Стругацкий Борис Натанович - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Борис Стругацкий - OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким Стругацкий борис о силе

Борис Стругацкий – это прославленный российский писатель-фантаст, создавший за свою жизнь огромное множество самых разнообразных произведений.

Среди его книг есть коммерческие бестселлеры и всенародно любимые романы. Именно поэтому жизнь и творчество нашего сегодняшнего героя всегда остаются настолько интересными. Ведь в жизни Бориса Стругацкого, как и в его романах, есть множество примечательных эпизодов.

Ранние годы, детство и семья Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий появился на свет 15 апреля 1933 года в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец был работником Государственного русского музея, а мама преподавала русскую литературу в одной из ленинградских школ. Долгое время их семья казалась счастливой и во многом даже образцово показательной.

У Бориса и его брата Аркадия было счастливое детство. Однако с началом Второй мировой войны все кардинальным образом изменилось. В период блокады Ленинграда Борис с матерью не успели эвакуироваться, а потому остались в осажденном городе. Аркадий Стругацкий вместе с отцом успел перебраться в Оренбург.

Однако попыток помочь матери и младшему брату он никогда не оставлял и в 1943-м году после многих попыток все-таки сумел осуществить задуманное. Таким образом, весь период военных действий Борис вместе с семьей провел в Оренбургской области. Лишь только в 1945-м году Стругацкие решились-таки вновь вернуться в город над Невой.

В Ленинграде наш сегодняшний герой окончил общеобразовательную школу и стал готовиться к поступлению на факультет физики Ленинградского государственного университета. Однако экзамены парень сдать все-таки не смог, а потому в итоге оказался на несколько ином отделении – отделении астрономии. В этот период Борис Стругацкий начал серьезно увлекаться научной темой космоса и звезд, которая плавно привела его к увлеченности научной фантастикой. Но до первых литературных опытов было еще далеко. После окончания ВУЗа наш сегодняшний герой поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории. Однако защитить диссертацию не сумел.

Борис Стругацкий: фантастика без волшебства

Впоследствии на той же Пулковской обсерватории Борис Стругацкий работал инженером-эксплуатационником. Несколько раз в своей жизни он принимал участие в научных экспедициях, а также участвовал во множестве экспериментов.

Литературное творчество Бориса Стругацкого и прочие достижения

Большую часть своих литературных произведений Борис Стругацкий написал в соавторстве со своим братом Аркадием. Их совместная работа началась довольно тривиально: в один прекрасный день два молодых ученых поспорили с супругой Аркадия, что смогут написать фантастическую повесть и в итоге выиграли спор. Таким образом, первым гонораром за повесть «В стране багровых туч» для писателей стала выигранная в споре бутылка шампанского.

Данное произведение было написано в 1954-м году, а три года спустя доработано и расширено. Еще два года спустя окончательное произведение было опубликовано в одном из советских издательств.

За эти пять лет, что прошли с момента написания романа до его публикации, два брата написали еще несколько произведений. Чаще всего Борис и Аркадий работали вместе, однако время от времени писали небольшие произведения и отдельно друг от друга.


За свою карьеру в соавторстве со своим братом наш сегодняшний герой создал порядка тридцати романов, а также бессчетное множество рассказов, повестей и прочих небольших произведений. После смерти Аркадия Борис продолжил работать в качестве литератора и издал два полноценных романа - «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Оба произведения были изданы под псевдонимом С. Витицкий.

На протяжении всей своей карьеры прославленный российский литератор работал в жанре научной фантастики. Некоторые его книги часто относят к жанру «антиутопии», однако сам Борис Натанович обычно причисляет свои произведения (как правило, написанные в соавторстве с братом) к жанру «реалистической фантастики.

Интересное кино: фильмы по книгам Стругацких

Романы братьев Стругацких были переведены более чем на тридцать языков мира. Многие произведения, созданные известными писателями, легли в основу компьютерных игр и кинематографических фильмов. Среди наиболее известных лент, поставленным по произведениям Бориса и Аркадия значатся картины «Чародеи», «Дни затмения» (по книге «Миллиард лет до конца света»), «Трудно быть богом», «Обитаемый остров».

Обитаемый остров: схватка (Официальный трейлер фильма по мотивам книги Стругацких)

Над кинематографической адаптацией романов писателей работали такие известные режиссеры как Алексей Герман, Фёдор Бондарчук , Александр Сокуров и многие другие.

За свой выдающийся труд на ниве российской литературы Борис Стругацкий был награжден Орденом Почета, государственной премией РСФСР, медалью «Символ науки», а также некоторыми другими престижными наградами. Кроме того, именем Бориса и Аркадия Стругацких названа малая планета № 3054.

