Что такое настоящая дружба отцы и дети. Тема дружбы в романе И


Дружба Аркадия и Базарова – настоящая загадка для читателей, так как они очень непохожи друг на друга, и казалось бы, дружеских отношений между ними быть не может. Аркадий и Базров принадлежат к одной эпохе, однако их жизненные принципы, характеры заметно отличаются друг от друга. Они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий Кирсанов – сын дворянина, с раннего детства он учился ценить природу и искусство; Евгений Базаров отрицает все жизненные устои, традиции и принципы семья Кирсановых.

Отец и дядя Кирсановы – тогдашняя интеллигенция, ценители красоты, искусства, природы; они люди чувства. Базаров считает Аркадия – мягкосердечным, слабохарактерным «баричем», размазней. Евгений не хочет и не может признать, что либеральность Кирсановых – это следствие образовательной деятельности, высокой духовности натур, тонкого видения окружающего мира. Базаров отрицает подобные черты в человеке, так как считает их ненужными и бесполезными для общества. Базаров – материалист, он жесток и груб. Тургенев вложил в этого персонажа собирательный образ молодежи конца девятнадцатого века.

Семейная тема играла одну из важных ролей в русской литературе, поэтому описание конфликта поколений оказалось очень актуальным на тот момент.

Гармоничность, нравственное начало общества оценивались единством, сплоченностью семьи. Это были не просто проблемы одной семьи, это были проблемы всего общества.

Базаров привлек Аркадия своей резкостью, смелостью, в какой-то степени даже грубостью. Он никогда не встречал человека, похожего на Базарова, и поэтому он был для него «в новинку». Аркадий – воплощение юности, которая горит желанием испытать новые ощущения и чувства, легко увлекается новыми идеями и также легко бросает их, быстро влюбляется и быстро остывает. Аркадий Кирсанов ищет свою собственную жизненную дорогу, ошибаясь, но каждый раз поднимаясь и продолжая свой путь. Его отношение к традициям семьи нельзя назвать серьезным, так как Аркадий достаточно пренебрежительно к ним относится. Он молод, поэтому Аркадию не хватает мудрости, понимания и внимания к другим людям. Конфликт Аркадия и Николая Петровича – это не политическое начало, он свободен от социальных мотивов и проблем. Его суть – вечный конфликт между поколениями, называемый на английский манер «generation gap». Однако старость – это гарант сохранности нравственных ценностей, истории и традиций в обществе. Юность же является вечным двигателем прогресса.

Евгений Васильевич Базаров – другой человек. Он выходец из простой семьи, разночинец. Базаров резок, иногда жесток и груб, категоричен в своих суждениях, критичен в оценке вещей. Он действительно считает, что хороший химик стоит дороже двадцати поэтов. Базаров отрицает роль культуры в обществе, он не признает духовную сторону человечества. Евгений предлагает все разрушить, чтобы начать писать историю с чистого листа. Такие суждения Базарова порой вводят в ступор Павла Петровича. Тургенев показывает правоту и максимализм обеих сторон. Однако ни один из противников не желают признать правоту друг друга. В этом и заключается их главная ошибка. Прав и Павел Петрович, твердящий о необходимости и важности сохранения исторической памяти и культурного наследия, прав и Базаров, убеждающий общество в необходимости перемен.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает «трещать по швам», когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Именно в этот момент резко проявляется их отличие друг от друга. Любовь к женщине дается Базарову тяжело, он не может признать это чувства и отречься от принципов нигилизма. Аркадий и Катя предаются любви просто и легко. Друзья отдаляются друг от друга, так как Базаров понимает правоту Аркадия.

Тургенев ввел образ Аркадия для того, чтобы противопоставить такому персонажу, как Базаров, а также показать разные стороны и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова более трагичным, «лишним» в обществе. Социум не принимает Базарова, так как он отрицает общественную жизнь, сложившуюся в течение столетий. Следовательно, дружба Базарова и Аркадия невозможна, потому что Аркадий принадлежит аристократическому, либеральному обществу, а Базаров – новому, будущему поколению революционеров.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально шквал критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что представители аристократии, потомственные дворяне изображены иронически, что «плебей» Базаров все время издевается над ними и морально оказывается выше их. Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.

Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу И.С. Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать веление эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену передовому дворянству.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: «Отцы и дети». Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов.

Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы можем их отнести.

Дело в том, что главный герой Базаров оказывается единственным представителем лагеря «детей», лагеря демократов-разночинцев, а все остальные герои находятся во враждебном лагере.

Центральное место в романе занимает фигура нового человека - Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей, которые «драться хотят». Другие - люди старшего поколения, не разделяющие революционно-демократических убеждений Базарова. Они изображены мелкими, слабовольными людьми, с узкими, ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и разночинцы двух поколений - «отцов» и «детей». Тургенев показывает, как действует демократ-разночинец в чужой ему среде.

В Марьине Базаров - гость, который отличается своим «новым» обликом от хозяев-помещиков. С Аркадием они считаются друзьями, хотя их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Со временем Аркадий перестает слепо повторять за Базаровым суждения и мнения нигилиста. Разница между героями видна в их поведении в «империи» Кирсанова. Базаров занимается работой, изучением природы, Аркадий сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки, изучение природы и проверка теоретических открытий на практике.

Увлечение науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со временем, трудится, занимается медициной, проводит опыты. Аркадий - совершенная противоположность. Он ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно по-разному они относятся к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Разногласие возникло между «друзьями» в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно «ученик» выходит из-под власти «учителя». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. «Ты нежная душа, размазня», - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. «Ученик» не может жить без принципов. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению «отцов». Зато Базаров предстает перед нами как человек, принадлежащий к новому поколению, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи.

Писарев очень точно оценивает причины разногласий между «учеником» и «учителем», между Аркадием и Базаровым: «Отношение Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов».

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь использовать идеи Базарова, но это невозможно, так как он принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.

Едва только вышел в свет роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», как шквал критики посыпался на его автора. Дело в том, что писатель поддержал на тот момент очень интересную волну в развитии русской литературы, начатую ещё А.С. Пушкиным, и создал своего «героя времени». И, как и большинство таких персонажей, представителями чьей плеяды являются и Евгений Онегин, и Григорий Печорин , и Обломов, и даже неслучайно безымянный главный герой современного романа Сергея Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке», он остался недопонятым читателем и, разумеется, критикой.

Чуть позже литературоведы назовут это литературное явление термином «лишний человек» - это герой, которому не находится места в окружающих его реалиях.

Итак, читатель и критика резко противоположно приняла роман вместе с его главным героем - студентом медицинского факультета Евгением Базаровым . Сам И.С. Тургенев из Парижа писал своему приятелю, Ф.М. Достоевскому, в письме от 4 мая 1862 года, что он крайне разочарован тем, что «Отцы и дети» оказались никем не понятыми, за исключением вышеупомянутого Достоевского и Боткина: «никто, кажется, не подозревает, что я попытался в нем представить трагическое лицо - а все толкуют: «зачем он так дурен?» или «зачем он так хорош?».

Тургенева обвиняли в непонимании русской культуры, жизни, ссылаясь на то, что в России писатель жил крайне недолгими периодами, а больше в Европе. Однако именно в этом и оказалось главное достижение Ивана Сергеевича! Благодаря его своеобразной «отдалённости» от жизни родины он смог так тонко уловить все происходящие в ней изменения, со стороны взглянуть на то, что «замыленный» русский глаз и уставший русский ум уже не видели, не замечали. Через несколько лет после выхода романа такие вот Базаровы окажутся явлением повсеместным.

Тургенев оказался намного более прозорливым, чем передовые люди государства. Он предсказал колоссальное общественное явление и объяснил, что оно абсолютно несовершенно.

