Театр и дети: волшебная сила искусства. Нод что мы знаем о театре

Как рассказать малышу о театре с помощью книг?

Мы выбрали несколько художественных произведений, в которых герои являются участниками и зрителями спектаклей.

1. Алексей Толстой.

Золотой ключик, или Приключения Буратино.

Книга "Буратино" - пожалуй, одна из самых близких дошкольнику. Понятие кукольного театра раскрывается здесь достаточно полно. Ребёнок узнаёт, что такое касса, почему нужен билет, куклы, сцена, комедия (Арлекино, Пьеро, Мальвина - герои комедии Дель Арте, что объясняет их поведение на сцене).

"Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес.

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки.

Три раза ударили в колокол, и занавес поднялся.

На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.

Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.

Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:

Здравствуйте, меня зовут Пьеро… Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощёчины и подзатыльники. Это очень смешная комедия…

Из-за другого картонного дерева выскочил другой человечек, весь клетчатый, как шахматная доска.

Он поклонился почтеннейшей публике.

Здравствуйте, я - Арлекин!"

2. Туве Янссон. "Опасное лето".

Книга "Опасное лето" интересна тем, как герои постепенно узнают, что такое театр. Сначала они начинают жить в заброшенном театре, поскольку их дом пострадал от наводнения.

"Наконец необычный предмет подплыл ближе. Он был похож на дом. На самом верху крыши, напоминавшей большую раковину, были прикреплены две золотые маски: одна плакала, другая смеялась. Под гримасничавшими масками виднелась во мраке полукруглая комната, затянутая паутиной. Наверное, одну стену смыло волной. По обе стороны зияющего проема свешивались красные бархатные портьеры, печально волочившиеся по воде.

Муми-папа с любопытством вглядывался во мрак, пытаясь что-нибудь разглядеть.

— Есть тут кто-нибудь? — неуверенно спросил он.

Никто не ответил. Они слышали, как от качки хлопали открытые двери и комки пыли перекатывались взад и вперед по голому полу.

— Надеюсь, жильцам удалось спастись, — озабоченно сказала мама. — Бедное семейство. Интересно, каким оно было? Ужасно вселяться в чужой дом таким образом."

"Они вошли в коридор и увидели множество маленьких дверей.

Мюмла вытянула шею и с трудом стала читать по слогам надпись на двери.

— Рек-ви-зит, — читала она. — Рек-ви-зит. Подходящее имечко для негодяя!

Хомса собрался с духом и постучал. Они ждали, но Реквизита, как видно, не было дома.

Тогда Мюмла толкнула дверь, и она открылась.

Никогда им еще не доводилось видеть такую уйму вещей сразу. Там, от пола до потолка, громоздились полки, и на них стояло в пестром беспорядке все, что только вообще может стоять на полке. Огромные вазы с фруктами теснились рядом с игрушками, настольными лампами и фарфоровыми безделушками, железные кольчуги валялись среди цветов и инструментов, а чучела птиц теснились среди книг, телефонов и вееров. Там были еще ведра, глобусы, ружья, коробки из-под шляп, часы, почтовые весы и тому подобное.

Малышка Мю с плеча сестры вспрыгнула на полку. Уставившись в зеркало, она закричала:

— Глядите! Глядите! Я стала еще меньше. Я совсем исчезла!

— Но это же не настоящее зеркало, — объяснила ей Мюмла. — И никуда ты не исчезла.

Хомса искал джем. — Может, это повидло? Оно не хуже джема, — сказал он и поковырял пальцем в банке.

— Это крашеный гипс, — пояснила Мюмла. Она взяла яблоко и лизнула его.

— Деревянное, — сказала она.

Малышка Мю рассмеялась.

А Хомса огорчился.

Все вокруг было ненастоящее, обманное. Привлеченный яркими красками, он протягивал лапку, но ощущал лишь бумагу, дерево или гипс.

Золотые короны были просто невесомыми, цветы — бумажными, у скрипок не было струн, у ящиков — дна, а книги нельзя было даже раскрыть.

