Воздушные силы польши. Советское наследство: хорошо жить за счёт России

Его план - оборонять западную границу Польши и вести наступательные действия в Восточной Пруссии.

На границе с Восточной Пруссией были размещены армия «Модлин» (4 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады, а также в районе Сувалки - 2 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады. В Польском коридоре - армия «Поморье» (6 пехотных дивизий).

Против Померании - армия «Лодзь» (4 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады).

Против Силезии - армия «Краков» (6 пехотных дивизий, 1 кавалерийская и 1 моторизованная бригады).

За армиями «Краков» и «Лодзь» - армия «Пруссия» (6 пехотных дивизий и 1 кавалерийская бригада).

Южную границу Польши должна была оборонять армия «Карпаты» (из резервных соединений).

Резервы - 3 пехотные дивизии и 1 кавалерийская бригада - у Вислы в районе Варшавы и Люблина.

Всего в составе польских вооружённых сил было 39 пехотных дивизий, 2 моторизованные бригады, 11 кавалерийских бригад, 3 горные бригады.

Боевые действия

Раздел Польши Советским Союзом и Германией

Однако Польша не капитулировала, её правительство и часть вооружённых сил продолжили свою службу в изгнании.

Польские вооружённые силы в изгнании

Польские части во Франции и Норвегии

Польские воинские части во Франции начали формироваться после подписания 21 сентября 1939 года франко-польского протокола.

Главнокомандующим польскими силами во Франции стал генерал Владислав Сикорский . В конце 1939 года были сформированы польские 1-я и 2-я пехотные дивизии.

В феврале 1940 года была сформирована отдельная горная стрелковая бригада (командир - генерал Зигмунт Бохуш-Шышко). Эта бригада была включена в состав англо-французских экспедиционных сил, намеченных к отправке в Финляндию для войны против СССР. Однако 12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был заключён мир, и бригада была отправлена в начале мая 1940 года в составе экспедиционного англо-французского корпуса в Норвегию для войны против немцев.

Там польская бригада успешно штурмовала занятые немцами посёлки Анкенес и Ниборг, немцы были оттеснены к шведской границе. Однако из-за наступления немцев во Франции силы союзников, включая поляков, покинули Норвегию.

В то время, когда отдельная горная стрелковая бригада была отправлена в Норвегию, польская 1-я пехотная дивизия (3 мая 1940 переименованная в 1-ю гренадерскую дивизию) под командованием генерала Бронислава Духа была отправлена на фронт в Лотарингию. 16 июня польская дивизия была почти окружена немцами и получила приказ французского командования отступить. 19 июня генерал Сикорский приказал дивизии отступать на юг Франции или, если удастся, в Швейцарию. Однако этот приказ было трудно выполнить, и потому достичь юга Франции удалось только 2 тысячам поляков, в Швейцарию ушли около тысячи. Точные потери дивизии неизвестны до сих пор, но было убито не менее тысячи поляков, ещё не менее 3 тысяч ранено.

В Лотарингии также сражалась польская 2-я пехотная дивизия (переименованная во 2-ю стрелковую дивизию) под командованием генерала Пругар-Кетлинга. 15 и 16 июня эта дивизия прикрывала отход французского 45-го корпуса к швейцарской границе. Поляки перешли в Швейцарию 20 июня и были интернированы там до конца Второй мировой войны.

Помимо пехоты, в польских вооружённых силах во Франции была 10-я броне-кавалерийская бригада под командованием генерала Станислава Мачека. Она была размещена на фронте в Шампани. С 13 июня бригада прикрывала отход двух французских дивизий. Затем по приказу бригада отступила, но 17 июня была окружена. Сумев прорваться через немецкие линии, бригада затем была эвакуирована в Британию.

Кроме вышеупомянутых польских частей, в боевых действиях во Франции участвовали несколько польских противотанковых рот, приданных французским пехотным дивизиям.

Польские 3-я и 4-я пехотные дивизии в июне 1940 были в стадии формирования и не успели принять участие в боях. Всего в конце июня 1940 польские вооружённые силы во Франции насчитывали около 85 тысяч.

Когда поражение Франции стало очевидным, главнокомандующий польскими силами решил эвакуировать их в Британию. 18 июня 1940 генерал Сикорский вылетел в Англию. На встрече в Лондоне он заверил британского премьер-министра Уинстона Черчилля, что польские войска не собираются сдаваться немцам и хотят воевать до полной победы. Черчилль распорядился об организации эвакуации польских войск в Шотландию.

В то время, когда Сикорский был в Англии, его заместитель генерал Соснковский попросил французского генерала Денена помочь эвакуироваться полякам. Француз ответил, что «полякам нужно самим нанимать суда для эвакуации, и платить за это надо золотом». Он также предложил, чтобы польские войска сдались в плен немцам, как и французские.

В итоге эвакуироваться в Британию удалось 17 тысячам польских солдат и офицеров.

Польские части в Сирии, Египте и Ливии

В апреле 1940 в Сирии была сформирована польская Карпатская стрелковая бригада под командованием полковника Станислава Копаньского (из бежавших через Румынию польских солдат и офицеров).

После сдачи французских войск в Сирии немцам, французское командование приказало сдаться в немецкий плен и полякам, однако полковник Копаньский не подчинился этому приказу и увёл польскую бригаду в британскую Палестину.

В октябре 1940 бригада была передислоцирована в Египет.

В октябре 1941 польская Карпатская бригада была высажена в осаждённом немцами ливийском городке Тобрук , чтобы помочь оборонявшейся там 9-й австралийской пехотной дивизии. В декабре 1941 союзные войска ударили по немецким и итальянским войскам, 10 декабря осада Тобрука была прекращена. 14-17 декабря 1941 польская бригада участвовала в сражении в районе Газалы (в Ливии). Из 5 тысяч бойцов поляки потеряли убитыми и ранеными более 600.

Польские части в Британии

В августе 1940 британский премьер-министр Черчилль подписал польско-британское военное соглашение, позволявшее польским войскам дислоцироваться в Британии. Польские вооружённые силы в Британии получили такой же статус, как и войска стран Британского содружества, и получили право на формирование новых польских частей.

К концу августа 1940 польские сухопутные силы в Британии состояли из 5 стрелковых бригад (3 из них были укомплектованы практически только командным составом, из-за недостатка рядовых).

28 сентября 1940 польский главнокомандующий генерал Сикорский отдал приказ о формировании 1-го польского корпуса.

В октябре 1941 4-я стрелковая бригада была переформирована в 1-ю отдельную парашютную бригаду (под командованием полковника Сосновского). В феврале 1942 началось формирование польской 1-й танковой дивизии (под командованием генерала Мачека).

После гибели генерала Сикорского в 1943 году, главнокомандующим польскими войсками стал генерал Сосновский.

Польские части в СССР (1941-1942)

В августе 1942 года эсминец «Шлензак» поддерживал артиллерийским огнём высадку британского десанта в Дьеппе .

Подлодки «Сокол» и «Дзик» действовали в Средиземном море и получили прозвище «Страшные близнецы».

Польские военные корабли принимали участие в обеспечении десантных операций союзников в 1940 году в Нарвике , в 1942 году в Северной Африке, в 1943 году на Сицилию и в Италии . Они также входили в состав охранения арктических конвоев союзников, которые доставляли в СССР вооружение, продовольствие и иные военные материалы по программе «ленд-лиза ».

Всего польские военные моряки потопили несколько военных кораблей противника (немецких и итальянских), в том числе 2 немецкие подводные лодки, сбили около 20 самолётов и потопили около 40 транспортных судов.

Около 400 (из общей численности около 4 тысяч) польских военных моряков погибло. Большинство оставшихся в живых по окончании Второй мировой войны остались жить на Западе.

Польская авиация за рубежом

После сентябрьской кампании 1939 года, многие польские военные лётчики постарались перебраться во Францию. В ходе обороны Франции польские пилоты сбили около 50 немецких самолётов, 13 поляков-лётчиков погибли.

Затем польские лётчики переправились в Британию, здесь были сформированы 2 польские эскадрильи в составе британских ВВС (302-я и 303-я, поляки также служили в других британских эскадрильях). В битве за Британию (июль-октябрь 1940) участвовали 145 польских пилотов истребителей, которые сбили 201 самолёт противника.

В общей сложности, партизанские отряды АК, действовавшие с 1943 года, приняли участие в более чем 170 боевых столкновениях с немцами, уничтожив свыше тысячи немцев. Также, АК активно занималась разведывательной деятельностью (в том числе, в интересах западных союзников). Активисты АК занимались саботажем и диверсиями, они организовали крушение 732 поездов, уничтожили около 4,3 тыс. автомашин, взорвали 40 железнодорожных мостов, осуществили около 25 тыс. диверсионных акций на военных заводах и освободили заключённых из 16 тюрем. Среди достижений следует назвать:

  • сбор данных о расположении фабрик по производству бензина (Операция «Синтеза»);
  • сбор данных о разработке ракетных снарядов «Фау-1 » и «Фау-2 » и их испытании на полигоне Пенемюнде;
  • убийство ряда высокопоставленных функционеров немецкой оккупационной администрации (в частности, ими был убит бригадефюрер СС Франц Кучера).

