Критики о дружбе пьера и андрея. Сочинение по роману «Война и мир»: «Почему Пьер и князь Андрей друзья
Как известно, первоначально Л.Н.Толстой задумал роман о декабристе, который возвращается с каторги в пореформенную Россию. Но писатель решил рассказать и о восстании декабристов, чтобы выявить причины этого события для судьбы родины. Однако это событие потребовало от него также обращения к истокам декабризма — отечественной войне 1812 года.
Сам писатель говорил, что для него было невозможно рассказывать о времени русских побед, не обратившись к эпохе «срама и поражений» — войне 1805-1807 годов. Так появился роман «Война и мир». Как видно из этой истории, в романе изначально был один герой — Пьер Безухов.
Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир»
Образ Андрея Болконского появился из сцены гибели молодого офицера на поле Аустрелица. Итак, в «Войне и мире» два положительных героя, которые близки автору и во многом осмысляют события так, как осмыслял их автор.
Князь Андрей появляется на страницах романа уже сложившимся человеком: он офицер, ведет светскую жизнь, женат, но
«та жизнь, которую он ведет не по нему».
Этим он объясняет причину своего желания ехать на войну. Мы почти ничего не знаем о детстве героя, но, зная его отца, старого князя Болконского, мы можем с уверенностью сказать, что воспитание князя Андрея было суровым, он, скорее всего, не знал ласк матери. Но в то же время от отца он унаследовал огромное чувство долга, патриотизм, верность данному слову, отвращение к фальши и лжи.
О детстве Пьера мы тоже знаем мало. На его судьбу накладывает отпечаток то, что он незаконорожденный сын крупного екатерининского вельможи. Пьер возвращается из-за границы, где он и воспитывался. Заграничное воспитание заложило в него гуманистический подход к проблемам человечества. Мы знакомимся с героями на вечере Анны Павловны Шерер. И Пьер, и Андрей выделяются из всех присутствующих на вечере:
- Андрей — тем, что ему откровенно скучно, он только выполняет обязанность светского человека,
- а Пьер — тем, что наивно нарушает установленный порядок искренностью и естественностью. Пьер плохо знает жизнь и плохо разбирается в людях.
Мир героев Толстого — это мир патриархального дворянства. Позицию лучших представителей дворянской интеллигенции и пытается понять писатель.
И для Пьера, и для Андрея характерны:
- мучительные раздумья о цели жизни,
- раздумья о судьбе родины,
- благородство, искренность,
- осознание единства своей судьбы и судьбы народа и родины.
Отношение писателя к войне выражает князь Андрей в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением:
«Война — самое гадкое дело на свете».
Толстой проводит каждого из героев мучительной дорогой поисков истины. Принципиально важно, что писатель не боится показать ошибки и провалы героев.
Жизненный путь князя Андрея
- отвращение к светской жизни (» … эта жизнь — не по мне», характеристика автора: » Он все читал, все знал, обо всем имел понятие»)
- война 1805-1807 гг., мечты о славе («Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими»)
- небо Аустерлица («Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…»)
- жизнь в Лысых горах, воспитание сына (Жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя)
- возрождение к жизни: разговор с Пьером на пароме, ночь в Отрадном, дуб (» Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»)
- сближение и разрыв со Сперанским — любовь к Наташе и разрыв с нею — («Я простить не могу»)
- отечественная война 1812 года, единение с народом, ранение, поиски вечности, прощение врагов (Курагина) — любовь к («Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде») — открытие вечности.
Важнейшее, что выносит читатель из судьбы Андрея Болконского, — познание истины требует от человека отказа от индивидуализма и эгоизма, истина же, по Толстому, в прощении и примирении с жизнью.
Пути Андрея и Пьера постоянно пересекаются, но интересно, что герои почти никогда не находятся в одной точке: периоды подъема у Пьера почти всегда совпадают с периодами спада у князя Андрея.
Путь духовный исканий Пьера Безухова
Посмотрим на путь духовных исканий Пьера Безухова. Женитьба на Элен — первое жизненное испытание Пьера. Здесь проявилось не только незнание жизни, неумение противостоять давлению, но и внутреннее чувство, что в том, что произошло что-то неестественное. Дуэль с Долоховым — переломный этап в жизни Пьера: он в свою очередь понимает, что та жизнь, которую он ведет, не по нему
(» … свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь»)
Но причину в том, что произошло герой Пьера видит прежде всего. Вину он берет на себя. В этот момент и происходит его встреча с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым. Безухов начинает видеть смысл жизни в необходимости делать людям добро. Но Пьер еще не знает жизни, поэтому так легко его обмануть, как обманывают его приказчики и управляющие в его имениях. Он еще не может отличить правду от лжи. Разочарование в масонстве приходит к герою, когда он сталкивается с представителями высшего света в масонской ложе и понимает, что для них масонство — только возможность сделать карьеру, получить выгоду. Примечательно, что любовь к Наташе приходит к Пьеру тогда, когда Наташа совершила ужасную ошибку, встретив Анатоля Курагина. Любовь делает человека лучше, чище.