Личная жизнь Бориса Стругацкого и карьера вне литературы

Почти всю свою жизнь Борис Стругацкий прожил с женщиной по имени Аделаида Карпелюк, знакомство с которой завязалось у писателя еще в студенческие годы. В 1959-м году у супругов родился сын Андрей.

Вне мира литературного творчества наш сегодняшний герой был известен как прекрасный переводчик, а также ярый сторонник демократических институтов власти. В частности, Борис Стругацкий часто критиковал политический режим Владимира Путина, называя его авторитарным.

Кончина Бориса Стругацкого

Борис Натанович Стругацкий умер 19 ноября 2012 года. Причиной смерти известного автора стала лимфома. По завещанию писателя его тело было кремировано. Впоследствии прах был развеян родственниками над Пулковскими высотами.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Его отец Натан Залманович Стругацкий был искусствоведом, научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Александра Ивановна Литвинчева была заслуженным учителем РСФСР, преподавала русский язык и литературу. Во время II Мировой войны Борис был свидетелем блокады Ленинграда, два года провел в эвакуации в Оренбургской области. После окончания войны вернулся с семьей в родной город. В 1950 году с серебряной медалью окончил общеобразовательную школу, а в 1955 году - математико-механический факультет Ленинградского Государственного университета по специальности «астроном». Далее работал инженером в Пулковской обсерватории.

Братья Аркадий и Борис, научная фантастика

Карьера писателя берет свое начало в 1958 году, когда вышли в свет первые публикации «Спонтанный рефлекс», «Извне» и др. В 1959 году публикуется повесть «Страна Багровых Туч». Эти произведения, как и большая часть всего дальнейшего творчества, были написаны Борисом Стругацким в соавторстве с его родным братом Аркадием. Широкую известность братьям принесла публикация первых рассказов в научно-фантастическом жанре («Шесть спичек» (1959), «Частные предположения» и «Испытание "СКИБР"» (1960) и др.). Отличительной особенностью фантастики Стругацких были характеры персонажей, изображаемые с большим вниманием к психологии человека.

Под псевдонимами С. Витин, С. Бережков, С. Победин, Стругацкие также работали над переводами иностранных художественных произведений на русский язык (ими переведены с английского романы Хола Клемента, Андре Нортона, Джона Уиндэма и др.). В 1964 году Борис Стругацкий становится членом Союза Писателей СССР, в 1972 году - руководителем Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (в дальнейшем получившего название «семинар Бориса Стругацкого»). В 1987 году, за сценарий к фильму «Письма мертвого человека» режиссера Константина Лопушанского, братьям вручена Государственная премия РСФСР.

Почти все произведения Бориса и Аркадия Стругацких получили статус классики отечественной и мировой фантастики. Братьям удалось поднять этот, в течение долгого времени считавшийся примитивной беллетристикой жанр до уровня высокой литературы. Наибольшую известность получили такие произведения, как «Страна багровых туч» (1959), «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1964), «Понедельник начинается в субботу» (1965), «Улитка на склоне» (1968), «Обитаемый остров» (1969), «Отель «У погибшего альпиниста» (1970), «Град обреченный» (1972), «Пикник на обочине» (1974) и др.

Премии, экранизации, мировое признание

Стругацкие стали лауреатами многих отечественных и иностранных литературных премий («Великое Кольцо», «Аэлита», приз «За независимость мысли» (Англия), премия Жюля Верна (Швеция)). В 1991 году в печать вышли два сборника: «Стругацкие о себе, литературе и мире» и «Куда ж нам плыть?». В них вошли статьи, интервью и выступления братьев, а также не опубликованная ранее научно-фантастическая публицистика. После смерти Аркадия в 1991 году, Борис Натанович создает романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1995) и «Бессильные мира сего» (2003). Оба они опубликованы под псевдонимом С. Витицкий.

Произведения Стругацких были переведены на 42 языка и пережили более 500 изданий в 33 странах мира. Сюжеты из книг братьев Стругацких неоднократно становились основой для съемок кинофильмов («Сталкер» Андрея Тарковского (1979), «Дни затмения» Александра Сокурова (1988), «Обитаемый остров» Федора Бондарчука (2008), «Трудно быть богом» Алексея Германа (2013) и др.).

Именем братьев Стругацких названа международная литературная премия, вручаемая писателям-фантастам – «АБС-премия», а также малая планета № 3054, открытая в сентябре 1977 года учеными Крымской астрофизической обсерватории.

Борис Стругацкий является учредителем премии «Бронзовая улитка». В 2002 году им также был основан журнал российской фантастики «Полдень XXI век», бессменным главным редактором которого писатель оставался вплоть до своей смерти. В том же 2002 году Борису Натановичу была вручена премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства. В 2003 году знаменитый фантаст был удостоен Ордена Почета, а в 2008 году ему была присуждена медаль «Символ Науки». Писатель более 40 лет прожил в браке со своей супругой Аделаидой Андреевной Карпелюк. Они познакомились еще во времена студенчества, а потом вместе работали в Пулковской обсерватории. В 1959 году у них родился сын Андрей.