Подразделения Гвардии Людовой в 1942-1943 годы провели больше 1400 операций (в том числе, 237 боёв), ими были уничтожены 71 немецкий офицер, 1355 жандармов и полицейских , 328 немецких агентов; в результате диверсий на железных дорогах они пустили под откос 116 товарных и 11 пассажирских эшелонов, разрушили 9 протяженных участков железных дорог и приостановили движение на 3137 часов; уничтожили и вывели из строя 132 автомашины и 23 локомобиля ; разрушили и сожгли 13 мостов, 36 железнодорожных станций, 19 почтовых отделений, 292 волостных управления, 11 фабрик и промышленных предприятий , 4 топливных склада с горючим и нефтепродуктами , 9 пунктов клеймения скота , а также ряд иных объектов.

В течение 1944 года подразделения Армии Людовой провели 904 боевых операции (в том числе, 120 крупных боёв); разрушили 79 шоссейных и железнодорожных мостов и 55 железнодорожных станций , организовали крушение 322 эшелонов; уничтожили свыше 19 тыс. гитлеровцев, 24 танка, 191 автомашину, 3 самолёта , 465 паровозов и 4000 вагонов .

Польская армия в СССР (1943-1945)

В мае 1943 года, по инициативе «Союза польских патриотов » и при поддержке со стороны советского правительства на территории началось формирование новых польских воинских частей: сначала 1-й польской пехотной дивизии им. Т. Костюшко , а позднее - и иных польских воинских частей и подразделений. Командиром первой польской дивизии был назначен полковник Зигмунд Берлинг (бывший начальник военного лагеря Армии Андерса в Красноводске), политруком - Александр Завадский .

В июне 1943 года формирование 1-й пехотной дивизии было завершено, 15 июля 1943 года бойцы дивизии приняли воинскую присягу

20 июля 1944 года артиллерия 1-й армии Войска Польского поддерживала огнём части 69-й армии при форсировании Западного Буга. В этот же день первые польские воины ступили на польскую землю. В течение трёх следующих дней на западный берег Буга переправились основные силы 1-й польской армии. В конце июля - начале августа 1944 года 1-я польская армия находилась на стыке 8-й гвардейской армии и 69-й армии, она участвовала в боях с подразделениями 4-й немецкой танковой армии, наступлении на Хелм и Люблин, освобождении Демблина и Пулав .

1-я польская танковая бригада участвовала в обороне Студзянского плацдарма на западном берегу Вислы южнее Варшавы. В трехдневных оборонительных боях на линии Магнушев - Рычевул - фольварк Студзянка польские воины уничтожили около 1500 военнослужащих противника, 2 танка «тигр», 1 танк «пантера», 12 танков T-IV, один танк T-III, 8 САУ, 9 бронетранспортёров, одиннадцать 75-мм орудий и шестнадцать противотанковых ружей .

28 июля 1944 года части 1-й армии Войска Польского заняла боевые позиции на восточном берегу Вислы и получили приказ маршала Рокоссовского форсировать реку. В ночь на 1 августа это попыталась сделать 2-я польская дивизия. В итоге одна рота переправилась через Вислу, ещё одна рота смогла достичь одного из островков посреди реки. Все части, пытавшиеся форсировать Вислу, понесли тяжёлые потери.

Днём 1 августа через Вислу пытались переправиться 1-я и 2-я польские пехотные дивизии. В итоге 2-й полк 1-й дивизии был практически полностью уничтожен. 2 августа армия не пыталась наступать, поскольку все 9 попыток форсирования Вислы окончились неудачей. 3 августа попытки 2-й дивизии переправиться были остановлены немецкой артиллерией.

10 сентября 1944 года советские и польские войска перешли в наступление в районе Варшавы и 14 сентября овладели Прагой - предместьем Варшавы на восточном берегу Вислы. Непосредственно после завершения боев в районе Праги (предместье Варшавы), части 1-й армии Войска Польского предприняли попытку переправиться на западный берег Вислы с целью оказать помощь восставшим.

В ночь с 15 на 16 сентября 1944 года в районе Саска-Кемпы началась переправа частей 3-й пехотной дивизии Войска Польского. Несмотря на ожесточённое противодействие противника, десантная операция продолжалась до 19 сентября 1944 года и была прекращена в связи с тяжелыми потерями. 23 сентября 1944 года была произведена эвакуация ранее переправленных частей Войска Польского, а также группы присоединившихся к ним повстанцев на восточный берег Вислы. В ходе операции общие потери Войска Польского составили 3764 солдат и офицеров, в том числе 1987 чел. убитыми на западном берегу Вислы (1921 военнослужащих 3-й пехотной дивизии Войска Польского и 366 военнослужащих 2-й дивизии Войска Польского) , потери ранеными составили 289 военнослужащих .

12 января 1945 года началось новое советское наступление, в котором участвовала 1-я польская армия. 16-17 января 1945 года была освобождена Варшава, которую немцы превратили в руины.

В конце января 1945 года 1-я польская армия (93 тысячи человек) дислоцировалась в Померании. В феврале она перешла в наступление.

В феврале-марте 1945 года 1-я польская армия в течение десяти дней вела ожесточённые бои за город Кольберг , которому гитлеровское командование присвоило статус крепости. 18 марта 1945 года части 1-й армии Войска Польского установили контроль над городом. В боях за Кольберг немецкие войска потеряли 5000 военнослужащих убитыми и 6992 пленными .

В январе 1945 года было завершено формирование 2-й армии Войска Польского. Она была переброшена к реке Нейсе, которую форсировала 17 апреля. На следующий день немецкие войска под командованием фельдмаршала Шёрнера , шедшие на защиту Берлина, частично отбросили, частично окружили части 2-й польской армии.

20 апреля немецкие войска оставили позиции на западном берегу Одера и стали отступать на запад.

Вклад польских воинов в победу получил высокую оценку: более 5 тысяч военнослужащих и 23 соединения и части Войска Польского были награждены советскими орденами, 13 раз Войско Польское было отмечено в приказах Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР . Лучшие воины Войска Польского принимали участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

В мае-июне 1945 г. Войско Польское насчитывало около 400 000 человек. Оно было крупнейшей регулярной воинской силой, сражавшейся вместе с советскими войсками . В составе Войска Польского (1-я, 2-я армии и Резерв Главного командования) имелось 2 армейских управления, 1 танковый корпус; 14 пехотных, 1 артиллерийская и 3 зенитные артиллерийские дивизии; 10 артиллерийских, 1 миномётная, 1 мотострелковая, 5 инженерно-саперных, 1 кавалерийская и 2 отдельные танковые бригады, 4 авиационные дивизии, а также ряд специальных, вспомогательных и тыловых частей и несколько военно-учебных заведений. На вооружении имелось 4 тыс. орудий и миномётов, 400 танков и САУ, 600 самолётов и 8 тыс. пулемётов .

В общей сложности, в течение войны СССР передал в Войско Польское около 700 тыс. винтовок и автоматов, более 15 тыс. станковых пулемётов и миномётов, 3500 орудий, 1000 танков, 1200 самолётов, 1800 автомашин и значительное количество иного снаряжения и военного имущества, а также обеспечивал снабжение Войска Польского обмундированием, продовольствием, боеприпасами, горючим и медикаментами .

Польские граждане принимали активное участие в советском партизанском движении на оккупированной территории СССР.

БССР приняли участие 2500 поляков , из них 703 были награждены советскими правительственными наградами .

В советском партизанском движении на территории УССР принимали участие 2000 поляков .

Кроме того, поляки принимали участие в советском партизанском движении на территории других республик СССР:

В общей сложности, в советском партизанском движении на оккупированной территории СССР приняли участие 5 тысяч поляков . За участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории СССР советскими правительственными наградами были награждены 993 польских граждан .

Примечания

Основные театры военных действий:
Западная Европа
Восточная Европа
Средиземноморье
Африка
Юго-Восточная Азия
Тихий океан

Константин Фёдоров

27.08.2013 - 22:11

На фоне агрессивной политики НАТО особенно бросается в глаза тот факт, что ИМЕННО ПОЛЬША не только имеет особый статус в Альянсе, но и выступает едва ли не главным застрельщиком антироссийской истерии. И в то же время поляки не собираются отказываться от советского оружия, требуя его постоянной модернизации.

Польша – вассал НАТО

С момента падения социалистического строя в Польше Запад начал самое тесное сотрудничество с новой проамериканской администрацией Леха Валенсы. Это сказалось и на сотрудничестве в военно-технической области: тщательное изучение натовскими специалистами истребителей МиГ-23МФ/МиГ-29, истребителей-бомбардировщиков Су-22М4, вертолётов Ми-14/Ми-17/Ми-24, ЗРК С-125/С-200 принесло Североатлантическому блоку огромную выгоду.

С момента вступления Польши в НАТО в 1999 году эта восточноевропейская страна приняла самое активное участие в агрессии в отношении Югославии, применив истребители МиГ-23 и МиГ-29. «Ляхи», видимо, тоже надеялись безнаказанно показать свой звериный оскал, но не тут-то было: в воздушных боях сербы уничтожили по 2 МиГ-23 и МиГ-29 (причём нелишне вспомнить, что баланс потерь МиГ-29 в схватках против F-15, F-16 и F/A-18 складывался в пользу российского истребителя; соотношение потерь сербов и поляков примерно равное).

В настоящее время происходит масштабная модернизация авиапарка и систем ПВО шляхетской Польши в ПЕРВООЧЕРЕДНОМ ПОРЯДКЕ хотя бы потому, что страна находится на переднем крае агрессивно-наступательной стратегии НАТО; развёртывание систем ПВО «Пэтриот» в городке Моронг имеет исключительное географическое и временное преимущество при атаке российских и белорусских целей. Аэродромы Колобжег и Слупск, Крзесины и Ласка, Ключево и Бржег, а также многие другие могут быть модернизированы в кратчайшие сроки.

