Бегущие от грозы картина. Сочинение по картине К.Е

Хлопянова Татьяна Витальевна 4 класс

учитель начальных классов русский язык

МБОУ «СОШ№14»

г. Новомосковска Тульской области

Сочинение по картине К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы».

Цель: Способствовать дальнейшему формированию учащимися умения как можно более полно описывать изображенное на картине; активизировать деятельность учащихся по подбору и применению в речи слов и выражений по теме картины.

Задачи:

1) Способствовать знакомству учащихся с творчеством К.Е.Маковского, формированию учащимися умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине; создать условия для выражения в слове своих впечатлений, представлений.

2) Стимулировать работу по совершенствованию орфографических навыков; активизировать деятельность учащихся по развитию творческого воображения, формированию чувства прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, экран, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока

Сегодня вам предстоит описать картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы». Постарайтесь так описать картину, чтобы читателю захотелось ее увидеть.

II. Знакомство с жизнью и творчеством К.Е.Маковского (слайды 2-8).

Маковский Константин Егорович (20.06(2.07).1839 - 17(30).09.1915), русский художник, действительный член петербургской Академии художеств (слайд 2).

Родился в Москве, в семье одного из организаторов Московского училища живописи ваяния и зодчества Егора Ивановича Маковского (слайд 3).

Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1851-1858) у С. К. Зарянко и в Академии художеств (с 1858) (слайд 4).

Творчество Константина Маковского можно разбить на два этапа. В 1860-х - начале 1870-х годов состоял в обществе художников-передвижников. Под влиянием передвижнических идей обращался к сюжетам из народной жизни (например, "Селедочница" 1867 г., "Маленькие шарманщики у забора зимой" 1868 г) (слайд 5).

Позднее Константин Маковский совершает поездки в Египет и Сербию. Результатом этих поездок стали полотна "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" и "Болгарские мученицы", получившие признание зрителей (слайд 6). В начале 80-х годов Маковский

все больше склоняется к портретному жанру и за короткий срок становится одним из самых модных портретистов (слайд 7).

В 80-е годы Константин Маковский отходит от передвижничества и устраивает персональные выставки своих полотен. Появляются его "Боярский свадебный пир в XVII столетии", "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" (слайд 8), и другие работы, высоко отмеченные как в России, так и за рубежом. Картины Константина Маковского имели огромный успех в высшем свете. Он был одним из самых высоко ценимых художников того времени.

Маковский Константин Егорович погиб в результате несчастного случая (трамвай столкнулся с его экипажем) в 1915 году в Санкт-Петербурге. Художник оставил огромное художественное наследие.

III. Знакомство с картиной К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (слайд 9).

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)

Какова композиция картины? (На переднем плане - испуганные дети, на втором - мрачная природа, на заднем - небо, затянутое темными, грозными тучами).

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои - главные?

(Девочка и её младший брат, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле. Художник использовать эти краски, чтобы передать страх детей).

Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона)

Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины - детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи - одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь).

Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: написать сочинение. В этом вам помогут карточки (см. Приложение).

Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него.

А еще я предлагаю вам прослушать примерное описание картины.

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Здесь мы видим и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы.

На картине изображен сельский пейзаж. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат. Девочка спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем,

что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.

Картина оставляет тревожное впечатление. Автор словно задает вопрос: а сумеют ли дети убежать от грозы?

I V. Написание сочинения.

- Сейчас вы напишете свои сочинения в черновом варианте.

Зачитывание нескольких вариантов, правка работ.

Примеры детских работ.

1. Старых Виктория

Перед нами репродукция картины Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы».

На переднем плане картины мы видим как по мостику, переброшенному через неглубокую речушку, бежит девочка. Она несет на спине своего маленького братишку. Дети убегают от надвигающейся грозы.

На заднем плане художник изобразил нахмурившееся, затянутое тучами небо. Через сгустившиеся тучи проникают лучи солнца. Вдали виднеется лес, в который ребята ходили за грибами. Недалеко от леса желтеет поле.

У детей испуганные лица. Старшая сестра с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу. Ее волосы растрепаны ветром, платок сбился с головы. В высоко подвязанном фартуке она несет грибы. Детям страшно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Перепуганный малыш крепко вцепился в сестру, которая поддерживает его за ноги, прижимает к себе, не давая упасть.

