Имя штрауса. Биография иоганна штрауса-сына

25 октября 1825 года в семье скрипача и руководителя оркестра Штрауса родился мальчик, получивший имя отца – Иоганн. Прежде чем стать скрипачом, отец Иоганна перепробовал много профессий, но оказалось, что именно музыкальное поприще позволяет ему зарабатывать достаточно даже для содержания семьи. Когда Штраус-старший женился, он начал сочинять музыку самостоятельно, ведь спрос на увеселения среди богачей Вены был высок, а праздники сменяли один другой. Через некоторое время Штраус-старший стал не просто знаменит, а получил в народе заслуженный титул «король вальса». Со своим оркестром он много гастролировал по Европе, выступал в Париже, Берлине, Брюсселе и даже в Лондоне. По свидетельству современников вальсы Штрауса-отца буквально околдовывали публику, и даже такие выдающиеся композиторы, как Берлиоз и Лист, почитали за честь выразить ему восхищение.

Иоганна, своего старшего сына, Штраус-старший решил сделать коммерсантом. Второму же сыну, Йозефу, уготована была военная служба. Мальчики не возражали, и поначалу ничто не предвещало проблем, однако через какое-то время стало ясно, что сыновьям гораздо ближе не предопределенные отцом занятия, а музыка. Штраус-отец был буквально взбешен этим, и лишь матери мальчиков, Анне Штраус, удалось как-то успокоить его и добиться согласия разрешить сыновьям играть на рояле. Отец успокоил себя тем, что без этого умения нельзя считать законченным светское образование.

Тем временем старший сын, Иоганн, настолько овладел игрой, что буквально поражал знакомых и друзей своими смелыми импровизациями. А тут еще выяснилось, что он давно уже тайно занимается игрой на скрипке, к тому же учителем мальчика оказался Франц Амон, лучший скрипач-виртуоз оркестра Штрауса-отца, а оплачивал мальчик уроки, сам занимаясь репетиторством с соседскими детьми портного. Ничего удивительного в этом не было – все дети Штраусов росли в музыкальной атмосфере, ведь отец часто репетировал со своим оркестром дома.

Но по большому счету Штрауса-отца семейные неурядицы не волновали – он всерьез увлекся Эмилией Трампбуш, юной модисткой и своей поклонницей. Когда Иоганну исполнилось восемнадцать лет, его отец покинул семью, и перед Штраусом-младшим встала большая проблема – содержание многочисленных братьев и сестер. Несмотря на занятость – юноша давал частные уроки – он с увлечением совершенствовал игру на скрипке у Кельмана, репетировавшего балет оперного театра Вены, и у лучшего преподавателя консерватории Гофмада. Мать всячески поддерживала Иоганна. Ей казалось, что сын сможет превзойти отца на музыкальном поприще. Позже выяснилось, что Анна Штраус, словно реликвию, хранила первый написанный Иоганном вальс – тогда мальчику было всего шесть лет.

Еще одним строгим учителем Иоганна стал церковный капельмейстер, аббат Дрехслер, большой знаток гармонии и контрапункта. Он настаивал на том, чтобы начинающий композитор писал духовные произведения, и надо сказать, Иоганн столь преуспел в этом деле, что одна из его кантат была исполнена публично в одной из венских церквей. Для того чтобы стимулировать в Иоганне желание сочинять именно церковную музыку, Дрехслер разрешил ему репетировать свои произведения на органе и скрипке в церкви, где был регентом. Но однажды в пустой церкви аббат услышал, что его ученик играет на органе вальс…

Светская музыка, конечно же, была ближе Иоганну, и он давно уже твердо решил для себя возглавить танцевальную капеллу и исполнять музыку собственного сочинения. Дело встало лишь за тем, чтобы найти квалифицированных и достойных музыкантов – ведь оркестр Иоганна должен был вступить в конкуренцию с отцовским. И вот в октябре 1844 года на афишных тумбах и в газетах появились сообщения о концерте оркестра под управлением Иоганна Штрауса-младшего. Это буквально поразило Вену – еще один Штраус смело заявил о собственной музыке! Интрига была в том, что Штраусу-отцу едва исполнилось сорок лет, его творчество востребовано, а слава общеизвестна. Неужто девятнадцатилетний мальчик сможет превзойти успех отца?