В этих условиях главным ответным ходом России должно стать размещение российской авиабазы в Лиде (Белоруссия), задачей которой станет уничтожение объектов ЕвроПРО в случае их появления на территории Польши.

Не исключено также, что российская авиагруппировка станет своеобразным противовесом базе американских многоцелевых истребителей F-16, которая появится к концу 2013 года в районе города Лодзь.

ВВС Польши, по приблизительным данным, имеют в своём составе 32 истребителя МиГ-29, 48 истребителей F-16 (Block 52+), 16 транспортных самолётов испанского производства CASA C-295M, 29 лёгких самолётов PZL M-28B «Bryza», 28 тренировочных PZL-130TC-1 «Orlik», 54 тренировочных самолёта TS-11 «Iskra bis», два VIP-самолёта бразильского производства Embraer E-175, один VIP-самолёт Ту-154М (бортовой номер 102).

Что касается 48 истребителей-бомбардировщиков Су-22, то в 2013-2014 гг. они будут списаны и будут заменены на беспилотники. Польша отказалась от модернизации Су-22-х и продления сроков их службы. Ресурс самолетов данного типа практически полностью исчерпан, и все они будут сняты с вооружения. «Мы решили, что дальнейшая модернизация Су-22 бессмысленна. Они просто морально и технически устарели», – заявил министр обороны Польши Томаш Семоняк.

Ещё в середине августа 2012 года заместитель министра обороны Польши Вальдемар Скшипчак объявил, что военное ведомство намерено к 2018 году приобрести 30 новых ударных беспилотников. Аппараты планируется приписать к 21-й базе тактической авиации в Свидине, расположенной на северо-западе страны в Западно-Поморском воеводстве. Сейчас там и базируются истребители-бомбардировщики Су-22.

Вертолётные части имеют в своём составе 12-14 многоцелевых вертолётов Ми-8/Ми-17, 16-17 противолодочных и спасательных вертолётов Ми-14Э/ПС, 32 ударные машины Ми-24Д/В, около 20 вертолётов PZL W-3 «Sokół», от 20 до 30 лёгких вертолётов PZL SW-4 «Puszczyk».

Силы ПВО представлены 17 ЗРК С-125 средней дальности Newa SC, 12 ЗРК большой дальности С-200 «Вега». Кроме того, американцы разместили в Моронге несколько батарей комплексов «Пэтриот», которые призваны сбивать не только российские баллистические ракеты, но и дальние бомбардировщики.

Оценивая состояние ВВС и ПВО Польши, можно отметить, что если авиапарк Польши находится в приемлемом состоянии, то ситуация с системами ПВО/ПРО сложилась куда хуже. Президент Польши Бронислав Коморовский постоянно лжёт, что в создании оборонной системы страна, якобы, должна идти собственным путём. Однако, как полагают многие военные эксперты, за громкими заявлениями Варшавы о создании национальной ПРО последуют не афишируемые для широкой общественности межгосударственные встречи, в результате которых именно американские противоракеты SM-3 Block IIА станут основой так называемой «национальной» польской ПРО.

Главным доводом в пользу этой идеи является современное состояние ПВО польской армии. Действующая система сегодня включает всего лишь шесть зенитно-ракетных дивизионов, оснащенных модернизированными комплексами советского производства С-125 «Нева». Только один дивизион дополнительно имеет на вооружении комплекс дальнего радиуса действия С-200 «Вега». Планируемые закупки систем ПВО местного производства также не обеспечат надежную защиту от ракет малой и средней дальности. В частности, польская армия намерена приобрести шесть батарей комплексов ПВО среднего радиуса действия «Висла», 11 комплексов ближнего радиуса действия «Нарев», 77 самоходных комплексов «Попрад», 6 ракетно-артиллерийских комплексов «Пилица», 152 пусковые установки и 486 ракет «Перун», а также более 30 единиц радиолокационных станций «Сола» и «Быстра».

НИ ОДНА из данных систем НЕ СПОСОБНА эффективно поражать современные оперативно-тактические ракеты, например, комплекса «Искандер». И Польша будет нести «камень за пазухой» против России стоимостью более чем в 30 млрд евро...

По словам секретаря Совета национальной безопасности Станислава Козея, Польша планирует начать модернизацию систем противовоздушной и противоракетной обороны страны в 2014 году и завершить её в течение последующих десяти лет. С. Козей отметил, что польской армии ставится задача развернуть мобильный противоракетный щит, способный прикрыть несколько «важных стратегических объектов». «Этот проект обусловлен потребностями обеспечения безопасности, обороны территории польского государства, а также связан с реализацией решений чикагского саммита НАТО, касающейся строительства общей для НАТО системы», - цинично пояснил президент страны Б. Коморовский.

Советское наследство: хорошо жить за счёт России

Ещё 15 марта 2013 года на территории авиаремонтного завода №2 в городе Быдгощ совершил первый полет истребитель МиГ-29 ВВС Польши с обновлённой авионикой. Модернизация самолетов направлена на продление боевого потенциала бывших советских истребителей, состоящих на вооружении ВВС Польши. Модернизацию проходят самолеты 23-й авиационной базы Миньск-Мазовецки.

Программу лётных испытаний проводят пилоты из авиабаз Миньск-Мазовецки и Мальборк. Программа включает испытание с реальным применением оружия (в основном пушечного) в 21-м учебном центре ВВС в Надажице, причём все модернизируемые «МиГи», получат новую авионику к концу следующего года.

Комплект модернизации включает изменение аналоговой авионики на цифровую, в том числе новый бортовой компьютер и шина данных, к которым могут быть подключены дополнительные устройства.

Кроме того, механический гироскоп заменён лазерной системой, будут установлены цифровая карта и многофункциональный дисплей.
МиГ-29 останется в строю польских ВВС до 2030 года. Шина данных позволит дальнейшие изменения в бортовом оборудовании, если это необходимо. РСК «МиГ» также участвует в программе продления службы на 20 лет.

Польские «МиГи» уже проходили модернизацию два года назад, целью которой была адаптация кабины к стандартам НАТО (появились надписи на приборах на английском языке).

Таким образом, нынешняя Польша, ведомая циничным Коморовским, УКРЕПИЛА СТАТУС авангардного проводника антироссийской политики; более того, вполне реально, что создание российской авиабазы в Лиде не только ещё более ускорит перевооружение польских систем ВВС и ПВО, но и произойдёт наращивание американского контингента в Польше. Для Запада такой поворот дел – отличный повод для нагнетания напряжённости...

Но и Россия ДОЛЖНА НАРАЩИВАТЬ СВОЙ АВИАЦОННО-РАКЕТНЫЙ КУЛАК, А ЕСЛИ ПОТРЕБУЕТСЯ – РАЗНЕСТИ ПОЛЬСКИЕ БАЗЫ В КЛОЧЬЯ!

P.S. Как стало известно из независимых средств массовой информации, катастрофа правительственного Ту-154 (бортовой номер 101) произошла из-за злонамеренного переориентирования спутниковой навигационной системы американского производства, установленной на борту авиалайнера. GPS выдал ложные географические координаты и неправдоподобные данные о расстоянии до места посадки. Из-за чего пилот при плохих погодных условиях не успел среагировать и вытянуть самолет из пике. Никто, кроме спецслужб США, не в силах производить локальные смещения сетки координат GPS.


Оборонительная война 1939 г.

В 6.30 утра с полевого аэродрома Белице по тревоге поднялась пара польских истребителей P-11с, принадлежавших 121-й эскадрилье 111/2 дивизиона армии "Краков". Ведущим был капитан Мечислав Медвецкий, ведомым - подпоручик Владислав Гнышь. Едва взлетев, обе машины оказались прямо перед возвращавшимся с бомбардировки Ю-87Б (бортовой номер Т6+ВК), пилотируемым сержантом Франком Нюбертом. Увидев по курсу два польских истребителя, гитлеровский летчик увеличил газ и, заняв удобную для стрельбы позицию, дал длинную очередь по самолету ведущего.

После второй очереди истребитель Медвецкого закачался с крыла на крыло и исчез в огненном шаре взрыва. Затем "Юнкерс" довернул на машину ведомого с белой цифрой 5 на борту, но тот резким маневром влево-вверх ушел из-под удара. Из-за малой скорости такой маневр едва не стоил подпоручику жизни - его самолет заскользил вниз, и он с трудом выровнял его у самой земли. Гнышь продолжил полет и через некоторое время увидел слева и ниже себя два немецких бомбардировщика До-17Е, летевших в направлении Краков-Олькуш. Польский летчик повернул влево и смело вступил в бой. Спустя несколько минут обе фашистские машины догорали на земле.

Эти два боя произошли ранним утром 1 сентября 1939 г. Польский P-11с и два немецких До-17Е стали первыми сбитыми самолетами в начавшейся в тот день второй мировой войне.
Накануне войны авиация Польши не являлась отдельным родом войск. 745 самолетов различных типов и назначений (более 400 боевых и около 300 учебно -тренировочных),сведенных в шесть авиаполков, подивизионно базировались на аэродромах вблизи Варшавы, Кракова, Познани, Торуни, Лиды, Вильно и Львова. Под влиянием взглядов на авиацию, как на вспомогательную силу, 28 июля 1939 года было принято решение о передаче большинства военных самолетов в подчинение сухопутных армий и о формировании из оставшихся истребительной и бомбардировочной бригад. Однако практически реорганизация началась лишь 23 августа. К сожалению, перестройка боевой авиации не была до конца продумана и проходила трудно. К новой структуре оказалась не приспособлена сеть ремонтных баз, плохо работала система обеспечения горючим и запчастями.