При написании картины художник использовал насыщенные темные краски, которые хорошо передают опасность положения, в котором оказались дети.

Картина оставила тревожное ощущение и волнение за детей. Сумеют ли они опередить грозу?

2. Жидик Екатерина

Перед нами репродукция картины известного русского живописца Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». Мне нравится эта картина! Глядя на нее, я чувствую то настроение, которое художник вложил в свою работу. Эта картина помогает мне ощутить на себе страх, который испытывают дети.

На заднем плане картины нахмурившееся, затянутое тучами небо. Сквозь эти пугающие тучи проникают лучи солнца, которые немного поднимают общее мрачное настроение, переданное художником. На переднем плане неглубокая речушка, протекающая через луг. На картине она изображена темными красками, что помогает нам понять тревожную атмосферу картины.

Через мостик, переброшенный через речку, бежит девочка с малышом, который крепко в нее вцепился. По их лицам видно, что они боятся наступающей грозы. Озираясь назад, они спешат домой. Видно, что дети из бедной семьи, потому что девочка так и несет в высоко подвязанном фартуке собранные грибы. Наверное, это единственное пропитание на сегодняшний день для всей семьи. Испуганные лица, сбившийся платок, растрепанные волосы показывают, как дети боятся попасть в самый центр грозы.

Художник изобразил картину в темных тонах, чтобы было понятно переживание и страх детей, их страх попасть под удары молнии.

Картина «Дети, бегущие от грозы» заставляет нас переживать за судьбу детей.

3. Бузинов Максим

Перед нами репродукция картины русского художника Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы». На картине мы видим сельский пейзаж. В центре изображены дети, которые спешат укрыться от грозы.

На переднем плане мы видим луг и неглубокую речушку. Через речку переброшен хрупкий мостик. Сильный ветер гнет траву и деревья. Вдали расположены желтое от лучей солнца поле и лес. Небо затянуто грозовыми тучами. Вот-вот начнется сильный дождь.

По мостику бежит сельская девочка. Она босиком. Ее волосы растрепал ветер. Девочка с опаской глядит на небо. В ее глазах тревога. На плечах героини маленький братик. Малыш крепко обнимает сестру своими ручонками.

Художник использовал темные краски. Они подчеркивают тревожную атмосферу.

Когда смотришь на полотно, то начинаешь сопереживать героям.

V. Домашнее задание: записать отредактированное сочинение.

Приложение (карточка для учащегося).

Опорные слова и выражения.

Описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами; быстро бегущие тучи; сквозь тучи проникают лучи солнца; ветер разрывает облака).

Описание пейзажа (сильный ветер, согнувший деревья; ветер гнет траву; желтеющее поле; угасающие лучи солнца; лес, виднеющийся вдали; неглубокая речушка, протекающая через луг; мостик, переброшенный через речку).

Описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, высоко подвязанный фартук; перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру; озирающиеся назад, спешащие).

План сочинения.

1. Общее впечатление от картины.

2. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”.

  1. Описание изображённого на переднем и заднем плане картины.
  2. Описание главных героев.
  3. Значение цвета в пейзаже художника.

3. Настроение, которое оставляет картина.

Используемые источники:

Дети, бегущие от грозы http://webstarco.narod.ru/19vek/images/makovsky_k5.jpg

Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя начальной школы. - М.: Просвещение, 1992. - 176 с.

Русский язык. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.М.Зелениной «Русский язык. 4 класс». В 3 ч. Часть 1 / Сост. И.Ю.Дьяконова, И.В.Мукашева - Волгоград: Учитель - АСТ, 2009. - 96 с.


Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Константин Егорович Маковский родился в семье известного деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником, работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной выразительностью.

Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами, но погода преподнесла им сюрприз. Как ча­сто бывает летом, неожиданно набежали тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться, пришлось старшей сестре посадить его на спину и придержи­вать руками, рассчитывая только на собственные силы. Ходить в лес за грибами и ягодами для сель­ских жителей - привычное занятие, с малых лет крестьяне жили в тесном слиянии с окружающей природой, добывая и пользуясь её дарами. Вот и эти ребятишки насобирали грибов, которые жалко стало бросать, поэтому старшая сестра соорудила из фарту­ка подобие сумки, подвязав концы. Из подберёзовиков получится вкусный суп или другое блюдо для всей семьи.

