Проект «Ознакомление дошкольников с культурой народов Поволжья» (средняя группа). Игры народов поволжья


Задачи:
Учить детей восхищаться красотой реки Волга посредством художественных поэтических произведений.
Закрепить и обобщить представления детей о России, о малой Родине, об образе жизни людей, населяющих территорию Поволжья, их обычаях, традициях, фольклоре.
Закреплять умение различать и правильно называть предметы национальных костюмов народов Поволжья.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов.
Развивать чувство ритма, цвета, формы, ориентировку на ограниченной площади, мелкую моторику.
Развивать творческую активность, воображение, образное мышление, эмоциональную выразительность речи.
Формировать умение взаимодействовать в коллективе.
Воспитывать уважение к культуре другого народа, толерантное отношение к другим народностям.
Воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, познавательный интерес к родному краю, чувство гордости за то, что мы живем на Волге.

Предварительная работа:
Беседы с детьми: «Большая и малая Родина», «Ай да валенки!», «Ох, лапти мои!», о быте, праздниках людей разных национальностей.
Экскурсия в краеведческий музей.
Чтение легенд, сказок русского, татарского, мордовского, чувашского народов.
Рассматривание национальной одежды народов Поволжья.
Разучивание народных подвижных игр народов Поволжья.
Рассматривание иллюстраций о Волге.
Слушание народной музыки и песен народов Поволжья.
Разучивание танцевальных народных движений народов Поволжья.
Рассматривание предметов и иллюстраций народного творчества татарского, мордовского, русского, чувашского народов.
Выставка предметов народного творчества русского народа.
Знакомство с народным орнаментом народов Поволжья.
Знакомство с пословицами и поговорками народов Поволжья, заучивание некоторых из них.
Заучивание стихов о Волге, Родине, народных праздниках татар, мордвы, чувашей, национальной обуви (валенки).
Разучивание песен «Росиночка — Россия», «Наша речка».
НОД: «Художественно-эстетическое развитие» — Рисование по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русский народный костюм).
Составление национальных орнаментов.
Подгрупповая работа тифлопедагога: «Украшение национальной одежды и обуви» (русский сарафан, валенки, татарское платье).

Ведущая: Что мы родиной зовем?
Дом, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки, идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды,
Звезды мира над кремлем!
У меня вопрос серьезный,
Поскорей ответ мне дай,
Одним словом как назвать мне
Наш любимый всеми край?

Дети: Поволжье.

Ведущая: Почему, теперь ответьте,
Он так называется?

Ребенок: Потому что вдоль по Волге
Край наш простирается.

Ведущий: Знают все, что нашей Волги
Путь лежит не в чистом поле.
По холмам бежит, петляет
И впадает в Каспий – море.

Ребенок :
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.

Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь — ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.

Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз,-
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под плицами колёс.

Перед нею путь большой и долгий —
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой —
Матушкой, кормилицей родной.

Волга — рекам родины царица.
Ни одна не может с ней сравниться. (С. Маршак)

Ведущая : Красоту просторов волжских
Воспевают все поэты.
Как прекрасна наша Волга
Осенью, зимой и летом!

Ребенок :
Реки Волги красота,
Словно юности мечта,
Словно солнце на заре,
Словно неба высота.

Я люблю поля, озера, люблю небо и леса,
Но как бальзам для ран душевных
Твоя дивная краса.

Крутой берег порос лесом, плещет серебром вода.
Волга-матушка, река, ты разгульна и вольна.
К морю воды ты несешь, поишь села, города.
Песни звонкие твои в моем сердце навсегда. (Н.Халикова «Волга»)

Исполняется песня «Наша речка» (дети садятся).

Ведущая : Чем издавна был славен край?
Своим гостеприимством!
Множество народов в нём
Живёт в тесном единстве.

У каждой из народностей
Традиции свои.
Из года в год, из века в век
Культуру берегли.

—Скажите, представители каких национальностей живут у нас в Поволжье? (русские, татары, мордва, чуваши, удмурты, украинцы, белорусы, немцы и т.д.)