Иоганн Штраус-младший, наконец, оформил в магистрате Вены официальные документы на право зарабатывать дирижированием, и 15 октября 1844 года в казино, расположенном неподалеку от Вены зазвучала музыка молодого композитора. Это выступление стало для публики Вены настоящей сенсацией. С одной стороны младший Штраус выступал как конкурент отцу, но с другой его музыка разительно отличалась от выступлений Штрауса-старшего. Утренние газеты вышли с заголовками, которые отец Иоганна воспринял как издевательство: «Вечер добрый, Штраус-отец! Утро доброе, Штраус-сын!» Немудрено, что Штраус-старший пришел в ярость и, вместо того чтобы поддержать сына, начал активно отбивать у него «музыкальный хлеб». Говоря современным языком, отец захватил буквально весь концертный «рынок» Вены. Его сыну осталось лишь две лазейки, причем весьма непрезентабельные – кафе и казино. Для полноты картины старший Штраус затеял процесс по разводу с женой, и возмущенный Иоганн не смог удержаться от нападок в прессе на отца, что и вышло ему боком – папа задействовал все свои связи, выиграл процесс в суде и оставил первую семью (семерых детей) без наследства и средств к существованию. Выиграл он и бой на сценических подмостках – сын вместе со своим оркестром влачил жалкую жизнь, да еще и попал на заметку полиции, как человек легкомысленный, расточительный и безнравственный.

В 1848 году начались революционные выступления народа, и Иоганн-младший не угадал конъюнктуру, создав яркие, зовущие к борьбе музыкальные произведения и даже написав «Марш восставших». Люди называли эту музыку «венской Марсельезой». Но восстание в Вене было жестоко подавлено, а власть хорошо запомнила пристрастия Иоганна-младшего во время революции – долгое время его вальсы не звучали на балах у императора, да и приглашать его к себе многие просто опасались. В то же время Штраус-старший правильно определил сильную сторону, но зато потерял популярность своей музыки в народе. В 1849 году, осенью, он заболел страшным тогда заболеванием – скарлатиной – и 25 сентября умер. Похороны Штрауса-отца стали в Вене грандиозным событием, но его оркестр остался без руководителя. По настоянию Франца Амона, друга семьи Штраусов, на место руководителя пригласили Иоганна-младшего. Для того чтобы уговорить его, все музыканты пришли к Иоганну и торжественно вручили дирижерскую палочку его отца. В 1852 году оркестр Штрауса вновь пошел в гору, и его стали приглашать ко двору молодого императора.

Повседневная напряженная концертная и композиторская деятельность очень скоро сказалась на здоровье молодого музыканта. В двадцать восемь лет он начал чувствовать себя столь плохо, что местные светила медицины поставили ему понятный всем диагноз – крайнее переутомление. На период болезни брата управлением оркестра занялся его брат Йозеф, но очень быстро заболел и он. Пришло время младшего брата – Эдуарда Штрауса. Подобная смена руководителей оркестра сделала всю семью Штраусов кумирами Вены. Сатирические листки и фельетоны именовали семью не иначе как «фирмой» и утверждали, что Штраусы торгуют музыкой в розницу и оптом. Правда, все венцы признавали первенство Иоганна – как дирижер и композитор он был на голову выше своих братьев.

Первые сочинения Иоганна Штрауса-младшего очень сильно напоминали вальсы его отца в период расцвета творчества. Но в скором времени у Иоганна возникло ощущение, что рамки венского вальса изжили себя и буквально сдерживают полет музыкальной фантазии. И когда молодой композитор взялся за работу над новым венским вальсом, он создал мелодию совершенно иного, оригинального типа. Фактически Штраус удвоил объем, изменив саму форму танца. Классические восемь и шестнадцать тактов вальса он переконструировал в шестнадцать и тридцать два. Музыка в произведениях Штрауса начала звучать совершенно иначе, став более полнокровной и логически завершенной. Благодаря Штраусу танцевальная музыка выросла в самостоятельный жанр и стала достоянием не только бальных залов, но и концертной эстрады.

Летом в 1854 году Иоганн Штраус получил деловое предложение, от которого не смог отказаться – его пригласили исполнять свою музыку в зале роскошного Павловского вокзала и на территории дворцов императора и великого князя. Сделано это было для повышения имиджа железных дорог, особенно новой линии, связавшей Петербург с Павловском и Царским Селом. Предложенный гонорар – двадцать две тысячи за сезон – был столь высок, что Штраус дал свое согласие. 18 мая 1856 года оркестр Штрауса приступил к покорению России. Публика мгновенно оценила польки и вальсы Штрауса, а его концерты посещали император и члены его семьи.