Лето на картине во второй половине, ближе к кон­цу. Уже пошли грибы, вдали виднеется поле со спелым зерном, оно выделяется жёлтым цветом, можно за­метить цветущее разнотравье и распустившиеся кув­шинки в воде. Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы подгоняет детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового.

Где-то сгустились тучи, где-то просвечивает солн­це, ярким пятном падая на поле с созревшей пшеницей и окрашивая траву в изумрудно-зелёный цвет. О при­ближении грозы говорит отсутствие птиц в небе, они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролега- ‘ет через дощатый мосток, перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная. Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе.

Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей сестре - обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан тем­но-синего цвета, холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут костюма деревенских женщин. На голове - цветастый платок, сбившийся с головы, ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света, длинные, забраны под платок, но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее подростка висят незамыслова­тые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие, что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы. Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство. Только у младшего брата они выцвели за лето на солн­це и приобрели соломенный оттенок. Подстрижены волосики неумелой рукой, чтобы не мешали малышу и не доставляли хлопот старшим. На ребёнке то ли тёмненькая юбчонка и розоватая кофточка, достав­шиеся от старшей сестры, то ли короткие штанишки и курточка. Крестьяне, особенно бедные, одевали детей в то, что можно носить. Мальчик совсем ма­ленький, на ручках ещё заметны перетяжки, пальчики пухленькие, да и щёчки младенческие.

Маковский запечатлел момент, когда на ходу стар­шая девочка оглядывается посмотреть на небо, в кото­ром сгущаются тучи и, возможно, сверкнула молния или прогремел гром. Деревенские жители всегда боя­лись грома, считая, что боги гневаются. Вымокнуть под дождём не хотелось, так как одежда могла испач­каться и испортиться, а её приходилось беречь бед­ным крестьянам. Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным, он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидыва­ет, успеют ли они добраться домой до начала дождя.

Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что на ней ответственность за младшего братишку. Наводит на размышление мысль, почему дети боятся грозы, но не побоялись уйти одни в лес, так далеко от дома? В лесу можно встретить плохих людей, ко­торые могут обидеть, можно столкнуться с опасным зверем: медведем, волком, кабаном, попасть в болото, провалиться в яму, просто заблудиться. Может быть, было нужно набрать грибов, чтобы приготовить обед. Или так принято было в деревне в те времена, дети росли, не отделяя себя от окружающей среды - лес и река были частью их жизни, они приспосабливались друг к другу. Природа учила и воспитывала детей, приобщая их к своим богатствам. Поэтому ребята одни были в лесу, и только приближающаяся гроза прогнала их, заставила вернуться домой. Художнику замечательно удалось отразить на холсте все эмо­ции детей, гармонию стихийного явления и людских чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.

Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы» написана в 1872 году. В этом произведении художник запечатлел явление природы, отразил чувства и эмоции сельских девчонок, собиравших грибы в лесу и внезапно настигнутых грозой.

Лес остался позади, но и приюта от дождя не видно. Маковский изображает девочек на шатком мостике. Старшая стремительно бежит через мостик, совсем не боясь потерять равновесие. Страх, внушаемый надвигающейся грозой, гораздо сильнее. Крепко прижимая к себе младшую сестренку, старшая боится прежде всего за нее, поэтому решительно и смело старается как можно быстрее добраться до какого-либо укрытия.

Невольно сопереживаешь детям и удивляешься мастерству художника: все вокруг говорит о том, что надвигается гроза. Трава пригнулась к земле, небо темнеет, пугают растрепанные волосы девочек…но одновременно автор заставляет и любоваться некоторыми деталями картины: чистыми добрыми глазами детей, грибами, уложенными в передник старшей девочки, ее смелостью, четко очерченной травой…

Вглядываясь в картину, замечаешь голубой просвет у горизонта и светлое пятно пшеничного поля. Появляется уверенность в том, что дети опередят грозу и успеют вернуться домой.