Ведущая : Как хорошо, что встретились
Мы вместе в зале нашем.
О народностях Поволжья
Мы вам сейчас расскажем.

1)Тема «Национальный костюм».
Ведущая
: И начнем мы с национального костюма. Традиционный костюм – свидетельство высокого мастерства народных рукодельниц всех народов, образец красоты, способный поведать о старинных традициях. Одежда была уникальной и неповторимой культурной ценностью.

Уходило и терялось многое, но остались и живут народный костюм и народная песня. Народный костюм является художественным и одновременно бесценным историческим памятником.
Как называются предметы национальных костюмов Поволжья, мы расскажем в игре «В какой одежде ходили прежде?»

Вопросы:
Назовите главные части русского мужского костюма (косоворотка, порты).
Как называется основная часть русского женского костюма? (сорочка, сарафан)
Что обозначает слово «панар»? (мордовское национальное женское платье)
Назовите предметы татарского народного костюма (рубаха-платье, шаровары, камзол).
О чем могут «рассказать» женские головные уборы? (богата или бедна владелица головного убора, замужем она или нет, где она живет)

—Я предлагаю игру «Чей головной убор?» ( картинки)
Кокошник — …. русский женский головной убор.
Калфак —…. татарский женский головной убор.
Тюбетейка — …. татарский мужской головной убор.
Панго —… мордовский женский головной убор.
Тухья —…. чувашский женский головной убор.

Ведущая : А сейчас – музыкальная пауза.
Как будет музыка звучать,
Предлагаю в круг вам встать.
И под музыку народную
Всем потанцевать.
Дети выполняют народные танцевальные движения в соответствии с музыкой определенного народа.

2) Тема «Национальный узор».
Ведущая
: Чем же занимались женщины Поволжья
Вечерами долгими в пору бездорожья?
Ткачеством и вышивкой славился наш край,
И трудились женщины с октября по май.

Мастерства секреты в семье передавались,
И следили, чтобы они не забывались.
И в наши дни узоры из старины седой
Нас радуют, волнуют волшебной красотой.

Мы с вами «окунемся» в далекие года,
Узорами украсим одежду без труда.

Игра «Укрась предмет национальной одежды».
Татарские сапоги – ичиги.
Чувашский женский головной убор – тухья.
Русская мужская рубаха – косоворотка.
Мордовское женское платье – панар.

Ведущая: Ой, я ходила на базар, принесла домой товар.
Посмотри, какой платок – посередочке цветок.
Ах, каким узором вышит! Вам ведь нравится такой?!
Сейчас девицы – девицы станцуют танец непростой.

Исполняется «Танец с платками».

3) Тема «Национальные праздники».
Ведущая : — Друзья, мы с вами проживаем
В красивом и богатом крае.
Все народы свои праздники помнят
Их любят, о них говорят.
Про обычаи русского народа
Мы спросим сейчас у ребят.

Назовите любимые праздники, обычаи и традиции русского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду и дома (осенины, Новый год, Рождество, старый новый год, масленица, пасха, Троица, колядки, гадания, венчание, крещение и др.).

А сейчас мы вас познакомим с национальными праздниками народов Поволжья.

Ребенок: — Манкун – чувашский народный праздник.
Ведущая : — Это праздник встречи весеннего нового года, совпадает с христианской Пасхой. По легенде, Батыры сражались 7 дней и ночей со злой колдуньей Вупар, чтобы освободить Солнце. И победили. Солнце взошло на небо «пританцовывая», т.е. торжественно и радостно.

Ребенок:
Злая Вупар Солнце с неба украла.
Она его год в плену продержала.
Батыры Солнце решили спасти,
Они на восток решились идти.

Семь дней, семь ночей сражались — неделю.
И вот наконец слуг Зимы одолели.
Старуха к Шуйттану под землю сбежала,
Там больше солнца она не видала.

И тут же за солнышком мама пришла.
Свое Солнышко мама на ручки взяла,
Своим молоком его накормила —
Вернулись к Солнцу прежние силы!