Пять лет Штраус выступал в России и за это время даже пережил страстную любовь к русской барышне – Ольге Смирнитской. Он познакомился с ней летом 1858 года и был очарован внутренней красотой этой стройной и серьезной девушки. Однако родители Ольги высказались против подобного жениха, и Штраусу оставалось только посвящать любимой свою великолепную музыку. В 1862 году Иоганну стало известно из письма любимой, что она выходит замуж за русского офицера. В конце лета того же года Штраус женился и сам – на Генриетте Халупецкой, оперной певице, очень похожей внешне на Ольгу Смирнитскую. Жена Штрауса была на семь лет старше и уже имела весьма обширный опыт – семь детей, рожденных вне брака от разных мужчин. Правда, это не помешало Генриетте превратиться не только в возлюбленную Штрауса, но также стать его секретаршей, музой, деловой советчицей, импресарио, а когда нужно – и сиделкой. Брак стал счастливым.

Период конца шестидесятых и начала семидесятых годов XIX века стал исключительно плодотворным для творчества Штрауса. Он создал такие знаменитейшие вальсы, как «Сказки Венского леса», «Голубой Дунай», выразив в музыке саму душу Вены. Нежная и честолюбивая жена подвигла Штрауса на написание оперетт, о чем в 1870 году сообщили венские газеты. В том же году Штраус отказался от дирижерской должности, отдав ее младшему брату Эдуарду. Летом 1870 года скончался Йозеф Штраус. Незадолго до этого двое братьев Штраусов, Йозеф и Иоганн, с успехом выступали в России.

Первая оперетта Штрауса «Индиго и сорок разбойников» была с восторгом принята венской публикой. Немалый успех пришелся и на вторую – «Карнавал в Риме». Но истинный триумф подарила композитору его «Летучая мышь», исполненная на сцене в 1874 году. Эта работа вознесла Штрауса на музыкальный Олимп, дав ему признание по всему миру. Штраус продолжал лихорадочно писать музыку – его обуревал страх, что столь благосклонная сейчас муза может вдруг покинуть его, лишив возможности создавать новые прекрасные произведения. Он дает гастроли в разных странах и с огромным успехом выступает в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже, Бостоне и Нью-Йорке. Жизнь в бедности наконец-то осталась позади, и Штраус строит в Вене собственный дом, купаясь в роскоши, но постоянно оставаясь недовольным самим собой в творческой жизни.

В конце семидесятых годов Штраус потерял свою жену и верного друга – Генриетта умерла. Всю свою жизнь Штраус ощущал непреодолимое отвращение и страх перед лицом смерти. Он упросил близких заняться хлопотами по поводу похорон, а сам уехал в Италию. Вернувшись из-за границы, Иоганн познакомился с Ангелиной Дитрих, немецкой певицей, и через короткое время женился. Ангелина была молода, эффектна, искушена в интригах и любовных утехах, но совершенно бездарна как актриса. Дело кончилось тем, что она сошлась с другом Штрауса, Штейнером, и уехала с ним.

Лишь упорная работа помогла Штраусу пережить это предательство любимой женщины. Следующая работа Штрауса, «Кружевной платок королевы», была поставлена в театре «Ан дер Вин» 1 октября 1880 года. Оперетта дала такие сборы, каких театр не знал многие годы. Очередным успехом в творчестве композитора стала в 1881 году оперетта «Веселая вдова». В это же время Штраус увлекся вдовой банкира Антона Штрауса, своего однофамильца и друга, – Аделью. Адель по национальности была еврейкой и католическое венчание не признавала, так же как и не видела причин переходить в христианскую веру. Пришлось самому Штраусу принять германское гражданство и стать протестантом-евангелистом, чтобы обвенчаться с любимой. Брак оформили только в 1887 году. На этот раз выбор композитора был удачным. Тем не менее, три его брака не принесли ему ни одного наследника.

Перед самым шестидесятилетием Штраус увидел на сцене свою оперетту «Цыганский барон». Произошло это 24 октября 1885 года и стало незабываемым событием для всех ценителей музыки. Возможно, что появилась бы и опера Штрауса, но от этого шага композитора отговорил близкий друг, Брамс. «Цыганский барон» стал вершиной творчества Штрауса, а вот новая оперетта композитора «Венская кровь» была принята публикой без восторга, выдержав всего несколько представлений. Однако популярности Штрауса это не умалило – в октябрьские дни 1894 года практически вся Вена танцевала, отмечая пятьдесят лет славной дирижерской деятельности своего кумира – короля вальсов Иоганна Штрауса, а год спустя праздновала семидесятилетие композитора.

