Поток в логистике. Материальные, информационные, финансовые и другие виды потоков


2 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ

Под системой управления материальными потоками понимается организационный механизм формирования планирования и регулирования материальных потоков в рамках внутрипроизводственной логистической системы.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока – это параметры, характеризующие происходящий процесс. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

По характеру образующих объектов выделяются следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., но для логистики из перечисленных представляют интерес материальные, информационные и финансовые.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток – это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

    номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

    весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

    физико-химические характеристики груза;

    характеристики тары (упаковки);

    условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки);

    условия транспортировки и страхования;

    финансовые (стоимостные) характеристики;

    условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики .

Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающие такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др.

Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. Внутрипроизводственные логистические системы можно рассматривать на макро- и на микроуровне.

На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукций. Качественная гибкость внутрипроизводственных логистических систем может обеспечиваться за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость также обеспечивается различными способами. Например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% - временные работники. Причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.

На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры, обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

Когда спрос превышает предложение можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем, чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.

Ситуация меняется с приходом на рынок ”диктата” покупателя. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место. Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делает нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда необходимость в гибких производственных мощностях, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.

Снижение себестоимости в условиях конкуренции достигается не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией как отдельного производства, так и всей товаропроводящей системы в целом.

Различают несколько систем управления материальными потоками:

    MRP – планирование потребности в материалах;

    DRP – планирование распределения ресурсов;

    JIT – управление материальными и информационными потоками по принципу “точно вовремя”;

    KANBAN – информационное обеспечение оперативного управления материальными потоками по принципу “точно вовремя”;

    OPT – оптимизированная технология производства.

2.1 Толкающая система управления материальными потоками.

Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток ”выталкивается” получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством (рис. 1)

Система управления

Склад сырья

Цех сборки


Условные обозначения:

Материальный поток, Информационный поток

Рис. 1. Принципиальная схема, толкающей системы управления материальными потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

Толкающие модели управления, потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м годам, позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия - снабженческих, производственных и сбытовых, с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.

Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое и максимально задействовать рабочих и оборудование в производстве. Однако в случае резкого изменения спроса использование “выталкивающей” системы приводит к созданию избыточного запаса и “затовариванию” из-за отсутствия возможности “перепланирования” производства для каждой стадии. Параметры ”выталкиваемого” на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке. Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.

2.2 Тянущая система управления материальными потоками.

Другой вариант основан на принципиально ином способе управления материальным потоком. Он носит название ”тянущая система” и представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.

Здесь центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Центральная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи. Тянущая система предполагает сохранение минимального уровня запасов на каждом этапе производства и движения заказа от последующего участка к предыдущему. Последующий участок заказывает материал в соответствии с нормой и временем потребления своих изделий. План-график работы устанавливается только для участка (цеха)-потребителя. Участок-производитель не имеет конкретного графика и плана и работает в соответствии с поступившим заказом. Таким образом изготавливаются только те детали, которые реально нужны и только тогда, когда в этом возникает необходимость.

Д
ля того чтобы понять механизм функционирования тянущей системы рассмотрим пример (рис. 2).

Рис. 2 Тянущая система управления материальным потоком в рамках внутрипроизводственной логистической системы

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки, для выполнения заказа, запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех.№ 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления передан­ного количества, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный ноток ”вытягивается” каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.

2.3 Логистическая концепция RP

Одной из наиболее популярных в мире логистических концепций, на основе которой разработано и функционирует большое число логистических систем, является концепция «Requirements/resource planning» - RP («планирования потребностей/ ресурсов»).

Базовыми системами, основанными на концепции RP в производстве и снабжении являются системы MRP I / MRP II - «Materials/manufacturing requirements /resource planning» (Системы планирования потребностей в материалах / производственного планирования потребностей ресурсов) и в дистрибьюции (распределении) - DRP I / DRP II - «Distribution requirements/resource planning» (Системы планирования распределения продукции/ресурсов). MRP и DRP относятся к толкающим системам управления. Хотя сама логистическая концепция RP сформулирована достаточно давно (с середины 1950-х годов), но только с появлением быстродействующих компьютеров, ее удалось реализовать на практике, а революция в микропроцессорных и информационных технологиях стимулировала бурный рост различных приложений RP систем в бизнесе.