С тех пор этот День запомнился нашим —
И чествуют праздник Манкун все чуваши. (Недозорова Даша)

Ведущая: Русская масленица – проводы зимы, встреча весны. Все весну встречают, всех в гости зазывают.

Ребенок : (русская народная закличка на масленицу)
От души вас поздравляем
И сердечно приглашаем.
Все заботы бросьте,
Приходите в гости.

Прямо к нашему крыльцу
К нам на масленицу.
Убедитесь сами:
Угостим блинами,

На сметане пышками,
пирогами пышными.
Февралю помашем,
Марту «здравствуй» скажем!

Ребенок : — Мордовский праздник – «Белая береза».

Ведущая: — «Акша-келу» (праздник Белой березы) отмечает календарный рубеж весны и лета, совпадает с русским праздником «Троица». Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, веря, что они обладают целебной силой.

Ребенок :
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен.
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (В. Рождественский «Береза»)

Ведущая : — Татарский праздник – Сабантуй . Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный весенний праздник у татар, посвященный окончанию весенних полевых работ. Его называют «Праздник плуга».

Ребенок: — Зазвенел теплом июнь.
Здравствуй праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём.

Победит, кто будет сильным,
Смелым, ловким, удалым.
Пригодится здесь сноровка
И отвага молодым.

Быстрый конь летит, как вихрь,
Управляет им джигит,
А чуть дальше, посмотри,
На поляне силачи!

Вот высокий шест стоит,
Всех людей к себе манит.
А попробуй-ка в мешке,
Пробежаться по траве!

Вёдра, полные воды,
Очень быстро пронеси
Смех, улыбка, шутки, пляс-
Всё здесь это есть сейчас.

Веселись же и ликуй!
Это праздник САБАНТУЙ! (А. Кулибина « Сабантуй»)

Ведущая : Но самое интересное на этом празднике – это спортивные соревнования. И я приглашаю вас поиграть в татарскую игру
«Бег с коромыслом».

4) Тема «Устное народное творчество».
Ведущая:
Известно нам всем: имеет каждый народ
Пословиц и поговорок большой набор.
Они – воплощение народной мудрости,
Хвала труду, осуждение глупости.
Благодаря им можно решить,
Как в сложной ситуации надо поступить.
-Какие пословицы и поговорки народов Поволжья вы знаете?

Татарские:
Добром за добро платит каждый, добром за зло — настоящий человек.
Соседская курица индюком кажется.
Чужая душа — бездонное море.
Небо украшают звезды, мужчин — борода, женщин – волосы.
Хочешь яблока — ухаживай за яблоней.

Чувашские:
Красота на время, доброта навеки.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Мать — святыня, с ней не спорят.

Мордовские:
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где много нянек, там дети больше болеют.
Не прыгнув в воду, не научишься плавать. Плохому человеку – все плохие.
Слово – не мел, скажешь – не сотрешь.

Ведущая загадывает загадку про валенки:
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже любят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу,
Днем – домой.

—А как еще на Руси называли валенки? (чесанки, волнушечки, самовалочки, катанки, валенухи, валенцы)

Ведущая: — Валенки – часть русской истории и культуры, герой фольклора и песен, предмет национальной гордости. Они сделаны из натуральных материалов без урона для природы и животных.

Ребенок : Прибежали с улицы,
Снег стряхнули быстро.
Лужи! Мама хмурится:
«Марш на печь, артисты!»
Выстроились валенки
Дружно возле печки,
От больших до маленьких –
Словно человечки,
Плотно к стенке рядышком
Прислонили пятки,
Птичьей стайкой варежки
Сверху. Всё в порядке! (В. Гаевская)

Ребенок:
Подшивает валенки
Дедушка Макар.
Старенькие валенки —
И хозяин стар.
Как дорожка, тянется
За иголкой нить.
Эх, подошвы новые —
Долго не сносить!
Как наденет валенки
Дедушка седой —
В них пойдет по улице,
Словно молодой! (В.Степанов)

Музыкальная загадка – Песня «Ох, лапти мои…»
Ведущая:-
— Про какую русскую народную обувь эта песня? (про лапти)
Производство лаптей – исконно русский народный промысел. Лаптям посвящаются сказки, рассказы, песни, пословицы и поговорки:
Без шубы и валенок – зима без конца.
На одну ногу валенок не надевают.
Лапти новы, да текут.
Не учась, и лаптя не сплетешь.
Одна нога в лапте, другая – в сапоге.
Языком и лаптя не сплетешь.
Дом вести – не лапти плести.
Сапог лаптю не брат.
Без меры и лаптя не сплетешь.