В последние годы жизни Штраус отказался от концертов и почти не покидал своего дома. Лишь один раз, в день празднования двадцать пятой годовщины выхода на сцену «Летучей мыши», он согласился дирижировать во время исполнения увертюры. По пути домой из театра Штраус простудился и заболел пневмонией. Злую шутку сыграл и возраст композитора – справиться с болезнью Штраус не сумел. Семидесятитрехлетний музыкальный гений умер 3 июня 1899 года в своем венском доме, не успев завершить музыку к балету «Золушка».

Иоганна Штрауса хоронила вся Вена. Люди оплакивали великого человека, создавшего потрясающую музыку, и еще не знали, что его имя переживет века.

Штраусов по осени считают. Сегодня ты не только узнаешь, что Штраус был не один, но и научишься отличать одного Штрауса от другого по характерным приметам.

Семья Штраусов

№1 Иоганн Штраус (отец)

Основатель музыкальной династии Штраус. Обласканный публикой в переносном смысле и поклонницами в буквальном, Штраус-старший был категорически против того, чтобы трое его сыновей занимались музыкой. Он выдирал скрипку из пухленьких рук наследников и приходил в неописуемый гнев, если видел, что те, под видом эротических открыток, прячут под подушкой ноты. Дети, как известно, делают все назло родителям, а потому трое сыновей Штрауса стали знатными композиторами. Штраусу-старшему не оставалось ничего, как рассориться с ними, и уйти от их матери к хозяйке мельницы.



№2 Иоганн Штраус (сын)

Тот самый «король вальса». Нашел в себе силы простить отца - что характерно, уже после его смерти. Даже сыграл на могиле папы «Реквием» Моцарта. Несколько лет прожил в России, где имел роман с русской девушкой. Правда, женился в итоге на соотечественнице, оперной певице с фольклорным именем Йетти.



№3 Йозеф Штраус

Самый меланхоличный из трех братьев. Йозеф едва успевал отбиваться от заказов на выступления, которые на него скидывал старший брат. В конце концов, переутомление сломило Йозефа. Он «подал в отставку» самым эффектным для композитора способом - свалился в оркестровую яму посреди репетиции в Варшаве. Едва его, полуживого, доставили домой в Вену, Йозеф скончался.



№4 Эдуард Штраус

Схема «ну а третий был дурак» сработала не до конца. И публика, и музыкальные критики отмечали, что Эдуард наименее даровитый из всей семьи Штраусов. Зато, что скрывать, самый красивый. И, пожалуй, лучше любого другого дирижера в мире интерпретирует сочинения отца и братьев. Будучи уже в преклонном возрасте, Эдуард «интерпретировал» сочинения отца и братьев в стиле Гоголя: бросил их в печь. Как и его отец (впрочем, как и Гоголь), Эдуард мог бы стать отличным экземпляром для психоанализа.



Отдельные Штраусы

№5 Оскар Штраус

Развивать свое музыкальное дарование Оскару посоветовал Иоганн Штраус (сын). Вообще-то они даже не были однофамильцами, в немецком написании одна буква различается - Strauß и Straus. Оскар Штраус плотно сотрудничал с Голливудом, в частности с Бернардом Шоу.



№6 Рихард Штраус

Автор симфонической поэмы «Так говорил Заратустра» - смотри «2001: Космическую Одиссею» Кубрика и слушай передачу «Что? Где? Когда?». Борец с Третьим Рейхом, защитник евреев и друг Стефана Цвейга. Славился партитурами, на фоне которых итальянцы и французы со своими Баттерфляями и Карменами казались детскими частушками.

У меня лично с Рихардом Штраусом связана милейшая история. Одним холодным апрельским днем я попала в полупустой зал Мариинского театра. Давали оперу «Женщина без тени» этого самого Штрауса. Давали, как нынче принято, в современной постановке. И вот, главный герой, красильщик тканей, отправляясь на рынок, сообщает жене о том, что пойдет пешком. Как и водится в опере, делает он это добрых 15 минут. Он поет: «Пойду пешком, поберегу осла!». Жена красильщика вторит: «Иди пешком, побереги осла!» Когда оба, наконец, укрепляются в мысли, что красильщик пойдет пешком и тем самым побережет осла, красильщик садится в машину, припаркованную прямо на сцене, и уезжает. Потому что, хоть постановка и современная, оригинальное либретто еще никто не отменял. Легкомысленных тебе выходных, Читатель!



Вена всемирно известна благодаря бесценному вкладу семьи Штраусов, которые своими музыкальными произведениями произвели прорыв в классической музыке. — это сплетение великих композиторов отца и его сына.