Основное назначение этой системы - построить график производственного цикла, который показывал бы, какие процессы в какой момент времени должны быть запущены; перемещение какого количества сырья и полуфабрикатов в какой момент времени требуется для функционирования производства. Для того чтобы построить график производственного цикла (он также носит название «план-график MRP»), должна быть в наличии следующая информация: основной график производства, в котором указывается объем готовой продукции по каждому наименованию, изготавливаемый в каждый период времени; ведомость спецификации материалов, где перечисляются материалы и узлы, входящие в состав единицы готовой продукции; учетная документация по запасам (какое количество запасов каждого наименования находится на складе).
Основной график производства представляет собой таблицу, составляемую на основании заказов клиентов, или путем прогнозирования потребностей в товарах, производимых нашим предприятием. В зависимости от

специфики работы предприятия может назначаться различный горизонт планирования. В общем случае необходимо иметь план производства хотя бы на будущий месяц, чтобы система MRP могла функционировать. Пример основного графика производства приведен в табл. 3.1.

Месяц
май
2014

июнь
2014

июль
2014

август
2014

сентябрь
2014
Декада 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
изделие ХОС 339852 40 60 39
изделие ХОС 339854 111 95 14
изделие ХВГ 432906 6 35

Таблица 3.1
Согласно основному графику производства предприятие должно выдать единиц изделия ХОС 339854 в третьей декаде сентября, 39 единиц изделия ХОС 339852 в первой декаде сентября и т.д.
Полная спецификация на материалы - это схема, в которой детально отображены все комплектующие, из которых состоит готовое изделие. Г отовая продукция обозначается уровнем 0, составляющие имеют номера уровней 1, 2 и так далее, вплоть до материалов, которые организация всегда закупает у поставщиков. Число наименований на этом уровне может составлять сотни и тысячи единиц. Пример графического представления спецификации изделия «стол обеденный» приведен на рис. 3.8.
Помимо графического способа отображения спецификации продукции, возможно использование табличного представления. Несмотря на то, что происходит некоторая потеря наглядности, табличное представление удобнее, если работа системы MRP компьютеризована. Пример табличного представления спецификации изделия «стол обеденный» приведен в табл. 3.2.
Учетная документация по запасам представляет собой таблицу, в которой указаны остатки по материалам и полуфабрикатам, использующимся при

изготовлении рассматриваемого изделия. Эта таблица может представлять собой справку из автоматизированной системы управления запасами, а может составляться вручную при подготовке плана-графика производства партии продукции.



Таблица 3.2

Рассмотрим пример составления плана-графика потребности в материалах для изготовления 100 единиц изделия А (100 единиц - это размер партии готовой продукции, который мы получили из основного графика производства). Согласно спецификации, изделие А состоит из одного изделия В и трех изделий С. Изделие С, в свою очередь, состоит из четырех изделий D и одного изделия E. Время изготовления каждого изделия и объем запасов по ним приведены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Данные для составления плана-графика MRP Прежде всего, необходимо составить график производственного цикла (он также называется «цикловой график производства»). Он полезен для определения продолжительности цикла изготовления единицы готовой продукции и для наглядного определения моментов начала и окончания каждого процесса. Цикловой график производства изделия А приведен на рис. 3.9.

Как видно из циклового графика, процесс изготовления единицы изделия А занимает 7 дней. Обратите внимание, что во второй день должны быть окончены процессы изготовления изделий В и С и должен начаться процесс сборки готовой продукции (изделия А). Такие точки сопряжения процессов в дальнейшем будут очень полезны для нас, так как они позволят проверить правильность составления плана-графика MRP. Так, например, на плане- графике изготовления этого продукта во второй день, считая от окончания цикла, должны быть запланированы работы по процессам А, В и С. Других процессов в этот день цикловым графиком не предусмотрено, следовательно, их в этот день в плане-графике присутствовать не должно.
План-график потребности в материалах представляет собой таблицу, в строках которой представлены изделия, а в колонках - даты, в которые должны быть запущены или окончены процессы изготовления изделий. В простейшем варианте функционирования системы MRP на каждое изделие отводится по три строки: БП - брутто-потребность (количество изделий, которое должно быть передано на следующую операцию), запас (наличный запас изделий данного наименования) и заказ в производство (количество изделий, которое должно быть изготовлено, чтобы обеспечить брутто-потребность с учетом имеющихся запасов). В табл. 3.4 приведен фрагмент плана-графика MRP.
Таблица 3.4
Фрагмент плана-графика MRP