Игра «Бег в лаптях».

Ведущая: — Ох, какие молодцы!
Парни наши удальцы.
И девчата все под стать,
Им не станут уступать!

5) Тема «Родина моя».
Ведущая:
— Россия… Родина… Отечество – эти слова мы впервые слышим в детстве. И на протяжении всей нашей жизни они наполняются особым, трепетным смыслом. Родина – это и место на земле, где человек родился и рос, где он познал первые радости и неудачи, где все ему кажется особенным и родным.

Ребенок:
«О, край ты мой! О, Родина моя!
Как ты мила мне, как прелестна!
Как ты красива и чудесна!» —
Скажу я это не тая.
О, Родина, ты славилась веками!
Тебя народы славили твои
Поэмами и прозою, стихами
И песни в дар тебе несли.
Когда смотрю я вдаль на чудо,
На красоту земли твоей,
И понимаю я, что в мире
Нет места ближе и родней.
Я знаю, что ничто на свете
Не разлучит меня с тобой.
Мы все твои навеки дети,
Гордимся мы родной землей! (Н. Агишева)
Дети исполняют песню «Росиночка – Россия».

Ведущая: Очень много людей разных национальностей живут у нас в Поволжье. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. И в нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, играют. Люди везде добрые да приветливые. Недаром говорят: «Где дружат – там живут, не тужат».

Что для жизни нужно? Солнце! Солнце!
Что для дружбы нужно? Сердце! Сердце!
Что для сердца нужно? Счастье! Счастье!
Что для счастья нужно? Мир! Мир! (М. Садовский)
А сейчас, честной народ,
Всех приглашаю в большой хоровод!
Исполняется «Большой хоровод».

Ведущая: — Пусть всех весенний ветер дразнит.
Нам жить без праздников нельзя!
Не уходи из сердца праздник.
До новых праздников, друзья!

Название: Развлечение «Моя малая Родина»
Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, тематические праздники


Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №66»
Месторасположение: г. Энгельс, Саратовская область

Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.

Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.

Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.

Какие задачи ставит педагог для достижении цели:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.

5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.

6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.





В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Игры народов Поволжья. «Игра «Платок» («Яулык») для детей старшего дошкольного возраста. Также дети узнают много интересного из одежды народов Поволжья.

Цель : создание условий для развития познавательных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи:

  1. Развивать интерес к национальным играм народов Поволжья, желание использовать их в игровой деятельности.
  2. Побуждать детей к свободному самовыражению в игровой деятельности, поощрять музыкально-игровую импровизацию, развивать творческие способности.
  3. Совершенствовать умение различать и называть национальные костюмы (головные уборы) народов Поволжья.
  4. Формировать у детей нравственные качества через народные подвижные игры, народный фольклор и традиции.
  5. Воспитывать чувство дружбы, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу.

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Социально-коммуникативное развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

Виды деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), продуктивная.

Методические приемы:

  1. Мотивационно-побудительный этап: игровая мотивация (проблемная ситуация);
  2. Организационно-поисковый этап: познавательная и практическая мотивация, наглядный метод (показ образца, демонстрация), практический (работа с раздаточным материалом – украшение бусами орнамента на платке, татарская народная игра «Платок»), словесный (напоминание, пояснение заданий, вопросы, хоровые ответы, индивидуальные ответы);
  3. Рефлексивно-корригирующий этап: поощрение, анализ заданий, получение сюрприза.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные.