Борис Стругацкий скончался от болезни сердца, в возрасте 79 лет, 19 ноября 2012 года, в Санкт-Петербурге.

Один, немного нескромный вопрос... правда, как говорится «Hе бывает нескромных вопросов - бывают нескромные ответы»... Любое из Ваших произведений с течением времени может превратиться (или уже превратилось) из фантастического в повествовательное. Какому из них Вы не дали бы стать реальностью, имея возможность ВЫБОРА?

Сергей Кузьмин < > Вентспилс, Латвия - 06/13/98 21:34:45 MSK

Дорогой Сергей! В своих произведениях АБС спроектировали много «злых» миров. Hапример, мир Саракша. Или мир Гиганды. Или мир Арканара. Разумеется, будь моя воля, ни одному из них я не дал бы реализоваться. Hо с другой-то стороны: в них нет ничего невероятного или «дьявольского» - их сотворили не демоны, а люди, эти миры населяющие. Вправе ли я лишать людей права выбора? Это вопрос! Тут ведь все дело в том, что не бывает миров, где ВСЕ были бы несчастны; в каждом мире можно приспособиться и жить счастливо, и даже не догадываться, что ты несчастен. И каждый раз, когда ты принимаешь решение «прекратить» какой-то мир, ты обязательно лишаешь миллионы людей их маленького, странного, но - для них-то несомненного - счастья. Такие дела. Спасибо за добрые слова о нашей работе.

Борис Натанович, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов: 1. Ваши собственные книги будут выходить?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:44:27 MSK

Имеется в виду: буду ли я их писать? Я пишу, но очень медленно и трудно. Надеюсь, что еще один роман мне закончить удастся. Но когда? Не знаю.

2. Кого в российской фантастико-фэнтазийной литературе Вы сейчас выделяете?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:00 MSK

Есть целая когорта прекрасных писателей. Все они хорошо известны. Рыбаков, Столяров, Логинов, Лукьяненко, Лукин, Штерн... всех не перечислишь. А ведь есть еще Веллер с Пелевиным - сами они себя фантастами не считают, но я-то знаю, что они фантасты - и превосходные.

3. Сколь хорошо или плохо, по-вашему, творчество Майкла Муркока?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:45:58 MSK

Я давно уже стал равнодушен к зарубежной фантастике. Муркока читать пытался - не понравилось.

4. Вы продолжаете верить в «Храм», который описали в «Граде обречённом»?

Евгений Арабкин < > Санкт-Петербург, Россия - 06/13/98 21:46:42 MSK

Теория (а точнее - гипотеза) Храма есть просто попытка облагородить довольно-таки бессодержательное и очень неопределенное понятие «смысла жизни». Теория эта не хуже других. Но и не лучше. На самом деле смысл жизни каждый человек определяет себе в меру способностей своих и нравственного своего потенциала. Не может быть смысла жизни у толпы, а Храм очень недурен, как смысл жизни для человека определенного типа.

Как Вам удается добиваться того, что, читая Ваши произведения, не кажется, что писали 2 человека? Ведь, наверное у Вас с Аркадием разные стили и представления о пишущемся произведении. Как приходили к консенсусу?

Sol < > Новосибирск, Россия - 06/13/98 21:48:33 MSK

Это был длительный путь проб и ошибок. Мы перепробовали, я полагаю, все возможные способы работы вдвоем и остановились на самом эффективном. Один сидит за машинкой, другой - рядом. Один предлагает фразу, другой ее обдумывает и вносит изменения. Первый соглашается или не соглашается. Если соглашается, - фраза заносится на бумагу. Если нет, - процесс внесения поправок продолжается. И так - фразу за фразой, абзац за абзацем, страница за страницей. С точки зрения свежего человека этот метод кажется неуклюжим и излишне трудоемким. Однако, это есть не что иное, как УСТНАЯ правка черновика. В каждом окончательном тексте АБС содержится на самом деле три-четыре-пять черновиков, которые никогда не были написаны, но зато были ПРОИЗНЕСЕНЫ. Разумеется, такой способ работы возможет только в том случае, если соавторы, будучи людьми разными и даже очень разными, тем не менее имеют общие представления о том, что в литературе хорошо, а что - плохо. Такое общее представление у АБС было изначально, и с течением времени общего в их позиции становилось все больше, хотя определенные различия и сохранялись. Эти различия, впрочем, не мешали работе, а скорее помогали, особенно когда возникали творческие тупики. Так в процессе эвлюции выживают не самые генетически совершенные виды, а те, у которых генотип способен быстро и резко меняться при необходимости.