Время

0

1

2

3

4

5

6

7

A

БП








100

запас

10








/>заказ





90




B

БП






90



запас

30









заказ





60





C

БП






270



запас

0









заказ




270











Согласно цикловому графику продолжительность производственного цикла составляет 7 дней. Следовательно, в плане-графике MRP мы должны предусмотреть по одной колонке на каждый из семи дней плюс ещё одну колонку, нулевую, для того, чтобы запустить цикл изготовления продукции. Брутто-потребность по изделию А составляет 100 единиц и возникает на 7-й день. В этот день завершается изготовление партии изделий А и они должны быть переданы на склад готовой продукции или непосредственно заказчику. В запасе находятся 10 единиц изделия А, следовательно, мы должны запланировать изготовление 90 единиц (90 = 100-10). Начать изготовление мы должны на 5-й день, так как потребность возникает на 7-й день и сборка изделия А из изделий В и С согласно табл. 3.3 занимает два дня.
Для того чтобы мы могли в 5-й день начать сборку изделия А, у нас к этому дню должно быть в наличии необходимое количество изделий В и С, так как именно из этих изделий, согласно спецификации, собирается изделие А. Следовательно, потребность в изделиях В и С возникает на 5-й день и составляет 90 единиц изделий В (на одно изделие А расходуется одно изделие В; мы собираем 90 изделий А) и 270 изделий С (на одно изделие А расходуется три изделия С; мы собираем 90 изделий А). Заказ на изготовление изделий В должен быть сделан на 4-й день (потребность в изделиях В возникает на 5-й день; изготовление изделия В продолжается один день). Заказ по изделию В составляет 60 единиц (потребность - 90 единиц; имеющийся запас - 30 единиц; 60 = 90-30). Заказ на изготовление изделия С должен быть сделан на 3-й день (потребность в этих изделиях возникла на 5-й день; продолжительность изготовления 2 дня) и составит 270 единиц (в запасе отсутствуют изделия С, поэтому объем заказа в производство совпадает с брутто-потребностью). Обратите внимание на то, что в 5-й день (второй день, считая от конца) фигурируют процессы, связанные с изделиями А, В и С, как мы и определяли ранее по цикловому графику (см. с. 79).
Аналогично определяются даты и объемы заказов для остальных изделий, необходимых для изготовления партии изделий А. Полный план-график MRP приведен в табл. 3.5.
Таблица 3.5
План-график MRP