Используемое оборудование:

  1. Экран проектора (телевизор);
  2. Компьютер (ноутбук);
  3. Платки с нанесенным орнаментом (узоры);
  4. Бусы разных цветов и длины;
  5. Музыкальное сопровождение (татарский танец «Шома бас»);
  6. Татарский национальный платок для педагога;
  7. Два национальных татарских платка с разным орнаментом;
  8. Раскраски по количеству детей с татарским национальным орнаментом (приложение 1);
  9. Платки большие для игры (по количеству детей: на 4-ых – 1 платок);
  10. Музыкальный центр;
  11. Презентация.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с традициями, бытом и подвижными играми народов Поволжья. Сперва мы с вами повторим то, что мы уже с вами проходили.

– Скажите мне, пожалуйста, в какой республике мы с вами живём? (в Республике Татарстан).

– А столица нашей республики? (город Казань).

– Люди каких национальностей проживают в нашей республике? (русские, чуваши, татары и т.д.).

– Т.е. наша республика много… (многонациональная).

– Все правильно ребята! У каждого народа есть свои обычаи, традиции, свои национальные песни, танцы, костюмы. Я хочу обратить ваше внимание на экран. Перед вами костюмы разных национальностей. Давайте с вами определим к какому народу они относятся:

Слайды 5,6,7,8,9,10,11.

– Башкиры

– Татары

– Чуваши

– Удмурты

– Русские

– Марийцы

– Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Я подготовила подсказку, и мы сейчас узнаем, кто у нас самый внимательный (у педагога на голове татарский национальный платок).

– Правильно я сегодня к вам пришла в платке. По-татарски платок –ЯУЛЫК. Повторите ребята.

– Посмотрите на головные уборы женщин разных национальностей (Рисунки на экране).

Слайды 12,13,14,15,16,17.

Башкиры носили кашмау, русские кокошники и платки, удмурты манлай, чуваши хушпу, марийцы шовыч (платок), а у татар калфак и вышитые платки. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня. У каждого народа был свой своеобразный головной убор. И по – своему он назывался. Вот сколько новых слов вы узнали сегодня.

– Посмотрите, какой красивый платок я вам сегодня принесла.

– Яулыгымның бизәге

Әллә кайдан күренә

Аллы – гөлле чәчәк төшкән,

Килешәдер үземә.

(показ еще одного платка для сравнения).

– Скажите мне чем отличается один платок от другого? (узоры, рисунки, орнамент).

– Правильно, узорами. Орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся элементов, предназначенный для украшения каких либо изделий или архитектурного объекта. Слово “орнамент” значит «УКРАШЕНИЕ».

– У каждого народа есть свой символ, который имеет значение только для него. Много мастеров использует татарский орнамент, в котором основным мотивом является тюльпан. Тюльпан, один из первых весенних цветов и является символом возрождения. По другому его еще называют: Ляля тюльпан.

– В 2013 году тюльпан был выбран символом Летних студенческих игр, которые принимал наш город – Казань. Пятицветный логотип – символ, выполнен в форме цветка – тюльпана, который означает новые достижения и устремленность к цели.

– Я предлагаю вам тоже стать юными художниками. Но рисовать мы будем не красками… Перед вами лежат платки. Чего не хватает на этих платках? (Орнамента, узора). Почему вы так решили? Нам нужно их разукрасить. А украшать мы будем бусами. Нужно разукрасить начерченный орнамент на платке с помощью бус. (На платке начерчен один из национальных узоров татарского орнамента – тюльпан).

– Очень красивые платки у нас получились.

– Пора с этими платками поиграть (дети встают).

– Уенның исеме “Яулык” (Игра называется “Платок”).

Слайд 23,24.

– Түгәрәккә басабыз. Бию көенә түгәрәктә биибез. (Встаем в круг и танцуем по кругу).

– Көй туктагач, урындыкларга утырабыз. Яулык почмакларын тотабыз (Как только музыка остановится, нужно быстро сесть на стул и взять кончик платка).

– Соңга калучы уеннан чыга (Опоздавший выходит из игры).

Проводится игра.

– Безнең җиңүчеләр (Наши победители): 1.........2.........3..........4..........