Германия к началу войны располагала 4500 боевыми самолетами, не считая учебно- тренировочных и вспомогательных. Во второй половине 1939 г. немцы производили до 1000 самолетов в месяц. Против Польши фашисты бросили около 1800 боевых машин: 682 бомбардировщика (в основном Не-111, некоторое количество До-17 и Ю-86), 300 пикирующих бомбардировщиков Ю-87), 30 штурмовиков (Хеншель-123), 197 истребителей (Ме-109), 95 тяжелых истребителей (Ме-110), 219 разведчиков малого радиуса действия (в основном Хеншель-126,несколько Не-45 и Не-46), 158 дальних разведчиков (До-17Р), а также самолеты морской авиации (из них около 60 Ю-87 и 20 Не-111).

В Оборонительной войне 1939 г. важнейшую роль сыграла польская истребительная бригада, состоявшая из 2 дивизионов (по 2 эскадрильи в каждом); 111/1 (111-я и 112-я эскадрильи) и IV/1 (113-я и 123-я эскадрильи). Бригада включала 29 истребителей P-11с, 15 P-11а, 10 изношенных P-7а и 3 самолета связи РВД-8. Командиром бригады был полковник Стефан Павликовский - летчик-истребитель, участник Первой Мировой войны, инициатор создания отдельного истребительного соединения.

Боевую деятельность бригада начала 1 сентября в 6.45 утра, когда с аэродрома Понятув поднялись на перехват 52 польских истребителя. Около 7 утра они атаковали группу немецких бомбардировщиков Не-111,летевших под прикрытием Ме-110. Во время получасового боя был поврежден и разбился P-11с подпоручика Полушиньского. С немецкой стороны был ранен командир истребителей сопровождения майор Грабманн.

В полдень бригада провела еще один бой с немецкими бомбардировщиками и эскортирующими их Ме-109. В этом бою летчики 113-й эскадрильи подпоручик Ян Боровский и подхорунжий Ержи Радомский сбили по одному "сто девятому". Еще два Ме-109 уничтожили летчики 111-й эскадрильи: комэск капитан Густав Сидорович сбил "мессершмитт" над Варшавой, однако и сам он был сбит, подполковник Леопольд Памула таранил Ме-109 и выпрыгнул с парашютом. Большие потери 1 сентября понесла 123-я эскадрилья, вооруженная 10-ю истребителями P-7а, в бою с вышеупомянутым дивизионом Ме-110 майора Грабманна. Первым бил сбит и погиб командир эскадрилья капитан Мечислав Ольшевский, а затем уничтожены еще три P-7а.

Немецкий дивизион потерь не имел. 3 сентября утром поручик Войцех Янушевич уничтожил Ме-110, а после олудня его успех повторил Станислав Карубин. Польские летчики не робели перед именитым противником. Так, 5 сентября подпорудчик Виктор Стжембош из 112-й эскадрильи сбил Ме-110, который пилотировал ветеран "Легиона Кондор" майор Хаммес. Другой ветеран "Кондора"- лейтенант Берентс, также летавший на Ме-110, был сбит поручиком Арсеном Цебжиньским.

За первые шесть дней войны истребительная бригада сбила 38 бомбардировщиков противника. Одной из основных задач бригады являлась противовоздушная оборона Варшавы. Благодаря разветвленной сети передовых постов наблюдения, оповещавших о приближении немецких бомбардировщиков,истребители успешно атаковали фашистские самолеты на расстоянии в несколько десятков километров от Варшавы. После потери сети наблюдателей указание на перехват противника наступал с опозданием, что при малой скорости польских истребителей часто делало невозможным преследование бомбардировщиков. Передислоцирование бригады 7 сентября на любельские аэродромы и практически завершило период ее успешной деятельности. Армейская истребительная авиация Польши воевала в основном в районе Лодзи. В нее входило 5 дивизионов (по две эскадрильи в каждом), подчинявшихся пяти армиям: "Краков", "Познань", "Поможе", "Лодзь", "Модлин" и самостоятельной оперативной группе "Нарев".

Основой тактики армейских истребителей были засады на маршрутах бомбардировщиков. Так, 4 сентября двенадцать P-11с 111/4 дивизиона армии "Поможе" атаковали группу из 24 бомбардировщиков, летевших под прикрытием 15 Ме-109 и Ме-110. В этом бою было уничтожено 5 немецких бомбардировщиков и по одному истребителю с каждой стороны. Самыми активными противниками польских эскадрилий на этом участке фронта были Ме-110 дивизиона 4-го флота Люфтваффе. На второй день войны этот дивизион прикрывал бомбовые налеты на цели в районе Лодзи и Демблина и вступил в бой с истребительным дивизионом армии "Лодзь". В завязавшейся воздушной битве с участием 30 самолетов с обеих сторон поляки потеряли две машины плюс одну при вынужденной посадке и сбили два истребителя противника. Значительные, потери 111/6 дивизион понес 4 сентября - от эскадрильи Ме-109. По немецким данным, в тот день противник потерял на земле и в воздухе 11 самолетов.

Активные действия армейских истребителей продолжались только первую неделю войны. В период с 7 по 17 сентября большинство эскадрилий перебазировалось в окрестности Люблина и Луцка. Количество боевых вылетов резко сократилось. Единственным боевым формированием истребительной авиации Польши, воевавшим вплоть до начала эвакуации, была 132-я эскадрилья 111/3 , истребительного дивизиона армии "Познань".

За весь период боевых действий польская истребительная авиация, имевшая 164 машины, сбила 126 немецких самолетов (в иных источниках указывается 131) сбитый самолет). При этом в воздушных боях и от огня ПВО потеряно 52 истребителя. Таким образом, несмотря на устаревшую технику, польские пилоты оказались отличными бойцами с высоким уровнем летного мастерства. Много польских истребителей погибло на аэродромах и при вынужденных посадках. Общие потери составили 72% первоначального состава.

В то же время немецкие истребители сбили и уничтожили на земле 36 P-7 и P-11, 13 бомбардировщиков "Лошь", 20 легких бомбардировщиков "Карась", 5 связных самолетов и один транспортный - всего 74 машины.
Польская бомбардировочная бригада (командир полковник В Хеллер) к началу войны организационно и технически не была окончательно сформирована. Бригада состояла из 4 эскадрилий бомбардировщиков P-37В "Лошь" (36 машин) и 5 эскадрилий Р.23В "Карась" (50 машин). В учебных частях и в запасе на базе в Малашевичах находилось еще 37 машин P-37А/В, из которых только половина могла быть в ближайшее время направлена в боевые части. Четкой концепции применения бригады не существовало. Командиру разрешалось по своему усмотрению использовать только две (максимум три) эскадрильи. Ввод в бой больших сил мог быть разрешен только Главкомом авиации. Отсутствие целостности командования и размещение бомбардировщиков на удаленных друг от друга аэродромах значительно ограничивали боевые возможности бригады.

Первые два дня войны P-37 бездействовали, хотя бомбардировки объектов "третьего рейха" могли несколько охладить наступательный пыл противника, а удары по забитым техникой немецким аэродромам были бы особенно эффективны. В последующие дни P-37 штурмовали механизированные колонны фашистов. Налеты на которые производились раздробленными силами, поэтому наносимый врагу урон не был значительным За период боевых действий P-37 выполнили 130 боевых вылетов.

17 сентября Советский Союз нанес внезапный удар по истекающей кровью Польше. В бой вступили части Белорусского и Киевского особых военных округов. В их составе была и авиация, в основном истребители И-15бис,И-16 и И-153.Польские части имели приказ не вступать в боевое соприкосновение с советскими частями, однако столкновения в воздухе имели место. Так, в первый день вторжения в 10.00 подпоручик Тадеуш Коц из 161-й истребительной эскадрильи сбил советский Р-5. В тот же день Станислав Загорский из 113-й эскадрильи во время разведывательного полета на P-11 был атакован тремя советскими истребителями. Заторский смог повредить два самолета противника, которые, дымя, ушли на восток, но сам был подбит и разбился в предместье Сарн.

17 сентября три бомбардировщика СБ-2 с малой высоты сбросили бомбы на железнодорожную станцию Тарнавица Лешна (около Станислава). Подоспевший P-11с атаковал и поджег все три машины, которые упали под Оттыньой. В тот же день 12 бомбардировщиков СБ-2 нанесли бомбовый удар по отряду Корпуса охраны границы полковника Табачиньского. В районе Сарн бомбардировщиками был атакован польский бронепоезд "Гловацкий", противовоздушная оборона которого подбила один самолет. На этот бронепоезд был снова совершен налет 20 сентября в районе Рафалувка. В этот раз его зенитчики записали на свой счет две советские машины (и еще повредили).