Интересно трактуется выдвинутая в заглавии основная проблема: отцы и дети. Кажется, речь должна идти о противостоянии двух поколений - и поначалу кажется, будто это действительно так. На стороне «детей» оказываются Евгений Базаров и его близкий друг, Аркадий Кирсанов. Позже может показаться, будто к этому же поколению относятся и Катя, и Анна Сергеевна.

Однако если разобраться, то выяснится, что конфликт гораздо глубже - это конфликт общественных течений, мироощущений, воззрений и даже в какой-то степени конфликт социального неравенства. В какой-то момент оказывается, что «дети» в романе представлены одним лишь Базаровым - он один против целого мира. Одной из наиболее ярких сюжетных линий, позволяющих как можно глубже разобраться в авторской задумке «Отцов и детей», является линия дружбы Аркадия и Евгения - и вопрос, можно ли эти отношения назвать дружбой.

Почти с первых страниц романа, сразу же после появления двух студентов-приятелей, становится ясно, что Аркадий воспринимает своего друга как… наставника, как кумира, идола. Он буквально «заглядывает в рот» Базарову, покорённый его смелостью, нетривиальностью взглядов.

Евгений выглядит передовым человеком своего времени, что очень привлекает домашнего и мягкого Аркадия, впервые столкнувшегося с такой «необычностью» человека.

Базаров же относится к своему товарищу покровительственно; он действительно старается научить его всему, что интересует его, тем самым парадоксально нарушая нигилистический принцип не принимать на веру ни один авторитет, каким бы уважением он не пользовался. Аркадий доверяет Базарову, откровенничает с ним, ловит каждое его слово. Неслучайно Тургенев, говоря об их взаимоотношениях, указывает на небольшую деталь: в спорах с Базаровым Аркадий всегда выходил проигравшим, хоть и говорил куда больше, чем его наставник. Невольно вспоминается крохотная заметка из журнала Печорина, в котором тот так пишет о докторе Вернере: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого…». К сожалению, в этом тандеме вторые роли были отданы Кирсанову-младшему.

Путём проб и ошибок этот юный и невинный цветочек, тянущийся ко всему новому, будто к солнцу, всё же находит именно свой жизненный путь. Дома, в привычной ему атмосфере, он видит и подмечает всю ущербность базаровского мировоззрения. Аркадий неспособен презирать людей, особенно родных, он чуток и нежен, влюбчив и искренен. Базаров, запирая собственное пылкое сердце в клетке всеотрицания, слаб; он более всего боится признаться в том, что его антигуманистическая теория, как и у Раскольникова, претерпевает поражение, она оказывается бессмысленной, нежизнеспособной.

Стоит отметить интересную деталь: дом Одинцовой, где зарождается чувство Базарова к хозяйке дома, выкрашен в жёлтый цвет. Таким же красили стены психиатрических лечебниц. Эта тончайшая параллель, почти не замеченная читателем, является очень интересным символом: полюбив Одинцову, Евгений начинает чувствовать болезненный разрыв с собственной идеологией, который выливается в нервное расстройство.

Аркадий же, будто в противовес бывшему приятелю, напротив, счастлив в своей любви к Кате. Его история заканчивается как нельзя лучше – он создаёт семью с любимой женщиной. Именно в этом эпизоде происходит окончательный разрыв между ним и Базаровым. Пожалуй, как и Печорин, Базаров не был способен на истинную дружбу, а потому его отношения с Аркадием нельзя считать ничем, кроме приятельства и в какой-то степени сотрудничества. Евгений был слишком жёсткой, сложной, многогранной личностью. Он не имел сил относиться как к равному к любому, кто был в своих убеждениях, по своему духу хоть сколько-нибудь слабее, чем он сам. В романе не встречается никто столь же сильный, за исключением… Павла Петровича! Но и с ним Базаров не может сойтись, поскольку запирает своё отчаянное сердце, не позволяя чувствам вырваться на свободу.

