Вольфганг амадей моцарт - биография, фото, произведения, личная жизнь композитора. Моцарт - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация В какую эпоху жил моцарт

Когда речь заходит о классической музыке, большинство людей сразу же вспоминают Моцарта. И это не случайно, ведь он добился феноменальных успехов во всех музыкальных направлениях своего времени.

Сегодня произведения этого гения пользуются огромной популярностью во всем мире. Ученые неоднократно проводили исследования, связанные с положительным влиянием музыки Моцарта на психику человека.

При всем этом, если спросить у любого встречного, может ли он рассказать хотя бы один интересный факт из биографии Моцарта , – вряд ли он даст утвердительный ответ. А ведь – это кладезь человеческой мудрости!

Итак, предлагаем вашему вниманию биографию Вольфганга Моцарта.

Самый известный портрет Моцарта

Краткая биография Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 г. в австрийском городе Зальцбург. Его отец Леопольд был композитором и скрипачом в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха.

Мать Анна Мария приходилась дочерью комиссара попечителя богадельни в Санкт-Гильгене. Анна Мария родила 7 детей, но лишь двоим из них удалось выжить: дочери Марии Анне, которую также называли Наннерль, и Вольфгангу.

При родах Моцарта его мать едва не погибла. Врачи приложили максимум усилий для того, чтобы она выжила, и будущий гений не остался сиротой.

У обоих детей в семье Моцартов проявлялись прекрасные музыкальные способности, так как их биографии с детства были напрямую связаны с музыкой.

Когда отец решил обучить маленькую Марию Анну играть на клавесине, Моцарту исполнилось только 3 года.

Но в те моменты, когда мальчик слышал доносящиеся звуки музыки, он зачастую подходил к клавесину и пытался что-то играть. В скором времени у него получалось проигрывать некоторые отрывки музыкальных произведений, услышанные им ранее.

Отец сразу же заметил необыкновенный талант сына и тоже стал его учить игре на клавесине. Юный гений схватывал все на лету и уже в пятилетнем возрасте сочинял пьесы. Спустя год он овладел игрой на скрипке.

Никто из детей Моцартов не посещал школу, поскольку отец решил сам обучать их разным . Гениальность маленького Вольфганга Амадея проявлялась не только в музыке.

Он ревностно познавал любые науки. Так, например, когда начиналось изучение , он настолько увлекался предметом, что исписывал весь пол разными числами и примерами.

Гастроли по Европе

Когда Моцарту исполнилось 6 лет, он так великолепно играл, что мог без труда выступать перед публикой. Это сыграло решающую роль в его биографии. Дополнением безупречной игры было пение старшей сестры Наннерль, обладавшей великолепным голосом.

Отец Леопольд был чрезвычайно счастлив тем, насколько способными и одаренными оказались его дети. Видя их возможности, он решает ехать с ними на гастроли в крупнейшие города Европы.

Вольфганг Моцарт в детстве

Глава семейства питал большие надежды на то, что это путешествие сделает его детей известными и поможет улучшить финансовое положение семьи.

И действительно, в скором времени мечтам Леопольда Моцарта было суждено сбыться.

Моцартам удалось выступить в самых крупных городах и столицах европейских государств.

В каком бы месте не появлялись Вольфганг с Наннерль, их ожидал ошеломительный успех. Зрители были обескуражены талантливой игрой и пением детей.

Первые 4 сонаты Вольфганга Моцарта, были изданы в Париже в 1764 г. Будучи в Лондоне, он познакомился с сыном великого Баха – Иоганом Христианом, от которого получил много полезных советов.

Композитор был потрясен способностями ребенка. Эта встреча пошла юному Вольфгангу на пользу и сделала его еще более искусным мастером своего дела.

Вообще надо сказать, что на протяжении всей своей биографии Моцарт постоянно учился и совершенствовался, даже тогда, когда казалось, что он достиг пределов мастерства.

В 1766 г. Леопольд серьезно заболел, поэтому они решили возвратиться с гастролей обратно домой. Тем более что постоянные переезды чрезмерно утомляли и детей.

Творческая биография Моцарта

Как мы уже сказали, творческая биография Моцарта началась с момента его первых гастролей в возрасте 6 лет.