– Кул чабыйк! (Похлопаем им).

– Рэхмэт, балалар, булдырдыгыз! (Спасибо, ребята! Молодцы!).

– Что нового сегодня узнали? Что больше всего понравилось?

– А кто запомнил, что такое – Орнамент? (украшение).

– Какую игру мы с вами сегодня играли? (Яулык). Надеюсь, вам игра понравилась.

– На прощание я хочу вам подарить раскраски– платки. Вы их дома разукрасите и подарите своим близким.

– Рэхмэт, сау булыгыз. (Спасибо. До свидания).




Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.


Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важных задач работы педагога. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т.д.


И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья, их быте, культуре, читаем стихи, сказки, играем в различные игры, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются народные игры народов Поволжья.


Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов Поволжья формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.


В моей группе создана такая предметно- пространственная среда, которая пробуждает в душе ребёнка лучшие чувства, помогает детям с самого раннего возраста понять, что они часть великого народа. Дети знакомятся с предметами декоративно- прикладного искусства, бытом людей в старину. Работа по приобщению к культуре народов Поволжья проходит во всех режимных моментах и НОД.



В нашем ДОУ созданы условия для более углубленного ознакомления детей с мордовским народным творчеством: специальное помещение отведено под «Мордовскую избу», где дошкольники встречаются с бабушкой и дедушкой в национальных костюмах, могут покачать люльку, познакомиться с посудой и вещами старины






















Вид проекта: творческий, детский с участием воспитателей, воспитанников детского сада, родителей воспитанников, музыкального

руководителя.

Актуальность темы: Дошкольный возраст, яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственности посредством народной педагогики, эмоциональной отзывчивости. Прекрасно, когда ребёнок воспитывается в духе своих национальных традиций, обычаев. Ибо без знания своей истории, языка, искусства невозможно в полной мере понять и изучить культуру своего народа.

Наш педагогический коллектив работает по воспитанию и обучению детей на традициях всех народов проживающих на территории Саратовской области, приобщая дошкольников к народному творчеству, национальной культуре, обычаям, традициям.

Одним из перспективных методов,способствующих приобщению дошкольников к народной культуре, является метод проектирования, позволяющий растить детей общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Цель проекта: формировать представление о том, что Саратовская область многонациональна.

Задачи проекта:

1. Знакомить с народными традициями и обычаями народов Поволжья.

2. Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке.

3. Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.

Интеграция образовательных областей:
- Познание
- Художественное творчество
- Коммуникация
- Чтение художественной литературы

Музыка
- Социализация

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

План реализации проекта:

Создание ситуации для мотивации начала проекта.

Проведение консультации для родителей по организации, подготовке и проведению проекта.

Проведение беседы с детьми по предстоящей работе.

Ожидаемый результат:

Предполагаемый результат:

1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство - любовь к Родине.

2. Расширение знаний детей об истории, традициях и культуре народов, проживающих на территории Саратовской области.

3. Формирование чувства ответственности,гордости, любви и патриотизма;

4. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Презентация проекта:

1. Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

2. Папка - раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

3. «Волжское подворье».

4. Выставка кукол в национальных костюмах народов Поволжья.

5. Выставка детских работ по теме.

Презентация проекта.
Фестиваль народов Поволжья «Волжские гулянья».

Дети под мелодию песни «Ты, скажи мне, Волга» заходят в зал, держась за руки, идут змейкой, занимают свои места.
1-й ребенок: Сколько сказочных мест у России Городов у России не счесть. Может где-то бывает красивей, Но не будет роднее, чем здесь!
2-й ребенок: Под самым небом - горные отроги, Внизу - поля, раздолье,ширина. Бегут тропики и пути дороги Просторы - это Родина моя.
3-й ребенок: Вот нежная и молодая хвоя
Растут подростки - елка сосна.
Здесь встанет лес сплошной стеной живою,
Богатства эти - Родина моя!
Песня «Что зовем мы Родиной» муз. Бокач.
Ведущий: Для человека Родина - это край, где он родился и вырос. Наша Родина - Саратовский край, Поволжье. Дали волжские просторные, Серебристая вода. Всем открыта величавая Волга - матушка река. Да, необычные волжские просторы, много разных народов проживает на великих и могучих волжских берегах.