Уважаемый Борис Натанович! А какой музыкой Вы увлекаетесь (если увлекаетесь)? Какие жанры? Исполнители? Также, что Вы думаете по поводу произведений Кастанеды? Это надуманно, или правда? Насколько близки Вам эти произведения?

Артём < > New York, USA - 06/13/98 21:50:51 MSK

В музыке я почти полный профан. Всем симфоническим оркестрам и поп-группам предпочитаю обыкновенную тишину. О Кастанеде много слышал (в том числе и о том, что имеет место сходство между ним и АБС), но никогда в жизни не читал и даже не держал в руках.

Почти ВСЕ сегодняшние писатели-фантасты учились на Ваших книгах. Уважаемый БорНат (если Вас так можно называть:), хотелось бы знать, как Вы к этому относитесь?

Sobo Igor < > Уфа, Россия - 06/13/98 21:52:37 MSK

Мне это, разумеется, приятно. Особенно, когда, начав как подражатель АБС, автор находит собственный путь и собственную манеру.

Уважаемый Борис Натанович! Прекратилось ли Ваше сотрудничество с кинематографистами? Помню, кажется, в конце 80-х упорно ходили слухи, что собираются снимать сериал по «Обитаемому острову», кто-то из фэнов кричал, что слышал собственными ушами, что запущен фильм по «Малышу». Потом пошли разговоры о том, что «Трудно быть богом» собирается переснимать какой-то наш кинематографический мэтр. Насколько эти слухи обоснованы, стоит ли ждать экранизаций?

Григ Пермь, Россия - 06/13/98 22:21:12 MSK

Сценарий «Обитаемого острова» (и очень недурной!) был написан; и договор был заключен; и дело было совсем на мази - говорят, даже какой-то материал был отснят. А потом все как-то само собой бесследно рассосалось. «Малыша» сняли в Чехии. Американцы купили «Пикник» несколько лет назад, но фильм почему-то так и не сделали. Греки купили «Миллиард лет». В России один режиссер давно уже грозится снять фильм по сценарию «Туча»... Ну, и так далее. Я уже давно отучился верить обещаниям киношников. Бог им судья.

Борис Натанович, в Вашем романе «Поиск предназначения» Вы упоминаете знаменитого рок-гитариста Ричи Блэкмора. А каково вообще Ваше отношение к современной музыке, в частности, к рок-музыке? Слушаете ли Вы ее? Если да, то что?

Александр Бессонов < > Томск, Россия - 06/13/98 22:22:51 MSK

Я никогда не слушаю музыку СПЕЦИАЛЬНО. Но мне иногда ПРИХОДИТСЯ ее слушать. Вообще я люблю классику рока: Битлов, Дип Парпл, Роллинг Стоунз... Ричи Блэкмор попал в текст «Поиска» совершенно случайно - просто подвернулся под руку.

Уважаемый Борис Натанович, у меня два вопроса. 1. Прогрессирует ли человечество духовно или нет ничего нового под солнцем, и мы остались теми же людьми (не скажу - дикарями), с той лишь разницей, что нас окружают не мамонты, а компьютеры? (Речь не идет о социальном прогрессе).

Дмитрий Поляшенко < > Москва, Россия - 06/13/98 22:27:52 MSK

Уважаемый Дмитрий! К сожалению, не существует эталона для измерения духовного прогресса человечества, а потому и ответа на Ваш вопрос также не существует. У меня лично такое впечатление, что все «открытия» в области нравственности и нравственной философии уже человечеством сделаны, и в этом смысле, действительно, ничего нового под Луной нет. Теперь дело за малым: внедрить все эти высочайшие достижения мысли и морали в души гигантских человеческих масс. И вот здесь нас ожидает большое разочарование. Названные массы тысячелетиями живут по принципу «старое поколение повторяется в новом», и ничто пока не способно изменить этого стационарного процесса. Под тоненькой хрупкой пленочкой новой нравственности (скажем, христианской) живет все тот же волосатый дикарь с дубиной, что и сорок тысяч лет назад. И пока не научимся мы этого дикаря в себе подавлять (или усыплять; или прикармливать; или одурманивать; или обманывать; или преобразовывать), до тех пор с духовным прогрессом человечества будет иметь место затрудненка. (Что, впрочем, как и раньше, как всегда, не будет мешать отдельным величайшим взлетам духа отдельных личностей и даже небольших коллективов.)

СТРУГАЦКИЙ АРКАДИЙ НАТАНОВИЧ

СТРУГАЦКИЙ БОРИС НАТАНОВИЧ

(род. в 1925 г. – ум. в 1991 г.)

Аркадий Стругацкий

(род. в 1933 г.)