21 и 22 сентября советские бомбардировщики атаковали лагеря 3 полка Корпуса охраны границы к востоку Влодавы. 24 сентября 12 самолетов сбили пограничные отряды около Древки. В этот же день совершен налет на батальон пограничников майора Грота. 30 сентября сколько групп по 20 советских самолетов одна, состоявшая из 60 самолетов, атаковали воинские части самостоятельной оперативной группы "Полесье" в районе Милкова и Семеня. Фактически организованное сопротивление Польша прекратила 17 сентября. Однако несколько патриотов в течение двух недель летали над страной, полностью оккупированной гитлеровскими и советскими войсками. Некоторые из них успешно воевали даже в начале октября. Так, 1 октября по иказу командующего самостоятельной оперативной группы "Полесье" генерала Клееберга командир приданной группе 13-й разведывательной эскадрильи капитан Э.Перункевич вместе с поручиком К.Радзивиллом производил разведку дислокации гитлеровских войск на самолете ПВС-26. После выполнения задания разведчик подвергся нападению трех "мессершмиттов". Разведчик не был вооружен, а летчики не имели даже парашютов. Но отвага и летное искусство капитана Перункевича не позволили немецким истребителям уничтожить польский самолет. Эдмунд Перункевич стал последним польским пилотом, выполнявшим боевые вылеты (вплоть до 5 октября) в Оборонительной войне 1939г.

Поражение Польши не сломило боевой дух пилотов. Большинство из них согласно полученному приказу пересекли 17-18 сентября польско-румынскую границу и направились во Францию, а затем в Великобританию, где продолжили борьбу с гитлеровцами. Из сентябрьских боев польские летчики вынесли весьма ценный опыт: пара истребителей, как тактическая единица, является очень выгодной и перспективной. В 1940 г. этот опыт они использовали ко Франции и Великобритании, где сбили соответственно 59 и 203 немецких самолета.

Согласно немецким источникам, в сентябрьской кампании 1939 г. фашистская Германия в воздушных боях от огня ПВО Польши и в авиакатастрофах потеряла 285 самолетов: 63 разведчика, 79 истребителей, 109 бомбардировщиков, 12 транспортных самолетов, 22 самолета связи и морской авиации. Потери, понесенные фашистской авиацией, были восстановлены только ранней весной 1940 г., из-за чего Гитлер перенес срок нападения на Францию.


Польская авиация лишилась 357 самолетов, которые были сбиты в боях либо уничтожены на аэродромах. О потерях советской авиации точных данных нет.

Энциклопедия самолётов и вертолётов. 2004-2007

Министерством национальной обороны (далее MHO) Польши в сентябре 2009 года был одобрен перечень из четырнадцати программ, предусматривающих повышение боевых возможностей вооруженных сил страны. Реализация данных программ запланирована на период 2010-2018 годов. Общая стоимость всех мероприятий, которые запланированы в рамках этих проектов, составит свыше 10 миллиардов долларов США. Рост бюджета министерства обороны Польши на 2010 г. в целом вырос на 4 процента в сравнении с 2009 годом. Несмотря на мировой кризис, финансирование ВС РП останется на установленном в законодательном порядке уровне и составит 1,95 процента ВВП данного государства. Программами предусмотрено, что 22 процента оборонного бюджета будут направлены исключительно на модернизацию вооруженных сил страны.


Основной объем средств будет направлен на реализацию 6-ти программ: производство бронетранспортеров «Росомаха» - 25 процентов; закупка вертолетов – 20 процентов; модернизация ВМС Польши – 16 процентов; разработка системы CISR - 11 процентов; модернизация системы противовоздушной обороны - 8 процентов (что составляет около 856 миллионов долларов); приобретение учебно-боевых самолетов - 5 процентов.

В ходе модернизации системы ПВО министерство обороны Польши планирует за бюджетные средства приобрести до 2018 года зенитные ракетные комплексы ближнего радиуса действия, осуществить модернизацию 3-х РЛС дальнего радиуса действия RAT-3 1 DL, которые приобретены в рамках натовской программы.

В течение последних лет в Польше уже проводилось усовершенствование комплексов ПВО. Это увеличило устойчивость средств противовоздушной обороны к РЭП и повысило их маневренность. Но вместе с тем, характеристики большей части из них не соответствуют современным требованиям. Командование ВС Польши считает, что средства ПВО, которые имеются на вооружении польских ВС, а именно С-200 «Вега», 2К11 «Круг», С-125 «Нева-SC», 2KJ2 «Куб» и 9КЗЗМ2 «Оса-АК», а также арткомплексы ЗСУ-23-4, ЗУ-23-2 и их модификации и ПЗРК «Гром» и «Стрела-2», не создают надежную защиту не только стратегических объектов, но и инфраструктуры всех вооруженных сил страны. Военные эксперты считают, что средства ПВО, которые состоят на вооружении ВС Польши, дают возможность эффективно уничтожать самолеты, но они практически не могут поражать баллистические и крылатые ракеты, БЛА. Технический ресурс средств противовоздушной обороны ВС Польши почти исчерпан, и в период с 2011 по 2018 год предполагается снятие их с вооружения.

В декабре 2009 года подписан договор между Польшей и США (Status of Forces Agreement-SOFA), который определяет условия размещения в республике американских военнослужащих. Во время переговоров администрация США пошла на значительные уступки польской стороне в расчете на то, что быстрое размещение первой батареи ЗРК большой дальности «Пэтриот» в РП станет аргументом в пользу покупки таких же батарей для усиления системы ПВО этой страны. 25 мая 2010 года первая (учебная) батарея данного комплекса и 100 американских военнослужащих прибыли в н. п. Моронг (60 км южнее н. п. Мамоново, Калининградская область). Согласно установленному графику ротационный режим предполагает доступ польских военнослужащих к учебному ЗРК «Пэтриот» на один месяц один раз в квартал. В ходе переговоров с американской стороной достигнута договоренность о том, что Польша сможет получить такие комплексы не ранее 2015 года, когда США будут осуществлять их замену на новые системы. В то же время не принято решение, на каких условиях ЗРК «Пэтриот» могут быть переданы польской стороне. Польский оружейный концерн «Бумар» (Bumar Group) представил замысел разработки современной системы ПВО под рабочим названием «Щит Польши». «Бумар» совместно с европейским концерном MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia) работает над этой программой уже несколько лет. В июле 2009 года стороны подписали рамочное соглашение о долгосрочном стратегическом сотрудничестве, которое предусматривает совместную разработку, производство, поставку и маркетинг зенитных ракетных систем, включая: РЛС польского научно-производственного центра «Радвар» (CNPEP Radwar); АСУ ПВО польского промышленного института телекоммуникаций; ПЗРК «Гром» и «Перун»; ЗУР VL MICA, «Астер-30», разработанных MBDA и планируемых к производству по лицензии на предприятии ZM Mesko.

Предполагается, что с польской стороны в работе над проектом «Щит Польши» помимо концерна «Бумар» примут участие научно-производственный центр «Радвар» и промышленный институт телекоммуникации. Данные фирмы уже подписали соглашение о сотрудничестве. По оценке руководства концерна, стоимость создания системы ПВО в рамках программы «Щит Польши» составит 5,5 млрд. долларов США (15 млрд. злотых). Специалисты концерна считают, что система ПВО «Щит Польши» может начать функционировать через 15 лет после принятия решения о ее разработке.

Предполагается, что система ПВО «Щит Польши» будет состоять из трех эшелонов.

Первый эшелон будет включать средства ПВО средней дальности действия, использующие ракеты «Астер-30», выпускаемые концерном MBDA. Ожидается, что этот эшелон будет способен уничтожать воздушные цели на дистанции до 100 км и на высоте до 25 км. На таком расстоянии средства ПВО первого эшелона смогут поражать баллистические ракеты тактического радиуса действия, а впоследствии и БР оперативно-тактического назначения. Предполагается, что средства ПВО средней дальности будут разработаны на основе состоящего на вооружении ВС Франции и Италии комплекса САМП/Т (SAMP/T), но при этом комплектоваться РЛС и системой наведения польского производства.

Комплекс ПВО САМП/Т представляет собой мобильный наземный ЗРК, использующий ЗУР «Астер-30». В его состав входят командный пункт, многофункциональная РЛС «Арабсль», от четырех до шести установок вертикального пуска с восемью ЗУР «Астер-30» на каждой, а также две транспортно-заряжающие машины. Расчет ЗРК 14 человек. САМП/Т смонтирован на шасси автомобиля «Астра/Ивеко» с колесной формулой 8x8 для ВС Италии и на шасси автомобиля «Рено-TRM» для ВС Франции.

Второй эшелон будет состоять из комплексов ПВО ближнего действия, использующих ракеты MICА, выпускаемые концерном MBDA. Комплекс предполагается разрабатывать на основе ЗРК ближнего действия VL MICA (Vertical Launch MICA) производства концерна MBDA с использованием комплектующих польского производства.

Зенитный ракетный комплекс ближнего действия VL MICA - средство противовоздушной обороны подразделений сухопутных войск, авиабаз, командных пунктов и надводных кораблей от ударов крылатых ракет, УАБ, самолетов, вертолетов и БЛА, используемое днем и ночью в любых погодных условиях. Он состоит из четырех пусковых установок (ПУ), командного пункта и РЛС обнаружения. Пусковые установки ЗРК могут размещаться на различных автомобильных шасси повышенной проходимости грузоподъемностью до 5 т. VL MICA в наземном варианте может применяться автономно или интегрироваться в единую систему ПВО объекта с помощью волоконно-оптических линий обмена информацией.