Сегодня представители этих народов приехали к нам в гости. И так встречайте! Под русскую народную музыку «Как под яблонькой» входят дети в русских национальных костюмах.

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь!
Дети: Здравствуйте! (кланяются)
Ребенок: Русский народ На Волге живет, Лучше наших ребят Никто песен не поет!
Ребенок: Эй, Тимоха и Демьян, Николай, Семен, Иван. Встанем, братцы, все рядком Да частушки пропоем!
«Частушки»
Ведущий: Ох, и частушки ваши хороши!
Дети: Теперь мы спляшем от души!

Ребенок: Русская пляска удалью веселой,

Стоять на месте не велит!

Отбивает дробь задорный каблучок

Руки так и просятся сами на бочок.

Девочки - лебедушки плывут величаво,

Парни присядку исполняют - браво.

Эх подгорка моя, подгорушка

Потанцуй-ка со мной, моя душечка!

Русский танец «Подгорка»

Звучит мелодия татарской народной песни. Выходят мальчики и девочки в татарских национальных костюмах.

Мальчик: Исэнмесез!

Саумисыз!

Так по-татарски значит «Здравствуйте!»

На Волге живет

И татарский народ

И на славу угощают.

Девочка: Своих детишеклюбят, берегут

Колыбельныепесни для них поют.

«Колыбельная песня» (на татарском языке).

Девочка: Любят ребята из Татарстана

Петь,веселиться, плясать.

А сегодня приглашаем вас

Немного поиграть!

Ведущий: Игра называется«Буги урын»,

Что означает «Займи место». Татарская игра «Буги урын» («Займи место»)

Звучит мелодия украинской народной песни. Выходят дети в украинских национальных костюмах.

Дети: Здоровеньки буллы! Здравствуйте!

У вас в гостях украинские хлопцы и дивчата!

Ребенок: Мы не зря спешим к вам

Вдоль поволжским берегам Пусть порадуют вас Украинский перепляс.

Ребенок: Бодрый, зажигательный,

Ну, просто, замечательный.

А для танца из цветочков

Мы давно сплели веночки.

«Украинский танец»

Ребенок: Голубка прилетела

В мой цветущий сад.

Голубкасизокрылая

Тебе я очень рад.

С тобой, моя голубка,

Не будем мыскучать,

А будем вместевесело

Петь и танцевать!

Украинская игра«Голубка» обр. Попатенко

Звучит тема из «Немецких танцев» Шуберта. Выходят дети, одетые в немецкие национальные костюмы.

Ребенок: Гутен морген!

Доброе утро!

Так звучит приветствие на немецком языке.
Утром солнценад Волгой встает,
Золотыми лучами все вокруг освещает.
Легкий ветер о Волге нам песню поет.
Рады мы, что вместе этот день встречаем!

Немецкая песня «С добрымутром».

Ребенок: Кошка с мышкой играет,
Кошка мышку догоняет.
Ищет кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд,

Точнофары у машины

У нее глаза горят.

Уступаюей дорогу

Повстречавшисьу ворот,

Неужелипрямо в лапы.

Мышкак кошке попадет?

Немецкая игра «Кошки - мышки».

Ведущий: Всех гостей сегодня встретили, Да как праздник наш прошел - Не заметили.

Ребенок: Народы Поволжья гостили у нас. Мы пели, плясали, Играли сейчас.

Ребенок: Давайте будем крепче дружить,
Ведь веселее вместе жить.
Русский и немец,
Татарин, хохол,
Все мы вместе
В Поволжье живем!

Ведущий: Крепко за руки беритесь,

В дружном хороводе закружитесь. Пойте громко, нестесняйтесь И друг другу улыбайтесь! Под мелодию песни «Ты скажи, мне Волга» детивыходят из зала.

Папка-раскладушка «Наряд повидать, что в прошлом побывать».

Альбом «Волжское подворье».