Время

0

1

2

3

4

5

6

7


БП








100

A

запас

10










заказ






90





БП

/>



90



B

запас

30










заказ





60

gt;-





БП






270



C

запас

0










заказ




270







БП




1080





D

запас

10










заказ

1070










БП




270





E

запас

10










заказ



260






В случае если Вы составляете отдельный план-график MRP для каждой партии изделий, нулевой день обязательно должен быть заполнен - в этот день должно быть запланировано начало одного или нескольких процессов. В нашем случае в нулевой день начинается изготовление 1070 единиц изделия D.
Составленный план-график MRP показывает в какой день какие процессы должны начаться, а какие - завершиться. С его помощью можно планировать работу ремонтных, транспортных и различных вспомогательных подразделений. Например, на плане-графике MRP (см. табл. 3.5) первый и шестой дни «пустые», т.е. в эти дни не происходит перемещения незавершенного производства с одной стадии на другую. Следовательно, транспортное подразделение предприятия в эти дни может быть переориентировано на другие проекты, или может провести техническое обслуживание техники. Ещё один пример. Оборудование, на котором идет изготовление изделий D, занято по нашему плану-графику с нулевого дня по третий включительно. Следовательно, начиная с четвертого дня, мы можем загрузить этот участок какими-либо другими заданиями.
Обычно модель MRP применяется при сборочных работах или при поточном методе производства, когда присутствует зависимый спрос на предметы труда. Применение системы MRP позволяет уменьшить объем запасов сырья, повышает скорость оборачиваемости запасов, дает возможность повысить степень использования оборудования. К основным недостаткам этой системы относится невозможность оперативно реагировать на сигналы внешней среды, а также необходимость организации четкого обмена информацией.
Ещё один недостаток - модель MRP не учитывает ограничений по производительности оборудования. Если изготовление одной единицы изделия С занимает 2 дня, мы вынуждены считать, что и производство 270 единиц изделия С также будет продолжаться те же два дня. При массовом производстве выходом являются производство комплектующих партиями и определение времени изготовления партии изделий, но этот подход существенно усложняет расчеты.
Рассмотрим ещё один пример применения системы MRP - построение плана-графика потребности в материалах с учетом производственного брака. Предположим, что нам нужно составить план-график MRP изготовления 300 единиц изделия А. Каждое изделие А состоит из двух изделий В, трех изделий С и одного изделия D. Изделие D, в свою очередь, состоит из двух изделий Е. Продолжительность выполнения операций, норма брака по каждой операции и запасы изделий приведены в табл. 3.6.
Для простоты предположим, что брак появляется только при производстве новых изделий. Изделия, находящиеся в запасах, прошли контроль качества и брака не содержат. Для определения продолжительности цикла изготовления готовой продукции составим цикловой график. Он приводится на рис. 3.10.

Данные для составления плана-графика MRP














В















С

А


E









D











7








Рис. 3.10. Цикловой график производства изделия А

Производственный цикл изделия А продолжается 7 дней. Приступим к построению плана-графика MRP (табл. 3.7). Так как мы в этом примере учитываем только производственный брак, на каждое изделие будет отводиться по четыре строки: брутто-потребность, запас, дополнительный заказ,
призванный компенсировать брак, и итоговый заказ в производство. Дополнительный заказ может рассчитываться двумя путями. Если находящиеся в запасе изделия прошли контроль качества и не содержат брака, применяется формула (3.1).
ДЗ = (БП-Зап)^ , (3.1)
где ДЗ - дополнительный заказ, ед.;
БП - брутто-потребность, ед.;
Зап - запасы изделий данного наименования, ед.; d - норма брака по данной операции, доли.
План-график MRP




Время



0

1

2

3

4

5

6

7


БП








300

A

запас

0








брак (5 %)






15




заказ






315

/>


БП






630



B

запас

400








брак (10 %)



23







заказ



253







БП






945



C

запас

120








брак (10 %)





83





заказ





908





БП






315



D

запас

80








брак (10 %)




24






заказ




259






БП




518





E

запас

280








брак (5 %)

12









заказ

250







В том случае, если находящиеся в запасе изделия не проходили контроль качества и могут содержать брак, дополнительный заказ рассчитывается по формуле (3.2).
ДЗ = БП-d (3.2)
Если полученные по формулам (3.1) и (3.2) значения окажутся дробными, их следует округлять в большую сторону.
Очевидно, что в условиях нашей задачи следует использовать формулу (3.1).
Итоговый заказ будет рассчитываться по формуле (3.3).
ИЗ = БП-Зап + ДЗ, (3.3)
где ИЗ - итоговый заказ, ед.
Таким образом, при учете возможных ошибок в выполнении операций увеличивается объем заказов на изготовление комплектующих. В случае если

спецификация продукции включает много уровней, влияние брака приведет к росту объема заказов в геометрической прогрессии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, задачи и функции распределительной логистики. Планирование процесса реализации продукции. Организация доставки и контроля за транспортированием. Подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга.

    контрольная работа , добавлен 27.02.2016

    Необходимость создания материальных запасов. Цели и функции управления запасами в логистике. Концентрация запасов как метод их сокращения. Оптимизация ассортиментного состава запасов в эшелонах логистических систем. Этапы политики управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Виды распределения. Три "золотых правила" распределительной логистики. Строение логистических каналов. Формы доведения товара до потребителя. Распределительные центры, их задачи и функции. Управление материальными ресурсами строительной организации.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2015

    Совершенствование организации движения материальных потоков, основные системы управления запасами, связь логистики с корпоративной стратегией. Управление информационными потоками и направления автоматизации управления. Разработка логистических операций.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Классификация материальных потоков. Затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Задачи закупочной логистики. Функция снабжения на предприятии. Классификация логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2016

    История возникновения логистического направления. Этапы развития логистики, ее основные цели и задачи, принципы и функции. Основные понятия и определения в логистике. Управление материальными и сопутствующими информационными и финансовыми потоками.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление материальными запасами на нем с учетом методов логистики. Совершенствование системы управления запасами.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

Логистика - управление материальными, информационными и людскими потоками с целью их оптимизации (минимизации затрат) .