Любовь Пьера к Наташе, вначале безнадежная, возрождает героя к поискам истины. Бородинское сражение переворачивает его жизнь, как и жизнь многих русских людей. Безухов хочет быть простым солдатом,
«скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бремя этого внешнего мира».
Наивное желание убить Наполеона, принести себя в жертву, спасение девочки, плен, расстрел, потеря веры в жизнь встреча с Платоном Каратаевым — этапы духовного становления Пьера в романе «Война и мир» стремительно меняются. Герой учится у Платона умению жить в любых обстоятельствах, принимать жизнь, ощущать себя частицей огромного мира
(«И все это мое, и все это во мне, и все это я!»).
Примечательно, что после плена Пьер обрел умение общаться с людьми и понимать их, его уже невозможно обмануть, ему внутренне присуще понимание хорошего и плохого. Встреча с Наташей, взаимное чувство любви возрождает Безухова, дает ему счастье. В эпилоге романа Пьер увлечен идеями радикальных изменений общественного устройства России — он будущий декабрист.
Раскрытие характеров Пьера и Андрея в романе
Особо следует отметить, что образы Пьера и Андрея не дублируют друг друга: перед нами два разных человека, два разных характера. Появление в романе не единственного положительного героя дает Толстому возможность показать, что поиски смысла жизни, духовные искания были свойственны лучшим дворянам России.
Характер героев Толстого раскрывается:
- в столкновении с другими персонажами (сцена объяснения Пьера и Элен),
- в монологах героев (размышления князя Андрея по дороге в Отрадное),
- психологического состояния героя («О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых не мог разрешить и не мог перестать задавать себе»- о Пьере),
- на духовное и душевное состояние героя (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное).
Вся жизнь писателя Толстого была направлена на постижение Истины. Таковы и любимые его герои — Пьер и Андрей, которые как бы задают читателю высокую планку постижения смысла жизни, заставляют мучительно переживать падения и взлеты, постигать жизнь и самого себя.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьКак выглядит искренняя и благородная дружба, построенная на духовной близости людей, можно понять, прочитав роман Л.Н.Толстого «Война и мир». Такая дружба была между князем Андреем Болконским и графом Пьером Безуховым.
Пьер, прибывший из-за границы, встречается с Андреем в знатном светском салоне Анны Шерер. При встрече с Пьером, непосредственном и похожем на ребенка, Болконский чувствовал оживление. Он ценил Пьера за его живость и простодушие.
Князь Андрей говорил ему о том, что Пьер дорог ему как единственный «живой человек» из всего высшего общества, которое его окружает. Болконский любил и принимал Пьера таким, какой он есть.
Беседы их были всегда искренними и доверительными. Болконский проявлял интерес к делам Пьера, спрашивал у молодого друга о выборе: кем он будет – дипломатом или кавалергардом. Пьер был нерешителен и оттягивал выбор. Князь Андрей советовал, чтобы юноша решился как можно быстрее, так как этого ждал и отец Пьера. Андрей откровенно, не скрывая, объяснил Пьеру причину своего решения служить в армии. Он понял, что светская жизнь, полная сплетен, равнодушия и напыщенности, не для него.
Болконский советовал Пьеру не торопиться с женитьбой, советовал узнать женщину лучше. У них был общий кумир – Наполеон. Юный Безухов восхищался им как великим полководцем. Князь Андрей хотел, как Наполеон, прославиться.
Пьер видел ценность своего старшего друга, считал его идеалом и надеялся на его помощь в будущем. Пьер Безухов считал Болконского человеком сильным и волевым. Князь Андрей отговаривал молодого друга от поездок к Курагиным, обращал внимание Пьера на то, что кутежи - это пустая трата времени.
Тяжелое ранение князя Андрея вынудило его поселиться в Богучарове. Мечты о славе остались в прошлом. Он впал в состояние апатии и утратил интерес к общественной жизни. Пьер, осознавая перемены, произошедшие с другом, всегда был рядом. Они беседовали о смысле жизни. Пьер видел счастье в наслаждении творить добро для всех, жить для других. Андрей же понимал счастье иначе. Жизненное счастье в его понимании – жить для себя и своих родных и близких, воспитывать сына.