Модульная конструкция ракеты MICA позволяет иметь в боекомплекте комплекса средства поражения с различными системами самонаведения и использовать их достоинства в зависимости от боевой обстановки. ЗУР может оснащаться активной импульсно-доплеровской РГС MICA-ЕМ или тепловизионной MICA-IR. Радиолокационная ГСН обеспечивает всепогодность применения комплекса и эффективна против боевых средств противника с низкой ИК-сигнатурой (например, УАБ). Тепловизионному варианту отдается предпочтение при использовании для поражения целей с малой эффективной поверхностью рассеивания, в том числе небольших скоростных надводных целей. Ракета MICA выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащается крестообразным широкохордным крылом малого удлинения. В носовой части корпуса установлены плоскости дестабилизатора. В средней части ракеты расположен РДТТ фирмы Protac, снаряжаемый зарядом малодымного смесевого топлива. В хвостовой части расположены аэродинамические рули, блок системы управления вектором тяги двигателя (СУВТ) и приемник линии передачи данных. СУВТ вместе с аэродинамическими рулями обеспечивает маневрирование ракеты с перегрузкой до 50 g на дальности до 7 км и с перегрузкой до 30 g на дальности 10 км. Боевая часть осколочно-фугасная направленного действия, взрыватель активный доплеровский радиолокационный. Пуск ракет осуществляется непосредственно из транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), которые служат для их транспортировки и хранения. Каждый ТПК имеет длину 3,7 м и массу 400 кг в снаряженном состоянии.

В третьем эшелоне ближнего действия намечается использовать комплексы ПВО производства Польши. Основу третьего эшелона составят мобильные ПЗРК, а также артиллерийские и ракетные артиллерийские комплексы. Они будут способны поражать воздушные цели на дальностях 5-6 км и высоте до 4 км.

С учетом сложной экономической ситуации в минимальном количестве, необходимом для поддержки сборочной линии польского концерна «Бумар», планируется выпуск на его производственной базе ПЗРК «Гром». Концерн поставлял также мобильный зенитный комплекс ПВО «Кобра» (CNPEP Radwar Kobra) для СВ Индонезии. В него входит: РЛС MMSR; четыре пусковые установки «Попрад» с четырьмя ЗУР «Гром» (модифицированный вариант лицензионной «Иглы-1») на каждой; две командные машины WD-95 (WD-2001), а также 12 зенитных установок ЗУР-23-2КС, усиленных ЗУР «Гром».

В 2009 году MHO Польши приобрело 234 ЗУР и 41 ПУ данного комплекса, в 2010-м году планировалась закупка 37 ЗУР и 19 ПУ. Не исключена поставка дополнительных ЗРК «Попрад» и РЛС.

С 2006 года подразделение «Квантум электроник» военной технической академии (Варшава) совместно с «Бумар» и ZM Mesko разрабатывает усовершенствованный вариант ПЗРК «Гром», получивший обозначение «Перун». Реализация программы завершена в 2010 году. Ожидается, что новая ракета будет принята на вооружение в 2012 году. Стоимость проекта «Перун» составляет 42 млн. долларов. Основными целями программы являются увеличение скорости ракеты, дальности и высоты поражения цели, защищенности от средств РЭП, обеспечение возможности применения ЗУР против воздушных целей с малой эффективной площадью рассеяния (ЭПР), включая беспилотные летательные аппараты и боеприпасы дальнего действия.

Пусковая установка «Перун» в боевом положении будет иметь массу 16,9 кг, что несколько превышает параметры ПУ «Гром» (16,5 кг). ЗУР будет оснащена новым неконтактным взрывателем, который может программироваться в зависимости от типа цели. Боевая часть перепроектирована для использования высокоэнергетического взрывчатого вещества нового поколения CL-20 и готовых осколочных поражающих элементов, что увеличивает ее массу на 10%.

Усовершенствованная ракета должна обладать возможностью поражать цели, приближающиеся со скоростью 400 м/с.

Реализацию проекта самоходного ЗРАК «Лоара» после проведения последних испытаний решено заморозить. По данным польских СМИ, ракетная составляющая ЗСУ «Лоара» готова на 80%. В последние годы работа над комплексом велась из расчета поставки около 100 единиц для ВС Индии.

После снятия заказа индийской стороной дальнейшее финансирование работ было прекращено.

По мнению польских экспертов, построенная таким образом система ПВО позволит обеспечить защиту от самолетов и вертолетов, БЛА, крылатых и баллистических ракет. Кроме того, она будет совместима со средствами ПВО НАТО. Предусматривается, что 60% вооружения, составляющих основу концепции, будет производиться на предприятиях ВПК Польши. Руководство концерна «Бумар» предполагает, что это связано не только с инвестициями в польскую оборонную промышленность, но и с технологиями, которые можно будет получить в процессе сотрудничества с MBDA. По мнению представителей обеих фирм, системы, входящие в состав «Щита Польши», в будущем можно было бы предлагать также иностранным покупателям.

Таким образом, средства ПВО, состоящие на вооружении ВС Польши, исчерпали потенциал по модернизации и в период с 2011 по 2018 год будут сняты с вооружения. Система ПВО, основанная на ЗРК «Пэтриот» (США), по расчетам западных специалистов, сможет заступить на боевое дежурство не ранее 2015 года. Собственная система ПВО страны может быть создана не ранее 2025 года при условии достаточного финансирования, которым Польша в настоящее время не располагает.

Полковник С. Корчагин

Республика Польша (РП) имеет боеспособные, динамично развивающиеся военно-воздушные силы, которые являются самостоятельным видом ВС. Они предназначены для защиты воздушного пространства страны и наземных объектов инфраструктуры, проведения воздушных операций, обеспечения поддержки других видов и родов ВС с воздуха, ведения воздушной разведки, осуществления перебросок войск (сил) и военной техники. Данный вид вооруженных сил включает непосредственно военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны (ПВО).

В структуру ВВС входят авиационные крылья в составе тактических (транспортных, учебных) авиабаз, авиационных (транспортных, учебных) эскадрилий, подразделений технического обслуживания и тылового обеспечения. По планам МО, в случае необходимости ВВС Польши готовы направить свой контингент для выполнения задач в составе международных сил НАТО (ЕС) за пределами страны.

Силы ПВО представлены ракетной и радиотехнической бригадами, а также отрядом РЭБ. Основными задачами частей радиотехнической разведки являются контроль воздушного пространства, отображение в реальном масштабе времени воздушной обстановки, подготовка и передача данных для поражения целей. Для выполнения этих задач на территории Польши развернута сеть радиолокационных постов. Национальная система ПВО республики интегрирована в комплексную систему ПВО НАТО (NATINADS) и единую систему контроля воздушного движения ЕС. В боевой состав ВВС и ПВО входят следующие элементы. Командование ВВС (г. Варшава). Его основная задача - руководство деятельностью ВВС и ПВО страны на оперативном уровне. Командование включает штаб и управление боевой подготовки. Штаб отвечает за планирование и руководство подразделениями в мирное и военное время, управление связью, разведкой, радиоэлектронной борьбой, а также за комплектование подразделений личным составом. Управление боевой подготовки отвечает за планирование, проведение и учет мероприятий боевой подготовки частей и подразделений, организацию полетов авиации, радиолокационное обеспечение, эксплуатацию аэродромного и навигационного оборудования.

1- е тактическое авиационное крыло (г. Свидвин):
- 21-я тактическая авиационная база (г. Свидвин), включающая: две авиационные эскадрильи (аэ), группу технического обслуживания и группу тылового обеспечения;
- 22-я тактическая авиационная база (г. Мальборк), включающая: аэ, группу технического обслуживания и группу тылового обеспечения;
- 23-я тактическая авиационная база (г. Миньск-Мазовецки), в составе: аэ, группа технического обслуживания и группа тылового обеспечения;
- 12-я аэродромная команда (г. Мирославец).

2- е тактическое авиационное крыло (г. Познань):
- 31-я тактическая авиационная база (г. Познань), в составе: 3 аэ, 6 аэ, группа технического обслуживания и группа тылового обеспечения;
- 32-я тактическая авиационная база (г. Ласк), в составе: 10 аэ, группа технического обслуживания и группа тылового обеспечения;
- 16-й батальон аэродромно-технического обеспечения (г. Яросин).

3- е транспортное авиационное крыло (г. Повидз):


TS-11 bis D Iskra

8-я транспортная авиационная база (г. Краков), в составе: 12 я транспортная авиационная эскадрилья (траэ), 13 траэ, группа технического обслуживания, группа тылового обеспечения и аэродромная команда (г. Вроцлав);
- 33-я транспортная авиационная база (г. Повидз), в составе: 14 траэ, 7 траэ, группа технического обслуживания, группа, тылового обеспечения и аэродромная команда (г. Быдгощ);
- 1-я поисково-спасательная группа (г. Свидвин);
- 2-я поисково-спасательная группа (г. Минск-Мазовецки); . - 3-я поисково-спасательная группа (г. Краков).

4-еучебное авиационное крыло (г. Демблин):
- 41-я учебная авиационная база (г. Демблин); -42-я учебная авиационная база (г. Радом). 3-я ракетная бригада ПВО (г, Сохачев):
- 32 рдн (г. Олыпевница-Стара, на вооружении ЗРК С-125 "Нева-SC");
- 33 рдн (г. Гдыня-Грабовка, ЗРК С-125 "Нева-SC");
- 34 рдн (г. Бытом, ЗРК С-125 "Нева-SC");
- 35 рдн (г. Сквежина, ЗРК С-125 "Нева-SC");
- 36 рдн (г. Мжежино, ЗРК С-125 "Нева-SC", С-200 "Вега");
- 37 рдн (г. Сохачев, ЗРК С-125 "Нева-SC");
- 38-й дивизион управления (г. Сохачев).