Когда же ему исполнилось 14 лет, он поехал в Италию, где ему снова удалось поразить публику виртуозной игрой собственных (и не только) произведений.

В Болонье он участвовал в разных музыкальных соревнованиях с профессиональными музыкантами.

Игра Моцарта так сильно впечатлила Боденскую академию, что ему решили присвоить звание академика. Стоит заметить, что такой почетный статус давался талантливым композиторам лишь после того, как им исполнялось минимум 20 лет.

Возвратившись в родной Зальцбург, Моцарт продолжил сочинять различные сонаты, симфонии и оперы. Чем старше он становился, тем более глубокими и проникновенными были его произведения.

В 1772 г. он познакомился с Йозефом Гайдном, ставшим в будущем для него не только учителем, но и надежным другом.

Семейные трудности

Уже скоро Вольфганг, как и его отец, стал играть при дворе архиепископа. Благодаря своей особой одаренности у него всегда было огромное количество заказов.

Однако после кончины старого епископа и по приезду нового, ситуация изменилась в худшую сторону. Немного отвлечься от нахлынувших проблем помогла поездка в Париж и некоторые немецкие города в 1777 г.

В этот период биографии Моцарта в их семействе возникли серьезные материальные трудности. По этой причине с Вольфгангом смогла поехать только мать.

Однако эта поездка не увенчалась успехом. Сочинения Моцарта, отличавшиеся от музыки того времени, уже не вызывали особого восторга у публики. Ведь Вольфганг был уже не тем маленьким «чудо-мальчиком», способным восхищать одним лишь своим видом.

Положение день омрачилось еще более, так как в Париже заболела и умерла его мать, которая не смогла перенести бесконечные и безуспешные поездки.

Все эти обстоятельства побудили Моцарта снова вернуться домой, чтобы искать счастья там.

Расцвет карьеры

Судя по биографии Моцарта, он жил практически всегда на грани бедности, и даже нищеты. Тем не менее, его оскорбляло поведение нового епископа, воспринимавшего Вольфганга, как простого слугу.

Из-за этого в 1781 г., он принял твердое решение уехать в Вену.


Семья Моцартов. На стене — портрет матери, 1780 г.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который тогда являлся покровителем многих музыкантов. Он посоветовал ему написать несколько сочинений в стиле , чтобы разнообразить репертуар.

В тот момент Моцарт хотел стать учителем музыки у принцессы Вюртембергской – Элизабет, но ее отец отдал предпочтение Антонио Сальери, которого запечатлел в одноименной поэме, как убийцу великого Моцарта.

1780-е годы стали в биографии Моцарта самыми радужными. Именно тогда им были написаны такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и «Дон Жуан».

Более того, к нему пришло всенародное признание, и он пользовался огромной популярностью в обществе. Естественно, он начал получать большие гонорары, о которых до этого приходилось только мечтать.

Однако вскоре в жизни Моцарта наступила черная полоса. В 1787 г. не стало его отца и жены Констанции Вебер, на лечение которой ушло много денег.

После кончины императора Иосифа 2, на троне оказался Леопольд 2, который очень холодно относился к музыке. Это также усугубляло положение Моцарта и его коллег-композиторов.

Личная жизнь Моцарта

Единственной супругой Моцарта была Констанция Вебер, которую он повстречал в столице Австрии. Однако отцу не хотелось, чтобы его сын женился на этой девушке.

Ему казалось, что близкие родственники Констанции просто пытаются найти для нее выгодного мужа. Тем не менее, Вольфганг принял твердое решение, и в 1782 году они поженились.


Вольфганг Моцарт и его жена Констанция

В их семье родилось 6 детей, из которых выжило только трое.

Смерть Моцарта

В 1790 г. супруге Моцарта потребовалось дорогостоящее лечение, из-за чего он решил выступить с концертами во Франкфурте. Он был прекрасно принят публикой, но сборы от концертов оказались весьма скромны.

В 1791г., в последний год своей жизни, им была написана известная практически всем «Симфония 40», а также незаконченный «Реквием».

В это время он серьезно заболел: его руки и ноги сильно распухли и чувствовалась постоянная слабость. Одновременно с этим композитора мучили внезапные приступы рвоты.


«Последние часы жизни Моцарта», картина работы О’Нила, 1860 г.