Логистика как наука - методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, нацеленных на их оптимизацию.

В практическом понимании логистика - инструмент рациональной организации потоковых процессов с минимальными затратами трудовых и материальных ресурсов.

С точки зрения практического применения логистика - выбор наиболее эффективного, по сравнению с существующим, варианта обеспечения нужного товара, нужного качества, нужного количества, в нужное время, в нужном месте с минимальными затратами на основе сквозной организационно-аналитической оптимизации .

В русский язык термин «логистика» ввёл в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини . В советское время он был заменён термином «снабжение».

Теория логистики [ | ]

Основными объектами исследования в логистике являются :

  • информационные потоки;

Военная логистика [ | ]

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика [ | ]

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Некоторые управленческие подходы и концепции, включающие логистическую составляющую или специфические логистические стратегии:

  • MRP (англ. materials requirements planning ),
  • DRP (distribution requirements planning ),
  • MRP II (manufacturing resource planning ),
  • ERP (enterprise resource planning );
  • CSRP (customer synchronized resource planning ),
  • система двух уровней,
  • двухбункерная схема,
  • модель с постоянной периодичностью заказа,
  • метод ABC,
  • нестационарные и стохастические модели управления запасами.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL (от англ. first-party logistics ) - подход, при котором организация обращается к предприятию-специалисту отдельной логистической операции: склад (хранение), почта (информационный обмен), такси (транспорт); 3PL (third-party logistics ) - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учёт и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix» :

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Закупочная логистика [ | ]

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путём поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный - по мере необходимости в товаре.

Распределительная логистика [ | ]

Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями и продавцами.

Сбытовая логистика [ | ]

Сбытовая логистика (логистика распределения) - это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика [ | ]

Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Более детальными функциями данной логистики являются - 1) персонал, который занимается осуществлением этих задач (грузчики, водители); 2) классификация транспортных средств (по объёмам, м³); 3) ценовая политика (на рабочую силу, на ГСМ, предоставление транспортных услуг).

Под транспортно-логистической системой понимается совокупность потребителей и производителей услуг, а также используемые для их оказания системы управления, транспортные средства, пути сообщения, сооружения и иное имущество. В другом определении говорится о том, что транспортно-логистическая система - совокупность объектов и субъектов транспортной и логистической инфраструктуры вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющая функции транспортировки, хранения, распределения товаров, а также информационного и правового сопровождения товарных потоков.

Таможенная логистика [ | ]

Таможенная логистика - наука, описывающая комплекс мероприятий, который направлен на перемещение груза через границу. Основная её цель - это решение задач, связанных с импортом, а также экспортом грузов, и, конечно же, минимизации затрат на все эти процедуры.

Таможенная логистика решает следующие задачи :

  • осуществление перевозки импортируемого и экспортируемого груза;
  • получение необходимых сертификатов на ввозимый/вывозимый товар;
  • оформление таможенной документации;
  • оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
  • сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
  • обеспечение соответствия валютному законодательству.

Логистика запасов [ | ]

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объёмах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах. Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по отдельности, а можно централизованно (требует большей координации и информационного обеспечения).

Управление запасами предприятия - интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне её - на всем протяжении цепи управления поставками.

Складская логистика [ | ]

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес-процессов приёмки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). При этом используются наиболее распространённые методики FIFO , LIFO , FEFO , FPFO , BBD . Для информационно-технической поддержки таких процессов могут использоваться специализированные системы управления складом WMS .

Информационная логистика [ | ]

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Комплексная логистика [ | ]

Системный подход к организации всего цикла жизни товара и связанных с ним мероприятий в период от момента производства его комплектующих до момента потребления. Это эффективная система управления материальными, информационными и финансовыми потоками, связанными с жизненным циклом товара. Комплексный подход к логистическому процессу позволяет сократить или нейтрализовать риски неопределенности, под влиянием которых находится функциональный цикл жизни товара.