Обманутый в своих ожиданиях, честный Хомса задумался — что бы это могло значить, но не находил ответа."

Потом, конечно, старая театральная крыса Эмма расскажет муми-троллям, где они находятся:

"— Кладовка! — возмутилась Эмма. — Кладовка! Вы называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной, кулисы — картинами, занавес — занавеской, а реквизит — дядей! — Она раскраснелась, и мордочка ее сморщилась. — Я рада! — кричала она. — Я очень рада, что маэстро Филифьонк — вечная ему память! — вас не видит! Вы ничего не знаете о театре, даже меньше чем ничего, у вас нет ни малейшего представления о театре!"

А муми-тролли так увлекутся театром, что и сами захотят поставить спектакль:

Премьера:

И это поможет родителям найти потерявшихся Муми-Тролля и Фрёкен Снорк.

3. Антон Соя "Ёжкин театр".

Из аннотации: "Кто бы мог подумать, что школу "Сказка" захлестнут настоящие шекспировские страсти? А всё потому, что Ёжка, Костик и Горыша не на шутку увлеклись высоким искусством и решили… организовать школьный театр! На радость всем оказалось, что "Сказка" - просто кладезь театральных талантов. Но постановка спектакля - дело серьёзное: тут уж без сучка и задоринки не обошлось... Друзей ждут не только ежедневные репетиции, но и настоящие муки творчества, гениальные актёрские находки и, конечно, целый ушат веселья - а как же иначе?"

(Мы намеренно привели в пример и эту книгу тоже несмотря на то, что она позиционируется для младших школьников. Сейчас такие развитые детки, что часто книги для младших школьников с удовольствием слушают и старшие дошкольники").

Небольшой отрывок:

"Так и получилось, что благодаря начинаниям Тройки школа "сказка" во второй четверти превратилась из просто сказочной в сказочно-театральную школу. Теперь на уроках Нил Нилыча ученики читали по ролям и разбирали сказочные пьесы.

<...>

Правильная речь для актёра театра - требование первостатейное, и если вы когда-нибудь собираетесь выступать на сцене, попробуйте прямо сейчас выучить и повторить раз десять подряд такую скороговорку: "На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы вам на линя".

Дети сидят на стульчиках на ковре.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: У нас сегодня званые гости. Они хотят у нас отдохнуть, посмотреть, что мы умеем делать. Мы их ждали, поэтому надо гостей приветствовать с улыбкой.

Дети здороваются с улыбкой.

Воспитатель : Давайте поразмышляем. Где люди могут отдохнуть после работы, после какой-нибудь домашней проделанной работы?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мне как раз хотелось бы с вами продолжить разговор о театре. Я вам сейчас раздам билеты, согласно которым вы займёте свои места, как в театре, соответственно своему номеру билета.

Дети занимают места за столами.

Воспитатель: Что-то вы уже знаете о театре, что-то узнаете ещё сегодня. Мы сегодня будем наполнять пустую вазу знаниями о театре, для этого у вас на столах стоят чашечки с бусинками, а у меня на столе пустая. И по мере того, как будут пополняться ваши знания, вы будете наполнять бусинками пустую чашу. Ещё у вас на столах лежат подносы, разделённые на три части с условными обозначениями (+, -, ?) - такой трёхчастный дневник, картинки на тарелочках.

Вы постарайтесь вспомнить всё, что вы знаете о театре. Выберите соответствующую картинку и положите её в самый большой раздел тарелочки, где стоит знак «+». Затем вы посовещайтесь со своим соседом по столу, обменяйтесь мнением, что он знает о театре. И когда будете готовы отвечать, просигнализируйте мне об этом поднятием рук, сцепленных между собой.

У меня на доске такой же дневник, я его буду заполнять по вашим ответам.

Раздел тарелочки, где стоит знак «-», будем заполнять, когда вы что-то узнаете новое о театре. А раздел, где стоит «?» если вам еще что-то захочется узнать о театре.

Дети работают индивидуально и в парах, сигналят о готовности.