Борис Стругацкий

Известные прозаики, сценаристы, бесспорные лидеры советской фантастики на протяжении более чем трех десятилетий. Самые известные за рубежом советские фантасты, книги которых выходили в 27 странах мира. Классики современной научной фантастики, лауреаты премии «Аэлита».

Аркадий Стругацкий родился 27 августа 1925 года в Батуми. Однако вскоре после его появления на свет молодая семья (искусствовед и учительница русского языка и литературы) перебралась в Ленинград – город, с которым была связана вся дальнейшая жизнь писателя. Его отец, профессиональный революционер-большевик, занимал видные партийные посты. Однако он неоднократно демонстрировал «вопиющую неортодоксальность» взглядов, за что, собственно, в 1937 году и поплатился партбилетом…

Юность парня была искалечена войной. С началом Великой Отечественной глава семейства работал на строительстве укреплений, а позднее – в гранатной мастерской. В конце января 1942-го семья разделилась: Боря с матерью остался в городе, а Аркадия вместе с отцом эвакуировали через Ладогу по «дороге жизни». В тот момент оба, можно сказать, стояли одной ногой в могиле… В принципе, то же можно было сказать и об остальных пассажирах. Ту страшную поездку Аркадий запомнил на всю жизнь: он оказался единственным человеком в вагоне, который добрался до места назначения живым. Отца он похоронил в Вологде…

Неисповедимые дороги войны забросили будущего писателя под Оренбург, где его призвали в армию и направили в Актюбинское артучилище. Но закончить его Аркадий не успел: незадолго до выпуска, в 1943 году, его командировали в Московский военный институт иностранных языков. Закончил вуз Аркадий уже после победы, в 1949 году, получив диплом переводчика с английского и японского языков. После этого Стругацкий отправился преподавать в Каннскую школу военных переводчиков, а позднее служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке.

Демобилизовался будущий писатель только в 1955 году; после ухода из армии он устроился референтом-переводчиком с японского в Институт технической информации. Но данный вид деятельности Аркадия Натановича полностью не устраивал. В 1956-м он решил попробовать свои силы на литературном поприще (хотя первые пробы пера знаменитого фантаста относятся еще к тому периоду, когда он служил в армии) и в соавторстве с Л. Петровым написал повесть «Пепел Бикини». Публикация данного произведения вызвала значительный интерес, так что в том же году Стругацкий сменил место работы и перешел сначала в «Реферативный журнал», а затем – в редакцию научно-художественной литературы в Детгиз. Позднее он занял место редактора в Госполитиздате.

Литература стала для него основным и любимым видом деятельности. В 1957 году Аркадий Натанович стал работать в соавторстве со своим младшим братом, Борисом; этот великолепный творческий дуэт быстро завоевал популярность как в СССР, так и за рубежом. Работы братьев Стругацких, которые принято относить к направлению социальной фантастики, пополнили список современной классики.

Борис Стругацкий, второй член творческого «тандема», родился в Ленинграде 15 апреля 1933 года. Он также был эвакуирован из блокадного Ленинграда вместе с матерью, но позже брата. Долгое время семья не могла воссоединиться, и долгожданная встреча была более чем радостной. После окончания школы младший Стругацкий поступил на механико-математический факультет Ленинградского университета. Получив специальность астронома, он в течение многих лет работал в Пулковской обсерватории. И Аркадий, и Борис стараниями родителей очень рано пристрастились к чтению. Так что увлечение брата фантастикой астроном вполне разделял, но к собственным возможностям на данном поприще относился несколько скептически (хотя литературным творчеством начал заниматься еще в студенческие годы; просто дальше любительских работ дело долго не шло). Профессиональным же писателем Борис Натанович стал только в 1960 году.

Дебют братьев в массовой печати состоялся в 1958 году, когда читатели познакомились с рассказами «Извне» и «Спонтанный рефлекс». Спустя год любители фантастики буквально до дыр зачитывали первое крупное произведение Стругацких – повесть «Страна багровых туч». Они говорили, что данная работа – это «некий уродливый памятник целой эпохе… – с ее горячечным энтузиазмом и восторженной глупостью; с ее искренней жаждой добра при полном непонимании, что же это такое – добро; с ее неистовой готовностью к самопожертвованию; с ее жестокостью, идеологической слепотой и классическим оруэлловским двоемыслием». А на подходе были уже рассказы «Забытый эксперимент», «Шесть спичек», «Испытание СКИБР», «Частные предположения» (все – 1959)… Далее плодовитые авторы радовали читателей новыми работами с завидной регулярностью. Так, в 1962-м они выпустили «Стажеров», «Попытку к бегству», «Путь на Амальтею», «Далекую радугу», «Полдень XXII век. Возвращение»; в 1965-м – знаменитые повести «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом» и «Хищные вещи века». Спустя два года на прилавках книжных магазинов появилось «Второе нашествие марсиан»; параллельно братья продолжали работать над начатой в 1966-м «Улиткой на склоне», которая была ими закончена в 1968 году. Тогда же вышла «Сказка о Тройке»; в 1969 году Стругацкие написали «Обитаемый остров», а в 1971-м– «Малыша». Читатели не уставали удивляться мощной фантазии и бешеной работоспособности соавторов, которые подарили мировой литературе такие удивительные вещи, как «Пикник на обочине» (1972), «Парень из преисподней» (1974), «За миллиард лет до конца света» (1976–1977), «Жук в муравейнике» (1979–1980), «Град обреченный» (1988–1989), «Хромая судьба» (1982) и др. Перечислить все произведения этих писателей в данной статье просто невозможно!