Заказать репродукцию этой картины вы можете в нашем интернет-магазине.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Дети, бегущие от грозы художника Константина Маковского на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Константина Маковского Дети, бегущие от грозы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Константина Маковского на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Константина Маковского. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Константина Маковского на натуральном холсте.

Константин Егорович Маковский родился в 1839 году в Москве в семье Егора Ивановича Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества, куда и поступает в 1851 году Константин. Его преподавателями были последователи Карла Брюллова, и под их влиянием формируется романтический и декоративный стиль Константина Маковского.

В 1858 году Маковский поступает в Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Первый большой успех ему принесла историческая картина «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Федора Годунова» Но Академию он не закончил, он был одним из четырнадцати выпускников, которые отказались писать картины на предложенную тему. К тому времени Иван Крамской создал Артель художников, куда и вступает Маковский.

С 1870 года Маковский занимается вместе с другими художниками основанием Товарищества Передвижных Художественных выставок.

В этот период он много работает над портретами, жанровой живописью, уделяет внимание сценам из быта простых людей.

К концу 70-х в центре внимания художника – исторические события.

На выставке в Париже в 1889 году Маковский получил большую золотую медаль за картины «Демон и Тамара», «Суд Париса», «Смерть Ивана Грозного».

В последний год жизни 1915 он принимает участие в создании Общества возрождения художественной Руси.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Константина Маковского не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Материал беседы разработала:

учитель начальных классов

МОУ «Лицей №4» г. Саранска

Кочетова Елена Александровна

Константин Егорович Маковский «Дети бегущие от грозы». 1872 Холст. Масло. 167*102 см Государственная Третьяковская галерея

Задачи этап урока по работе над картиной:

Привлечь внимание детей к красоте и опасности такого природного явления, как гроза;

Учить сопоставлять художественный текст и картину;

Формировать умение воспринимать цвет на картине как символическую передачу чувств и мыслей автора;

Способствовать развитию чувств и эмоций детей.

1.Художник и его картина.

В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них – «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций.

2.Композиция картины.

Какова композиция картины? (На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали. Неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность, тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речушку. А на мостике – сельская девочка. Она босиком, в легоньком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы.)

Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные? (Девочка и её младший брат являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).

Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? (Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь.)

Как они оказались на этом лугу? (Было хорошее утро, ясное и теплое. Девочка взяла младшего братца и пошла в лес за грибами. Они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Художник изобразил их переходящими неглубокую речушку по хрупкому мостику из двух досочек. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.)

3.Чувства, вызываемые картиной.

Что на картине говорит о надвигающейся грозе? (Темное небо, собравшиеся тучи, поднявшийся ветер, тревожный взгляд девочки, направленный в небо.)

Почему так тревожен взгляд девочки? (Страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Девочка, вероятно, знала рассказы взрослых о несчастных случаях, происходивших с людьми во время грозы. Но она еще боится и за младшего братика, за которого она в ответе. А малыш крепко обнимает сестру своими крошечными ручонками, прижимается к ней всем тельцем и чувствует, что сестра его спасет.)

Какое впечатление производит картина? (И страшно, и интересно одновременно: успеют ли дети добежать до начала грозы? Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.)

Кого вам напоминают герои этого полотна? (Сестрицу Аленушку и братца Иванушку, убегающих от гусей-лебедей.)

Вспомните, мы описывали картину В. М. Васнецова “Иван-царевич на Сером Волке”. Картина тоже была мрачная, но была на ней деталь, которая позволила надеяться, что всё закончится хорошо. Какая это деталь? (Цветущая яблонька. Белый цвет – это символ надежды.)

Абсолютно верно. Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? (Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при написании которых художник тоже использовал тёплые тона).

4.Свет и цвет картины.

Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле.).

Опишите грозовое небо (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте).

Опишите пейзаж (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).

Опишите детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой).

Почему художник платочек на голове девочки и рубашку мальчика написал именно красным цветом? (Красный цвет – символ опасности, и эта опасность в виде грозы угрожает детям сверху.)

5.Взаимосвязь картины и словесных художественных произведений.

Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков. Вспомните, у каких авторов мы встречались с описанием этого природного явления? (Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», Л.Н.Толстой «Как мальчика застала гроза в лесу».) (Чтение детьми подготовленных произведений).