Он был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Именно поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Официальной причиной его кончины считается ревматическая воспалительная лихорадка, хотя споры по данному вопросу ведутся биографами и сегодня.

Существует распространенное мнение о том, будто Моцарта отравил Антонио Сальери, который также был композитором. Но никаких достоверных подтверждений у этой версии нет.

Если вам понравилась краткая биография Моцарта – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Если же вы вообще любите биографии великих людей и – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Моцарт ещё при жизни стал настоящей легендой. Когда будущему композитору было всего лишь двенадцать, император Священной Римской империи заказал ему оперу. Половину своих симфоний он сочинил в детстве. Он был виртуозом. Он был уникален и тем, что проявил себя во всех музыкальных формах того времени. При этом ему удалось достичь наивысшего успеха... Интересные факты из жизни Моцарта (кратко) будут поведаны читателю в статье.

Чудо-ребенок

Великий Моцарт появился на свет в январе 1756-го в Зальцбурге, что на территории Австрии. Его мама была дочерью попечителя одного из приютов в Санкт-Гильгене. А отец будущего композитора сочинял музыку, как и сын. Кроме того, он слыл весьма неплохим скрипачом.

В семействе Моцартов родились семь детей. К сожалению, выжили лишь двое - дочка Наннерль и, собственно, сын Вольфганг.

Когда дети были еще довольно маленькие, родители заметили, что у них есть музыкальные способности. Отец Леопольд решил развить их дар.

Так, семилетняя дочь под чутким руководством родителя начала осваивать клавесин. На поверку, эти занятия оказали колоссальное влияние и на младшего брата Наннерль. Трехлетний Вольфганг усаживался за сестринский инструмент и подбирал созвучия. У него был абсолютный музыкальный слух, мальчик обладал исключительной памятью и способностью к настоящей импровизации. Кроме того, со временем уже мог играть на многих инструментах. Причем, исполнял он на них просто виртуозно и считался, в действительности, «чудо-ребёнком».

Отец, конечно же, тоже начал плотно заниматься со своим талантливым сыном. Когда мальчику было пять лет, он стал сам создавать свою музыку. Сначала сочинял небольшие пьесы, а отец тщательно записывал их.

Первое артистическое путешествие

Леопольд Моцарт был для юного дарования лучшим воспитателем и преподавателем. Отец в результате смог дать своим отпрыскам превосходное домашнее образование.

В 1762-м Леопольд с детьми предпринял своеобразный небольшой тур по Европе. На протяжении этого артистического путешествия юные Моцарты давали свои концерты в некоторых городах. Искушенные в музыке европейцы находились в состоянии непередаваемого восторга от игры маленьких музыкантов.

А через два года наследника старого Леопольда увидел известный композитор Иоганн Кристиан Бах. Он был сыном великого органиста. Знакомство превратилось в дружбу и сотрудничество. Вместе они - маленький Моцарт и взрослый Бах - начали выступать на публике. Причем, играли в четыре руки. По воспоминаниям современников музыкантов, их исполнение было невероятно слаженным, что напоминало игру лишь одного человека.

Таким образом, за 4 года беспрерывных поездок и концертирования Вольфганг стал считаться состоявшимся композитором. Хотя, когда он вернулся из Европы в Зальцбург, ему было всего лишь десять. И этот факт сильно потряс соседей и друзей Моцартов.

Самый счастливый период

Поистине увлекательна биография Моцарта. Интересные факты из жизни этого великого человека сейчас любопытны для многих современников. Когда Вольфгангу исполнилось восемнадцать, он три года жил в Италии. Так, несмотря на сильное противодействие со стороны театральных импресарио, Милан поставил оперу композитора под названием «Митридат, царь Понтийский». Публика отнеслась к этому творению очень восторженно. Там же, но на следующий год, с аналогичным воодушевлением ценители оперного искусства приняли другую работу Моцарта. Она называлась «Луций Сулла».

Вернувшись на Родину, композитор пытался ужиться с деспотичным и своенравным архиепископом в Зальцбурге. Все его усилия оказались тщетными, и в 1781-м переехал в Вену, где начал давать свои выступления.