Братья отмечали, что испытали определенное влияние творческой манеры и основополагающих идей таких признанных корифеев жанра фантастики, как Г. Уэллс, Ж. Верн, С. Лем, К. Абэ, И. Ефремов. Их героем стал «обыкновенный» человек, интеллигент, гуманист, этика которого основывается на нравственной ответственности перед человечеством и преданности научному поиску.

В начале своей творческой карьеры Стругацкие сумели создать собственную, оригинальную, целостную картину мира будущего. С точки зрения формы их произведения являлись романтическими, а с точки зрения содержания и пафоса – оптимистическими. Однако с течением времени в работах писателей все сильнее проявлялось стремление психологизировать прозу, насытить ее философским элементом и притчевым началом, придать повестям больше лиризма, добавить размышлений, которые порой начинали вытеснять активное внешнее действие.

Несмотря на то что ранние произведения Стругацких были выдержаны в традиционном ключе, их отличительной чертой стала необычная постановка нравственного выбора, обобщение ее до глобального, общечеловеческого масштаба. Писатели вновь и вновь обращались к проблеме поведения человека в неординарных и экстремальных с нравственной точки зрения ситуациях. Противопоставляя два антагонистичных мира – Абсолютного Добра и Справедливости и Реальной Человеческой Природы (весьма далекой от идеала), основным злом авторы считали воинствующую серость и агрессию к инакомыслию. Мир, по мнению Стругацких, основан на непрекращающейся борьбе человека, в первую очередь с самим собой. Исход этой борьбы часто остается неизвестным, а результат ее, собственно, не слишком волнует писателей. Главное, что их интересует, – это вопрос о том, возможно ли в ходе борьбы сохранить достоинство личности и ее готовность предстать перед судом времени. Стругацкие намеренно отказались прогнозировать образ человека будущего, однако они с удовольствием исследовали собственных современников, перенося их на века вперед, гиперболизируя заинтересовавшие их качества и доводя увиденное порой до откровенного гротеска. Будущее же соавторы рассматривали лишь как череду экстремальных обстоятельств, которые помогают проявить в личности все сущностное. Готов ли нравственно человек встретиться с будущим, куда так стремится, «лицом к лицу»? К сожалению, далеко не всегда. Поэтому-то у Стругацких так часто проскальзывает мотив тупика и идея другого пути. Вот только каким он может оказаться, фантасты не говорят.

Проблему контакта писатели впервые затронули в повести «Трудно быть богом» и развили ее в произведениях «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер». Стругацкие подвергли сомнению идею искусственного ускорения развития иной цивилизации («прогрессорства»). Работы братьев, датированные концом 1960-х – началом 1970-х годов прошлого века, говорят о принципиальных изменениях в их собственной картине жизни и художественном мире. Фантасты мучительно искали пути человеческого прогресса. Эти произведения привнесли в отечественную литературу мощный аналитический потенциал, интеллектуальную насыщенность и завершенность. Теперь проза соавторов строилась на органическом единстве динамичной увлекательной интриги и серьезных раздумий и отличалась обязательным присутствием выраженного притчевого начала. В их концепции мира постоянно присутствует тайна, до конца неразрешимая. Предупреждение о том, что она рядом, проявляется во всех работах Стругацких последних десятилетий. Причем это «нечто» существует, по мнению братьев, само по себе, независимо от мнений, желаний и представлений людей. Что принесет тайна в их жизнь? Новую энергию, своевременную помощь или реальную угрозу? Не исключено, считали авторы, что неведомое может оказаться и тем, и другим одновременно…

Самое сложное произведение Стругацких – «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя». Навеянный булгаковским «Мастером и Маргаритой», этот роман-притча с неоднозначными концовкой и трактовками, содержит два параллельных действия: библейско-фантасмагорическое и условно-реальное. Их объединяет идея того, что единственным возможным спасением для человечества является попытка воспитания поколения с новой психикой, отличимой от психики современного индивида. «Отягощенные злом» подводят к мысли о неизбежности общественного насилия над «заблудшими» душами и о том, что даже в «прекрасном новом мире» настоящий Учитель обречен на одиночество и отсутствие понимания.