Не знал, что такое зависть, в отличие от отца, и никогда не препятствовал своим братьям или другим музыкантам в музыкальной карьере. В начале 1870 года Штраус-сын создал мировые шедевры вальсов и оперетт, и его имя вписывается в мировую историю и историю музыки. «Сказки Венского Леса», «Летучая мышь», «Адель» и многие другие произведения, включая многочисленные вальсы, становятся достоянием нации, также Иоганн-сын выпускает сборник вальсов своего отца. Детей у него не было, хотя он был женат 3 раза. В 1895 году 70-летний юбилей Штрауса-сына отмечала вся Европа, а через 3 года после юбилея он умер от пневмонии. В Вене после войны сорок пятого года городские власти установили почетный позолоченный известный памятник Иоганну Штраусу-сыну в (нем.Stadtpark) .

Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у любителей классической музыки - знаменитый австрийский композитор, скрипач, дирижер, крупнейший мастер венской оперетты и венского вальса. На его счету около пятисот произведений в жанре танцевальной музыки (мазурки, польки, вальсы и прочие), которые автору удалось вознести на высокий художественный уровень.

В своих творениях Иоганн Штраус опирался на традиции родного отца, Ф. Шуберта, И. Ланнера, К. М. Вебера. За счет симфонизации композитор придал индивидуальную образность вальсу, популярность которого обусловили мелодическая красота и гибкость, романтическая одухотворенность, опора на городской австрийский фольклор и практика бытового музицирования.

Семья Иоганна Штрауса-младшего

Штраус-старший, отец Иоганна, в свое время перепробовал не одну профессию, чтобы найти себя в музыке.

Талантливый скрипач организовал собственный оркестр, увеселявший танцевальной музыкой богатых австрийцев, сам занимался сочинительством, много гастролировал со своим музыкальным коллективом и удостоился титула «король вальса». Ему аплодировали Брюссель, Лондон, Париж и Берлин; его вальсы оказывали магическое воздействие на публику.

Музыкальность семьи Штраусов

Почти десятилетие семья композитора меняла место жительства, переезжая из одной квартиры в другую, и стены каждой из них становились свидетелями рождения нового ребенка. Старший сын Иоганна Штрауса, тоже Иоганн, родился в Вене 25 октября 1825 года. Всего в семье было семеро сыновей - все они впоследствии стали музыкантами. И это логично, ведь в домашней атмосфере Штраусов всегда присутствовала музыка. Репетиции оркестра часто проходили в домашней обстановке, что давало ребятишкам возможность наблюдать, как рождаются настоящие нотные шедевры. Сведения о некоторых из них подтверждают, что Йозеф стал дирижером в оркестре Штраусов с 1853 года и автором популярных оркестровых пьес, Эдуард - скрипачом, дирижером и автором танцевальных сочинений, а в 1870 году - преемником Иоганна на посту дирижера придворных венских балов.

Детские годы Иоганна Штрауса

Старший сын пел в церковном хоре, а в своем отце видел кумира, которого рано или поздно хотел превзойти. В шестилетнем возрасте мальчик уже наигрывал собственные сочинения, что не отвечало интересам родителей, ведь ни один из них не желал музыкального будущего своим чадам.

Иоганн-младший учился в политехническом училище и втайне от отца осваивал музыкальную грамоту. Свои первые деньги будущий композитор Штраус, биография которого имеет множество взлетов и неоднократных падений, начал зарабатывать обучением игре на фортепиано, тут же расплачиваясь ими за уроки игры на скрипке. Родительские попытки привлечь юношу к банковскому делу оказались безуспешными.

Штраусы: старший и младший

Штраус-старший тем временем завел новую семью, в которой появилось еще семеро детей. Факт ухода отца позволил Иоганну открыться в своем увлечении, поэтому он стал брать уроки, уже не скрываясь. В 1844 году Иоганн был удостоен права дирижировать в венском магистрате и в 19-летнем возрасте создал собственный концертный ансамбль, исполнявший его произведения. На первом же выступлении, ставшем сенсационным для венской публики, младший Штраус, биография которого только брала свое начало на музыкальном олимпе, доказал, что его музыка может конкурировать с музыкой отца, которому на тот момент было 40 лет. Поступок сына привел Штрауса-старшего в ярость, и он, имеющий большое количество связей в высших кругах, постарался максимально усложнить жизнь своему чаду, что обусловило возникновение между родными людьми жестокой борьбы. Отец все так же играл на светских мероприятиях при дворе, сыну осталось реализовывать свой талант в кафе и казино (два небольших заведения в Вене). В это же время Штраус-старший начал бракоразводный процесс с первой женой, что обусловило несдержанность старшего сына и его публичные нападки на отца. Результатом судебного разбирательства стал выигрыш Штрауса-старшего в бракоразводном процессе: свою семью он оставил без наследства и каких-либо средств к существованию. На концертных подмостках Иоганн-старший также триумфовал, в то время как оркестр его сына влачил жалкое существование. Тем более Иоанном-младшим вплотную интересовалась полиция, имевшая о нем сведения как о человеке расточительном, легкомысленном и безнравственном.