В этот период он много творил, в том числе сочинил очередную оперу «Похищение из сераля». Тем более, в восемнадцатом столетии пошла мода на все турецкое, в особенности - на музыку.

Это был в действительности самый счастливый период жизни гениального музыканта. Кроме того, в эти времена он познакомился с Йозефом Гайдном. Оба композитора стали друзьями. А Вольфганг в свое время и вовсе посвятил своему другу целых 6 шесть струнных квартетов.

Немаловажно и то обстоятельство, что Моцарт сыграл свадьбу с Констанцией Вебер. Композитор искренне любил ее. И его музыка в этот период была насыщена соответствующим чувством.

Знаковые оперы

Через несколько лет композитор создал оперу «Свадьба Фигаро». Первоисточником была одноименная пьеса Бомарше. В те времена произведение считалось революционным. И на родине драматурга, во Франции, его даже запрещали.

Но в Австрии Моцарт и его друзья смогли объяснить венценосным особам, что ряд опасных мест из постановки изъяли, а вот сама музыка очень легкая и веселая.

В итоге опера имела необычайный успех, и на следующий день мелодии Моцарта уже распевала вся столица.

Благодаря популярности «Фигаро» композитор получил предложение поработать в Праге. В этом городе он представил свое новое произведение - оперу «Дон Жуан». И, как всегда, постановка имела огромный успех. Позднее этим творением восхищались такие музыканты, как Бетховен, Гуно и Вагнер.

Тяжелое время

Вернувшись в Вену, Моцарт начал замечать, что интерес к его творчеству угасает. Публика отнеслась к «Дон Жуану» более чем спокойно, а «Похищение из сераля» и вовсе было снято из репертуара. Но композитор продолжал сочинять. Он был готов представить еще пятнадцать симфонических концертов и три симфонии. Эти произведения уже вошли в сокровищницу мировой музыки.

Кроме того, с каждым днем его материальное положение становилось хуже. Жалование было очень скромным, а творения, как говорилось, не пользовались успехом. В результате Моцарт был вынужден стать частным преподавателем. Он учил музыке детей.

Такая ситуация угнетала, и его силы были на пределе. Но все-таки композитор смог создать еще одну, совершенно отдельную оперу. Это была довольно необычная сказка. Она называлась «Волшебная флейта». Произведение было очень хорошо воспринято слушателями.

Последний заказ

После триумфа последней оперы Моцарт, интересные факты из жизни и творчества которого мы рассматриваем, начал плотно работать над «Реквиемом». Его заказал таинственный и странный незнакомец. К этому времени композитор уже был тяжело болен, но при этом продолжал писать. К сожалению, закончить это произведение ему было не суждено. В декабре 1791-го тридцатипятилетнего Моцарта не стало. Точный диагноз до сих пор неизвестен. А оживленные дискуссии вокруг обстоятельств кончины гениального композитора не утихают и поныне.

…Погребли Вольфганга в общей могиле, так как денег у его семейства катастрофически было мало. А работа над «Реквиемом» была все-таки продолжена. Завершил его ученик Моцарта. Его звали Франц Зюсмайер. В свое время он принимал некоторое участие в написании одной из опер Вольфганга.

Наследники

После смерти композитора остались два его сына. Старшим был Карл Томас - талантливый пианист, позднее ставший чиновником. Его младший брат - Франц Ксавер. Он очень долго жил во Львове, организовал хоровое городское общество, давал уроки детям игры на фортепиано. Нередко сам концертировал и дирижировал одним из оркестров. Кроме того, Франц сочинил ряд пьес на мотивы народных песен Украины. Между прочим, в консерватории Львова до сих пор звучит его музыка.

К сожалению, ни Карл, ни Франц не имели детей. Соответственно, с их смертью прямая линия гениального композитора окончательно пресеклась.

Легенда об отравлении

А мы продолжаем говорить об интересных фактах из жизни Вольфганга Амадея Моцарта. Известная история об отравлении Моцарта придворным композитором Сальери до сих пор поддерживается рядом музыковедов. Правда, убедительных доказательств в подтверждение этой версии вообще нет. Наверное, именно поэтому в 1997-м суд в очередной раз рассмотрел дело Сальери, связанное с обвинением в убийстве Вольфганга. Придворного композитора, наконец-то, оправдали.