Писали братья и по отдельности; вот только в этом случае они публиковали произведения под другими фамилиями. Так, Аркадий Стругацкий выпустил под псевдонимом С. Ярославцев повесть-сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974), роман «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984), повесть «Дьявол среди людей» (1993). Борис Стругацкий печатался под псевдонимом С. Витицкий. Его перу принадлежит роман «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1995). Переводы же с английского братья подписывали как С. Бережков, С. Победин, С. Витин. Кроме того, Аркадий Натанович занимался переводами японской научной фантастики и классической японской литературы.

Что же касается деятельности Стругацких как киносценаристов, то об этом стоит поговорить отдельно. Аркадий Натанович и Борис Натанович прошли школу работы с таким удивительным режиссером, каким был Андрей Тарковский. В результате, в 1978 году был создан сценарий «Понедельник начинается в субботу», в 1985-м – «Пять ложек эликсира»; по повести «За миллиард лет до конца света» был снят «День затмения» (1987); по мотивам «Гадких лебедей» – «Туча» (1987). В 1980-м зрители впервые увидели фильм «Отель “У погибшего альпиниста”». Борис Натанович в 1986 году стал лауреатом Государственной премии РСФСР за сценарий фильма «Письма мертвого человека». А пьеса-памфлет «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» (1990), в которой развеяна эйфория перестроечной свободы и выражено скептическое отношение к очередному «новому» человеку, вообще стоит особняком в творчестве Стругацких. К сожалению, эта пьеса стала последней совместной работой братьев. В 1991 году, 12 октября, Аркадий Натанович скончался.

Что же касается Бориса Натановича, то он по-прежнему живет и работает в Санкт-Петербурге, пишет книги, руководит семинарами.

Из книги Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда автора Вишневский Борис Лазаревич

Вишневский Борис Лазаревич Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда Автор выражает свою глубокую признательностьМихаилу Амосову, Юрию Флейшману, Владимиру Борисову, Константину Селиверстову, Вере Камше, Андрею Болтянскому, Ольге Покровской, Юрию Корякину, Николаю

Из книги Сталкер. Литературная запись кинофильма. Выдержки и статьи. автора Тарковский Андрей

Борис Натанович Стругацкий. Комментарии к пройденному

Из книги Смех без причины автора Винокур Владимир Натанович

Аркадий Натанович Стругацкий. Каким я его знал.

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава 2 Борис Натанович Винокур Я на четыре года старше Владимира. С детства привык опекать младшего – в уличных играх, на танцплощадке и на занятиях спортом. Старшеклассником играл в сборной города по волейболу. Окончив школу, стал студентом Ленинградского

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

РАЙКИН Аркадий РАЙКИН Аркадий (артист эстрады, театра, кино: «Доктор Калюжный» (1940), «Мы с вами где-то встречались» (1954); т/ф «Люди и манекены» (1974–1975); скончался 20 декабря 1987 года на 77-м году жизни). У Райкина с детства было слабое здоровье. Еще в 13-летнем возрасте он едва не

Из книги Правда смертного часа. Посмертная судьба. автора

ТОЛБУЗИН Аркадий ТОЛБУЗИН Аркадий (актер кино: «В мирные дни» (1951; помощник командира Григорий Александрович Орлов), «Кортик» (1954; комиссар Полевой), «Она вас любит» (1956; Фролов), «Мальва» (1957; приказчик), «Смена начинается в шесть» (1959; главная роль – Алексей Железняк),

Из книги Возвращение к Высоцкому автора Перевозчиков Валерий Кузьмич

ХАЙТ Аркадий ХАЙТ Аркадий (писатель-юморист, один из авторов культового мультфильма «Ну, погоди!»; скончался 21 февраля 2000 года на 62-м году жизни). Родители Хайта прожили долгую жизнь, и он тоже надеялся на то, что его ожидает та же судьба. Но увы… 25 декабря 1999 года Хайт

Из книги БП. Между прошлым и будущим. Книга 2 автора Половец Александр Борисович

15 апреля. Родился Борис Стругацкий (1933) Победа Стругацких Свет, мрак и блеск советской военной мифологии1Главные советские и постсоветские военные писатели - Стругацкие. Думаю так не только потому, что с шестидесятых по настоящее время они с большим отрывом остаются

Из книги Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции автора Есипов Виктор Михайлович

АРКАДИЙ И НИКИТА (Разговор с Л. Абрамовой)- Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.- Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Из книги Знаменитые Скорпионы автора Раззаков Федор

АРКАДИЙ ЛЬВОВ В 1988 году в американском издательстве «Руссика Паблишер» вышло первое серьезное издание произведений Владимира Высоцкого - «Собрание стихов и песен» в 3-х томах. Историю создания и выхода в свет «шемякинского трехтомника» - так его называли и называют в