Биография Штрауса: краткое содержание

Неожиданно для всех в 1849 году отец умер, чем открыл Штраусу-младшему дорогу в музыкальный мир Вены, к тому же знаменитый оркестр именитого композитора без слов избрал его своим дирижером, и свои контракты с ним возобновили почти все увеселительные заведения города. Карьера композитора резко стала подниматься вверх: при дворе молодого императора в 1852 году уже играл Штраус. Биография кратко описана во многих учебниках музыки.

В 1854 году к композитору с деловым предложением, подразумевавшим выплату немалой денежной суммы, явились представители железнодорожной компании России, пригласившие его на выступление в роскошный Павловский вокзал и парк, в котором размещались царские дворцы. Иоганн Штраус, краткая биография которого описана во многих учебниках по истории музыки, сразу согласился и покорил местную публику своими польками и вальсами. Его выступления посещали даже члены императорской семьи.

Личная жизнь композитора

Иоганн Штраус, биография которого всю жизнь была связана с музыкой, пережил немало любовных романов в России, но свое семейное счастье нашел в Вене. В 1862 году он женился на Етти Трефц, женщине старше его на 7, лет имевшей от «короля вальса» на тот момент четырех сыновей и трех дочерей.

Эта женщина была не только его женой. Етти (бывшая оперная дива Генриетта Халлупецки) стала для композитора секретаршей, сиделкой, деловой советчицей и музой одновременно; при ней Штраус вознесся еще выше и поверил в свои силы. В 1863 году супруга вместе с мужем посетила Россию, в то время, как в Вене пожинал плоды популярности брат Йозеф, ставший также В 1870 году он умирает, а венец его славы, как и отца, перенимает Иоганн Штраус.

Биография кратко: время славы

Это были годы расцвета творчества композитора. В это время Иоганн Штраус, биография и творчество которого тесно переплетены между собой, создает свои знаменитые произведения «Сказки Венского леса» и «Голубой Дунай», выразившие музыкальную душу Вены и сотканные из мелодий самых различных народов, ее населяющих. Оперетты композитор начал писать в 70-х годах XIX века под влиянием Ж. Оффенбаха. Однако, в отличие от французской оперетты с ярко насыщенным драматизмом, в произведениях Штрауса господствует стихия танца. Первая оперетта «Индиго и сорок разбойников» была воспринята австрийской публикой на ура.

Вершины творчества Штрауса в этом жанре - «Цыганский барон», «Летучая мышь». Музыку Штрауса высоко ценили П. И. Чайковский, И. Брамс, Н.А. Римский-Корсаков. Мировой успех за автором закрепили выступления в Великобритании, Франции и США; композитор управлял двадцатитысячным оркестром при поддержке ста дирижеров-ассистентов. Несмотря на всеобщее признание, Иоганн Штраус (биография и творчество кратко описаны во многих учебниках по музыке) всегда был полон сомнений и недоволен собой, хотя темп его работы можно назвать лихорадочным, очень напряженным.

Всемирное признание

Отказавшись от придворного дирижирования, Иоганн Штраус, краткая биография которого описывает ключевые моменты его творчества, продолжал гастролировать по разным странам, с успехом выступать в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Бостоне. Размер его доходов способствовал строительству собственного «городского дворца» и роскошной жизни. На некоторое время из привычного ритма жизни Иоганна Штрауса выбили смерть любимой жены и неудавшийся второй брак с актрисой Анжеликой Дитрих, которая была младше композитора на 25 лет. Женитьба в третий раз - на Адели Дойч, 26-летней молодой вдове, брак с которой оказался счастливым, вернула композитора в привычный для него образ жизни. Своей третьей супруге Иоганн Штраус, биография которого вызывает искренний интерес у современного поколения, посвятил вальс «Адель».

В 1885 году, накануне 60-летия композитора, состоялась громкая премьера оперетты «Цыганский барон», ставшая настоящим праздником для жителей Вены, а далее и для остальных жителей планеты. Штраус тем временем внимательно следил за музыкальными тенденциями в музыкальном мире, учился у классиков, поддерживал дружбу с такими маэстро, как и Иоганн Брамс.