  1. Композитора на самом деле считали вундеркиндом. Так, в столице Великобритании малолетний Моцарт был настоящим объектом научных исследований.
  2. В детстве Моцарт панически боялся отдельного исполнения на трубе. Но в оркестре он абсолютно спокойно относился к этому инструменту.
  3. Как-то маленький Вольфганг сказал юной герцогине Марии-Антуанетте, что он намерен на ней жениться.
  4. Папа композитора отправил своего сына-подростка в Академию, что в Болонье. Принимали туда с 26-летнего возраста. Для Моцарта решили сделать исключение. В результате, Вольфганг стал четырнадцатилетним академиком.
  5. После одного концерта к юному композитору подошел подросток, являвшийся почитателем таланта Моцарта. Этим поклонником был Гете.
  6. Когда Вольфганг искал вдохновение, он всегда слушал пение своего ручного скворца.
  7. Композитор получал весьма неплохие гонорары за свои концерты, но практически всегда оставался без денег. Причина была одна - музыкант обожал игру в бильярд. Он старался ставить довольно большие суммы, но зачастую проигрывал.
  8. Моцарт был масоном и присоединился к ним в 1784-м. Он даже сочинил музыку для соответствующих ритуалов.
  9. Композитор мог оказаться в России. Посол Разумовский в своих письмах к Потемкину говорил о том, что Моцарт из-за безденежья согласится приехать в страну. Предложение было аннулировано вследствие кончины Вольфганга и князя Таврического. Они умерли в том же 1791-м.
  10. Музыка композитора очень полезна. Во всяком случае, в клиниках Швеции её включают младенцам. Ученые считают, что благодаря произведениям Моцарта снизился показатель детской смертности в этом государстве.

Мы рассмотрели самые интересные факты из жизни Моцарта (для детей и взрослых). Вот такая вот любопытная личность навсегда вошла в историю.

Сияющий, лучезарный, невероятный - как только не называют Моцарта любители классической музыки. Действительно, из великого множества написанных им произведений лишь считанные единицы написаны в миноре.

Музыкальным образованием Моцарта занимался отец, сам неплохой музыкант, обративший внимание на талант сына и бережно взрастивший его. Хотя сейчас методы Моцарта-старшего показались бы жестокими по отношению к ребёнку (мальчик занимался помногу часов в день, а буквально с четырёх лет к постоянным занятиям добавились регулярные выступления в разных частях Европы), воспитанник получал от музыки исключительное удовольствие, соединяя академические музыкальные познания со страстью и эмоциями. Несмотря на короткую жизнь (он умер в 35 лет), Моцарт полностью изменил представление о музыке.

В день рождения композитора "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

1. В четыре года Моцарт написал свой первый концерт для клавесина. Отец, бросив взгляд на ноты, поразился его сложности и сказал, что вряд ли хоть один из европейских виртуозов сможет его исполнить. "Какая глупость, папа! - воскликнул мальчик, - даже ребёнок может его сыграть. Например, я".

2. Однажды семилетний Моцарт приехал давать концерт во Франфурт-на-Мейне. После выступления к нему подошёл мальчик и сказал, что так замечательно играть ему никогда не научиться.

Но это же очень просто! Попробуй записывать нотами музыку, которая тебе приходит в голову.

Мне в голову не приходит музыка, только стихи.

Это же здорово! Писать стихи гораздо труднее, чем музыку.

Собеседником маленького Моцарта был юный Иоганн Вольфганг Гёте .

3. В детстве отец пытался выжать из таланта сына максимум, от этого вся жизнь Моцарта была сплошной чередой занятий и выступлений. Мальчик играл на клавире, на его выступления собирались полные залы, а отец придумывал новые и новые способы привлечь внимание к маленькому гению. Он завязывал сыну глаза и Амадей играл вслепую, платком закрывали клавиатуру, а мальчик все равно не ошибался ни в одной ноте. Казалось, что этого ребёнка ничего не может сбить. Во время одного из выступлений на сцену вышла кошка. Моцарт бросил игру и кинулся к ней, чтобы погладить. На возмущенные крики отца он ответил:

Клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт.