Экологическая логистика [ | ]

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика [ | ]

Синтез логистики и концепции бережливого производства позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все организации, задействованные в потоке создания ценностей, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Принципы бережливой технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Бережливая логистика использует принцип совокупной логистической стоимости (Total Logistics Cost, TLC ), что позволяет сократить запасы по всей цепи, снизить затраты на транспортировку и хранение, наладить логистическое сотрудничество.

Городская логистика [ | ]

Городская логистика (сити-логистика, муниципальная логистика) - комплекс логистических решений, действий, процессов, нацеленных на оптимизацию управленческих решений администрации, потоков материалов, транспортных средств, людей, знаний, энергии, финансов, информации в рамках подсистем города и его инфраструктуры.

Социальная логистика [ | ]

Социальная логистика упоминается в статье профессора Шолтысек Я. в журнале "Логистика и управление целями поставок". Автор считает социальную логистику частью логистики материальных предметов.

Задачи логистики [ | ]

Примеры задач, решаемых в логистике:

  • выбор вида транспортного средства,
  • определение маршрутов,
  • оптимальная упаковка товаров в контейнеры,
  • определение оптимального размещения на складских площадях,
  • формирование сборных заказов.

Провайдеры логистики [ | ]

При решении задач логистики компании могут полагаться на свои усилия либо привлекать услуги провайдеров логистики (аутсорсинг логистики). Выделяют следующие виды провайдеров логистики: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL.

  • 1PL - малая компания, действующая локально или в своей нише логистических услуг.
  • 2PL - действует конвенционально (традиционно), организовывает всю перевозку товара от пункта до пункта. Но 2PL - лишь посредник (все контракты заключает грузовладелец)
  • 3PL - провайдер не только организовывает, но и обеспечивает перевозку сам
  • 4PL - 3PL + управленческая логистика. Управленческая логистика основывается на критериях оптимизации (стоимость, сохранность, скорость), а грузовладелец может договориться не только о перевозке, но и о прочих моментах (например, уложиться в бюджет или доставить как можно скорее, или обеспечить сохранность, или иное).

Музеи логистики [ | ]

В мире существует много музеев, затрагивающих отдельные разделы практической логистики - это музеи транспорта, таможни, упаковки, различные отраслевые музеи. Но только следующие музеи полностью посвящены логистике:

Общей логистике:

  • Музей логистики (Санкт-Петербург , Россия)
  • Музей логистики (Токио , Япония)
  • Музей логистики Пекинского материального университета (Beijing Wuzi University Logistics Museum , Пекин , Китай)

Военной логистике.

Если задаться вопросом – какое понятие, термин. категория в логистике самые важные, то среди кандидатов на это почетное место, несомненно, будут «поток » или «материальный поток ». Действительно, объект изучения логистики (если мы говорим о ней, как о науке) - потоки, в особенности материальные потоки. Несомненно, фундаментальную роль также играют сопутствующие им потоки информационные и финансовые. А еще множество иных видов потоков в логистике: трудовых, сервисных, энергетических. Поэтому стоит подробно разобрать понятие потока в логистике, привести его определения, предложить классификацию.

Поток в логистике: понятие, особенности, типы

Как уже было сказано, объект изучения логистической науки - поток . А предмет изучения – оптимизация потоков , оптимальное управление ими.

Потоковые процессы наблюдаются в любой логистической системе (от маленькой фирмы до гигантской транснациональной корпорации, ), потоки окружают нас в повседневной жизни. Транспортировка груза, перемещение деталей по заводскому конвейеру, отгрузка товарной продукции, люди в метро, ток в проводах – все это те или иные виды потоков.

Интересно, что есть отдельная наука изучающая управление материальными потоками в пределах предприятия – рохрематика .

Это не то же самое, что логистика! Более того, сфера интересов логистики гораздо шире: кроме материальных потоков в ней изучаются информационные, финансовые, сервисные; при этом логистика выходит далеко за рамки отдельной фирмы, рассматривая ее во взаимосвязи с другими участниками деловых отношений, иными генераторами и потребителями материальных потоков (конкуренты, клиенты, государство).