Воспитатель: Что ж, вижу, что все готовы.

Дети рассказывают, что они знают о театре, при этом, за каждый правильный ответ заполняют бусинками пустую чашу на столе воспитателя. В это время воспитатель по ответам детей заполняет в своём дневнике раздел со знаком «+».

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какие театры вы знаете?

Дети называют.

Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам попробовать себя в роли артистов. Как вы правильно отметили, театр бывает кукольный, театр юного зрителя, где артисты исполняют роли, театр пантомимы, пальчиковый театр, театр би-ба-бо. Итак, вы сейчас разделитесь на группы. У нас в группе организовано три театра:

1. Театр юного зрителя.

2. Театр пантомимы.

З. Концертный зал.

Воспитатель: Вы подойдите к двери того театра, цвет которой соответствует цвету цифры вашего номера билета.

Дети распределяются на группы.

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю задания, которое вам надо будет выполнить. Вы между собой договоритесь, кто какую роль или кто какое задание будет исполнять. Когда вы будете готовы, просигнализируйте мне поднятием рук, сцепленных между собой.

Артистам театра юного зрители нужно показать фрагмент сказки «Теремок»;
- артистам театра пантомимы показать в движении сказочного героя под соответствующую музыку «Тарантелла», «Баба-Яга»;
- артистам, выступающим в концертном зале, исполнить стихотворение Маршака «Тает месяц молодой» или песню «Киска, киска, как дела».

Дети исполняют роль артистов, роль сказочных персонажей, исполняют пантомиму под музыку.

Воспитатель : Вы убедились в том, что артистом стать нелегко, для этого надо изменять голос, говорить с выражением, менять выражение лица, производить какие-либо жесты руками. Этому всему надо долго учиться. Мы сейчас будем учиться некоторым моментам, которые необходимы артисту.

Дети выходят на коврик, присаживаются.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в «Мимический кубик» . Кто-либо из вас бросает кубик, вам выпадает фрукт или овощ. Нужно на лице изобразить его вкус.

Проводится игра «Мимический кубик».

Воспитатель : Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Веер» . Я вам показываю изображение лица, а вам надо произнести фразу «У нас гости» с такой интонацией в голосе, какое настроение вы увидите на изображённом лице. Вот например: испуганно «...».

Воспитатель: А теперь займите свои места в театре. Театр - это общественное место. В нём нужно вести себя культурно. Вы знаете о правилах поведения в театре?

Дети: Да.

Воспитатель: У нас сегодня ещё один гость кукла Таня. Она хочет вас познакомить с правилами поведения в театре.

Воспитатель говорит от имени куклы.

Если ты пришёл в театр,
Себя культурно там веди:
Не кричи, не шуми,
Спокойно ты везде ходи.

К гардеробу подойди,
Вежливо ты попроси
Пальто у тебя принять.
Не забудь же номерок с собою взять.

Когда с родными ты идёшь в театр,
Всегда чистый выбирай наряд.
Тебе самому приятно,
И мальчик, сидящий рядом, тоже будет рад.

Когда артисты будут выступать,
Сказку показывать им не мешай.
Хлопай им за выступление,
Подари букет цветов весенних.

В перерыве, который называется антракт,
Не делай ты вот так:
Зрителей при выходе локтями не толкай,
В буфете не кричи: «Дай, мне дай!».

В зале, где артисты выступают,
Не жуют, фантики от конфет на пол не бросают.
Сказку запомнить стараются,
А после друзьям рассказать её пытаются.

Воспитатель: Сейчас вы узнали о правилах поведения в театре. Найдите у себя в тарелочках карточка с буквой «П» и положите её в раздел вашего дневника, где стоит знак «-». Это то, что вы узнали сегодня на занятии.

Воспитатель: Хотелось бы вам ещё что-нибудь узнать о театре?

Если дети будут молчать или сомневаться, задать им наводящие ВОПРОСЫ: Как устроен театр изнутри? Как называются места в зале, на балконе? Кто первый создал театр? Какие театры есть в нашем городе Кирове? Как стать артистом?