4. В семь лет Моцарт написал свою первую симфонию, в 12 - первую оперу "Бастьен и Бастьенна" . В Академии в Болонье, куда предприимчивый отец хотел отправить сына, не принимали в члены академии никого, кто был младше 26 лет. Для гениального мальчика совет Академии сделал исключение - так в 14 лет Моцарт стал академиком. Когда отец поздравил его, мальчик спросил, может ли он как академик выйти и просто погулять полчаса.

5. Однажды к Моцарту обратился молодой человек, мечтающий стать композитором. Он спрашивал маэстро, как написать симфонию. Моцарт спросил, почему бы ему не начать с чего-то попроще, ведь он так молод.

Но вы написали первую симфонию в семь лет!

Да. Но мне в то время не пришло в голову спросить, как это сделать.

6. В Ватикане один-единственный раз в год исполнялось огромное сочинение Аллегри для двух хоров. Партитура этого произведения очень тщательно охранялась, и никто не видел его, кроме исполнителя. Моцарт захотел сделать подарок своей сестренке Анне - подарить ей ноты, которые были только у Папы Римского. Поэтому мальчик просто записал партитуру на слух. Узнав о "краже", Папа Римский пришел в недоумение, но проверив нотную запись и найдя её безупречной, понтифик наградил Моцарта орденом Рыцаря Золотой шпоры.

7. Вольфганг Амадей и его жена Констанция привыкли жить на широкую ногу. Гонорары Моцарта были совершенно баснословными, но уже через две недели он сидел без гроша в кармане и вынужден был занимать деньги у друзей. Один из них спросил композитора:

У тебя нет ни замка, ни дорогой любовницы, ни кучи детей, ни конюшни... Куда же исчезают твои деньги?

У меня есть жена, - отвечал Моцарт, - она мой замок, моя любовница, куча моих детей и моя конюшня.

8. Однажды Моцарт решил подшутить над Сальери , и написал очень сложную мелодию. Амадей заявил, что он - единственный человек в мире, кто сможет ее сыграть. Сальери, кинув взгляд на ноты, возразил, что никто не сможет сыграть эту мелодию, потому что в самый сложный момент нужно взять несколько нот посередине, в то время, как руки должны исполнять сложнейшие пассажи на противоположных концах клавиатуры, к тому же, все это выполнялось в очень быстром темпе. Довольный Моцарт сел за инструмент и сыграл пьесу точно по нотам, а тот сложный аккорд посередине он взял... носом!

9. Один приятель Моцарта любил пошутить. Он придумал милый розыгрыш - отправил на адрес композитора огромный сверток, в котором не было ничего, кроме бумаги и записочки "Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!". В ответ на это Моцарт, который и сам любил посмеяться, отправил ответное послание - тяжелую посылку с камнем внутри. А на камне было написано:" Дорогой друг, этот камень свалился у меня с души, когда я получил твое послание!".

10. Однажды к композитору обратился за милостыней один нищий. В этот день Моцарт был на мели, но отвел беднягу в кафе, где за пять минут набросал менуэт. Он отдал бумагу бедняку и посоветовал обратиться с ней к одному издателю. Нищий так и поступил. Издатель, лишь взглянув на лист, заплатил за менуэт пять золотых и попросил принести еще подобных сочинений.


В 1781 году Моцарт поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней.


"Счастье мое начинается только теперь ", - писал он отцу, прекратив, наконец, так тяготившую его.

Так началось последнее десятилетие жизни Моцарта, годы наивысшего расцвета его таланта. По заказу Немецкого театра в Вене Моцарт написал комическую оперу Похищение из сераля. Написать национальную оперу на родном немецком языке было заветной мечтой композитора еще в , так как модная в придворных кругах Австрии итальянская музыка противоречила народным вкусам. Опера Моцарта была восторженно принята слушателями. Только императору она показалась слишком уж сложной:
"Ужасно много нот, мой милый Моцарт " - недовольно сказал он композитору.
"Ровно столько, сколько нужно, ваше величество ", с достоинством ответил Моцарт.

В.А.Моцарт Увертюра к опере Женитьба Фигаро

Еще с большим мастерством написаны три последующие оперы Свадьба Фигаро, Дон-Жуан и Волшебная флейта.