Во время поездки в имение Лысые Горы у Пьера с Андреем был разговор о жизни и вере в лучшее. Лев Толстой пишет, что в тяжелый период жизни Андрея Болконского помощь Пьера Безухова помогла ему начать новую жизнь. Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением был очень важен. Болконский размышлял не только о своей жизни, но и о жизни других людей. Исход Бородинского сражения мог сильно повлиять на их судьбы.
Дружба князя Андрея Болконского и графа Пьера Безухова была построена на общности интересов, на общности духовных запросов – поисков смысла жизни.
Обновлено: 2017-12-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
твердостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.\"Противоположности дополняют друг друга\", - говорили древние. И с этим я
полностью согласен. Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей - рационалист, то есть его рассудок
преобладает над чувствами, то Безухов - натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать.
Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист.
Вначале, под влиянием молодости и окружающей обстановки, он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровываете в жизни. Ему ненавистна всеми
признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.Андрей и Пьер - деятельные натуры, они постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. Но нельзя не отметить, что некоторые события в их
жизни идентичны, разница заключается лишь в порядке их размещения во времени, на которое они приходятся. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях. В это время у Болконского в жизни наступают большие перемены. Разочаровавшись в Наполеоне, князь Андрей, потрясенный смертью жены, впадает в меланхолию, решая, что жить он должен только для себя и семьи, мировая слава его больше не интересует. Толстой говорит о том, что желание славы - эта та же любовь к людям. В это время положение Пьера в свете полностью изменилось. Получив богатство и титул, он приобретает расположение и уважение света.
Опьяненный триумфом, он женится на самой красивой и глупой женщине света - Элен Курагиной. Позднее он скажет ей: \"Где вы, там разврат и зло\". В свое время Андрей тоже неудачно женился. Вспомним, почему он так торопился на войну. Только ли из-за опротивевшего света? Нет. Он был несчастлив в семейной жизни. \"Редкое внешнее очарование\" его жены быстро надоело князю, потому что он чувствует ее внутреннюю пустоту. Как и Андрей, Пьер быстро понял свою ошибку, но в этом случае никто не пострадал, кроме Долохова, которого Пьер ранил на дуэли. Осознав всю порочность и бессмысленность прошлой жизни, Пьер уходит в масонство с твердым желанием духовного перерождения.Ему кажется, что он нашел свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Наивно думая, что он помог им, Пьер чувствует себя счастливым, потому что выполнил свой долг. Он говорит: \"Когда я живу, по крайней мере стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни\". Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности. Пьер помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского. Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.
Любовь к Наташе спасет Андрея от нового приступа ипохондрии, тем более, что до этого он не знал настоящей любви. Но счастье Андрея с Наташей оказалось непродолжительным. После разрыва с ней, князь окончательно убедился в невозможности личного благополучия, и это чувство подтолкнуло Андрея пойти на фронт. Именно там
Болконский наконец-то понимает предназначение человека на земле. Он осознает, что надо жить, помогая и сочувствуя людям, приносить им максимальную пользу. Очень жаль, что князь Андрей так и не успел претворить эту идею в жизнь: смерть перечеркивает все его планы... Но его эстафету подхватывает Пьер, оставшийся в живых и
обогативший свой жизненный опыт. Соприкасаясь с народом, Пьер осознает себя частью этого народа, частью его духовной силы. Это и роднит его с простыми людьми. Платон Каратаев научил Пьера ценить жизнь во всех ее проявлениях, любить людей, как самого себя. Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей, как Пьер, на мой взгляд, и составилось течение декабристов. Эти люди остались верны своей родине. Когда-то в молодости Л. Толстой дал клятву; \"Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться\" ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная пошлость\". Мне кажется, что любимые герои Л.
Толстого прожили свои жизни именно так, как об этом мечтал автор. Они остались до конца верны себе и своей совести. И пусть проходит время, одно поколение сменяет другое, но несмотря ни на что, произведения Л. Толстого всегда будут помнить, потому что в них раскрыты вопросы нравственности, в них содержатся ответы на многие вопросы, извечно волнующие людей. Толстого по достоинству можно назвать нашим учителем.
/ / / Почему князь Андрей и Пьер – друзья? (по роману Толстого «Война и мир»)
Вопрос дружбы такой же вечный, как и вопросы любви, смысла жизни. Почему одни люди становятся нам родными, а другие остаются просто знакомыми? Над этим размышлял не один классик русской и мировой литературы. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов и Андрей Болконский являются ярким примером крепкой дружбы.