3-я радиотехническая бригада ПВО (г* Вроцлав):
- 3 ртб (г. Сандомеж);
- 8 ртб (г. Липовец);
- 31 ртб (г. Вроцлав);
- 34 ртб (г. Хойнице).

Части, подразделения и учреждения центрального подчинения:
- центр воздушных операций (г. Варшава), в составе: мобильный пункт управления ВВС (г. Познань), 22-й отряд обнаружения и сопровождения воздушных целей (оосвц, г. Быдгощ), 32 оосвц (г. Краков);
- центр информационного обеспечения ВВС (г. Варшава), включающий в свой состав четыре районных отдела информационного обеспечения (1-й в
г. Познань, 2-й в г. Быдгощ, 3-й в г. Краков и 4-й в г. Варшава), а также 6-й штабной батальон (г. Срем);
- 1-й отряд радиоэлектронной борьбы (г. Груец);
- служба обеспечения воздушного движения ВВС (г. Варшава);
- 1-я авиационная база транспортной авиации (г. Варшава);
- 6-й батальон РХБ-защиты ВВС (г. Срем).

План технической модернизации ВС Польши на период с 2013 по 2022 год определяет направления технической модернизации и развития оперативных возможностей ВС страны. В документе подчеркивается, что "в настоящее время угрозы и риски, связанные с внешней агрессией против Польши, маловероятны. В то же время усиливается опасность асимметричных угроз".

По опенке военно-политического руководства РП, одним из приоритетных направлений технической модернизации ВС страны является модернизация ВВС, системы ПВО и строительство национальной системы ПРО.

В настоящее время основной проблемой в ВВС республики по-прежнему остается низкая укомплектованность современными видами вооружения и военной техники. В ближайшей перспективе большинство самолетов советского производства (МиГ-29 и Су-22) выработают свой ресурс, поэтому руководство МО Польши предпринимает экстренные меры по модернизации части из них. В качестве одного из вариантов рассматривается продление срока службы до 2030 года истребителей МиГ-29 А и до 2024-го Су-22М4К после проведения соответствующих работ.

Таблица 1 Основные типы вооружения и военной техники ВВС Польши

Наименование Кол-во, единиц
Тактические истребители F- 16С Вl оск 52+ 36
Тактические истребители F-16D Block 52+ (учебно-боевые) 12
Истребители-бомбардировщики Су-22М4К 32
Истребители бомбардировщики Су-22УМЗК (учебно-боевые) 3
Тактические истребители МиГ-29А 27
Тактические истребители МиГ-29УБ (учебно-боевые) 4
Тактические военно-транспортные самолеты С-130Е "Геркулес" 5
Тактические военно-транспортные самолеты С-295М 11
Многоцелевые самолеты М-28В "Брыза" 17
Разведывательные (патрульные) самолеты М-28В "Брыза-IR" 7
Самолеты ПЛО М-28В "Брыза-1RM bis" 1
Самолеты экологической разведки М-28В "Брыза-1Е" 2
Военно-транспортные самолеты М-28В "Брыза-1TD" 2
Учебно-тренировочные самолеты PZL TS-11 "Искра" 44
Учебно-тренировочные самолеты PZL130ТС-1 "Орлик" 28
Пассажирский самолет Ту-154М (для перевозки высшего командного состава) 1
Пассажирский самолет Е-175 (для VIP перевозок) 2
Пассажирские самолеты Як-40 (для перевозки высшего командного состава) 4
Многоцелевые самолеты Ан-2 10
Многоцелевые вертолеты Ми-2 35
Многоцелевые вертолеты PZLW-3 "Сокол" 16
Транспортно-десантные вертолеты Ми-8 10
Транспортно-десантные вертолеты Ми-17 2
Транспортно-десантные вертолеты SW-4 "Пушчук" 24
Пассажирский вертолет Белл-412НР (для перевозки высшего командного состава) 1
3PKC-200 "Вега" 12
ЗРКС-125"Нева" 68
РЛС N-12/N-12M 10
РЛС N-11 5
РЛС TRS -19 2
РЛС N-31 50
РЛС N-41 40
РЛС ДРЛО NUR-12M (TRD1222) 3
РЛС ДРЛО RAN-31DL 3

В 2013 году в ходе выездного заседания комиссии Сейма Польши по обороне, проведенного на базе оперативного командования ВС (г. Краков), командующий ВВС страны заявил о планируемом снятии с вооружения истребителя-бомбардировщика Су-22М4К (1-е тактическое авиакрыло, г. Свидвин) и замене его тактическим истребителем F-16. Первоначально предполагалась закупка новых самолетов или снимаемых с вооружения ВВС Дании, Нидерландов и Норвегии (при условии прохождения ими соответствующей модернизации). Но позже было принято решение о закупке 64 истребителей поколения "5" или "4+", поставка которых начнется с 2021 года и продлится до 2030-го, что позволит заменить все Су-22М4К и МиГ-29А.

Рассматривается вариант закупки в 2020-2022 годах четырех комплектов беспилотных летательных аппаратов среднего радиуса действия для замены Су-22М4К.

Контракт на модернизацию истребителей МиГ-29 национальных ВВС стоимостью 44,5 млн долларов был подписан между Инспекторатом вооружений ВС Польши и военным авиапредприятием № 2 (Wojskowe Zaklady Lomicze 2, г. Быдгощ) в сентябре 2011 года. Целью работ является продление срока эксплуатации истребителей МиГ-29 до 2028 года, повышение их боевых возможностей и функциональной совместимости с истребителями F-16 ВВС Польши. В соответствии с контрактом, модернизации подлежат 13 истребителей МиГ-29А и три истребителя МиГ-29УБ.

В ходе модернизации на истребителях МиГ-29 устанавливается новое бортовое радиоэлектронное оборудование, в том числе бортовые компьютеры MDP, шины передачи данных MIL-Std-1553В, интерфейсы INSB-29, AVB-29 и HDB-29, цветные многофункциональные дисплеи (127 х 102 мм) и системы навигации с модулями SAASM (Selective Availability Anti-Spoofing Module) защиты сигнала GPS от помех. Замена устаревшего аналогового оборудования современными системами позволит повысить надежность и снизить массу самолетов, обеспечивая тем самым возможность увеличения бомбовой нагрузки и запаса топлива.

Инспекторат вооружения МО РП объявил о подписании контракта на поставку комплексного летного тренажера для истребителя МиГ-29. По итогам проведенного тендера победителем была признана компания "КенБИТ" (KenBIT Koenig i Wspolnicy Spolka Jawna, Варшава). Стоимость контракта составила 8,05 млн долларов США. В соответствии с условиями соглашения, тренажер должен быть передан заказчику до 30 ноября 2015 года. Он будет размещен на территории 23-й базы тактической авиации в г. Минск-Мазовецкий.

В период с 2015 по 2017 год МО РП планирует закупить в США управляемые ракеты AGM-158 JASSM производства компании "Локхид-Мартин" для оснащения самолетов F-16C/D, состоящих на вооружении ВВС страны.

AGM-158A JASSM - высокоточная УР класса "воздух - земля" большой дальности массой 2 000 фунтов, оснащенная турбореактивным двигателем "Теледайн" (Teledyne), проникающей/осколочно-фугасной боевой частью WDU-42B (J-1000) массой 1 000 фунтов, инфракрасной ГСН и помехозащищенной КРИС "Навстар". Ракета предназначена для поражения в сложных условиях высокозащищенных целей, расположенных в глубине территории противника на удалении до 370 км. AGM-158B JASSM-ER (Joint Air-to-Surface Standoff Missile - Extended Range) обладает высокой унификацией с базовой версией (70 % аппаратных средств и 90 % программного обеспечения) и оборудована турбовентиляторным двигателем F107-WR-105 "Уильяме Интернэшнл", обеспечивающим существенно большую дальность полета.

В настоящее время вопрос о продаже Польше УР AGM-158B JASSM-ER находится на стадии обсуждения с соответствующими агентствами администрации США. Приобретение данного варианта ракеты увеличит дальность поражения целей до 500 морских миль. Таким образом, самолеты, не выходя из воздушного пространства Польши, смогут атаковать цели на территории Российской Федерации.

В настоящее время на вооружении истребителей F-16 ВВС Польши состоят авиационные пушки калибра 20 мм, УР AIM-120С-5 класса "воздух - воздух", AGM-65G2 "Мейверик" класса "воздух - земля" и AIM-9X "Супер Сайдвиндер", УАБ AGM-114 "Пейвуэй-2" и "Пейвуэй-3", авиабомбы JDAM.

В 2013-2014 годах МО республики провело тендер на поставку национальным ВВС восьми реактивных учебно-боевых самолетов для подготовки пилотов. По его результатам был заключен контракт общей стоимостью 381,7 млн долларов с итальянской компанией "Алениа аэрмакки" на поставку восьми учебно-боевых самолетов М-346 "Мастер". В соответствии со сметой МО РП, всего на закупку могло быть направлено не более 384,6 млн долларов. Учебно-боевые самолеты и тренажеры с полным пакетом их программного обеспечения поступят на вооружение 4-го учебного авиационного крыла ВВС Польши (г. Демблин). Срок реализации соглашения 2016-2017 годы. В нем также содержится опцион на покупку еще четырех самолетов, который может быть реализован до 2019 года после исполнения основного контракта. В боевом составе национальных ВВС поставленная авиатехника заменит устаревшие учебно-боевые самолеты TS-11 "Искра" производства польского оборонного предприятия "Мелец". С учетом проводимой польским руководством политики в области военно-технического сотрудничества не исключено, что в перспективе в рамках отдельных соглашений на территории Польши могут быть организованы работы по ремонту и технико-эксплуатационному обслуживанию поставляемой учебно-боевой авиационной техники.