Воспитатель : Мне очень приятно, что у вас ещё есть вопросы о театре. Ну что ж, об этом мы поговорим в следующий раз. Вы сегодня были очень активны, эмоциональны. И я, благодаря вам, тоже поработала хорошо.

Давайте в конце нашего занятия проведём игру «Найди пару сказочному герою» . И если вы все персонажи подберёте верно, то мы сможем прочитать слово вместе с гостями, которое охарактеризует нашу деятельность на этом занятии.

На доске вывешены персонажи сказочных героев. Дети со стола берут карточки с другими сказочными героями и подбирают им пару из одной сказки. Если все персонажи подобраны верно, то открывается слово «МОЛОДЦЫ!».

О себе: Пишу сценарии к мероприятиям, сочиняю стихи, пеку и делю заготовки, депутат районной Думы 2-го и 3-го созыва. В 2008 году победитель областного конкурсного отбора лучших педагогических работников областных государственных и муниципальных образовательных учреждений (в номинации «Лучший воспитатель»), в 2009 году победитель районного конкурса «Мои инновации».

Пономарева Валерия Сергеевна

Воспитатель, МБУ ДС № 120 "Сказочный", Самарская область, город Тольятти

Пономарева В.С. Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Что такое театр?» // Совушка. 2017. N2(8)..02.2019).

Заказ № 27747

Цель: дать детям представление о театре. Познакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)

Программное содержание:

  • рассказать об истории создание театра
  • познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре
  • стимулировать их интерес к театральному искусству
  • развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями
  • обогатить словарный запас детей театральными терминами.

Оборудование: проектор, экран, мультмедийная презентация, кукла Кузя (домовенок), волшебный сундучок. «Говорящее» письмо, д/и «Гардероб», картинки- эмоции. Для изготовления билетов: готовые шаблоны и заготовки, цветные карандаши, салфетки, клей.

Ход занятия:

Педагог: здравствуйте, друзья! Снова вы вместе, а значит наше интересное и увлекательное путешествие продолжается. И сегодня, в гости к нам, придет наш старый знакомый - домовенок Кузя. Он прислал мне письмо, в котором сообщил, что приготовил для вас сюрприз.

Слышится плач, появляется Кузя (он расстроен, плачет)

Педагог : Здравствуй, Кузя! Что случилось? Почему ты плачешь?

Кузя: Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, такой сюрприз для вас приготовил, а теперь и не знаю, что мне делать?!

Педагог: Может ты, расскажешь нам, что случилось, а мы с ребятами, постараемся тебе помочь.

Кузя: Я приготовил для нашей встречи свой сундучок, в который положил очень удивительную и интересную сказку, чтобы показать ее ребятам. А когда сегодня, открыл сундучок, оказалось, что все мои сказочные герои разбежались. Они оставили мне «говорящее письмо»

Педагог: Давай, скорее свое «говорящее письмо», мы его послушаем и узнаем, куда же отправились наши сказочные герои.

Прослушивается аудиозапись, в которой сказочные герои сообщают Кузе и ребятам, что отправились в театр, чтобы посмотреть, что это такое и больше о нем узнать.

Педагог : Кузя, ну что ты так расстроился, ведь ничего страшного не случилось.

Кузя: Как, ничего страшного? Я никогда не был в театре и даже не знаю, что это такое?

Педагог: Ребята, а давайте вместе с Кузей отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? Выслушивает ответы детей, обобщает их . Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки. Обращает внимание на экран.

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним - красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша) . На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях. СЛАЙД №1-2

Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир) СЛАЙД №3

Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями) . А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.) . Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб. СЛАЙД №4

Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале (сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом. СЛАЙД №5

Показ слайдов с использованием терминологии: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.

Педагог: Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты Кузя повторяй за нами.

Проводится физкультминутка «В театр мы идем»

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте.

И песенку поем.

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

В театр мы идем.

(Шаги на месте)

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

Мы песенку поем.

