Илья Репин: биография и факты из жизни. Художник репин картины Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована. Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов. В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.

Первый большой успех

В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.

Поездка за границу и жизнь в Москве

С 1873 по 1876 год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым. В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского , который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

Жизнь в Санкт-Петербурге

С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III). На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягелева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова , Н. Некрасова .

Семья

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова. Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

Другие варианты биографии

  • Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
  • Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
  • Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым . Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Родился в начале августа 1844 года, на Украине, в небольшом городке Чугуево. Отец его был военным.

Обучение будущий художник получил у местного дьяка, который научил Репина грамоте и математике. В 13 лет, обнаружив у мальчика любовь к рисованию, и некие задатки, Илью отдали на обучение к художнику - Бунакову. У него он получил первые навыки владению карандашом и кистью.

Что и говорить, а жизнь, Репин прожил очень интересную и удачную. Провинциальный иконописец приезжает в столицу и успешно держит экзамен в Академии Художеств.

Обучение началось в 1863 году. Учился будущий автор картины « Бурлаки на Волге » очень хорошо, и в 1869 его старание и усердие были отмечены малой золотой медалью, которую художник получил за картину «Иов и его друзья».

Репин, был гениальным художником, заслужившим народное признание. Однако сам он называл себя - «посредственным тружеником», и не верил в свою исключительность, талант и индивидуальность.

В 1870 году Илья Ефимович отправляется в путешествие на Волгу. Путешествие произвело на него большое впечатление, которое отразилось на холсте. В 1873 году он закончил написание своей, пожалуй, самой знаменитой картины - «Бурлаки на Волге».

Картина произвела настоящий фурор в обществе, и долгое время была одной из главных тем разговоров. Рассмотрим картину ближе. Каждый бурлак - портретная индивидуальность. Это делает картину более убедительной и натуральной. Художник разбил наших героев на группы, сопоставляя индивидуальные человеческие качества, типы.

В 1873 году Репин отправляется в путешествия по Европейским странам, в качестве пенсионера Академии Художеств. В заграничном турне пишет несколько картин, самая известная из которых - «Парижское кафе».

В 1879 году, он познакомился с историком из Украины, который поведал ему рассказ о, том, как турецкий султан требовал покорности от запорожских казаков, на что те, дали смелый и дерзкий ответ. История произвела на Репина большое впечатление. Более десяти лет он работал над новой картиной. В 1891 году новый шедевр художественного искусства от русского художника был готов. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - действительно картина - шедевр, с потрясающим сюжетом.

Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Репин был способен в одно и то же время вести работу над картинами совершено различных жанров. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Такой подход к творчеству оценил не каждый. Репин писал и портреты, образ на многих его картинах, был выполнен настолько классно, что создавалось острое ощущение на реалистичности картины.

Умер Репин в Финляндии в 1930 году. Илья Ефимович Репин не жаловал , но во много больше раз, он ненавидел большевиков. Репин написал антисоветскую картину «Большевики», где боец красной армии, отбирает последний кусок хлеба у ребенка. До последних дней своей жизни художник не впускал кисть из своих рук. Последние годы творчества Ильи Репина обозначены религиозным творчеством.

Видео файлы про Великого русского художника Илью Репина.

работа продажи - лучшие объявления тут!

