинных инструментов. Работы Сакса и его фабрики можно увидеть в витринах музея. Осенью, в дни 200-летнего юбилея там проходила специальная выставка, посвященная великому мастеру и дивному творению, носящему его имя.