(Шаги на месте)

Педагог: Мы познакомились с вами с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас вы посмотрите на слайды и определите, какой, где театр?

Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают слайды, называют где - какой театр.

Кузя: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?

Педагог: А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:

театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)

театра мимики и жеста (здороваются жестами)

драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара

кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)

пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)

Кузя: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…

Педагог: Погоди, Кузя, не торопись. Театр - это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр - работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.

Показ слайдов театральных профессий, с пояснением.

Педагог : А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Гардероб"

Игра «Гардероб» Педагог объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.

Педагог: И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.

Словесная игра «Добавь слово»

В театр скорее приходите,

Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)

Мастерство плюс труд, плюс ум-

Сшит сценический …(костюм)

Почетна и завидна наша…(роль)

Не может без артистов режиссер.

И ветра вой, и детский крик

Озвучивает…(звукорежиссер)

И шут, и царь, и гренадер

А всех сыграл один…(актер).

Из гипса - арбуз, из картона - топор,

На сцене сложил реквизит… (бутафор)

Педагог: Но главная профессия в театре - режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.

Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.

Ход игры:

Педагог объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.

Кузя: Как мне понравилось, я столько узнал о театре. Только мы не сделали самого главного, не нашли моих друзей.

Педагог: Кузя, а кто они, твои друзья, как они выглядят?

Кузя: Они - куклы, которые знают много сказок и любят их показывать детям.

Педагог: Ребята, раз друзья Кузи - куклы, то, в каком театре их можно найти? (В кукольном) Правильно, конечно, в кукольном.

Кузя: Но у меня нет билета, чтобы попасть в кукольный театр.

Педагог: А мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?

Педагог приглашает ребят за столы и предлагает им при помощи шаблонов для билетов, заготовки для работы, карандашей, клея сделать для Кузи билеты в театр. После выполнения задания, ребята вручают Кузе билеты.

Кузя: Спасибо большое, а зачем мне так много билетов.

Педагог: Кузя, просто мы отправимся вместе с тобой на кукольное представление и поможем тебе не потеряться в огромном мире кукольного театра и найти своих друзей. А теперь мы, ненадолго расстанемся, чтобы встретиться вновь и отправиться в кукольный театр.

С понятием «Театр» я столкнулась в школьные годы, где с удовольствием смотрела постановки наших ребят. Меня поражало и до сих пор удивляет как может поменяться человек на сцене, войдя в роль! Меняются его жесты, образ и даже голос становится другим. Я всегда, замечая происходящие в человеке, изменения думала: «А ведь это талант! ТАЛАНТ с большой буквы!»

Я работаю педагогом в детском саду. Часто у нас ставят театрализованные постановки. Рассказывая детям, что их ожидает театр, я наблюдаю за действием этого волшебного слова. А ведь и правда -волшебное! Почему? Да потому что я вижу, как на лицах появляются улыбки, загораются искорки веселья в их глазах. Дети могут не спросить: «Какой театр?», «Как он называется?», но всегда спросят «А когда он будет?» Но самое неповторимое - это атмосфера театра: приятно наблюдать за занавесом, как дети входят в зал, рассаживаются на стулья, рассматривают украшенную сцену и затихают в предвкушении волшебной сказки.

Никогда не отказываюсь от предложенной роли. С интересом вхожу в образ, сама додумываю мельчайшие детали. Могу сказать, театр - это мое хобби. С помощью сцены узнаю людей и их характеры, учусь разбираться в людях, с помощью сцены я учусь дарить детям то, чего в современной суетливой жизни им так не хватает - тепла, любви и счастья. Многие считают, что театральное искусство - это иллюзорный обман, который заставляет людей поверить в то, что ты кто-то иной. Я же с полной уверенностью могу сказать, что театр - это возможность создавать образы, характеры, отдельные жизненные ситуации и разбираться в них.