Классификация материальных потоков предприятия очень обширна. Приведем важнейшие виды материальных потоков организации:

1. По направленности движения:

  • входной поток – приходит в логистическую систему из внешней среды (например, закупка заводом комплектующих);
  • выходной поток – наоборот, исходит во внешнюю среду из логистической системы (например, отгрузка выполненного заказа).

2. По отношению к логистической системе:

  • внутренний поток – протекает внутри нее (например, перемещение заготовки по цеху в процессе ее обработки);
  • внешний поток – движется во внешней среде (например, перевозка товаров со склада в магазины). Но к внешним относятся не любые потоки, протекающие вне логистической системы, а только те, к которым организация имеет какое-либо отношение!

3. По степени сложности внутренней структуры:

  • простой (дифференцированный, однопродуктовый) поток – состоит из однородных объектов (например, поток одинаковых заготовок для штамповки);
  • сложный (интегрированный, многопродуктовый) поток – включает в себя разнородные непохожие объекты (например, поток разнообразных радиотехнических деталей: резисторов, конденсаторов, транзисторов).

4. По степени определенности:

  • детерминированный (определенный) поток – все его характеристики известны или заранее заданы (например, регламентированный процесс отпуска готовой продукции со склада предприятия);
  • стохастический (неопределенный) поток – как минимум один его параметр неизвестен, либо не поддается контролю, будучи случайной величиной (например, нельзя точно рассчитать число машин движущихся на отрезке трассы в некий момент времени).

5. По степени непрерывности:

  • непрерывный поток – за определенный промежуток времени (минуту, час, день) через некий пункт траектории протекания потока проходит фиксированное и/или ненулевое количество объектов (например, непрерывно движущийся конвейер с молочными тетрапаками);
  • дискретный (прерывистый) поток – объекты по траектории перемещения потока движутся с интервалами, паузами, перерывами (например, поставки сырья с определенным интервалом, допустим, раз в месяц).

6. По консистенции груза (т.е. по степени его плотности, густоты, твердости) в потоке, его физико-механическим свойствам:

  • твердый тарно-штучный – груз транспортируется без защитной оболочки, либо в ящиках, упаковках, контейнерах, бутылках, мешках; причем в обоих случаях его можно точно сосчитать поштучно (например, кирпичи на деревянных поддонах);
  • твердый навалочный – это сухой сыпучий груз, обычно минерального происхождения, перевозимый уже без какой-либо тары, навалом, и имеющий тенденцию к спеканию или слеживанию (примеры навалочных грузов: кварцевый песок, минеральная соль, уголь);
  • твердый насыпной – транспортируется также без упаковки в особо оборудованных транспортных средствах (специальные контейнеры, вагоны бункерного типа), обладает сыпучестью (примеры насыпных грузов: щебень, гравий, зерно);
  • жидкий, наливной груз - транспортируемый в цистернах или специализированных наливных судах (например, молоко, керосин, нефть);
  • газообразный груз – транспортируется в закрытых емкостях, цистернах; часто с соблюдением мер предосторожности (т.к. газ бывает взрыво- и пожароопасным). Примеры: бутан, кислород, метан.

Стоит отметить, что приведенная выше классификация может в отдельных случаях применяться не только к материальным потокам, но и к иным видам потоков логистической системы: информационным, финансовым, людским.

Также ряд исследователей выделяет различные типы материальных потоков по: разнообразию состава (одноассортиментные, многоассортиментные), отраслевой принадлежности (промышленные, торговые, сельскохозяйственные, строительные, коммунальные), объему груза (мелкий, средний, крупный, а также массовый), совместимости потоков, стабильности, удельному весу груза (легковесный, тяжеловесный), степени опасности, величине изменчивости потока (стационарные, нестационарные), равномерности и ритмичности движения, и пр.

Информационный поток в логистике и его виды

В современном мире информация имеет огромное значение, превращаясь в самоценный ресурс. Каждому материальному потоку неизменно сопутствует поток информационный. Так транспортировка груза сопровождается оформлением документов, согласованием маршрута, трансляцией данных GPS и прочее. То есть управлением сопутствующими информационными потоками.

