Кто нарисовал картину. Кто нарисовал мишек шишкину и другие секреты известных полотен

Первыми художниками на земле были пещерные люди. На стенах пещер в южной Франции и в Испании обнаружены цветные рисунки животных, которые были выполнены в период с 30 000 по 20 000 год до нашей эры. Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что пещеры были неизвестны многие века. Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя. Очень незрелые по технике исполнения человеческие фигуры, но нарисованные в словно живых позах, были обнаружены в Африке и в восточной Испании.

Пещерные художники разрисовывали стены пещер разнообразными яркими красками. В качестве красителей использовали земляную охру (окиси железа разнообразных цветов - от ярко-желтого до темно-оранжевого) и марганец (металлический элемент). Они размельчались в порошок, смешивались с жиром, животным салом и наносились неким подобием кисточки. Иногда красителями, истолченными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились похожи на «цветные карандаши».

Пещерные люди должны были делать кисточки из шерсти животных или волокон растений и острые отточенные резцы из кремня для нацарапывания линий. Одна из ранних цивилизаций появилась в Египте, и тогда были художники, которые рисовали картины. Многие произведения искусства создавались для украшения пирамид и гробниц фараонов и других важных людей. На стенном полотне гробниц художники увековечивали сцены из жизни человека. Они использовали акварельные краски и белила.

Другая древняя цивилизация - Эгейская - тоже достигла значительного уровня развития искусства живописи. Их художники работали в свободном и изящном стиле, они изображали жизнь моря, животных, цветы, спортивные игры. Их рисунки делались на мокрой штукатурке. Этот особый вид рисования мысейчас называем фресками. Итак, вы видите, что рисование уходит своими корнями в очень ранние годы человеческой цивилизации.


23.04.2017 20:25 426

Кто нарисовал самые первые картины.

Любите ли вы рисовать? Скорее всего, ответ будет "да". И наверняка вы уже бывали в музее, где проходят выставки картин. И возможно даже задавали взрослым такой вопрос - "Кто был автором самой первой в мире картины".

Самыми первыми художниками на земле, могут по праву считаться древнейшие люди, жившие еще в пещерах. На юге Франции, а также в Испании учеными-исследователями были обнаружены цветные рисунки животных, нарисованные на стенах пещер.

По мнению археологов, эти изображения могли быть нарисованы примерно за 20-30 тысяч лет до нашей эры. Древние люди изображали диких животных, которые их окружали.

Удивительно, но несмотря на такую древность, многие из рисунков хорошо сохранились. Это стало возможным потому, что пещеры, хранящие в себе первобытную живопись, на протяжении долгих веков были не зведаны людьми.

Также в Африке и в восточной Испании были найдены довольно несовершенно изображенные человеческие фигуры. Однако при этом их позы были как живые.

В своих рисунках первобытные художники использовали различные яркие краски. Красителями им служила земляная охра - окись железа (или просто ржавчина) разнообразных оттенков - от ярко-желтого до темно-оранжевого. А также марганец - металлический элемент.

Эти вещества древние люди размельчали в порошок, затем смешивали с жиром или животным салом, после чего наносили на стены пещеры чем-то похожим на кисточки.

Но были у первых людей и приспособления, похожие на современные карандаши. Они представляли собой деревянные палочки, наполненные красителями, предварительно истолченными в порошок и смешанными с салом.

А кроме того, для нацарапывания линий они пользовались остро отточенными резцами из кремня. Кисточки для рисования древние жители нашей планеты делали из шерсти животных или волокон растений.

В Древнем Египте первобытные художники создавали картины для украшения ими пирамид, а также гробниц фараонов и других важных людей.

На стеннах гробниц художники своими произведениями исскуства увековечивали сцены из жизни захороненного там знатного человека. Для этой цели древнеегипетские живописцы использовали акварельные краски и белила.

Другая древняя цивилизация - Эгейская, тоже достигла больших успехов в развитии искусства живописи. Эгейские художники творили в свободном и изящном стиле.

На картинах, они изображали животных, цветы, жизнь морских обитателей. А также темой их произведений были спортивные игры. Свои рисунки они создавали на мокрой штукатурке. В наше время, этот вид рисования называется фрески.

Как видите ребята, у исскуства рисования и живописи очень древняя история.


3 декабря 1961 года в нью-йоркском Музее Современного Искусства произошло знаковое событие – картину Матисса «Лодка», которая 46 дней провисела в перевёрнутом виде, перевесили должным образом. Стоит сказать, что это не единичный забавный случай, связанный с картинами великих художников.