Да, театр занимает много времени и сил. А какой труд стоит за каждым спектаклем, сколько душевных и физических сил вложено в каждый жест и взгляд актёра? Вместо того, чтобы посмотреть телевизор или просто покопаться в интернете, приходится идти на репетиции, зубрить роль, думать о недостающих деталях образа (где взять костюм, подходящую к нему обувь, парик, как сделать гримм…) Но, несмотря на это, я понимаю, что не могу жить без творчества. Выступая в театре, я получаю огромное удовольствие от того, что мои усилия приносят результаты. Я неподдельно счастлива, когда дети оценивают мое видение образа, мое исполнение, мои затраченные силы. Как они вскакивают со стульчиков, подсказывая мне, что делать, как себя вести. Они поют и танцуют, плачут и смеются, любят и переживают, горюют и радуются. Вроде бы одна минута игры на сцене- но она дороже всех жертв, принесенных ради нее. Участвуя в спектакле, я чувствую, что живу, что моя игра может быть интересна другим людям в моей трактовке. Театр для меня-это много эмоций и выплеск адреналина!
Лично для меня, театр - это действие, которое захватывает сразу и остаётся надолго.

Театр - это мир живого слова, живой музыки, живой души. Как это необходимо детям в наше время, заполненного техническими новинками! Для них-это как глоток чистого воздуха. С помощью театра мы обогащаем наши души, расширяем кругозор. Театр выступает в качестве источника информации об окружающем мире, о жизни, дающего повод для работы мысли.

Что такое театр.

/Рассказ о театре для детей и их родителей/

Музыкальный руководитель Сорокина Маргарита Александровна детский сад №1341

Славная штука, театр. Знаете ли вы, что это такое? Что значит театральное искусство? Кто такие актеры? Какие представления в театре бывают? Какие там декорации? Освещение? Превращения?

Сейчас я объясню вам по порядку.

Вы покупаете билет и идете в театр, смотреть представление. У дверей зрительного зала вас встречает служащий театра –капельдинер. У него в руках программа сегодняшнего спектакля. Программа – это значит листок, на котором напечатано всё, что вам интересно узнать о представлении до его начала: какие актеры играют, кто сочинил и как называется пьеса.

А спектакль – значит зрелище, которое представляют актеры, или как их чаще называют, артисты.

Вас приглашают в вестибюль, где зрители снимают пальто, шляпы, оставляют зонтики на хранение служащим, которые, повесив ваши вещи, выдают номерок

Капельдинер приглашает в зал, показывая на ближайшую дверь

в зрительный зал . Предлагает бинокль, для того чтобы лучше разглядеть то, что заинтересовало вас, но находится на далеком расстоянии.

В зрительном зале публика сидит со всех сторон, кроме одной, куда обращены взоры всех зрителей.

Внизу, посередине, ряды стульев и кресел. Эти места называются партером , что в переводе с французского означает – на земле.

По бокам внизу – ложи , что переводится как «помещения» В каждой такой ложе, то есть огороженном местечке, помещаются четыре или шесть кресел. Нижний ряд лож называется бенуаром ,

Он обычно на одной высоте со сценой. Ложи что над бенуаром образуют бельэтаж . Ряд мест над ними носит название балкона , места же над балконом называются галереей . Или по старинному –раёк , так как выше этих мест в театре, как выше рая на небе, ничего уже нет.

Там, куда обращены взоры публики, висит, матерчатый занавес.

За ним скрывается сцена, то есть место, где представляют пьесу.

Обратите внимание на свет, идущий у края сцены и освещающий занавес. Здесь помещается ряд лампочек, называемый рампой . Спектакль начинается, как только занавес поднимется или раздвинется. Потому что занавесы бывают двух систем: поднимающиеся и раздвижные.

В древности греки первыми открыли способы хорошо представлять в театре, как серьезные сочинения – трагедии , так и смешные, называемые комедиями.

После третьего звонка

свет в зрительном зале погас и виден только перед занавесом да слегка в оркестре (пространство перед сценой) посреди оркестра появился дирижер , то есть управляющий музыкантами. Дирижер постучал палочкой: внимание! Всё притихло. Он взмахнул палочкой, и началась музыка. Это увертюра, что в переводе с французского означат «открытие»

Занавес заколебался, взвился, открыв перед зрителями сцену!