Инспекторат вооружений ВС Польши планирует заключить контракт на поставку для национальных вооруженных сил в период с 2015 по 2022 год 70 многоцелевых вертолетов: 48 транспортных, 10 поисково-спасательных, шесть противолодочных и шесть поисково-спасательных (в морском варианте). Стоимость планируемого контракта составит 1,86 млрд евро. В качестве претендентов на заключение контракта рассматриваются вертолеты S-70i ("Сикорский эркрафт", США); AW-149 ("Агуста/Уэстленд", Великобритания-Италия) и ЕС-725 ("Еврокоптер", Франция-Германия).

Одним из основных требований контракта является организация производства вертолетов на территории Польши. В настоящее время в стране уже имеются производственные линии компаний "Сикорский эркрафт" (на авиапредприятии в г. Мелец) и "Агуста/Уэстленд" (на авиапредприятиях в г. Свидник и Мелец). В интересах своего участия в контракте концерн "Еврокоптер" планирует построить в республике две сборочные линии по производству вертолетов ЕС-725 на базе военного авиапредприятия № 1 (Wojskowe Zaklady Lotnicze 1, г. Лодзь).

В 2013 году на вооружение 4-го учебного авиационного крыла ВВС Польши поступили два легких учебных вертолета "Gabri G2" производства французской компании "Гимбаль хеликоптерс" (Guimbal Helicopteres).

В 2012-2014 годах в интересах обеспечения деятельности 4-го учебного авиационного крыла началась реконструкция объектов инфраструктуры авиабазы Демблин. Стоимость проекта 10,7 млн евро. На авиабазе будет заменено покрытие взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и стоянок для самолетов. В рамках реконструкции планируется провести работы по строительству центра летных тренажеров, учебного корпуса, общежития, новых ангаров для размещения учебно-тренировочных самолетов, ангаров и стоянок для их технического обслуживания, хранилищ ГСМ и складов авиационного оборудования, ангаров для размещения аэродромной техники и автомобилей высокой проходимости, складских помещений, а также нового командно-диспетчерского пункта, здания штаба авиабазы и административных зданий.

В 2013 году были завершены ремонтные работы на 31 -й тактической авиационной базе (г. Познань) 2-го тактического авиакрыла ВВС Польши.

До 2022 года командование ВВС страны планирует провести работы по модернизации инфраструктуры авиабазы Иновроцлав, на территории которой базируется 1-я бригада авиации СВ Польши. Стоимость проекта 186,1 млн евро.

Военно-политическое руководство РП приняло решение о модернизации и дальнейшем развитии национальной системы противовоздушной/противоракетной обороны (ПВО/ПРО), способной обеспечить гарантированную защиту районов сосредоточения войск (сил) и стратегически важных объектов от ракет сверхмалой, малой и средней дальности.

Основные направления "Программы технической модернизации ВС Польши на период 2013-2022 годов" для ВВС предусматривают закупку до 2022-го 11 батарей комплексов ПВО ближнего радиуса действия "Нарев" (Narew) и шести батарей комплексов ПВО средней дальности "Висла".

Однако, по данным Инспектората вооружений ВС Польши, в настоящее время национальная оборонная промышленность не обладает технологиями по производству комплексов ПВО, соответствующих требованиям и стандартам НАТО и ЕС. В связи с этим польское руководство намерено привлечь зарубежных производителей систем ПВО/ПРО с условием размещения производства на территории страны либо трансфера технологий в этой области.

Согласно планам военного ведомства, доукомплектование и переоснащение сил ПВО/ПРО ВС Польши планируется осуществить в период с 2013 по 2023 год с последующим развитием до 2030-го включительно. На эти цели, как ожидается, из бюджета МО будет затрачено около 3,3 млрд евро. Программа развития системы ПВО/ПРО предусматривает размещение на территории страны 12-14 батарей комплексов средней дальности действия (Medium Range Air Defence - MRAD) и 19 батарей с системами ближней дальности (Short Range Air Defence - SHORAD). Рассматриваются как возможные для закупки системы ПВО/ПРО: ближнего радиуса действия: NASAMS И (Норвегия), "Спайдер" и "Барак" (Израиль); среднего радиуса действия: "Давид Слинг" (Израиль), SAMP/T (Франция) и "Пэтриот" (США). При этом приобретение бывших в эксплуатации комплексов данного типа, состоящих на вооружении ВС Германии, не предусматривается.

Следует отметить, что наибольшую активность на европейском рынке систем ПВО/ПРО проявляют компании Франции (MBDA) и Израиля (IAI, "Рафаэль"). В 2012 году польский концерн "Бумар" и французская фирма MBDA подписали соглашение о долгосрочном партнерстве. Целью соглашения стало развитие договоренностей, достигнутых между MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia, Франция), CNPEP (Comptoir Nationald" Escomptede Paris, Франция), Radwar S А. (Польша) и Промышленным институтом телекоммуникаций Польши (Przemyslowym Instytutem Telekomunikacji S.A.) по разработке и внедрению ракетных систем ПВО, основанных на технологиях национальных производителей и компании MBDA.

Перспективные системы, получив польские наименования (среднего радиуса действия "Висла" и ближнего радиуса действия "Нарев"), заменят устаревшие комплексы, состоящие на вооружении ВВС и ПВО страны.

В соответствии с программой развития национальной системы ПВО/ПРО до 2030 года в боевом составе ВВС и ПВО Польши планируется иметь следующие системы вооружения (см. таблицу 2).

Таблица 2 Системы вооружения ПВО/ПРО Польши

Батарея Год
ЗРК 2015 2016 2018 2020 2022 2024 2026 2028 2030
"Вега" 1
"Куб" 20 20 20 10
"Оса" 16 16 16 16 10 4
"Нева" 19 19 10
"Нарев" 2 5 7 11 13 15 17 19
"Висла" 1 2 5 8 9 10 11

Кроме того, в рамках интеграции в европейскую систему противоракетной обороны военно-политическое руководство республики выразило готовность к размещению на своей территории объектов системы ЕвроПРО: трех РЛС и пункта управления ЕвроПРО в г. Краков.

В 2013 году Инспекторат вооружений ВС Польши заключил контракт с компанией "Бумар электроника" (Bumar Elektronika) на закупку восьми мобильных РЛС NUR-15 (TRS-15) "Одра" на базе грузового автомобиля "Татра 815" общей стоимостью 84,4 млн евро. Срок реализации контракта до 2017 года. В соответствии с графиком поставок три РЛС NUR-15 будут переданы в 2015-м, четыре - в 2016-м и одна - в 2017 году. Четыре РЛС поступят на вооружение 3-й радиотехнической бригады (г. Варшава) ПВО ВВС, две - на вооружение берегового ракетного дивизиона ПКР NSM (н. п. Семировице) ВМС республики.

В рамках "Программы технической модернизации ВС Польши на период 2013-2022 годов" состоялась пятая ежегодная конференция "Дни промыш-ленности-2013", организованная департаментом политики вооружения министерства обороны на тему "Проблемы технической модернизации вооруженных сил Польши в долгосрочной перспективе". В ходе выступления начальника отдела систем ПВО Инспектората вооружения была отмечена в том числе и необходимость технической модернизации системы ПВО страны при активном участии национального ВПК, а также создания национальной системы ПРО с перспективой ее дальнейшей интеграции в систему ПРО НАТО.

По представленным данным, в настоящее время в состав системы ПВО Польши входят: три полка ПВО, оснащенные ЗРК "Куб" и "Оса"; ракетная бригада ПВО в составе шести дивизионов, оснащенных ЗРК "Нева" и С-200 "Вега"; два фрегата типа "Оливер X. Перри" с ЗУР SM-1, которые планируется в 2015 году снять с вооружения.

Помимо этого, необходимо отметить, что в конце 2012 года между США и Польшей был подписан договор "О взаимном согласии в области оборонных заказов", который, как выяснилось, оказался невыгодным для польского ВПК. Согласно этому документу американские фирмы получают облегченный доступ на участие в торгах, проводимых министерством обороны Польши, и, таким образом, предприятия польского ВПК становятся менее конкурентоспособными.

Таким образам, боевой состав ВВС страны в период до 2030 года существенно изменится как в количественном, так и в качественном отношении, что позволит поддерживать боевые возможности данного вида ВС на должном уровне, позволяющем эффективно решать широкий круг задач как по национальным планам Польши, так и в составе группировок войск (сил) НАТО и ЕС В перспективе ВВС и систему ПВО/ПРО Польши планируется интегрировать в инфраструктуру ЕвроПРО и ПВО/ПРО НАТО с сохранением независимого статуса по защите своего воздушного пространства. ВПР республики рассматривает усиление наступательных возможностей как важнейший компонент внешней политики, и, обсуждая перспективные потребности национальных ВВС, делает акцент на том, что Польше недостаточно иметь только систему ПРО для защиты от возможного ракетного и авиационного удара из российского анклава в Калининграде и Республики Беларусь, но также необходимо обеспечить возможность нанести превентивный удар.