Пабло Пикассо нарисовал один из своих известных портретов менее чем за 5 минут

Как-то один из знакомых Пабло Пикассо, рассматривая его новые работы искренне сказал художнику: «Извини, но понять я этого не могу. Таких вещей просто не существует». На что Пикассо парировал: «Ты и китайский язык не понимаешь. Но он всё-таки существует». Впрочем, Пикассо не понимали многие. Как-то он предложил русскому писателю Эренбургу, своему хорошему другу, написать его портрет. Тот с радостью согласился, но не успел расположиться в кресле, чтобы позировать, как художник заявил, что всё готово.

Эренбург выразил удивление быстротой исполнения работы, ведь не прошло и 5 минут, на что Пикассо ответил: «Я знаю тебя 40 лет. И все эти 40 лет я учился писать портреты за 5 минут».

Илья Репин помог продать картину, которую не писал

Одна дама приобрела на рынке всего за 10 рублей совершенно бездарную картину, на которой гордо красовалась подпись «И.Репин». Когда ценительница живописи показала эту работу Илье Ефимовичу, он рассмеялся и дописал «Это не Репин» и поставил свой автограф. Через некоторое время предприимчивая дама продала картину неизвестного художника с автографом великого мастера уже за 100 рублей.

Медведей на известной картине Шишкина нарисовал другой художник

В среде художников существует негласный закон – профессиональная взаимовыручка. Ведь у каждого из них есть не только любимые сюжеты и сильные стороны, но и слабые места, так почему бы не помочь друг другу. Так, доподлинно известно, что для картины «Пушкин на берегу моря» Айвазовского фигуру великого поэта нарисовал Репин, а для картины Левитана «Осенний день. Сокольники» даму в черном рисовал Николай Чехов. У пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании картины «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Поэтому мишек для известного шишкинского полотна нарисовал Савицкий.

Кусок фибролита, над которым просто разливали краску, стал одной из самых дорогих картин

Самой дорогой картиной в мире в 2006 году было полотно Джексона Полока «Номер 5, 1948». На одном из аукционов картина ушла за $140 миллионов. Это может показаться забавным, но над созданием этой картины художник особо «не заморачивался»: он просто разливал краску по куску фибролита, разложенному на полу.

Дату создания своей картины Рубенс зашифровал по звёздам

Искусствоведы и учёные долгое время не могли установить дату создания одного из самых известных полотен Рубенса – картины «Пир богов на Олимпе». Загадка разрешилась только после того, как к картине присмотрелись астрономы. Оказалось, что персонажи на картине расположились точно в таком же порядке, как располагались планеты на небосклоне в 1602 году.

Логотип «Чупа-Чупс» нарисовал всемирно известный сюрреалист

В 1961 году Энрике Берната, владелец компании «Чупа-Чупс», обратился к художнику Сальвадору Дали с просьбой придумать изображение для конфетной обёртки. Дали просьбу выполнил. Сегодня это изображение, хотя и в несколько изменённом виде, узнаваемо на леденцах этой компании.

Cтоит отметить, что в 1967 году в Италии с благословения Папы Римского была выпущена уникальная версия Библии с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Самая дорогая картина Мука приносит несчастья

Картина Мунка «Крик» была продана на аукционе за $120 миллионов и является сегодня самой дорогой картиной этого художника. Говорят, что Мунк, жизненный путь которого – чреда трагедий, вложил в неё столько горя, что картина вобрала в себя негативную энергетику и мстит обидчикам.

Один из сотрудников музея Мунка как-то случайно уронил картину, после чего начал страдать от страшных головных болей, которые привели этого человека к самоубийству. Ещё один сотрудник музея, не сумевший удержать картину, буквально через несколько ней попал в страшную автомобильную аварию. А посетитель музея, позволивший себе прикоснуться к картине, через какое-то время сгорел в пожаре заживо. Впрочем, не исключено, что это просто совпадения.

У «Чёрного квадрата» Малевича есть «старший брат»

«Чёрный квадрат», являющийся, пожалуй, самой известной картиной Казимира Малевича, представляет собой полотно 79,5*79,5 сантиметров, на котором на белом фоне изображён чёрный квадрат. Свою картину Малевич написал в 1915 году. А ещё в 1893 году, за 20 лет до Малевича, Альфонс Алле, французский писатель-юморист, нарисовал свой «черный квадрат». Правда, называлась картина Алле «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи.

Как-то на улице художник увидал пьянчужку, который безуспешно пытался выбраться из выгребной ямы. Да Винчи отвёл его в одно из питейных заведений, усадил и начал рисовать. Каким же было удивление художника, когда, разоткровенничавшись, пьяница признался, что несколько лет назад уже позировал ему. Оказалось, что это тот самый певчий.