Репин Илья Ефимович Репин Илья Ефимович

(1844-1930), русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе ОПХ (конец 1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864-71; преподавал в 1894-1907, ректор в 1898-99). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1873-76). Член ТПХВ (с 1878; см. Передвижники). В годы учёбы на формирование Репина как художника большое влияние оказали Крамской и другие члены Артели художников, а также критик В. В. Стасов. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал её убеждённым приверженцем. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образно-эмоциональной характеристики отчётливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868, и В. А. Шевцовой, 1869, - оба в ГРМ; "Воскрешение дочери Иаира", 1871, ГРМ). С начала 70-х гг. Репин выступил как художник-демократ, борющийся против далёкого от жизни академического искусства. В 1870-73 после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине "Бурлаки на Волге" (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков; обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы; важным шагом в овладении пленэрной живописью (см. Пленэр) были пейзажи этого периода ("Дорога на Монмартр в Париже", 1876, ГТГ). По возвращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации ("Мужик с дурным глазом", ГТГ, "Мужичок из робких", Горьковский художественный музей, "Протодьякон", ГТГ, - все 1877). В конце 70-х - начале 80-х гг. Репин сначала в Чугуеве, а затем в Москве увлечённо работал над крестьянской темой ("Проводы новобранца", 1879, ГРМ), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни ("В волостном правлении", 1877, ГРМ). Эти работы подготовили Репина к созданию полотна "Крестный ход в Курской губернии" (1880-83, ГТГ), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной России, сложность существующих в ней социальных отношений. Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа, о чванливых барах и других "хозяевах" деревни, в нём бичевались мерзости существующего строя и прославлялся народ, угнетённый и обманутый, но великий и могучий. В строго продуманной композиции картины, в её живописном строе проявилось высокое мастерство Репина, передавшего световоздушную среду, яркое солнечное освещение, добившегося необычайной жизненности сцены. В 80-х гг. Репин много работал над темой революционного движения. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу, и слабость разночинского революционно-демократического движения ("Отказ от исповеди", 1879-85, "Арест пропагандиста", 1880-92, "Не ждали", 1884-88, - все в ГТГ). В центральном произведении цикла - "Не ждали" - изображена сцена возвращения ссыльного домой. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев; картина напоена воздухом и светом, для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, составляющими единую цветовую гамму. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, которое до того имела лишь историческая живопись.

Репин создал большую портретную галерею своих современников, в которой проявилось его умение раскрыть личность и в психологическом, и в социальном плане: портреты В. В. Стасова (1873), А. Ф. Писемского (1880); М. П. Мусоргского (1881), П. А. Стрепетовой (1882), А. И. Дельвига (1882), Л. Н. Толстого (1887) - все в ГТГ. Высокого мастерства он достиг и в графике; его карандаш свободно передавал натуру во всей её красоте и многообразии (рисунок "Девочка Ада", 1882, ГТГ, "Невский проспект", 1887, ГРМ). В 80-90-х гг. он много работал над иллюстрациями.

Репин работал и в области исторической живописи. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами ("Царевна Софья", 1879, ГТГ). Картина "Иван Грозный и сын его Иван" (1885, ГТГ), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. Последним значительным историческим произведением Репина была картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1878-91, ГРМ), главным героем которой стал свободолюбивый народ. В 90-х гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли, позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежние позиции. В поздний период при отдельных удачах Репин уже не создал картин, равных произведениям 70-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. - это графические портреты, модели которых - обычно люди с ярко выраженным творческим, артистическим началом ("Э. Дузе", уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, творчество Репина - одна из вершин русского демократического искусства. Ученики Репина - И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. После 1917 Репин, живший в усадьбе "Пенаты" в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в СССР. "Пенаты", где он умер и похоронен, с 1940 Меморальный музей Репина имеется также в Чугуеве.



"Не ждали". 1884 - 1888. Третьяковская галерея. Москва.












































Сочинения: Далекое близкое, 6 изд., (М.), 1961.

Литература: Федоров-А. А. Давыдов, И. Е. Репин, М., 1961; И. Э. Грабарь, И. Е. Репин, т. 1-2, М., 1963-64; Новое о Репине, Л., 1968; О. А. Лясковская, И. Е. Репин, (3 изд.), М., 1982; К. И. Чуковский, И. Репин, 2 изд., М., 1983; И. Репин. Живопись. Графика. Альбом, Л., 1985.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Смотреть что такое "Репин Илья Ефимович" в других словарях:

    Известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13 м году в Чугуеве, у П. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию художеств в Петербурге и вскоре оказал большие успехи,… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1844 1930), рус. художник. Неоднократно обращался к творчеству Л. В 1868, будучи учеником АХ, создал илл. к «Песне про...купца Калашникова» «Кирибеевич, преследующий Алену Дмитриевну» (акв., карандаш; собрание М. Монсона, Стокгольм; см. в кн.: И … Лермонтовская энциклопедия

    Русский живописец. Родился в семье военного поселенца. Учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художников… … Большая советская энциклопедия

    Репин Илья Ефимович - (1844—1930), живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1863—64) и в АХ (1864—71; академик с 1876, действительный член с 1893) у И. Н. Крамского; пенсионер АХ в Италии и Франции (1873—76). Преподавал в АХ (1894—1907,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Репин (Илья Ефимович) известный художник, живописец исторических и бытовых сцен и портретный; родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13 м году в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге и скоро… … Биографический словарь