По задумке Тургенева Базаров, как и все одиночки, сурово наказан судьбой: он погибает, поняв, что «не нужен России». Действительно, этот передовой человек, максималистичный в своих убеждениях, слишком обогнал действительность и оказался выброшен за борт жизни. Павел Петрович, ещё один одиночка, наказан не меньше: он вынужден покинуть родное имение. Счастливыми оказываются лишь те, кто не тянет лямку жизни в одиночку: Одинцова с новым мужем, Катя с Аркадием, Кирсанов-старший и Фенечка.

Иван Сергеевич Тургенев удивительно точно и жёстко демонстрирует бесплодность и бесперспективность нигилизма как общественного явления. Недаром писатель заканчивает свой роман такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Базаров и Аркадий. Тема дружбы. Дружба - это духовная близость людей, взаимо­понимание, готовность понять другого человека, по­мочь ему в трудной ситуации. Если между друзьями нет взаимопонимания, то не может быть и настоящей дружбы. Об этом пишет И. С. Тургенев в романе «От­цы и дети ».

Его главный герой - Евгений Базаров. Он чело­век нового времени, нигилист. Базаров увлекается естественными науками, готовится стать врачом, мечтает о преобразованиях в России, об улучшении жизни крестьянства. Аркадий Кирсанов тянется к Базарову именно потому, что он не похож на дру­гих, увлечен новыми идеями. Кирсанов старается по­дражать другу. Но для Базарова Аркадий - молодень­кий мальчик, романтик, к которому он относится со снисхождением.

Аркадий и Евгений были воспитаны в разных ус­ловиях. Кирсанов вырос в богатом помещичьем доме своего отца, с детства был окружен родительской за­ботой и лаской. Жизнь в деревне текла сонно и нето­ропливо. Николай Петрович, его отец, жил как другие помещики, «изредка ездил на охоту и занимался хо­зяйством».

Родители Евгения живут гораздо более скромно, в небольшом деревенском домике, покрытом соло­менной крышей. Его семья ближе к простому наро­ду: отец - бывший военный, мать - «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Они живут по старинке, привыкли к труду. И Евгений в споре с Павлом Петровичем гордо заявляет: «Мой дед зем­лю пахал». Евгений с детства привык работать, и да­же на отдыхе в имении Кирсановых «Аркадий сиба­ритствовал, Базаров работал». Он проводит опыты на лягушках, лечит простых людей. Аркадий стремит­ся помочь другу, но я думаю, что естественные науки не его страсть. Ему ближе природа, музыка, поэзия. И все же Кирсанов тянется к Базарову как к челове­ку, недаром он с таким пафосом произносит слово «нигилист». В доме Кирсановых Базаров чужой, ста­рики не разделяют его убеждений, у них есть свои принципы.

Им странно, что Базаров отрицает искусство, по­эзию, религию, любовь. И Аркадию тяжело понять убеждения друга, хотя он и поддерживает его. Кир- санов-младший находит свое счастье в любви к Кате Одинцовой, потому что у этих героев много общего.

Для Аркадия важно семейное счастье. Базаров влюб­ляется в сестру Кати - Анну Одинцову. Однако Ан­на отвергает его чувства. Постепенно Базаров и Ар­кадий все больше отдаляются друг от друга, потому что у них нет общих интересов. Причем Евгений сам отталкивает друга: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!.. Ты славный малый, но ты все-таки мягенький, либеральный барич…».

На мой взгляд, Базаров в своем одиночестве ви­новат сам. Никто из окружающих его людей не по­нимает и не принимает нигилизма. Евгений сам от­талкивает и милых, добрых родителей, и Аркадия. Кирсанову жаль прощаться с другом, потому что его душа не может кого-то ненавидеть, оттолкнуть. Если ты хочешь иметь настоящих друзей, то должен при­нимать их, возможно, примириться с какими-то не­достатками, а не навязывать свое мнение. Сильный, конечно, может подчинить себе слабого, но это не дружба, а лишь преклонение. Настоящая дружба строится на взаимопонимании, общности интересов и умении уступать.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.