Какое из произведений больше соотносится с сюжетом картины?

Дети бегущие от грозы

На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались. Конечно, они не хотят попасть под дождь в лесу или даже в поле.

Девочка (лет восьми) несёт маленького мальчика (лет пять) за спиной. Они похожи. Светлые, щекастые. Наверное, это брат и сестра. На девочке синий сарафан и белая рубашка, а еще косынка красная. На шее бусы. Кажется, что это самые простые бусы. Может быть, даже желуди на нитке. Косынка аж сбилась с головы. На мальчике красная рубашка и белые штанишки. У девочки на поясе корзинка с грибами. Они, значит, собирали грибы. Увлеклись – не заметили тучи. И вот теперь надо бежать от грозы. Оба они босые.

Девочка спешит через мост над ручьем. Наверное, она б его обошла, но сейчас боится грозы. И мост этот – просто доска.

Вокруг детей всё потемнело. Травы все темно-зеленые, ещё лето. Хотя поле желтое. Наверное, там созревшая рожь – и это август. На небе тучи страшные. Есть посветлее, но одна черная. Она прямо над ними. И она похожа на страшную птицу. И всё-таки ещё нет капель. Можно надеяться, что дети добегут до укрытия.

Но трава высокая уже качается под ветром. Клонится к земле. Травы красивые, тоже похожи на колосья. Под мостом видны кувшинки красивые. Вода темная очень. На ветру и юбка девочки, и косынка.

Братик сжимается. Он обнимает сестру с ужасом от грозы. Кстати, может быть, это маленькая сестра в штанишках... Просто сразу вспоминаешь сказку про Алёнушку и Иванушку. Волосы девочки могли с возрастом потемнеть. И будет она сидеть над тем же ручьем, над которым сейчас бежит. Тащит, то есть спасает глупого брата.

Цвета очень уж тёмные тут. Ощущение тревоги и страха. Чувствуется опасность! Будто за ними гроза гонится.

Сочинение по картине Дети бегущие от грозы Маковского

Константин Маковский - один из самых известных художников-передвижников. Он, вместе со своими братьями и сестрой, которые в тоже самое время были его товарищами по обществу, по зову долга часто бывал в сельской местности. В деревнях Маковские не только вели просветительскую деятельность, но и продолжали творить.

С одной из поездок К. Маковский привез одну из своих знаменитых картин - полотно «Дети, бегущие от грозы», которое в наше время заслужено занимает место в Третьяковской галереи.

На этой картине изображены брат и сестра, которые спешат домой, чтобы укрыться от непогоды. Мальчик еще маленький, потому девочка, которая тоже совсем юна, всеми силами пытается ему помочь. Она переносит его через ветхий мостик. Дети, которые не хотят намокнуть под дождем, стараются поаккуратнее перейти через ручей. Мостик сложен из пары досок, которые прогибаются даже под весом детей.

Но брат с сестрой привлекают внимание не на долго. Быстро взгляд отрывается от их фигур. Очень искусно художник изобразил природу. На заднем плане мы видим лес, где брат с сестрой, желая быть полезными для своих родных, собирали грибы. Фоном для картины стало серое небо, затянутое тучами. Только вдалеке виднеются небольшие просветы, где солнце смогло прорвать завесу облаков.

Буйные травы, которые окружают крестьянские поля, прогибаются под сильными порывами ветра. Дети, как и растения, стараются прижаться земле. Они такие же неокрепшие и беззащитные, как трава.

Не известно, был ли Маковский свидетелем события, увековеченного на его полотне, или дети сами рассказали случившуюся накануне историю. Тем не менее, художник отлично передал те переживания, которые испытывает ребенок в преддверии непогоды.

Картина очень впечатлила меня. Как и эти маленькие дети, мы всегда спешим домой, где всегда отыщем укрытие от непогоды и житейских невзгод.

3 и 6 класс.

  • Сочинение по картине Черное море Айвазовского

    Картина «Черное море», написанная Айвазовским в 1881 году и впитавшая весь жизненный опыт мариниста, поражает масштабностью и глубиной. Море, такое дикое и неукротимое, сколько тайн оно хранит?

  • Сочинение по картине Васнецова Баян (описание)

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.