    - (1844 1930) российский живописец, передвижник. Вскрывал противоречия действительности (Крестный ход в Курской губернии, 1880 83), работал над темой революционного движения (Арест пропагандиста, 1880 92; Не ждали, 1884 88). В исторических… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1844 1930), живописец. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1863 64) и в АХ (1864 71; академик с 1876, действительный член с 1893) у И. Н. Крамского; пенсионер АХ в Италии и Франции (1873 76). Преподавал в АХ (1894 1907, ректор в 1898 99). Член … Санкт-Петербург (энциклопедия)

И лья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

«Красок я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками. Первая картинка - арбуз - вдруг на наших глазах превратилась в живую. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, - чудо! чудо!»

Илья Репин

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов - в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли. Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову. Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец» .

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург - учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств .

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил. За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским , которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым , а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины. Одно из жанровых полотен - на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, - купили за довольно крупную сумму. Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Государственный Русский музей

Илья Репин. Славянские композиторы. 1872. Московская государственная консерватория

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872-1873. Государственный Русский музей

За свою дипломную работу - картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» - Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Сумма гонорара - 1500 рублей - на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей» .

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников. В Москве Репин познакомился со Львом Толстым , закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов . Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства. Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке». В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

Илья Репин. Не ждали. 1884-1887. Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1891. Государственный Русский музей

Илья Репин. Иван Грозный убивает своего сына. 1885. Государственная Третьяковская галерея

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина . Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» - над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III - цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств - на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет - до 1907 года.

Куоккалла - родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться - на писательнице Наталье Нордман. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги - ее нет» , «Прислуга - позор человечества» . Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Илья Репин, будущий выдающийся русский живописец, появился на свет 5 августа 1844 года в небольшом городке Чугуеве, Харьковская область, в семье военного поселенца. С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития? Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. Илья Репин переезжает в город на Неве и учится в Рисовальной школе на Бирже, где знакомится с И. Н. Крамским, который становится его наставником. В 1863 он исполняет своё заветное желание и поступает в Академию художеств, где с самого начала обучения делает серьёзные успехи. Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве. Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду — Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья».

Репин Илья Ефимович, автопортрет 1878 год

В 1870 году отправляется в путешествие по реке Волге, делает зарисовки и эскизы, на основе которых создаёт картину «Бурлаки на Волге», по заказу великого князя В. Александровича. Картина имеет колоссальный успех, впечатляет своей выразительностью, проработкой персонажей и удивительной убедительностью. Работа над картиной длилась три года.

Следующая награда художника — Большая золотая медаль, за картину «Воскрешение дочери Иаира». Помимо медали Репин получает право на шестилетнее обучение за границей, в Италии и Франции. Данный этап является завершающим в его художественном образовании. Возвращение в Россию, сначала в свой родной город, а через год — в Москву происходит в 1876 году.

В 1878 году Репин от украинского историка услышал рассказ о том, о том, как турецкий султан написал запорожским казакам требование к покорности и признание его власти. Казаки же в своём ответе султана отлично затроллили. История эта Репину безумно понравилась, тут же был сделан карандашный набросок, но сама работа над картиной длилась в течение 10 лет.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

В 1882 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок и, по сути, является лидером реалистичной школы живописи. Но в 1887 году покидает товарищество, так как считает не правильным, то, что передвижники зациклены на себе и не хотят видеть в своих рядах новых участников. В этом же году он разводится со своей женой В. А. Шевцовой. Этот брак подарил ему 4 детей (сына и трёх дочерей).

Далее начинается педагогический этап жизни. В 1893 г. Репин становится действительным членом Академии художеств. В 1894-1907 годах он — профессор-руководитель мастерской, а в 1898-1899 гг. — ректор Академии.

В 1899 году Илья Ефимович второй раз женится на Н. Б. Нордман, покупает земельный участок в посёлке Куоккала (Финляндия), строит усадьбу и называет её «Пенаты». В этой усадьбе он проводит свои последние 30 лет жизни.

Интересны политические взгляды Репина. Он негативно относился к царскому режиму, но и советская власть его не радовала. В Советский союз возвращаться он не пожелал. Умер Илья Ефимович 29 сентября 1930 года в своей усадьбе. Всю жизнь он занимался тем, что любит — рисовал. Наверное, это и есть счастье.