Что же объединяет этих, на первый взгляд, разных людей. Герои разные по характерам и материальному положению Умный, решительный Болконский полная противоположность мягкому, доверчивому Пьеру. Внешне мужчины также отличаются. Кажется, что сын знатного, уважаемого вельможи и незаконнорожденный ребенок не могут иметь ничего общего. Андрей Болконский уже признан в светских кругах, а Пьер «новичок», да и притом, иногда бесцеремонный по отношению к другим знатным людям.
Тем не менее, они быстро находят общий язык и становятся товарищами. Символично то, что встречаются герои на одном из приемов у Анны Павловны Шерер. Среди фальши они находят искренность друг в друге, и это притягивает противоположности. На самом деле молодые люди знакомы еще с детства, но товарищами тогда не были.
Секрет их дружбы в родственность душ, общности взглядов на жизнь. И Пьер, и князь Болконский выделяются среди других персонажей искренностью и душевной простотой. Пьер чувствует, что князь Андрей – именно тот человек в высшем свете, который не собирается его обманывать. Болконский также видит, что Пьер не ввязывается в подлые интриги аристократов. Это сглаживает и разницу в возрасте, и неодинаковое положении в обществе.
Оба товарища стоят перед выбором, остаться в этом светском «болотце» или отправиться на поиски настоящей жизни. Оба они точно знают, что хотят быть полезными народу. Князь Андрей постоянно ищет пути для перемен и дает подсказки Пьеру. Он остерегает Безухова от компании Долохова и Курагина, но тот не слушает и ломает себе жизнь.
И влюбляются в одну и ту же женщину, Наташу Ростову, но это не рушит их дружбы. Наташа отдает свое сердце Болконскому, а Пьер «стережет» чистую любовь молодых людей. Именно он спасает Наташу от Анатоля Курагина и просит Андрея простить возлюбленную. Поступок Пьера благородный и достойный. Другой бы на его месте, возможно, воспользовался бы ситуацией, чтобы завоевать женщину.
Товарищи делятся друг с другом не только личными проблемами, но и разговаривают о более масштабном: политике, наступлении Наполеона. В отличие от придворного общества они отзываются о Наполеоне не со страхом, а считают, что с великого полководца нужно брать пример, стремиться, как он к героизму и славе. Андрей Болконский как старший и более опытный пытается оградить Пьера от опасности. Для Безухова князь является образцом, на который нужно ровняться.
На примере Пьера Безухова и Андрея Болконского в романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает, что для истинной дружбы важны не чины и богатство, а бескорыстность людей, стремление помогать друг другу в любой ситуации.
Роман «Война и мир» стал ни чем другим как шедевром русской литературы. Разве только русской? Мировой! Андрей Болконский и Пьер Безухов – герои романа постоянно в поисках своего места в жизни. Возможно, благодаря общим целям их отношения переросли в настоящую дружбу, в которой они искренне доверяли друг другу. Может это покажется странным, но я рассматривала их как влюбленных, все потому что они смотрели в одну сторону.
Вполне возможно, что мой взгляд глуп, но ведь каждый человек по своему переживает прочитанное, у каждого читателя разные эмоции, впечатления.
Оба героя неповторимы, совершенно разные по характеру, но они стремились к самосовершенствованию и пытались осмыслить жизнь. Жизнь любого героя зависит от автора, поэтому Толстой Л.Н. провел Болконского и Безухова по непрекращающейся череде увлечений, а именно тем моментам, которые им показались наиболее значительными для общества. Некоторые увлечения приводили героев в разочарование, так как они всегда ожидали чего-то большего, в конечном итоге разочаровывались. Этап за этапом и герои сливались в одно целое. А разве нет? После столкновений с жестокой реальностью друзья открыли для себя нечто действительно подлинное и правдивое.
Самое интересное, что они увлекались одними ценностями, но относились к ним по-разному. Возможно, назвать Наполеона ценностью будет не правильным, но все же. И князь, и Пьер прошли через увлечение Наполеоном. Безухова он привлек как наследник революции, а Болконский связывал с этим человеком свои мечты о подвигах и славе.
Как же можно не сказать о Наташе Ростовой, которая также объединила героев. Именно она подарила семейное счастье Пьеру и возродила Андрея к жизни.
Почему Болконский и Безухов друзья? Все потому, что дружба помогали им держаться на нелегком жизненном пути. Безусловно, сегодня среди нас масса людей, завидующих их верным, и порой завораживающим отношениям. Они прекрасные люди. Не зря Болконский, после выздоровления, пришел к выводу, что действительно истинные отношения - это братская любовь, прощение недругам и дружба.