Вы словно перенеслись в другой мир! И начался спектакль!

За кулисами

У актеров и служащих в театре свой вход с улицы, ведущий прямо на сцену. Если мы туда попадем, то, скорее всего, встретим режиссера театра.

Режиссер для актеров, то же что и дирижер для музыкантов. Но он не только управляет всем спектаклем, но и, можно сказать, создает его. Он внимательно читает пьесу, изучает её и обсуждает с актерами. Далее проверяет, хороши ли в пьесе роли, то есть слова и те образы, которые должны говорить и изображать на сцене актеры. Затем он составляет план постановки, решая в каких декорациях, в каком освещении, в каком темпе (т.е с какой быстротой), распределяет роли и назначает репетиции – примерное исполнения роли. Репетиций бывает много ежедневно с11часов до 16 часов вечера. Ещё артистам нужно выучить слова роли, прорепетировать игру перед зеркалом.

Но работа по подготовке спектакля идет не только на сцене, работа во время репетиций кипит и в соседних помещениях, и в ней участвуют: художник-декоратор со своими помощниками.

Висячие декорации - занавеси - называются в театре «задниками», «арками», «сукнами». А вот прислоненные к стене декорации - они на самом деле складные – называются «павильонами». Декорации часто называют кулисами, поэтому и стали в театре про тех, кто находится на сцене, но скрыт декорациями, говорить, что они «за кулисами». Искусство декоратора трудное, но, прежде всего, нужно быть талантливым художником.

Бутафор – ещё одна важная профессия в театре. Мастерская бутафора с первый момент напоминает магазин игрушек или оружейный склад, а то и лавку старьевщика. Бутафор – то есть делающий искусственные вещи – бутафорию – он должен быть и мебельщиком, и скульптором, уметь лепить из глины, быть кузнецом и столяром, и живописцем по стеклу- и специалистом по реквизиту, то есть тем вещам, которые приносят на сцену во время спектакля. Хороших бутафоров мало в мире, и ими очень дорожат в театре.

Костюмер с целым штатом портных. А костюмерная! Здесь есть чем полюбоваться. На сцене представляют разные пьесы: и исторические, где действуют люди прошлых веков; и фантастические, а попросту сказочные для которых костюмы нужно специально сочинять. Для костюма рисуют, прежде всего эскиз (набросок), в котором сочиняют фасон – покрой, цвет и отделку костюма. Эскизы передаются портным, и по ним они шьют точь -в - точь то, что нарисовано. Таких костюмов накапливается в театре очень много. Их надо содержать в большом порядке.

А теперь заглянем в уборную актера .

Столик, на нем зеркальце, краска, пудра, вазелин. Какие то волосы, парики, перед столиком стул, на стенке вешалка с платьем. Вот и всё. Комнатка крохотная, а вещи здесь творятся превеликие. Здесь и происходят с актерами превращения в героев пьесы. А как? здесь лежат краски на столике? Это так называемые гримировальные краски. Ими актеры расписывают себе лица для того, чтобы стать похожими на тех, кого надо изобразить на сцене по роли. Искусство придавать своему лицу другой вид и выражение посредством красок, клея, искусственных волос называется гримом. И помогают актерам в этом театральные гримеры и парикмахеры.

Я перечислила не все профессии, которые есть в театре.

Когда же, наконец, всё к спектаклю готово, режиссер назначает «генеральную репетицию, которая происходит в декорациях, костюмах, гриме,- совсем как настоящий спектакль, только без публики. Первое представление пьесы носит название премьера

(по - французски это означает – «первый раз»). И на неё, как правило, все билеты бывают проданы, так как это новинка для любителей театра – театралов.

Ну, вот закончилось наше путешествие в театр. И какое это великое счастье приобщится к этому искусству.

Ходите в театр! Любите театр!

/ Материал составлен по книге для детей «Что такое театр»