Рисование уходит своими корнями в очень ранние годы человеческой цивилизации .

П ервые художники

Первыми художниками на земле были пещерные люди. На стенах пещер в южной Франции и в Испании обнаружены цветные рисунки животных, которые были выполнены в период с 30 000 по 20 000 год до нашей эры.

Многие из этих рисунков удивительно хорошо сохранились, потому что пещеры были неизвестны многие .

Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя.

Д ревняя техника исполнения рисунка

Очень незрелые по технике исполнения человеческие фигуры, но нарисованные словно в живых позах, были обнаружены в Африке и в восточной Испании .

Пещерные художники разрисовывали пещер разнообразными яркими красками.

К акие краски использовали в древности?

В качестве красителей использовали земляную охру (окиси железа разнообразных - от ярко-жёлтого до тёмно-оранжевого) и марганец (металлический элемент).

Они размельчались в порошок, смешивались с жиром, животным салом и наносились неким подобием кисточки .

Иногда красителями, истолчёнными в порошок и смешанными с салом, наполняли деревянные палочки, которые становились похожи на «цветные карандаши ».

И з чего делали кисточки?

Пещерные люди должны были делать кисточки из шерсти животных или волокон растений и острые отточенные резцы из кремня для нацарапывания линий.

Р анняя цивилизация

Одна из ранних цивилизаций появилась в Египте , и тогда были художники, которые рисовали картины . Многие произведения искусства создавались для украшения пирамид и гробниц фараонов и других важных людей.

На стенном полотне гробниц художники увековечивали сцены из жизни человека. Они использовали акварельные краски и белила .

Р азвитие искусства живописи

Другая древняя цивилизация - Эгейская - тоже достигла значительного уровня развития искусства живописи .

Их художники в свободном и изящном стиле, они изображали жизнь моря, животных, цветы, спортивные игры.

Их рисунки делались на мокрой штукатурке. Этот особый вид рисования мы сейчас называем фресками .

Наскальные росписи

Около 15 тысяч лет назад первобытные живописцы украсили наскальными росписями пещеру Ласко на юго-западе Франции. Стенки пещеры сплошь покрыты необычными изображениями животных - быков, зубров, носорогов, лошадок, оленей, нарисованными в истинную величину охрой, сажей и обведёнными тёмными контурами - всего более 500 изображений.

❀ ❀ ❀

«Монахиня» Ильи Репина

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой


С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный - он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Алексеевны Шевцовой-Споре - племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей - и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина - Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского


Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина - Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк - тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника - «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена - прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина


Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, - едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник - Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки - то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами - искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

«Портрет хористки» Константина Коровина

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

На обороте холста исследователи обнаружили послание от Константина Коровина на картоне, которое оказалось едва ли не интереснее самой картины:

«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Писано на балконе в общественном саду коммерческом. Репин сказал, когда этот этюд ему показывал Мамонтов С.И., что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это - это живопись для живописи только. Серов еще не писал в это время портретов. И живопись этого этюда находили непонятной??!! Так что Поленов просил меня убрать этот этюд с выставки, так как он не нравится ни художникам, ни членам - г. Мосолову и еще каким-то. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая».

Константин Коровин

«Письмо» обезоруживало прямотой и дерзким вызовом всему художественному сообществу: «Серов еще не писал в это время портретов» - зато их писал он, Константин Коровин. И он же якобы первым использовал приемы, характерные для того стиля, который потом назовут русским импрессионизмом. Вот только все это оказалось мифом, который художник создал намеренно.

Стройная теория «Коровин - предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. На лицевой стороне портрета нашли подпись художника краской, чуть ниже - тушью: «1883, Харьков». В Харькове художник работал в мае - июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. Помимо этого, искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере - a la prima. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов.

Проанализировав эти две нестыковки, сотрудники Третьяковской галереи пришли к выводу, что портрет был написан только в 1887 году, а более раннюю дату Коровин дописал, чтобы подчеркнуть собственное новаторство.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова


Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы


Долгое время картина Ивана Якимова «Мужчина и колыбель» вызывала недоумение искусствоведов. И дело было даже не в том, что подобного рода бытовые зарисовки абсолютно не характерны для живописи XVIII века - у лошадки-качалки в правом нижнем углу картины слишком неестественно натянута веревка, которая логически должна была бы лежать на полу. Да и рановато было ребенку из колыбели в такие игрушки играть. Также камин и наполовину не поместился на холст, что выглядело очень странно.

«Просветила» ситуацию - в прямом смысле - рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» - коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать - и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.