В.А.Моцарт Дуэт из оперы Волшебная флейта

Мелодичность и красота музыки этих опер, яркая выразительность, правдивость оперных персонажей вызывали неизменный восторг и восхищение. Музыка Моцарта заставляла слушателей вместе с героями опер переживать их чувства. Особенно восторженно была принята опера Дон-Жуан, впервые поставленная в Праге.

В эти годы Моцарт достиг вершины мастерства и в инструментальной музыке. В течение одного лета 1788 года он написал три последние, гениальные по своей музыке симфонии. Больше композитор уже не возвращался к этому жанру.

Не менее значительны достижения Моцарта в области камерной инструментальной музыки. В знак глубокого уважения к музыкальным заслугам своего старшего современника Иозефа Гайдна, Моцарт посвятил ему шесть квартетов. Гайдн был одним из немногих, кто понял и оценил всю глубину таланта Моцарта.

"Я считаю вашего сына величайшим композитором из тех, о ком я когда-либо слышал ",- сказал он отцу Моцарта.

В.А.Моцарт Квартет ре минор , посвященный Й.Гайдну.

Произведения для клавира, сонаты, концерты, которые Моцарт писал в изобилии в этот период, тесно связаны с его исполнительской деятельностью. В первые годы жизни в Вене он часто принимал участие в концертах, устраивал свои собственные академии концерты.

Его называли первым виртуозом своего времени. Игра Моцарта отличалась большой проникновенностью, одухотворенностью и тонкостью. Особенно поражал современников его талант импровизатора.

В.А.Моцарт Фантазия ре-минор для фортепиано

Счастливо в основном сложилась и семейная жизнь Моцарта. Его женой стала Констанца Вебер. Мягкого, веселого характера, она была музыкальным и чутким человеком. Яркая, интересная, полная творческих достижений жизнь композитора имела и другую сторону. Это материальная необеспеченность, смерть детей во время эпидемии, нужда.

С годами интерес публики к выступлениям Моцарта снизился, издание произведений оплачивалось скудно, а его оперы быстро сходили со сцены. Придворная знать искала в музыке легкой и поверхностной развлекательности, которая бы приятно ласкала слух, а произведения Моцарта были, по их мнению, слишком серьезны и глубоки. При дворе императора он числился как сочинитель танцевальной музыки, за что получал мизерную плату. Лучшего применения таланту Моцарта найти не смогли.

Чрезмерно насыщенная творческая и исполнительская деятельность и вместе с тем лишения и невзгоды быстро подтачивали силы композитора. Он впадал все в большую нужду.

Последним произведением Моцарта был Реквием (reguiem-покой) - хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего.

Таинственные обстоятельства заказа сочинения сильно поразили воображение уже больного в то время композитора. Незнакомый ему человек, одетый в черное, заказавший Реквием, не захотел назвать своего имени. Впоследствии выяснилось, что это был слуга знатного вельможи, графа Вальзега. Граф хотел исполнить Реквием по случаю смерти своей жены, выдав его за собственное сочинение. Моцарт всего этого не знал. Ему казалось, что музыку он пишет на свою кончину.

В.А.Моцарт Лакримоза (Слезная) из Реквиема

Реквием Моцарта далеко выходит за рамки строгого церковного произведения. В величественной и трогательной музыке композитор передал глубокое чувство любви к людям. Реквием написан для квартета солистов (сопрано, альт, тенор, бас), смешанного хора и оркестра с органом. Уже давно Реквием стал одним из всемирно известных концертных произведений.


Создание Реквиема отняло у Моцарта последние силы. Он уже не мог присутствовать на представлении своей последней оперы Волшебная флейта, которая с блестящим успехом исполнялась в то время в Вене. С часами в руках он мысленно следил за развитием действия. Директор театра Шиканедер, по просьбе которого больной композитор написал эту оперу, делал немалые денежные сборы. Но о Моцарте он забыл.

Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart , более известный как Во́льфганг Амаде́й Мо́царт , (info) ; 27 января , Зальцбург - 5 декабря , Вена) - великий австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.

Биография

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

Антонио Сальери

Моцарт и масонство

Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий.

У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва.

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно - ниже приведены наиболее известные из них:

Драмы. Пьесы. Книги.