Иоганн Штраус, биография которого вызывает интерес молодого поколения, решил попробовать себя в опере; в 1892 году состоялась премьера написанной им оперы «Рыцарь Пасман», а предварительная версия балета «Золушка» была дописана в конце 1898 года. До ее премьеры композитор уже не дожил.

Последние годы жизни композитора

Успех Штрауса не всегда находился на вершине взлета: были и падения. Так, оперетта «Венская кровь» не имела такого успеха, как предыдущие произведения, и выдержала лишь малое количество представлений. Последние годы жизни Штраус, биография которого интересна многим его почитателям, провел в уединении, он прятался в собственном особняке и время от времени играл с друзьями в бильярд. По случаю 25-летнего юбилея оперетты «Летучая мышь» композитора уговорили дирижировать увертюрой. Это оказалось его последним выступлением, Иоганн Штраус простудился и заболел воспалением легких. Возможно, композитор предчувствовал свою смерть, в минуты сознания его супруга слышала, как он чуть слышно напевал: «Славно, друзья, должен прийти и конец». Эта песня была написана учителем Иоганна Йозефом Дрекслером. Умер Штраус на руках у Адели 3 июня 1899 года. Вена устроила ему, как и Штраусу-старшему когда-то, грандиозные похороны. Могила композитора расположена среди могил других гениев музыки: Брамса, Шуберта и Бетховена.

Как ни удивительно, но танцевальную музыку два столетия назад считали жанром несерьезным, вызывавшим в лучшем случае снисходительные улыбки. Переломил ситуацию австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус, недаром именуемый Королем вальса.

Детство и юность

Когда речь заходит об Иоганне Штраусе, рядом с фамилией обычно указывается пояснение – сын или отец. Родоначальник династии, тоже Иоганн Штраус – не менее известный композитор и виртуозный скрипач и тоже сочинял вальсы. Сыновья пошли по его стопам и выбрали жизнь в музыке. Отец репетировал дома, но, как ни странно, категорически возражал, чтобы дети повторили его судьбу.

В Иоганне-младшем мужчина видел банкира, в Йозефе - офицера. Дирижерскому искусству и игре на скрипке старший сын обучился практически тайком от сурового родителя. Удивительным образом не возбранялась в доме игра на фортепиано и пение в церковном хоре. На этом настояла мать, посчитавшая, что при этих условиях светское образование детей будет полноценным.

К слову, владеть смычком Штраус-младший учился у Франца Амона, первой скрипки в оркестре Штрауса-старшего. Параллельно с этим юноша подчинился воле отца и поступил в Политехническое училище. Экономическое образование в будущем сыграло на руку музыканту.


На пике популярности Иоганн создал несколько оркестров, выступавших по городу. Продирижировав одно произведение, композитор переезжал в другое место, и там трюк повторялся. Таким образом удовлетворялись пожелания публики услышать маэстро, и доход увеличивался в разы.

Поддержку юноша получал только от матери, Анны Штрайм. Опасаясь, что отец разрушит карьеру сына, который уже превращался в достойного конкурента, Анна развелась с мужем. Тем более что Штраус-старший жил фактически в другой семье, с поклонницей Эмилией Трамбуш. Разгневанный глава семейства лишил Анну и ее детей наследства.


Не совпали отец и сын и в принятии революционных веяний 1840-х годов. Старший встал на сторону Габсбургов. Младший написал «Марш восставших», получивший в народе название «Венской Марсельезы». После подавления восстания Иоганн-сын попал под суд. Однако и к отцу публика охладела.

Положительные изменения в биографии Иоганна начались только после смерти отца. Штраус-младший не держал зла, посвятил отцу вальс и издал партитуры его музыкальных произведений. Впоследствии шесть его братьев, родившиеся в двух семьях, выбрали композиторскую стезю.

Музыка

Уже в 19 лет Штраус обзавелся собственным оркестром и успешно выступал. Дебют состоялся в казино недалеко от австрийской столицы Вены. Отец подключил все свои связи, чтобы талантливому сыну не достались солидные площадки вроде салонов и тем более - императорского дворца.


После смерти отца, объединив коллективы, Штраус ездил по стране с концертами, играл при дворе императора Франца-Иосифа. Молодой человек дирижировал исполнением собственных вальсов, полек, маршей, но и не забывал наследие отца.

Популярность Иоганна набирала обороты, он не побоялся разделить славу с братьями Эдуардом и Йозефом. Старший брат считал младших такими же талантливыми, а себя просто популярным. Очень скоро слава композитора и дирижера вышла за пределы родной Австрии. Последовали триумфальные гастроли по Германии, Румынии, Польше, Чехии, России. Штраус оказался необыкновенно одарен мелодически, по его собственному признанию, музыка «лилась, как вода из крана».