При этом информационный поток в организации может протекать как относительно синхронно (то есть параллельно, одновременно) с материальным потоком его породившим, так и носить опережающий или запаздывающий характер.

Информационный поток (information flow ) – это сообщения (в любой форме, от устной до электронной), генерируемые первоначальным материальным потоком и предназначающиеся для осуществления управляющих функций.

Информационные потоки в логистике по аналогии могут подразделяться на входящие и исходящие, внутренние и внешние.

Кроме того стоит привести именно классификацию информационных потоков :

1. По типу носителей информации:

  • потоки на традиционных бумажных носителях (записки, документы, письма);
  • потоки на цифровых носителях (флеш-карты, компакт-диски);
  • потоки электронных каналов связи (компьютерные и телефонные сети).

2. По назначению информации:

  • директивные - передают приказы, указания; играют управляющую функцию;
  • нормативно-справочные - нормы, стандарты, различная справочная информация;
  • учетно-аналитические - контрольные параметры, бухгалтерская информация, аналитические данные;
  • вспомогательные потоки - все остальное, информация полезная, но не первостепенной важности.

3. По режиму обмена информацией:

  • потоки «онлайн» - данные передаются через телекоммуникационные сети в режиме реального времени;
  • потоки «оффлайн» - данные передаются вне сети, устно или посредством бумажных документов, писем.

4. По способу передачи информации:

  • почтовой службой;
  • курьером в руки;
  • телефоном или факсом;
  • электронной почтой (e-mail);
  • интернет-мессенджерами.

5. По степени открытости (секретности):

  • открытые потоки (доступны всем);
  • закрытые потоки (доступны только внутри фирмы, подразделения);
  • секретные (конфиденциальные) потоки.

Финансовые потоки и их классификация

Большую роль в деятельности любой коммерческой (да и некоммерческой тоже) организации играют финансовые потоки. Без финансовых средств невозможна закупка комплектующих и сырья, оплата наемного труда, обеспечение транспортировки , и многое другое.

Управление финансовыми потоками компании – одна из базовых задач менеджмента компании.

Финансовый поток (financial flow ) – это направленное движение финансовых средств, обращающихся в пределах логистической системы (склада, завода, банка), а также между ней и внешней средой, и взаимосвязанных с материальными или иными потоками.

Не стоит путать финансовый поток с денежным потоком (кэш-фло ). Это разные понятия, имеющие различные сферы приложения.

Финансовые потоки предприятия, как и все предыдущие виды, также можно подразделить на внутренние и внешние (в зависимости от их направленности), и на входящие и исходящие (по месту протекания). Но кроме того можно описать и несколько разновидностей потоков в логистике, присущих именно финансовым потокам:

1. По назначению:

  • закупочные (закупка сырья и материалов);
  • трудовые (оплата труда рабочих);
  • инвестиционные (приобретение ценных бумаг);
  • товарные (покупка товаров розничной сетью для реализации).

2. По направлению хозяйственных связей:

  • горизонтальные потоки - циркуляция финансов между одноуровневыми звеньями;
  • вертикальные потоки - циркуляция финансов между звеньями находящимися на различных уровнях иерархии.

3. По форме расчета:

  • денежные – движение наличности;
  • информационно-финансовые – переводы в безналичной форме;
  • учетно-финансовые – протекают при формировании материальных затрат в процессе производства.

Сервисные и другие виды потоков в логистике

Материальные потоки традиционно считаются основными в логистике. С ними тесно взаимосвязаны информационные и финансовые потоки. Но на этом все разнообразие потоков в логистике не исчерпывается! Например, часто выделяют сервисные потоки или, иначе, потоки услуг.

Сервисный поток – это определенный объем услуг оказанных клиентам за конкретный период времени.

К особой разновидности материальных потоков можно причислить грузовые потоки.

Грузовой поток (freight traffic) – это объем груза, перевезенного за определенный период (как правило, один год), по конкретному маршруту отдельными .

Можно выделить и другие виды потоков в логистике: транспортные, потоки клиентов, трудовые, потоки заявок, энергетические.

Очень часто материальный и сопутствующие ему вспомогательные потоки образуют некую целостную сущность, систему, обладающую определенной структурой и устойчивостью. Можно сказать, что это интегрированный логистический поток .

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на