  • «Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери.» - , А. С. Пушкин , драма
  • «Моцарт на пути в Прагу». - Эдуард Мёрике , повесть
  • «Амадеус». - Питер Шеффер , пьеса.
  • «Несколько встреч с покойным господином Моцартом». - , Э. Радзинский , историческое эссе.
  • «Убийство Моцарта». - Вейс, Дэвид , роман
  • «Возвышенное и земное». - Вейс, Дэвид , роман
  • «Старый повар». - К. Г. Паустовский

Фильмы

  • Моцарт и Сальери - , реж. В. Гориккер , в роли Моцарта И. Смоктуновский
  • Маленькие трагедии . Моцарт и Сальери - , реж. М. Швейцер В роли Моцарта В. Золотухин
  • Амадей - , реж. Милош Форман , в роли Моцарта Т. Халс
  • - документальный фильм, Канада , ZDF , ARTE , 52 мин. реж. Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн
  • «Моцарт » - двухсерийный документальный фильм. Транслировался 21.09.08 на канале «Россия».

Творческий метод

Моцарт писал: «Когда я чувствую себя хорошо и нахожусь в хорошем расположении духа, или же путешествую в экипаже, или прогуливаюсь после хорошего завтрака, или ночью, когда я не могу заснуть, - мысли приходят ко мне толпой и с необыкновенной лёгкостью. Откуда и как приходят они? Я ничего об этом не знаю. Те, которые мне нравятся, я держу в памяти, напеваю; по крайней мере, так мне говорят другие. После того, как я выбрал одну мелодию, к ней вскоре присоединяется, в соответствии с требованиями общей композиции, контрапункта и оркестровки, вторая, и все эти куски образуют „сырое тесто“. Моя душа тогда воспламеняется, во всяком случае если что-нибудь мне не мешает. Произведение растёт, я слышу его всё более и более отчётливо, и сочинение завершается в моей голове, каким бы оно ни было длинным. Затем я его охватываю единым взором, как хорошую картину или красивого мальчика, я слышу его в своём воображении не последовательно, с деталями всех партий, как это должно звучать позже, но всё целиком в ансамбле».

Произведения

Оперы

  • «Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes) , 1767. Театральная оратория
  • «Аполлон и Гиацинт » (Apollo et Hyacinthus) , 1767 - ученическая музыкальная драма на латинский текст
  • «Бастьен и Бастьенна » (Bastien und Bastienne) , 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо - «Деревенский колдун»
  • «Притворная простушка» (La finta semplice) , 1768 - упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони
  • «Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto) , 1770 - в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
  • «Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba) , 1771. Опера-серенада (пастораль)
  • Betulia Liberata , 1771 - оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
  • «Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione) , 1772. Опера-серенада (пастораль)
  • «Луций Сулла » (Lucio Silla) , 1772. Опера-сериа
  • «Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten) , 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
  • «Мнимая садовница» (La finta giardiniera) , 1774-5 - снова возвращение к традициям оперы-буфф
  • «Царь-пастух » (Il Re Pastore) , 1775. Опера-серенада (пастораль)
  • «Заида » (Zaide) , 1779 (реконструирована Х.Черновин , )
  • «Идоменей, царь Критский » (Idomeneo) , 1781
  • «Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail) , 1782. Зингшпиль
  • L’oca del Cairo , 1783
  • Lo sposo deluso
  • «Директор театра» (Der Schauspieldirektor) , 1786. Музыкальная комедия
  • «Женитьба Фигаро » (Le nozze di Figaro) , 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
  • «Дон Жуан » (Don Giovanni) , 1787; Дон Жуан (фильм, 1979) - экранизация оперы
  • «Так поступают все » (Così fan tutte) , 1789
  • «Милосердие Тита» (La clemenza di Tito) , 1791
  • «Волшебная флейта » (Die Zauberflöte) , 1791. Зингшпиль

Другие произведения

  • 17 месс, среди которых:
    • «Коронационная» (1779)
    • «Реквием» (1791)
  • 49 симфоний, среди которых:
    • «Парижская» (1778)
    • № 36 «Хаффнер» (1782)
    • № 37 «Линцская» (1783)
    • № 38 «Пражская» (1786)
  • Концерты для фортепиано с оркестром
  • 6 концертов для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
  • Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
  • 2 концерта для флейты с оркестром (1778)