Иоганн Штраус-сын считается основоположником венского вальса – произведения, состоящего из вступления, четырех-пяти мелодических построений и заключения. Перу композитора принадлежат 168 вальсов, которыми на протяжении века наслаждаются любители музыки.

Специально для придворных балов музыкантом созданы жемчужины коллекции – самый длинный вальс «Сказки венского леса», «Радуйтесь жизни», «На прекрасном голубом Дунае». В первом ясно звучат фольклорные мотивы. Последний, именуемый также «Голубой Дунай» и впервые прозвучавший на Всемирной выставке в Париже, считается неофициальным гимном Австрии.

Среди популярнейших вальсов Иоганна Штрауса называются и «Весенние голоса». Впервые произведение исполнено на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин», по-прежнему остается обязательным атрибутом светских раутов и балов. В Европе ХХ и XXI веков «Весенние голоса» - символ празднования Нового года.

В ХХ веке на основе вальсов Штрауса созданы балеты. Шедевры Иоганна - это не просто музыка для танцев. Специалистами и простыми поклонниками они рассматриваются как самостоятельные, обладающие художественной ценностью произведения.

В 1870-х Иоганн передал придворные функции брату Эдуарду и принялся сочинять оперетты, опять оказавшись основоположником отдельного классического жанра. Всего их было 15, а также балет и комическая опера. Не одно поколение артистов завоевали звездный статус, исполняя партии из «Летучей мыши», «Цыганского барона», «Богини разума».

В это же время композитор посетил с гастролями США. Там Штраус дал 14 концертов и установил мировой рекорд, дирижируя оркестром в тысячу человек. Ради этой единственной заокеанской поездки музыкант отказался от контракта с Царскосельскими железными дорогами и невероятного по тем временам гонорара в 22 тысячи рублей. В дальнейшем Иоганн отказался от подобного гигантизма на потребу публике, несмотря на то, что импресарио сулили большие гонорары.

Личная жизнь

Композитор пять раз посетил Россию, где выступал с оркестром на летних Павловских сезонах. Там Иоганн познакомился с Ольгой Смирнитской и попросил руки девушки. Однако родители Ольги не пожелали отдать дочь иностранцу. Музыкант посвятил русской музе вальс «Прощание с Петербургом».


После того как дирижер узнал, что любимая вышла замуж, он утешился в объятиях оперной певицы Генриетты Халупецкой. Женщина воспитывала семерых детей от разных мужчин, при этом ни разу не будучи замужем. Генриетта стала не просто женой, она поддерживала мужа в творчестве и сподвигла на написание оперетт.


После смерти Генриетты в 1878-м Штраус, едва выдержав рамки приличия для скорбящего вдовца, пошел под венец с Анжеликой Дитрих. Через пять лет брак распался.


Последняя жена музыканта – Адели Дойч, вдова банкира, воспитывавшая дочь Алису. Ради супруги-еврейки Иоганн поменял веру – перешел из католичества в протестантизм, а также и гражданство. На утряску формальностей ушло пять лет, только в 1887 году Штраусы смогли назваться мужем и женой. Ни в одном из браков детей композитор не нажил.


После смерти Иоганна Адель посвятила жизнь увековечиванию его памяти. В квартире, где жила семья, вдова создала музей Штрауса, где сохранены обстановка, музыкальные инструменты, партитуры произведений, личные вещи композитора и дирижера.

Смерть

В последние годы жизни Штраус превратился в добровольного затворника, просиживал дома, не давал концертов. Согласился лишь на одно выступление – в честь юбилея оперетты «Летучая мышь». Решение оказалось фатальным: возвращаясь из театра, Иоганн простудился.


Тяжелая пневмония плюс возраст не дали композитору шансов. Гениальный австриец умер в июне 1899 года. Могила расположена на Центральном кладбище Вены, рядом с могилами Иоганнеса Брамса и .

Произведения

  • 1867 - «На прекрасном голубом Дунае»
  • 1868 - «Сказки Венского леса»
  • 1869 - «Вино, женщины и песни»
  • 1874 - «Летучая мышь»
  • 1877 - «Прекрасный май»
  • 1881 - «Поцелуй»
  • 1883 - «Весенние голоса»
  • 1885 - «Цыганский барон»
  • 1888 - «Императорский вальс»
  • 1892 - «Рыцарь Пасман»
  • 1897 - «Богиня Разума»