Из книги Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов автора Передрий Андрей Феликсович

Аркадий Свидерский Аркадий Васильевич, давайте начнем со школы. Кого из преподавателей вы помните?Цветкову Анну Николаевну. Она вела нас с первого класса. Зайчика Михаила Наумовича - он был совершенно уникальным человеком, преподавал у нас физику. Его многие помнят. А

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

И завершающая часть 3-я… Неистовый Аркадий… Аркадий Белинков Однажды, было это много лет назад - в «Панораму» зашла женщина, зашла без предварительного звонка и не условившись о встрече. В тот раз конец дня случился не такой напряженный, каким он станет завтра - сразу же

Из книги автора

Аркадий Арканов …Еще одним местом сборищ молодых и маститых писателей «левого» и «правого» направления был легендарный ЦДЛ. Центральный дом литераторов со знаменитым рестораном в Дубовом зале. В ЦДЛ я попал вскоре после того, как стал своим в «Юности». ЦДЛ находился

Из книги автора

Аркадий РАЙКИН А. Райкин родился в Риге 6 ноября 1911 года (Скорпион-Свинья). Читаем в гороскопе:«Металлическая Свинья (ее год длился с 30 января 1911 по 17 февраля 1912 года; повторяется каждые 60 лет) наиболее честолюбивейшая из всех типов этого знака, энергичная, целеустремленная

Из книги автора

АРКАДИЙ СЕВЕРНЫЙ...Об этом человеке ходило и ходит множество легенд. Его голос, звучавший с затертых магнитофонных лент, в 70-х годах знали почти все в той стране, которой уже нет, в стране, в которой он и мы жили...Удивительная судьба! Артист, который имел бы все основания

Из книги автора

Аркадий Аркадий окончил престижную в Москве физико-математическую школу № 2, увлекался астрономией. Увлечение было скорее романтическим, чем научным, но было отмечено четырьмя дипломами победителя астрономических олимпиад.В 1980 году он сдает экзамены в

Стругацкий Борис (род. 15 апреля 1933, Ленинград, РСФСР) - русский советский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Н. З. Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако из-за национальности принят не был, тогда документы отдал на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «звёздный астроном», который закончил в 1955 году, работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам.

С 1966 года - профессиональный писатель, член Союза Писателей СССР.

С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых научно-фантастических рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) научной фантастики и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание "СКИБР"» (1960), «Частные предположения» (1960) и другие; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). Однако в ряде ранних рассказов братьев Стругацких впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской научной фантастики.

На всем протяжении творческой деятельности Стругацкие выступали как горячие пропагандисты и публицисты фантастики, авторы предисловий и послесловий, выступлений на актуальные темы жанра. Статьи, выступления и интервью Стругацких объединены в пятитомник «Стругацкие о себе, литературе и мире» (1991-1994) и сборник «Куда ж нам плыть?» (1991), в которые вошла также ранее не опубликованная научно-фантастическая публицистика.

Произведения братьев Стругацких выдержали более 500 изданий, в том числе, в переводах на 42 языка в 33 странах мира. Их именем названа международная литературная премия в области фантастики - "АБС-премия". Произведения братьев Стругацких неоднократно экранизировались, в том числе такими режиссерами, как Андрей Тарковский (фильм "Сталкер") и Александр Сокуров (фильм "Дни затмения"); а также режиссером Федором Бондарчуком (фильм "Обитаемый остров") в 2008 году. Именем Стругацких названа малая планета № 3054, открытая 11 сентября 1977 года в Крымской астрофизической обсерватории.

После смерти брата Аркадия в 1991 году Борис Натанович создает роман "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики", он писался "долго и мучительно" и вышел в 1995 году под псевдонимом С. Витицкий. В 2003 под этим же именем появилась книга "Бессильные мира сего". В настоящее время, по словам мастера, над крупными формами он не работает и пишет "главным образом, рецензии и интервью для разных изданий".

Учредитель премии «Бронзовая улитка».

С 2002 года главный редактор журнала «Полдень XXI век».

В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века». Собственноручно поставил свой автограф в каждом экземпляре этой книги, вышедшей тиражом 250 экземпляров.

В 2002 году Борис Стругацкий стал лауреатом премии Президента РФ в области литературы и искусства. В 2008 году Борису Стругацкому присуждена медаль «Символ Науки».

Живет и работает в Петербурге.

Бориса Стругацкого часто называют предсказателем будущего, однако сам он себя таковым не считает, "ни фантастика, ни футурология ничего существенного предсказать не способны. Разве что случайно". "Писатель может почувствовать дух грядущего, но детали всегда остаются за пределами человеческих возможностей", - отмечает он.